Снижение налогов на имущество появление

Опубликовано: 27.04.2024

У ООО в собственности офисное здание. У данного ООО 1 учредитель физ. лицо. Этот учредитель является пенсионером. В связи с тем, что кадастровую стоимость подняли в 10 раз, учредитель хочет найти способ снизить налог на недвижимое имущество, который уплачивается с кадастровой стоимости. ООО применяет обычную систему налогообложения.

Нужно предложить варианты уменьшения налога, если такие варианты в принципе существуют. Юрист клиента предоставил консультацию, которую из которой следует, что ИП на УСН не должна платить налог на имущество. Необходимо оценить правомерность таких выводов.

Каковы преимущества для учредителя при регистрации в качестве ИП или оформления недвижимости на себя лично, как на физ. лицо?

Плательщиками налога на имущество являются организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). Недвижимость российских и иностранных организаций облагается налогом на имущество на основании ст. 374 НК РФ, п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Недвижимое имущество, которое не является основным средством, поскольку не отвечает признакам, установленным п. 4 ПБУ 6/01:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

С 1 января 2014 г. для некоторых видов недвижимого имущества, являющихся объектами налогообложения, установлен специальный порядок определения налоговой базы на основе их кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ, п. 5 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ).

Объекты, к которым установлен специальный порядок определения налоговой базы на основе их кадастровой стоимости:

  • административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • нежилые помещения, фактически используемые для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Для того чтобы определить, обязаны ли вы исчислять налоговую базу по имеющемуся у вас перечисленному недвижимому имуществу на основе его кадастровой стоимости, нужно выяснить:

  • принят ли на территории Москвы закон, закрепляющий обязанность определять налоговую базу по этим объектам недвижимого имущества на основе их кадастровой стоимости (абз. 2 п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 378.2 НК РФ).
  • включено ли имущество в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень). Данный Перечень утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Такой перечень определен Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (приложение 1 и 2). Данные документы доступны в сети «Интернет» по ссылке https://www.mos.ru/depr/documents/normativno-pravovye-akty-po-uplate-naloga-na-imushchestvo-organizatcii-ot-kadastrovoi-stoimosti/view/159226220/.

Нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. ХХХ (кадастровый номер ХХХ ) включено в данный перечень (строка ХХХХ). Таким образом, налоговая база для данного объекта недвижимости должна определяться по кадастровой стоимости.

Как снизить налог на недвижимое имущество?

Фактически существует два способа уменьшения налога на недвижимость при владении офисным зданием

  1. Исключение объекта из перечня;
  2. Оспаривание кадастровой стоимости объекта.

Вероятнее всего, первый способ не подойдет, поскольку отсутствуют основания для исключения объекта из перечня (объект является коммерческой недвижимостью и обладает всеми необходимыми критериями, для включения в такой перечень).

При реализации первого способа можно рассчитывать на положительное решение, если вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение объектов коммерческой недвижимости и фактически данное здание не используется для указанных целей.

Второй способ может быть успешно реализован только в том случае, если кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость объекта. На данный момент рыночная стоимость здания определяется в размере 1 056 120 150 рублей по результатам оценки от 01.01.2016 г. Соответственно, кадастровая стоимость части здания определяется пропорционально площади, которая занимает такая часть по отношению ко всему зданию.

Кадастровая стоимость сперва должна оспариваться в досудебном порядке, а при отрицательном результате оспаривания – в судебном. Для досудебного оспаривания необходимо обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В комиссию вместе с заявлением представляются правоустанавливающие документы на недвижимость, отчет о рыночной оценке, выписку из ЕГРН. Срок рассмотрения заявления 30 дней.

УСН и уменьшение налога на недвижимое имущество:

Из представленной консультации следует, что налогоплательщики, применяющие УСН, освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц. При этом в сноске указано, что из данного правила есть исключение для объектов, которые включены в специальный перечень. Речь идет именно о том перечне, о котором говорилось выше.

На странице 3 представленной консультации как раз цитируются положения НК РФ, связанные со включением объектов недвижимости в специальный перечень. Включение объекта в данный перечень означает, что налог для данного объекта должен определяться по кадастровой стоимости.

Таким образом, из данной консультации как раз следует обратное – налог на офисное здание нужно платить, поскольку данное недвижимое имущество включено в специальный перечень. Если бы офисное здание в перечне отсутствовало, то использование УСН позволило бы не платить налог.

Таким образом, смысл в применении УСН отсутствует. На данный момент ставка по налогу на имущество организаций составляет 1,5% от кадастровой стоимости имущества (в 2017 году она составляла 1,4%).

Ставка налога для физических лиц составляет 2,0% для объектов, стоимость которых превышает 300 млн. рублей. Вместе с тем, если объект включен в перечень, то ставка для физических лиц должна составлять 1,4% от кадастровой стоимости недвижимости.

Данные нормы входят в противоречие между собой, поскольку, с одной стороны, если стоимость объекта недвижимости превышает 300 000 рублей, для него должна применяться ставка 2,0%, с другой стороны, данный объект включен в специальный перечень, что предполагает применение ставки 1,4%. Указанные противоречия могут быть устранены за счет обращения к мэру Москвы за соответствующим разъяснением, поскольку данные нормы региональным законодательством (Закон г. Москвы от 19.11.2014 N 51 «О налоге на имущество физических лиц»).

Вероятнее всего, должна применяться ставка 2,0%, поскольку ставка 1,4% указана в пункте «4)», а ставка 2,0 – в пункте «4.1». Следуя логике законодателя, пункт 4.1 имеет специальное правовое регулирование и должен применяться, в том числе и к тем объектам, которые включены в перечень.

Льготы для пенсионеров при оплате налога на недвижимое имущество

Льготы для пенсионеров в при владении офисным зданием не предусмотрены.

Льготы по налогу на имущество физических лиц распространяются на: жилой дом, квартиру, комнату, гараж, машино-место, помещения, используемые для творческих мастерских (ателье, студий, негосударственных музеев, галерей, библиотек), хозяйственные строения площадью до 50 кв.м., расположенные на земельных участках для ведения ЛПХ, дач, ИЖС.

Общий вывод:

Единственным реальным способом снизить налоговую базу является оспаривание кадастровой стоимости здания, если она существенно отличается от рыночной стоимости.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

Имущество организаций облагается налогом в зависимости от того, является оно недвижимостью или нет. Этот критерий не имеет однозначного толкования, из-за этого на практике возникает большое количество гражданско-правовых и налоговых споров. Какие цели ставил законодатель, освобождая движимое имущество организаций от налога? Как можно решить проблему с определением объектов налогообложения?

С 2019 года компании освобождены от уплаты налога на движимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом законодатель предложил определять имущество, которое облагается налогом, используя классификацию из ГК РФ.

Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам землю и объекты, которые имеют прочную связь с землей. На практике критерий разделения вещей на движимые и недвижимые вызывает много споров даже в сфере гражданских правоотношений.

Споры о том, какие объекты в принципе являются объектами прав

Не все объекты, которые имеют прочную связь с землей, имеют самостоятельное значение. Если у объекта отсутствует собственное хозяйственное назначение, он является составной частью или свойством земельного участка, то такой объект не признается объектом гражданских прав.

Например, суды не признавали объектами прав:

  • мелиоративную систему (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08),
  • ограждение (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13),
  • земляную насыпь — результат работ по подсыпке грунта (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 № 11052/09),
  • асфальтовую площадку и газон (Определение ВС РФ от 10.06.2016 № 304-КГ16-761, Определение ВС РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520),
  • футбольное поле (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2013 № 17085/12).

Однако в некоторых случаях суды приходили к противоположным выводам. Например, в одном раннем деле Президиум ВАС РФ признал недвижимостью открытую автостоянку с твердым покрытием для 100 грузовых автомобилей, имеющую песчаную подушку, щебеночную подготовку и слой бетона (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 № 9626/08). Главный аргумент: без этого покрытия участок нельзя использовать как автостоянку, а значит покрытие имело собственное хозяйственное назначение.

На заметку

Эту проблему можно было бы решить, закрепив в законе принцип единого объекта недвижимости (земельного участка и построек на нем), при котором единственной недвижимой вещью является земельный участок (исключение делается только для помещений, которые также остаются недвижимыми вещами). Тогда подобные объекты сразу признавали бы составными частями земельного участка, без споров о том, являются ли они самостоятельной недвижимой вещью.

Споры о строениях, которые можно перемещать

Критерий прочной связи с землей означает, что вещь невозможно переместить без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ).

Современный уровень техники позволяет передвигать здания и сооружения, однако это не делает такие объекты движимыми вещами. Здесь проявляется дополнительный критерий недвижимости – перемещение такого объекта не соответствует обычному режиму его использования. Правда, есть еще и сборно-разборные ангары, к основным опциям которых относится как раз их перемещение без существенных затрат.

Например, споры возникали по поводу квалификации:

  • стационарной холодильной камеры (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 № 2061/99),
  • модульного торгового павильона (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11),
  • торгового сооружения (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 3809/12).

Суды и участники оборота нередко квалифицируют объект, основываясь не на норме закона, а на собственном восприятии его свойств. Например, в подобных спорах нередко большое внимание уделяют качеству и основательности фундамента. Кроме того, на первый план могут выходить не физические характеристики объекта, а экономическая целесообразность перемещения.

Споры о квалификации линейных объектов

Трубопроводы, линии электропередачи, линейно-кабельные сооружения и другие подобные объекты можно демонтировать, разобрать и собрать на новом месте, и после переноса они будут соответствовать своему назначению. Правда, это все равно не делает такие объекты движимыми вещами.

С одной стороны, здесь работает уже упомянутый критерий экономической целесообразности. Расходы на демонтаж и перемещение сетей на новое место будут превышать затраты на новое строительство аналогичных сетей. Но дальше необходимо разбираться:

  • имеют ли линейные сооружения самостоятельное хозяйственное значение?
  • могут ли они в обороте выступать в качестве отдельной вещи?

В некоторых случаях суды не признают линейные объекты самостоятельной вещью и определяют их как составную часть других вещей, с которыми они технологически связаны, например, межцеховой трубопровод (Постановление АС Уральского округа от 27.05.2016 № А47-5430/2015).

Но если это самостоятельная вещь (магистральный трубопровод, ЛЭП), то это все-таки недвижимость.

Проблемы квалификации вещей в качестве недвижимости в налоговых спорах

Проблемы, связанные с гражданско-правовой квалификацией объектов в качестве недвижимости, закономерно порождают сложности при определении объекта налогообложения.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания приобрела и приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств здание цеха, трансформаторную подстанцию, а также установленные в здании объекты:

  • оборудование линии по производству древесных гранул,
  • поперечный транспортер подачи щепы,
  • поперечный транспортер подачи щепы и опилок,
  • поперечный транспортер подачи коры,
  • автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

Налоговики считали, что все эти объекты относятся к недвижимому имуществу — зданию и его составным частям. А значит все облагаются налогом на имущество организации.

Суды согласились с выводами налоговиков, однако ВС РФ занял иную позицию.

Он указал, что машины и оборудование, выступавшие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, исключаются из объекта налогообложения по налогу на имущество организации.

Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, даже если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

Это знаковое дело, в котором ВС РФ прямо исключил оборудование из понятия недвижимости в налоговых целях. При этом он не стал применять критерии недвижимости, а использовал правила бухгалтерского учета.

В спорах о налогообложении линейных объектов суды в целом применяют подходы, выработанные в гражданско-правовых спорах:

  • стоимость линейных сооружений формирует налоговую базу, если они признаются в качестве самостоятельных недвижимых вещей, а также составных частей объектов недвижимости (зданий, сооружений);
  • если линейные сооружения являются составной частью оборудования (движимых вещей), то их стоимость не учитывается при налогообложении.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

ВС РФ отнес технологические трубопроводы и газоходы к недвижимости, поскольку они:

  • проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом (назначением) с установкой прокаливания кокса,
  • смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает прочную связь с землей,
  • по своей конструкции не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте,
  • перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией.

Обратите внимание: апелляция в этом деле пришла к противоположным выводам, отметив сборно-разборный характер сооружений и возможность перемещать их на новое место при сохранении эксплуатационных качеств.

Обе позиции спорные, особенно с учетом того, что термин «объект капитального строительства», которые использовали кассация и ВС РФ, относится к градостроительному законодательству и не может подменять собой понятие «недвижимая вещь».

Еще один спорный момент связан с таким критерием недвижимости, как наличие фундамента, который часто используется на практике.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Завод, определяя налоговую базу по налогу на имущество, разделил трансформаторную подстанцию на две составляющих:

  • здание (строение на железобетонном фундаменте со стенами из железобетона), и
  • трансформаторы.

Завод заплатил налоги только на здание, поскольку считал трансформаторы движимым имуществом. Их можно без ущерба извлечь из подстанции и эксплуатировать самостоятельно вне здания.

Однако суды не согласились с этим доводом завода и посчитали трансформаторы недвижимостью, которая имеет прочную связь с землей, поскольку они:

  • сооружены на монолитном железобетонном фундаменте,
  • соединены подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях).

Подобные проблемы вообще не должны возникать в налоговых спорах. Если развивать логику законодателя и судов, получается, что стоимость объекта учитывается или не учитывается при исчислении налога на имущество в зависимости от характера его монтажа. Можно ли назвать такой критерий корректным?

Как правильно определить объект налогообложения по налогу на имущество организации?

Возможны несколько вариантов решения сложившейся проблемы.

  • Изменить практику применения действующей нормы.

Сама по себе норма п. 1 ст. 374 НК РФ уже сейчас позволяет уйти от гражданско-правовых критериев недвижимости и применять правила бухгалтерского учета. Именно этот подход применил ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018, исключив машины и оборудование из налогооблагаемых объектов.

  • Исключить из действующей нормы критерий недвижимости и использовать категории градостроительного законодательства.

В ст. 374 НК РФ можно указать, что налогообложению подлежат не объекты недвижимости, а объекты капитального строительства: здания и сооружения, за исключением замощений, асфальтовых, бетонных покрытий и иных элементов благоустройства земельных участков. Таким образом будут использоваться категории не гражданского, а градостроительного законодательства. Это решение не идеальное, но все-таки более определенное, чем текущее регулирование.

  • Полностью изменить норму и облагать имущество организации налогом в зависимости от даты его создания/производства.

В 2019 году движимое имущество организаций исключили из числа объектов налогообложения для того, чтобы стимулировать компании инвестировать в средства производства, модернизировать их, приобретать новые и развивать существующие, а также повышать на них спрос (Постановлении КС РФ от 21.12.2018 № 47-П). Однако средства достижения этой цели оказались спорными.

Добиться поставленной цели можно было бы, не разделяя объекты налогообложения на движимые и недвижимые, а освободив от налогообложения объекты, которые недавно построили/произвели или модернизировали, например, в пределах 5 лет. Речь идет в том числе о зданиях.

Разграничить ставки налога или сроки применения льготы можно было бы по сферам экономики. Еще можно было бы не применять освобождение от налогообложения для объектов, приносящих рентный доход.

Подготовлено по материалам статьи Виктора Бациева «Что такое «недвижимость» и есть ли у этой категории собственное налоговое прочтение?», опубликованной в Сборнике статей «Проблемы гражданского права в судебной практике и законодательстве», посвященном юбилею профессора В.В. Витрянского

Облагается налогом на имущество у российских организаций (п. 1 ст. 374, п. п. 1, 7 ст. 378.2 НК РФ):

движимое и недвижимое имущество, отраженное в бухгалтерском учете в качестве основных средств (в том числе переданное в аренду, во временное владение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению);

недвижимость из утвержденного в субъекте РФ перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также жилые дома и жилые помещения, не отраженные в бухгалтерском учете в качестве основных средств.

При этом не облагаются налогом на имущество организаций объекты, перечисленные в пункте 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ, в том числе основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу.

Срок для уплаты налога на имущество субъекты РФ устанавливают самостоятельно. Вносить авансовые платежи нужно, если в субъекте РФ действуют отчетные периоды по налогу на имущество организаций (п. п. 1, 2 ст. 383 НК РФ).

Если сумма налога на имущество или авансового платежа ошибочно завышена, то организация вправе (но не обязана) подать уточненную отчетность (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ, письма Минфина России от 17.07.2012 № 03-03-06/1/339, от 20.06.2012 № 03-04-05/8-751, от 26.03.2010 № 03-02-07/1-130).

Налог на прибыль

В налоговом учете начисленный налог на имущество (авансовые платежи по нему) включают в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Как правило, у производственных и торговых организаций сумма налога на имущество относится к косвенным расходам и формирует налоговую базу по налогу на прибыль в периоде начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272, п. п. 1, 2 ст. 318, ст. 320 НК РФ).

Уменьшение суммы налога на имущество в связи с подачей уточненной декларации, по мнению Минфина России, приводит к возникновению внереализационного дохода в периоде корректировки. Поэтому доначисление налога на прибыль и штраф организации не грозят.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете сумму налога на имущество (авансовых платежей по нему) можно включить в состав расходов по обычным видам деятельности - как расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее - ПБУ 10/99), п. 3 письма Минфина России от 19.03.2008 № 03-05-05-01/16).

В то же время налог на имущество можно включить в состав прочих расходов – как безвозмездный платеж, взимаемый с организации для финансового обеспечения деятельности государства или муниципального образования (п. 1 ст. 8 НК РФ). Поэтому организации необходимо самостоятельно решить, как учитывать налог на имущество (авансовые платежи по нему) и закрепить свое решение в «бухгалтерской» учетной политике (п. 7.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

В любом случае расход признается в периоде, за который производится его начисление, независимо от даты уплаты налога на имущество или авансового платежа по нему (п. п. 16, 18 ПБУ 10/99).

При подаче уточненной декларации с суммой налога на имущество к уменьшению в бухгалтерском учете организации возникает доход - увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств (п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

Пример. Учет переплаты по налогу на имущество

Предположим, в субъекте РФ, где зарегистрировано ООО «Вектор», отчетные периоды по налогу на имущество не установлены. В декабре 2016 года ООО начислило и уплатило налог на имущество за 2016 год в сумме 200 000 рублей, а в июле 2017 года подало уточненную декларацию, в соответствии с которой сумма налога за 2016 год уменьшена на 30 000 рублей. Переплата признана несущественной и возвращена в августе 2017 года. Бухгалтер сделает следующие проводки.

В декабре 2016 года:

ДЕБЕТ 26 (44, 91-2) КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

- 200 000 руб. – начислен налог на имущество за 2016 год;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество» КРЕДИТ 51

- 200 000 руб. – уплачен налог на имущество за 2016 год.

Корректировку в июле 2017 года суммы налога на имущество за 2016 год можно рассматривать как исправление несущественной ошибки, выявленной после даты подписания бухгалтерской отчетности за предшествующий год. А значит, организация должна отразить прочий доход (п. 14 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", утвержденного приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н).

В июле 2017 года:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество» КРЕДИТ 91-1

- 30 000 руб. – отражена переплата по налогу на имущество.

В августе 2017 года:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

30 000 руб. – возвращена переплата по налогу на имущество.


Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/2/53941 от 23.08.2017

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу о периоде корректировки налоговой базы по налогу на прибыль организаций в связи с излишне начисленной суммой налога на имущество организаций в предыдущем налоговом периоде и сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.01.2012 N 10077/11, исчисление налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль организаций.

При этом также отмечается, что, исполнив обязанность по исчислению и уплате соответствующего налога в соответствии с поданными первоначально декларациями, налогоплательщик понес в предыдущих периодах затраты, отвечающие требованиям статьи 252 НК РФ, и в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ правомерно отнес их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Следовательно, учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы налога на имущество организаций, соответствующей положениям перечисленных норм НК РФ, не может квалифицироваться как ошибочный.

Таким образом, в случае представления в последующих налоговых (отчетных) периодах уточненных расчетов (налоговых деклараций) по налогу на имущество организаций в связи с выявлением излишне уплаченной суммы указанного налога соответствующую корректировку следует рассматривать для целей налогообложения прибыли организаций как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ, изменяющий правила расчета налога на имущество физлиц и транспортного налога. Закон уже вступил в силу, за исключением отдельных положений, для которых установлены специальные сроки. БУХ.1С рассказывает, что изменилось в расчете имущественных налогов.

Налог на имущество физлиц

В числе прочего подписанный закон уточняет момент, с которого налог на имущество физлиц рассчитывается с применением полагающихся физлицу льгот. В соответствии с будущей редакцией п. 6 ст. 407 НК РФ льготы при расчете налога учитываются начиная с налогового периода, в котором у плательщика возникло право на указанные льготы, а не с момента направления в ИФНС соответствующего заявления. Это положение вступит в законную силу уже с 1 января 2021 года (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Одновременно поправки разрешают учитывать изменение кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога как в текущем, так и предыдущих налоговых периодах (будущая редакция ст. 403 НК РФ). Применять таким образом изменившуюся кадастровую стоимость недвижимости разрешается в случаях:

  • уменьшения кадастровой стоимости из-за исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости;
  • внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Также поправками отменяются ограничения в части количества налоговых периодов, за которые можно проводить перерасчет налога на имущество физлиц в связи с заявлением о предоставлении льготы, право на которую возникло более трех лет назад.

Напомним, сейчас в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 408 НК РФ при обращении физлица с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога на имущество физлиц перерасчет налога производится не более, чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году обращения. С 1 января 2021 года эта норма утратит силу. Соответственно, с нового года перерасчет налога можно будет производить за 3 и более налоговых периода (п. 56 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Другое важное изменение касается введения понижающего коэффициента 0,6, который будет применяться при исчислении налога на имущество физлиц для вновь образованных объектов недвижимости.

Сейчас понижающий коэффициент 0,6 в целях снижения уплачиваемого физлицами налога применяется только в течение третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Начиная же с четвертого квартала налог на имущество уплачивается физлицами в полном объеме. То есть без применения понижающих коэффициентов (п. 8 ст. 408 НК РФ). С 1 января 2021 года для вновь образованных объектов недвижимости вводится понижающий коэффициент в размере 0,6. Он станет применяться при расчете налога с четвертого периода, в котором налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимости (будущий пункт 8.2 ст. 408 НК РФ).

Еще одно изменение направлено на расширение перечня физлиц, которым налоговые льготы предоставляются в беззаявительном порядке.

С 2021 года в указанный перечень будут включены ветераны боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (п. 18 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ). При этом в беззаявительном порядке ветеранам будут предоставляться льготы не только по налогу на имущество физлиц, но также по транспортному и земельному налогу. Подавать какие-либо заявления и подтверждающие документы в целях получения льгот по указанным налогам ветераны боевых действий больше не будут. Всю необходимую информацию в ИФНС направит ПФР.

Транспортный налог

В части транспортного налога поправки уточняют порядок определения момента, с которого плательщики-физлица вправе рассчитывать на получение существующих налоговых льгот. В указанных целях ст. 361.1 НК РФ дополняется нормой о том, что налоговая льгота предоставляется физлицу начиная с момента возникновения права на такую льготу, а не с налогового периода, в котором плательщик направит в ИФНС соответствующее заявление.

С 1 июля 2021 года поправки исключают возможность перерасчета транспортного налога в сторону его увеличения. В связи с этим в ст. 52 НК РФ вносится уточнение, согласно которому перерасчет транспортного налога физлица можно будет проводить только в случаях, если такой перерасчет не влечет увеличение ранее уплаченной суммы этого налога независимо от оснований перерасчета (пп. «а» п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Еще одна важная поправка касается порядка прекращения обязанности по уплате транспортного налога в отношении уничтоженных или погибших транспортных средств. Напомним, до настоящего момента налог прекращал начисляться только с момента снятия таких транспортных средств с учета в ГИБДД (ст. 362 НК РФ). По новым правилам, вступающим в силу с 1 января 2021 года, транспортный налог на уничтоженный транспорт перестанет начисляться уже с 1-го числа месяца, в котором произошла гибель или

уничтожение транспортного средства (п. 44 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

При этом налогоплательщик вправе не прикладывать к заявлению документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения транспортного средства. В этом случае данную информацию запросит сама налоговая инспекция, но время на рассмотрение заявления будет увеличено.

По общему правилу заявление о гибели или уничтожении транспортного средства в целях освобождения от обязанности по уплате налога станет рассматриваться налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. Однако в случаях направления ИФНС запросов о подтверждении факта уничтожения/гибели транспортного средства данный срок разрешается продлить еще на 30 дней.

О продлении срока рассмотрения заявления налоговая инспекция в обязательном порядке должна будет уведомить налогоплательщика. По результатам рассмотрения заявления ИФНС направляет налогоплательщику уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщение об отсутствии основания для прекращения налоговой обязанности.

В уведомлении указываются основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого заявитель вправе не платить транспортный налог в отношении уничтоженного транспорта.

Отметим, что в настоящее время форма заявления о гибели/уничтожении транспортного средства ФНС России еще не утверждена. Поэтому до момента утверждения указанной формы плательщикам разрешается представлять данное заявление в произвольной форме с указанием месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 16 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Фото: Andrii Yalanskyi/shutterstock

Платить налоги — обязанность всех российских граждан. Однако размеры обязательных платежей постоянно растут, а отдавать государству свои деньги совсем не хочется.

Юристы рассказали, какие налоги должны сегодня платить россияне, какие им положены льготы, а также как законно снизить суммы платежей.

Как рассчитать налог

Налог на имущество физических лиц определяется, исходя из кадастровой стоимости недвижимых объектов. В случае если местным законодательством ставки по налогу на имущество не определены, он рассчитывается, исходя из максимальных ставок, установленных на федеральном уровне. «В отношении жилых домов, объектов незавершенного строительства, гаражей, хозяйственных строений с площадью не более 50 кв. м налог рассчитывается по ставке, не превышающей 0,1% от кадастровой стоимости, 2% — для объектов, кадастровая стоимость по которым превышает 300 млн руб., 0,5% — для остальных объектов», — рассказала главный налоговый консультант юридической фирмы Tax Compliance Юлия Павлова.

При исчислении налога на имущество автоматически (без направления заявления) применяется вычет в виде уменьшения кадастровой стоимости объекта жилой недвижимости на стоимость определенного количества квадратных метров в зависимости от вида жилой недвижимости. К примеру, по жилому дому применяется вычет в размере 50 кв. м, для квартиры — 20 кв. м, для комнаты — 10 кв. м, для недвижимого комплекса с жилыми помещениями вычет составит 1 млн руб., пояснила Павлова.

Для земельных участков предусмотрен отдельный вид налога. Его так же, как и на недвижимость, платят по уведомлению налоговых органов. Налог устанавливается местными органами. При этом ставки не могут превышать 0,3% и 1,5% в зависимости от назначения участка, объяснил адвокат коллегии адвокатов «Люди Дела» Денис Зайцев. По его словам, для сельскохозяйственных земель, а также участков, занятых жилым фондом, ставка не может превышать 0,3%. Для остальных земель используется, в основном, ставка в 1,5%. Базой для расчета налога служит все та же кадастровая стоимость.

Основой исчисления налога на имущество является кадастровая оценка недвижимости

Налоговые льготы

Для двух видов налогов установлены льготы — как общеобязательные (федеральные), так и местные, которые применяются к недвижимости, зарегистрированной в той или иной локации. Перечень местных льгот достаточно широк, их конкретный список лучше уточнять напрямую в Налоговом кодексе или в контакт-центре ФНС, который предоставляет информацию совершенно бесплатно, советует юрист.

Федеральные льготы в основном касаются военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, а также участников ряда других боевых действий, лиц, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, награжденных орденом Славы, уточнил Зайцев. Он подчеркнул, что льготник вправе не уплачивать этот налог на имущество, но только по одному объекту недвижимости каждого вида из всех, находящихся у него в собственности. При этом такой объект не должен использоваться для предпринимательской деятельности. Кроме того, льготы нельзя получить на недвижимость, кадастровая стоимость которой превышает 300 млн руб., за исключением гаражей и машино-мест в таких объектах, дополнил консультант.

Налог на имущество также не уплачивают граждане, которые осуществляют профессиональную творческую деятельность и переоборудуют помещения под мастерские, ателье и студии. Также налогом не облагаются жилые дома, квартиры и комнаты, где организованы открытые для посещения негосударственные музеи, галереи, библиотеки, на период такого их использования, подчеркнула Павлова. По ее словам, имущественный налог также не должны платить владельцы хозяйственных строений, площадь каждого из которых меньше 50 «квадратов». При этом они должны находиться на участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества и садоводства. Кроме того, не нужно платить налог на сооружения без капитального фундамента — теплицы, бытовки или хозблоки.

Существуют также льготы для владельцев апартаментов. Собственники такой недвижимости, как правило, платят больший налог, чем за квартиры. Для того чтобы получить льготы, необходимо включить апартаменты или здания, в котором они находятся, в специальный перечень, уточнил Зайцев. «Площадь апартаментов должна быть менее 300 кв. м. На апартаменты размером менее 150 кв. м ставка налога будет снижена сильнее. Льготы можно получить лишь в том случае, если помещение не используется под офис или для коммерческой деятельности. Кроме того, кадастровая стоимость одного квадратного метра должна быть не менее 100 тыс. руб.», — резюмировал эксперт.

Проверьте, возможно, вы являетесь обладателем какой-либо льготы

Как сэкономить

Стратегий по законному уменьшению налоговой нагрузки несколько. Самая распространенная — зарегистрировать право собственности на члена семьи, который относится к льготным категориям граждан, уточнил Зайцев. Он подчеркнул, что этот вариант относительно простой, однако иногда создает трудности в распоряжении такой недвижимостью, ведь решение о продаже может принять только собственник. «Более сложной является стратегия оспаривания кадастровой стоимости, которая в последнее время пересматривается все чаще. Такой вариант достаточно затратен и не всегда приносит большие преимущества, однако если этим не заниматься, из года в год сумма налога может незаметно вырасти до неприличных размеров», — разъяснил адвокат.

Граждане, которые являются плательщиками НДФЛ, могут воспользоваться правом получения налогового вычета как при продаже имущества в целях уменьшения НДФЛ с полученных доходов по сделке, так и при покупке имущества в целях возврата ранее уплаченного НФДЛ в бюджет. Основным различием по порядку предоставления вычета в этих двух случаях является его стоимостный предельный размер, рассказала консультант юридической фирмы Tax Compliance. По ее словам, при реализации недвижимости налогоплательщики могут уменьшить доходы от продажи объекта на сумму фиксированного имущественного налогового вычета в размере 1 млн руб. (для жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков, земельных участков) или 250 тыс. руб. (для других объектов).

«Вместо применения данной фиксированной суммы налогового вычета можно уменьшить доходы на сумму подтвержденных расходов, связанных с приобретением данного имущества. Это условие также распространяется и в случае реализации объектов, полученных взамен освобожденных помещений в связи с проведением программы реновации жилищного фонда в Москве. Стоимостная величина расходов, связанных с изначальным приобретением реализуемого актива, которую можно применить при расчете налоговой базы по НДФЛ, законодательством не ограничена», — пояснила эксперт.

Право применения имущественного вычета в полном размере распространяется только на один объект в налоговом периоде (календарный год), напомнила Павлова. Она подчеркнула, что в случае реализации нескольких объектов в год не запрещено применение имущественного вычета для первого объекта и уменьшение дохода на величину расходов, связанных с приобретением актива, для второго объекта.

Читайте также: