Согласно данным имеющимся в налоговом органе

Опубликовано: 03.05.2024


Камеральная проверка проводится в налоговой инспекции на основе данных налоговых деклараций, документов и сведений, предоставленных плательщиком по запросу. Из-за кризисных явлений в экономике, вызванных пандемией вируса COVID-19, проведение проверочных мероприятий со стороны налоговой службы было приостановлено до 1 июня 2020 года. Однако сейчас камеральные проверки по НДС и другим видом налогов возобновлены.

Рассмотрим, что из себя представляют эти проверки, как проводятся и чем заканчиваются, сроки проведения камеральных налоговых проверок в 2020 году.

  • Понятие камеральной проверки
  • Сроки проведения камеральных налоговых проверок в 2020
  • Какие права имеет налоговый инспектор
  • В каких случаях ИФНС имеет право запрашивать документы
  • Как оформляется результат проверки
  • Как готовить ответы налоговой и предоставлять документы в период пандемии

Понятие камеральной проверки соблюдения налогового законодательства

Камеральная проверка — это способ контроля соблюдения правильности начисления и уплаты налогов субъектом предпринимательской деятельности. Они проводятся согласно статье 88 НК. Проверка ведется в налоговой службе без посещения офиса налогоплательщика. Используются данные, имеющиеся в инспекции, при необходимости запрашиваются документы у самого плательщика и его контрагентов.

Камеральные проверки по НДС и другим налогам могут проводиться только на основании поданных в ФНС документов. В этом случае плательщик может не знать о том, что она ведется. Однако если должностными лицами будут выявлены нарушения, они обязаны известить об этом руководство проверяемой компании.

Камеральная проверка делится на три стадии:

  1. Предоставление отчетных документов в налоговую службу.
  2. Проверка правильности начисления налогов на основе декларации за текущий и прошлый отчетные периоды.
  3. Оформление результатов проверки.

Сроки проведения камеральных налоговых проверок в 2020 году

В налоговом законодательстве указан общий срок проведения камеральной проверки. Он составляет 3 месяца, начиная от даты сдачи декларации. Отличия касаются только проверок правильности расчета налога на добавленную стоимостью, его уплаты и предъявления к вычету.

Сроки проверок по НДС следующие:

  • По декларациям, которые были предоставлены в налоговую службу до 4.09.18 — три месяца;
  • По декларациям, которые поданы после этой даты (то есть все текущие) — два месяца с возможностью продления до трех. Продление возможно в случае, если во время проверки налоговые инспектора выявили несоответствие в отчетных документах плательщиков и их контрагентов;
  • По декларациям иностранных компаний, которые оказывают электронные услуги — полгода с момента получения отчетных документов.

Если срок истекает в выходной день, то последний день проверки переносится на ближайший рабочий.

Какие права имеет налоговый инспектор

Камеральная проверка, в отличие от выездной, проводится без отдельного решения руководителя. И уведомление о начале проверки руководителю и бухгалтеру проверяемой организации не отправляют.

Датой начала проверки считается дата подачи декларации по налогам (первой или уточненной). В рамках проверки инспектора имеют право:

  • Получать первичные документы от плательщика, по которому проводится проверка. Документы должны касаться только проверяемого периода;
  • Получать первичные документы у контрагента плательщика, с которым тот заключал сделки, повлиявшие на размер налога. Истребовать можно только те документы, которые касаются конкретной сделки и периода;
  • Требовать пояснений или уточнений по поводу сданной отчетности;
  • Провести выемку документов по конкретному периоду и налогу, если субъект предпринимательства не хочет предоставлять их добровольно;
  • Провести осмотр помещений или допросить свидетелей;
  • Назначить и провести экспертизу.

В каких случаях ИФНС имеет право запрашивать документы

Обстоятельства, которые дают право истребовать первичные документы у плательщика, перечислены в п. 7 статьи 88 НК. Основные подпункты перечислены далее:

  • При проверке декларации по НДС сотрудник налоговой обнаружил расхождения с декларацией контрагента компании;
  • Компания заявила налог на добавленную стоимость к возмещению денежными средствами из бюджета;
  • Компания указала в налоговой декларации налоговую льготу;
  • В отчетной документации указано возмещение НДС, который был возвращен иностранному гражданину в рамках Tax Free, однако информации об этом возмещении нет в базе нанных налоговой службы;
  • Декларация сдана без обязательных приложений, которые предусмотрены налоговым кодексом и другими нормативно-правовыми документами;
  • При расчете обязательных взносов указаны необлагаемые суммы или использованы сниженные тарифы;
  • В декларации по прибыли сумма налога снижена за счет инвестиционного вычета из платежа;
  • Плательщик налога сдал уточненную декларацию, в которой указаны убытки или уменьшена сумма налога, если первичная отчетность была сдана более 2 лет назад;
  • Данные, указанные в декларации, не соответствуют информации, которая имеется в распоряжении налоговой инспекции.

Как оформляется результат проверки

Законодательством предусмотрено два способа оформления результатов камеральной проверки:

  1. В ходе проверки не выявлены нарушения. В этом случае каких-либо отдельных документов не составляется, что предусмотрено статьями 88 и 100 НК. Иными словами, если с момента сдачи декларации по конкретному налогу каких-либо запросов и уведомлений из ФНС не поступило, проверка считается пройденной.
  2. В ходе проверки выявлены нарушения. В этом случае составляется акт унифицированного образца, форма которого закреплена в Приказе ММВ-7−2/189. На составление акта отводится не более 10 дней с момента окончания проверочных мероприятий.
Плательщик налогов может быть не согласен с выводами налоговых инспекторов. В этом случае он подает возражение. Срок подачи документа — месяц с момента получения акта о результатах проверки.

Как готовить ответы налоговой и предоставлять документы в период пандемии

Из-за пандемии коронавируса часть компаний перевела сотрудников на удаленную работу. Поэтому может возникнуть ситуация, когда налоговая инспекция направляет требование о предоставлении документов или информации, но выполнить его невозможно из-за отсутствия работников, которые имеют доступ к бухгалтерии и отвечают за ведение документации.

Если субъект предпринимательства перевел работников на удаленную работу, этот факт оформляется приказом. Если такой документ есть, то стандартный срок предоставления документов может быть увеличен на 20 дней согласно постановлению № 409, принятому в апреле 2020 года. То есть общий срок предоставления документов и сведений составит 30 дней.

Причем в течение этого срока компания может сообщить налоговой, что предоставить требуемые документы невозможно из-за отсутствия сотрудников на работе, а к ответу приложить копию письма руководителя. В этом случае к компании не будут применены санкции, предусмотренные НК.

Права налоговых органов достаточно широки.

Какими правами наделены налоговые органы

Участниками налоговых правоотношений являются не только плательщики, которые обязаны своевременно уплачивать налоги и сборы, но и сами налоговые органы. В рамках действия Налогового кодекса и других нормативно-правовых актов на них возложены определенные права и обязанности.

Поскольку налоговые органы представляют взаимосвязанную и централизованную систему по контролю за исполнением норм налогового законодательства, что прописано в статье 30 Налогового кодекса, на них возложен ряд определенных прав, в рамках которых они осуществляют свою деятельность.

Так, согласно статье 31 Налогового кодекса, законодательно налоговые органы наделены следующими правами:

  • требовать с плательщиков документы, на основании которых к плательщику предъявляются требования об уплате сборов и налогов;
  • требовать документы, которые подтверждают оплату установленных к плательщикам налогов и сборов;
  • проводить плановые и внеплановые проверки;
  • требовать исправления нарушений норм налогового права;
  • взимать с плательщиков задолженности, пени, штрафы при существующих на то законных основаниях;
  • подавать заявления в судебные органы с требованиями к плательщикам;
  • выдвигать требования по аннулированию выданных лицензий на деятельность физических, юридических лиц, а так же ИП;
  • требовать от банков документации по движению счетов плательщика (следует понимать, как подтверждение уплаты налогов и сборов в пользу государственного бюджета);
  • начислять и определять сумму налогов и сборов, пени и штрафов, которые подлежат взысканию с плательщиков;
  • арестовывать имущество плательщиков-должников;
  • требовать приостановления операций по счету плательщиков-нарушителей;
  • отправлять плательщикам письменные уведомления с требованием явиться в налоговый орган для дачи разъяснений по уплате налогов и сборов;
  • временно изымать документацию у плательщиков при наличии достаточных на то оснований (например, доказанных умыслов по уничтожению такой документации).

Права и полномочия налоговых органов весьма обширны, поскольку именно на них возложены обязательства по контролю за исполнением налоговых норм.

При этом все вынесенные решения и требования налоговых органов могут быть отменены или изменены вышестоящими налоговыми органами.

Например, требование районной Федеральной налоговой службы может быть отменено областным Управлением Федеральной налоговой службы при наличии на то достаточных оснований.

Однако, перечень прав у налоговых органов не ограничивается только Налоговым кодексом. Так, ряд полномочий прописан в Законе РФ №943-1. Согласно этому закону налоговые органы вправе:

  • проводить проверки документации в установленном законодательством порядке, которая не имеет отношения к уплате налогов и сборов, задолженностям по ним, пеням, но относящихся к обязательным платежам плательщиков;
  • контролировать исполнение предпринимателями налогового законодательства;
  • требовать исполнения по обязательным платежам, которые не относятся к налогам, сборам, пени и штрафам за налоговые правонарушения;
  • при проверке обследовать принадлежащие плательщику помещения, в том числе и склады, конторы, офисы, торговые точки и прочие объекты недвижимости;
  • выносить обоснованные решения, требованием которых является привлечение к ответственности в рамках налогового законодательства плательщиков-нарушителей.

При этом права налоговых органов распространяются и на подачу исков по следующим вопросам:

  • о ликвидации компании, организации, ИП при наличии достаточных на то оснований в рамках российского законодательства;
  • об отмене сделок, признании их незаконными и недействительными;
  • о возмещении в государственный бюджет средств, полученных в ходе проведения незаконных сделок;
  • о признании незаконной и недействительной регистрации конкретного юридического лица или ИП;
  • о взыскании с плательщиков неуплаченных им в установленный срок налогов, сборов, пени, штрафов;
  • о расторжении соглашения по налоговым кредитам (следует понимать, как инвестиционных) до истечения срока его действия;
  • о возмещение причиненного государственному бюджету ущерба в результате несвоевременных или невыполненных обязательств банка, проводящего операцию по списанию средств со счета плательщика в пользу государства.

Подавать иски в судебные органы, выносить решения о привлечении к ответственности и взыскивать задолженности по налоговым обязательствам могут только руководители налоговых органов, а в их отсутствие – заместители.

Рядовые представители налоговых органов такими полномочиями не обладают, за исключением случаев, когда на уровне внутреннего приказа или доверенности на них не возложена эта обязанность.

Реализация прав и соответствующая документация

В рамках действия статьи 31 Налогового кодекса, все полномочия и права налоговых органов реализуются только по действующему законодательству. Так, формы для заполнения плательщиками и представителями налоговых органов к плательщикам имеют утвержденный формат, отклонения от которого недопустимы.

Кроме того, на основании согласия работник государственных органов, а также их несовершеннолетних детей и супругов, налоговые органы вправе предоставлять в государственные структуры данные об источниках доходов и их размере. При этом регулируется данный вопрос уже на уровне нормативно-правовых актов, составленных Президентом или Правительством.

Налоговые органы передают, имеющиеся у них документы, плательщику несколькими способами: лично и под роспись, путем отправки заказного письма с уведомлением о получении (при этом днем получения будет считаться шестой календарный день, независимо от того, получил ли плательщик в этот период документы или нет), в электронной форме.

При этом статьей 31 Налогового кодекса допускается передача документации не только лично плательщику сборов и налогов, но и его представителю, если таковой имеется.

Тем, кто, согласно действующим нормам законодательства, обязан отправлять заполненные декларации в электронном виде, вся документация передается таким же способом.

Плательщик может получить документы как через личный кабинет на официальном сайте налогового органа, так и через организацию, осуществляющую электронный обмен документами, если это предусмотрено возможностями плательщика.

Куда направляются документы

При отправке документов в бумажном виде существует ряд особых требований, выдвигаемых Налоговым кодексом, которым должны следовать налоговые органы.

К этим требованиям относятся:

1. Отправка на адрес фактического местонахождения организации-плательщика. При этом адрес берется из действующей выписки ЕГРН. В случаях если организация сменила место своего нахождения, не уведомив об этом налоговый орган, и не внеся изменения в свою внутреннюю документацию, то это уже считается налоговым правонарушением.

Если же организация является иностранной, не осуществляющей деятельность на территории РФ, но подлежащей налогообложению на ее территории, то на адрес для обмена документацией, указанный в ЕГРН. Если у иностранной компании имеется недвижимое имущество на территории РФ, то по адресу местонахождения этого имущества.

2. Отправка на адрес места проживания или адрес, который указан в качестве предпочтительного для получения документации, в выписке ЕГРН, если плательщиком является частное лицо, ИП, нотариус или адвокат. Последние при этом осуществляют частную деятельность, а не государственную.

Ограничения прав налоговых органов

Согласно действующим нормам законодательства, налоговые органы не могут участвовать в земельных правоотношениях. В частности проводить проверки по использованию земель по назначению или по землеустройству. Это право закреплено за земельным государственным и общественным контролем, а не за налоговыми органами.

Более того на законодательном уровне не прописано, что налоговые органы могут выдвигать требования при наличии только домыслов, подозрений в даче заведомо ложных и неправильных сведений.

В частности, касающихся фактического места нахождения плательщика. Более того плательщик имеет право уплачивать выдвинутые к нему налоги и сборы, независимо от места его фактического нахождения, поскольку налоговые органы представляют единую систему, а поступления средств осуществляются непосредственно в государственный бюджет.

В СМИ началась очередная истерика насчет доступа налоговиков к сведениям, которые составляют банковскую тайну:

Вроде бы теперь банки обязаны передавать ФНС что-то суперсекретное, это усилит контроль над доходами и расходами всех клиентов. А банковская тайна как будто и вовсе теперь не тайна — и это чуть ли не ущемление прав и свобод.

Налоговый кодекс и правда меняется с 17 марта. Теперь банки обязаны передавать больше сведений, но на обычных людей это не повлияет. А вот тем, кто занимается обналом и работает с подставными лицами, будет чуть сложнее бесконтрольно выводить деньги.

Вот что на самом деле изменилось в законе о банковской тайне и чем это грозит.

О каких изменениях речь

17 марта 2021 года вступают в силу поправки, внесенные в первую часть налогового кодекса. В статье 86 появится пункт 2.1 с новыми обязанностями банков. Там и идет речь о передаче некоторых сведений и документов по запросу налоговой.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Как было раньше

На самом деле вся статья 86 НК РФ посвящена обязанностям банков в связи с налоговым контролем. Например, банки обязаны сообщать об открытии счетов и вкладов, изменении реквизитов, остатках денег и операциях. Когда вы открыли счет как физлицо или ИП, налоговая автоматически узнает об этом из единой системы. А если она решит проверить декларацию, то узнает и обо всех зачислениях на счет.

Налоговая знает, какая у вас квартира, у кого вы ее купили, сколько зарабатываете, кто ваш супруг и как зовут детей, на какой машине вы ездите и какая у нее мощность двигателя. У налоговой есть данные о ваших родственниках — потому что она ведет реестр ЗАГС. Она знает, есть ли у вас фирмы или статус ИП, какими видами деятельности вы занимаетесь, где работали пять лет назад и кого нанимали, используете ли электронные кошельки и имеете ли счета за границей.

Росреестр передает налоговой сведения о сделках с недвижимостью, ГИБДД — о регистрации транспорта, нотариусы — о наследстве, а МВД — о смене паспортных данных и адресе. И банки тоже передают информацию налоговой — автоматически или по запросу, в рамках действующего закона. Доступ к банковским данным имеют суды, Росфинмониторинг, приставы, следственные органы, Агентство по страхованию вкладов, ЦБ, финансовые управляющие.

Нет такого, что все сведения о вас налоговая получит, только истоптав три пары железных башмаков. Закон позволяет государству знать о вас очень многое. А часть данных вообще находится в открытом доступе — особенно если вы занимаетесь бизнесом.

Что меняется с 17 марта

Вот что еще теперь обязаны передавать банки по запросу налоговой:

  1. Копии паспортов лиц, которые имеют доступ к деньгам на счете.
  2. Доверенности на получение денег со счета.
  3. Договор на открытие счета и использование интернет-банка.
  4. Карточки с образцами подписей и оттиска печати.
  5. Информацию о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях.
  6. Сведения о представителях клиента.

Срок — в течение 3 дней со дня мотивированного запроса.

Мотивированным будет считаться запрос в конкретных случаях.

У организации или ИП. Если проводится налоговая проверка или истребованы документы. Или есть решение о взыскании налога, приостановлении операций по счету или об отмене приостановления.

У физлица без статуса ИП. При согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя. А также если в отношении человека проводится налоговая проверка или у него истребованы документы.

У всех. По запросу другого государства в рамках международного сотрудничества.

В статье 26 федерального закона о банках, посвященной банковской тайне, и в статье 857 ГК РФ изменений нет: там и так написано, что тайну надо сохранять, но есть обязанность предоставлять сведения по запросу и в рамках закона. Банк не вправе отказать, если запрос правильно оформлен и мотивирован.

А вот партнерам, конкурентам, сотрудникам и просто любопытным людям сообщать сведения о счетах и операциях банк не будет.

Кого коснутся эти изменения

Изменения коснутся тех, кто выдавал или получал доверенности на распоряжение деньгами. А также тех, кто открывал счета на подставных лиц и работает через представителей.

Например, есть фирма, которая обналичивает деньги. Обычно такие компании оформляются на людей, которые не имеют отношения к бизнесу и деньгам, а только дают свои паспорта и ставят подписи там, где нужно. А распоряжаются счетом другие люди. Чтобы они имели доступ к интернет-банку, могли снимать деньги и подписывать документы, номинальный директор оформляет доверенность и указывает нужных людей в карточке с подписью и печатью. Больше этот директор о счете и фирме ничего не знает — зато к деньгам имеют доступ те, кому это нужно.

Теперь налоговая сможет узнать, кто именно снимает деньги и распоряжается счетом. Но для этого ей нужно как минимум что-то заподозрить. Хотя и с этим проблем давно нет: все махинации с налогами и обналичиванием видны в автоматизированных системах контроля, где подсвечиваются подозрительные данные в декларациях и странные сделки между конкретными контрагентами.

Или бывает, что фирма проводит операции не в своих интересах, а платит за кого-то или получает деньги как комиссионер или агент. А на самом деле бенефициар сделки — другая компания или человек. Обычно банк запрашивает такие сведения для себя и Росфинмониторинга, но теперь доступ к ним сможет получить и налоговая.

Этого не произойдет автоматически, но при налоговой проверке или взыскании налога — вполне возможно.

Что изменится для обычных людей

Если у вас есть счета в банках и вы сами распоряжаетесь этими деньгами, не занимаетесь обналом в чьих-то интересах и не отмываете преступные деньги в больших объемах — вас эти изменения не коснутся.

Фактически для людей без статуса ИП ничего не меняется: о контроле за операциями речи в поправках не идет, а для запроса информации, как и раньше, нужно решение руководства или проведение проверки. При этом для проверки тоже нужны основания.

Банк сообщает о том, что у вас есть счет, но он не передает информацию о зачислениях и переводах. Пока что в России все еще нет официального контроля над расходами. Если вы купили машину, не имея официального дохода, — это не повод вас штрафовать. Деньги могла подарить бабушка, или вам вернули долг — а с денежных подарков и займов налога нет.

Если у вас есть статус ИП или даже фирма и доверенность на главбуха для распоряжения счетом, беспокоиться тоже не о чем. Даже если представить, что налоговая получит эту информацию, — ну и пусть знает, что условная Марьиванна работает у вас в бухгалтерии и может снимать деньги. У налоговой нет ни желания, ни ресурсов, чтобы запрашивать и обрабатывать данные обо всех доверенных лицах любого бизнеса. Обнальщикам может быть неспокойно, остальных поправки не касаются.

Налоговая мечтает получить доступ к данным о счетах вне налоговых проверок. Но пока таких полномочий у нее все еще нет. И ничего нового, что помогло бы доначислить вам налоги, в законах 17 марта не появится.

Сложности с подозрительными деньгами на счете могут возникнуть и без участия налоговой — примеров достаточно. А за вашими сделками следят и те, от кого вы этого совсем не ожидаете, и те, кто помогает вам с деньгами и документами.

Если волнуетесь за деньги на счете, почитайте:


Обнал был бы злом, с которым нужно бороться, если бы не одно но.
Надо понимать, что деньги, ушедшие в бюджет, проваливаются туда как в черную дыру. На меньшую часть из них будет сделано действительно что-то полезное, а на большую будут совершенно официально переложены в десятый раз московские бордюры или назначена миллионная премия себе-любимому, а неофициально, после некоторых махинаций, куплены атрибуты красивой жизни и остаток выведен из страны в оффшоры.
В данных условиях считаю и обнал, и уклонение от налогов, благом, а обнальщиков - этакими робингудами. Изменю свое мнение, когда у нас будет государство для людей.

Государство как раз и состоит из таких людей. Ворюг. Все воруют. Кто-то из бюджета, кто-то не платит налоги, но пользуется какими-никакми благами этого самого государства. Но каждый считает, что Дартаньян - именно он.


Nadezhda, есть проблема в том, что обнал образует собой грязные деньги, которые используются для дачи взяток, в том числе - откатов. Поэтому обнал способствует коррупции

Nadezhda, а как вы думаете воруют деньги из бюджета? Вот как раз через обнальщиков!


Eugene, В год выводится из страны порядка $100-150 млрд, такого количество нала не существует. Давайте немного все же использовать мозг и калькулятор.

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

Многих граждан в нашей стране волнует вопрос о том, какие суммы переводов на банковские карты могут заинтересовать налоговую инспекцию. Огромное количество людей ежедневно переводят деньги, ведь пользоваться картами удобно, но этот доход не облагается налогами, и он может быть расценен как доход от нелегальной трудовой деятельности.

Налоговая может заинтересоваться в том случае, если ваши расходы не соответствуют заявленным расходом. Например, официально безработный гражданин неожиданно получает переводы на крупные суммы денег, имеет дорогую машину и квартиру. Информация об объектах движимого и недвижимого имущества, зарегистрированных на граждан приходит в налоговую службы и по этим объектам потом в ФНС определяется налог на имущество физических лиц.

Также в налоговую службу информацию о гражданах может направлять служба Финансового мониторинга, если проводятся денежные операции на счетах свыше шестисот тысяч рублей.

Внимание банков и налоговой инспекции может привлечь следующее:

  • Поступление денежных средств, в которых отправитель указывает то, что поступает оплата за какие-то услуги либо товары. На основании этого можно считать, что гражданин ведет незарегистрированную и незаконную предпринимательскую деятельность, и банк может заблокировать счет физического лица без права его дальнейшей разблокировки;
  • Постоянное поступление на счет физического лица денежных средств кроме официального перевода оплаты труда;
  • Частые поступления денег на карту от одного лица или нескольких лиц, снятие денег с карты постоянно и в течение одного операционного дня;
  • Наличие признаков так называемых транзитных переводов, когда одно лицо сразу после зачисления денег переводит их другому лицу без каких-либо комментариев;
  • В ряде других случаев, обозначенных перечнем законодательства Российской Федерации.

Ошибочно думать, что блокируют банки счета и налоговая обращает внимание только при больших транзакциях. Заинтересовать налоговые органы могут и небольшие транзакции, которые попадают под нарушение норм действующего законодательства.

Контроль за финансовыми операциями россиян уже начался ?!

В последнее время Центральный банк России разрабатывает и внедряет разнообразные правила и указания как для государственных, так и для коммерческих банковских организаций. Содержат письма и официальные предложения от ЦБ России преследуют только одну цель и это отслеживание всех переводов, с целью выявления незаконных переводов денежных средств.

В нашей стране возможность переводу денежных средств с дебетовой карты на карту в нашей стране появилась всего лишь пару лет назад и люди во всех городах стали активно пользоваться ей, игнорируя наличные деньги. Например, в Сбербанке было осуществлено переводов более, чем на 37 миллиардов рублей и сделаны они были физическими лицами. Представители ведущих банков России утверждают то, что физические лица не только активно открывают банковские счета, но и пользуются ими для безналичной оплаты товаров и услуг.

Но для таких граждан подобные перечисления являются налогооблагаемым доходом (согласно ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации) и именно эти граждане не торопятся уплачивать налоги с полученных доходов. По общему правилу, если гражданин, получивший доход, является резидентом РФ, то он должен уплатить НДФЛ с полученной суммы в размере 13% процентов. Нерезиденты платят налог в размере тридцати процентов.

Что говорит налоговая служба ?!

Еще с прошлого 2018 года ходили слухи о вводимом с первого июля 2018 года контроле о поступлениях денежных средств на дебетовые карты физических лиц. Некоторые новостные порталы опубликовали эту новость, но при этом без официального подтверждения. Что говорит на этот счет законодательство нашего государства? Вообще контроль за движениями денег и операциями, связанными с продажей или покупкой гражданами движимого и недвижимого имущества осуществляется налоговой службой и банковскими организациями уже давно.

По мнению юристов, специализирующихся на налоговых правонарушениях интерес ФНС может быть выявлен случайно или в ходе налоговой проверки. В свою очередь, представители ФНС отмечают, что массовая проверка всех физических лиц на предмет получения ими незадекларированного дохода пока не проводится. Но, как известно, в случае получения информации, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в отношении физических лиц (ст. 89 НК РФ). Поэтому пока можно не переживать, так как каких-то законодательных норм, жестко регламентирующих транзакции граждан не имеется.

Также представители Федеральной налоговой службы обращают внимание на то, что сведения о движении денежных средств по счету налогоплательщика не являются однозначным доказательством получения дохода налогоплательщиком. А выписка банковской организации о движении денежных средств по расчетному счету не может служить достаточным доказательством для установления факта осуществления операций по реализации товаров или услуг и это просто не доказуемо.

Тем не менее в группе риска люди, получающие неофициальный доход или самозанятые граждане. Это риелторы, фрилансеры, люди получающие доходы в качестве рантье. На основании 86 статьи Налогового кодекса Российской Федерации представители налоговой службы могут запрашивать при необходимости сведения от банков о состоянии счетов, если лицо не является ИП или юридическим лицом. Судебная практика в нашей стране по привлечению физических лиц к ответственности за неуплату налога в подобных ситуациях и доначисления НДФЛ не развита, поскольку у налоговых органов просто нет механизмов обнаружения фактов получения гражданами таких доходов. Безналичные переводы между физическими лицами разрешены, и банки по своей воле не обязаны уведомлять налоговую о каждом платеже каждого своего клиента.

НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ВПРАВЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ СУММЫ НАЛОГОВ РАСЧЕТНЫМ ПУТЕМ

В ст. 31 НК РФ перечислены права налоговых органов. Среди прочих названо право в ряде случаев определять суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет, расчетным путем.

Что это за случаи? На основании каких данных производится расчет? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из настоящей статьи.

Когда налоговые органы вправе применять расчетный метод?

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет, расчетным путем:

- при отказе налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;

- при непредставлении в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;

- при отсутствии учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения;

- при ведении учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

- при непредставлении налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории РФ через постоянное представительство, декларации по налогу на имущество организаций.

К сведению. Правовые основания для применения расчетного метода при определении налоговых обязательств возникают только в случаях, установленных пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ (Постановление АС ДВО от 30.03.2016 N Ф03-917/2016 по делу N А04-3278/2015).

Отказ в допуске к осмотру помещений и территорий

В соответствии с п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, осуществляющее налоговую проверку, вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится проверка, документов и предметов в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки. Осмотр может осуществляться при проведении:

- камеральной проверки на основе декларации по НДС в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ.

При воспрепятствовании доступу инспекторов на территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководитель проверяющей группы (бригады) составляет акт, подписываемый им и проверяемым лицом (в случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись). На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (п. 3 ст. 91 НК РФ).

Воспрепятствование доступу налоговиков на территорию налогоплательщика может повлечь доначисление налогов расчетным методом.

Непредставление документов налоговикам
в течение более двух месяцев

Согласно ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (п. 1), которые должны быть представлены в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования (п. 3). Непредставление документов, необходимых для расчета налогов, в течение более чем двух месяцев дает право налоговому органу применить расчетный метод на основании имеющейся информации о налогоплательщике в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Отсутствие учета или ведение учета с нарушением
установленного порядка, приведшее к невозможности
исчислить налоги

Отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, а также ведение учета с нарушением установленного порядка, приведшее к невозможности исчислить налоги, являются причинами, по которым ИФНС может применить расчетный метод.

Самая распространенная ситуация - осуществление налогоплательщиком деятельности, которая, по его мнению, подпадает под обложение ЕНВД или "упрощенным" налогом, а значит, весь объем учета, соответствующий общей системе налогообложения (ОСНО), им не ведется. Когда налоговики обнаруживают, что применение спецрежима неправомерно, они доначисляют налоги по общей системе налогообложения, применяя расчетный метод определения реальных налоговых обязательств, поскольку учет доходов и расходов не велся.

Например, в Определении ВС РФ от 24.04.2019 N 310-ЭС19-4170 по делу N А36-13070/2017 рассматривалась ситуация, когда налогоплательщик должен был уплачивать налоги по ОСНО, поскольку осуществляемые им виды деятельности не подлежали обложению ЕНВД. Суммы налога были определены налоговым органом расчетным способом - с использованием сведений, полученных в результате встречных проверок контрагентов, и имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике.

На основании каких данных производится определение сумм
налогов расчетным путем?

При наступлении вышеперечисленных случаев налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющихся у них:

- данных о налогоплательщике;

- информации об иных аналогичных налогоплательщиках.

К сведению. Подпункт 7 п. 1 ст. 31 НК РФ не только содержит перечень оснований для применения расчетного метода, но и закрепляет обязательное условие, при соблюдении которого определение суммы налогов в данном случае может быть признано достоверным. Так, за основу для расчета принимаются сведения не о любых иных налогоплательщиках, а лишь о тех, которые обладают по отношению к проверяемому налогоплательщику аналогичными, то есть максимально приближенными, экономическими характеристиками, влияющими на формирование налогооблагаемой базы (п. 12 Письма ФНС России от 24.12.2015 N СА-4-7/22683@).

По каким же критериям могут выбираться аналогичные организации? Обратимся к арбитражной практике. Так, в Постановлении АС ВСО от 12.01.2017 по делу N А19-16924/2015 налоговой инспекцией в качестве аналогичных налогоплательщиков были выбраны две организации по следующим критериям:

- основной вид экономической деятельности;

- климатические условия осуществления деятельности;

- наличие лицензии на определенные виды деятельности;

- общий режим налогообложения;

- сопоставимый размер полученных доходов за проверяемый период;

- сопоставимая численность организаций.

В Постановлении АС ЗСО от 28.02.2019 N Ф04-74/2019 по делу N А45-14559/2018 была признана неправомерной позиция налогоплательщика в связи с непредставлением им в течение более двух месяцев документов по требованиям. Инспекцией определены обязательства по налогу на прибыль расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. ИФНС учтены следующие критерии: виды деятельности, среднесписочная численность работников, объем выручки, регион осуществления деятельности.

При этом в обоих примерах был использован метод определения расчетного дохода (расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации) путем умножения среднесписочной численности работников налогоплательщика на средний показатель суммы доходов (расходов), приходящейся на одного среднесписочного работника, исчисленной по данным аналогичных налогоплательщиков.

К сведению. Определение финансовых показателей расчетным методом на основании имеющейся у инспекции информации об организации и аналогичных налогоплательщиках основано на гипотезе, что у другого налогоплательщика в сходных экономических условиях размер налоговой базы такой же (Определение ВС РФ от 25.01.2016 N 302-КГ15-17939 по делу N А78-14492/2014).

Арбитражная практика по вопросам применения расчетного
метода

Об отсутствии (признании ненадлежащими) документов
по отдельным операциям, совершенным налогоплательщиком

В п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 говорится: руководствуясь пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, суды должны учитывать, что при исчислении налоговым органом на его основании сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, расчетным путем необходимо определить не только доходы налогоплательщика, но и его расходы.

При этом бремя доказывания того, что размер доходов и (или) расходов, определенный налоговым органом по правилам указанной нормы, не соответствует фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на последнего, поскольку именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов.

Изложенным подходом необходимо руководствоваться как в случае отсутствия у налогоплательщика соответствующих документов, так и при признании их ненадлежащими.

В случае отсутствия или признания ненадлежащими документов по отдельным совершенным налогоплательщиком операциям доходы (расходы) по этим операциям определяются налоговым органом по правилам указанного подпункта с учетом данных об аналогичных операциях самого налогоплательщика.

Поясним вышесказанное на примере Постановления АС ВСО от 17.01.2019 N Ф02-5981/2018 по делу N А69-861/2018. Суть дела заключалась в следующем.

Предприниматель применял УСНО с объектом обложения "доходы минус расходы". Инспекция пришла к выводу, что представленные в ходе проверки первичные документы по приобретению у поставщика ООО "С" товара (каменного угля) и его оплате не подтверждают реальность совершения финансово-хозяйственных операций. На основании этого был сделан вывод о неправомерном включении предпринимателем в состав расходов затрат по контрагенту ООО "С" по договору купли-продажи и доначислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСНО.

Суды согласились с выводом ИФНС о том, что представленные в материалы первичные документы по приобретению и оплате товара по сделкам с ООО "С" не подтверждают реальность совершения финансово-хозяйственных операций. Между тем предприниматель являлся поставщиком по государственным контрактам по поставке твердого топлива, все госконтракты были исполнены, доход от реализации налоговым органом определен и налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией подтвержден; в ходе налоговой проверки представлены документы, подтверждающие дальнейшую реализацию спорной продукции, доход, полученный предпринимателем в результате реализации продукции покупателям, учтен при налогообложении в полном объеме. Следовательно, инспекция не подвергала сомнению реальность сделок по поставке твердого топлива контрагентам.

В связи с тем что факт приобретения спорного товара и его последующая реализация имели место, принимая во внимание, что налогоплательщик не занимается добычей угля, товар для перепродажи должен был приобретаться у поставщиков, что объективно предполагает несение расходов на его приобретение, при принятии решения налоговый орган, признав представленные предпринимателем документы недостоверными, должен был определить размер затрат на приобретение товара в порядке, установленном ст. 31 НК РФ.

Налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки вопрос о сопоставлении объемов товара, по которым расходы признаны неподтвержденными и которые в дальнейшем переданы заказчикам в рамках госконтрактов, не исследовался, налоговый орган не воспользовался для определения налоговых обязательств налогоплательщика правилами пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Исходя из изложенного и учитывая неправомерность доначисления предпринимателю единого налога при УСНО без учета всех экономически оправданных затрат налогоплательщика по приобретению реализуемых товаров, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности решения инспекции в обжалуемой предпринимателем части.

Еще один пример - Постановление АС ВСО от 12.02.2018 N Ф02-7062/2017 по делу N А74-170/2017.

В проверяемом периоде предпринимателем приобреталось сырье (мясо), необходимое для производства колбасных и мясных изделий, объем которого, а также затраты по приобретению которого превысили объемы и затраты, списанные предпринимателем на расходы при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО.

Согласно показаниям работников все поступавшее сырье принималось и приходовалось в полном объеме, а также в полном объеме использовалось в производстве колбасной и мясной (деликатесной) продукции. Случаев порчи сырья и ее утилизации не было, готовая продукция полностью реализовывалась покупателям.

С учетом изложенного по результатам проверки налоговым органом был сделан вывод о том, что в проверяемом периоде ИП было допущено неполное отражение выручки от реализации произведенной им продукции, и произведен расчет сырья в количественном и суммовом выражении, которое не было учтено предпринимателем в составе расходов, учитываемых при определении базы по единому налогу.

Применяя расчетный метод, налоговый орган использовал данные о хозяйственных операциях самого налогоплательщика, поскольку ограничений на количество операций, по которым необходимо осуществлять определение налоговых обязательств, законодательно не установлено.

Контррасчет налоговых обязательств по методике налогового органа предпринимателем не представлен, как не представлены пояснения, каким образом и почему выбранная инспекцией методика определения налоговых обязательств нарушает его права и законные интересы.

О консолидации доходов нескольких налогоплательщиков
при дроблении бизнеса

В п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства , рассматривался следующий пример из арбитражной практики.

Утвержден Президиумом ВС РФ 04.07.2018.

Суд согласился с доводами налогового органа, что посредством распределения доходов от реализации товаров между взаимозависимыми лицами налогоплательщик создал ситуацию, при которой видимость действий нескольких юридических лиц прикрывала фактическую деятельность одного хозяйствующего субъекта, не отвечавшего условиям для применения УСНО.

Как установил суд, создание каждой последующей организации - контрагента налогоплательщика совпадало по времени с периодом, когда налогоплательщиком и ранее созданными контрагентами достигалось пороговое значение дохода, предусмотренное п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

Из материалов дела также следовало, что хранение товаров осуществлялось на общем складе без фактического разделения мест хранения, используемых в работе погрузочных машин и штата работников. Организации имели общий офис, состоящий из кабинетов директора, бухгалтера и операторов.

При таких обстоятельствах у налогового органа имелись основания для определения прав и обязанностей указанных юридических лиц исходя из подлинного экономического содержания их деятельности путем консолидации доходов и исчисления налогов по общей системе налогообложения применительно к пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

О случаях, когда ИФНС должна была применить расчетный
метод, но не сделала этого

В качестве примера приведем Постановление АС УО от 16.01.2019 N Ф09-8757/18 по делу N А47-2682/2018.

Налоговый орган установил, что налогоплательщик не подал заявление о применении УСНО, тем самым нарушив условие для перехода на спецрежим. Инспекторы определили размер налоговой обязанности исходя из данных о налоговых обязательствах другого предпринимателя, применявшего УСНО. Размер налоговой обязанности по НДС был определен без учета вычетов, поскольку заявление вычетов является правом налогоплательщика.

Судьи согласились с выводом ИФНС об отсутствии права на применение УСНО, однако не согласились с доначислением налогов, отметив, что инспекции надлежало определить обязательства предпринимателя расчетным методом, использовав данные об иных аналогичных налогоплательщиках, применяющих не УСНО, а ОСНО. Таким образом, в случае переквалификации необлагаемой операции в облагаемую инспекция должна установить действительную налоговую обязанность налогоплательщика и учесть при доначислении налога сумму вычетов.

В рассматриваемых спорных правоотношениях при наличии правовых оснований для доначисления налогов расчетным методом инспекция не применила положения пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, что повлекло неправильное исчисление налоговой базы, облагаемой НДС и НДФЛ, а также произвольное установление размера недоимки, не соответствующей действительной налоговой обязанности предпринимателя.

Об отсутствии оснований для применения расчетного метода

Из буквального толкования положений пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ следует: поскольку при применении расчетного метода исчисления налогов достоверность налоговых обязательств всегда является условной, налоговые органы вправе применять расчетный метод исчисления налогов лишь в том случае, если представленные для проведения проверки документы бухгалтерского и налогового учета не позволяют достоверно определить объем налоговых обязательств налогоплательщика.

В Постановлении АС СЗО от 11.02.2019 N Ф07-125/2019 по делу N А05-710/2018 было установлено, что суммы доходов и расходов определены инспекцией на основании сведений из ранее представленной обществом декларации по налогу на прибыль за проверяемый период, на основании истребованных в соответствии со ст. 93.1 НК РФ у контрагентов общества и представленных контрагентами договоров и первичных документов по взаимоотношениям с обществом, на основании сведений об операциях по расчетным счетам общества. Судьи пришли к выводу, что доходы и расходы общества за спорный период установлены на основании первичных учетных документов и сведений, достоверность которых подтверждена в ходе проверки.

При таких обстоятельствах у инспекции не имелось оснований для применения расчетного метода исчисления налогов, установленных пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

В силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 5/10, при расчетном методе достоверное исчисление налогов невозможно по объективным причинам, поскольку достоверность возможна только при надлежащем оформлении учета доходов и расходов, в то время как применение расчетного метода предполагает исчисление налогов с той или иной степенью вероятности, так как основано оно, как правило, на неких усредненных показателях.

Налогоплательщикам - во избежание применения в отношении их расчетного метода - следует не допускать возникновения ситуаций, которые служат основанием для применения расчетного метода, предусмотренного нормами пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Читайте также: