Соглашение об избежании двойного налогообложения с францией

Опубликовано: 14.05.2024

Компании, которые ведут бизнес в других странах, платят налоги два раза: сначала в бюджет другой страны, а потом и в российский. Но есть целых 84 страны, где можно заплатить только один раз.

Артур Дулкарнаев

Мария Ильяшенко

Что такое двойное налогообложение

Двойное налогообложение возникает, когда российский предприниматель работает в другой стране. Сначала он платит налог с дохода там, а когда деньги поступают на российские счета, еще и в бюджет России.

Страны знают об этом, поэтому договорились между собой, что два раза с одного дохода платить не надо. Это и называется международным соглашением об избежании двойного налогообложения.

В мире почти двести признанных государств, при этом соглашение с Россией заключили 84: США, Великобритания, Германия, Испания, Израиль, Шри-Ланка, Мексика, Люксембург, Чили, Белоруссия и другие. Список включает страны Азии, Европы, Америки.

С каждой страной у России свое соглашение, но в целом они похожи:

  • позволяют учитывать уже оплаченный в другой стране налог при оплате налога в России;
  • касаются налогов на доход, имущество и капитал;
  • распространяются на всех предпринимателей и компании.

Теперь о том, в каких случаях соглашение работает.

В каких случаях действует соглашение

Чаще всего соглашение об избежании двойного налогообложения нужно при торговле в другой стране. Например, компания «Лосось» продает в Великобритании красную искру, платит подоходный налог там, а затем может не платить налог на прибыль в России.


Было бы здорово, если страны бы не считали суммы: заплатил в Великобритании, а в России забыли про весь налог. На деле же считать придется: вычитать из российского налога сумму, которую уже заплатили в Великобритании, и доплачивать остальное.

Еще несколько случаев, когда действует соглашение об устранении двойного налогообложения:

  • иностранная компания частично владеет российской фирмой и с нее получает дивиденды. С них нужно платить налог, и его размер зависит от соглашения. Если оно есть — налог 0% или 5%, если нет — 15%;
  • американская компания пригласила российских разработчиков приехать и написать для них программу. По законам США и России они должны заплатить подоходный налог и там, и там. Но между странами есть соглашение, поэтому налог разработчики заплатят только один раз;
  • компания открывает филиал в другой стране. Заказчики платят на счет в местном банке, но налог нужно платить в обеих странах. Если между странами есть соглашение, платить налог нужно только один раз.

Часто российские компании работают в странах, с которыми нет соглашения. Вот здесь и появляются те самые оффшорные счета. Такие компании создают технические или транзитные компании в странах, с которыми соглашение есть, например на Кипре, и через Кипр переправляют деньги дальше, в настоящую компанию.

Какие документы нужны, чтобы не платить налог два раза

Чтобы работать в другой стране и платить меньше налогов, нужно предоставить в российскую налоговую документы. Точного списка нет, в целом это подтверждающие документы, которые объяснят, что налог компания уже заплатила. Это может быть что-то одно:

  • налоговая декларация другой страны;
  • банковская платежка;
  • выписка со счета о том, что деньги заплачены.

Какой-то определенной формы для этих документов нет: стран много, везде свои стандарты, и российская налоговая это понимает.

Налоговый год в каждой стране тоже свой, а по правилам налог сначала платят в другом государстве, а потом в России. Если налоговые периоды различаются, в России сдают сначала привычную декларацию, а потом уточненную — чтобы пояснить размер налога, который заплатили в другой стране.

Вы писали несколько статей про налоги с иностранных дивидендов, налоги для нерезидентов и прочее. Я внимательно прочитал налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения и другие документы, и у меня возник такой вопрос: может ли человек — налоговый нерезидент России применять налоговое соглашение с другой страной, в которой он тоже не считается налоговым резидентом?

Вот конкретный пример.

Петя уехал учиться в США по визе F-1 . Для студентов с этой визой в налоговом законодательстве США предусмотрено исключение, по которому они не будут считаться налоговыми резидентами США первые 5 лет. Для этого надо подать форму 8843. Будем считать, что Петя не забывает подавать ее вовремя.

Петя — финансово грамотный студент, так что у него есть акции американских компаний, с которых он получает дивиденды. По идее, он должен платить налог 30% в США, но он ссылается на статью 10 соглашения между РФ и США об избежании двойного налогообложения и платит только 10%. Пока Петя жил в России, он доплачивал государству 3%, но поскольку теперь он находится в США уже свыше 183 дней, то в РФ он больше не налоговый резидент, так что в России с этих дивидендов он теперь не платит вообще ничего.

Среди моих знакомых есть два лагеря: большой и маленький.

Маленький лагерь считает так: в статье 4 соглашения есть определение резидента с точки зрения соглашения. Там написано, что резидентом России считается человек, который по какой-то причине должен платить в ней налоги. Но если он должен платить налоги только с дохода, полученного в России, то тогда он не резидент.

Петя — налоговый нерезидент в России согласно налоговому кодексу, так что он должен платить налоги в РФ только с российских доходов, а значит, он подпадает под исключение и не будет резидентом России по определению из соглашения. Резидентом США он не является по той же причине, так что соглашение вообще никаким образом к нему не применяется. Соответственно, в США он должен платить большие налоги только с доходов из США, а в России — тоже большие налоги, но только с доходов из РФ.

Большой лагерь думает так: в статье 4 соглашения написано, что налоговым резидентом России признается человек, который должен платить в РФ налоги по какой-то причине, но только если неверно, что единственная причина налогов — это доход из России.

Петя — гражданин России. И вообще у него тут семья, центр жизненных интересов и место постоянного проживания — собственная квартира, а в США он арендует. Так что у него много причин платить налоги в России. А налоговый кодекс тут вообще ни при чем, потому что соглашение имеет над ним приоритет. Поэтому он резидент России по определению из соглашения, а значит, все делает правильно и с чистой совестью указывает в форме W-8BEN свой российский адрес, российский ИНН и ссылается на статью 10 соглашения. А если бы он так не делал, то ему пришлось бы платить большие налоги или там, или там, но не одновременно: как-то это несправедливо.

На последнее возражение маленький лагерь отвечает, что эти соглашения созданы, чтобы избегать двойного, а не большого налогообложения.

Я почему-то не нашел обсуждения этого, как мне кажется, довольно тонкого момента нигде в интернете. Помогите, пожалуйста, — рассудите спорщиков!

Спасибо за интересный вопрос! Если коротко, то маленький лагерь прав. Соглашение об избежании двойного налогообложения к Пете не применяется, поскольку в его случае угрозы двойного налогообложения нет. Разберемся подробнее.


Какие цели преследуют государства, избегая двойного налогообложения

Каждое государство самостоятельно создает свою налоговую систему. Несогласованность систем разных стран может приводить к тому, что с полученного дохода один и тот же налог приходится заплатить дважды. Это препятствует росту инвестиционных потоков между государствами, международной торговле и передаче технологий. В условиях глобализации двойное налогообложение признается злом, с которым принято бороться.

Введение к типовой конвенции ООН об избежании двойного налогообложенияPDF, 2,9 МБ

Когда одно государство заключает соглашение об избежании двойного налогообложения с другим государством, оно в первую очередь руководствуется не интересами отдельных граждан, а пользой для экономики.

Россия заключила двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения с более чем 80 странами, в том числе с США. Для удобства я буду называть договор между РФ и США соглашением, как и вы в своем вопросе.

Сразу оговорюсь, что при толковании международного договора учитывается не только обычное значение терминов в их контексте, но и цели договора.

0. Предисловие и постановка проблемы

Одним из мероприятий в перечне поручений по итогам обращения Президента от 28 марта № Пр-586 (в связи с коронавирусной инфекцией) указано прекращение действия международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения (далее – Договор о налогообложении), в случае недостижения договоренности об установлении 15-процентной ставки доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ. 1 апреля Правительство РФ запросило уполномоченные органы Республики Кипр на изменение Договора о налогообложении, аналогичные уведомления были посланы Мальте и Люксембургу Министерством финансов РФ.

В связи с этим автор настоящего поста попытался оценить правовые последствия прекращения Договоров о налогообложении, с точки зрения международного права.

1. Односторонний выход является правомерным

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (далее – Соглашение Россия-Кипр) (1998) является двусторонним международным договором, а значит к нему применяются положения Венской конвенции о праве международных договоров (1969) (далее – Венской конвенции). C огласно ст. 39 Венской конвенции международный договор может быть изменен по соглашению между участниками. В этой связи обращения уполномоченных органов РФ к уполномоченным органам других государств с целью обоюдного согласования изменений является правомерным. Более того, согласно ст. 31 Соглашения Россия-Кипр «любое Договаривающееся Государство может прекратить действие Соглашения, направив по дипломатическим каналам другому Договаривающемуся Государству письменное уведомление о прекращении действия в любое время после истечения 5 лет с даты вступления в силу настоящего Соглашения» . Учитывая, что 5-летний срок уже прошел, поскольку оно вступило в силу 5 декабря 1998 года, Российская Федерация, обладает правом одностороннего выхода. При этом, в случае отказа со стороны другой стороны, Соглашение Россия-Кипр прекратит свое действие не ранее 1 января 2021 года.

В Конвенции между Правительством РФ и Правительством Мальты «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» (2013) , а также Соглашении между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (1993) содержится аналогичное положение, посвященное возможности одностороннего выхода из договора.

2. Односторонний выход и заполнение лакун

Следует отметить, что помимо, непосредственно, статьи, посвященной устранению двойного налогообложения, утратят силы положения, посвященные обмену информации, помощи в сборе налогов и т.д.. Это противоречит тренду все большего сотрудничества между юрисдикциями, закладываемому ОЭСР.

Отмена Договора о налогообложении повлечет возникновение лакун в правовом регулировании между государствами-сторонами, поскольку этот инструмент, до сих пор, является ведущим (первичным) в международном финансовом регулировании. Соответственно, возникает вопрос относительно иного восполняющего правового регулирования, которое позволит уменьшить риски.

2.1. Многостороння конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения

Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – Конвенция BEPS ) (2016) была принята Российской Федерацией (вступил в силу 01.10.2019) и Республикой Кипр (вступит в силу 01.01.2021). Более того, были сделаны уведомления (п/п. а п. 1 ст. 2 ( ii ))) . Согласно взаимосвязанным ст.ст. 1, 2 Конвенции BEPS она изменяет все налоговые соглашения, т.е. Договоры о налогообложении. Другими словами, с ее помощью осуществляется имплементация положений, которые согласуется с шагами 2, 6, 7, 14 Плана действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения ( BEPS) . Однако Конвенция BEPS не восполнит отсутствие Договоров о налогообложении. Другими словами, Российская Федерация утратит возможности устранить гибридные механизмы или риск злоупотребления, обеспечить большую транспарентность в отношении Республики Кипр. А ведь механизмы, предусмотренные BEPS, способны закрыть вопрос с 15% ставкой (при их реализации).

2.2. Типовые (модельные) конвенции

Нельзя не отметить, что существуют Типовая конвенция Организации Объединенных Наций «Об избежании двойного налогообложения в отношениях между развитыми и развивающимися странами» (далее - Типовая конвенция ООН) и Модельная налоговая конвенция ОЭСР (далее – Модельная конвенция ОЭСР). Эти две модели (прим.: ООН и ОЭСР) положены в основу большинства современных Договоров о налогообложении.

Типовая конвенция ООН не является обязательной и направлена на формирование единой практики в сфере двойного налогообложения. В предисловии сказано, что она "призвана облегчить переговоры, толкование и практическое применение двусторонних налоговых договоров". Модельная конвенция ОЭСР также предусматривает стандартные (типизированные) положения, многие из которых воспринимаются государствами в качестве ориентира, к примеру, Российской Федерацией.

Юридическая природа указанных конвенций является аналогичной, и предполагается, что ее положения должны быть имплементированы в национальное законодательство, для того чтобы быть применены. К примеру, действующие российские Договоры о налогообложение основаны на Модельной конвенции ОЭСР, однако вне соглашений об избежании двойного налогообложения она не может быть применена, т.е. напрямую регулировать отношения Российской Федерации и Республики Кипр в этой сфере.

2.3. Страсбургская конвенция

Договоры о налогообложении включают положения об обмене информацией, к примеру, ст. 26 Соглашение Россия-Кипр. Положения об обмене информацией – это определяющая глобального тренда, направленного на увеличение транспарентности (прозрачности).

Обмен информацией регулируется не только Договорами о налогообложении, но и другими соглашениями. В частности, Российская Федерация и Республика Кипр являются государствами-участниками Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (1988) (далее – Страсбургская конвенция), раздел I , которой регулирует обмен информацией. Причем следует отметить, что ст.ст. 5-7 устанавливают следующие виды: по запросу, автоматический, инициативный. Наибольший интерес среди них вызывает автоматический обмен информации - передача информации по всем налоговым резидентам с некоторой периодичностью – которая уже осуществляется между Российской Федерацией и Республикой Кипр. Это стало возможным, в том числе, потому, что оба государства приняли Многостороннее соглашение уполномоченных органов об автоматическом обмене информацией по финансовым счетам.

Помимо этого, Страсбургская конвенция, в частности, Раздел II , посвященный помощи во взыскании, восполняет регулирование о помощи в сборе налогов, которое предусмотрено, к примеру, ст. 27 Соглашения Россия- Кипр.

3. Дополнительные риски

3.1. Следует отметить, что в отношении многих шагов, к примеру, шаг 5 или вредная налоговая практика , шаг 6 или предотвращение злоупотребление налоговым соглашением, шаг 14 или процедура взаимного соглашения (Mutual Agreement Procedure) в отношении Республики Кипра у ОЭСР не содержится информации, что имплицитно предполагает дополнительные риски, которые примет на себя Российская Федерация, взамен того, чтобы обновить Соглашение Россия-Кипр с помощью Конвенции BEPS .

3.2. В последнее время ОЭСР говорит о проблемах налогообложения, возникших из-за эпидемии, в отношении трансграничной занятости . Буквально, в начале апреля, Секретариат ОЭСР предложил методические рекомендации по этому вопросу. Несмотря на то, что Договор о налогообложении, сам по себе, не разрешает все возможные сложности, описанные Секретариатом ОЭСР, тем не менее, отсутствие регулирования, предусмотренного им, способно увеличить количество вопросов, касающихся трансграничной занятости.

3.3. Отсутствие Договора о налогообложении будет приводить к ситуации двойного налогообложения. Учитывая шаг 2 BEPS ( нейтрализация воздействия гибридных механизмов), направленные на устранение ситуации двойного не налогообложения, прекращение соглашения будет серьезным откатом назад, поскольку всегда существует вероятность того, что государства по-разному регулируют понятие резидентства по какой-либо причине (различное количество дней пребывания, нестыковки в концепции налогообложения, нестыковки в понимании источника).

3.4. Существуют «черный» и «серый» списки юрисдикции, к примеру, уже упоминавшиеся Республика Кипр и Мальта были представлены среди 38 юрисдикций, принявших на себя обязательства ОЭСР по повышению прозрачности и налаживанию эффективного обмена информацией по налоговым вопросам. Речь идет о том, что государства, которые включаются в подобные листы оцениваются как более «рисковые», поскольку они не исполняют обязательства, либо исполняют их ненадлежащим образом, тем самым, не обеспечивая надлежащий уровень, прежде всего, прозрачности. Нельзя не отметить, что низконалоговые юрисдикции, которые, как правило, включаются в эти списки, провели «законодательную волну» за последние полтора года, улучшив таким образом соблюдение правил и стандартов ОЭСР. Однако , теоретически, возможна ситуация, при которой выход из Договора о налогообложении повлечет отсутствие регулирования с государством, которое не обеспечивает надлежащий уровень прозрачности (прим.: частично соответствуют) или нарушает требование преобладания содержания над формой.

4. Выводы

4.1. Российская Федерация вправе совершить односторонний выход из Договоров о налогообложении, однако их прекращение состоится не раньше 2021 года;

4.2. Определенная часть регулирования, предусмотренная Договором о налогообложении – обмен информацией, документами, помощь во взыскании и иное административное сотрудничество – можно заменить с помощью Конвенции BEPS , Страсбургской конвенции и иных инструментов;

4.3. Определенная часть регулирования, предусмотренная Договором о налогообложении – дифференцированные уровни ставок, устранение противоречий между законодательствами разных государств, к примеру, определение «резиденции» - не может быть восполнена существующим международным инструментарием;

4.4. В ыход Российской Федерации из Договором о налогообложении негативным образом скажется на объеме инвестиций;

4.5. Конвенция BEPS, направленная на обновление Договоров о налогообложении, не может быть применена вне последних. Положения, предусмотренные Конвенцией BEPS , помогли бы закрыть вопрос с 15% ставкой (прим.: Конвенция BEPS применяется в отношении российских соглашений об избежании двойного налогообложения, на которые он распространяется, - не ранее 01.01.2021 ).

Таким образом, выход из Договоров о налогообложении представляется опрометчивым решением в текущих условиях.

С 01.01.2021 г. в России началось применение многосторонней Конвенции от 24.11.2016 г. по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) (в международной практике Multilateral Instrument, «MLI», «Конвенция»). Также вступают в силу изменения в ряде соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН»).

Россия завершила внутренние процедуры для вступления в силу норм MLI, и c 01.01.2021 г. Конвенция начинает действовать в отношении 34 стран с учетом ряда ограничений. С основными изменениями Вы можете ознакомиться в нашем обзоре.

Также вносятся изменения в СОИДН с рядом стран, а именно с Кипром, Люксембургом, Мальтой и Нидерландами. Данные юрисдикции традиционно используются для вывода за рубеж доходов, полученных в России. Напомним, что 25.03.2020 г. Президент РФ В.В.Путин во время телеобращения к россиянам озвучил необходимость пересмотра СОИДН с этими юрисдикциями. Подробнее мы сообщали об этом ранее.

Текущий статус СОИДН

По состоянию на январь 2021 г. подписаны и ратифицированы Протоколы об изменениях СОИДН с Кипром и Люксембургом. Однако со стороны Люксембурга не все национальные процедуры были пройдены в 2020 году. Аналогичный протокол с Мальтой подписан, но ратификация еще не окончена.

Что касается СОИДН с Нидерландами, то существует вероятность, что оно будет денонсировано. Минфин России провел переговоры с министерством финансов Нидерландов на предмет введения изменений, аналогичных СОИДН с вышеуказанными юрисдикциями. Однако переговоры не увенчались успехом и в данный момент запущен процесс денонсации СОИДН.


Напомним, что речь идет об увеличении налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов, за некоторым исключением. Изменения не коснутся лицензионных платежей (роялти) и ряда других выплат.

Пониженная ставка в 5% на дивиденды сохраняется для следующих категорий бенефициарных собственников дохода:

  • страховое учреждение или пенсионный фонд, или
  • компания, чьи акции котируются на зарегистрированной фондовой бирже, при условии, что
    • не менее 15% голосующих акций находятся в свободном обращении, и
    • она прямо владеет не менее 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение 365 дней;
  • Правительство или политическое подразделение, или местные органы власти, или
  • Центральный Банк.

Процентные доходы будут облагаться по ставке 5%, в случае если бенефициарный собственник является банком или одним из вышеназванных лиц, включая публичные компании. Пониженная ставка будет также применяться к следующим категориям ценных бумаг, которые котируются на зарегистрированной фондовой бирже:

  • государственные облигации;
  • корпоративные облигации;
  • внешние облигационные займы (евроооблигации).

Вступление изменений в силу

Таким образом, с 01.01.2021 г. применение льгот по СОИДН с 34 странами возможно только при выполнении условий MLI. При этом льготы в отношениях с Кипром и Мальтой (несмотря на не пройденную ратификацию, Протокол действует временно) применяются в ограниченном объеме с учетом изменений, внесенными Протоколами, а также с учетом MLI. Изменения в СОИДН с Люксембургом вступят в силу только с 2022 года, если все национальные процедуры ратификации будут пройдены в течение этого года.

В отношении остальных стран, включая Люксембург, применяются положения СОИДН в текущей редакции. Изменения в СОИДН с Нидерландами, если таковые будут, начнут действовать не ранее 2022 г.

Чем может помочь SCHNEIDER GROUP?

Мы следим за развитием событий и будем своевременно информировать Вас об этом. Эксперты налоговой практики смогут проконсультировать Вас по возникающим вопросам. По нашему мнению, на данном этапе целесообразно будет:

  • оценить возможные последствия изменений и рассмотреть варианты по минимизации их влияния,
  • рассмотреть возможность выплаты дивидендов/процентов в текущем году,
  • рассмотреть возможные варианты изменения корпоративной структуры владения.

Для бизнесменов, использующих организационные структуры из разных стран, крайне важно владеть информацией о том, с какими странами у РФ подписаны договора об избежании двойного налогообложения. Они помогают избежать наложения налога на один и тот же доход дважды. В статье мы приведем перечень стран, с которыми Россия подписала соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) на 2021 год.

  1. Что такое двойное налогообложение?
  2. Что такое договор об избежании двойного налогообложения?
  3. Перечень стран, с которыми Россия подписала договора об избежании двойного налогообложения
  4. Наиболее популярные юрисдикции, с которыми Россия заключила СИДН
  5. Страны, с которыми Россия могла разорвать СИДН в 2020 году

Двойное налогообложение - Россия

Обратитесь к экспертам портала International Wealth за консультациями по международному налоговому планированию. Мы помогаем с выбором наиболее эффективного инструмента МНП — оффшорной фирмы с открытием сразу нескольких корпоративных счетов. Воспользуйтесь телефонами в шапке сайта или онлайн-чатом для связи с экспертами.

Что такое двойное налогообложение?


Двойное налогообложение — термин, обозначающий обложение налогом одного и того же дохода в двух и более юрисдикциях мира.

Налоговый резидент России может получать доход в другой стране. При выводе его на родину произойдёт налогообложение. После этого российская ФНС также может обложить налогом этот доход. Чтобы наши граждане не платили налоги по два раза, государства подписывают между собой договора об избежании двойного налогообложения.

Доходы иностранцев за рубежом в основном представляют собой результат коммерческой деятельности, дивиденды, проценты, роялти.

Условием образования двойного налогообложения, как правило, выступает ситуация, когда, имея статус налогового нерезидента, лицо проводит на территории государства меньшее количество времени в году и обязано уплатить налоги от полученной прибыли по месту фактического проживания, а также в стране, гражданином которой оно является.

Что такое договор об избежании двойного налогообложения?


Договор об избежании двойного налогообложения — это межправительственное соглашение или конвенция, подписанная между двумя государствами. Его целью является недопущение одновременного налогообложения одного и того же дохода на территории двух государств.

Такие договора заключают, чтобы поощрить экономическое сотрудничество между государствами. Чаще всего соглашения об избежании двойного налогообложения затрагивают налог на доход физических лиц, налог на прибыль, имущество, прирост капитала, дивиденды, проценты, роялти.

Статья номер 232 Налогового кодекса России посвящена правовому регулированию проблемы двойного налогообложения.

Положения договора об избежании двойного налогообложения включают:

  • перечень видов налогов, которые он регулирует;
  • перечень лиц, которые могут рассчитывать на распространение на себя норм документа;
  • условия обложения налогам налогооблагаемой базы;
  • сроки действия соглашения;
  • порядок, по которому соглашение прекращает своё действие.

В каждом международном соглашении указаны правила, по которым разграничивают права каждой страны, связанные с налогообложением корпоративных и физических лиц.

Методы, на основе которых реализуются эти положения, устанавливает внутреннее законодательство каждой отдельной страны.

Российская Федерация в рамках договоров об избежании двойного налогообложения рассматривает только НДФЛ для физических лиц и налог на прибыль для юридических лиц.

Перечень стран, с которыми Россия подписала договора об избежании двойного налогообложения

По состоянию на начало 2021 года Россия заключила договора об избежании двойного налогообложения с 84 странами:

  1. Австралия
  2. Австрия
  3. Азербайджан
  4. Албания
  5. Алжир
  6. Аргентина
  7. Армения
  8. Белоруссия
  9. Бельгия
  10. Болгария
  11. Ботсвана
  12. Бразилия
  13. Великобритания
  14. Венгрия
  15. Венесуэла
  16. Вьетнам
  17. Германия
  18. Греция
  19. Дания
  20. Египет
  21. Израиль
  22. Индия
  23. Индонезия
  24. Иран
  25. Ирландия
  26. Исландия
  27. Испания
  28. Италия
  29. Казахстан
  30. Канада
  31. Катар
  32. Кипр
  33. Киргизия
  34. Китай
  35. САР Гонконг КНР
  36. КНДР
  37. Корея
  38. Куба
  39. Кувейт
  40. Латвия
  41. Ливан
  42. Литва
  43. Люксембург
  44. Македония
  45. Малайзия
  46. Мали
  47. Мальта
  48. Марокко
  49. Мексиканские Соединенные Штаты
  50. Молдова
  51. Монголия
  52. Намибия
  53. Нидерланды
  54. Новая Зеландия
  55. Норвегия
  56. ОАЭ
  57. Польша
  58. Португалия
  59. Румыния
  60. Саудовская Аравия
  61. Сингапур
  62. Сирия
  63. Словакия
  64. Словения
  65. США
  66. Таджикистан
  67. Таиланд
  68. Туркменистан
  69. Турция
  70. Узбекистан
  71. Украина
  72. Филиппины
  73. Финляндия
  74. Франция
  75. Хорватия
  76. Чехия
  77. Чили
  78. Швейцария
  79. Швеция
  80. Шри-Ланка
  81. Эквадор
  82. ЮАР
  83. Югославия (Сербия и Черногория)
  84. Япония

Наиболее популярные юрисдикции, с которыми Россия заключила СИДН

Великобритания

Великобритания является одним из наиболее важных торговых партнеров для России. Поэтому договор об избежании двойного налогообложения с этой страной был подписанный ещё в 1998 году. Он регулирует четыре налога, которые одинаково взимаются как в России, так и в Соединенном Королевстве:

  • Налог на доходы физических лиц (взимается с заработной платы сотрудников предприятий).
  • Налог на прибыль, полученной лишь на территории страны, где компания фактически ведет свою деятельность и имеет физическое официальное представительство.
  • Налогообложение дивидендов — налог платят лишь в стране, чьим налоговым резидентом является получатель дивидендов. Ставка налога — не более 15%.
  • Налог на прирост капитала, который касается объектов недвижимости в собственности.

Китай

Еще одним ключевым торговым партнером России является Китай. Договор об избежании двойного налогообложения с ним был подписан также ещё в 1998 году. Срок действия этого соглашения не установлен. Под регулирование подпадают физические и юридические лица, имеющие постоянное представительство на территории России или Китая.

Согласно документу, организации уплачивают налоги на свои доходы лишь на территории одной из страны. Речь идёт о налогах:

  • взимаемых с общей суммы дохода.
  • взимаемых с дохода, полученного от движимого имущества или объекта недвижимости.
  • взимаемых с прироста стоимости активов.

Межправительственное соглашение подразумевает, что в Китае физические лица не платят налог на доход, а предприятия с иностранными инвестициями не платят налог на прибыль.

Испания

С 2001 года действует договор об избежании двойного налогообложения России с Испанией. Соглашение касается следующих фискальных сборов:

  • НДФЛ — налог с заработной платы уплачивают в государстве, где она была получена.
  • Организация платит корпоративный налог на территории страны, где располагается её главный офис.
  • Различные региональные налоги.

Из налогов в России в список договора включили лишь налог на доход физических лиц и корпоративный налог.

Бельгия

Россия заключила договор об избежании двойного налогообложения с Бельгией в 2001 году. Он действует до настоящего времени и включает регулирование следующих фискальных сборов:

  • Налогообложение прибыли возможно лишь в государстве, в котором предприятие зарегистрировано. В качестве исключения ведения деятельности компании путём открытия постоянного представительства.
  • Предприятия облагаются сбором за недвижимое имущество только в стране его местонахождения.
  • Налог с транспорта взимается на территории государства, в котором фактически расположено представительство фирмы.
  • Налог с доходов пенсионеров и студентов (стипендии).

Нидерланды

Королевство Нидерланды и Россия подписали договор об избежании двойного налогообложения в 1998 году. Он касается следующих видов налогообложения:

  • Обложение налогом дивидендов. Если компания, являющаяся резидентом Нидерландов, владеет минимум 25% акций компании из России, она платит налог у источника по ставке 5%. Обязательным условием является минимальная сумма дивидендов — от 75 000 евро. В противном случае ставка налогообложения увеличивается до 15%. То же самое касается и обратного, когда российская фирма владеет акциями голландской компании.
  • Налогообложение процентов только на территории одного государства при условии, что резидент — фактический владелец процентов.
  • Налогообложение роялти также возможно лишь в одной стране. Норма применяется к фактическим правообладателям лицензий и авторских прав.
  • Налог на доходы физических лиц.
  • Корпоративное налогообложение, в особенности предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых.

Страны, с которыми Россия могла разорвать СИДН в 2020 году

В 2020 году Россия вела переговоры с Кипром, Мальтой и Люксембургом о пересмотре договора об избежании двойного налогообложения. Как следствие, все три государства согласились на условия России.

В итоге сначала 2021 года в силу вступил новый протокол соглашения СИДН с Кипром. Он подразумевает увеличение ставки налога на доход у источника до 15%. Подобная ставка является стандартной для российского налогообложения, поэтому наши власти и добивались пересмотра соглашения.

Новый протокол нивелировал преимущества, которые ранее имели кипрские компании, когда происходило налогообложение дивидендов из Российской Федерации.

Такие же условия имеют протоколы изменения договоров об избежании двойного налогообложения между Россией, Мальтой и Люксембургом. Ставки налогообложения дивидендов и процентов были увеличены до российского уровня — 15%.

События происходили следующим образом. Президент России Владимир Путин сделал предложение увеличить ставку налога на вывод за рубеж дивидендов и процентов до 15% 25 марта 2020 года во время своего обращения к российской нации. По заявлению президента, Россия была готова в одностороннем порядке выходить из договоров об избежании двойного налогообложения с теми странами, которые были несогласны с нововведениями.

Спустя один день Министерство финансов РФ объяснило, что повышение налога у источника на дивиденды и проценты касается лишь транзитных стран, исключая выплаты по займам зарубежных банковских учреждений, облигациям местных фирм и еврооблигациям.

В подобных корректировках нуждались договора об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами. Под вопросом оставались соглашения со Швейцарией и Гонконгом.

С Кипром переговоры начались в начале лета 2020 года и длились несколько раундов. Сперва переговоры зашли в тупик, и Минфин РФ был готов запустить процедуру денонсации договора. В конце лета сторонам удалось договориться о пересмотре соглашения и увеличении налоговых ставок. Новый протокол об изменениях был подписан 8 сентября прошлого года.

Также в конце лета появились новости о том, что Люксембург и Мальта дали согласие на изменение договоров об избежании двойного налогообложения с Россией. Протокол с Мальтой подписали 1 октября, а уже 6 ноября подобный протокол подписали Люксембург и Россия. Однако Люксембург задержал ратификацию протокола в своём законодательном органе. Поэтому новые положения вступят в силу с 1 января 2022 года.

Если вы хотите зарегистрировать иностранную компанию и выяснить, на какие льготы по договорам об избежании двойного налогообложения можете рассчитывать, обращайтесь к экспертам портала International Wealth за консультациями.

Мы предоставляем комплексное юридическое сопровождение процедур регистрации оффшорных и зарубежных фирм, открытия корпоративных счетов на их имя. Предлагаем бесплатную услугу подбора зарубежного счёта вместе с профессионалами.

Обращайтесь к нам по электронной почте info@offshore-pro.info.

Что такое двойное налогообложение дохода?

Двойное налогообложение — термин, обозначающий обложение налогом одного и того же дохода в двух и более юрисдикциях мира. Условием образования двойного налогообложения, как правило, выступает ситуация, когда, имея статус налогового нерезидента, лицо проводит на территории государства меньшее количество времени в году и обязано уплатить налоги от полученной прибыли по месту фактического проживания, а также в стране, гражданином которой оно является.

Что представляет собой договор об избежании двойного налогообложения?

Договор об избежании двойного налогообложения — это межправительственное соглашение или конвенция, подписанная между двумя государствами. Его целью является недопущение одновременного налогообложения одного и того же дохода на территории двух государств. Такие договора заключают, чтобы поощрить экономическое сотрудничество между государствами. Чаще всего соглашения об избежании двойного налогообложения затрагивают налог на доход физических лиц, налог на прибыль, имущество, прирост капитала, дивиденды, проценты, роялти.

Что включают в себя положения соглашений об избежании двойного налогообложения?

Положения договора об избежании двойного налогообложения включают:
перечень видов налогов, которые он регулирует;
перечень лиц, которые могут рассчитывать на распространение на себя норм документа;
условия обложения налогам налогооблагаемой базы;
сроки действия соглашения;
порядок, по которому соглашение прекращает своё действие.
В каждом международном соглашении указаны правила, по которым разграничивают права каждой страны, связанные с налогообложением корпоративных и физических лиц. Методы, на основе которых реализуются эти положения, устанавливает внутреннее законодательство каждой отдельной страны.

Читайте также: