Снижение налогов на частный бизнес снижение дотаций

Опубликовано: 03.05.2024


Дробление бизнеса для снижения налогов является законной схемой снижения налоговой нагрузки. Компания разделяется на несколько юридически лиц с распределением хозяйственных операций между ними. Таким образом выполняется требование налогового кодекса об ограничении объема операций для применения упрощенной системы налогообложения. Однако статья 105.1 НК РФ вводит определенные ограничения на дробление, из-за чего при разделении учредители должны соблюдать особую осторожность, чтобы не быть привлеченными к ответственности.

Как позволяет дробление бизнеса законно оптимизировать налоги? Каким образом разделить деятельность на несколько юридических лиц или предпринимателей с целью снижения налоговых платежей? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

  • В чем опасность дробления с точки зрения налогообложения
  • Как ФНС обнаруживает дробление компаний для снижения налогов
  • Способы снижения рисков при дроблении
1 – Нельзя открывать большое количество новых компаний одновременно
2 – Необходимо избежать аффилированности юридических лиц
3 – Нужно правильно обосновывать необходимость разделения
4 – Полная независимость деятельности юридического лица
  • Как уменьшить риски при дроблении

В чем опасность дробления с точки зрения налогообложения

Налоговый кодекс предусматривает несколько режимов налогообложения, которые позволяют компаниям сокращать размер налоговых платежей. Однако одним из обязательных критериев для их использования является ограничение на размер ежегодного оборота. Поэтому юридические лица, которые уже не могут пользоваться льготами для малого бизнеса, прибегают к разделению на несколько компаний с целью уменьшения налоговой нагрузки.

Налоговая служба борется с такими способами оптимизации. В письме ЕД-4−2/25 984 ФНС предупредила плательщиков об усилении контроля и поручило должностным лицам инспекций усилить контроль и применить санкции к компаниям, которые только создают видимость раздельной деятельности. Но на самом деле сокращают обороты с целью применения льготных систем.

Как ФНС обнаруживает дробление компаний для снижения налогов

Незаконным является дробление, когда в нем участвуют взаимозависимые лица. Разъяснение этого термина дано в статье 105.1 Налогового кодекса. Зависимыми являются лица, которые могут влиять друг на друга и на результат сделки таким образом, чтобы уменьшить размер налогового платежа в бюджет.

Зависимость может наступать в следующих случаях:

  • Если лица заинтересованы в результатах работы благодаря общему капиталу;
  • Eсли зависимость обусловлена договорными отношениями;
  • Если одно лицо может влиять на другое вследствие других обстоятельств.

В статье 105.1 перечислен конкретный список случаев, когда физические лица или компании будут считаться зависимыми друг от друга:

  • Если одна компания или физическое лицо полностью или частично является учредителем другой, причем владеть долей она может напрямую или через посредника. При этом доля участия должна быть не меньше 25%.
  • Если физическое лицо или компания является одновременно учредителями нескольких юридических лиц, а доля их участия в каждом превышает 25%. Эти компании будут считаться зависимыми друг от друга.
  • Если компания или физическое лицо является руководителем компании и управляет ею единолично.
  • Если несколькими компаниями руководит одно лицо и оно исполняет эти обязанности cамостоятельно.
  • В случае, когда физическое лицо является подчиненным другого человека либо они имеют между собой родственные отношения.
  • Если имеет место цепочка компаний, в которых каждое из звеньев цепочки владеет следующим в размере более 50% от уставного фонда.

Полный перечень ситуаций, при которых дробление бизнеса может быть признано незаконным, указан в налоговом кодексе РФ. Кроме того, инспектора налоговой службы могут подать иск в суд и признать лица зависимыми друг от друга, даже если признаки аффилированности между ними отсутствует.

Например, зависимость может быть признана в случае, если учредителем юридического лица является компания, с которой участник имел ранее длительные деловые отношения. Либо в случае, когда в одной из компаний ранее долго работал заместитель директора, главный бухгалтер или другой работник.

Суд выносит решение по совокупности признаков, поэтому на 100% застраховать себя от возможных санкций со стороны налоговой нельзя. Рекомендуется перед принятием решения о разделении и проведением этой операции консультироваться у юристов в области хозяйственного и налогового права.

В этом году ставка налога на прибыль снизилась с 24 до 20%. По мнению властей, эта мера значительно облегчит налоговую нагрузку на бизнес в период кризиса. И суммы в связи с этим называются действительно немалые — 400 млрд. рублей. Именно столько благодаря снижению налога на прибыль останется в распоряжении предприятий и, соответственно, таков будет урон для федерального бюджета. Однако среди экспертов нет однозначного мнения, насколько существенным в действительности окажется эффект от снижения налога на прибыль.

Главным событием этого года в сфере налогообложения стало уменьшение ставки налога на прибыль на 4%. При этом региональная часть осталась без изменений на уровне 17,5%, а федеральная снизилась до 2,5% (Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ). По этой причине бюджет страны теряет 400 млрд. рублей, которые правительство планирует возместить за счет резервных фондов.

В Налоговый кодекс также внесены изменения, согласно которым порядок расчета налога на прибыль становится иным. Если раньше компании должны были оплачивать налог авансовым методом, то сейчас они имеют возможность платить «по факту». До 1 января 2010 г. Минфину дано право предоставлять отсрочку по выплате федеральных налогов на срок до пяти лет компаниям, чья задолженность превышает 100 млрд. рублей.

Кроме того, пользователи упрощенной системы налогообложения, платящие единый налог в размере 15% c разницы между доходами и расходами, могут рассчитывать на снижение нагрузки. Регионам, в ведении которых находятся «упрощенцы», позволили снижать ставку этого налога вплоть до 5%.

Все эти меры призваны облегчить налоговую нагрузку на бизнес в кризисный период. Но насколько они окажутся действенными, пока неизвестно.

По мнению некоторых аналитиков, 4% — это заметное снижение налога, которое поможет многим компаниям выжить.

Одни эксперты считают, что снижение налога на прибыль не будет иметь никакого значения для бизнеса, поскольку о самих прибылях говорить сегодня очень сложно. И в подтверждение этой позиции есть весомый аргумент — о снижении налога на прибыль речь шла очень давно, и эта мера была призвана увеличить вложения предприятий в развитие производства. Сейчас о каком-либо инвестировании говорить не приходится, а в период стагнации и падения спроса на товары и услуги вряд ли сэкономленные 4% каким-то образом повлияют на финансовое положение дел в компаниях.

Другие эксперты полагают, что снижение налога на прибыль является своего рода прикрытием для того, чтобы не трогать НДС. Налог на добавленную стоимость всегда воспринимался как тормоз для бизнеса, особенно среднего. Большая часть российских предпринимателей считает, что именно НДС является самым проблемным налогом. Речь о его снижении шла еще в сентябре, но чуда так и не произошло.

Тем не менее, некоторые предприниматели и эксперты считают снижение налога на прибыль действенной мерой, подчеркивая, что 4% — это существенный показатель, который облегчит нагрузку на бизнес. Как полагают аналитики ИК «Тройка Диалог», эта мера позволит увеличить чистую прибыль компаний нефтегазового сектора на 5-6%. Например, для компании «ЛУКОЙЛ» снижение налога на прибыль в 2009-2010 гг. будет эквивалентно повышению цены на нефть, соответственно, на 1,15 и 2,75 долларов за баррель. Для «Газпрома» — на 4 доллара за баррель в 2009 г. (эффект для прибыли за 2009 год) и на 1,75 долларов за баррель в 2009-2010 гг. (эффект для прибыли за 2010 год). По мнению экспертов, налоговые послабления окажут существенную поддержку российской экономике.

Многие эксперты считают, что снижение налога на прибыль в период кризиса не будет иметь никакого значения для бизнеса.

Плюсы и минусы изменений в налоговом законодательстве обозначили наши эксперты: член экспертного совета «Деловой России» Михаил Абрамов и финансовый директор девелоперской компании «ОТКРЫТИЕ — Недвижимость» Марина Иммоева.

– Снижение налога на прибыль является одной из антикризисных мер, которая призвана снизить налоговую нагрузку на бизнес. Насколько эффективной, на Ваш взгляд, она окажется?

Марина Иммоева: Говорить о том, насколько действенным окажется снижение налога на прибыль, я могу только на примере собственной компании. Для нас однозначно это изменение в налоговом законодательстве является положительным. В наступившем году мы провели ряд мероприятий по оптимизации расходов, и снижение налога на прибыль до 20% пришлось очень кстати. Мы сумели сохранить рентабельность бизнеса, в частности, благодаря этой мере. Я считаю, что и в кризисное время можно успешно вести бизнес. На мой взгляд, компания, оперативно реагирующая на текущую ситуацию, обладающая оптимизмом, имеет шанс не только выжить, но и развиваться в первую очередь качественно. Это время, когда уже невозможно двигаться по инерции, а необходимо принимать кардинальные меры по оптимизации расходов. Те, кто противятся изменениям и тратят силы на то, чтобы оставить неизменной существующую структуру, обречены на фиаско.

Развиваться при кризисе — значит играть на его условиях: отказаться от того, что есть, и создать нечто качественно новое. В этом состоит суть прогресса. И еще. Обязательно нужно вести инвестиционную деятельность. Еще до кризиса разговоры о снижении налога на прибыль были связаны в основном с тем, что компании смогут «сэкономленные средства» тратить на развитие производства. Это необходимо делать и сейчас, ведь в ситуации, когда инвестиционные проекты выставляются на продажу по минимальным ценам либо отдаются за долги, компании, имеющие свободные средства, могут приобрести лучшие инвестиционные проекты по «смешной» цене и успешно их реализовать, получив существенную отдачу. Этому способствуют два фактора. Первый — это минимальная цена приобретения проекта, а второй — минимальная цена его реализации, ведь поставщики и подрядчики сейчас делают существенные скидки.

Надо сказать, что в сложившейся ситуации на первый план выходят организации, у которых цены не завышены и конкурентоспособны. Владея технологиями и делая ставку на качество, многие из них имеют шанс занять достойное положение на рынке. Для них-то как раз облегчение налогового бремени как никогда кстати. Конечно, снижение ставки НДС оказало бы большую поддержку предприятиям. В настоящий момент многие компании испытывают трудности, работают без прибыли или несут убытки, но при этом обязаны платить НДС в бюджет. Однако сейчас нужно довольствоваться существующим послаблением в налоговом законодательстве. Я думаю, что снижение ставки налога на прибыль выгодно не только тем предприятиям, которые работают в строительной отрасли, но и всем остальным. Как ни крути 4% от прибыли — это значительные суммы даже для средних компаний. Возможно, для них окажется сложным заниматься инвестированием, но это позволит сохранить существующие прибыли в большем объеме, что в кризисный период как никогда важно.

Налог на прибыль является третьим по значимости в России. По данным Федеральной налоговой службы, его доля в налоговых доходах бюджета по итогам 1-й половины 2008 г. составила 18% (НДПИ — 36%, НДС — 31%). Однако Министерству финансов пришлось смириться не только с его снижением, но и с другими антикризными мерами.

Михаил Абрамов: Конечно, снижение ставки налога на прибыль — явление положительное. Но вряд ли эта мера будет эффективной в условиях кризиса, ведь многие предприятия уже сегодня не только лишились прибыли, но едва сводят концы с концами. И главные кризисные проблемы: существенное снижение цен на нефть и металлы и снижение спроса на продукцию — остаются нерешенными. Население, не имея денег, не покупает товары. Предприятия, производящие эти товары, не имеют возможности оплачивать труд сотрудников и покупать новые машины и оборудование. Производители машин и оборудования, не имея сбыта, не покупают металл и комплектующие изделия. И так далее. Чтобы решить проблему, необходимо повысить платежеспособный спрос населения, то есть увеличить пенсии и зарплаты низкооплачиваемым работникам. При этом во избежание роста инфляции платежеспособный спрос должен быть уравновешен товарным предложением. Наиболее эффективными способами решения проблемы являются налоговое регулирование (оптимизация налоговых ставок, совершенствование налогового администрирования) и бюджетная политика (государственные расходы, межбюджетное регулирование и т. п.).

Такой инструмент, как «государственные расходы», наше Правительство использует достаточно широко. Предприятия получают средства в форме госзаказа и в форме прямого финансирования. А резервы совершенствования налоговой системы почти не задействованы. Их использование могло бы существенно смягчить воздействие мирового кризиса и способствовать росту экономики. Особенностью экономического спада в нашей стране является то, что он сопровождается ростом инфляции, которая по официальным данным в 2008 году составила 13,3%.

Рост инфляции был бы существенно ниже, если бы наша промышленность увеличила производство одежды, обуви, мебели и другого ширпотреба. Но этого не произошло, так как на предприятиях, выпускающих указанную продукцию, люди не хотят работать из-за низкой зарплаты. А повысить зарплату не представляется возможным, так как вырастет цена, продукция станет неконкурентоспособной рядом с контрабандой и контрафактом, и ее нельзя будет продать. Конкурировать с продукцией, не облагаемой налогами и пошлинами, добросовестному налогоплательщику очень трудно. Чтобы выжить, многим приходится уклоняться от уплаты налогов. Судите сами. Сегодня чтобы выдать работнику на руки, например, 10 тыс. рублей, предприниматель должен назначить ему зарплату 11 494 руб. При этом он платит в бюджет в виде налогов на зарплату — подоходный налог 13% (1494 руб.), ЕСН 26% (2988 руб.), страховку от травматизма на производстве в среднем 2% (230 руб.) и НДС 18% от суммы зарплаты и налогов (2648 руб.). Для простоты другие налоги не учитываем. Если не платить налоги, то из того же дохода можно заплатить работнику 17 360 рублей, что на 73,6% больше. Не в этом ли одна из причин того, что многие платят и получают зарплату в конвертах? Аргумент, что без накопительных отчислений в пенсионный фонд работник может лишиться небольшой прибавки к пенсии через 20-25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Можно, конечно, начать «закручивать гайки», но прежде надо существенно снизить налоги для производителей ширпотреба, чтобы они добровольно могли выйти из тени, так как при «закручивании» пострадают первыми.

Главная проблема производства — отсутствие оборотных и инвестиционных средств. Решению этой проблемы способствовало бы существенное снижение налогов. Но не для всех, а для обрабатывающих производств, испытывающих острую конкуренцию как на рынке труда, так и с зарубежной продукцией. В первую очередь это целесообразно сделать для легкой и текстильной промышленности, издательской деятельности и производства полиграфической продукции, производства (изготовления) упаковки, резиновых и пластмассовых изделий, деревообработки и производства мебели, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, медицинской и микробиологической промышленности, стекольной и фарфорофаянсовой промышленности, малого бизнеса, не переведенного на УСН. Для таких предприятий надо снизить ставки ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10%. Надо не раздавать деньги фирмам, а оставить у них то, что они заработали. Расчеты показывают, что общие потери бюджета при снижении для указанных отраслей ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10% не превысят 0,4% ВВП. В свою очередь, рост товарного предложения будет способствовать снижению инфляции.

Если таким же образом снизить налоги для всей обрабатывающей промышленности, где работает по данным Росстата 11,3 млн. человек, то потери будут в четыре раза больше и составят около 1,5% ВВП. Но в результате все только выиграют, потому что с ростом налогооблагаемой базы поступления в бюджет существенно возрастут.

Отдельного внимания заслуживает вопрос об НДС, снижение ставки которого сегодня действительно облегчило бы налоговую нагрузку на бизнес. «Деловая Россия», к примеру, предлагает снизить ставку НДС до 12%. Минфин, который является противником такой меры, заявляет, что будут велики потери бюджета. Министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что потери бюджета составят около 2% ВВП. А заместитель Министра финансов Сергей Шаталов сказал, что речь идет о потере одного трлн. рублей. По нашим расчетам потери могут быть существенно ниже. К примеру, если снизить НДС только для отечественной продукции, то потери бюджета составят не более 0,5% ВВП. Кроме того, это повысит конкурентоспособность российского производителя. Так что если бы власти хотели уменьшить налоговую нагрузку на бизнес, они бы стали снижать не налог на прибыль в период отсутствия прибылей, а НДС.

В Министерстве финансов Российской Федерации считают, что снижение налога на добавленную стоимость — решение деструктивное. Как пояснил министр финансов Алексей Кудрин, НДС — это налог на спрос, который долгое время был выше всех пределов. По словам министра, снижение НДС с 18% до 12-14%, на чем настаивают представители бизнеса, приведет к сокращению доходов бюджета на 2% ВВП.

Нам нравится ваше стремление экономить деньги. Ниже вас ждут 45 способов снизить налоги.

Только представьте — все способы разрешены законом. Поэтому читайте, находите подходящие варианты и применяйте!

45 способов снизить налоги

№ 1. Часть стоимости товара оформить как необлагаемую операцию.

В статье 149 Налогового кодекса РФ есть список операций, по которым платить НДС не надо. Например, не облагаются проценты по коммерческому кредиту. Вы можете сделать цену на товар подешевле, а остаток стоимости «добрать» процентами, которые покупатель вам платит за отсрочку платежа. Так, если пол миллиона рублей оформить как проценты за отсрочку, НДС с них платить не надо, и вы экономите 83 333,33 рубля.

№ 2. Использовать специальные режимы налогообложения, чтобы не быть плательщиком НДС.

Это имеет смысл, если контрагентам не нужен входящий НДС, и фирма соответствует условиям, при которых разрешено применение льготного режима.

№ 3. Получить освобождение от НДС по статье 145 НК РФ.

Если вы не хотите платить НДС, и вам не нужны вычеты по НДС, но вы по какой-то причине не можете применять УСН или не успели вовремя перейти на «упрощенку», можете подать ходатайство на освобождение от НДС, которое будет действовать на протяжении календарного года. Это право есть только у тех, чья налогооблагаемая выручка на протяжении трех последовательных месяцев без НДС не превышает двух миллионов рублей.

№ 4. Управлять затратами.

Если вы работаете с НДС, то и поставщиков нужно выбирать тех, в ценах которых тоже выделен НДС, тогда вы сможете принимать «входящий» НДС к вычету. Покупая товар у поставщиков, которые не платят НДС и не выделяют его в документах, со своих продаж вы должны будете платить НДС, а к вычету ничего принять не сможете.

№ 5. Заключать агентские договоры вместо договоров поставки.

Тогда НДС будет облагаться не вся сумма реализации, а только агентское вознаграждение, указанное в договоре. Нужно грамотно оформлять договоры и счета-фактуры, а также иметь подтверждающие документы, чтобы у налоговой не возникло претензий.

№ 6. Платить больше авансов в конце квартала.

Тогда НДС с авансов можно будет принять к вычету и уменьшить налог к уплате в текущем квартале. Правда, потом НДС по авансам придется восстановить. Это способ перенести уплату НДС на более поздний срок.

№ 7. Увеличить долю экспортных сделок.

Операции по экспорту облагаются по ставке 0% (п.п.1 п.1 статьи 164 НК РФ).

№ 8. Создать потребительский кооператив.

Такие кооперативы создают для удовлетворения нужд пайщиков. Вместо платы за товар члены кооператива вносят паевые взносы, а получают товар, то есть удовлетворяют нужду в товаре. Удовлетворение нужды пайщика – это не реализация (п.п. 4 пункта 3 статьи 39 НК РФ), а значит НДС не облагается. Работу потребительских кооперативов регулирует Закон №3085-1 от 19.06.1992 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ».

№ 9. Включать стоимость доставки в цену товара.

Подходит для тех, кто продает товары, облагаемые НДС по льготной ставке 10%. Дело в том, что если выделить доставку отдельной строкой, с нее нужно будет заплатить НДС по стандартной ставке 20%. А если включить расходы по доставке товара покупателю в стоимость товара и не прописывать отдельно, то со всей суммы товара вы заплатите только 10%, а к вычету за услуги транспортных компаний примете 20%. Пропишите в договоре, что цена товара включает доставку, и в учетной политике, что расходы по доставке включаются в себестоимость товара.

№ 10. Реорганизация путем выделения.

Когда компания переходит с ОСНО на УСН, она должна восстановить НДС пропорционально остаточной стоимости основных средств, который до этого приняла к вычету. Если создать новую компанию на УСН путем реорганизации путем выделения, и перевести туда имущество, то НДС восстанавливать не придется. Передача имущества правопреемнику при реорганизации – исключение из общих правил восстановления НДС, предусмотренных пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

№ 11. Передать имущество с помощью простого товарищества.

Если одна компания продает имущество другой, то должна заплатить НДС. Но можно создать простое товарищество, где одна компания вносит в качестве вклада в совместную деятельность имущество, другая – деньги. Когда участники товарищества расторгают договор, они могут распорядиться вкладами как хотят (п. 1 ст. 252 ГК РФ). Тогда прежний владелец имущества забирает деньги, а вторая компания – имущество. Так происходит смена собственника без реализации (подп. 5 и 6 п. 3 ст. 39 НК РФ), а значит НДС платить не надо. Чтобы налоговики не признали сделку фиктивной, нужно, чтобы товарищество просуществовало некоторое время и вело какую-либо деятельность.

№ 12. Выделить отдельные юрлица под клиентов, которым нужен входной НДС, и которым не нужен.

Для последних выгоднее будет ООО на спецрежиме (УСН, ЕНВД), а с первыми будет работать компания на ОСНО. Но будьте осторожны, налоговики активно выявляют схемы по дроблению бизнеса и штрафуют. У любого дробления должна быть деловая цель. Все компании должны заниматься самостоятельными видами деятельности, которые не являются частью единого производственного процесса. Вам пригодится обзор судебной практики по дроблению из письма ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@.

№ 13. Заменить часть стоимости товара штрафами и неустойками по договору.

Суть такая же, как с процентами по коммерческому кредиту. Вы делаете товар подешевле, прописываете в договоре штрафы за нарушения и разницу получаете в виде штрафа за такие нарушения – они не облагаются НДС. Главное, не переборщить со снижением цены, чтобы не вызвать подозрения у налоговых инспекторов.

№ 14. Применять льготные ставки страховых взносов.

Список льготников есть в статье 427 НК РФ. К сожалению, с 2019 года список заметно сократился, т.к. перестали действовать льготы для плательщиков УСН и ПСН, но по-прежнему действуют пониженные ставки для «спецрежимников» из IT-сферы, участников особых экономических зон, проекта «Сколково» и т.д.

№ 15. Вместо части зарплаты делать необлагаемые выплаты.

Список выплат, на которые не нужно начислять страховые взносы, есть в статье 422 НК РФ. Заменив часть зарплаты такими выплатами, вы сэкономите на взносах. Так вы можете компенсировать сотруднику проценты по ипотеке, проезд к месту работы, оплачивать обучение и т.д.

№ 16. Вместо испытательного срока заключать ученические договоры с новыми сотрудниками-стажерами.

Это не трудовой договор, поэтому выплаты по нему взносами не облагаются (письмо Минфина от 3 июля 2017 г. N 03-15-06/41745), но НДФЛ платить надо. Обучать стажера можно прямо на производстве, закрепив за ним наставника. Когда срок ученического договора заканчивается, с ним заключают трудовой договор без испытательного срока.

№ 17. Передать часть функций на аутсорсинг.

Тогда вы будете платить только вознаграждение аутсорсинговой компании вместо зарплаты, НДФЛ и взносов за штатного сотрудника. На аутсорс можно передать бухгалтерское и юридическое обслуживание, уборку, задачи дизайнера, маркетолога и т.д. Бонусом вы получите более качественные услуги, т.к. аутсорсеры несут ответственность за качество работы по договору и одного аутсорсера всегда можно поменять на другого, а вот обоснованно уволить штатного сотрудника и взыскать с него ущерб за некачественную работу сложнее.

№ 18. Привлекать для оказания услуг ИП или самозанятых.

Но не физлиц без предпринимательского статуса. За последних вы будете платить страховые взносы, а ИП и самозанятые платят за себя сами.

№ 19. Создать производственный кооператив.

Такие кооперативы регулирует Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», в них может быть не меньше пяти человек. Если звено фирмы превратить в кооператив, а сотрудников сделать участниками такого кооператива, то можно оформить минимальную зарплату, а остальное они будут получать в виде части прибыли кооператива по аналогии с дивидендами. С этих денег нужно будет платить только НДФЛ, но не страховые взносы.

№ 20. Нанимать квалифицированных иностранцев.

С доходов таких сотрудников свыше 167 тыс. рублей в месяц не нужно платить взносы (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

№ 21. Передать имущество на баланс фирмы на УСН внутри холдинга или внести его в уставный капитал.

«Упрощенцы» не должны платить налог на имущество (если оно не оценивается по кадастровой стоимости). Основная компания на общей системе будет арендовать это имущество у «упрощенца» и включать арендные платежи в расходы, а значит снижать еще и налог на прибыль. Важно, чтобы все эти операции были реальными, а не формальными, и арендные платежи соответствовали рыночным ценам.

№ 22. Пересмотреть кадастровую стоимость имущества.

Часто государственные оценщики эту стоимость берут «с потолка», и она не соответствует рыночной. Если вы обратитесь в Росреестр или сразу в суд и добьетесь пересмотра кадастровой стоимости, то сможете снизить и налог на имущество. В 2019 году вступил в силу закон от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ и теперь при определенных условиях можно не только снизить налог текущего года, но и вернуть переплату за последние три года. Все это касается и земельного налога. Заодно можно добиться, чтобы из кадастровой стоимости убрали НДС, чтобы не было двойного налогообложения (Определение от 15 февраля 2017 г. по делу №5-КГ17-258 и от 9 августа 2018 г. по делу №5-КГ18-96).

№ 23. Льготные ставки.

Вы можете поставить имущество на баланс филиала, который находится в регионе со льготной ставкой по налогу на имущество.

№ 24. Приобретать имущество в лизинг.

Тогда можно будет применять ускоренную амортизацию, и остаточная стоимость имущества, с которой платят налог, будет снижаться быстрее.

№ 25. Не платить налог с ликвидированного имущества.

Запись в ЕГРН может «висеть» еще несколько месяцев после ликвидации, но платить налог за это время уже не нужно (письмо от 24.09.2018 № БС-4-21/18577@).

№ 26. Списать устаревшее оборудование.

Провести инвентаризацию на предмет выявления морально устаревшего технологического оборудования для выпуска снятой с производства продукции. Такое оборудование можно списать и уменьшить налоговую базу.

№ 27. Уменьшать налог на страховые взносы ИП за себя и сотрудников (ООО только за сотрудников).

Подходит для УСН «Доходы». Вы можете вычесть из налога (авансового платежа) страховые взносы, что уплатили в том периоде, за который рассчитываете налог. ИП без работников могут так уменьшить налог вплоть до нуля, с работниками – до 50%.

№ 28. Зарегистрировать фирму в регионе, где действуют льготные ставки по УСН.

По закону регионы могут сами устанавливать пониженные ставки по УСН для всех или отдельных видов деятельности: для УСН «Доходы» – от 1% до 6%, для УСН «Доходы минус расходы» – от 5% до 15%. Узнайте ставки по регионам на сайте ФНС.

№ 29 Заключать агентские договоры.

Тогда в налогооблагаемую базу попадет только агентское вознаграждение, а не вся сумма по сделке. Это особенно выгодно, если применять УСН 6%.

№ 30. Воспользоваться налоговыми каникулами.

Власти субъектов РФ имеют право устанавливать двухлетние налоговые каникулы для впервые зарегистрированных предпринимателей на УСН и ПСН. Узнайте, есть ли такие каникулы в вашем регионе.

№ 31. Уменьшать налог на страховые взносы ИП за себя и сотрудников (ООО только за сотрудников).

ИП без сотрудников могут уменьшить налог вплоть до 100%, ИП без сотрудников и ООО – до 50%. Важно платить взносы поквартально равными частями. Если не заплатить взносы в каком-то квартале, налог придется заплатить полностью и уменьшить его будет уже нельзя.

№ 32. Уменьшить площадь торгового зала.

Актуально для розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, где ЕНВД считается с торговой площади. Если отгородить часть помещения капитальными перегородками, например, под склад или офис, с этой части платить ЕНВД не нужно. Но все должно быть зафиксировано в документах на помещение.

№ 33. Получить вычет за покупку онлайн-кассы в соответствии с законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ.

Доступно только для ИП. Сумма вычета – 18 000 рублей. Чтобы получить вычет, нужно успеть зарегистрировать кассу до 1 июля 2019 года. Кроме ИП с сотрудниками, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги общественного питания – для них срок истек 1 июля 2018 года.

№ 34. Применить инвестиционный налоговый вычет по закону от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Это позволит уменьшить налог на прибыль на стоимость приобретения основных средств и затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (статья 286.1 НК РФ). Региональную часть налога можно уменьшить на сумму до 90% от таких расходов, федеральную часть – до 10%. Для того, чтобы воспользоваться вычетом, на вашей территории должен быть принят местный закон, устанавливающий такой вычет.

№ 35. Создавать резервы по сомнительным долгам (статья 266 НК РФ).

Сумма резерва считается расходом и уменьшают базу по налогу на прибыль. Если долг вернут, нужно будет восстановить часть резерва на эту сумму и заплатить налог. Предельный лимит для резерва – 10% от годовой выручки (п.4 ст.266 НК РФ). Решение о создании резерва пропишите в учетной политике.

№ 36. Использовать другие резервы, предусмотренные Налоговым кодексом.

Это резервы на оплату отпусков, на предстоящий ремонт основных средств и т.д. Так вы сможете равномерно признавать расходы и переносить уплату налога на более поздний срок. Изучите правила создания таких резервов и предусмотрите их в учетной политике.

№ 37. Воспользоваться амортизационной премией.

Вы можете включить в расходы до 30% от стоимости основных средств, если они относятся к третьей-седьмой амортизационным группам, и 10% по остальным группам (п. 9 ст. 258 НК). Амортизационную премию учитывают в расходах в первом месяце амортизации. Премию применяют со следующего года после того, как внесут соответствующее положение в учетную политику.

№ 38. Применять специальные налоговые режимы: УСН, ЕНВД и ПСН.

«Спецрежимники» не платят налог на прибыль.

№ 39. Покупать оборудование в лизинг.

В отличие от банковского кредита, при котором на расходы можно относить только проценты, платежи по договору лизинга можно полностью относить на себестоимость и уменьшать налог на прибыль.

№ 40. Увеличить долю прибыли обособленного подразделения фирмы, которое зарегистрировано в регионе с пониженной ставкой.

Порядок расчета доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, установлен пунктом 2 статьи 288 НК РФ. Чтобы увеличить долю подразделения, нужно увеличить либо численность персонала, который числится в подразделении, либо его фонд оплаты труда, либо стоимость имущества. Выбранный показатель, на основе которого распределяется прибыль, нужно закрепить в учетной политике.

№ 41. Воспользоваться амнистией по объектам интеллектуальной собственности.

Если провести инвентаризацию до 31.12.2019 года, выявить объекты ИС, оценить их и поставить на баланс фирмы, с их стоимости не нужно платить налог на прибыль (п.п 3.6 п.1 статьи 251 НК РФ).

№ 42. Провести инвентаризацию и списать недостачу.

Если есть документ об отсутствии виновных, расходы в виде недостачи и убытки от хищений относят к внереализационным расходам (п.п.5 п.2 ст. 265 НК), которые уменьшают базу по налогу на прибыль.

№ 43. Сделать правообладателем товарного знака третье лицо на УСН 6% или иностранную компанию.

Это должен быть реальный хозяйствующий субъект. Вы будете платить правообладателю по лицензионному договору и учитывать эти платежи в расходах по налогу на прибыль (п.п.37 и 49 п.1 ст. 264 НК). Правообладатель на УСН платит с этих денег 6% налога, а вы экономите 20%. Чтобы реализовать эту схему, нужно воспользоваться услугами юриста по интеллектуальному праву.

№ 44. Сменить «прописку» транспорта.

Вы можете зарегистрировать транспорт на филиал, который находится в регионе с более низкой ставкой транспортного налога.

№ 45. Уменьшить мощность двигателя.

Это нужно сделать в специализированном центре и получить подтверждающий документ. Ставка транспортного налога зависит от мощности двигателя. Больше всего могут сэкономить владельцы дорогих автомобилей. Это далеко неполный перечень путей налоговой экономии. Грамотно оперируя нормами законодательства, можно существенно снизить налоговую нагрузку. Главное при этом – быть осторожными, чтобы налоговики не обвинили в получении необоснованной выгоды. Поэтому прежде чем применять любой из этих способов, проконсультируйтесь со специалистом, чтобы экономия не обернулась штрафами и доначислениями.

С 01.07.2020 были внесены изменения в закон о самозанятых ─ расширен список регионов, в которых можно стать плательщиком НПД (налога на профессиональный доход), теперь это вся территория РФ.

В 2020 году поддержка самозанятых заключалась в предоставлении дополнительных налоговых вычетов в размере 12130 рублей и возврате налога, уплаченного за 2019 год.

Кроме этого, Федеральный закон от 08.06.2020 № 169-ФЗ внес изменения в закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ и приравнял самозанятых граждан к субъектам МСП (малого и среднего предпринимательства), что позволит им получать дополнительную поддержку. О том, какую именно, рассказываем в этой статье.

На какую поддержку могут рассчитывать самозанятые

Закон № 209-ФЗ предусматривает такую поддержку малого бизнеса и физлиц, которые используют спецрежим (НПД):

Финансовая ─ предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП. Также в финансовую поддержку входят кредиты по льготным ставкам.

Предоставление во владение (пользование) государственного или муниципального имущества ─ от земельных участков до транспорта и инструментов. Имущество можно получить даже безвозмездно или на льготных условиях, но использовать его надо только по целевому назначению.

Информационная ─ официальные сайты, где можно узнать о действующих программах для МСП и имуществе, которое можно получить на льготных условиях.

Консультации ─ создание специальных организаций, которые будут отвечать на вопросы из разных сфер (юридические, по налогам и т.д.). Сюда же входит компенсация затрат за консультационные услуги, подтвержденные документально.

Подготовка, переподготовка и обучение работников субъектов МСП.

Закон № 209-ФЗ определяет основные направления поддержки предпринимательства, а конкретные меры устанавливают органы власти разных уровней, например:

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2425 о том, что в 2021 году льготный кредит можно получить под 7% годовых.

Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2021 № 208-Р с рекомендациями региональным и местным властям об увеличении мест нестационарной торговли, объектов для развозных продаж, мест на ярмарках и рынках. Такие меры нужны, чтобы больше самозанятых могло продавать продукты собственного производства.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1764 ─ правила получения кредита по льготным ставкам в 2019 ─ 2024 годах и возмещения банкам недополученных доходов.

Актуальная информация о доступных мерах поддержки самозанятых и других субъектов малого бизнеса есть:

Портале бизнес-навигатора МСП. Здесь можно ввести свой ИНН и получить персональные предложения;

региональных сайтах «Мой бизнес», куда можно обратиться за консультацией по программам для МСП и узнать о проводимых мероприятиях.

А в Санкт-Петербурге есть свой Фонд поддержки МСП. С поддержкой фонда можно разобраться с федеральными законами, связанными с организацией и ведением бизнеса, а также с любым режимом налогообложения.

Отличия между ИП на НПД и физлицами-самозанятыми

При изучении конкретных программ поддержки обращайте внимание, на кого они распространяются. Дело в том, что ИП ─ плательщики НПД и самозанятые, которые не являются предпринимателями находятся в разных категориях (ст.14.1 закона № 209-ФЗ). Поэтому и меры поддержки могут отличаться.

Такое разделение связано с тем, что на НПД есть возможность выбора: остаться физлицом или зарегистрироваться как ИП.

Кроме разных программ поддержки, есть и другие отличия плательщиков НПД со статусом ИП от физлиц-самозанятых:

ИП могут открыть расчетный счет и подключить эквайринг для приема платежей картами через терминал или в интернете. Подробнее об этом читайте в статье «Выгодный эквайринг для физических лиц».

Заниматься определенными видами деятельности могут только юрлица или предприниматели, например, чтобы стать водителем такси, нужно зарегистрировать ИП и получить специальное разрешение.

Если эквайринг не нужен и для выбранного бизнеса необязательно быть ИП, то можно оставаться самозанятым физлицом.

Особенности НПД

Напомним, какие права, обязанности и ограничения есть в статусе самозанятых.

Из всех существующих налоговых режимов НПД самый простой и бюджетный:

Плательщики налога на профдоход не платят НДФЛ в размере 13%, а уплата страховых взносов, в том числе пенсионных по желанию ─ перечислять их необязательно.

Чтобы оформить самозанятость, нужно зарегистрироваться в приложении «Мой налог» или в веб-версии на сайте ФНС.

Рассчитывать сумму налога ─ обязанность налоговых органов, самозанятому нужно только после получения дохода фиксировать сумму в «Моем налоге».

Можно совмещать с работой в найме.

Величина налоговых ставок НПД ─ 6% при работе с организациями, 4% ─ когда самозанятые оказывают услуги физлицам. За счет вычета, размер которого 10 тыс. руб. в год, проводится пересчет налоговых ставок на 2 и 1% соответственно.

Необязательно открывать расчетный счет ─ оплату от заказчиков можно принимать на текущий счет физлица и привязанную к нему карту.

Не нужна онлайн-касса.

Но есть и требования с ограничениями:

Годовой доход не больше 2,4 млн руб.

Продавать можно только товары собственного производства.

Каждому покупателю надо выдавать чек из приложения «Мой налог». Установлены такие сроки ─ при расчетах наличными и картой сразу после оплаты, при безналичных поступлениях на счет, например, от организаций ─ не позднее 9 числа месяца, следующего за расчетным.

Платить налог надо ежемесячно, срок уплаты НПД ─ не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

При заключении трудовых договоров ─ найме сотрудников ─ придется распрощаться с режимом самозанятости.

Нет налоговых каникул ─ периода без налоговых платежей, как, например, по некоторым видам деятельности на патенте или упрощенке.

А еще, согласно ст. 129.13, определена ответственность самозанятых за нарушения порядка и/или сроков передачи сведений о расчетах ─ сумма штрафа составляет 20% от суммы непроведенного через «Мой налог» дохода. А если то же самое произойдет в течение полугода штраф составит уже 100% от суммы расчета.

С какими вопросами поможет МТС Касса

Приходите к нам, когда надумаете сменить статус физлица-самозанятого на ИП ─ плательщика НПД, а может, поменять налоговый режим или даже открыть ООО.

Мы поможем в таких вопросах:

Бесплатная регистрация ИП и ООО в налоговой.

Выбор банка для РКО с учетом особенностей вашего бизнеса. Среди наших партнеров много банков, которые предоставляют выгодные условия по ведению расчетного счета, а также различные бонусы ─ бесплатное обслуживание, кэшбэк до 5% и бонусы до 300 тыс. руб. на развитие бизнеса.

Подключение безналичных платежей через эквайринг и систему быстрых платежей (СБП).

СБП ─ это новый способ приема безналичных оплат от покупателей по сниженной ставке до 0,4% ставке. МТС Касса интегрирована с СБП, и для приема безналичных платежей вам не понадобится терминал эквайринга

Подключение онлайн-бухгалтерии. При небольших оборотах и несложных операциях вы сможете самостоятельно вести учет в специальном сервисе и экономить на бухгалтере. С помощью шаблонов вы будете составлять документы, например, акты выполненных работ и счета на оплату, а всю отчетность для ФНС автоматически подготовит онлайн-бухгалтерия.

Выбор онлайн-кассы, если уйдете с НПД.

Итоги

Введение самозанятости позволило многим людям «заплатить налоги и спать спокойно». НПД ─ выгодный режим, при котором не надо перечислять взносы и сдавать отчетность. Главное ─ не забывать все расчеты с покупателями и заказчиками вносить в приложение «Мой налог». На основании этих официальных доходов в ФНС считают, а самозанятые уплачивают налоги.

Но надо помнить, что на НПД максимальный доход за год ─ 2,4 млн руб. После достижения этой суммы придется менять систему налогообложения, регистрировать ИП или ООО, ставить онлайн-кассу. Чтобы не тратить время на всё перечисленное, приходите к нам, мы поможем.

Остались вопросы? Обращайтесь к нашим специалистам!

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

18 декабря на сайте Министерства финансов был опубликован проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Согласно некоторым его пунктам, с начала 2021 года ожидается повышение налоговых ставок для сотрудников ИТ-индустрии, работающих в компаниях — резидентах ПВТ, налога на прибыль для операторов сотовой связи, земельного налога для торговых центров и др.

Мы поговорили с Катериной Борнуковой — академическим директором Центра экономических исследований BEROC — о том, что это может означать для экономики страны, представителей бизнеса и населения.


Катерина Борнукова
Академический директор Центра экономических исследований BEROC

1. К чему приведет повышение налогов для бизнеса?

Предусмотренные проектом меры усугубят финансовое состояние многих субъектов хозяйствования. Мы уже видим падение основных финансовых показателей, вызванное пандемией коронавируса и политическими событиями в стране, в сфере HoReCa, на рынке недвижимости, в ритейле и др. Согласно положениям нового проекта закона, ритейл и торговые центры получат дополнительную налоговую нагрузку.

Ситуация сейчас такая:

  • Роста доходов у населения нет
  • Продавцы не могут значительно повышать цены и будут вынуждены зарабатывать в прежних пределах, но при этом платить за аренду больше.
  • Торговые центры станут перекладывать возросшую налоговую нагрузку на арендаторов, а арендаторы не смогут переложить ее на покупателей.

Поэтому маржинальность ритейла будет снижаться.

Это приведет к тому, что в ТЦ начнет закрываться все больше торговых точек. Если это торговая сеть, — в целях экономии компании будут сокращать количество торговых объектов в центрах. Если это единичный арендатор — он может просто свернуть бизнес.

Плохо скажется повышение налогов и на банках, которые выдавали кредиты под строительство торговых центров: им труднее станет возвращать деньги. Для резидентов ПВТ и операторов связи ситуация также ухудшится. А ведь сектор ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), в отличие от других отраслей, в 2020 году рос. За первую половину года он вырос на 10%. Затем рост стал замедляться, но во второй половине года он все же составил 7,2%. При этом экономика страны в целом за этот же период (с января по ноябрь) упала на 0,9%. Поэтому увеличение налоговых ставок не убьет сектор ИКТ, но спровоцирует входящие в него компании на различные ухищрения.

1. Операторы связи до этого момента находились в особом положении. Когда мы проводили опрос среди населения, услуги связи оказались единственной категорией расходов, которую люди собирались увеличивать в текущем году, а не сокращать. Во время пандемии коронавируса связь превратилась в предмет первой необходимости.

И вот как раз эту категорию налогоплательщиков правительство планирует обложить дополнительным налогом, увеличив ставку сразу на 12%.

Фото: unsplash.com

Фото: unsplash.com

2. Компании — резиденты ПВТ пострадают не меньше, хотя и не в прямом денежном выражении (им ставку подоходного налога поднимут «всего лишь» на 4%).

Давайте посмотрим на обещания, данные во время создания ПВТ: в декрете Президента Республики Беларусь № 12 от 22 сентября 2005 года было прописано, что до 2049 года налоги для резидентов ПВТ меняться не будут. Да, самая большая льгота для резидентов ПВТ — это ставка отчислений в ФСЗН, а не налоговая, но сам факт планируемого увеличения налогов — плохой сигнал. Ведь льготные условия ПВТ были магнитом для инвестиций, гарантией того, что налоговый режим в стране — благоприятный и долгосрочный. Теперь же мы наблюдаем очередной подрыв доверия к государству.

И уж точно стоит ожидать уменьшения объемов инвестиций, в первую очередь — в ИТ-сектор. Инвестиции вряд ли исчезнут совсем, но их станет меньше, а значит, — станет меньше и рабочих мест для жителей Беларуси.

Уменьшение или увеличение налоговых ставок для ИП и физлиц с «разрешения» депутатов — тоже палка о двух концах. С одной стороны, этот поправкой можно воспользоваться во благо и снизить налоговую нагрузку для тех, кто находится в самых пострадавших отраслях, — в той же HoReCa и непродуктовом ритейле. С другой стороны, местные бюджеты как-то нужно наполнять, и депутаты вполне могут решить собрать побольше денег, а не помогать бизнесам выжить.

Фото: unsplash.com

Фото: unsplash.com

Если поправка будет использована для увеличения налоговой нагрузки на ИП и физлиц, на рынке окажется еще больше безработных. А среди тех, кто продолжит свое дело, многие станут работать без регистрации. Наличие теневого рынка плохо отразится на обеих сторонах: и на государстве, и на самих «неофициалах». Государство недополучит налогов. А люди, занимающиеся бизнесом без регистрации, утратят многие ранее доступные опции. Например, возможность получения банковских кредитов в качестве юрлиц.

Возникнут вопросы и с социальной защитой таких людей. Например, сейчас у ИП есть возможность получать «декретные». Но если официально не регистрируешь ИП, то тебя вычеркивают из списков получателей. То же касается и пенсионных отчислений: если не набираешь нужный стаж — сможешь рассчитывать только на низкую социальную пенсию. Уже сегодня, если ты «тунеядец», — у тебя нет скидок на услуги ЖКХ. На какие еще сферы жизни людей распространится это давление, непонятно. Но тенденция к ужесточению условий для «неофициалов» просматривается четко.

2. Чем новая налоговая политика поможет бюджету

Сейчас мы видим, что поднятие налоговых ставок планируется очень точечное, для определенных отраслей. И какую-то выгоду бюджет от этого получит. Но даже несмотря на это, бюджет 2021 года планируют с огромным дефицитом. Если в 2020 году дефицит ожидается в районе 3 млрд бел. рублей, то на следующий год планируется дефицит в размере свыше 4 млрд бел. рублей, или около $ 1,6 млрд (данные из проекта республиканского бюджета на 2021 год). Причем этот проект рассчитан уже с новыми налогами!

Иметь дефицит бюджета, в принципе, нормально для кризисных времен. Но у нашей страны слишком много проблем. Во-первых, постоянные кризисы шли чередой, экономика не успевала восстанавливаться. Во-вторых, непонятны источники финансирования госбюджета: обычно он финансируется за счет госдолга, но нам еще нужно найти средства на погашение внешнего долга. А брать деньги, кроме как у России, больше негде. И даже если Россия выдаст еще $ 1 млрд, этого будет недостаточно.

Таким образом, вряд ли повышение налогов окажется временной мерой, как нас стараются убедить, — на время пандемии. Скорее всего, налоги будут повышать и дальше. Восстановление экономики в лучшем случае придется на 2022 год, и оно не будет быстрым. Пока планы по точечному повышению налогов похожи на попытку прощупать почву. В будущем, скорее всего, стоит ожидать повышения НДС и перехода к неплоской шкале подоходного налога для населения (состоятельные слои населения станут облагать более высокими налогами).

Фото: unsplash.com

Фото: unsplash.com

Окажется ли повышение налоговых ставок эффективным — большой вопрос. С одной стороны, поступления в бюджет должны вырасти. Но тот же ритейл, как я уже говорила, станет приносить меньше прибыли, поэтому перекроют ли налоговые поступления падение спроса — неизвестно.

Также мы будем наблюдать отток средств из ИТ-сектора: увеличение налогов для резидентов «неприкасаемого» ранее ПВТ сигнализирует компаниям об ухудшающейся динамике отношения к информационному сектору. А это прямо скажется на увеличении числа релокаций ИТ-компаний за границу, что приведет к снижению поступлений в бюджет от одной из самых платежеспособных отраслей экономики.

3. Как повышение налогов отразится на населении

Любые новые налоги чреваты ростом цен. Проще говоря — населению придется больше тратить денег на то же самое. В конце ноября 2020 года компании BEROC и SATIO провели онлайн-опрос 1008 человек. Вот некоторые из результатов:

  • 37% ожидают, что их доходы снизятся
  • 48% опрошенных считают, что влияние коронавируса будет длительным — более 1 года
  • 75% ожидают, что цены в магазинах вырастут
  • 76% считают, что им придется экономить.

Когда у людей такие ожидания, они стараются сокращать расходы и тратить деньги только на предметы первой необходимости. Соответственно, по ритейлу будет нанесен двойной удар: государство повысит налоги, а люди станут меньше покупать.

Само появление такого проекта — еще один сигнал для населения к тому, что надо экономить. И люди будут это делать, а качество их жизни упадет. Денег от населения недополучат в первую очередь HoReCa, непродуктовый ритейл и сфера развлечений.

В мае 2020 года мы проводили опрос среди компаний упомянутых категорий, и тогда 100% заявили о том, что у них выручка снизилась более чем на 20%.

Осенью мы опросили более 100 предприятий МСП. Мы задали им вопрос: «Как повлияет на вашу деятельность вторая волна коронавируса?». Вот результаты:

По сфере развлечений:

  • 46% компаний считают, что ситуация ухудшится
  • 36% считают, что будет так же плохо.

По сфере HoReCa (услуги по временному проживанию и питанию):

  • 33% считают, что будет еще хуже
  • 25% считают, что будет так же плохо.

А если бизнесу будет плохо, то на население это повлияет через рынок труда. Когда те же ритейлеры закроют свои точки в ТЦ и уйдут в онлайн или начнут «резать косты» — что произойдет?

  • Во-первых, не стоит ожидать роста зарплат (особенно в сфере услуг, ритейле и HoReCa)
  • Во-вторых, можно ожидать всплеска сокращений и увольнений. В апреле 6,7% опрошенных респондентов говорили, что недавно потеряли работу. В сентябре эта цифра упала до 2,7%, но в ноябре выросла до 3,4%. И понятно, что все еще впереди — повышение налогов может существенно ускорить рост безработицы.

Выше мы говорили про налоги на бизнес. Но есть в проекте и решения, предусматривающие налоги, которые напрямую коснутся потребления. Например, проектом запланировано сокращение имеющихся льгот по НДС на лекарства, медикаменты и детские товары. А это вещи, от покупки которых сложно отказаться, — те же памперсы и лекарства люди будут покупать всегда.

Фото: pexels.com

Фото: pexels.com

Сокращение льгот по НДС ударит по самым уязвимым слоям населения — матерям в декрете, пенсионерам, группам людей с низкими доходами. А во время экономического спада именно у этих категорий граждан доходы падают сильнее, чем у всех остальных. Например, если во время кризиса 2015−2016 годов реальные доходы домохозяйств без детей снизились на 9%, то у домохозяйств с двумя и более детьми снижение составило 12%.

Еще одна уязвимая категория населения — жители малых городов, к которым относятся практически все города меньше областных центров (кроме Пинска и Барановичей). Их жители социально даже более уязвимы, чем жители сел, в которых всегда есть дефицит рабочих рук (а значит, и работа) и доступ к натуральному производству продуктов. В небольших городах это нет, поэтому во время кризиса 2015−2016 годов доходы населения в них снизились на 14%!

Более или менее нормально в ситуации повышения налогов будут себя чувствовать лишь те, кто находится на попечении государства, — бюджетники. Кто относится к этой категории — всем известно. Врачи, учителя, пожарные, а также чиновники и сотрудники силовых структур. Может быть, поэтому на обеспечение зарплат бюджетников и социальные выплаты в 2021 году запланировано увеличение расходов на 3 млрд бел. рублей. (около $ 1,2 млрд).

Читайте также: