Снятие с учета иностранной организации в налоговом органе

Опубликовано: 22.09.2024

Состав сведений установлен Приказом Минфина РФ от 30.09.2010 № 116н (в редакции приказа Минфина РФ от 07.09.2011 № 106н).

В состав сведений об иностранной организации, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, включаются следующие сведения:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование организации;

2) адрес, указанный в учредительных документах организации;

3) сведения о регистрации организации в стране инкорпорации;

4) код налогоплательщика в стране регистрации или его аналог;

5) сведения об обособленном подразделении организации (за исключением филиалов, указанных в пункте 6 настоящей главы):

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование обособленного подразделения организации;

б) адрес (место нахождения) обособленного подразделения организации;

в) сведения об аккредитации филиалов (представительств) организации;

г) сведения о внесении сведений о филиале или представительстве в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

д) сведения о внесении сведений об отделениях иностранных некоммерческих неправительственных организаций в Единый государственный реестр юридических лиц;

е) дата начала осуществления (прекращения) деятельности организации на территории Российской Федерации;

ж) виды деятельности, осуществляемые обособленным подразделением организации;

з) сведения о главе (управляющем) обособленного подразделения организации;

и) сведения о зависимом агенте (контрагенте) организации;

6) сведения о филиале организации, которым открыты на территории Российской Федерации обособленные подразделения:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование филиала организации;

б) адрес (место нахождения) филиала;

в) сведения о регистрации организации в стране нахождения филиала;

г) код налогоплательщика в стране нахождения филиала или его аналог;

7) наименование и код налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет организации;

8) дата постановки на учет (снятия с учета) организации в налоговом органе;

9) идентификационный номер налогоплательщика (код иностранной организации);

10) код причины постановки на учет (снятия с учета) организации в налоговом органе;

11) серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (свидетельства об учете в налоговом органе 1 );

1) Для иностранных организаций, постановка на учет которых осуществлялась до вступления в силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2010 N 117н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2010 г., регистрационный номер 18935, "Российская газета", 2010, N 265).

12) номер и дата выдачи уведомления о постановке на учет (о снятии с учета) в налоговом органе;

13) сведения о принадлежащих организации объектах недвижимого имущества (в том числе земельные участки);

14) сведения о принадлежащих организации транспортных средствах;

15) сведения о видах деятельности организации, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также сведения о местах осуществления организацией соответствующей деятельности;

16) сведения об участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации организации - налогоплательщику налога на добычу полезных ископаемых, и о предоставлении ей прав на пользование участками недр;

17) сведения об участии организации в соглашении о разделе продукции;

18) сведения о счетах организации, открытых в банках;

19) дата последнего представления организацией в налоговый орган документов отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах.

О. Агальцова, генеральный директор ООО «Мир Консалтинга»

Законодательными актами Российской Федерации установлен единый порядок прекращения деятельности как для филиалов, так и для представительств иностранных юридических лиц, что подтверждается определением Верховного суда РФ от 14.05.02 г. № 64-Г02-10. В качестве обоснования своей позиции Верховный суд РФ указал, что в соответствии с ч. 2 ст. 55 ГК РФ филиалы юридических лиц обладают функциями представительств. Напомним, что в соответствии со ст. 55 ГК РФ на представительство возлагается функция представлять интересы юридического лица и осуществлять их защиту. Филиал в свою очередь осуществляет все функции юридического лица или их часть, в том числе функции представительства.

Государственный контроль за ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 21 Федерального закона от 9.07.99 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 29.04.08 г.). Выполнение процедуры по аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц возложено на Государственную регистрационную палату при Минюсте России (постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.99 г. № 1419, Устав Государственной регистрационной палаты при Минюсте России, раздел II, ст. 12).

Аккредитация представительств иностранных фирм осуществляется в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 30.11.89 г. № 1074 «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций». В соответствии с п. 14 данного Положения деятельность представительства иностранной фирмы прекращается по следующим основаниям:

- по истечении срока, на который выдано разрешение, и если иностранная фирма не обратилась с просьбой о продлении срока деятельности представительства.Аккредитация представительствам и филиалам иностранных юридических лиц предоставляется на 1, 2 или 3 года. Срок, которым ограничивается деятельность филиала или представительства, указывается в разрешении на его открытие;

- в случае ликвидации иностранной фирмы, имеющей представительство;

- в случае прекращения действия заключенного с иностранным государством межправительственного соглашения, на основании которого открыто представительство, если это прямо предусмотрено положениями такого соглашения;

- по решению соответствующего аккредитующего органа в случае нарушения представительством условий, на которых иностранной фирме разрешены его открытие и деятельность, или нарушения российского законодательства;

- по решению иностранной фирмы, открывшей представительство.

Закрытие филиала или представительства иностранного юридического лица производится путем лишения его аккредитации и исключения из соответствующего сводного государственного реестра. Данный реестр ведется Государственной регистрационной палатой при Минюсте России (постановление Правительства Российской Федерации от 5.09.98 г. № 1034). Перечень документов, необходимых для закрытия филиала или представительства иностранной организации, устанавливает Государственная регистрационная палата при Минюсте России. Данный перечень опубликован на сайте Минюста России.

Для закрытия филиала или представительства иностранного юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

- письменное заявление в ГРП при Минюсте России о прекращении деятельности в Российской Федерации;

- нотариально заверенная копия решения иностранного юридического лица о прекращении деятельности в Российской Федерации;

- оригинал разрешения на открытие представительства;

- оригинал свидетельства о внесении представительства в сводный государственный реестр;

- аккредитационные карточки сотрудников представительства и членов их семей;

- нотариально заверенная копия удостоверенной нотариусом доверенности уполномоченному лицу на ведение дел в ГРП при Минюсте России.

Иностранные документы принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации либо заверении апостилем, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации, вместе с заверенным (нотариально либо в консульском загранучреждении) переводом на русский язык.

Филиал или представительство иностранного юридического лица прекращает деятельность на территории Российской Федерации со дня лишения его аккредитации. При закрытии представительства выданные ему разрешение на открытие и свидетельство о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний подлежат возвращению в Государственную регистрационную палату при Минюсте России. Печати и штампы также подлежат сдаче для уничтожения. В Государственную регистрационную палату при Минюсте России возвращаются аккредитационные карточки.

Письма Государственной регистрационной палаты при Минюсте России с извещением о прекращении деятельности представительства оформляются в течение 18 рабочих дней с момента представления полного комплекта документов. При необходимости срок оформления может быть сокращен до пяти рабочих дней.

Филиал или представительство иностранной организации должны пройти процедуру снятия с налогового учета и процедуру снятия с учета в фондах – медицинского, социального страхования и Пенсионном фонде Российской Федерации.

Снятие с налогового учета иностранной организации по месту нахождения филиала или представительства регулируется положениями ст. 84 НК РФ. Кроме того, особенности снятия с учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утверждены приказом Минфина России от 30.09.10 г. № 117н. Данным приказом, вступившим в силу с 24 декабря 2010 г., установлен заявительный и упрощенный порядок снятия с налогового учета иностранной организации по месту нахождения филиала или представительства.

Заявительный порядок применяется в случае, если филиал или представительство иностранной организации являются действующими, предоставляют налоговые декларации, осуществляют банковские расчеты. Снятие с налогового учета данных организаций осуществляется на основании заявления, представляемого в порядке п. 5 ст. 84 НК РФ. Указанное заявление подается в течение трех дней со дня принятия решения о прекращении деятельности. Заявление о снятии с налогового учета может быть представлено непосредственно в налоговый орган, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если заявление передается в налоговый орган в электронном виде, оно должно быть заверено электронной цифровой подписью лица, представляющего это заявление (уведомление), или его представителя (п. 5.1 ст. 84 НК РФ).

К заявлению о снятии с налогового учета прикладываются следующие документы (п. 26 приказа Минфина России № 117н):

- решение уполномоченного органа иностранной организации о закрытии филиала, представительства иностранной организации;

- выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий прекращение деятельности иностранной организации в этой стране, – в случае если прекращается деятельность иностранной организации;

- налоговые декларации (расчеты) по налогам, составленные на дату прекращения деятельности иностранной организации.

Снятие с налогового учета производится в течение 10 дней со дня получения заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения (п. 5 ст. 84 НК РФ). Датой снятия с учета в налоговом органе отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности иностранной организации через указанное отделение. О снятии с налогового учета иностранной организации направляется соответствующее уведомление по установленной форме.
Упрощенная процедура снятия с налогового учета предусмотрена в отношении недействующих иностранных организаций. Данная процедура не предполагает представления документов по перечню, установленному п. 26 приказа № 117н, не требуется в том числе и заявление иностранной организации. В п. 34 приказа Минфина России № 117н установлены следующие основания для применения упрощенной процедуры снятия с налогового учета иностранной организации:

- непредставление иностранной организацией налоговых деклараций (расчетов) и (или) годового отчета о деятельности в Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение 18 месяцев со дня последнего их представления в налоговый орган;

- отсутствие в течение последних 18 месяцев операций по банковским счетам иностранной организации, открытым на основании свидетельства о постановке на учет, выданного налоговым органом.

Налоговый орган по месту учета иностранной организации осуществляет снятие ее с учета по упрощенной процедуре при наличии:

- документа налогового органа, подтверждающего факт непредставления иностранной организацией налоговых деклараций (расчетов) и (или) годового отчета о деятельности в Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение 18 месяцев со дня последнего их представления в налоговый орган;

- документа банка, в котором открыт счет недействующей иностранной организации, подтверждающего отсутствие в течение последних восемнадцати месяцев операций по банковскому счету, или документа налогового органа, подтверждающего отсутствие в налоговом органе информации о наличии у иностранной организации счетов в банках;

- документа налогового органа об отсутствии у недействующей иностранной организации недоимки по налогам и сборам, задолженности по уплате соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации на дату снятия ее с учета в налоговом органе.

В случае снятия иностранной организации с учета в упрощенном порядке уведомление о снятии с учета в налоговом органе на территории Российской Федерации иностранной организации не выдается.

(Приказ Минфина РФ от 11.09.2020 г. № 188н «Об утверждении особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями», зарегистрирован в Минюсте РФ 15.09.2020 г. № 59891)

С 16 октября 2020 года учет в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будет осуществляться по новым правилам.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 29.09.2019 г. № 325-Ф? З с 1 апреля 2020 года постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина, лица без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями и не имеющих на территории РФ места жительства (места пребывания), принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также не состоящих на учете в налоговых органах по основаниям, установленным НК РФ, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, являющихся источниками выплаты доходов таким иностранному гражданину, лицу без гражданства, на основании сведений, представляемых этими организацией, индивидуальным предпринимателем в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

При наличии нескольких организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов иностранному гражданину, лицу без гражданства, такие лица подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании первых сведений из представленных в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ (п. 7.4 ст. 83 НК РФ).

Снятие с учета в налоговом органе иностранного гражданина, лица без гражданства, состоящих на учете в соответствии с п. 7.4 ст. 83 НК РФ, осуществляется налоговым органом, в котором такие иностранный гражданин, лицо без гражданства состоят на учете, в случае непредставления организацией (индивидуальным предпринимателем), являющейся источником выплаты доходов указанным иностранному гражданину, лицу без гражданства, сведений, подлежащих представлению в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в течение трех календарных лет, следующих за годом, в котором такие сведения были представлены в последний раз, при условии непредставления иностранным гражданином, лицом без гражданства, в отношении которых представлялись указанные сведения в налоговый орган, налоговой декларации, предусмотренной ст. 228 НК РФ, в течение трех календарных лет.

В указанном случае уведомление о снятии с учета в налоговом органе иностранного гражданина, лица без гражданства организации (индивидуальному предпринимателю), являвшейся источником выплаты доходов этим иностранному гражданину, лицу без гражданства, не направляется (п. 5.7 ст. 84 НК РФ).

Данные положения учтены в комментируемом приказе.

Установлено, что постановка на учет в налоговом органе физического лица, не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания), принадлежащего ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также не состоящего на учете в налоговых органах по основаниям, установленным НК Р?, Ф, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — источника выплаты доходов такому физическому лицу на основании сведений, представляемых этой организацией (этим индивидуальным предпринимателем) в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

При наличии нескольких организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов указанному физическому лицу, такое физическое лицо подлежит постановке на учет в налоговом органе на основании первых сведений из представленных в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

Датой постановки на учет в налоговом органе физического лица по указанному основанию является дата внесения в ЕГРН сведений о постановке его на учет в налоговом органе.

Физическое лицо, не состоящее на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания), или его представитель вправе обратиться в любой налоговый орган с заявлением о постановке на учет в налоговом органе.

Физическое лицо, состоящее на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания) на основании сведений, сообщенных органами (организациями, должностными лицами), указанными в п. 2–4, 6 ст. 85 НК РФ, которое не получило свидетельство о постановке на учет, с целью получения такого свидетельства вправе обратиться в любой налоговый орган с заявлением о постановке на учет.

Заявление о постановке на учет для целей получения такого свидетельства может быть передано физическим лицом через личный кабинет налогоплательщика.

При подаче в налоговый орган заявления о постановке на учет одновременно с указанным заявлением в налоговый орган представляются документы, указанные в п. 15–19 комментируемого приказа.

Снятие с учета в налоговом органе иностранного работника, в отношении которого получены сведения о факте его снятия с учета по месту пребывания, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами, указанными в п. 3 ст. 85 НК РФ, в течение 5 рабочих дней со дня получения таких сведений.

Датой снятия с учета в налоговом органе иностранного работника по указанному основанию является дата снятия с учета иностранного работника по месту пребывания, содержащаяся в указанных сведениях.

"Московский бухгалтер", 2009, N 10

Иностранные организации, которые решают снять с учета постоянное представительство, зачастую сталкиваются с рядом проблем. Одной из таковых, например, является искусственное затягивание данной процедуры со стороны налоговых органов. Подробно о препятствиях на данном пути, а также о способах их преодоления читайте в статье.

Требования при снятии с учета

Итак, иностранная компания решила закрыть одно их своих представительств. Как правило, дальнейшие действия развиваются по следующему сценарию: налоговые органы предлагают налогоплательщику совершить ряд действий. Первое, что нужно сделать, - подать уведомление в свободной форме о прекращении деятельности иностранного юридического лица. После подачи заявления налогоплательщику будет выдан сопроводительный лист для прохождения процедуры снятия с учета.

В чем заключается суть сопроводительного листа? В него, по мнению налогового органа, налогоплательщик обязан лично собрать отметки от следующих отделов:

  • отдела камеральных проверок о том, что им сданы налоговые декларации по налогу на доходы иностранных юридических лиц, и о том, что налоговый орган не имеет к ним претензий.
  • отдела камеральных проверок о том, что им сданы сведения по форме 2-НДФЛ и декларации по единому социальному налогу, и о том, что налоговый орган не имеет к данным документам претензий;
  • отдела по работе с налогоплательщиками о том, что с налогоплательщиком подписан акт сверки;
  • отдела урегулирования задолженности о том, что у налогоплательщика отсутствует недоимка;
  • отдела выездных проверок об итогах выездной проверки либо о нецелесообразности ее проведения.

И только после выполнения всех вышеуказанных действий налоговый орган примет у налогоплательщика заявление о снятии с учета по форме 2006ИМД с приложенным в обязательном порядке сопроводительным листом.

Затягивание процедуры

Напрашивается вывод: налоговые органы перекладывают на налогоплательщика львиную долю своей работы, тем самым затягивая сроки снятия с учета представительства до бесконечности, а именно:

  • камеральная проверка деклараций - до 3 месяцев;
  • сверка расчетов - на момент написания статьи очередь на сверку в инспекциях ФНС по г. Москве составляет от 1,5 до 4 месяцев;
  • выездная проверка - 2 - 5 месяцев.

Таким образом, в вышеописанной ситуации процедура снятия с учета может растянуться на срок до 1 года, и при этом налогоплательщик не освобождается от обязанности сдавать декларации в течение всего периода времени, пока проходит данная процедура.

Однако все вышеописанное не имеет под собой каких-либо достаточных правовых оснований.

Правовое регулирование

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что особенности порядка постановки на учет и снятия с учета иностранных организаций устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации (ранее - МНС России) (п. 1 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации).

Процедура снятия с учета представительства иностранного юридического лица регламентирована разд. 6 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее - Положение), утвержденного Приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 (зарегистрирован в Министерстве юстиции 2 июня 2000 г. N 2258).

В соответствии с п. 6.1 Положения иностранные и международные организации и дипломатические представительства, поставленные на учет в соответствии с п. п. 2.1 - 2.3 настоящего Положения, обязаны не позднее трех дней со дня принятия решения об окончании деятельности сообщить об этом в налоговый орган по месту постановки на учет.

В целях снятия с учета в налоговый орган представляются:

  • заявление о снятии с учета по форме 2006ИМД;
  • копия решения уполномоченного органа иностранной (международной) организации о закрытии отделения (представительства международной организации) или, в соответствующих случаях, копия акта сдачи работ;
  • декларация о доходах и расчеты (декларации) по налогам, составленные на дату окончания деятельности иностранной (международной) организации;
  • письмо из банка (филиала банка) о закрытии счетов иностранных и международных организаций и дипломатических представительств;
  • свидетельство о постановке на учет.

Снятие с учета иностранных и международных организаций и дипломатических представительств производится налоговым органом в течение четырнадцати дней после подачи заявления.

Никаких иных действий от иностранной организации при снятии с налогового учета не требуется.

Более того, из положений Налогового кодекса РФ, а именно из абз. 9 п. 1 ст. 84 НК РФ не следует, что к налогоплательщикам - иностранным организациям применяются нормы п. 5 ст. 84 НК РФ, предусматривающие снятие с учета в течение 10 дней, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

Помимо этого, в соответствии с п. 1.7 Положения требование налоговыми органами дополнительных документов, не предусмотренных Положением, для постановки на учет и снятия с учета иностранных и международных организаций и дипломатических представительств не допускается.

Суды - на стороне плательщика

Арбитражные суды по данному вопросу встают на сторону налогоплательщиков. Например, Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 7 июня 2002 г. N А40-14078/02-33-152 указал на то, что прекращение деятельности через постоянное представительство и необходимость снятия его с учета подтверждается поданным заявлением о снятии с налогового учета по установленной форме.

В Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (Приложение N 1 к Приказу МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124) также не предусмотрено каких-либо оснований для неснятия с учета иностранной организации в налоговом органе.

Налоговый орган своим бездействием, то есть фактическим отказом в снятии с налогового учета, нарушил права налогоплательщика. Плательщик вынужден сдавать в налоговый орган налоговые декларации, нести затраты по содержанию в штате сотрудника, ответственного за контакт с российским налоговым органом, и т.д. В связи с вышеизложенным налоговый орган обязали снять постоянное представительство с учета.

Выводы Арбитражного суда г. Москвы были поддержаны судами апелляционной и кассационной инстанций.

Неоднократно в своих решениях Арбитражный суд г. Москвы, арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Московского округа указывали на то, что при снятии с налогового учета иностранного юридического лица инспекция не вправе требовать от налогоплательщика документы, не предусмотренные Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций. Также суды отмечали, что снятие с учета представительства иностранного юридического лица происходит в добровольном порядке и носит заявительный характер. (Постановления Арбитражного суда г. Москвы, 9-го арбитражного апелляционного суда, ФАС МО по делам N N А40-68110/07-152-446, А40-51072/06-96-227).

Российское законодательство обязывает иностранные компании в ряде случаев вставать на налоговый учет и нести соответствующие обязательства, за неисполнение которых предусмотрены штрафные санкции.

Иностранные компании в России

Кому следует становиться на налоговый учет

Базовым нормативным актом, регламентирующим постановку на учет иностранных организаций в РФ, является приказ Минфина №293н от 28.12.2018, который вступил в силу 15.03.2019. Он устанавливает правила для регистрации определенных зарубежных юрлиц в налоговой:

  • обособленных подразделений заграничных юрлиц;
  • аккредитованных и неаккредитованных филиалов и представительств иностранных организаций;
  • религиозных организаций;
  • международных организаций;
  • дипломатических представительств;
  • заграничных организаций, работающих через подразделения-налоговые резиденты РФ;
  • заграничных компаний, оказывающих услуги в электронной форме;
  • компаний ведущих некоммерческую деятельность.


Хотите узнать, как правильно организовать бизнес-модель с учетом новых требований по КИК, обращайтесь к нам за юридическими консультациями о контролируемых иностранных компаниях.

Особенности налогового учета зарубежных юрлиц-аккредитованных филиалов/представительств

Подобные организации встают на учет в налоговых органах РФ на основании данных указанных в Госреестре аккредитованных филиалов. Дата постановки на учет соответствует дате внесения записи в реестр.

Особенности налогового учета зарубежных компаний-обособленных подразделений

Иностранные организации, работающие в РФ через отделение, бюро, контору, агентство либо используя другую форму, которая не является аккредитованной, встают на налоговый учет на основании следующих документов:

  • заявление;
  • учредительные документы иностранной компании;
  • выписка с Реестра юрлиц или другого аналогичного по смыслу документа;
  • документа, выданного компетентным органом иностранного государства подтверждающего статус налогоплательщика с указанием налогового кода. Если код налогоплательщика указывается в выписке с Реестра юрлиц, тогда указанный документ предоставлять не нужно;
  • разрешение уполномоченного органа юрлица на создание обособленного подразделения в РФ;
  • положение об подразделении;
  • договора с контрагентами;
  • доверенность на руководителя.

Заявление и другие документы следует подать в фискальный орган в течение 30 дней с дня начала ведения деятельности в РФ.

Налоговый учет некоммерческих неправительственных организаций

Постановка на учет подобных организаций осуществляется на основании сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ. А непосредственно регистрация проводится в порядке установленным ФЗ «О некоммерческих организациях». Дата постановки на учет – дата внесения ведомостей в реестр ЕГРЮЛ.

Постановка на налоговый учет иностранных религиозных организаций

Зарубежные религиозные организации, ведущие деятельность на территории РФ через представительство, регистрируются в налоговой на основании сведений, которые содержатся в соответствующем реестре религиозных организаций. Дата постановки на учет – внесение сведений об организации в указанный реестр.

Постановка на налоговый учет дипломатических и других подобных организаций

Стать на учет в ФНС дипломатические представительства могут на основании следующих документов:

  • заявления;
  • документов, подтверждающих статус дипломатического представительства или других документов, дающих основание для ведения деятельности в РФ.

Как встают на налоговый учет иностранные компании, получившие статус резидента РФ

Иностранная компания, работающая в РФ через обособленное подразделение, встает на налоговый учет в России на основании заявления о признании себя налоговым резидентом. Заявление предоставляется по месту расположения любого из подразделений.

Дата постановки на учет – 1 января года, в котором было подано заявление о признании резидентом РФ или же дата подачи заявления в орган ФНС.


Внимание. Признание себя налоговым резидентом автоматически лишает иностранную фирму статуса КИК.

Налоговый учет зарубежных компаний, оказывающих электронные услуги

Зарубежные юрлица, предоставляющие услуги через интернет или используя любые другие средства телекоммуникации обязаны платить НДС и сдавать декларации. Для выполнения указанных задач им следует стать на налоговый учет, причем независимо от того, кто пользуется их услугами: компании или граждане.

Закон обязывает стать на учет в ФНС иностранные компании, которые одновременно соответствуют следующим критериям:

  • оказывают электронных услуг. Перечень последних описан в ст. 174.2 НК РФ. Они касаются практически любой деятельности, связанной с интернетом, хранением и обработкой информации, администрированием, консультационными услугами в интернете и т.д.;
  • ведение деятельности без обособленных подразделений;
  • оказание услуг напрямую, без посредников.

Если зарубежная фирма оказывает услуги через российского или заграничного посредника, тогда ей вставать на учет не нужно. В подобных ситуациях функции налогового агента ложатся прямо на посредника. Именно он рассчитывает и платит налог.

В свою очередь иностранная компания, выступающая посредником по предоставлению электронных услуг, обязана встать на налоговый учет при условии одновременном выполнении следующих условий:

  • выполняет обязанности посредника по договору с иностранной фирмой исполнителем электронных услуг;
  • осуществляет расчеты непосредственно с заказчиком;
  • не работает через обособленное подразделение в РФ.

Для постановки на налоговый учет иностранной фирме, оказывающей электронные услуги необходимо в течение 30 дней с момента выхода на рынок РФ представить:

  • заявление;
  • выписку из реестра юрлиц или аналогичного за содержанием документа.

Постановка на учет в ФНС иностранных компаний по причине открытия счета в российском банке

Зарубежные фирмы обязаны вставать на налоговый учет в России даже по причине открытия любого счета (депозитного, текущего, расчетного, карточного и т.д.) в банке РФ.

Процедура осуществляется по месту регистрации банковского учреждения на основании следующих документов:

  • заявления;
  • выписки из реестра юрлиц или аналогичного по смыслу документа;
  • документа, подтверждающего получение налогового кода (если код отсутствует в выписке из реестра).

Дата постановки на учет – дата внесения информации в ЕГРН.

В дальнейшем иностранной компании, открывая счета в том же или других банках уже не нужно повторно проходить процедуру регистрации в налоговой.

Порядок учета иностранных компаний в ФНС

Иностранная организация становится на налоговый учет независимо от наличия обязательств по уплате налогов в течение 5 рабочих дней после обращения в ФНС.

Документы на регистрацию разрешается подать:

  • отправив в письме с уведомлением по почте;
  • воспользовавшись интернет-сервисом;
  • лично посетив налоговую инспекцию.

После завершения всех процедур иностранная компания в зависимости от своих индивидуальных особенностей получает свидетельство о постановке на учет либо в электронной форме или же по почте.

Почему следует обратиться к нам

Процедура регистрации иностранной компании в российских налоговых органах достаточно трудоемкий и бюрократический процесс, требующий знаний иностранного и местного законодательства. Обратившись к нам за услугой, вы:

  • получите качественное исполнение поставленных задач, профессиональное юридическое и бухгалтерское сопровождение;
  • сэкономите время и ресурсы;
  • обеспечите профессиональную защиту своих интересов.

Наши услуги предусматривают:

  • консультацию по вопросам постановки на учет иностранных компаний;
  • экспертизу учредительных документов;
  • подготовку пакета документов для постановки на учет;
  • непосредственную коммуникацию с компетентными службами.

Наши юристы обладают колоссальным опытом работы с иностранными и российскими компаниями. Мы не только возьмем на себя организацию всей процедуры постановки зарубежной фирмы на учет, но и оградим вас от контактов с фискальными органами. Обращайтесь к нам в онлайн-чат, и мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

Причины признания свидетельства о постановке на учет в ФНС недействительным?

Свидетельство о постановке на налоговый учет иностранных компаний признается недействительным: 1) в случае выдачи нового свидетельства; 2) снятия с учета компании в случае прекращения деятельности на территории РФ (кроме случаев постановки на учет по причине открытия счета); 3) признания недействительным идентификационного номера налогоплательщика.

Документы для постановки на учет в ФНС при открытии счета?

Чтобы стать на налоговый учет при открытии счета в российском банке иностранной компании необходимо представить: заявление по форме 11БС-учет, выписку из реестра юрлиц, справку о присвоении налогового номера (если он не указан в выписке из реестра).

Как стать на учет в ФНС иностранной фирме, оказывающей электронные услуги?

Подобным юрлицам следует в течение 30 дней с даты ведения деятельности на территории РФ подать через портал налоговой или по почте: заявление и выписку из реестра юрлиц. Рекомендуется воспользоваться порталом, так как это проще и быстрее. Достаточно прикрепить скан-копии всех документов. Заверять переводы и ставить апостиль не требуется.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

С 2015 года в России действует законодательство о контролируемых иностранных компаниях(КИК). Подобная практика не уникальна. Практически каждая развитая страна имеет свое законодательство о КИК. Меры…

Оффшоры, иностранные компании, зарубежные счета, трасты, фонды, карты – инструменты предпринимателя. Они важны, очень интересны, но для чего существуют? В большинстве случаев речь идёт о…

Сегодня, наличие оффшорной компании с корпоративным банковским счетом, является эффективным инструментом, позволяющий выстроить долгосрочную и надежную структуру по защите капитала и развитию международного бизнеса. Благодаря…

Сотрудничество с иностранными компаниями не ограничивается только торговыми сделками и доступными кредитами. Нередко заключаются соглашения, где в качестве кредитора выступает российское юрлицо. Подобные операции часто…

Какое применение иностранной компании считается правильным и обеспечивающим соблюдение законодательства наших стран? Как можно использовать оффшорные фирмы, и какие налоговые особенности присутствуют? Какая должна быть…

На территории материкового Китая иностранные компании могут осуществлять деятельность через представительства и филиалы. Первый вид деятельности создается для представления интересов компании, второй – для ведения…

Иностранные компании регистрируются российскими предпринимателями для разных целей: защита активов, диверсификация денежных потоков, улучшение контроля, хранение средств, доступ к международному рынку. А еще, очень часто…

Доминирующий фактором в экономической и политической повестке дня остается налогообложение и перераспределение богатства. Успешные люди активно используют сделки с офшорными компаниями в развитии собственного бизнеса,…

Читайте также: