Соглашение об избежании двойного налогообложения с литвой

Опубликовано: 16.05.2024

Компании, которые ведут бизнес в других странах, платят налоги два раза: сначала в бюджет другой страны, а потом и в российский. Но есть целых 84 страны, где можно заплатить только один раз.

Артур Дулкарнаев

Мария Ильяшенко

Что такое двойное налогообложение

Двойное налогообложение возникает, когда российский предприниматель работает в другой стране. Сначала он платит налог с дохода там, а когда деньги поступают на российские счета, еще и в бюджет России.

Страны знают об этом, поэтому договорились между собой, что два раза с одного дохода платить не надо. Это и называется международным соглашением об избежании двойного налогообложения.

В мире почти двести признанных государств, при этом соглашение с Россией заключили 84: США, Великобритания, Германия, Испания, Израиль, Шри-Ланка, Мексика, Люксембург, Чили, Белоруссия и другие. Список включает страны Азии, Европы, Америки.

С каждой страной у России свое соглашение, но в целом они похожи:

  • позволяют учитывать уже оплаченный в другой стране налог при оплате налога в России;
  • касаются налогов на доход, имущество и капитал;
  • распространяются на всех предпринимателей и компании.

Теперь о том, в каких случаях соглашение работает.

В каких случаях действует соглашение

Чаще всего соглашение об избежании двойного налогообложения нужно при торговле в другой стране. Например, компания «Лосось» продает в Великобритании красную искру, платит подоходный налог там, а затем может не платить налог на прибыль в России.


Было бы здорово, если страны бы не считали суммы: заплатил в Великобритании, а в России забыли про весь налог. На деле же считать придется: вычитать из российского налога сумму, которую уже заплатили в Великобритании, и доплачивать остальное.

Еще несколько случаев, когда действует соглашение об устранении двойного налогообложения:

  • иностранная компания частично владеет российской фирмой и с нее получает дивиденды. С них нужно платить налог, и его размер зависит от соглашения. Если оно есть — налог 0% или 5%, если нет — 15%;
  • американская компания пригласила российских разработчиков приехать и написать для них программу. По законам США и России они должны заплатить подоходный налог и там, и там. Но между странами есть соглашение, поэтому налог разработчики заплатят только один раз;
  • компания открывает филиал в другой стране. Заказчики платят на счет в местном банке, но налог нужно платить в обеих странах. Если между странами есть соглашение, платить налог нужно только один раз.

Часто российские компании работают в странах, с которыми нет соглашения. Вот здесь и появляются те самые оффшорные счета. Такие компании создают технические или транзитные компании в странах, с которыми соглашение есть, например на Кипре, и через Кипр переправляют деньги дальше, в настоящую компанию.

Какие документы нужны, чтобы не платить налог два раза

Чтобы работать в другой стране и платить меньше налогов, нужно предоставить в российскую налоговую документы. Точного списка нет, в целом это подтверждающие документы, которые объяснят, что налог компания уже заплатила. Это может быть что-то одно:

  • налоговая декларация другой страны;
  • банковская платежка;
  • выписка со счета о том, что деньги заплачены.

Какой-то определенной формы для этих документов нет: стран много, везде свои стандарты, и российская налоговая это понимает.

Налоговый год в каждой стране тоже свой, а по правилам налог сначала платят в другом государстве, а потом в России. Если налоговые периоды различаются, в России сдают сначала привычную декларацию, а потом уточненную — чтобы пояснить размер налога, который заплатили в другой стране.

С 01.01.2021 г. в России началось применение многосторонней Конвенции от 24.11.2016 г. по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) (в международной практике Multilateral Instrument, «MLI», «Конвенция»). Также вступают в силу изменения в ряде соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН»).

Россия завершила внутренние процедуры для вступления в силу норм MLI, и c 01.01.2021 г. Конвенция начинает действовать в отношении 34 стран с учетом ряда ограничений. С основными изменениями Вы можете ознакомиться в нашем обзоре.

Также вносятся изменения в СОИДН с рядом стран, а именно с Кипром, Люксембургом, Мальтой и Нидерландами. Данные юрисдикции традиционно используются для вывода за рубеж доходов, полученных в России. Напомним, что 25.03.2020 г. Президент РФ В.В.Путин во время телеобращения к россиянам озвучил необходимость пересмотра СОИДН с этими юрисдикциями. Подробнее мы сообщали об этом ранее.

Текущий статус СОИДН

По состоянию на январь 2021 г. подписаны и ратифицированы Протоколы об изменениях СОИДН с Кипром и Люксембургом. Однако со стороны Люксембурга не все национальные процедуры были пройдены в 2020 году. Аналогичный протокол с Мальтой подписан, но ратификация еще не окончена.

Что касается СОИДН с Нидерландами, то существует вероятность, что оно будет денонсировано. Минфин России провел переговоры с министерством финансов Нидерландов на предмет введения изменений, аналогичных СОИДН с вышеуказанными юрисдикциями. Однако переговоры не увенчались успехом и в данный момент запущен процесс денонсации СОИДН.


Напомним, что речь идет об увеличении налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов, за некоторым исключением. Изменения не коснутся лицензионных платежей (роялти) и ряда других выплат.

Пониженная ставка в 5% на дивиденды сохраняется для следующих категорий бенефициарных собственников дохода:

  • страховое учреждение или пенсионный фонд, или
  • компания, чьи акции котируются на зарегистрированной фондовой бирже, при условии, что
    • не менее 15% голосующих акций находятся в свободном обращении, и
    • она прямо владеет не менее 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение 365 дней;
  • Правительство или политическое подразделение, или местные органы власти, или
  • Центральный Банк.

Процентные доходы будут облагаться по ставке 5%, в случае если бенефициарный собственник является банком или одним из вышеназванных лиц, включая публичные компании. Пониженная ставка будет также применяться к следующим категориям ценных бумаг, которые котируются на зарегистрированной фондовой бирже:

  • государственные облигации;
  • корпоративные облигации;
  • внешние облигационные займы (евроооблигации).

Вступление изменений в силу

Таким образом, с 01.01.2021 г. применение льгот по СОИДН с 34 странами возможно только при выполнении условий MLI. При этом льготы в отношениях с Кипром и Мальтой (несмотря на не пройденную ратификацию, Протокол действует временно) применяются в ограниченном объеме с учетом изменений, внесенными Протоколами, а также с учетом MLI. Изменения в СОИДН с Люксембургом вступят в силу только с 2022 года, если все национальные процедуры ратификации будут пройдены в течение этого года.

В отношении остальных стран, включая Люксембург, применяются положения СОИДН в текущей редакции. Изменения в СОИДН с Нидерландами, если таковые будут, начнут действовать не ранее 2022 г.

Чем может помочь SCHNEIDER GROUP?

Мы следим за развитием событий и будем своевременно информировать Вас об этом. Эксперты налоговой практики смогут проконсультировать Вас по возникающим вопросам. По нашему мнению, на данном этапе целесообразно будет:

  • оценить возможные последствия изменений и рассмотреть варианты по минимизации их влияния,
  • рассмотреть возможность выплаты дивидендов/процентов в текущем году,
  • рассмотреть возможные варианты изменения корпоративной структуры владения.

Вы писали несколько статей про налоги с иностранных дивидендов, налоги для нерезидентов и прочее. Я внимательно прочитал налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения и другие документы, и у меня возник такой вопрос: может ли человек — налоговый нерезидент России применять налоговое соглашение с другой страной, в которой он тоже не считается налоговым резидентом?

Вот конкретный пример.

Петя уехал учиться в США по визе F-1 . Для студентов с этой визой в налоговом законодательстве США предусмотрено исключение, по которому они не будут считаться налоговыми резидентами США первые 5 лет. Для этого надо подать форму 8843. Будем считать, что Петя не забывает подавать ее вовремя.

Петя — финансово грамотный студент, так что у него есть акции американских компаний, с которых он получает дивиденды. По идее, он должен платить налог 30% в США, но он ссылается на статью 10 соглашения между РФ и США об избежании двойного налогообложения и платит только 10%. Пока Петя жил в России, он доплачивал государству 3%, но поскольку теперь он находится в США уже свыше 183 дней, то в РФ он больше не налоговый резидент, так что в России с этих дивидендов он теперь не платит вообще ничего.

Среди моих знакомых есть два лагеря: большой и маленький.

Маленький лагерь считает так: в статье 4 соглашения есть определение резидента с точки зрения соглашения. Там написано, что резидентом России считается человек, который по какой-то причине должен платить в ней налоги. Но если он должен платить налоги только с дохода, полученного в России, то тогда он не резидент.

Петя — налоговый нерезидент в России согласно налоговому кодексу, так что он должен платить налоги в РФ только с российских доходов, а значит, он подпадает под исключение и не будет резидентом России по определению из соглашения. Резидентом США он не является по той же причине, так что соглашение вообще никаким образом к нему не применяется. Соответственно, в США он должен платить большие налоги только с доходов из США, а в России — тоже большие налоги, но только с доходов из РФ.

Большой лагерь думает так: в статье 4 соглашения написано, что налоговым резидентом России признается человек, который должен платить в РФ налоги по какой-то причине, но только если неверно, что единственная причина налогов — это доход из России.

Петя — гражданин России. И вообще у него тут семья, центр жизненных интересов и место постоянного проживания — собственная квартира, а в США он арендует. Так что у него много причин платить налоги в России. А налоговый кодекс тут вообще ни при чем, потому что соглашение имеет над ним приоритет. Поэтому он резидент России по определению из соглашения, а значит, все делает правильно и с чистой совестью указывает в форме W-8BEN свой российский адрес, российский ИНН и ссылается на статью 10 соглашения. А если бы он так не делал, то ему пришлось бы платить большие налоги или там, или там, но не одновременно: как-то это несправедливо.

На последнее возражение маленький лагерь отвечает, что эти соглашения созданы, чтобы избегать двойного, а не большого налогообложения.

Я почему-то не нашел обсуждения этого, как мне кажется, довольно тонкого момента нигде в интернете. Помогите, пожалуйста, — рассудите спорщиков!

Спасибо за интересный вопрос! Если коротко, то маленький лагерь прав. Соглашение об избежании двойного налогообложения к Пете не применяется, поскольку в его случае угрозы двойного налогообложения нет. Разберемся подробнее.


Какие цели преследуют государства, избегая двойного налогообложения

Каждое государство самостоятельно создает свою налоговую систему. Несогласованность систем разных стран может приводить к тому, что с полученного дохода один и тот же налог приходится заплатить дважды. Это препятствует росту инвестиционных потоков между государствами, международной торговле и передаче технологий. В условиях глобализации двойное налогообложение признается злом, с которым принято бороться.

Введение к типовой конвенции ООН об избежании двойного налогообложенияPDF, 2,9 МБ

Когда одно государство заключает соглашение об избежании двойного налогообложения с другим государством, оно в первую очередь руководствуется не интересами отдельных граждан, а пользой для экономики.

Россия заключила двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения с более чем 80 странами, в том числе с США. Для удобства я буду называть договор между РФ и США соглашением, как и вы в своем вопросе.

Сразу оговорюсь, что при толковании международного договора учитывается не только обычное значение терминов в их контексте, но и цели договора.

Подтверждение суммы налога, уплаченного в России

Украинское предприятие уплатило в России налог с доходов, полученных из источников этого государства. Какой документ должно представить украинское предприятие для подтверждения суммы уплаченного налога?

Согласно требованиям п. 13.5 ст. 13 Налогового кодекса Украины для получения права на зачисление налога, уплаченного в России, украинское предприятие обязано получить от налогового органа России подтверждение о сумме уплаченного налога, а также о базе и/или объекте налогообложения.

В соответствии с установленным в России порядком если иностранная организация, которая не осуществляет свою деятельность на ее территории через постоянное представительство, получает доходы с источником происхождения в России, то налог на прибыль удерживается и перечисляется в российский бюджет налоговым агентом, который выплачивает такой доход. Налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту своего нахождения Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее — Налоговый расчет) по форме, утвержденной приказом № САЭ-3-23/286@. Если иностранная организация осуществляет деятельность в России через постоянное представительство, то сумма налога на прибыль, уплаченного в этом государстве, отражается в Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации (далее — Декларация). Декларация представляется в налоговый орган по месту поставноки на учет иностранной организации по форме, утвержденной приказом № БГ-3-23/1.

Фактическая уплата иностранной организацией налога на прибыль (доходы) подтверждается платежным поручением.

Законодательство России не содержит специальной нормы, предусматривающей дополнительное подтверждение налоговыми органами России информации, указанной в Декларации или Налоговом расчете.

Однако иностранная организация может обратиться в налоговый орган России по месту постановки на учет этой организации или налогового агента с целью получения подтверждения сведений о полученной прибыли (доходе) и фактически уплаченном (удержанном) налоге для предоставления такого подтверждения в налоговый орган иностранного государства, резидентом которого является эта иностранная организация.

В таком случае указанное подтверждение осуществляется налоговым органом России на основании письменного запроса иностранной организации с приложением к нему копий Декларации или Налогового расчета, а также платежного поручения, подтверждающего сумму фактически уплаченного налога.

Налоговый орган сверяет предоставленные сведения с информацией, имеющейся в его распоряжении, и при их идентичности, а также при условии фактического поступления в бюджет уплаченной (удержанной) суммы налога осуществляет подтверждение уплаты налога путем удостоверения подписью руководителя (заместителя руководителя) этого налогового органа и гербовой печатью на каждой странице раздела 1 Декларации или разделов 1 и 2 Налогового расчета.

Таким образом, подтверждение суммы уплаченного налога осуществляется налоговым органом России на основании письменного запроса иностранной организации с приложением к нему копий Декларации или Налогового расчета, а также платежного поручения, подтверждающего сумму фактически уплаченного налога.

Устранение двойного налогообложения возможно только при наличии соответствующего действующего международного договора

Установлены ли законодательством Украины методы по устранению двойного налогообложения, если с соответствующей страной нет действующего договора об избежании двойного налогообложения?

В соответствии с положениями ст. 13 Налогового кодекса Украины суммы налогов и сборов, уплаченные за пределами Украины, засчитываются при расчете налогов и сборов в Украине по правилам, установленным этим Кодексом (п. 13.4 ст. 13).

Для юридических лиц устранение двойного налогообложения (зачисление уплаченных за таможенной границей Украины сумм налога) осуществляется при условии предоставления письменного подтверждения налогового органа другого государства факта уплаты такого налога, а также при наличии действующего международного договора Украины об избежании двойного налогообложения доходов (п. 13.5 ст. 13 и п. 161.6 ст. 161 Налогового кодекса Украины).

Для устранения двойного налогообложения физических лиц существует аналогичное условие, касающееся необходимости представления соответствующих подтверждающих документов и наличия действующего международного договора (п. 13.5 ст. 13 и п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины).

Для устранения двойного налогообложения применяется метод зачета

В чем состоит метод зачета для устранения двойного налогообложения в Украине?

Доходы, полученные резидентом Украины (кроме физических лиц) из источников за пределами Украины, учитываются при определении его объекта и/или базы налогообложения в полном объеме (п. 13.1 ст. 13 Налогового кодекса Украины).

В соответствии с положениями п. 161.4 ст. 161 Налогового кодекса Украины суммы налога на прибыль, полученную из иностранных источников, которые уплачены субъектами хозяйствования за рубежом, засчитываются при уплате ими налога в Украине.

Размер зачтенных сумм налога из иностранных источников в течение налогового периода не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в Украине таким плательщиком налога в течение такого периода (п. 161.5 ст. 161 этого Кодекса).

Для физических лиц в соответствии с пп. 170.11.1 п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины в случае если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход плательщика налога — получателя, который обязан представить годовую налоговую декларацию, и облагается налогом по ставкам, определенным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса. Согласно нормам международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, плательщик налога может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за рубежом. Сумма такого уменьшения указывается в годовой налоговой декларации.

Сумма налога с иностранного дохода плательщика налога — резидента, уплаченного за пределами Украины, не может превышать сумму налога, рассчитанную на базе общего годового налогооблагаемого дохода такого плательщика налога в соответствии с законодательством Украины (пп. 170.11.4 п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины).

Не подлежат зачету в уменьшение налоговых обязательств как плательщиков налога на прибыль предприятий, так и плательщиков налога на доходы физических лиц следующие налоги, уплаченные в других странах: налог на капитал/имущество и прирост капитала; почтовые налоги; налоги на реализацию (продажу); другие косвенные налоги независимо от того, подпадают они под категорию подоходных налогов или облагаются отдельными налогами согласно законодательству иностранных государств (п. 161.6 ст. 161 и пп. 170.11.3 п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины).

На Гонконг, Макао и Тайвань не распространяются положения Соглашения с Китайской Народной Республикой об избежании двойного налогообложения

Украинское предприятие заключило контракт с предприятием, зарегистрированным на Тайване. Распространяются ли на Тайвань положения Соглашения между Правительством Украины и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения?

Соглашение между Правительством Украины и Правительством Китайской Народной Республики (далее — КНР) об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и имущество (далее — Соглашение) распространяется на налоги на доходы и имущество, указанные в ст. 2 Соглашения, которые взимаются согласно налоговому законодательству Украины и КНР.

Для целей Соглашения термин «Китай» означает КНР, и при применении в географическом значении означает всю территорию КНР, включая ее территориальное море, где применяется китайское законодательство по налогообложению, и любую территорию за пределами территориального моря, где КНР имеет суверенные права на разведку и разработку ресурсов морского дна и его недр, и ресурсов близлежащих вод в соответствии с международным законодательством.

С учетом вышеизложенного Соглашение не распространяется на территории с отдельным законодательным полем, которые имеют самостоятельную налоговую систему и на которые не распространяются законы КНР по налогообложению. К таким территориям, в частности, относятся Гонконг, Макао и Тайвань.

Применение положений украинско-французской конвенции об избежании двойного налогообложения

В п. 3 ст. 10 украинско-французской конвенции об избежании двойного налогообложения установлено условие, касающееся внесения минимальной суммы инвестиции в размере 5 млн. французских франков. Как выполнить это условие, учитывая то, что в настоящее время французской валютой является евро?

В соответствии с п. 3 ст. 10 Конвенции между Правительством Украины и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения (далее — Конвенция) дивиденды, которые выплачиваются компанией, являющейся резидентом Украины, подлежат налогообложению только во Франции, если такими дивидендами фактически владеет одна или несколько компаний, являющихся резидентами Франции, и если:

  • эта или эти компании вместе владеют прямо или опосредованно по меньшей мере 50% капитала компании, выплачивающей дивиденды, и общая сумма их инвестиций в эту компанию составляет не менее 5 млн. французских франков или их эквивалента в украинской валюте;

  • их инвестиция в компанию, выплачивающую дивиденды, гарантируется или страхуется государством Франция, ее центральным банком или любым лицом, действующим от имени Франции.

Курсы пересчета европейских национальных валют в евро были зафиксированы на момент введения евро. Один евро равен 6,55957 французских франков. Соответственно 5 млн. французских франков приблизительно равны 762 245,086 евро (5000 000 : 6,55957).

Следовательно, льготы, предусмотренные пп. «а» п. 3 ст. 10 Конвенции, применяются при наличии надлежащих оснований при выполнении условия внесения в уставный капитал украинской компании инвестиции, общая сумма которой составляет не менее 762 245,086 евро или их эквивалента в украинской валюте.

Возврат излишне удержанного в России налога на доходы

Украинское предприятие уплатило в России налог на доход, полученный из источников в России, который в соответствии с положениями украинско-российского соглашения об избежании двойного налогообложения не подлежит налогообложению в России. Как возвратить излишне удержанный налог?

В соответствии с п. 2 ст. 312 Налогового кодекса РФ возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами России, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения, осуществляется при условии представления следующих документов:

заявления на возврат удержанного налога по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

подтверждения того, что указанная иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение (была резидентом) в том государстве, с которым Россия имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Это подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства;

копии договора (или другого документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащего возврату, в бюджетную систему России.

Формы заявлений иностранных организаций на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в России, утверждены приказом № БГ-3-23/13, Инструкция по заполнению этих форм — приказом № БГ-3-23/259.

Возврат удержанного налога осуществляется налоговым органом по месту взятия на учет налогового агента в валюте России после подачи заявления и других вышеуказанных документов в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, для получения права на возврат удержанного в России налога на доход украинское предприятие должно подать в налоговый орган России по месту регистрации налогового агента, выплатившего этот доход, заявление по утвержденной в России форме, справку о подтверждении статуса налогового резидента Украины, утвержденную приказом № 173, и другие вышеуказанные документы. Возврат удержанного налога будет осуществлен в валюте России на расчетный счет украинского предприятия в течение месяца с даты получения налоговым органом России указанного заявления.

Налогообложение доходов физического лица — резидента России в виде роялти

Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц доходы физического лица — резидента России в виде роялти с учетом норм ст. 12 Соглашения между Правительством Украины и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предупреждении уклонений от уплаты налогов?

Согласно пп. 162.1.2 п. 162.1 ст. 162 Налогового кодекса Украины плательщиком налога является физическое лицо — нерезидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине.

В соответствии с положениями пп. «а» пп. 14.1.54 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины доход в виде роялти, выплаченный резидентом Украины и полученный нерезидентом, — это доход с источником его происхождения из Украины.

Согласно положениям пп. 170.10.1 п. 170.10 ст. 170 Налогового кодекса Украины доходы с источником их происхождения в Украине, начисляемые (выплачиваемые, предоставляемые) в пользу нерезидентов, облагаются налогом по правилам и ставкам, определенным для резидентов (с учетом особенностей, определенных некоторыми нормами раздела ІV Налогового кодекса Украины для нерезидентов).

В соответствии с пп. 170.3.1 п. 170.3 ст. 170 Налогового кодекса Украины роялти облагаются налогом по правилам, установленным для налогообложения дивидендов, по ставкам, определенным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса (15 и/или 17%).

Налоговый агент, начисляющий (выплачивающий, предоставляющий) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, обязан удержать налог из суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную ст. 167 Налогового кодекса Украины.

Положениями п. 3.2 ст. 3 Налогового кодекса Украины определено: если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, нежели предусмотренные этим Кодексом, применяются правила международного договора.

Пунктом 1 ст. 12 Соглашения между Правительством Украины и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предупреждении уклонений от уплаты налогов (далее — Соглашение) установлено, что доходы от авторских прав и лицензий (роялти), возникающие в одном Договорном Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договорного Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

При этом согласно п. 2 ст. 12 Соглашения такие доходы могут также облагаться налогом в Договорном Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но уплачиваемый налог не может превышать 10% общей суммы доходов.

Положения п. 1 и 2 ст. 12 Соглашения не могут трактоваться как предоставляющие плательщику налога право выбора, в каком именно из двух Договорных Государств будет осуществляться налогообложение полученного дохода в виде роялти. Этими двумя пунктами устанавливается компромиссное решение двух государств, которое обусловливает налогообложение роялти в стране-резиденции, но оставляет стране — источнику дохода в виде роялти право налогообложения таких доходов, если это предусмотрено ее налоговым законодательством, но это право ограничивается установленной предельной ставкой (в данном случае — 10%).

Право на использование положений международного договора предоставляется нерезиденту при условии предоставления им справки о подтверждении его резидентства в соответствии с требованиями ст. 103 Налогового кодекса Украины.

В случае непредоставления нерезидентом справки о подтверждении статуса налогового резидента указанные доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения в Украине, подлежат налогообложению согласно законодательству Украины по вопросам налогообложения без учета положений международного договора (п. 103.10 ст. 103 этого Кодекса).

Расчет налоговых обязательств по налогооблагаемому доходу плательщика налога, начисленного у источника его выплаты, осуществляется налоговым агентом (п. 168.3 ст. 168 этого Кодекса).

С учетом вышеизложенного резидент Украины при выплате роялти в пользу резидента России обязан удержать налог в размере 10% общей суммы роялти, который уплачивается при наличии письменного подтверждения, выданного компетентным органом России о том, что указанное лицо является резидентом России и на него распространяется действие Соглашения. При отсутствии такого подтверждения указанные доходы в виде роялти подлежат налогообложению по ставке 15 и/или 17%.

♦ Для справки

  • термин «устранение двойного налогообложения» используется в нормах Налогового кодекса Украины;
  • термин «избежание двойного налогообложения» — в международных договорах.

В апреле 2020 года В.В. Путин в своем обращении анонсировал пересмотр положений договора в связи с оттоком капитала из страны.

03 августа 2020 года Минфин РФ объявил о начале денонсации договора с Кипром об избежании двойного налогообложения.

Немного истории

Итак, чем был выгоден договор бизнесу? Еще десять лет назад можно было практически беспрепятственно вывести деньги из России на Кипр. Скажем, проценты по займам, которые уплачивались от лица российской компании в пользу кипрской компании, облагались налогом у источника по ставке 0%. Дивиденды, уплачиваемые в пользу материнской кипрской компании, облагались налогом у источника по ставке 5 %. Далее кипрская компания распределяла полученный доход в пользу своих акционеров — юридических лиц, зарегистрированных в классических оффшорных зонах (Панама, Белиз и др.). После этого оффшорная компания перечисляла своим бенефициарам средства на их личные счета, открытые в зарубежных банках. Таким образом, российские бенефициары выводили заработанные средства за рубеж при минимальной налоговой нагрузке.

Эта отработанная схема впервые дала сбой в 2011 году, когда ВАС по делу № А27‑7455/2010 выступил на стороне налоговой инспекции и обязал ОАО «Северный Кузбасс» доплатить в бюджет 144 млн рублей, признав дивидендами проценты, уплаченные в пользу кипрской компании.

Это был первый звоночеко том, что налоговая инспекция всерьез решила перекрыть отток российских капиталов на Кипр.

Развитие событий

ФНС России стала широко применять понятие«фактическое право на доход».Налоговая инспекция, не имея права ограничить или запретить предпринимателям пользоваться льготами, тем не менее фактически заблокировала для них вышеописанные схемы налоговой оптимизации.

Согласно пункту 2 статьи 7 НК РФ, лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией.

В 2014 году Минфин берет на вооружение зарубежную концепцию кондуитной компании, то есть компании, которая не имеет фактического права на доход, а создана исключительно для того, чтобы пользоваться льготами договора об избежании двойного налогообложения.В Письме № 03-00-РЗ/16236 от 09.04.2014 даются следующие ориентиры для проверяющих лиц. Так, кондуитная компания может иметь следующие особенности:

-Компания перечисляет всю сумму дивидендов или процентов, полученных из России,иной компании.

- Компания, предоставившая заем российскому юридическому лицу, сама получила его от третьих лиц.

- Компания, которая зарегистрированана территории государства-партнера, получающая доходы от авторских правот источниковвРФ по сублицензионному договору, по соглашению направляет их компании, которая зарегистрирована в стране, не имеющей с Россией соглашения об избежании двойного налогообложения.

В 2017 году ФНС выпускает письмо № СА-4-7/9270, в котором перечисляет все признаки кондуитной компании, а именно:

  • отсутствие самостоятельности принятия решений директорами иностранных компаний;
  • отсутствие полномочий по распоряжению доходом;
  • наличие персонала, офиса, общехозяйственных затрат;
  • неполучение экономической выгоды от дохода (неиспользовании в предпринимательской деятельности);
  • отсутствие коммерческих рисков в отношении активов;
  • наличие юридических и фактических обязательств по дальнейшему перечислению дохода;
  • системность транзитных платежей.

Признавая компанию кондуитной, налоговая инспекция применяет сквозной подход, устанавливает в качестве получателя дохода бенефициара или же оффшорную компанию и доначисляет налоги.

Сабстенс как решение проблемы

Налоговые инспекции при поддержке судов сделали проблематичным применение договоров об избежании двойного налогообложения. Многие предприниматели приняли новые правила игры и начали активно создавать т.н.сабстенс — экономическую составляющую деятельности своих кипрских предприятий. Они арендовали офисы, нанимали специалистов и др. К сожалению, мы не можем сказать, что эти попытки существенно снижают риск доначисления налогов.Скорее наоборот,ониповысят общую предвзятость налоговой инспекции и судебных органов к кипрским предприятиям в составе холдинга.

В 2019 году группа «Полимертепло»попыталась отстоять самостоятельность своей кипрской компании. Некоторые основания для этого имелись: при компании действовал консультационный совет, состоящий из высококвалифицированных иностранных специалистов. Тем неменее Верховный суд отказал в рассмотрении дела в Судебной коллегии по экономическим спорам, тем самым поставив точку в долгих разбирательствах «Полимертепла»с налоговой инспекцией. Компании было отказано в применении пониженной льготной ставки, и предприятию пришлось доплатить налоги в бюджет.

К апрелю 2020 года сложилась ситуация, когда мало кто из специалистов порекомендовал бы применять старые схемы по выводу денег из России. И объявление о намерении пересмотреть, а затем и денонсировать договор, — это логичный шаг. Россия отходит от приоритета норм международного права и демонстрирует отсутствие желания международного сотрудничества.

Начало денонсации

Как быть бизнесменам, которые хотят воспользоваться льготами в 2020 году? С какого момента они лишатсяправа воспользоваться льготами, предоставленными договором?

Согласно условиям самого соглашения, любое государство может прекратить действие соглашения, направив уведомление другой стороне по дипломатическим каналам. Соглашение будет считаться прекратившим свое действие с первого января следующего года. Вопрос о том, можно ли будет в 2021 году воспользоваться льготами договора применительно к прибыли, полученной за 2020 год, остается открытым. Однако, если компания планирует перечислять дивиденды за 2020 год, то, вероятно, имеет смысл перечислить дивиденды по итогам первого полугодия в самое ближайшее время.

Чего ожидать в будущем?

Россия уже предложила Нидерландам пересмотреть условия соглашения об избежании двойного налогообложения. Вероятно, будут денонсированы договоры с Люксембургом и Мальтой.

Как быть бизнесу?

Прежде всего, стоит отметить, что денонсация договора с Кипром вовсе не стала неожиданностью для российских бизнесменов. Однако Кипр как юрисдикция для создания иностранной компании все еще может быть привлекательной. Низкая налоговая нагрузка, наличие значительного количества русскоязычных резидентов, относительно невысокая стоимость обслуживания компании — все это продолжает вызывать интерес предпринимателей. Поэтому если вдруг на Кипре имеется компания, то срочно закрывать ее совершенно необязательно.

Однако корпоративную структуру можно и нужно периодически пересматривать, и сейчас именно тот момент, когда сделать это весьма желательно.

Пути развития холдинга с иностранными компаниями

Очевидным вариантом решения проблемы может стать поиск более подходящей юрисдикции для регистрации зарубежной компании. Можно присмотреться к Гонконгу в качестве юрисдикции.

В 2016 году Россия и Гонконг подписали договор об избежании двойного налогообложения. Это было сделано в разгар борьбы с оттоком капитала, то есть в какой-то мере можно рассчитывать на то, что договор не будет денонсирован в ближайшее время. Полученные гонконгской компанией дивиденды не облагаются налогом в Гонконге, также в Гонконге нет налога у источника на дивиденды, которые распределяет гонконгская компания своим зарубежным акционерам.

Договор сГонконгом предоставляет право применить пониженную ставку налога у источника при условии, что процент владения дочерней компании составляет 15 % и более. В данном случае налог у источника составит 5 %. При этом размер вложения в уставный капитал дочерней компании не оговаривается. Такие условия даже лучше, чем предоставлял практически денонсированный договор с Кипром.

К сожалению, ФНС будет продолжать применять концепцию фактического права на доход, и все вышеописанные риски будут сохраняться и в случае открытия гонконгской компании.

Россия предложила владельцам кипрских компаний (и не только кипрских) возможность редомицилировать компании на остров Октябрьский или остров Русский.Это может быть неплохим выходом из сложившейся ситуации. Однако минусов в таком решении может быть больше, чем плюсов. Самый очевидный — это повышение юрисдикционных рисков. Проще говоря, далеко не все бизнесмены готовы держать свои средства только в одной стране.

На просторах интернета встречается совет не делать ничего, а посмотреть, как будут развиваться события. Этот совет не так уж плох, если предприниматель готов свернуть деятельность своих зарубежных компаний на неопределенный срок.

На данный момент очевидно одно: любые схемы оптимизации налогообложения нужно применять предельно аккуратно, учитывая все особенности бизнеса.

P . S . Пока материал готовился, Минфин РФ и республика Кипр сумели прийти к соглашению. Согласно официальным данным, стороны договорились повысить ставку по налогу у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов. Изменения не коснутся публичных компанийю Дополнительный протокол пока не опубликован, и его текст в свободном доступе отсутствует.

Хорошо ли это для бизнеса? Сложно сказать. Эксперты полагают, что можно будет применять т.н. "сквозной подход", Это означает, что налог у источника будет рассчитываться согласно ставкам, которые применялись бы, если бы получателем средств было физическое лицо-бенефициар холдинга или же компания, которая имеет фактическое право на доход. Такая практика уже начала формироваться. Другое дело, что экономить на налогах так, как раньше, уже не представляется возможным. В каком-то смысле повышение налоговых ставок по налогу у источника равносильно денонсации договора.

Читайте также: