Сообщения банков в налоговую

Опубликовано: 12.05.2024

Блокировки доставляют массу неудобств: нужно закупать товар и оплачивать аренду, а деньгами распоряжаться нельзя. Мы поговорили с опытными бухгалтерами, покопались в законодательстве и подготовили эту статью. Читайте, чтобы узнать, как побыстрее снять блокировку и больше её не получать.

Почему приходят блокировки

Налоговая блокирует счёт на основании статей 23, 76 и 101 НК РФ, когда предприниматели не выполняют требования налогового законодательства. Например, не платят налог или не сдают отчётность. Все причины описаны в Налоговом Кодексе. Они не связаны с подозрениями в экстремизме или отмывании денег — финмониторинг действует на основании 115-ФЗ.

Какими бывают блокировки

Блокировки бывают двух видов: счёт либо блокируют полностью, либо замораживают определённую сумму.

При частичной блокировке пользоваться счётом можно без проблем, но только в рамках доступного остатка — разницы между балансом и суммой блокировки. При полной блокировке деньги использовать нельзя.

Платежи 1−3 очереди можно отправлять при любой блокировке: выплачивать зарплаты, выходные пособия, алименты, материальную помощь при травме на работе. Из 5 очереди доступны только налоговые платежи.

Причины блокировок

Точная причина блокировки всегда указана в тексте решения, которое налоговая отправляет в банк и предпринимателю — по почте и в личный кабинет налогоплательщика. Вот какими бывают причины.

Неуплаченные налоги или другой долг. Часть денег на счёте блокируют, когда предприниматель не платит вовремя налоги, страховые взносы, сборы, пени или штрафы.

Не сдана декларация. Операции по счёту приостанавливают полностью, если через 10 дней после окончания налогового периода предприниматель не сдаёт декларацию или другую отчётность. Например, ежеквартальный расчёт НДФЛ по своим сотрудникам.

Обеспечение штрафа. Иногда счёт полностью блокируют после выездной проверки. Блокировка налоговой нужна, чтобы иметь возможность взыскать штраф.

Отсутствие реакции на требования. Полная блокировка приходит, когда организация не реагирует на требование о представлении документов, пояснений или уведомление о вызове в налоговую инспекцию.

Несоблюдение правил ЭДО. Полная блокировка накладывается, когда организация не подключается к системе электронного документооборота с налоговой, хотя обязана это сделать. Отчётность в электронном виде сдают компании, в которых больше 100 работников, а также плательщики НДС и организации, которые торгуют алкоголем.


Ольга Нуриахметова, директор бухгалтерской организации ООО « Доминанта»

Нелегко уследить за всем, что может привести к блокировке. Есть небольшая хитрость — чтобы блокировки из-за долгов не возникло, до уплаты налога нужно заказать справку о состоянии расчётов с бюджетом. Её делают за 5 дней. Если вы сдали всю отчётность, в справке будут все « минусы», которые надо оплатить. Если сделать это хотя бы за три дня до окончания налогового периода, платёжных требований или блокировки не будет.


Вот так выглядит справка о состоянии расчётов с бюджетом. Код по КНД — 1 160 080. Если в 4, 6, 8 и 10 столбце есть минусы — это долг.

Как работает блокировка и при чём тут банк

Когда решение о блокировке попадает в банк, обратной дороги нет — в Налоговом Кодексе написано, что банк обязан выполнить решение. То есть банк не сможет проигнорировать документ или задержать блокировку, даже если организации нужно срочно оплатить работу подрядчика или закупить игрушки в детский дом.

Открыть новый счёт с блокировкой тоже не получится.

Как снять блокировку

Если блокировка не стесняет вашу работу, можно дождаться, пока налоговая пришлёт в банк инкассовое поручение и спишет со счёта долг — это может занять от нескольких дней до нескольких месяцев. Если это неприемлемо, вот план.

1. Выясните причину блокировки.

В Точке мы присылаем решение о блокировке в чат. В некоторых интернет-банках нельзя посмотреть ничего, кроме номера решения и суммы. Узнать, есть ли блокировка, в любой момент можно в сервисе налоговой. Нужно ввести свой ИНН ( для ООО — ИНН компании) и БИК любого российского банка.

2. Устраните причину блокировки.

Когда причина ясна, устраните её: оплатите долг, сдайте отчётность, настройте ЭДО или выполните другие требования.

Налоговая увидит ваши деньги в своей компьютерной системе только через 5−7 дней. Если нужно снять блокировку быстрее, читайте дальше — рассказываем, как снимать блокировку « вручную».

3. Пообщайтесь с инспектором.

В налоговой нужно найти инспектора, который выставил блокировку — именно он указан в первоначальном решении.

Ему нужно показать платёжку или квитанцию об оплате или объяснить, что вы выполнили требования — предложить проверить это в базе данных.


Ольга Нуриахметова, директор бухгалтерской организации ООО « Доминанта»

Если всё в порядке, инспектор подготовит решение о разблокировке на следующий день. Раньше можно было сходить в налоговую и забрать подписанное решение с печатью, чтобы отнести его в банк. Сейчас такая схема не работает, но чаще всего решение поступает в банк за один рабочий день.

Если блокировка пришла неверно

Иногда налоговая ошибается и накладывает блокировку незаконно. Если это доказать, можно возместить ущерб — проценты за каждый календарный день незаконной блокировки суммы на счёте в размере ключевой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Для этого нужно обратиться в налоговую с претензией. Если там откажут — в суд.

Пример. Если вы докажете, что налоговая необоснованно заблокировала 1 000 000 ₽ на 30 дней, а ставка рефинансирования составляет 7,5%, то проценты будут рассчитаны так: 1 000 000 * ( 7,5%/365) * 30 = 6 164,38 ₽.

В какие сроки налоговая снимает блокировку

5 причин, по которым стоит избегать блокировок налоговой

Решение налоговой о приостановлении операций по счёту чревато неприятными последствиями, даже если сумма блокировки — копеечная:

  1. При блокировке банки отказывают в любых кредитах и приостанавливают действующие овердрафты — кредитные продукты доступны только кристально чистому бизнесу.
  2. С блокировкой нельзя разместить деньги на депозите и заработать.
  3. С блокировкой не получится открыть спецсчёт для участия в тендерах.
  4. С блокировкой невозможно открыть ещё один счёт, каким бы лояльным и понимающим ни был ваш банк.
  5. Блокировка может стать причиной штрафа за нарушение сроков уплаты налогов, взносов или предоставления отчётности.

Коротко

Полезная рассылка для бизнеса

Рассказываем про налоги, законы, чужой опыт и полезные инструменты для бизнеса. Оставьте свою почту и получите в подарок книгу «Сила эмоционального интеллекта».

Поправки к закону вступили в силу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Фото: Роман Данилкин / 63.RU

С сегодняшнего дня в силу вступают поправки к Налоговому кодексу, которые заранее успели всех взбудоражить. Много говорилось о том, что у ФНС стало больше доступа к банковской тайне, а делиться тайнами (особенно банковскими) мало кому захочется. Мы разобрались, что именно поменялось и какую информацию налоговая теперь может получить.

Что произошло?

В феврале Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Среди прочего изменения вносятся в статью 86, которая регламентирует обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. В ней появляется подпункт 2.1, обязующий банки по запросу в течение трех дней делиться с налоговой дополнительной информацией.

Что теперь будет знать налоговая?

На самом деле ФНС и так получала много информации — банки обязаны сообщать налоговикам об открытии или о закрытии счетов, вкладов, изменении реквизитов и многом другом. Изменения дают налоговой возможность узнать информацию не только о том, на кого счет открыт, но и о том, кто пользуется им по доверенности. По запросу банк должен предоставить копии паспортов лиц, имеющих доступ к деньгам на счете, доверенности, договор на открытие счета и использование интернет-банка, карточки с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

Данные могут узнать в любой момент?

Нет, информация предоставляется по запросу. Законом предусмотрен конкретный список ситуаций, когда ФНС может затребовать информацию у банка. Например, основанием для запроса про организацию или ИП может стать налоговая проверка, истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления. Данными физлица могут поинтересоваться при согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя, а также при проведении налоговой проверки либо истребовании у него документов. И, наконец, данные могут потребовать на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Зачем это нужно?

В ФНС объясняют, что изменения «вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращения ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов». Если совсем просто: налоговая сможет увидеть всех аффилированных лиц, а не только номинальных директоров компаний или владельцев счета.

— Раньше налоговая видела компанию и директора, а кто совершал операции, было непонятно, потому что это уже были внутренние документы, — объясняет экономист Максим Марамыгин. — В налоговую документы уходили за подписью директора. Сейчас они могут посмотреть, кто помимо директора имеет доступ к счету, хотя формально никак не числится.

— Эти нововведения — первый шаг по выводу из тени физических лиц. По юридическим лицам и ИП налоговая и так может получить достаточный объем информации, и всем было понятно, что попытка пролить свет на финансовые отношения рано или поздно доберется и до «физиков», — объясняет Денис Валдеев, юрист компании «Бенефактум». — У принятого закона свои цели: во-первых, преследование обналичивания денег. Во-вторых, тот же 115-й закон о легализации денежных средств, полученных преступным путем. Сейчас достаточно большой объем граждан, которые не имеют официального заработка, налоги не отчисляют, при этом по их счетам бегают огромные денежные суммы. Соответственно, у налоговой задача номер один — обложить эти доходы налогом.

Но принятый закон эту задачу полностью не решает, уверен эксперт: с одной стороны, ФНС получит больше информации о счете и его владельцах, с другой стороны, в законе прописан механизм, по которому информация предоставляется только в рамках камеральных проверок и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.

— Этот механизм частично является защитным от злоупотреблений налоговиками. Но принятый закон — это только первый шаг, ФНС однозначно будет добиваться того, чтобы все денежные операции в стране были прозрачными, — отмечает юрист.

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Российские банки с 6 января начнут подавать в Федеральную налоговую службу (ФНС) информацию об открытии и закрытии физическими лицами электронных кошельков в «ЮMoney» (бывшие «Яндекс.Деньги»), «QIWI Кошелек», WebMoney и других сервисах, а также данные об изменении их реквизитов. Это следует из вышедшего указания Банка России, которое устанавливает порядок передачи такой информации.

Требование распространяется на персонифицированные электронные кошельки с полной и упрощенной идентификацией клиента. У сервисов электронных кошельков есть свой расчетный банк, на который возлагается эта функция.

Указание ЦБ разработано в соответствии с изменениями в Налоговый кодекс, которые вступили в силу с 1 апреля 2020 года. Однако банки не смогли начать делиться данными с ФНС в установленный срок, так как не был принят специальный нормативный акт, указывающий, в каком формате это необходимо делать, отмечала Ассоциация участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД).

Как пояснили в ФНС, с 6 января у банков появится возможность сообщать сведения обо всех открытых и закрытых после 1 апреля 2020 года электронных кошельках. Формы и форматы сообщений банка налоговому органу были утверждены приказом ФНС России от 28 мая, но он вступает в силу в январе, одновременно с указанием ЦБ. Отсрочку в ФНС объяснили необходимостью дать время банкам на подготовку и сложной эпидемиологической ситуацией.

Как пояснил представитель WebMoney, сейчас банки в отсутствии подтвержденной процедуры взаимодействия с ФНС не передают данные о кошельках. «Указание Банка России устанавливает технические требования к передаче данных в налоговые органы. Без них кредитные организации не могли подготовить свои информационные системы к интеграции с государственными органами. То есть требование передавать данные было, но как его исполнить — не детализировалось», — объясняет исполнительный директор АЭД Павел Шуст.

По мнению Шуста, указание было опубликовано довольно поздно. «Начать передачу сведений надо уже с 6 января, времени осталось мало, для многих участников рынка эта подготовка требует довольно больших ресурсов. Поэтому мы взаимодействуем с регуляторами, чтобы уже в январе это информационное взаимодействие было налажено», — рассказал он. О возможных проблемах у участников рынка говорит и представитель «ЮMoney»: «Банк России только сегодня окончательно утвердил технические требования к передаче данных и все еще не предоставил тестовую среду для отладки процесса».

РБК направил запрос в ЦБ.

Банки уже в обязательном порядке передают в ФНС сведения об открытии или закрытии банковских счетов юридических и физических лиц и изменении их реквизитов. Также налоговая может запрашивать информацию о движении денежных средств и остатках на счете в рамках проверки физлица или его контрагента, но только по согласованию с руководителем регионального УФНС или его заместителя.

Фото:Алексей Смышляев / ТАСС

«Необходимость доступа к такой информации продиктована тем, что электронные кошельки являются уже полноценным средством осуществления платежей. И в целом зачастую они выполняют ту же функцию, что и обычные банковские счета, поэтому никаких оснований для того, чтобы по аналогии с банковскими счетами не собирать информацию о них с целью совершенствования налогового контроля, нет», — считает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Электронные кошельки могут использоваться для финансирования распространения наркотиков и терроризма, говорил ранее РБК глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. В прошлом году законодатели для усиления контроля запретили снимать и вносить наличные на анонимные электронные кошельки.

По данным ЦБ, по итогам 2019 года в России было открыто 534,6 млн электронных кошельков, из которых 17,1 млн являлись персонифицированными. По ним было совершено 2,8 млрд операций на общую сумму 1,9 трлн руб. Больше половины от объема операций пришлось на персонифицированные кошельки — 1,1 трлн руб., так как операции по анонимным кошелькам ограничены лимитом и функционалом.

Изначально все кошельки открываются как анонимные. Затем держатель кошелька может пройти упрощенную идентификацию (указать онлайн фамилию, имя, отчество и номер паспорта) или полную проверку личности (требует присутствия в офисе). По данным Mediascope, лидером по количеству электронных кошельков в 2019 году были «ЮMoney» (53% пользователей среди онлайн-покупателей), далее следуют PayPal (46%), WebMoney (40%), QIWI (37%), VKPay и «МТС-Деньги» (по 15%). Чаще всего в интернете электронными деньгами оплачивают услуги мобильной связи (86% респондентов), заказы в интернет-магазинах­ (81%) и коммунальные услуги (74%).

Всем привет! Я, налоговый юрист Артур Дулкарнаев, расскажу ниже о том, какую сейчас информацию банк передает в налоговые органы и что изменится с 1 апреля.

Сейчас согласно Налоговому кодексу РФ российские банки обязаны:

  1. Сообщать налоговым органам об открытии и закрытии счетов физических лиц. Это правило действует с 1 июля 2014 года.
  2. Предоставлять справки о наличии счетов, вкладов физических лиц, об остатках денежных средств и выписки по операциям. Это правило действует с 1 сентября 2016 года.
  3. По запросам налоговых органов предоставлять информацию по счетам, открытым в драгоценных металлах. Это правило действует с 1 июня 2018 года.

Банки обязаны выдавать справки в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета, банк сообщает в электронной форме также в течение трех дней.

С 1 апреля 2020 года российские банки будут обязаны сообщать о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств («электронные кошельки»). Это правило будет действовать в соответствии с Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

К электронным средствам платежа относятся средства или способы, позволяющие составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).

Пример электронного средства платежа — «электронный кошелек» в WebMoney, Яндекс деньги и т.п.

В Информации ФНС России от 17 февраля 2020 года сообщается, что налоговые органы не имеют прямого доступа к этим счетам и не могут контролировать движение денежных средств по ним без проведения проверок.

Запросить информацию об операциях по счету физического лица, включая выписки по счетам, к которым привязаны платежные карты, а с 1 апреля 2020 года - и по электронным кошелькам налоговые органы могут только в случаях проведения налоговых проверок такого лица либо контрагента физического лица.

Однако такие сведения могут быть запрошены только при наличии согласия руководителя Управления ФНС по субъекту федерации или руководителя или заместителя руководителя ФНС России.

Например, в налоговый орган поступила информация, что физическое лицо нелегально занимается предпринимательством. В этом случае его могут пригласить в налоговую инспекцию для дачи пояснений, и если будут установлены факты недекларирования доходов, предложить уточнить налоговые обязательства.

ФНС России отмечает, что появившаяся в ряде СМИ информация о повсеместном вызове на допросы владельцев карт, о начислении налогов и штрафов за все невыясненные поступления на карты граждан, и что это связано с поправками в законодательство, вступающими в силу с 1 июля 2020 года, не соответствует действительности.

До 02 мая 2014 года сообщать об открытии и закрытии счетов обязаны были не только банки, но и сами налогоплательщики: организации и ИП. За несвоевременное исполнение установленной обязанности и те, и другие могли быть привлечены к ответственности.

Такое дублирование норм в Налоговом кодексе РФ приводило не только к увеличению объемов документооборота, но и к установлению дополнительной обязанности налогоплательщика, а также к искусственному созданию ситуации совершения им налогового правонарушения при отсутствии причинения вреда охраняемым законом правоотношениям, так как информация об открытии или закрытии счетов в любом случае попадала в налоговый орган через банк, в котором был открыт или закрыт счёт.

Вступивший в силу Федеральный закон от 02 апреля 2014 № 52-ФЗ отменил нормы, устанавливающие обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговый орган информацию об открытии и закрытии счетов в банке. Утратила силу и статья 118 Налогового кодекса РФ, в которой была прописана ответственность за их несоблюдение.

И начиная с указанной даты, к ответственности за несообщение сведений об открытии или о закрытии банковского счета могут быть привлечены только банки, на основании п. 2 ст. 132 Налогового кодекса РФ.

Обязанность банков сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии расчетного или текущего счета организации, ИП, физическому лицу, не являющимся ИП, установлена п. 1.1 ст. 86 Налогового кодекса РФ.

Это обязанность касается следующих счетов:

  • Расчетные счета, которые открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также ИП или физическим лицам, занимающимся частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
  • Текущие счета, открываемые физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
  • Счета для совершения операций с использованием расчетных (дебетовых), кредитных карт.
  • Счета в драгоценных металлах.
  • Счета, открытые платежным агентам (поставщикам) во исполнение требований Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
  • Специальный избирательный счет, открываемый для формирования избирательных фондов политических партий и их региональных отделений при проведении выборов депутатов.
  • Счета эскроу с указанием сведений о владельце счета (депоненте).

Важно понимать, что Минфин России исходит из позиции, согласно которой у банка нет обязанности сообщать в налоговые органы об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) транзитного валютного счета.

Будет ли в данном случае обязанность банка, установленная ст. 86 НК РФ, считаться неисполненной, даже если банк вследствие объективной невозможности представления сообщений в электронном виде представит в соответствующий налоговый орган сообщение об открытии (закрытии) счета на бумажном носителе в установленные сроки?

Какие действия следует предпринять банку для того, чтобы избежать ответственности за несвоевременное представление сведений об открытии (закрытии) счета в случае объективной невозможности передать указанные сведения в электронном виде?

В соответствии с изменениями, внесенными в п. 5 ст. 76 и п. 1 ст. 86 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, закреплена обязанность банков сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя), о предоставлении права или прекращении права организации (индивидуального предпринимателя) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня соответствующего события.

В соответствии со ст. ст. 11 и 86 НК РФ порядок сообщения банком в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета, открытого на основании договора банковского счета, на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства организации (индивидуального предпринимателя), нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, устанавливается Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Данный порядок установлен Положением Банка России от 07.09.2007 N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета".

Согласно п. 1.1 Положения передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью, и Центр информационных технологий Банка России в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных для последующей доставки электронного сообщения в налоговый орган по месту нахождения банка.

Таким образом, для передачи банками сообщений в электронном виде в налоговый орган банки заключают договоры (соглашения) с территориальными учреждениями Банка России, осуществляющими надзор за их деятельностью, в которых определяются условия и порядок приема Банком России информационных сообщений банков для передачи их федеральным службам.

Возникает ли ответственность у банка за нарушение порядка и сроков представления вышеуказанных сведений в налоговый орган, если их представление было невозможно вследствие сбоев в программном обеспечении и невозможности приема территориальными учреждениями Банка России информационных сообщений банка для передачи федеральным службам?

Будет ли в данном случае обязанность банка, установленная ст. 86 НК РФ, считаться неисполненной, даже если банк вследствие объективной невозможности представления сообщений в электронном виде представит в соответствующий налоговый орган сообщение об открытии (закрытии) счета на бумажном носителе в установленные сроки?

Какие действия следует предпринять банку для того, чтобы избежать ответственности за несвоевременное представление сведений об открытии (закрытии) счета в случае объективной невозможности передать указанные сведения в электронном виде?

Подпунктом "а" п. 33 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2007 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" внесены изменения в п. 1 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которыми на банк возложена обязанность сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя), о предоставлении права или прекращении права организации (индивидуального предпринимателя) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде.

Кодексом не предусмотрено представление соответствующего сообщения банком на бумажном носителе.

Согласно п. 1.6 Положения Центрального банка Российской Федерации о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета от 07.09.2007 N 311-П датой сообщения банком в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения.

Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений о предоставлении (прекращении) права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа влечет взыскание штрафа в размере 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 135.2 Кодекса).

В соответствии со ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Пунктом 3 ст. 108 Кодекса установлено, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Согласно п. 6 указанной статьи Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 109 Кодекса).

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения или смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело (пп. 4 п. 1 ст. 111 и пп. 3 п. 1 ст. 112 Кодекса).

В случае отсутствия технической возможности передать в налоговый орган сообщение в соответствии с п. 1 ст. 86 Кодекса в электронном виде через территориальное учреждение Банка России рекомендуется незамедлительно сообщить в налоговый орган о таком факте, о причинах задержки направления указанного сообщения в электронном виде, представить соответствующее сообщение на бумажном носителе.

Основание: Письмо Минфина РФ от 29 марта 2012 г. N 03-02-07/1-72

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Читайте также: