Соглашение об избежании двойного налогообложения австралия

Опубликовано: 15.05.2024

Двойное налогообложение

Точно так же, как при иммиграции стоит учитывать уровень личных налогов, при размещении инвестиций за рубежом одним из самых важных моментов является вопрос корпоративного налогообложения. Особенно если речь идет о международных бизнесах. Приведем перечень иностранных государств, имеющих с Российской Федерацией соглашения (договоры, конвенции) об избежании двойного налогообложения:

Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Германия, Дания, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Катар, Кипр, Киргизия, Китай, КНДР, Корея, Кувейт, Португалия, Ливан, Люксембург, Македония, Малайзия, Мали, Марокко, Молдова, Монголия, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Румыния, Сирия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, ЮАР, Югославия (Сербия и Черногория), Япония.

А теперь приведем список стран (и дату заключения соответствующего договора об избежании двойного налогообложения с Россией), которые являются наиболее востребованными у российских бизнесменов и инвесторов.

Бельгия
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.06.1995

Болгария
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 08.06.1993


Великобритания
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.1994
Подробности инвестиционной иммиграции в Великобританию

Германия
Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996

Ирландия
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 29.04.1994

Испания
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 16.12.1998

Италия
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения от 09.04.1996

Канада
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 05.10.1995

Кипр
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998

Рекомендуем прочитать: иммиграция на Кипр - способы переезда

США
Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992

Франция
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.1996

Хорватия
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 02.10.1995

Чехия
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.11.1995

Швейцария
Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995

Консультации по оптимизации личного и корпоративного налогообложения можно получить на личных консультациях в офисе компании «Элма Глобал» в Москве и в представительстве в Санкт-Петербурге.

Наши телефоны: +7 (962)937-26-73 - в Москве, +7 (812) 920-36-52 в Санкт-Петербурге, +7 (918) 448-4922 в Краснодаре,
записывайтесь на консультацию, пишите нам письмо.

2006 - 2021 © Данный материал защищен законом об авторском праве РФ. Допускается копирование в онлайн изданиях при условии сохранения html-форматирования и при наличии гиперссылки на страницу-источник.


ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ





С 01.01.2021 г. в России началось применение многосторонней Конвенции от 24.11.2016 г. по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) (в международной практике Multilateral Instrument, «MLI», «Конвенция»). Также вступают в силу изменения в ряде соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН»).

Россия завершила внутренние процедуры для вступления в силу норм MLI, и c 01.01.2021 г. Конвенция начинает действовать в отношении 34 стран с учетом ряда ограничений. С основными изменениями Вы можете ознакомиться в нашем обзоре.

Также вносятся изменения в СОИДН с рядом стран, а именно с Кипром, Люксембургом, Мальтой и Нидерландами. Данные юрисдикции традиционно используются для вывода за рубеж доходов, полученных в России. Напомним, что 25.03.2020 г. Президент РФ В.В.Путин во время телеобращения к россиянам озвучил необходимость пересмотра СОИДН с этими юрисдикциями. Подробнее мы сообщали об этом ранее.

Текущий статус СОИДН

По состоянию на январь 2021 г. подписаны и ратифицированы Протоколы об изменениях СОИДН с Кипром и Люксембургом. Однако со стороны Люксембурга не все национальные процедуры были пройдены в 2020 году. Аналогичный протокол с Мальтой подписан, но ратификация еще не окончена.

Что касается СОИДН с Нидерландами, то существует вероятность, что оно будет денонсировано. Минфин России провел переговоры с министерством финансов Нидерландов на предмет введения изменений, аналогичных СОИДН с вышеуказанными юрисдикциями. Однако переговоры не увенчались успехом и в данный момент запущен процесс денонсации СОИДН.


Напомним, что речь идет об увеличении налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов, за некоторым исключением. Изменения не коснутся лицензионных платежей (роялти) и ряда других выплат.

Пониженная ставка в 5% на дивиденды сохраняется для следующих категорий бенефициарных собственников дохода:

  • страховое учреждение или пенсионный фонд, или
  • компания, чьи акции котируются на зарегистрированной фондовой бирже, при условии, что
    • не менее 15% голосующих акций находятся в свободном обращении, и
    • она прямо владеет не менее 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение 365 дней;
  • Правительство или политическое подразделение, или местные органы власти, или
  • Центральный Банк.

Процентные доходы будут облагаться по ставке 5%, в случае если бенефициарный собственник является банком или одним из вышеназванных лиц, включая публичные компании. Пониженная ставка будет также применяться к следующим категориям ценных бумаг, которые котируются на зарегистрированной фондовой бирже:

  • государственные облигации;
  • корпоративные облигации;
  • внешние облигационные займы (евроооблигации).

Вступление изменений в силу

Таким образом, с 01.01.2021 г. применение льгот по СОИДН с 34 странами возможно только при выполнении условий MLI. При этом льготы в отношениях с Кипром и Мальтой (несмотря на не пройденную ратификацию, Протокол действует временно) применяются в ограниченном объеме с учетом изменений, внесенными Протоколами, а также с учетом MLI. Изменения в СОИДН с Люксембургом вступят в силу только с 2022 года, если все национальные процедуры ратификации будут пройдены в течение этого года.

В отношении остальных стран, включая Люксембург, применяются положения СОИДН в текущей редакции. Изменения в СОИДН с Нидерландами, если таковые будут, начнут действовать не ранее 2022 г.

Чем может помочь SCHNEIDER GROUP?

Мы следим за развитием событий и будем своевременно информировать Вас об этом. Эксперты налоговой практики смогут проконсультировать Вас по возникающим вопросам. По нашему мнению, на данном этапе целесообразно будет:

  • оценить возможные последствия изменений и рассмотреть варианты по минимизации их влияния,
  • рассмотреть возможность выплаты дивидендов/процентов в текущем году,
  • рассмотреть возможные варианты изменения корпоративной структуры владения.

Австрийская Республика, в отличие от офшорных территорий, является респектабельной юрисдикцией. Законодательство этого государства позволяет осуществлять ряд эффективных налоговых схем, чем уже достаточно давно пользуется европейский бизнес для целей международного налогового планирования. Кроме того, Австрию можно поставить в один ряд с Бельгией, Лихтенштейном и Швейцарией как по уровню банковской тайны, так и по уровню понятности и гибкости налогового и корпоративного законодательства.

Налог на прибыль в Автрии уплачивается исходя из результатов прошлого года

Компания – налоговый резидент Австрии обязана уплачивать корпоративный налог на прибыль (Закон о налогообложении корпораций 1988, BGBI I. p. 3150 от 1999 года – Koerperschaftsteuergesets). Он взимается с общемирового дохода организации, уменьшенного на величину расходов. При этом компания признается налоговым резидентом, если ее юридический адрес или орган управления находятся на территории Австрии. Единая ставка корпоративного налога составляет 25 процентов. Также установлен минимально возможный уровень налога: для ООО (GmbH) – 1750 евро (около 77 тыс. руб.), для акционерных компаний (AG) – 3500 евро (около 155 тыс. руб.).

Налоговым периодом является календарный год, но по согласованию с налоговиками он может быть изменен. Уплата налога производится авансом равными частями (15 февраля, 15 мая, 15 августа, 15 ноября). Размер аванса, как правило, исчисляется исходя из данных об уплате налогов за прошлый период. В дальнейшем, если сумма авансированного налога превышает фактический начисленный налог, избыточные платежи подлежат возврату или зачету.

Полученные дивиденды в большинстве случаев не облагаются налогом на прибыль

Что касается пассивных доходов, то проценты и роялти, полученные австрийской компанией, облагаются корпоративным налогом по обычной ставке. С дивидендами немного сложнее. В общем случае дивиденды, поступившие от резидента Австрии, освобождаются от налогообложения. Что касается сумм, полученных от иностранной компании, то корпоративный налог платить нужно только при выполнении одного из следующих условий:

головная компания владеет менее чем 10 процентами уставного или акционерного капитала дочерней иностранной компании не менее года;

налогообложение дочерней компании гораздо ниже австрийского, и она получает пассивные доходы в виде роялти, процентов, дивидендов от неквалифицированного участия и продажи долей или акций.

Заметим, на практике налоговыми службами Австрии налогообложение считается не ниже австрийского, если ставка корпоративного налога составляет не менее 15 процентов. При этом если компания платит налог по меньшей ставке из-за использования специальных налоговых режимов внутри страны, то ее налогообложение также признается нормальным.

Таким образом, дивиденды могут не облагаться налогами в Австрии, даже если дочерняя компания вообще не платит налогов у себя в стране, то есть является офшором, если будут соблюдены остальные условия.

Если австрийская компания владеет иностранной «дочкой» менее года, дивиденды облагаются налогом по ставке 25 процентов. Однако после истечения годичного периода владения акциями уплаченный налог может быть возмещен или зачтен. Также облагается налогом по обычной ставке дивидендный доход австрийской компании от дочерней компании, не осуществляющей никакой другой реальной деятельности, кроме получения дивидендов из-за рубежа. В случае с офшором этого можно легко избежать, если «дочка», распределяющая дивиденды австрийской компании, получает прибыль от торговой деятельности.

Освобождается от налогообложения прибыль от продажи долей или акций дочерней иностранной компании. Причем независимо от того, есть ли между Австрией и страной, где учреждена дочерняя компания, соглашение об избежании двойного налогообложения.

Также не облагаются налогом доходы компании в виде взносов в ее уставный капитал при его формировании или увеличении.

Налоги у источника в Автрии зависят от вида выплат

Налог у источника на дивиденды, распределяемые иностранному учредителю, взимается по ставке 25 процентов, в случае если соглашением об избежании двойного налогообложения не предусмотрена пониженная ставка.

Проценты, выплачиваемые любым иностранным компаниям (за исключением процентов по займам, секьюритизированным австрийской недвижимостью), не облагаются налогом у источника выплаты в Австрии. При выплате роялти налог у источника удерживается по ставке 20 процентов, если более низкая ставка не предусмотрена соглашением об избежании двойного налогообложения.

В частности, Директива ЕС о процентах и роялти 2003/49/EC освобождает роялти от налога у источника при выплате в пользу компании, зарегистрированной в пределах ЕС. Однако при этом европейская компания-получатель должна осуществлять и какую-то иную хозяйственную деятельность помимо получения пассивных доходов и соответствовать требованиям, указанным в директиве. В противном случае роялти могут быть квалифицированы как выплата скрытых дивидендов.

Отсутствие ограничений по контролируемым компаниям выгодно для налогового планирования

Австрия не имеет норм о переносе нераспределенной прибыли подконтрольных зарубежных компаний на австрийские материнские компании. То есть на практике нераспределенная прибыль дочерней офшорной компании ни в коем случае не может быть ассоциирована с австрийской материнской компанией и соответственно обложена налогами в Австрии.

Правила тонкой капитализации также отсутствуют. Соответственно, в большинстве случаев проценты, выплачиваемые дочерней австрийской компанией иностранному акционеру, полностью принимаются к вычету для целей налогообложения. Следовательно, налогооблагаемую базу можно регулировать таким образом, чтобы существенно снизить налогообложение австрийской компании.

НДС и налог на имущество аналогичны российским

НДС установлен Законом о налоге с оборота (Umsatzsteuergesetz 1994) и регулируется директивами (Umsatzsteuerrichtlinien 2000). Стандартная ставка этого налога в Австрии составляет 20 процентов. Иные ставки, равные 12 и 10 процентам, применяются при строго определенных операциях, а ставка 0 процентов – при экспорте.

Налоговые резиденты Австрии также несут обязанность уплаты налога на имущество, находящееся на территории Австрии. Стандартная ставка налога на имущество составляет 0,2 процента, умноженные на муниципальный коэффициент от 1 до 5.

Подоходный налог физлица взимается по прогрессивной ставке

С доходов сотрудников компаний, работающих на территории Австрии, удерживается подоходный налог (регулируется Законом о подоходном налоге 1988, BGBI.I. p. 1270 от 1997 года – Einkommensteuergesets) и уплачиваются взносы по социальному страхованию (Sozialsteuer).

Подоходный налог исчисляется исходя из дохода физического лица, уменьшенного на налоговые вычеты. Причем помимо социальных налоговых вычетов установлен также перечень допустимых расходов физического лица, на которые можно уменьшить налоговую базу. За счет этого эффективная ставка подоходного налога может быть снижена в разы.

В течение года шкала налогообложения дохода физических лиц выглядит следующим образом:

до 10 000 евро (около 442 тыс. руб.) – 0 процентов;

от 10 001 до 26 000 евро (от 442 тыс. руб. до 1,15 млн руб.) – 38,33 процента;

от 26 001 до 51 000 евро (от 1,15 млн руб. до 2,25 млн руб.)– 43,59 процента;

более 51 000 евро (свыше 2,254 млн руб.) – 50 процентов.

Обязанность по уплате взносов по социальному страхованию возложена на австрийских работодателей. Необлагаемый минимум – 47 160 евро в год (около 2,085 млн руб.) или 3930 евро в месяц (около 174 тыс. руб.) – взносы уплачиваются лишь с сумм, превышающих этот лимит.

Совокупная ставка страховых взносов составляет 21,7 процента для рабочих и 21,83 для служащих.

Австрия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения со многими офшорами

В большинстве случаев соглашениями об избежании двойного налогообложения устанавливаются пониженные либо нулевые ставки на выплату дивидендов, процентов и роялти, которые, как правило, используются в качестве инструментов международного налогового планирования. Примечательно также, что Австрия имеет реально применяемые соглашения с такими низконалоговыми/офшорными странами как Барбадос, Белиз, Кипр, Лихтенштейн, Объединенные Арабские Эмираты, Швейцария.

Между правительствами Австрийской Республики и Российской Федерации заключена Конвенция об избежании двойного налогообложения от 13.04.2000 (ратифицирована Федеральным законом от 26.11.02 № 146-ФЗ). Ее положения, в частности, предусматривают, что прибыль австрийской компании, полученная в России от предпринимательской деятельности не через постоянное представительство, не облагается налогом у источника в России (ст. 7 Конвенции). То же самое справедливо и для российской компании в Австрии.

В отношении дивидендов допустимо взимать налог у источника не выше 15 процентов, а если сумма инвестиций в дочернюю компанию превысила 100 тыс. долларов США (около 3,35 млн руб.) и 10 процентов капитала – не выше 5 процентов (ст. 10 Конвенции).

На практике право на использование 5-процентной ставки можно получить и без взноса 100 тыс. долларов США в капитал российской компании. Для этого офшорная компания регистрирует российскую компанию, а затем продает свою долю в уставном капитале дружественной австрийской компании по цене более 100 тыс. долларов США. При этом доплата производится, например, векселем. Претензии по поводу разниц между размером уставного капитала и стоимостью долей российские налоговые органы предъявить не смогут – этот вопрос относится только к сторонам сделки купли-продажи акций.

При перечислении дивидендов из Австрии в Россию совокупный налог составит 15 или 9 процентов в зависимости от доли участия, так как 15 или 5 процентов у источника выплаты в Австрии можно будет зачесть в счет уплаты российского налога на прибыль, но не более 9 процентов. В определенных случаях он может быть снижен до 5 процентов, если дивиденды в России будут облагаться по ставке 0 процентов (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). При выплате дивидендов из России в Австрию – 15 или 5 процентов (российский налог у источника).

Проценты и роялти подлежат налогообложению исключительно в стране-получателе (ст. 11 и 12 Конвенции).

Три примера использования автрийских компаний в налоговом планировании

Поскольку Австрия как таковая не является офшорной юрисдикцией, то для получения налоговой выгоды необходимо привлечение еще одной дружественной компании. В частности, мы рассмотрим три примера налоговой оптимизации с помощью компании из Объединенных Арабских Эмиратов, с которыми у Австрии заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Если компания из Объединенных Арабских Эмиратов зарегистрирована на территории одной из свободных экономических зон (в настоящий момент на территории ОАЭ действуют 8 свободных экономических зон и 1 особая промышленная зона), то полученные ею, к примеру, дивиденды не будут облагаться налогами. Далее вся полученная прибыль без дополнительной налоговой нагрузки может быть переведена на личный счет конечного бенефициара.

Вместо компании из ОАЭ на практике часто используют кипрскую. Такая компания подпадает под действие Директивы ЕС о материнских и дочерних компаниях (90/435/EEC). То есть дивиденды, выплачиваемые кипрской компании, будут освобождены от налогообложения в Австрии. На Кипре доход в виде дивидендов также не будет облагаться налогами при условии выполнения требований Закона о специальном взносе на оборону. При дальнейшем перечислении средств бенефициару не нужно удерживать налоги, если деятельность иностранной компании-получателя не образует постоянного представительства на Кипре либо бенефициар не является резидентом Кипра.

Распределение прибыли между учредителями. Компания из Объединенных Арабских Эмиратов владеет австрийской компанией (см. схему 1). Последняя в свою очередь инвестирует в российскую дочернюю компанию сумму, эквивалентную не менее 100 тыс. долларов США, либо покупает долю в ее уставном капитале на вторичном рынке. Российская компания при выплате дивидендов австрийской удержит налог у источника по ставке лишь 5 процентов (п. 2а ст. 10 Конвенции).

Если австрийская компания владеет более чем 10 процентами капитала российской организации на протяжении календарного года, полученные дивиденды будут освобождены от налогообложения в Австрии.

При дальнейшем распределении дивидендов в компанию, зарегистрированную в ОАЭ, применяется Соглашение об избежании двойного налогообложения между Австрийской Республикой и Объединенными Арабскими Эмиратами от 29.07.04. Статья 10 Соглашения предусматривает, что налог на распределяемые дивиденды удерживается в стране – получателе дивидендов, то есть в ОАЭ. А как уже было сказано выше, компания, зарегистрированная в свободной экономической зоне в ОАЭ, не уплачивает налог с полученных от австрийской компании дивидендов.

Безналоговая продажа акций или долей российской компании. Известно, что прибыль от продажи акций или долей в России облагается налогом по ставке 20 процентов. А в случае продажи отдельного актива, к примеру недвижимости, помимо налога на прибыль возникает еще и обязанность по уплате НДС по ставке 18 процентов. Для оптимизации налогообложения при продаже бизнеса или имущественного комплекса (при этом имеет смысл выделить актив в отдельное юридическое лицо) можно использовать уже рассмотренную структуру группы компаний (см. схему 2).

В случае продажи австрийской материнской компанией акций или долей российской дочки российскому же покупателю прибыль облагается налогом только на территории Австрии (п. 4 ст. 13 Конвенции). Причем вне зависимости от того, какую долю составляет недвижимое имущество в капитале российской компании (письмо УФНС по г. Москве от 17.12.07 № 20-12/121031). Указанный доход на территории России налогом на прибыль не облагается. Как уже было сказано выше, доходы от продажи акций или долей в зарубежных компаниях в Австрии налогами также не облагаются.

После продажи российской компании полученная материнской компанией прибыль распределяется в качестве дивидендов в ОАЭ или на Кипр аналогично предыдущему примеру. Как итог: офшорная компания получает чистую прибыль от продажи российской компании с существенной налоговой экономией.

Перевод прибыли в офшорную компанию с помощью займа. Например, офшорная компания в ОАЭ предоставила заем австрийской материнской компании, которая в свою очередь передала его российской «дочке» по чуть большей ставке (см. схему 3).

При этом проценты, выплачиваемые российской фирмой по договору займа, будут облагаться налогом на прибыль только на территории Австрии (ст. 11 Конвенции). Для российской же компании данные выплаты – внереализационный расход (подп. 2 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 269 НК РФ). Однако при этом стоит учитывать, что в России в отношении аффилированных лиц применяются правила тонкой капитализации по контролируемой задолженности (п. 2 ст. 269 НК РФ). Поэтому при построении подобной схемы целесообразно избегать аффилированности австрийской и российской компаний либо скрыть ее (например, через заем от другой австрийской компании, контролируемый тем же бенефициаром через цепочку офшорных компаний). Очевидно, что в последнем случае возникает некоторый риск предъявления налоговых претензий в России.

При выплате процентов из Австрии в ОАЭ налога у источника в Австрии не возникнет – данный доход облагается налогом в ОАЭ (ст. 11 Соглашения). Австрийская компания уплатит лишь местный корпоративный налог с разницы между полученными и уплаченными процентами. В случае если прибыль австрийской компании составит 1–2 процента от суммы займа, эффективная налоговая ставка в Австрии составит 0,25–0,5 процента (1% ? 25 % или 2% ? 25%).

Дивиденды могут не облагаться налогами

в Австрии, даже если «дочка» вообще не платит налогов у себя в стране, то есть является офшорной

Нераспределенная прибыль дочерней офшорной компании ни в коем случае не может быть обложена налогами в Австрии

Австрия имеет реально применяемые соглашения об избежании двойного налогообложения с такими офшорными странами как Барбадос и Белиз

СХЕМА 1. Распределение прибыли между учредителями с минимальным налогообложением

СХЕМА 2. Безналоговая продажа акций или долей российской компании

СХЕМА 3. Перевод прибыли в офшорную компанию с помощью займа

Вы писали несколько статей про налоги с иностранных дивидендов, налоги для нерезидентов и прочее. Я внимательно прочитал налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения и другие документы, и у меня возник такой вопрос: может ли человек — налоговый нерезидент России применять налоговое соглашение с другой страной, в которой он тоже не считается налоговым резидентом?

Вот конкретный пример.

Петя уехал учиться в США по визе F-1 . Для студентов с этой визой в налоговом законодательстве США предусмотрено исключение, по которому они не будут считаться налоговыми резидентами США первые 5 лет. Для этого надо подать форму 8843. Будем считать, что Петя не забывает подавать ее вовремя.

Петя — финансово грамотный студент, так что у него есть акции американских компаний, с которых он получает дивиденды. По идее, он должен платить налог 30% в США, но он ссылается на статью 10 соглашения между РФ и США об избежании двойного налогообложения и платит только 10%. Пока Петя жил в России, он доплачивал государству 3%, но поскольку теперь он находится в США уже свыше 183 дней, то в РФ он больше не налоговый резидент, так что в России с этих дивидендов он теперь не платит вообще ничего.

Среди моих знакомых есть два лагеря: большой и маленький.

Маленький лагерь считает так: в статье 4 соглашения есть определение резидента с точки зрения соглашения. Там написано, что резидентом России считается человек, который по какой-то причине должен платить в ней налоги. Но если он должен платить налоги только с дохода, полученного в России, то тогда он не резидент.

Петя — налоговый нерезидент в России согласно налоговому кодексу, так что он должен платить налоги в РФ только с российских доходов, а значит, он подпадает под исключение и не будет резидентом России по определению из соглашения. Резидентом США он не является по той же причине, так что соглашение вообще никаким образом к нему не применяется. Соответственно, в США он должен платить большие налоги только с доходов из США, а в России — тоже большие налоги, но только с доходов из РФ.

Большой лагерь думает так: в статье 4 соглашения написано, что налоговым резидентом России признается человек, который должен платить в РФ налоги по какой-то причине, но только если неверно, что единственная причина налогов — это доход из России.

Петя — гражданин России. И вообще у него тут семья, центр жизненных интересов и место постоянного проживания — собственная квартира, а в США он арендует. Так что у него много причин платить налоги в России. А налоговый кодекс тут вообще ни при чем, потому что соглашение имеет над ним приоритет. Поэтому он резидент России по определению из соглашения, а значит, все делает правильно и с чистой совестью указывает в форме W-8BEN свой российский адрес, российский ИНН и ссылается на статью 10 соглашения. А если бы он так не делал, то ему пришлось бы платить большие налоги или там, или там, но не одновременно: как-то это несправедливо.

На последнее возражение маленький лагерь отвечает, что эти соглашения созданы, чтобы избегать двойного, а не большого налогообложения.

Я почему-то не нашел обсуждения этого, как мне кажется, довольно тонкого момента нигде в интернете. Помогите, пожалуйста, — рассудите спорщиков!

Спасибо за интересный вопрос! Если коротко, то маленький лагерь прав. Соглашение об избежании двойного налогообложения к Пете не применяется, поскольку в его случае угрозы двойного налогообложения нет. Разберемся подробнее.


Какие цели преследуют государства, избегая двойного налогообложения

Каждое государство самостоятельно создает свою налоговую систему. Несогласованность систем разных стран может приводить к тому, что с полученного дохода один и тот же налог приходится заплатить дважды. Это препятствует росту инвестиционных потоков между государствами, международной торговле и передаче технологий. В условиях глобализации двойное налогообложение признается злом, с которым принято бороться.

Введение к типовой конвенции ООН об избежании двойного налогообложенияPDF, 2,9 МБ

Когда одно государство заключает соглашение об избежании двойного налогообложения с другим государством, оно в первую очередь руководствуется не интересами отдельных граждан, а пользой для экономики.

Россия заключила двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения с более чем 80 странами, в том числе с США. Для удобства я буду называть договор между РФ и США соглашением, как и вы в своем вопросе.

Сразу оговорюсь, что при толковании международного договора учитывается не только обычное значение терминов в их контексте, но и цели договора.

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

  • Поиск документов
  • Описание базы данных
  • Помощь
  • Оплатить доступ
  • Вопросы и ответы
  • Контакты
  • О законодательстве стран СНГ

Дата обновления БД:

18.05.2021

30 / 115

Всего документов в БД:

107432

  • Соглашение об использовании сайта
  • Соглашение о конфиденциальности
  • Лицензионное соглашение
  • Описание тарифных планов
  • Все документы базы данных

СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ АВСТРАЛИИ

от 7 сентября 2000 года

Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Правительство Российской Федерации и Правительство Австралии,

желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы,

согласились о нижеследующем:

Статья 1. Лица, к которым применяется Соглашение

Настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Статья 2. Налоги, на которые распространяется Соглашение

1. Существующими налогами, на которые распространяется настоящее Соглашение, являются:

подоходный налог и рентный налог на ресурсы в отношении офшорных проектов, связанных с разведкой или разработкой нефтяных ресурсов, взимаемые в соответствии с федеральным законодательством Австралии;

(i) налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций; и

(ii) подоходный налог с физических лиц.

2. Настоящее Соглашение применяется также к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые взимаются в соответствии с федеральным законодательством России или федеральным законодательством Австралии в дополнение к существующим налогам либо вместо них после даты подписания настоящего Соглашения.

Статья 3. Общие определения

1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:

(а) термины "Договаривающееся Государство" и "другое Договаривающееся Государство" означают Россию или Австралию, в зависимости от контекста;

(b) - термин "Россия" означает территорию Российской Федерации и включает ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, определенные в соответствии с международным правом;

- термин "Австралия" означает территорию Австралии, включая только следующие внешние территории:

(i) территорию острова Норфолк;

(ii) территорию острова Рождества;

(iii) территорию Кокосовых и Килинг островов;

(iv) территорию островов Эшмор и Картье;

(v) территорию острова Херд и островов Макдональд; и

(vi) территорию островов Кораллового моря,

и включает исключительную экономическую зону и континентальный шельф Австралии (включая упомянутые территории), в отношении которых в соответствующий период времени действует не противоречащее нормам международного права законодательство Австралии, касающееся разведки или разработки любых природных ресурсов морского дна и недр континентального шельфа;

(c) термин "австралийский налог" означает налог, взимаемый в Австралии, на который распространяется настоящее Соглашение в соответствии со статьей 2;

(d) термин "российский налог" означает налог, взимаемый в России, на который распространяется настоящее Соглашение в соответствии со статьей 2;

(e) термин "лицо" включает любое физическое лицо, предприятие, компанию и любое другое объединение лиц;

(f) термин "компания" означает любое корпоративное объединение или любое образование, которое для налоговых целей рассматривается как компания или корпоративное объединение;

(g) термины "предприятие одного Договаривающегося Государства" и "предприятие другого Договаривающегося Государства" означают предприятие, управляемое резидентом России, или предприятие, управляемое резидентом Австралии, в зависимости от контекста;

(h) термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами, расположенными в другом Договаривающемся Государстве;

(i) термин "компетентный орган" означает:

- применительно к России - Министерство финансов Российской Федерации или его уполномоченного представителя;

- применительно к Австралии - Комиссара по налогообложению или уполномоченного представителя Комиссара;

(j) термин "налог" означает российский налог или австралийский налог, в зависимости от контекста, но не включает любые штрафы или проценты, взимаемые в соответствии с законодательством любого Договаривающегося Государства, относящимся к такому налогу.

2. При применении настоящего Соглашения в любой момент Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в настоящем Соглашении, будет иметь то значение, которое придается ему в этот момент по законодательству этого Государства, если из контекста не вытекает иное. В случае расхождения между законом этого Государства, касающимся налогов, в отношении которых применяется настоящее Соглашение, и любым другим законом этого Государства будет применяться закон, касающийся налогов, в отношении которых применяется настоящее Соглашение.

Статья 3 применяется с учетом положений Протокола от 07.09.2000, являющихся неотъемлемой частью данного Соглашения.

Статья 4. Постоянное местопребывание

1. Для целей настоящего Соглашения лицо считается резидентом Договаривающегося Государства, если оно является резидентом этого Государства по законодательству такого Государства, относящемуся к налогообложению в нем.

2. Лицо не считается резидентом Договаривающегося Государства для целей настоящего Соглашения, если такое лицо подлежит налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Читайте также: