Собираемость налоговых платежей курсовая

Опубликовано: 12.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа имеет своей целью проанализировать организацию контрольной работы налоговых органов. Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения основных задач:
раскрыть сущность контрольной работы налоговых органов
определить методики, с помощью которых осуществляется оценка эффективности работы налоговых органов;
определить основные показатели работы налоговых органов на территории Российской Федерации и по ее субъектам в частности;
проанализировать результативность контрольной работы налоговых органов на сегодняшний день и предложить пути ее дальнейшего совершенствования.

Файлы: 1 файл

Любая налоговая система призвана обеспечивать поступления в бюджет.docx

Каждое территориальное образование имеет свой налоговый потенциал (объем налогооблагаемых ресурсов), который характеризуется обеспеченностью налоговыми базами для исчисления того или иного налога: суммой облагаемой прибыли, объемом доходов физических лиц, стоимостью, добавленной в процессе обработки, стоимостью имущества, наличием природных ресурсов. Эти данные содержатся в налоговом паспорте региона. В соответствии с Федеральной целевой программой № 888 предусматривается совершенствование методики определения с помощью программных средств налогового потенциала субъектов РФ.

Налоговые доходы государства формируются в соответствии с общими тенденциями экономического развития. Недопоступление налогов свидетельствует о наличии неиспользованного налогового потенциала на данный период времени.

Собираемость налогов — это объем налоговых поступлении в абсолютном выражении или степень полноты исполнения налоговых обязательств в относительном выражении.

Это понятие стало общеупотребительным и используется при:

• разработке перспектив бюджетно-налоговой политики,

• формировании бюджета (расчете бюджетных проектировок по поступлениям от каждого налога, заданий фискальным органам),

• анализе исполнения бюджета,

• оценке величины номинального и реального налогового бремени,

• оценке эффективности работы налоговых органов.

Собираемость налогов — это один из критериев бюджетно-налоговой безопасности.

Собираемость налогов в абсолютном выражении оценивается исходя из поступлений налогов в различных аспектах: в разрезе отдельных налогов, групп налогов, отдельных предприятии или групп предприятий, в отраслевом или региональном разрезе, по уровням бюджетной системы, в которую поступают налоги.

Так, в налоговых органах формируются следующие основные данные по всем зарегистрированным налогоплательщикам;

• начисленные (доначисленные) объемы налоговых обязательств;

• налоговые льготы по законодательству РФ, региональному и местному законодательству;

• суммы уплаченных налогов, включая авансовые платежи и неденежные расчеты;

• начисленные и уплаченные пени и штрафы;

• величина и структура задолженности по каждому налогу.

Данные о поступлениях налогов, о состоянии задолженности, уплаченных пени и штрафов и задолженности по ним, о предоставленных льготах, о списании задолженности, в том числе в результате амнистий, — основные показатели собираемости в абсолютном выражении.

В относительном выражении собираемость характеризуется сопоставлением величины исполненных налоговых обязательств к объему начисленных налогов. Различные модификации данного показателя представляют собой различные коэффициенты.

Коэффициент собираемости — отношение суммы исполненных налоговых обязательств (П), подлежащих уплате в данном периоде, к обшей сумме обязательств, которые должны быть уплачены в данном периоде (О):

С учетом того, что собираемость зависит от объема задолженности, т. е. П = О - 3, где П — объем поступивших налогов, О — объем налоговых обязательств, 3 — прирост задолженности, данный коэффициент можно представить в виде:

КС = П/О = (О - 3)/0 = 1 – З/О

Чем меньше сумма прироста задолженности, тем выше уровень собираемости.

На собираемость влияет множество факторов, при этом важнейшее значение имеет величина налоговой базы (налоговый потенциал в широком смысле слова). Факторы, влияющие на налоговую базу в целом по стране, совпадают с факторами, влияющими на ВВП и объем промышленного производства. В РФ эта база, наряду с общим состоянием экономической конъюнктуры, в значительной степени зависит от реального курса национальной валюты, динамики цен на энергоносители и степени политической стабильности. На собираемость влияют также:

• степень развития налогового законодательства и банковской системы,

• сбалансированность федерального бюджета,

• эффективность работы фискальных органов и координация их деятельности,

• величина налогового бремени,

• уровень теневой экономики.

В настоящее время в России происходит рост потребности в финансовых ресурсах (финансирование институциональных реформ, повышение зарплаты и пенсий). Кроме того, уровень бюджетных расходов в РФ ниже оптимального уровня расходов, и дальнейшее их сокращение невозможно. В то же время в рамках налоговой реформы планируется снижение номинального налогового бремени. Поэтому необходимо повышение эффективности налогового контроля, нагрузка на систему налогового администрирования должна резко возрасти.

Источником информации для оценки собираемости служат данные отчетности ФНС, Минфина России и Федеральной службы по статистике.

Налоговые органы осуществляют контроль соблюдения полноты и своевременности уплаты налогов на основе карточек лицевых счетов налогоплательщиков. Количество карточек зависит от того, какие налоги уплачивает налогоплательщик (от 10 до 25). Разноска платежей осуществляется по каждому налогу и каждому бюджету.

Собранная местными органами информация о поступлении налогов и состоянии задолженности с определенной периодичностью направляется в региональные управления ФНС, которые сводят эту информацию по региону и направляют в ФНС, где она собирается, обрабатывается и передается конечным пользователям.

Данные Минфина России о поступлениях налогов и сборов базируются на отчетах региональных управлений Федерального казначейства, информации ЦБ о движении денежных средств на счетах по учету доходов ФБ.

    1. Показатели эффективности контр ольной работы налоговых органов в Российской Федерации
      1. Общая оценка показателей эффективности контрольной работы

Понятие эффективности деятельности в общем плане определяется отношением результатов к величине затрат, имевших место при достижении результатов.

где Э — эффективность; Р — результат; 3 — затраты.

Эффективность того или иного вида деятельности измеряется адекватностью достигнутого в процессе ее осуществления результата (совокупность объективных последствий контроля, которые он оказал на содержание деятельности проверяемого объекта или должностного лица) намеченным целям с учетом затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов (число проверяющих, а также работников, которые готовят те или иные материалы, затраченное ими время, полноту сведений, длительность проверок и т.д.).

Повышение эффективности налогового контроля (в отличие от эффективности производства) не обязательно означает увеличение экономического эффекта при тех же затратах ресурсов. Деятельность проверяемого объекта может быть оценена положительно (конечная цель налогового контроля — исключение или сведение к минимуму налоговых правонарушений), хотя это отрицательный результат с точки зрения экономического эффекта от затраченных ресурсов.

Важнейший критерий эффективности налоговой системы определяется мерой полноты поступлений налогов в бюджет, а основным показателем эффективности налоговой системы, полноты использования налогового потенциала в РФ является собираемость налогов.

Следовательно, эффективность контрольной работы налоговых органов в целом можно измерить степенью выявления сокрытых налогов при их безусловном перечислении в бюджет. Ее количественным выражением является разность между ожидаемой и реально перечисленной в бюджет суммой налоговых платежей (резерв для доначислений в бюджет при налоговых проверках). Необходимо учитывать также затраты на налоговое администрирование: это позволит обеспечить соразмерность затрат и результатов. Объем выявленных нарушений может уменьшаться по мере повышения результативности контроля.

В качестве обобщающих показателей эффективности налогового администрирования могут быть использованы:

• сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет на 1 рубль бюджетных средств, расходуемых на содержание налоговых органов (в том числе раздельно по ФНС и ФТС);

• сумма доначислений налогов и сборов по результатам проверок (в том числе на одного работника) на 1 руб. бюджетных средств, расходуемых на содержание налоговых органов.

Показатели контрольной работы налоговых органов можно раздел ить на количественные и качественные (абсолютные и относительные).

Количественные (абсолютные) показатели характеризуют объем работы налоговых органов:

• сумма поступлений в бюджет налогов и сборов на контролируемой территории — в целом и в разрезе бюджетов и ВБФ. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов сбор налогов зависит от финансово-хозяйственного состояния предприятия, возможностей теневой деятельности и использования различных схем минимизации налогов.

• количество проведенных проверок, в том числе на одного инспектора;

• сумма доначисленных налогов и сборов в результате контрольной работы, а также санкций — в целом и в разрезе бюджетов, категорий налогоплательщиков, видов проверок, характера платежей;

• сумма недоимки и задолженности по налогам — в целом и в разрезе бюджетов, их динамика по сравнению с предыдущими периодами;

• количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах, в том числе - дополнительно выявленных и поставленных на учет;

• количество налогоплательщиков, приходящихся на одного налогового инспектора — в разрезе организаций и физических лиц.

Количественные показатели определяются составом контролируемых налогоплательщиков, в том числе — наличием крупных налогоплательщиков. Эти показатели будут выше, например, в Москве по сравнению с регионами. На качественные (относительные) показатели состав налогоплательщиков влияет в первую очередь в плане соотношения организации и физических лиц степени. На них большое воздействие оказывают также различия в нагрузке на одного инспектора.

К качественным (относительным) показателям относятся:

1. Уровень выполнения налоговыми органами прогнозных заданий за отчетный период. Процедура прогнозирования очень сложна.

2. Темпы роста налоговых платежей за отчетный период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Рост налоговых платежей в значительной мере зависит от темпов роста экономики, налоговой базы, изменения законодательства, миграции крупных налогоплательщиков.

3.Отношение суммы фактически поступивших налоговых платежей к сумме начисленных платежей (показатель собираемости налогов на данной территории). Показатель учитывает только текущие налоговые платежи. Не учитываются долги, сформировавшиеся в прошлые годы.

4. Соотношение суммы платежей, доначисленной (фактически поступившей) в ходе контрольной работы, и суммы налоговых поступлений в бюджет за отчетный период. Характеризует эффективность контрольной работы с учетом реальной налоговой базы.

5. Процент взыскания доначисленных сумм (соотношение суммы фактически поступивших платежей в бюджет в результате контрольной работы к доначисленной сумме). Характеризует реальную эффективность контрольной работы.

6. Удельный вес проверок, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства, в обшем числе проверок.

7. Сумма доначислений на одну проверку (одного работника).

Ряд показателей характеризуют отдельные аспекты взаимоотношений сторон. Так, состояние отчетной дисциплины характеризует:

• удельный вес налогоплательщиков, представляющих отчетность, к общему числу поставленных на учет;

• состояние правовой работы - количество дел, рассмотренных в арбитражных судах в пользу налоговых органов;

• состояние разъяснительной работы — количество обращений налогоплательщиков в налоговые органы по поводу действий их сотрудников.

Большое практическое значение имеет сопоставление результатов работы налоговых инспекций региона, в том числе в динамике, путем сравнения отдельных показателей.

      1. Оценка показателей организации и проведения камеральных проверок

Оценка показателей организации и проведения камеральных проверок:

– удельный вес дополнительно начисленных платежей по камеральным проверкам (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) в общей сумме дополнительно начисленных платежей по выездным и камеральным проверкам (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) за отчетный период;

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


Курсовая работа
по дисциплине «Финансы и кредит»
на тему: «Налоговые платежи предприятий и источники
их уплаты»

Руководитель: доцент
________________________

В процессе хозяйственной деятельности (т.е. производства и реализации готовых товаров, работ, услуг) любое предприятие сталкивается с необходимостью исчисления и уплаты в бюджеты соответствующих уровней некоторых налогов и сборов. Налоги являются одним их основных финансовых инструментов рыночной экономики и представляют собой с одной стороны финансовую основу бюджетов разных уровней, а с другой они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли.
Основным фактором перераспределения прибыли является определенный и закрепленный за каждым налогом источник его уплаты, от состояния которого может зависеть финансовое состояние предприятия, его конкурентное положение на рынке, состояние и структуры его внутренних подразделений.
Объектом исследования данной курсовой работы является процесс налогообложения предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Предметом являются источники уплаты налогов и сборов.
Целью курсовой работы является оценка налоговых платежей предприятий и источников их уплаты.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:

    отразить экономическую сущность налоговых платежей;
    определить налоговые платежи как часть расходов предприятия;
    рассмотреть источники уплаты налоговых платежей;
    дать общую характеристику налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями на территории РФ;
    проанализировать осуществление налоговой политики на предприятии;
    обозначить возможные методы оптимизации налоговых платежей на предприятии.
При написании курсовой работы использовались такие методы, как анализ и синтез, которые относятся к общенаучным методам. Были использованы различные источники, такие как монографии, научные публикации, учебно-методические пособия, учебники.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1.1 Экономическая сущность налогов

1.2 Налоговые платежи как статья расходов предприятия

1.3 Источники уплаты налоговых платежей

2.1 Общая характеристика налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями на территории РФ.

2.2 Налоговая политика предприятия

Одним из элементов финансовой политики компании является ее налоговая политика. Формирование и реализация налоговой политики компании опирается на систему налогов и сборов, взимаемых центральными, региональными и местными властями в соответствующие бюджеты.
Каждая компания заинтересована в уменьшении налоговых выплат. Это означает соответствующее увеличение финансовых ресурсов для дальнейшего развития бизнеса. Чем выше налоговые ставки и шире налогооблагаемая база, там сильнее заинтересованность компании в уменьшении налоговых выплат.
Заинтересованность компаний в снижении налогов предопределяет выбор ими различных моделей налогового поведения. В современной российской практике следует выделить три основные модели налогового поведения компаний:

    уклонение от уплаты налогов;
    уплата налогов в соответствии с законодательством без применения специальных методов их снижения;
    разработка налоговой политики, обеспечивающей минимизацию выплаты налогов.
Наиболее перспективна модель налогового поведения компаний, проводящих налоговую политику. Высокий уровень налоговой нагрузки, необоснованная усложненность налогообложения, его неустойчивость – сильная мотивация к выработке эффективной налоговой политики.
Налоговая политика компании, как составная часть ее финансовой политики, - обоснованный выбор эффективной системы уплаты налогов, обеспечивающей достижение целей компании.
В налоговой политике компании необходимо выделить следующие основные направления:
    выбор системы налогового учета;
    выбор способов оптимизации налогов;
    налоговое планирование.
В реальной рыночной экономике возможны три варианта налогового учета. Первый вариант основан на создании автономной системы налогового учета. Второй вариант предусматривает выделение налогового учета из бухгалтерского учета. Третий вариант налогового учета базируется на единой информационной системе бухгалтерского учета. Наиболее перспективен третий вариант налогового учета. Он позволяет вести налоговый учет с наименьшими издержками.
Выбор основных способов оптимизации налогов в рамках налогового учета включает:
    выбор местоположения компании;
    выбор организационно-правовой формы компании;
    оптимизацию налогов за счет использования льгот по выплате налогов, налоговых вычетов и возвратов, устранения двойного налогообложения и других методов.
Выбор того или иного метода налоговой оптимизации основывается на тщательных расчетах изменений прямых и косвенных налогов применительно к конкретной сделке. Финансовые последствия применения различных методов выражаются в величине свободной от налогообложения прибыли.
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.


Доступные файлы (1):
n1.docx63kb.04.02.2014 08:15скачать

n1.docx

Глава 2. Анализ собираемости налогов
Собираемость налогов – это очень интересный показатель. Он ставит задачу перед налоговыми органами во что бы то ни стало собрать 100% налогов (а лучше даже больше 100%!). На самом деле у налоговых органов по природе своей такая задача – собрать налоги и тем самым обеспечить в финансовом плане деятельность государства. Однако пути и средства к достижению этой цели могут быть различными.

В настоящее время термин «собираемость налогов» нашел широкое применение в научных работах, выступлениях российских ученых. Задача по повышению собираемости налогов озвучена в Бюджетных посланиях Президента РФ. Однако ни в Налоговом Кодексе РФ, ни в других законодательных актах, регулирующих налоговые отношения, легального определения понятия «собираемость налогов» пока не дано.

Можно выделить несколько научных подходов к определению теоретической основы «собираемости налогов». Первый подход заключается в понимании «собираемости налогов» как показателя эффективности реализации фискальной функции налоговой системы. «Коэффициент собираемости» указывается в процентах и определяется как отношение поступивших в консолидированный или федеральный бюджеты налогов и сборов к начисленным налогам и сборам по соответствующим уровням бюджетов, умноженное на 100. Коэффициент собираемости налогов, рассчитанный подобным образом, используется при составлении проектов бюджетов в ряде субъектов Российской Федерации.

Сторонники второго подхода рассчитывают данный показатель путем отнесения суммы фактических поступлений налоговых платежей к их максимальной сумме за рассматриваемый период. Максимальная сумма налогов включает в себя фактические поступления за тот же период, совокупную задолженность по налоговым платежам, определяемую на основе статистических данных фискальных органов, и латентную (скрытую) задолженность. При данном подходе уровень собираемости налогов является показателем качества и эффективности функционирования не только налоговых органов, так и всей налоговой системы.

Второй подход дает более широкое толкование рассматриваемому понятию, так как фактическая сумма уплаченных налогов сравнивается с максимально возможной суммой поступлений при условии добросовестного исполнения всеми налогоплательщиками своих обязанностей. В рамках данного подхода можно учесть значительно большее количество факторов, оказывающих влияние на собираемость налогов.

Величина поступлений налогов в бюджет зависит не только от своевременного и полного исполнения налогоплательщиком своей обязанности, но и, например, от использования налоговых льгот, изменения налогооблагаемой базы под влиянием различных факторов (инфляции, курса национальной валюты, спроса, доходов населения). Собираемость налогов снижается под воздействием противоправных деяний налогоплательщиков, таких как осуществление предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет, сокрытие объекта налогообложения, использование различных схем уклонения от уплаты налогов.

Только при полном учете факторов, влияющих на объем поступлений налогов в бюджет, может быть разработана адекватная система мер по повышению собираемости налогов. Обеспечение собираемости налогов с определенной степенью условности можно отнести к компетенции двух видов органов: налоговых и законодательных. Повышение собираемости налогов за счет деятельности налоговых органов реализуется путем проведения налоговых проверок, начисления пени, взыскания налогов в судебном порядке и т.д.

Законодательные органы также могут оказывать существенное влияние на собираемость налогов путем совершенствования налогового законодательства, устранения пробелов, изменения налоговых ставок, определения перечня налоговых льгот, а также введения специальных налоговых режимов. Специальный налоговый режим – это основанная на принципах законности, экономической обоснованности, избирательности система мер налогового регулирования, предусматривающая замену для налогоплательщиков нескольких видов налогов одним и (или) освобождение от обязанности уплачивать отдельные налоги. Специальный налоговый режим создается для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности. Центральным звеном специального налогового режима является единый налог.

Действующее налоговое законодательство предусматривает четыре вида специальных налоговых режимов:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

С позиции фиска (государственная казна) введение специальных налоговых режимов направлено на повышение собираемости налогов как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе эффект от введения специальных налоговых режимов связан с возможностью осуществления налогового контроля и наличием объективных критериев для начисления налогов.

В таблице 1 представлены данные о собираемости налогов в 2006, 2007 и 2008 году.

Чтобы проанализировать таблицу, рассчитаем коэффициент собираемости:

Рассчитав коэффициент, можно сделать следующие выводы.

Сравним коэффициенты по годам. Как видно из таблицы 2 коэффициент в 2008 году не опускался отметки 100%, а это означает, что фактически поступило налогов больше, чем начислялось. Что касается 2006 и 2007 года, то коэффициент в эти года опускался ниже 100%, из этого следует, что фактически поступило налогов меньше, чем было начислено. Отсюда можно сделать вывод: возможно в 2008 году было меньше уклонений налогоплательщиков от уплаты налога, а так же налоговое законодательство вело более эффективную политику по сборам налога. А в 2006 и 2007 году налоговое законодательство было не настолько совершенным, чтобы поступления покрыли начисления. Следует отметить что мы не можем рассчитать коэффициент для налога на доходы физических лиц и государственной пошлины, так как установить начисления к уплате крайне трудно, так как они зависят от человека, который может получить доход, а может и не получить, аналогично и с государственной пошлиной.

В целом собираемость налогов в России не на таком уж и низком уровне. И для того чтобы государству хватало ресурсов на развитие, нужно просто ими грамотно распоряжаться.

Глава 3. Проблемы налоговой системы и пути её совершенствования

Существующей в России налоговой системой недовольны и предприниматели, и налоговики. В связи с кризисом налоговые проблемы стали особенно актуальными.

Российская система налогообложения плохо выполняет фискальную функцию и почти не выполняет стимулирующую, распределительную и социальную функции. Она не способствует развитию производства, росту благосостояния и снижению социального расслоения населения. Российская система налогообложения сложна, запутана и противоречива. Она позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это. С другой стороны, независимо от уплаты или неуплаты налогов налоговая инспекция может привлечь к ответственности любого налогоплательщика, выразив, например, сомнения в действительности счетов-фактур и в законности возмещения НДС или заподозрив его в "недобросовестности" и в получении "необоснованной налоговой выгоды".

В целом российская налоговая система не выдерживает критики. Зато наличие резервов совершенствования - наше конкурентное преимущество перед развитыми странами.

Прежде всего необходимо оптимизировать налогообложение доходов физических лиц.

Практически во всех странах, добившихся успехов в экономике, действует прогрессивная шкала подоходного налога. Не удивляют и давно известны высокие максимальные ставки налога в развитых странах (от 35% до 65%). Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов губительно для экономического роста. А долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения. Российский опыт это подтверждает.

С 2011-го Министерство Финансов запланировал повысить социальные взносы с 26% до 34% от фонда оплаты труда, т.е. на 30%. 11 Однако против этого выступают Минздравсоцразвития и Пенсионный и др. фонды. Тем не менее, определены категории налогоплательщиков, для которых страховые взносы останутся на низком уровне. Это компании, которые можно отнести к инновационному бизнесу: в частности, производители программного продукта, резиденты технико-внедренческих зон и т.д. Правда, здесь возникает проблема идентификации налогоплательщиков, которые будут получать налоговые льготы. А так же велика опасность, что эта мера нанесет удар по планам развития несырьевой экономики и ничего не даст бюджету. 12

Другим существенным резервом могло бы стать повышение налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний. Например, сумма дивидендов (около 80 млрд руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда 160 тыс. работников этих компаний. Поскольку эти компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиденды ушли туда же и налогами в нашей стране почти не облагались. А ведь кроме металлургических в России есть и другие компании.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

В процессе хозяйственной деятельности (т.е. производства и реализации готовых товаров, работ, услуг) любое предприятие сталкивается с необходимостью исчисления и уплаты в бюджеты соответствующих уровней некоторых налогов и сборов. Налоги являются одним их основных финансовых инструментов рыночной экономики и представляют собой с одной стороны финансовую основу бюджетов разных уровней, а с другой они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты налоговых платежей предприятий
1.1 Экономическая сущность налогов
1.2 Налоговые платежи как статья расходов предприятия
1.3 Источники уплаты налоговых платежей
2 Осуществление налоговых платежей предприятий на территории Российской Федерации и их оптимизация
2.1 Общая характеристика налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями на территории РФ
2.2 Налоговая политика предприятия
2.3 Оптимизация налоговых платежей предприятия
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Налоговые платежи Курсовая.doc

1 Теоретические аспекты налоговых платежей предприятий

1.1 Экономическая сущность налогов

1.2 Налоговые платежи как статья расходов предприятия

1.3 Источники уплаты налоговых платежей

2 Осуществление налоговых платежей предприятий на территории Российской Федерации и их оптимизация

2.1 Общая характеристика налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями на территории РФ.

2.2 Налоговая политика предприятия

2.3 Оптимизация налоговых платежей предприятия

Список использованных источников

Введение

В процессе хозяйственной деятельности (т.е. производства и реализации готовых товаров, работ, услуг) любое предприятие сталкивается с необходимостью исчисления и уплаты в бюджеты соответствующих уровней некоторых налогов и сборов. Налоги являются одним их основных финансовых инструментов рыночной экономики и представляют собой с одной стороны финансовую основу бюджетов разных уровней, а с другой они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли.

Основным фактором перераспределения прибыли является определенный и закрепленный за каждым налогом источник его уплаты, от состояния которого может зависеть финансовое состояние предприятия, его конкурентное положение на рынке, состояние и структуры его внутренних подразделений.

Объектом исследования данной курсовой работы является процесс налогообложения предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Предметом являются источники уплаты налогов и сборов.

Целью курсовой работы является оценка налоговых платежей предприятий и источников их уплаты.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:

 отразить экономическую сущность налоговых платежей;

 определить налоговые платежи как часть расходов предприятия;

 рассмотреть источники уплаты налоговых платежей;

 дать общую характеристику налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями на территории РФ;

 проанализировать осуществление налоговой политики на предприятии;

 обозначить возможные методы оптимизации налоговых платежей на предприятии.

При написании курсовой работы использовались такие методы, как анализ и синтез, которые относятся к общенаучным методам. Были использованы различные источники, такие как монографии, научные публикации, учебно-методические пособия, учебники.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1 Теоретические аспекты налоговых платежей предприятий

1.1 Экономическая сущность налогов

Многовековая история развития налогов свидетельствует о том, что они являются важнейшей составной частью финансовой системы. Само появление налогов в классическом виде было обусловлено прежде всего необходимостью получения доходов государств. Концентрация при помощи налогов части валового внутреннего продукта и распределение его через систему государственных расходов представляет важную часть финансовых отношений. Налоги носят объективный характер, имеют присущие финансам общие свойства и специфические, присущие только налогам, характерные черты и отличия[1].

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства в интересах всего общества. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако суть их осталась неизменной. Таким образом, налог как объективная экономическая категория выражает постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости валового национального продукта и отчуждения части его стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. Объективная сторона налогов проявляется на практике в течение всего периода существования налогов, при каждом единичном акте их уплаты и не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство, ни от того, какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких-либо других факторов.

Субъективная сторона налогов (конкретные их виды, уровень ставок, система льгот и т.д.), напротив, предопределяется именно внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период времени, наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные «черты лица» налоговой системы государства. Субъективная (видимая) сторона проявляется, таким образом, в процессе их реального использования (в виде подоходного налога, налога на добавленную стоимость, акцизов и т.д.). Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам.

Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений. Но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Такими признаками помимо обязательности (принудительности) налогов, являются их безвозмездность и безэквивалентность.

Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете возвращаются налогоплательщикам в той или иной форме (преимущественно в «неосязаемой»), хотя это и создает видимость возмездности налогов. Даже в тех случаях, когда налогоплательщики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом на получение бюджетных средств не существует закономерно обусловленной взаимозависимости. О возмездности налогов можно говорить, как о явлении, воспринимаемом общественным сознанием, а не как о реально существующих экономических отношениях.

Налоги, как правило, не содержат также и целевого характера их использования: основная их масса не предназначена для финансирования конкретных расходов бюджета. Исключения в российском законодательстве составляют лишь такие налоги, как налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог, играющие в общей сумме бюджетных доходов незначительную роль[2].

1.2 Налоговые платежи как статья расходов предприятия

В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет определенные затраты. Исходя из экономического содержания их можно классифицировать по группам:

1) Расходы связанные c извлечением прибыли - включают затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции.

2) Расходы не связанные с извлечением прибыли - это расходы потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарные цели. Сюда же включаются поощрительные выплаты работникам, отчисле­ния в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитие социально-культурной сферы хозяйствующего субъекта.

3) Принудительные затраты включают - налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, создание резервов, финансовые санкции.

Таким образом, налоговые платежи представляют для предприятия расходы, причем принудительного характера.

Для предприятия существуют три наиболее значимых элемента в налоговой системе:

 ставка налога (налоговая ставка) – величина налога на единицу измерения налоговой базы (мера измерения объекта обложения: рубль, тонна, кубометр, гектар и др.);

 налоговая база – стоимостная, количественная или иная характеристика объекта налогообложения (прибыль от экономической деятельности; выручка от реализации продукции, работ, услуг; стоимость имущества и т.д.);

 порядок и сроки уплаты налога в бюджет – законодательно установленная дифференциация сроков уплаты налогов отдельными категориями налогоплательщиков, например, в зависимости от объектов налоговой базы, места производства и реализации продукции и других факторов.

Существует множество налоговых классификаций. Одной из наиболее распространенных является классификация в зависимости от объекта налогообложения, которая делит налоги на прямые и косвенные. С ними сталкивается любое предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности.

Прямые налоги имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) физических и юридических лиц, имущество, природные ресурсы и другие факторы, способствующие получению доходов. Суммы прямых налогов находятся в непосредственной зависимости: при подоходном налогообложение от финансовых результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов; при имущественном и ресурсном (рентном) обложении – от стоимости имущества и объемов природных ресурсов, используемых в целях получения доходов. К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; налог на имущество организаций; налог на недвижимость и т.д. Несмотря на то, что в количественном отношении они составляют половину перечня налоговой системы и их гораздо больше, чем косвенных, роль этих налогов в современной российской практике налогообложения ещё недостаточна.

Косвенные налоги взимаются с операций по реализации товаров, работ и услуг, экспорту и импорту товаров и тому подобных операций. Суммы налогов определяются в виде надбавки к цене товара (по акцизам) или в процентах: к добавленной стоимости (по налогу на добавленную стоимость), к выручке от реализации или к выручке от продаж (по налогу с продаж). В налоговой теории отношение к косвенным налогам неоднозначно. Эти налоги считаются крайне несправедливыми, поскольку они через механизм цен в конечном счете перекладываются на население, которое и является реальным плательщиком косвенных налогов. В то же время признается, что косвенные налоги имеют ряд достоинств в качестве источника бюджетных доходов. Они гораздо меньше, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры, поэтому являются более надежным бюджетным источником. В связи с этим косвенные налоги широко применяются в мировой практике, они содержатся в налоговой системе каждой страны и играют в ней весьма существенную роль[3].

1.3 Источники уплаты налоговых платежей

Как мы выяснили, налоговые платежи являются составной частью расходов предприятия. Естественно выплата их осуществляется из финансов предприятия. Финансы предприятий являются средством формирования денежных ресурсов в целях осуществления их хозяйственной деятельности. Финансы отражают отношения предприятий с другими субъектами экономической жизни по поводу потоков денежных средств в процессе производства и реализации продукции, образования собственных и привлечения внешних источников денежных средств, их распределения и расходования. Итогом этого взаимодействия является взаимное обеспечение финансовыми ресурсами, предоставляющее каждому сектору экономики возможность реализации своих функций.

На стадии формирования денежных доходов компании балансируются ее денежные отношения с компаниями – поставщиками сырья, материалов и оборудования, компаниями – потребителями товаров, между подразделениями компании в меру их участия в создании и реализации товара. На стадии распределения денежных доходов приоритетна увязка денежных отношений компании с ее персоналом, учредителями, государственной финансовой системой. Она направлена на оптимизацию пропорции этого распределения, обеспечение экономического развития компании. На стадии использования денежных доходов контролируется степень соблюдения принятых финансовых решений и оценивается их реальная эффективность.

Одним из важнейших аспектов движения финансовых потоков компании является формирование ее финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы компании – это собственные и привлеченные денежные средства, определяющие потенциальные возможности развития компании. Таким образом на стадии распределения денежных доходов из финансовых ресурсов и будет осуществляться уплата налоговых платежей.

Формирование финансовых ресурсов компании представлено на рис. 1.

Формирование прибыли происходит в результате взаимосвязанного движения нескольких финансовых потоков. Так, схема формирования прибыли от реализации товаров может быть представлена следующим образом:

Прибыль от реализации товаров = Выручка от продажи товаров – (Себестоимость товаров + Акцизы на отдельные группы товаров + Налог на добавленную стоимость + Прочие налоги и сборы + Экспортные пошлины)

Прибыль от реализации товаров определяется как разность между выручкой от продаж товаров по действующим ценам и затратами на их производство и реализацию, а также налоговыми изъятиями в бюджет. Компании, осуществляющие экспортную деятельность, при определении прибыли из выручки от продажи товаров исключают ещё и экспортные тарифы.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.04.2017 2017-04-11

Статья просмотрена: 5681 раз

Библиографическое описание:

Хамзин, А. Х. Анализ собираемости налога на доходы физических лиц / А. Х. Хамзин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 479-483. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42051/ (дата обращения: 21.05.2021).

Стать богатым, при этом сохраняя нравственные устои, можно лишь за счет эффективности своего труда, накапливая его результаты в течение достаточно длительного времени. [7, с. 4] Налогообложение доходов населения представляет собой важнейший элемент налоговой политики каждого государства. Конституцией Российской Федерации (ст. 57) установлена обязанность уплаты регламентированных законодательством налогов и сборов, среди которых налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ).

В настоящее время роль решения социальных проблем повышается. [6, с. 280] Актуальность темы исследования продиктована существующей динамикой поступления средств в бюджет по статье НДФЛ.

Целью написания данной статьи является проведение анализа собираемости НДФЛ. При этом стоит принять во внимание тот факт, что налогоплательщиками данного вида налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. И вполне рационально, что государство, как контролирующий орган осуществляет налоговый контроль. Под налоговым контролем подразумевается: проверка на соответствие нормативным актам совокупность используемых приёмов на предприятии; наблюдение за подконтрольными объектами; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных и привлечение их к ответственности [1, с. 45]

Методологической и теоретической базой написания статьи стали: Налоговый кодекс Российской Федерации, определяющий порядок взимания НДФЛ и научные труды ведущих теоретиков в области налогообложения.

Информационной базой исследования послужили Указы президента РФ, законы, постановления, нормативно-правовые акты Министерства Финансов РФ, а также статистические сборники и регистры аналитического учета. Создан весомый комплекс нормативных правовых актов по регулированию деятельности в данной сфере. Тем не менее, наблюдается недостаточная эффективность государственного контроля и надзора в этой сфере [2, с. 41].

В процессе написания статьи автором были задействованы общие методы исследования такие как: системный подход, сопоставительный и экономический анализы, которые были применены при анализе теоретического материала, накопленного по данной проблеме в настоящее время.

В рамках процесса формирования налоговой системы, обосновании конкретных видов налогов и нормативов их распределения ключевое значение имеет выявление соотношения поступления каждого вида налога. Так, в 2016 году в консолидированный бюджет РФ поступило 14482,4 млрд. руб., что в 2 раза больше чем в федеральный 6928,7 млрд. руб. Для наглядности отобразим в таблице 1 величину поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 год.

Поступления налогов, сборов ииных обязательных платежей вконсолидированный бюджет Российской Федерации по видам (млрд. руб.)

Показатель

Консолидированный бюджет

В том числе

Доля федерального бюджета

Доля регионального бюджета

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организации

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость на товары

Налоги на имущество

Налог на добычу полезных ископаемых

Налоги, сборы ᴎ регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Как видно из таблицы видно, что наиболее значительную статью доходов в консолидированном бюджете составляют «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами» — 2929,4 млрд. руб., в федеральном бюджете аналогичная статья дохода составила 2863,5 млрд. руб. В свою очередь, наименьшую сумму поступлений в консолидированный бюджет составляют «Налоги на имущество», а именно 1116,9. руб. Долевое соотношение поступлений налогов в бюджет за 2016 год показано на рисунке 1.


Рис. 1. Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам

Существенным весом в общей сумме доходов бюджета обладает налог на доходы физических лип, в консолидированном бюджете он составил 3017,3 млрд. руб. В долевом выражении его доля равна 100 %. Наименьший показатель занимает налог на имущество — 1116,9 млрд. руб.

Если рассматривать поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в динамике, то за 2014–2016 гг. прирост данного вида налога составил 314,68 млрд. руб. (рисунок 2).


Рис. 2. Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014–2016 гг.

Согласно данным размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, собираемость налогов, сборов и других обязательных платежей на территории Республики Башкортостан сохраняет стабильный уровень. В свою очередь, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения [2], в консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2016 год составила 163,1 млрд. рублей. Для наглядности отобразим в таблице 2 расчет уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей за 2014–2016 гг.

Расчет уровня собираемости налогов, сборов идругих обязательных платежей вРБ за 2014–2016гг.

Показатели

2014

2015

2016

Темп роста,%

2015/2014

2016/2015

Фактически поступило ʙ консолидированный бюджет РБ налогов, сборов ᴎ других обязательных платежей, млрд. руб.

Сумма налоговой задолженности, млрд. руб.

Сумма прироста налоговой задолженности, млрд. руб.

Уровень собираемости налогов, %

По данным таблицы видно, что за 2016 год в консолидированный бюджет РБ поступило значительно больше налогов, сборов и других обязательных платежей по сравнению с предыдущими периодами. Для наглядности отобразим эту динамику на рисунке 3.


Рис. 3. Динамика уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей в РБ за 2014–2016 гг.

По расчетам Министерства финансов Республики Башкортостан собираемость налогов в республике за последние годы находилась в диапазоне 98–100 %. Стоит отметить, что в анализируемый период уполномоченными органами были проведены конкретные мероприятия, направленные на взыскание налоговой задолженности и сокращению числа убыточных организаций, путем проведения рейдов по адресам должников совместно со службой судебных приставов.

Далее, для выявления значения и зависимости объема поступлений в бюджет от НДФЛ в целом от доходов, облагаемые по ставке 13 %, проанализирует структуру налоговой базы по налогу на доходы физических лиц согласно данным представленным в отчетности по форме 5-НДФЛ за 2014–2016 гг. (таблица 3).

Структура налоговой базы НДФЛ

Налоговая ставка

Размер налоговой базы, млн. руб.

Доля,%

2014

2015

2016

2014

2015

2016

Приведенные данные в таблице 3 свидетельствуют о том, что наибольшую долю (95,9 %) в налоговой базе занимают доходы, облагаемые по ставке 13 %, как показано на рисунке 4, тогда как остальные виды доходов влияют на размер налоговой базы незначительно.


Рис. 4. Структура налоговой базы НДФЛ за 2014–2016 гг.

На рисунке видно, что налоги, облагаемые по ставке 15 % занимают наименьшую долю, т. е. доходы нерезидентов, полученные ими в виде дивидендов от долевого участия в российских организациях. Следующими по размеру удельного веса идут прочие доходы лиц, не являющихся налоговыми резидентами, а также стоимости выигрышей, призов, процентные доходы по вкладам в банках н суммы экономии на процентах при получении кредитных средств, но их доля также незначительна. Доходы, облагаемые по ставке 9 % занимают более высокую долю в структуре налоговой базы, прежде всего это доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Все остальные виды доходов физических лиц облагаются по ставке 13 % и, очевидно, играют наибольшую роль в формировании налоговой базы по налогу, а соответственно и поступлений от налета в бюджетную систему страны.

Однако, следует отметить, существование ряда факторов, влияющих на потенциал НДФЛ, в первую очередь речь идет об усугубление социального неравенства, вызванного применением пропорциональной ставки, не отвечающей принципу справедливости налогообложения. Пересмотр данного аспекта налогообложения доходов физических лиц позволит снизить уровень налоговой нагрузки на налогоплательщиков с низкими доходами, тем самым сократив социальную напряженность в обществе и повысить доходную базу бюджетной системы как региона, так и страны в целом, тем самым формируя положительный экономический имидж России как в социально-политическом, так и в экономическом плане [3, с. 64; 4, с. 326], а как известно экономический имидж станы в первую очередь характеризует ее конкурентоспособность [5, с. 72].

Похожие статьи

Анализ налоговых доходов федерального бюджета.

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов.

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Российская Федерация, доход, государственная пошлина.

Статистическое изучение задолженности по налоговым.

. задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет РФ.

Ключевые слова: налог, сбор, задолженность по налогам и сборам, безработица

Рис. 1. Динамика задолженности по налоговым платежам и сборам, млрд. руб.

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной.

Итак, налоговые доходы — доходы от налогов, сборов и государственной пошлины. Именно эта часть доходов является наибольшим источником поступлений денежных средств в консолидированный бюджет страны (около 20.

Резервы роста налоговых доходов региона | Статья в журнале.

Потенциальным резервом доходов, в частности налоговых, бюджетов регионов является взыскание налоговой задолженности. По состоянию на 1 июля 2014 г. задолженность по налогам в консолидированный бюджет России составила 7446,4 млрд. руб.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая ставка, налоговая база.

Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ.

Ставки налогов федерального уровня составляют от 10 до 39,6 % и рассчитываются исходя из уровня дохода.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за

Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Оценка практической ситуации урегулирования налоговой.

В аналитическом учете налоговых органов налоговая задолженность выступает как сумма задолженности по налоговым платежам в бюджет и задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям [1, с. 86]. Совокупная задолженность по налогам и сборам.

Выявление резервов увеличения налоговых поступлений.

Структура задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации за 2006-2010 гг., млрд. руб. Показатель.

Значение налога на доходы физических лиц в формировании.

государственный бюджет, консолидированный бюджет РФ, доход, лицо, налог, Якутия, государственный бюджет Республики Саха, бюджет, млрд, Российская Федерация.

Читайте также: