Социальный налог в казахстане

Опубликовано: 16.05.2024

Уставный капитал товарищества может составлять 20 рублей

В Казахстане действуют привлекательные ставки соцналогов

Субъекты специальных зон освобождены от всех налогов

На протяжении последних лет основными направлениями налоговой политики Республики Казахстан является снижение налоговой нагрузки и совершенствование налогового администрирования. Отметим, что для российского бизнеса Казахстан может рассматриваться как один из инструментов налогового планирования. Конечно, в таком качестве может выступать и субъект России, в котором действуют льготные налоговые ставки, однако российские регионы ограничены в совершении налоговых маневров федеральным законодательством. Казахстан же в отличие от субъектов РФ активно создает комфортные условия для ведения бизнеса, в том числе устанавливая благоприятные налоговые режимы (см. таблицу).

Ключевые различия налоговых систем России и Республики Казахстан

Вид налога Россия Казахстан
Налог на прибыль (корпоративный подоходный налог) Общая ставка — 20%. При этом 2% зачисляется в федеральный бюджет. Региональная ставка в размере 18% может быть снижена до 13,5% (п. 1 ст. 284 НКРФ) Ставка налога — 20%. Освобождены от уплаты налога участники инвестиционных проектов и субъекты СЭЗ
НДФЛ с выплат в рамках трудовых отношений (индивидуальный подоходный налог) Ставка НДФЛ равна 13% (п. 1 ст. 224 НКРФ) 10%
НДС В зависимости от вида операций, являющихся объектом обложения НДС, применяются следующие ставки: 0%, 10% и 18% (ст. 164 НКРФ) 0% или 12%
Страховые взносы (социальный налог и социальные отчисления) В общем случае работодатель должен исчислить страховые взносы по общему тарифу в размере 30% (в Пенсионный фонд РФ — 22%, в ФСС России — 2,9%, в ФФОМС — 5,1%) Ставка социального налога составляет 11%, в отношении социальных отчислений — 5%. Однако социальные отчисления с доходов свыше 39 тыс. рублей в месяц не уплачиваются
Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации) Налоговая ставка для налогоплательщиков с объектом «доходы минус расходы» — 15%. Однако по решению региональных властей она может быть уменьшена до 5% (п. 2 ст. 346.20 НКРФ). Ставка для субъектов УСН, выбравших объектом налогообложения «доходы», составляет 6% (п. 1 ст. 346.20 НКРФ) Налоговая ставка составляет 3% с полученных доходов
НДФЛ с дивидендов (индивидуальный подоходный налог) В отношении дивидендов, полученных физлицами, являющимися налоговыми резидентами России, — 9% (п. 4 ст. 224 НКРФ), не являющимися резидентами — 15% (п. 3 ст. 224 НКРФ) ИПН при выплате дивидендов отсутствует после трехлетнего срока владения долей

Ставки НДС и подоходного налога в Казахстане ниже, чем в России

Примечательно, что ставка НДС в Казахстане, в том числе и при импорте, составляет всего 12 процентов. При этом налогоплательщикам Казахстана необходимо встать на регистрационный учет по НДС только в том случае, если их выручка в течение календарного года превысит лимит в 11 млн рублей. В случае если компания подпадает под этот лимит, но желает уплачивать налог, то она может встать на регистрационный учет в целях НДС, представив соответствующее заявление в налоговые органы.

Ставка корпоративного подоходного налога в Казахстане, как и ставка налога на прибыль в России (п. 1 ст. 284 НКРФ), составляет 20 процентов. Ставка индивидуального подоходного налога (ИПН) в Казахстане равна 10 процентам. При этом на казахстанских работодателей возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет в отношении всех доходов, выплачиваемых своим работникам. Получается, что российский НДФЛ проигрывает казахстанскому ИПН на 3 процентных пункта. Впрочем, казахстанские работники несут бремя уплаты обязательных пенсионных взносов в размере 10 процентов от своих доходов.

Дивиденды физлицам-резидентам освобождены от подоходного налога

В отношении дивидендов, полученных физлицами, являющимися резидентами России, налоговая ставка установлена в размере 9 процентов (п. 4 ст. 224 НКРФ). Однако в Казахстане ситуация иная. Если в момент исчисления дивидендов учредитель владеет долей в компании не менее трех лет, то выплата дивидендов освобождена от ИПН. Исключение составляют компании-недропользователи и резиденты стран с льготным налогообложением. Полное освобождение от уплаты ИПН с дивидендов после трехлетнего срока владения долей применяется и к участникам — резидентам России.

В случае владения долей менее трех лет при выплате дивидендов в адрес нерезидента казахстанская организация должна удержать ИПН у источника в размере 15 процентов. Однако, воспользовавшись положениями пункта 3 статьи 10 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96, эту ставку можно снизить до 10 процентов.

Соцналог в Казахстане составляет всего 11 процентов

В Казахстане действуют привлекательные тарифы социальных налогов и отчислений. Так, социальный налог исчисляется по фиксированной ставке в размере 11 процентов от доходов сотрудников за вычетом обязательных пенсионных взносов, которые работники уплачивают самостоятельно. В отношении социальных отчислений установлена ставка в размере 5 процентов. Ежемесячные выплаты, превышающие сумму десятикратного минимального размера оплаты труда (около 39 тыс. рублей), не облагаются социальными отчислениями.

Примечательно, что вознаграждения в пользу физических лиц по договорам гражданско-правового характера не облагаются социальным налогом и социальными отчислениями. В России же выплаты по гражданско-правовым договорам не облагаются только взносами на обязательное социальное страхование (п. 2 ч. 3 ст. 9 закона от24.07.09 №212-ФЗ).

Казахстанские упрощенцы уплачивают налог с доходов по ставке 3 процента

Для малого бизнеса налоговая система Казахстана предусматривает возможность использования двух спецрежимов: на основе патента и на основе упрощенной декларации. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации подразумевает уплату налога с доходов по ставке 3 процента. Данную систему налогообложения могут применять компании, у которых среднесписочная численность работников не превышает 50 человек, а доход за налоговый период составляет не более 2800-кратного минимального размера оплаты труда (на сегодняшний день около 11 млн рублей). Однако существует и еще ряд ограничений по применению данного спецрежима. К примеру, налоговый режим на основе упрощенной декларации не вправе применять компании, получающие доходы от источников за пределами республики. Исключение составляют доходы, полученные в виде дивидендов, процентов и роялти.

Необходимо отметить еще один неоспоримый плюс. В отличие от российских упрощенцев, казахстанские спецрежимники вправе встать на учет в качестве плательщиков НДС. Это позволяет им помимо использования пониженной ставки с доходов не потерять право на применение вычета по НДС.

Иностранные инвесторы освобождены от уплаты части налогов

Иностранные компании, в том числе и российские, желающие организовать в Казахстане крупное производство, могут рассчитывать на значительные налоговые льготы, а также на поддержку государства. Введение таких налоговых послаблений предусмотрено с 1 января 2015 года. Главным условием применения льгот является осуществление инвестиций на сумму не менее 20 млн долларов в одну из сфер деятельности, предусмотренных специальным перечнем, утвержденным правительством республики.

Каждый инвестор, подписавший с комитетом по инвестициям специальный контракт, может воспользоваться следующими налоговыми преимуществами:

  • полное освобождение от корпоративного подоходного и земельного налогов на срок до 10 лет;
  • полное освобождение от налога на имущество на срок до 8 лет со дня введения в эксплуатацию фиксированных активов;
  • возмещение до 30 процентов фактических затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования («инвестиционная субсидия»);
  • освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования и запасных частей на период инвестиционного контракта, но не более чем на 5 лет.

Резиденты специальных экономических зон освобождены от уплаты всех налогов

Еще один выгодный с налоговой точки зрения способ ведения бизнеса в Казахстане — регистрация в специальной экономической зоне (СЭЗ). В целях активизации внешнеэкономических связей и создания высокоэффективных и конкурентоспособных производств, в Республике Казахстан созданы 10 специальных экономических зон. К примеру, промышленно-производственные зоны. Это, в частности, «Морпорт Актау» в Мангистауской области, «Павлодар» в городе Павлодар, «Астана — новый город» в городе Астана, «Химический парк Тараз» в Жамбылской области. Кроме того, на территории республики созданы сервисные СЭЗ: «Бурабай» в Акмолинской области, «Хоргос — Восточные ворота» в Алматинской области. А также существует технико-внедренческая зона — «Парк инновационных технологий» в городе Алматы.

Примечательно, что субъекты СЭЗ освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога, имущественного и земельного налогов, от социального налога. Кроме того, при соблюдении определенных условий резиденты специальных экономических зон освобождены от уплаты НДС и таможенных пошлин.

Возможность в определенных случаях не платить корпоративный подоходный налог и прочие налоги, относительно невысокие ставки зарплатных налогов и НДС, отсутствие при определенных условиях ИПН с дивидендов делают Казахстан привлекательным местом для перемещения бизнеса в рамках Таможенного союза и в рамках создаваемого Евразийского экономического союза.

Впрочем, несмотря на относительно низкий уровень корпоративного налогообложения, для казахстанских налоговых органов так же, как и для их российских коллег, актуальна борьба с налоговыми схемами. Причем используемые казахстанскими компаниями схемы в целом схожи с российскими.

Социальный налог в Казахстане: субъекты, объекты, ставки, сроки

Жарияланған күн 03.03.2021

Кто попадает под налогообложение и за что платит. Юридические лица (резиденты и нерезиденты Республики Казахстан) уплачивают социальный налог (СН) с зарплат своих работников. Директор ТОО также считается работником.

ИП, частные нотариусы, адвокаты, а также судебные исполнители и медиаторы платят налог на количество сотрудников, в которое входит и сам плательщик.

Важно знать! ТОО на общеустановленном режиме платят СН только с зарплаты работников, ИП и ТОО на упрощенке – только с дохода, ИП на общеустановленном режиме – с зарплаты работников и зарплаты владельца ИП. Предприниматели, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, на основе патента и для крестьянских и фермерских хозяйств, а также специализированные организации, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, не являются плательщиками социального налога.

Что является исключением

Не нужно платить социальный налог с выплат, которые производятся по грантам (государственным, международным), а также с премий и денежных вознаграждений лауреатам, стипендий и компенсаций, которые выплачиваются при расторжении трудовых договоров и неиспользовании трудового отпуска, с пенсионных отчислений.

Как рассчитывается ставка

Для ТОО на общеустановленном режиме ставка СН в 2019 году составляет 9,5%. Предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и применяющие СНР для производителей сельхозпродукции, вправе уменьшить на 70% сумму СН по объектам налогообложения, которые непосредственно связаны с их деятельностью.

Для ИП на общеустановленном режиме, частных нотариусов и адвокатов социальный налог 2 МРП за себя и 1 МРП за каждого работника (МРП на 2019год – 2525 тенге). При этом сумма социального налога уменьшается на сумму социальных отчислений. Если размер социальных отчислений превышает социальный налог (СН отрицательный при уменьшении на сумму СО), то СН равен нулю.

База исчисления СН с зарплаты работника не может быть ниже 1 МЗП (1 МЗП на 2019 год – 42 500 тенге) для всех режимов, кроме ИП на ОУР, для ИП на ОУР она составляет 1 МРП.

Как уплачивается налог

Социальный налог уплачивается по месту регистрации налогоплательщика:

- для ИП и ТОО на общеустановленном режиме до 25 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом для уплаты налога и сдачи декларации является календарный месяц.

- для ИП и ТОО на упрощенке раз в полгода: за первое полугодие – до 15 августа, за второе полугодие – до 15 февраля следующего года. Уплачивается по форме 910.


ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ РАСЧЕТА НАЛОГОВ

  • Социальный налог для ТОО общеустановленный режим:

в 2019 году, если зарплата меньше 25МРП, то есть меньше 63 125 тенге, то при расчете социального налога, необходимо посчитать корректировку.

Корректировка = (ЗП - ОПВ -вычет)х90 % , тогда СН при ЗП меньше 25 МРП считается

СН= (ЗП - ОПВ -коррек)*9,5 -СО

при Зарплате свыше 25 МРП, формула

СН = (ЗП – ОПВ)*0,095 – СО

СО = (ЗП – ОПВ)*0,035

  • Социальный налог для ИП общеустановленный режим:

Для владельца ИП:

За каждого сотрудника ИП:

  • Социальный налог для упрощенного режима:

ИП: СН = 1,5% от дохода – СО работников и самого владельца ИП за полгода

ТОО: СН = 1,5% от дохода – СО работников, включая директора ТОО, за полгода




  • Консультации для бухгалтеров, подробнее

Авторские материалы, основанные на действующих нормативно-правовых актах Республики Казахстан.

01 апреля 2020г.
01 апреля 2020г.

Особенности расчета социального налога с 01.01.2020 года

Кто является плательщиком социального налога (далее - СН)?

Статья 482 НК РК:

1. Плательщиками социального налога являются:

1) индивидуальные предприниматели

2) лица, занимающиеся частной практикой

3) юридические лица-резиденты Республики Казахстан, если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи

4) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения

5) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность через структурное подразделение, которое не приводит к образованию постоянного учреждения

*Мы поговорим о юридических лицах-резидентах, к которым относятся государственные учреждения и предприятия РК

Что является объектом налогообложения?

Статья 484 НК РК

п.2. Объектом налогообложения для плательщиков, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 482 настоящего Кодекса, являются расходы:

1) работодателя по доходам работника, указанным в пункте 1 статьи 322 настоящего Кодекса (в том числе расходы работодателя, указанные в подпунктах 20), 23) и 24) пункта 1 статьи 644 настоящего Кодекса)

2) налогового агента по доходам иностранного персонала, указанного в пункте 7 статьи 220 настоящего Кодекса

Что подлежит исключению из объекта налогообложения при расчете СН?

п.3. Из объекта налогообложения исключаются:

1) обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в соответствии с законодательством Республики Казахстан

2) взносы на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании

3) доходы, установленные в пункте 1 статьи 341 настоящего Кодекса, за исключением доходов, установленных в подпункте 10) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса, а также доходов, установленных в подпункте 53) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса в части доходов работников, являющихся гражданами Республики Казахстан

4) доходы, установленные в подпункте 10) пункта 1 статьи 654 настоящего Кодекса

5) выплаты, производимые за счет средств грантов. Положения настоящего подпункта применяются, если выплаты производятся в соответствии с договором (контрактом), заключенным с грантополучателем либо с исполнителем, назначенным грантополучателем для осуществления целей (задач) гранта

Какие особенности существуют при исчисления СН?

п.4. Ст. 484 НК РК. В случае если объект налогообложения, указанный в пункте 2 настоящей статьи, определенный с учетом пункта 3 настоящей статьи, составляет за календарный месяц сумму от одного тенге до минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число этого календарного месяца, то объект налогообложения определяется исходя из такого минимального размера заработной платы

*Размер МЗП в 2020 году составляет 42 500 тенге

п.3. Ст. 486 НК РК. Сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленным социальным налогом и суммой социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном социальном страховании"

При превышении суммы исчисленных социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой исчисленного социального налога или равенстве их сумм сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, считается равной нулю

п.6. Ст.486 НК РК. Сумма социального налога, исчисленная государственными учреждениями за налоговый период, уменьшается на сумму выплаченного в соответствии с законодательством Республики Казахстан социального пособия по временной нетрудоспособности

п.7. Ст.486 НК РК. В случае превышения за налоговый период суммы выплаченного социального пособия, указанного в пункте 6 настоящей статьи, над суммой исчисленного социального налога сумма превышения переносится на следующий налоговый период

По какой ставке рассчитывается СН в 2020 году?

п.1. Ст. 485 НК РК. Если иное не установлено настоящей статьей, социальный налог исчисляется по ставке:

с 1 января 2018 года – 9,5 процента

с 1 января 2025 года – 11 процентов

Примеры расчета

Пример 1:

Данные по сотруднику:
доход = 60 000 тенге . Не пенсионер: ОПВ =10% . Оформлено Заявление на предоставление вычета на 2020 год = 1 МЗП
Расчет:
Сумма корректировки (т.к. доход работника не превышает 25 МРП)

ОПВ: 60 000*10% = 6 000 тенге
Расчет корректировки: 60 000 - 10%(ОПВ) - 42500(1 МЗП) = 11 500 *90%= 10 350 тенге
ИПН: (60 000 – 6 000 – 10 350 – 42 500)*10% = 115 тенге

СО: (60 000 – 6 000)*3,5% = 1 890 тенге

СН: ((60 000 – 6 000 (ОПВ) – 496,5 (ВОСМС) - 10 350 (Корректировка 90%))*9,5 % = 4 099,6 – 1 890 (СО) = 2 209,6 тенге к перечислению в бюджет

ОСМС (отчисления): (60 000 -10 350)*2 % = 993 тенге

ОСМС (взносы): (60 000 -10 350)*1 % = 496,5 тенге

Пример 2:

Данные по сотруднику:
доход = 52 029 тенге . Не пенсионер: ОПВ =10% . Оформлено Заявление на предоставление вычета на 2020 год = 1 МЗП
Расчет:
Сумма корректировки (т.к. доход работника не превышает 25 МРП)

ОПВ: 52 029*10% = 5 202,9 тенге
Расчет корректировки: 52 029 - 10%(ОПВ) - 42500(1 МЗП) = 4 326,1 *90%= 3 893,5 тенге
ИПН: (52 029 – 5 202,9 – 3 893,5 – 42 500)*10% = 43,3 тенге

СО: (52 029– 5 202,9)*3,5% = 1 638,9 тенге

СН: (52 029– 5 202,9– 481,9 – 3 893,5) = 42 450,7 меньше размера МЗП (42 500 тенге)

42 500*9,5 % = 4 037,5 – 1 638,9(СО) = 2 398,6 тенге к перечислению в бюджет

ОСМС (отчисления): (52 029 -3 839,5)*2 % = 963,8 тенге
ОСМС (взносы): (52 029 -3 839,5)*1 % = 481,9 тенге

Пример 3:

Данные по сотруднику:

доход = 97 400 тенге. Оформлено Заявление на предоставление вычета на 2020 год = 1 МЗП

ОПВ = 97 400*10% = 9 740 тенге

ИПН = (97 400 – 9 740 – 42 500)*10% = 4 516 тенге

СО = (97 400 – 9 740)*3,5% = 3 068,1 тенге

ОСМС взносы = 97 400* 1% = 974 тенге

СН = (97 400 – 9 740 - 974)*9,5% = 8 235,2 тенге – 3 068,1 = 5 167,1 тенге к перечислению в бюджет

Умид ХАМРОЕВ

Дилором САИДОВА

В рекомендации:

– налоговая база по социальному налогу;
– расчет социального налога;
– ставки социального налог;
– ставка соцналога при финансировании из госбюджета.

Как определить налоговую базу по социальному налогу по доходам в виде оплаты труда

Налоговой базой по социальному налогу являются расходы юрлица в виде оплаты труда, определяемые в соответствии со статьей 371 НК . К ним относятся:

  • зарплата за фактически выполненную работу, начисленная исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда;
  • надбавки за ученую степень и почетное звание;
  • выплаты стимулирующего характера
    ;
  • компенсационные выплаты
    ;
  • оплата за неотработанное время
    .

К доходам в виде оплаты труда также относятся выплаты
:

  • физическим лицам по заключенным договорам гражданско-правового характера (за исключением доходов от индивидуальной предпринимательской деятельности), предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;
  • членам органа управления юридического лица (наблюдательного совета или другого аналогичного органа), осуществляемые самим юридическим лицом;
  • военнослужащим министерств обороны, МВД и МЧС, СГБ, Госслужбы безопасности Президента и Нацгвардии, рядовому, сержантскому и офицерскому составу органов внутренних дел и сотрудникам ГТК и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба, в виде денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат в связи с несением службы (исполнением служебных обязанностей).

Поскольку социальный налог начисляется только на доходы в виде оплаты труда, не начисляйте его на следующие доходы физлиц:

  • имущественные
    ;
  • в виде материальной выгоды
    ;
  • прочие
    .

Не облагайте социальным налогом доходы работника, указанные в виде
:

  • возмещения вреда, связанного с трудовым увечьем или иным повреждением здоровья, сверх установленных размеров;
  • оплаты труда за сезонные сельхозработы по сбору хлопка.

Есть свои особенности при определении налоговой базы по социальному налогу в следующих случаях:

  • по доходам прикомандированных за пределы Узбекистана работников дипломатических представительств;
  • при предоставлении иностранного персонала нерезидентом.

– Определяйте налоговую базу исходя из доходов в виде оплаты труда, полученных работником по месту последней работы до его направления на работу за пределы страны. Если за это время было повышение МРОТ в Узбекистане, пересчитайте налоговую базу с учетом этого повышения
. – Определяйте налоговую базу как сумму доходов, выплачиваемых иностранному персоналу. При этом она должна быть не менее 90 % от общей суммы затрат по договору на оказание услуг по предоставлению иностранного персонала для работы на территории Узбекистана
.

Как рассчитать социальный налог

Рассчитывайте сумму социального налога к уплате в бюджет ежемесячно по формуле :

Социальный налог = (Налоговая база – Уменьшение налоговой базы по отдельным НПА (при наличии льготных доходов) х Ставка.

Ставки социального налога

Уплачивайте социальный налог по следующим ставкам
:

Предприятия

Ставка
социального налога

Ассоциации «SOS – детские деревни Узбекистана»

Налогоплательщики , использующие труд лиц с инвалидностью, работающих в специализированных цехах, участках и предприятиях

заработная плата за фактически выполненную работу
– 30 млн сум.; премия по итогу месяца
– 8 млн сум.; отпускные
– 5 млн сум..;


На селекторном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина министр национальной экономики Р. Даленов доложил об уточнении прогноза макропоказателей на 2020 год в рамках прогноза социально-экономического развития на 2020-2024 годы и проект Указа Главы государства по корректировке гарантированного трансферта.

По его словам, основными факторами уточнения прогноза являются нестабильная внешнеэкономическая ситуация, наметившаяся глобальная рецессия и замедление деловой активности на фоне защитных мер по нераспространению коронавируса.

«С начала года цены на нефть снизились на 65,7%, на металлы в среднем на 15,6%, мировые биржевые индексы в среднем снизились на 20,9%. По состоянию на 1 апреля т.г., котировки нефти снизились до 22 долларов за баррель», — сообщил министр нацэкономики.

С учетом этого, средняя цена нефти за апрель-декабрь т.г. определена на уровне 20 $ за баррель. Расчетный курс доллара взят на уровне 440 тенге за доллар и годовая инфляция в интервале 9-11%.

На фоне низких цен прогноз по добыче нефти снижен на 4 млн тонн до 86 млн тонн. Это обуславливает снижение производства горнодобывающей промышленности. В тоже время ожидается снижение по сравнению с ранее одобренными темпами роста в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и секторе услуг, в том числе торговли.

«Экспорт снизится на $16,3 млрд до $35,1 млрд. Импорт сократится на $7,5 млрд до $26,6 млрд. С учетом выше отмеченных факторов ожидается снижение ВВП на 0,9%. Номинальный ВВП оценивается в объеме 69,7 трлн тг, что на 4,8 трлн тг ниже одобренного прогноза», — проинформировал Р. Даленов.

На основе скорректированного макроэкономического прогноза уточнен прогноз параметров республиканского бюджета на 2020 год. Доходы республиканского бюджета без учета трансфертов в 2020 году оцениваются в объеме 6 414,1 млрд тг, что на 1 672,3 млрд тг меньше утвержденного плана.

Как отметил министр нацэкономики, основное снижение ожидается по НДС, ЭТП на сырую нефть и поступлениям за использование природных ресурсов.

В доходной части бюджета учтены все меры по налоговому стимулированию и послаблению, принятые в реализацию поручения Главы государства. Установлено освобождение по налогу на имущество до конца года по крупным торговым объектам, торгово-развлекательным центрам, кинозалам, театрам, выставкам и объектам общественного питания, гостиничной, хостелы, и туристской деятельности.

«Индивидуальные предприниматели, работающие в общеустановленном порядке налогообложения, освобождены от индивидуального подоходного налога со сроком до конца года», — сказал Р. Даленов.

В целях поддержки агропромышленного комплекса производители сельскохозяйственной продукции не будут платить земельный налог по землям сельскохозяйственного назначения до конца года. Также освобождается от НДС импорт биологических активов АПК до конца года. В тоже время снижена ставка НДС с 12% до 8% для социально-значимых продовольственных товаров на период с 30 марта по 1 октября.

Как подчеркнул министр нацэкономики, предусматривается освобождение малого и среднего бизнеса на 6 месяцев до 1 октября т.г. от налогов и социальных платежей с фонда оплаты труда. (индивидуальный подоходный налог, социальный налог, обязательные пенсионные взносы, взносы и отчисления на обязательное медицинское страхование и социальные отчисления).

Данная мера охватывает отрасли туристической деятельности, общественного питания, гостиничного бизнеса, крупные торговые объекты, ТРЦ, кинозалы, театры, выставки и физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, субъекты торговли, за исключением реализации продуктов питания и аптек, транспортных услуг, консультационных услуг и информационных технологий.

В части налогового администрирования до 1 июня 2020 года для субъектов МСБ введена отсрочка на уплату всех налогов и обязательных платежей в бюджет и социальных взносов (ИПН, социальный налог, социальное и медицинской страхование за работника).

Кроме того, на период действия чрезвычайного положения приостановлены налоговые проверки и принудительное взыскание задолженности по налоговым, таможенным и социальным платежам. В целом, все вышеуказанные меры охватят 700 тыс. налогоплательщиков.

Р. Даленов также отметил, что для покрытия ожидаемых недопоступлений по доходам бюджета и финансирования антикризисного пакета мер предлагается увеличить в 2020 году размер гарантированного трансферта из Национального фонда на 2 070 млрд тг до 4 770 млрд тг.

В целом расходы республиканского бюджета прогнозируются в объеме 14 270,7 млрд тг с увеличением на 1 356,4 млрд тг относительно утвержденного объема. Дефицит планируется на уровне 3,5% к ВВП с увеличением на 840,7 млрд тг. Уровень ненефтяного дефицита составит 10,8% к ВВП.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-бот

Читайте также: