Соглашение об избежании двойного налогообложения виргинские острова

Опубликовано: 15.05.2024

Подтверждение суммы налога, уплаченного в России

Украинское предприятие уплатило в России налог с доходов, полученных из источников этого государства. Какой документ должно представить украинское предприятие для подтверждения суммы уплаченного налога?

Согласно требованиям п. 13.5 ст. 13 Налогового кодекса Украины для получения права на зачисление налога, уплаченного в России, украинское предприятие обязано получить от налогового органа России подтверждение о сумме уплаченного налога, а также о базе и/или объекте налогообложения.

В соответствии с установленным в России порядком если иностранная организация, которая не осуществляет свою деятельность на ее территории через постоянное представительство, получает доходы с источником происхождения в России, то налог на прибыль удерживается и перечисляется в российский бюджет налоговым агентом, который выплачивает такой доход. Налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту своего нахождения Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее — Налоговый расчет) по форме, утвержденной приказом № САЭ-3-23/286@. Если иностранная организация осуществляет деятельность в России через постоянное представительство, то сумма налога на прибыль, уплаченного в этом государстве, отражается в Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации (далее — Декларация). Декларация представляется в налоговый орган по месту поставноки на учет иностранной организации по форме, утвержденной приказом № БГ-3-23/1.

Фактическая уплата иностранной организацией налога на прибыль (доходы) подтверждается платежным поручением.

Законодательство России не содержит специальной нормы, предусматривающей дополнительное подтверждение налоговыми органами России информации, указанной в Декларации или Налоговом расчете.

Однако иностранная организация может обратиться в налоговый орган России по месту постановки на учет этой организации или налогового агента с целью получения подтверждения сведений о полученной прибыли (доходе) и фактически уплаченном (удержанном) налоге для предоставления такого подтверждения в налоговый орган иностранного государства, резидентом которого является эта иностранная организация.

В таком случае указанное подтверждение осуществляется налоговым органом России на основании письменного запроса иностранной организации с приложением к нему копий Декларации или Налогового расчета, а также платежного поручения, подтверждающего сумму фактически уплаченного налога.

Налоговый орган сверяет предоставленные сведения с информацией, имеющейся в его распоряжении, и при их идентичности, а также при условии фактического поступления в бюджет уплаченной (удержанной) суммы налога осуществляет подтверждение уплаты налога путем удостоверения подписью руководителя (заместителя руководителя) этого налогового органа и гербовой печатью на каждой странице раздела 1 Декларации или разделов 1 и 2 Налогового расчета.

Таким образом, подтверждение суммы уплаченного налога осуществляется налоговым органом России на основании письменного запроса иностранной организации с приложением к нему копий Декларации или Налогового расчета, а также платежного поручения, подтверждающего сумму фактически уплаченного налога.

Устранение двойного налогообложения возможно только при наличии соответствующего действующего международного договора

Установлены ли законодательством Украины методы по устранению двойного налогообложения, если с соответствующей страной нет действующего договора об избежании двойного налогообложения?

В соответствии с положениями ст. 13 Налогового кодекса Украины суммы налогов и сборов, уплаченные за пределами Украины, засчитываются при расчете налогов и сборов в Украине по правилам, установленным этим Кодексом (п. 13.4 ст. 13).

Для юридических лиц устранение двойного налогообложения (зачисление уплаченных за таможенной границей Украины сумм налога) осуществляется при условии предоставления письменного подтверждения налогового органа другого государства факта уплаты такого налога, а также при наличии действующего международного договора Украины об избежании двойного налогообложения доходов (п. 13.5 ст. 13 и п. 161.6 ст. 161 Налогового кодекса Украины).

Для устранения двойного налогообложения физических лиц существует аналогичное условие, касающееся необходимости представления соответствующих подтверждающих документов и наличия действующего международного договора (п. 13.5 ст. 13 и п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины).

Для устранения двойного налогообложения применяется метод зачета

В чем состоит метод зачета для устранения двойного налогообложения в Украине?

Доходы, полученные резидентом Украины (кроме физических лиц) из источников за пределами Украины, учитываются при определении его объекта и/или базы налогообложения в полном объеме (п. 13.1 ст. 13 Налогового кодекса Украины).

В соответствии с положениями п. 161.4 ст. 161 Налогового кодекса Украины суммы налога на прибыль, полученную из иностранных источников, которые уплачены субъектами хозяйствования за рубежом, засчитываются при уплате ими налога в Украине.

Размер зачтенных сумм налога из иностранных источников в течение налогового периода не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в Украине таким плательщиком налога в течение такого периода (п. 161.5 ст. 161 этого Кодекса).

Для физических лиц в соответствии с пп. 170.11.1 п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины в случае если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход плательщика налога — получателя, который обязан представить годовую налоговую декларацию, и облагается налогом по ставкам, определенным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса. Согласно нормам международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, плательщик налога может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за рубежом. Сумма такого уменьшения указывается в годовой налоговой декларации.

Сумма налога с иностранного дохода плательщика налога — резидента, уплаченного за пределами Украины, не может превышать сумму налога, рассчитанную на базе общего годового налогооблагаемого дохода такого плательщика налога в соответствии с законодательством Украины (пп. 170.11.4 п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины).

Не подлежат зачету в уменьшение налоговых обязательств как плательщиков налога на прибыль предприятий, так и плательщиков налога на доходы физических лиц следующие налоги, уплаченные в других странах: налог на капитал/имущество и прирост капитала; почтовые налоги; налоги на реализацию (продажу); другие косвенные налоги независимо от того, подпадают они под категорию подоходных налогов или облагаются отдельными налогами согласно законодательству иностранных государств (п. 161.6 ст. 161 и пп. 170.11.3 п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины).

На Гонконг, Макао и Тайвань не распространяются положения Соглашения с Китайской Народной Республикой об избежании двойного налогообложения

Украинское предприятие заключило контракт с предприятием, зарегистрированным на Тайване. Распространяются ли на Тайвань положения Соглашения между Правительством Украины и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения?

Соглашение между Правительством Украины и Правительством Китайской Народной Республики (далее — КНР) об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и имущество (далее — Соглашение) распространяется на налоги на доходы и имущество, указанные в ст. 2 Соглашения, которые взимаются согласно налоговому законодательству Украины и КНР.

Для целей Соглашения термин «Китай» означает КНР, и при применении в географическом значении означает всю территорию КНР, включая ее территориальное море, где применяется китайское законодательство по налогообложению, и любую территорию за пределами территориального моря, где КНР имеет суверенные права на разведку и разработку ресурсов морского дна и его недр, и ресурсов близлежащих вод в соответствии с международным законодательством.

С учетом вышеизложенного Соглашение не распространяется на территории с отдельным законодательным полем, которые имеют самостоятельную налоговую систему и на которые не распространяются законы КНР по налогообложению. К таким территориям, в частности, относятся Гонконг, Макао и Тайвань.

Применение положений украинско-французской конвенции об избежании двойного налогообложения

В п. 3 ст. 10 украинско-французской конвенции об избежании двойного налогообложения установлено условие, касающееся внесения минимальной суммы инвестиции в размере 5 млн. французских франков. Как выполнить это условие, учитывая то, что в настоящее время французской валютой является евро?

В соответствии с п. 3 ст. 10 Конвенции между Правительством Украины и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения (далее — Конвенция) дивиденды, которые выплачиваются компанией, являющейся резидентом Украины, подлежат налогообложению только во Франции, если такими дивидендами фактически владеет одна или несколько компаний, являющихся резидентами Франции, и если:

  • эта или эти компании вместе владеют прямо или опосредованно по меньшей мере 50% капитала компании, выплачивающей дивиденды, и общая сумма их инвестиций в эту компанию составляет не менее 5 млн. французских франков или их эквивалента в украинской валюте;

  • их инвестиция в компанию, выплачивающую дивиденды, гарантируется или страхуется государством Франция, ее центральным банком или любым лицом, действующим от имени Франции.

Курсы пересчета европейских национальных валют в евро были зафиксированы на момент введения евро. Один евро равен 6,55957 французских франков. Соответственно 5 млн. французских франков приблизительно равны 762 245,086 евро (5000 000 : 6,55957).

Следовательно, льготы, предусмотренные пп. «а» п. 3 ст. 10 Конвенции, применяются при наличии надлежащих оснований при выполнении условия внесения в уставный капитал украинской компании инвестиции, общая сумма которой составляет не менее 762 245,086 евро или их эквивалента в украинской валюте.

Возврат излишне удержанного в России налога на доходы

Украинское предприятие уплатило в России налог на доход, полученный из источников в России, который в соответствии с положениями украинско-российского соглашения об избежании двойного налогообложения не подлежит налогообложению в России. Как возвратить излишне удержанный налог?

В соответствии с п. 2 ст. 312 Налогового кодекса РФ возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами России, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения, осуществляется при условии представления следующих документов:

заявления на возврат удержанного налога по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

подтверждения того, что указанная иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение (была резидентом) в том государстве, с которым Россия имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Это подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства;

копии договора (или другого документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащего возврату, в бюджетную систему России.

Формы заявлений иностранных организаций на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в России, утверждены приказом № БГ-3-23/13, Инструкция по заполнению этих форм — приказом № БГ-3-23/259.

Возврат удержанного налога осуществляется налоговым органом по месту взятия на учет налогового агента в валюте России после подачи заявления и других вышеуказанных документов в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, для получения права на возврат удержанного в России налога на доход украинское предприятие должно подать в налоговый орган России по месту регистрации налогового агента, выплатившего этот доход, заявление по утвержденной в России форме, справку о подтверждении статуса налогового резидента Украины, утвержденную приказом № 173, и другие вышеуказанные документы. Возврат удержанного налога будет осуществлен в валюте России на расчетный счет украинского предприятия в течение месяца с даты получения налоговым органом России указанного заявления.

Налогообложение доходов физического лица — резидента России в виде роялти

Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц доходы физического лица — резидента России в виде роялти с учетом норм ст. 12 Соглашения между Правительством Украины и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предупреждении уклонений от уплаты налогов?

Согласно пп. 162.1.2 п. 162.1 ст. 162 Налогового кодекса Украины плательщиком налога является физическое лицо — нерезидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине.

В соответствии с положениями пп. «а» пп. 14.1.54 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины доход в виде роялти, выплаченный резидентом Украины и полученный нерезидентом, — это доход с источником его происхождения из Украины.

Согласно положениям пп. 170.10.1 п. 170.10 ст. 170 Налогового кодекса Украины доходы с источником их происхождения в Украине, начисляемые (выплачиваемые, предоставляемые) в пользу нерезидентов, облагаются налогом по правилам и ставкам, определенным для резидентов (с учетом особенностей, определенных некоторыми нормами раздела ІV Налогового кодекса Украины для нерезидентов).

В соответствии с пп. 170.3.1 п. 170.3 ст. 170 Налогового кодекса Украины роялти облагаются налогом по правилам, установленным для налогообложения дивидендов, по ставкам, определенным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса (15 и/или 17%).

Налоговый агент, начисляющий (выплачивающий, предоставляющий) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, обязан удержать налог из суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную ст. 167 Налогового кодекса Украины.

Положениями п. 3.2 ст. 3 Налогового кодекса Украины определено: если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, нежели предусмотренные этим Кодексом, применяются правила международного договора.

Пунктом 1 ст. 12 Соглашения между Правительством Украины и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предупреждении уклонений от уплаты налогов (далее — Соглашение) установлено, что доходы от авторских прав и лицензий (роялти), возникающие в одном Договорном Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договорного Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

При этом согласно п. 2 ст. 12 Соглашения такие доходы могут также облагаться налогом в Договорном Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но уплачиваемый налог не может превышать 10% общей суммы доходов.

Положения п. 1 и 2 ст. 12 Соглашения не могут трактоваться как предоставляющие плательщику налога право выбора, в каком именно из двух Договорных Государств будет осуществляться налогообложение полученного дохода в виде роялти. Этими двумя пунктами устанавливается компромиссное решение двух государств, которое обусловливает налогообложение роялти в стране-резиденции, но оставляет стране — источнику дохода в виде роялти право налогообложения таких доходов, если это предусмотрено ее налоговым законодательством, но это право ограничивается установленной предельной ставкой (в данном случае — 10%).

Право на использование положений международного договора предоставляется нерезиденту при условии предоставления им справки о подтверждении его резидентства в соответствии с требованиями ст. 103 Налогового кодекса Украины.

В случае непредоставления нерезидентом справки о подтверждении статуса налогового резидента указанные доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения в Украине, подлежат налогообложению согласно законодательству Украины по вопросам налогообложения без учета положений международного договора (п. 103.10 ст. 103 этого Кодекса).

Расчет налоговых обязательств по налогооблагаемому доходу плательщика налога, начисленного у источника его выплаты, осуществляется налоговым агентом (п. 168.3 ст. 168 этого Кодекса).

С учетом вышеизложенного резидент Украины при выплате роялти в пользу резидента России обязан удержать налог в размере 10% общей суммы роялти, который уплачивается при наличии письменного подтверждения, выданного компетентным органом России о том, что указанное лицо является резидентом России и на него распространяется действие Соглашения. При отсутствии такого подтверждения указанные доходы в виде роялти подлежат налогообложению по ставке 15 и/или 17%.

♦ Для справки

  • термин «устранение двойного налогообложения» используется в нормах Налогового кодекса Украины;
  • термин «избежание двойного налогообложения» — в международных договорах.

В апреле 2020 года В.В. Путин в своем обращении анонсировал пересмотр положений договора в связи с оттоком капитала из страны.

03 августа 2020 года Минфин РФ объявил о начале денонсации договора с Кипром об избежании двойного налогообложения.

Немного истории

Итак, чем был выгоден договор бизнесу? Еще десять лет назад можно было практически беспрепятственно вывести деньги из России на Кипр. Скажем, проценты по займам, которые уплачивались от лица российской компании в пользу кипрской компании, облагались налогом у источника по ставке 0%. Дивиденды, уплачиваемые в пользу материнской кипрской компании, облагались налогом у источника по ставке 5 %. Далее кипрская компания распределяла полученный доход в пользу своих акционеров — юридических лиц, зарегистрированных в классических оффшорных зонах (Панама, Белиз и др.). После этого оффшорная компания перечисляла своим бенефициарам средства на их личные счета, открытые в зарубежных банках. Таким образом, российские бенефициары выводили заработанные средства за рубеж при минимальной налоговой нагрузке.

Эта отработанная схема впервые дала сбой в 2011 году, когда ВАС по делу № А27‑7455/2010 выступил на стороне налоговой инспекции и обязал ОАО «Северный Кузбасс» доплатить в бюджет 144 млн рублей, признав дивидендами проценты, уплаченные в пользу кипрской компании.

Это был первый звоночеко том, что налоговая инспекция всерьез решила перекрыть отток российских капиталов на Кипр.

Развитие событий

ФНС России стала широко применять понятие«фактическое право на доход».Налоговая инспекция, не имея права ограничить или запретить предпринимателям пользоваться льготами, тем не менее фактически заблокировала для них вышеописанные схемы налоговой оптимизации.

Согласно пункту 2 статьи 7 НК РФ, лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией.

В 2014 году Минфин берет на вооружение зарубежную концепцию кондуитной компании, то есть компании, которая не имеет фактического права на доход, а создана исключительно для того, чтобы пользоваться льготами договора об избежании двойного налогообложения.В Письме № 03-00-РЗ/16236 от 09.04.2014 даются следующие ориентиры для проверяющих лиц. Так, кондуитная компания может иметь следующие особенности:

-Компания перечисляет всю сумму дивидендов или процентов, полученных из России,иной компании.

- Компания, предоставившая заем российскому юридическому лицу, сама получила его от третьих лиц.

- Компания, которая зарегистрированана территории государства-партнера, получающая доходы от авторских правот источниковвРФ по сублицензионному договору, по соглашению направляет их компании, которая зарегистрирована в стране, не имеющей с Россией соглашения об избежании двойного налогообложения.

В 2017 году ФНС выпускает письмо № СА-4-7/9270, в котором перечисляет все признаки кондуитной компании, а именно:

  • отсутствие самостоятельности принятия решений директорами иностранных компаний;
  • отсутствие полномочий по распоряжению доходом;
  • наличие персонала, офиса, общехозяйственных затрат;
  • неполучение экономической выгоды от дохода (неиспользовании в предпринимательской деятельности);
  • отсутствие коммерческих рисков в отношении активов;
  • наличие юридических и фактических обязательств по дальнейшему перечислению дохода;
  • системность транзитных платежей.

Признавая компанию кондуитной, налоговая инспекция применяет сквозной подход, устанавливает в качестве получателя дохода бенефициара или же оффшорную компанию и доначисляет налоги.

Сабстенс как решение проблемы

Налоговые инспекции при поддержке судов сделали проблематичным применение договоров об избежании двойного налогообложения. Многие предприниматели приняли новые правила игры и начали активно создавать т.н.сабстенс — экономическую составляющую деятельности своих кипрских предприятий. Они арендовали офисы, нанимали специалистов и др. К сожалению, мы не можем сказать, что эти попытки существенно снижают риск доначисления налогов.Скорее наоборот,ониповысят общую предвзятость налоговой инспекции и судебных органов к кипрским предприятиям в составе холдинга.

В 2019 году группа «Полимертепло»попыталась отстоять самостоятельность своей кипрской компании. Некоторые основания для этого имелись: при компании действовал консультационный совет, состоящий из высококвалифицированных иностранных специалистов. Тем неменее Верховный суд отказал в рассмотрении дела в Судебной коллегии по экономическим спорам, тем самым поставив точку в долгих разбирательствах «Полимертепла»с налоговой инспекцией. Компании было отказано в применении пониженной льготной ставки, и предприятию пришлось доплатить налоги в бюджет.

К апрелю 2020 года сложилась ситуация, когда мало кто из специалистов порекомендовал бы применять старые схемы по выводу денег из России. И объявление о намерении пересмотреть, а затем и денонсировать договор, — это логичный шаг. Россия отходит от приоритета норм международного права и демонстрирует отсутствие желания международного сотрудничества.

Начало денонсации

Как быть бизнесменам, которые хотят воспользоваться льготами в 2020 году? С какого момента они лишатсяправа воспользоваться льготами, предоставленными договором?

Согласно условиям самого соглашения, любое государство может прекратить действие соглашения, направив уведомление другой стороне по дипломатическим каналам. Соглашение будет считаться прекратившим свое действие с первого января следующего года. Вопрос о том, можно ли будет в 2021 году воспользоваться льготами договора применительно к прибыли, полученной за 2020 год, остается открытым. Однако, если компания планирует перечислять дивиденды за 2020 год, то, вероятно, имеет смысл перечислить дивиденды по итогам первого полугодия в самое ближайшее время.

Чего ожидать в будущем?

Россия уже предложила Нидерландам пересмотреть условия соглашения об избежании двойного налогообложения. Вероятно, будут денонсированы договоры с Люксембургом и Мальтой.

Как быть бизнесу?

Прежде всего, стоит отметить, что денонсация договора с Кипром вовсе не стала неожиданностью для российских бизнесменов. Однако Кипр как юрисдикция для создания иностранной компании все еще может быть привлекательной. Низкая налоговая нагрузка, наличие значительного количества русскоязычных резидентов, относительно невысокая стоимость обслуживания компании — все это продолжает вызывать интерес предпринимателей. Поэтому если вдруг на Кипре имеется компания, то срочно закрывать ее совершенно необязательно.

Однако корпоративную структуру можно и нужно периодически пересматривать, и сейчас именно тот момент, когда сделать это весьма желательно.

Пути развития холдинга с иностранными компаниями

Очевидным вариантом решения проблемы может стать поиск более подходящей юрисдикции для регистрации зарубежной компании. Можно присмотреться к Гонконгу в качестве юрисдикции.

В 2016 году Россия и Гонконг подписали договор об избежании двойного налогообложения. Это было сделано в разгар борьбы с оттоком капитала, то есть в какой-то мере можно рассчитывать на то, что договор не будет денонсирован в ближайшее время. Полученные гонконгской компанией дивиденды не облагаются налогом в Гонконге, также в Гонконге нет налога у источника на дивиденды, которые распределяет гонконгская компания своим зарубежным акционерам.

Договор сГонконгом предоставляет право применить пониженную ставку налога у источника при условии, что процент владения дочерней компании составляет 15 % и более. В данном случае налог у источника составит 5 %. При этом размер вложения в уставный капитал дочерней компании не оговаривается. Такие условия даже лучше, чем предоставлял практически денонсированный договор с Кипром.

К сожалению, ФНС будет продолжать применять концепцию фактического права на доход, и все вышеописанные риски будут сохраняться и в случае открытия гонконгской компании.

Россия предложила владельцам кипрских компаний (и не только кипрских) возможность редомицилировать компании на остров Октябрьский или остров Русский.Это может быть неплохим выходом из сложившейся ситуации. Однако минусов в таком решении может быть больше, чем плюсов. Самый очевидный — это повышение юрисдикционных рисков. Проще говоря, далеко не все бизнесмены готовы держать свои средства только в одной стране.

На просторах интернета встречается совет не делать ничего, а посмотреть, как будут развиваться события. Этот совет не так уж плох, если предприниматель готов свернуть деятельность своих зарубежных компаний на неопределенный срок.

На данный момент очевидно одно: любые схемы оптимизации налогообложения нужно применять предельно аккуратно, учитывая все особенности бизнеса.

P . S . Пока материал готовился, Минфин РФ и республика Кипр сумели прийти к соглашению. Согласно официальным данным, стороны договорились повысить ставку по налогу у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов. Изменения не коснутся публичных компанийю Дополнительный протокол пока не опубликован, и его текст в свободном доступе отсутствует.

Хорошо ли это для бизнеса? Сложно сказать. Эксперты полагают, что можно будет применять т.н. "сквозной подход", Это означает, что налог у источника будет рассчитываться согласно ставкам, которые применялись бы, если бы получателем средств было физическое лицо-бенефициар холдинга или же компания, которая имеет фактическое право на доход. Такая практика уже начала формироваться. Другое дело, что экономить на налогах так, как раньше, уже не представляется возможным. В каком-то смысле повышение налоговых ставок по налогу у источника равносильно денонсации договора.


3 апреля 2020 Секретариат ОЭСР опубликовал рекомендации о порядке применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения в условиях применяемых правительствами ограничений, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.

Ниже приведены основные выводы Секретариата ОЭСР по ключевым трансграничным проблемам.

1. Проблемы, связанные с созданием постоянного представительства

Разъяснения ОЭСР

Выводы ОЭСР даны в отношении трёх ситуаций:

1. образование постоянного представительства по месту удаленной работы работника.

Исключительная и временная смена места, где работники осуществляют свою деятельность из-за кризиса COVID-19, например, работа на дому, не должна создавать постоянного представительства для работодателя;

2. образование постоянного представительства агентского типа.

Заключение контрактов работником иностранной организации - нерезидента или иным лицом за пределами их обычного (постоянного) места деятельности из-за кризиса COVID-19 не создает для предприятия постоянного представительства агентского типа. Однако может быть уместен другой подход, если работник обычно заключал контракты от имени предприятия в своей стране до введения ограничительных мер;

3) влияние ограничительных мер на исчисление срока существования строительной площадки для решения вопроса о возникновении постоянного представительства.

Временное прекращение деятельности на строительной площадке засчитывается в срок существования такой площадки для целей возникновения у иностранной организации постоянного представительства. То есть течение этого срока в связи простоем из-за пандемии не приостанавливается.

Первое разъяснение ОЭСР актуально в тех случаях, когда работник иностранной организации во время ограничительных мер оказался в России, или, наоборот, когда работник российской организации оказался «заблокирован» на территории иностранного государства, но не утратил возможность работать удаленно. Работа на дому во время карантина может осуществляться продолжительный период времени, в связи с чем возникает риск признания удаленного места работы постоянным представительством юридического лица.

Второе разъяснение применимо в тех же тех ситуациях, когда работник иностранной организации-нерезидента или иное лицо осуществляют заключение контрактов от имени юридического лица (например, работник иностранной организации, временно оказавшийся в России, или работник российской организации, не имеющий возможности вернуться из-за рубежа).

С учетом разъяснения ОЭСР ни в том, ни в другом случае постоянного представительства юридического лице не возникает, поскольку смена места работы носит временный характер. То есть такое место деятельности нельзя признать «обычным» или «постоянным».

Рекомендации ОЭСР в отношении строительной площадки представляются неполными, поскольку обоснованы только одним аспектом – при временном прекращении работы существование самой строительной площадки по общему правилу не прекращается. В качестве примера ОЭСР приводит обстоятельства, указанные в параграфе 55 комментария к ст. 5 (3) Модельной конвенции (сезонность, отсутствие материальных или трудовых ресурсов).

Но, по нашему мнению, учет перерыва в работе, вызванного пандемией COVID-19, в общем сроке существования строительной площадки несправедливо и не соответствует общей логике рекомендаций ОЭСР. Обозначенные в Комментариях случаи перерывов в строительстве относятся к прогнозируемым или зависящим от компании обстоятельствам. Текущую ситуацию к таким обстоятельствам отнести нельзя. Следовательно, правильнее было бы ориентироваться на срок выполнения работ на стройплощадке, как он определен в контракте. Поэтому, на наш взгляд, вопрос об исчисления сроков существования строительной площадки в условиях пандемии требует дополнительной проработки и разъяснения.


2. Проблемы, связанные со статусом резидентства компании (местом эффективного управления)

Разъяснения ОЭСР

Временная смена местонахождения главных исполнительных директоров и других высших должностных лиц организации является чрезвычайной и временной ситуацией из-за кризиса COVID-19, поэтому такая смена не должна приводить к изменению места налогового резидентства юридического лица.

ОЭСР справедливо отмечает, что кризис COVID-19 может вызвать вопрос об изменении «места эффективного управления» компании в результате перемещения или невозможности такого главных исполнительных директоров или других руководителей.

Например, лица, управляющие компанией в период карантинных мер, могут выполнять свои функции не из офиса, как обычно, а из того места, где их настигла пандемия, закрытие границ и авиасообщения. Таким местом для руководителя компании, скорее всего, окажется место его обычного проживания. Соответственно, может случиться так, что компания в этот период управляется не из страны своего резидентства, а из другой страны (или даже нескольких стран одновременно).

Документ напоминает, что для резидентского статуса важно, где обычно осуществляется руководство деятельностью компании. Управление компанией из другой страны из-за ограничительных мер не делает эту страну обычным местом управления. В тех же случаях, когда мнения государств на этот счет разнятся, ОЭСР призывает решать разногласия посредством взаимосогласительных процедур и c учетом дополнительных факторов.

Определение российского налогового резидентства основано на схожих критериях: «регулярное» осуществление деятельности исполнительными органами и «преимущественное» осуществлении управленческих функций на территории РФ. Если исполнительные органы компании осуществляют свою деятельность в России в объеме «существенно меньшем», чем в других странах, то Россия местом управления данной организации не признается (ст. 246.2 НК РФ).

Отсюда возникают, как минимум, две потенциальные проблемы для иностранных компаний, связанные с определением налогового статуса в связи с принятием ограничительных мер.

  1. во-первых, если карантинные меры затянутся, и по итогам года окажется, что руководители компании все же управляли ею «преимущественно» из России;
  2. во-вторых, если по окончании карантинных мер организация не сможет восстановить нормальную деятельность, в том числе работу исполнительных органов и должностных лиц (приостановит деятельность, ликвидируется и т.д.). Тогда получится, что в первой половине года (во время карантинных мер) она управлялась из России, а далее не управлялась (в смысле текущей, операционной деятельности) вовсе.

И в том и в другом случаях признание иностранной организации российским резидентом приводит к серьезным последствиям: для целей налогообложения она приравнивается к российским хозяйственным обществам и должна выполнять все обязанности, присущие российскому налогоплательщику.


3. Проблемы, связанные с сотрудниками, которые работают в одной стране, но ездят туда из другой страны, где они проживают (с приграничными работниками)

Разъяснения ОЭСР

Если государство предоставляет компаниям финансовую помощь (субсидию) для сохранения рабочего места работника во время COVID-19, то доход, который работник получает от работодателя, должен быть отнесён к тому месту, где работа выполнялась ранее.

ОЭСР рассматривает достаточно узкую ситуацию: как должны облагаться выплаты приграничным работникам в том случае, если государство предоставляет субсидии компании для сохранения им зарплаты. По мнению ОЭСР, платежи, которые сотрудники получают в этих обстоятельствах, больше всего схожи с выплатами при увольнении. Поэтому в силу параграфа 2.6 комментария к ст. 15 Модельной налоговой конвенции такие платежи должны быть отнесены к месту, где работник мог бы трудиться при иных обстоятельствах. В большинстве случаев это место, где человек работал до кризиса COVID-19.

Например, работник ездит на работу в Финляндию, но на выходные возвращается в Россию. На время пандемии работник остается в России. Если в этом случае Финляндия субсидирует работодателю средства на выплату зарплаты, то указанные доходы в соответствии с рекомендациями должны будут облагаться в Финляндии.

Однако этим примером спорные ситуации не ограничиваются. ОЭСР не отвечает на вопросы:

  1. как будут облагаться такие выплаты, если работник продолжает выполнять работу в месте своего проживания (вынужденного пребывания)?
  2. изменятся ли рекомендации, если зарплата и иное вознаграждение таким работникам будет выплачиваться самим работодателем, не за счет государства?

Ответы на эти вопросы будут зависеть, в том числе, от существа самой выплаты (насколько она похожа на выплаты при увольнении), была ли организована работа в стране проживания (вынужденного пребывания) работника. В зависимости от особенностей каждой ситуации необходимость отнесения спорных выплат к тому месту, где работник трудился ранее, становится неочевидной.


4. Проблемы, связанные с определением места резидентства физических лиц

Разъяснения ОЭСР

Временное пребывание физического лица в государстве, вызванное исключительными (экстраординарными) обстоятельствами, не должно влечь возникновения у физического лица статуса налогового резидента.

ОЭСР рассматривает две ситуации.

1) первая, когда физическое лицо временно выехало в другое государство и в силу ограничительных мер вынуждено в нём находиться из-за ситуации с COVID-19.

К России это вряд ли применимо, так как трудно представить, что иностранные налогоплательщики будут вынуждены задержаться на карантине более полугода. Однако в отдельных случаях даже краткосрочное пребывание может привести к признанию лица налоговым резидентом государства временной изоляции. Особенно это актуально для европейских стран. Например, при временном пребывании российского гражданина на территории Великобритании больше месяца он может стать её налоговым резидентом не по своей воле;

2) вторая, когда иностранный работник стал резидентом государства своего работодателя, но в силу действия ограничительных мер вынужден находиться в государстве своего предыдущего налогового резидентства и вновь рискует стать его резидентом.

Например, когда иностранный гражданин приехал на постоянную работу в Россию, но на период ограничений вернулся на родину.

В обоих случаях ОЭСР полагает, что при устранении двойного налогообложения налоговые органы при оценке статуса налогового резидента должны определять его без учета влияния ограничительных мер. Для иностранцев, уехавших на родину, это, например, означает, что они по-прежнему должны признаваться резидентами РФ и не возвращать себе статус налогового резидента своего родного государства.

Над чем стоит подумать

Формально разъяснения ОЭСР по COVID-19 не являются обязательными для налоговых администраций. Но, по нашему мнению, они будут применяться как авторитетный источник при толковании и применении заключенных международных договоров.

В то же время, каждая конкретная ситуация нуждается во всестороннем анализе, с учетом действующего законодательства, позиции российских финансовых и налоговых органов.

Чтобы минимизировать свои риски, физическим лицам и компаниям стоит задокументировать обстоятельства, свидетельствующие о вынужденном и временном характере своего пребывания (пребывания работников) «в другом» государстве, а в случае возникновения разногласий особое внимание уделить досудебному урегулированию спора или инициировать применение налоговыми органами взаимосогласительных процедур.

С 01.01.2021 г. в России началось применение многосторонней Конвенции от 24.11.2016 г. по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) (в международной практике Multilateral Instrument, «MLI», «Конвенция»). Также вступают в силу изменения в ряде соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН»).

Россия завершила внутренние процедуры для вступления в силу норм MLI, и c 01.01.2021 г. Конвенция начинает действовать в отношении 34 стран с учетом ряда ограничений. С основными изменениями Вы можете ознакомиться в нашем обзоре.

Также вносятся изменения в СОИДН с рядом стран, а именно с Кипром, Люксембургом, Мальтой и Нидерландами. Данные юрисдикции традиционно используются для вывода за рубеж доходов, полученных в России. Напомним, что 25.03.2020 г. Президент РФ В.В.Путин во время телеобращения к россиянам озвучил необходимость пересмотра СОИДН с этими юрисдикциями. Подробнее мы сообщали об этом ранее.

Текущий статус СОИДН

По состоянию на январь 2021 г. подписаны и ратифицированы Протоколы об изменениях СОИДН с Кипром и Люксембургом. Однако со стороны Люксембурга не все национальные процедуры были пройдены в 2020 году. Аналогичный протокол с Мальтой подписан, но ратификация еще не окончена.

Что касается СОИДН с Нидерландами, то существует вероятность, что оно будет денонсировано. Минфин России провел переговоры с министерством финансов Нидерландов на предмет введения изменений, аналогичных СОИДН с вышеуказанными юрисдикциями. Однако переговоры не увенчались успехом и в данный момент запущен процесс денонсации СОИДН.


Напомним, что речь идет об увеличении налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов, за некоторым исключением. Изменения не коснутся лицензионных платежей (роялти) и ряда других выплат.

Пониженная ставка в 5% на дивиденды сохраняется для следующих категорий бенефициарных собственников дохода:

  • страховое учреждение или пенсионный фонд, или
  • компания, чьи акции котируются на зарегистрированной фондовой бирже, при условии, что
    • не менее 15% голосующих акций находятся в свободном обращении, и
    • она прямо владеет не менее 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение 365 дней;
  • Правительство или политическое подразделение, или местные органы власти, или
  • Центральный Банк.

Процентные доходы будут облагаться по ставке 5%, в случае если бенефициарный собственник является банком или одним из вышеназванных лиц, включая публичные компании. Пониженная ставка будет также применяться к следующим категориям ценных бумаг, которые котируются на зарегистрированной фондовой бирже:

  • государственные облигации;
  • корпоративные облигации;
  • внешние облигационные займы (евроооблигации).

Вступление изменений в силу

Таким образом, с 01.01.2021 г. применение льгот по СОИДН с 34 странами возможно только при выполнении условий MLI. При этом льготы в отношениях с Кипром и Мальтой (несмотря на не пройденную ратификацию, Протокол действует временно) применяются в ограниченном объеме с учетом изменений, внесенными Протоколами, а также с учетом MLI. Изменения в СОИДН с Люксембургом вступят в силу только с 2022 года, если все национальные процедуры ратификации будут пройдены в течение этого года.

В отношении остальных стран, включая Люксембург, применяются положения СОИДН в текущей редакции. Изменения в СОИДН с Нидерландами, если таковые будут, начнут действовать не ранее 2022 г.

Чем может помочь SCHNEIDER GROUP?

Мы следим за развитием событий и будем своевременно информировать Вас об этом. Эксперты налоговой практики смогут проконсультировать Вас по возникающим вопросам. По нашему мнению, на данном этапе целесообразно будет:

  • оценить возможные последствия изменений и рассмотреть варианты по минимизации их влияния,
  • рассмотреть возможность выплаты дивидендов/процентов в текущем году,
  • рассмотреть возможные варианты изменения корпоративной структуры владения.

(с изменениями на 5 июня 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

международным протоколом от 5 июня 2018 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.06.2019, N 0001201906200025).

Правительство Российской Федерации и Правительство Австрийской Республики, желая заключить Конвенцию об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Лица, к которым применяется Конвенция

Настоящая Конвенция применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Статья 2

Налоги, на которые распространяется Конвенция

1. Настоящая Конвенция применяется к налогам на доходы и капитал, взимаемым от имени Договаривающегося Государства или его политических подразделений, или местных органов власти, независимо от способа их взимания.

2. Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, взимаемые с общей суммы дохода, общей суммы капитала или с отдельных элементов дохода или капитала, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на заработную плату, выплачиваемую предприятиями, а также налоги на прирост стоимости капитала.

3. Существующими налогами, к которым применяется настоящая Конвенция, в частности, являются:

(i) подоходный налог;

(ii) корпоративный налог;

(iii) земельный налог;

(iv) налог на сельскохозяйственные и лесные предприятия; и

(v) налог на стоимость неосвоенных строительных участков

(далее именуемые "австрийские налоги");

b) в Российской Федерации:

(i) налог на прибыль организаций;

(ii) налог на доходы физических лиц;

(iii) налог на имущество организаций;

(iv) налог на имущество физических лиц

(далее именуемые "российские налоги").

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 20 июня 2019 года международным протоколом от 5 июня 2018 года. - См. предыдущую редакцию)

4. Настоящая Конвенция применяется также к любым подобным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься после даты подписания настоящей Конвенции в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах.

Статья 3

1. Для целей настоящей Конвенции, если из контекста не вытекает иное:

a) термины "Договаривающееся Государство" и "другое Договаривающееся Государство" означают Российскую Федерацию или Австрию в зависимости от контекста;

b) термин "Австрия" означает Австрийскую Республику и, при использовании в географическом смысле, означает ее территорию;

c) термин "Российская Федерация" означает Российскую Федерацию и, при использовании в географическом смысле, означает ее территорию;

d) термин "лицо" включает физическое лицо, компанию и любое другое объединение лиц;

e) термин "компания" означает любое корпоративное объединение или любое образование, которое рассматривается как корпоративное объединение для целей налогообложения;

f) термины "предприятие одного Договаривающегося Государства" и "предприятие другого Договаривающегося Государства" означают соответственно предприятие, управляемое резидентом одного Договаривающегося Государства, и предприятие, управляемое резидентом другого Договаривающегося Государства;

g) термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда такое морское, речное или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве;

h) термин "компетентный орган" означает:

(i) применительно к Австрии - Федерального министра финансов или его уполномоченного представителя;

(ii) применительно к Российской Федерации - Министерство финансов или его уполномоченного представителя;

i) термин "национальное лицо" означает:

(i) любое физическое лицо, имеющее гражданство Договаривающегося Государства;

(ii) любое юридическое лицо, товарищество или ассоциацию, получившие такой статус на основе законов, действующих в Договаривающемся Государстве.

2. При применении настоящей Конвенции Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в ней, если из контекста не вытекает иное, имеет то значение, которое придается ему законодательством этого Государства в отношении налогов, к которым применяется настоящая Конвенция.

Статья 4

1. Для целей настоящей Конвенции термин "резидент Договаривающегося Государства" означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера. Однако этот термин не включает лицо, которое подлежит налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов, полученных из источников в этом Государстве, или в отношении находящегося в нем капитала.

2. Если в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то его статус определяется следующим образом:

a) оно считается резидентом того Государства, в котором оно располагает постоянным и доступным для него жильем; если оно располагает постоянным и доступным для него жильем в обоих Государствах, то оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

b) если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жильем ни в одном из Государств, оно считается резидентом того Государства, где оно обычно проживает;

c) если оно обычно проживает в обоих Государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, национальным лицом которого оно является;

d) если оно является национальным лицом обоих Государств или если оно не является национальным лицом ни одного из них, то компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

3. Если в соответствии с положениями пункта 1 лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих Договаривающихся Государств, такое лицо считается резидентом того Государства, в котором находится его место фактического управления.

Статья 5

1. Для целей настоящей Конвенции термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия.

2. Термин "постоянное представительство", в частности, включает:

a) место управления;

f) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

3. Строительная площадка или сборочный или монтажный объект образуют постоянное представительство, только если они существуют в течение периода, превышающего 12 месяцев.

4. Независимо от предыдущих положений настоящей статьи, считается, что термин "постоянное представительство" не включает:

a) использование сооружений исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;

b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки;

c) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели переработки другим предприятием;

d) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;

e) содержание постоянного места деятельности исключительно для проведения любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера для предприятия;

f) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, упомянутых в подпунктах от "a" до "e", при условии, что совокупная деятельность постоянного места деятельности, возникшая в результате такой комбинации, имеет подготовительный или вспомогательный характер.

5. Независимо от положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, если лицо, иное чем агент с независимым статусом, о котором говорится в пункте 6, осуществляет деятельность от имени предприятия и имеет и обычно использует в Договаривающемся Государстве полномочия заключать контракты от имени предприятия, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в этом Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, за исключением случаев, когда деятельность такого лица ограничивается видами деятельности, упомянутыми в пункте 4, которые даже если и осуществляются через постоянное место деятельности, не превращают это постоянное место деятельности в постоянное представительство в соответствии с положениями этого пункта.

6. Предприятие не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в Договаривающемся Государстве только потому, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.

7. Тот факт, что компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося Государства, контролирует или контролируется компанией, которая является резидентом другого Договаривающегося Государства, или которая осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Государстве (либо через постоянное представительство, либо каким-либо иным образом), сам по себе не означает, что любая такая компания становится постоянным представительством другой.

Статья 6

Доходы от недвижимого имущества

1. Доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от недвижимого имущества (включая доход от сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

2. Термин "недвижимое имущество" имеет то значение, которое оно имеет по законодательству Договаривающегося Государства, в котором находится данное имущество. Этот термин в любом случае включает имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, скот и оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйстве, права, к которым применяются положения общего закона в отношении земельной собственности, права, известные как узуфрукт недвижимого имущества, и права на переменные или фиксированные платежи, выплачиваемые в качестве компенсации за разработку или право на разработку минеральных запасов, источников и других природных ресурсов; морские, речные и воздушные суда не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.

3. Положения пункта 1 применяются к доходам, получаемым от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме недвижимого имущества.

4. Положения пунктов 1 и 3 применяются также к доходам от недвижимого имущества предприятия и к доходам от недвижимого имущества, используемого для осуществления независимых личных услуг.

Статья 7

Прибыль от предпринимательской деятельности

1. Прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства подлежит налогообложению только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность как сказано выше, то прибыль предприятия может облагаться налогом в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

2. С учетом положений пункта 3, если предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к этому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было обособленным и отдельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях, и действовало полностью независимо от предприятия, постоянным представительством которого оно является.

3. При определении прибыли постоянного представительства разрешаются вычеты расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в Государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами.

4. В случае, если в Договаривающемся Государстве определение прибыли, относящейся к постоянному представительству, осуществляется обычно путем распределения общей суммы прибыли предприятия между его различными подразделениями, то ничто в пункте 2 не будет мешать данному Договаривающемуся Государству определять налогооблагаемую прибыль посредством такого распределения, исходя из обычной практики; однако выбранный метод распределения должен давать результаты, соответствующие принципам, содержащимся в данной статье.

Читайте также: