Налоговая политика и налоговое администрирование аронов и кашин

Опубликовано: 16.05.2024


Пособие состоит из трех разделов. В первом рассмотрены сущность и виды налогов, их роль и место в экономической политике государства. Во втором разделе рассмотрен налоговый процесс, в третьем — налоговое администрирование. Особенность пособия — наличие в каждом разделе, наряду с традиционными темами курса, проблемных, дискуссионных вопросов, анализ болевых точек отечественной налоговой системы, широкие сопоставления с мировым опытом. Авторы, опираясь на богатый профессиональный опыт, высказали ряд предложений по реформированию налоговой системы РФ и совершенствованию налогового администрирования. Для студентов, аспирантов, углубленно изучающих вопросы налогообложения, научных работников, сотрудников налоговых органов, законодателей. Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся, по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение».

Формат: djvu

Размер: 10 , 2 Мб

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 12
Введение 15
РАЗДЕЛ I. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Глава 1. Основы налогообложения 24
1.1. Роль и место налогов в современных экономических отношениях 24
1.1.1. Налоги в современных экономических отношениях 24
1.1.2. Виды налогов. Эволюция объектов обложения 34
1.2. Институты в системе налоговых отношений 45
1.2.1. Институты налоговых отношений 45
1.2.2. Индивидуализация института налога 54
1.2.3. Смежные институты, используемые в сфере налоговых отношений 59
1.3. Основные принципы налогообложения 72
1.3.1. Эволюция принципов налогообложения 72
1.3.2. Принципы современного налогообложения 76
1.3.3. Признание и соблюдение принципов налогообложения в Российской Федерации 86
Вопросы для самопроверки 88
Глава 2. Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика 89
2.1. Виды налогов 89
2.2. Классификация налогов 89
2.3. Переход от частных налогов к системным 92
2.4. Цели налоговой политики 99
2.4.1. Модели налоговой политики 99
2.4.2. Основные понятия налоговой политики 103
2.4.3. Эволюция налоговой политики в развитых странах 106
Вопросы для самопроверки 121
Глава 3. Налоговая юрисдикция государства и международные налоговые отношения 122
3.1. Основы и пределы налоговой юрисдикции государств 122
3.2. Международные налоговые отношения 122
3.3. Правила налогообложения физических лиц 125
3.4. Определение налогового статуса юридических лиц 126
3.5. Режимы налогообложения коммерческой деятельности иностранных лиц и компаний 129
3.6. Международные налоговые соглашения 142
Вопросы для самопроверки 153
Глава 4. Особенности налоговой политики в Российской Федерации 154
Вопросы для самопроверки 163
Приложение 1.1. Рекомендации Комиссии ЕС по малому и среднему бизнесу (приняты в Брюсселе 22 апреля 1997 г.) 164
Приложение 1.2. Примерная модель налоговой доктрины современного государства (системный социально-экономический тип — централизованно регулируемая и социально ориентированная промышленно развитая рыночная экономика) 169
Приложение 1.3. Варианты реформирования налоговой системы РФ (с учетом необходимости поощрения экономического роста и повышения благосостояния населения) 183
РАЗДЕЛ II. НАЛОГОВЫЙ ПРОЦЕСС
Глава 5. Налоговые отношения. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. Учет и регистрация налогоплательщиков 194
5.1. Участники налоговых отношений 196
5.2. Налогоплательщики: учет, регистрация, контроль 200
5.3. Налогоплательщики — физические лица 203
5.4. Налогоплательщики — юридические лица 208
5.5. Унификация учета налогоплательщиков в России 212
Вопросы для самопроверки 216
Глава 6. Объекты налогообложения: учет, регистрация, контроль 217
6.1. Классификация объектов налогообложения 217
6.2. Налоги, применяемые в отношении отдельных объектов обложения 218
6.3. Проблемы двойного налогообложения по отдельным объектам обложения 220
Вопросы для самопроверки 224
Глава 7. Налоговая оценка и учет объектов налогообложения 225
7.1. Режимы налогообложения имущества 225
7.2. Режимы налогообложения доходов 230
7.2.1. Режимы обложения активных доходов 233
7.2.2. Режимы обложения пассивных доходов 233
7.3. Режимы налогообложения сделок 242
Вопросы для самопроверки 250
Глава 8. Режимы применения корпорационного налога 250
8.1. Основные формы корпорационного налога 250
8.2. Особенности применения корпорационного налога в банковской и страховой деятельности 256
8.3. Особенности налогообложения нефтегазовых предприятий. 266
8.4. Проблемы борьбы с трансфертным ценообразованием 270
8.5. Особенности налогообложения предприятий малого бизнеса 286
Вопросы для самопроверки 298
Глава 9. Формы и порядок ведения налоговой отчетности 299
9.1. Основные нормы налоговой отчетности 299
9.2. Бухгалтерский учет и налоговая отчетность 313
Вопросы для самопроверки 318
Глава 10. Налоговый контроль и налоговые проверки 319
10.1. Цели и задачи налогового контроля 319
10.2. Общая политика и стратегия аудита 320
10.3. Отбор объектов для налоговых проверок 323
10.4. Права инспекторов при проведении налоговых проверок 336
10.5. Правила и порядок проведения налоговых проверок 351
10.6. Использование компьютеров при проведении налоговых проверок 372
10.7. Подведение итогов и использование результатов проверок 381
Вопросы для самопроверки 387
Глава 11. Вопросы сбора налогов и взыскания недоимки 388
11.1. Основные способы уплаты налогов 388
11.2. Обязанности сторон при уплате налогов 389
11.3. Проверка поступлений налоговых платежей 391
11.4. Принудительное взыскание недоимки по налогам 393
11.5. Конфискация имущества налогоплательщика 400
Вопросы для самопроверки 410
Глава 12. Налоговое планирование 411
12.1. Сущность, цели и задачи налогового планирования 411
12.2. Средства и способы налогового планирования 412
12.3. Основные стадии налогового планирования 417
12.4. Методы и формы налогового планирования 422
12.5. Особенности налогового планирования 441
12.6. Трасты и их использование в налоговом планировании 448
12.7. Преимущества и недостатки статуса резидента в налоговом планировании 450
Вопросы для самопроверки 457
Глава 13. Проблемы совершенствования налогового процесса 458
Вопросы для самопроверки 467
Приложение II.1. Инструктивное письмо СВД США по определению видов коммерческих предприятий для целей налогообложения 468
РАЗДЕЛ III. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
Глава 14. Организационная структура и порядок управления налоговыми органами 475
14.1. Общие принципы и порядок управления работой налоговых органов 475
14.2. Организационные типы и функции налоговых органов 477
14.3. Организационная структура управления налоговыми органами 480
14.4. Особенности организационной структуры налоговых органов 481
14.5. Международное сотрудничество в сфере совершенствования налогового администрирования 498
Вопросы для самопроверки 502
Глава 15. Принципы и примерный порядок организации работы местных налоговых органов (налоговых инспекций) по контролю за налоговой отчетностью и за ведением расчетов по налогам 503
15.1. Организация работы и ведение отчетности на уровне низовых налоговых органов 503
15.1.1. Методы управления информационными потоками 503
15.1.2. Организация работы местной налоговой инспекции 504
15.1.3. Профессиональный состав местной налоговой инспекции 508
15.1.4. Методы административного контроля в налоговой инспекции 509
15.2. Организация работы по выявлению лиц, уклоняющихся от подачи налоговых деклараций, и по взысканию недоимки 511
15.2.1. Организация работы по ведению личных дел налогоплательщиков и контроля за представлением налоговой отчетности 511
15.2.2. Организация работы с запросами третьих лиц 514
15.2.3. Организация аналитической работы для обеспечения взыскания недоимки 516
15.3. Организация работы по взысканию недоимки 522
15.4. Совершенствование работы налоговых органов в сфере управления расчетами по налогам 525
Вопросы для самопроверки 537
Глава 16. Организация работы налоговых органов по борьбе с уклонением от налогов 538
16.1. Основы правовой квалификации налоговых правонарушений 538
16.2. Использование иностранных фирм для целей оптимизации налоговых платежей 540
16.3. Налоговый контроль за деятельностью многонациональных компаний 543
16.4. Законодательные основы противодействия налоговым правонарушениям 544
16.5. Противодействие налоговым правонарушениям в России 549
Вопросы для самопроверки 559
Глава 17. Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации: основные направления и особенности 560
Вопросы для самопроверки 568
Приложение III.I. Декларация прав налогоплательщика (США) 569
Заключение 572

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

Хомяков Александр Петрович, юрисконсульт ОАО "Нордеа Банк", аспирант кафедры финансового и налогового права Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

В статье анализируются основные подходы к определению понятия "налоговое администрирование" и его правовой природе.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налог, налоговая система, налоговые органы.

The article analyses the main approaches to determination of the concept "tax administering" and legal nature thereof.

Key words: tax administering, tax, tax system, tax agencies.

Налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства. Недостатки администрирования налогов приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению поступления налогов в бюджет и разбалансированности действий уполномоченных государственных органов. Ситуация усугубляется возможностью использования свободного усмотрения уполномоченными государством органами. Более того, налоговое администрирование может стать средством принуждения и репрессий.

Успешное налоговое администрирование ведет к повышению поступления налогов в бюджет, сокращению налоговых правонарушений, улучшению инвестиционного климата и обеспечению прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Достигнутый уровень налогового законодательства и наука налогового права не дают цельного представления о налоговом администрировании как о полностью сформировавшемся правовом явлении. В целях совершенствования правового регулирования налогового администрирования приобретает актуальность постановка теоретической задачи определения правовой природы налогового администрирования как регламентированной законами и другими правовыми актами организационной, управленческой деятельности уполномоченных государственных органов и других уполномоченных законами субъектов по обеспечению возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности и обеспечения поступления денежных средств, уплачиваемых в виде налогов, в бюджетную систему Российской Федерации.

Понимание налогового администрирования неоднозначно и требует научного исследования. Так, по мнению И.А. Перонко, В.А. Красницкого, "налоговое администрирование - это система управления государством налоговыми отношениями. Налоговые отношения являются предметом налогового администрирования" . А.З. Дадашев, А.В. Лобанов считают, что "налоговое администрирование как организационно-управленческая система реализации налоговых отношений включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России. Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Каждому из этих методов присущи свои формы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач. Целью налогового администрирования, таким образом, является обеспечение плановых налоговых поступлений в бюджетную систему в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля" .

Перонко И.А., Красницкий В.А. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. 2000. N 10. С. 22.
Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2002. С. 4 - 5.

О.А. Миронова, Ф.Ф. Ханафеев определяют налоговое администрирование как "динамически развивающуюся систему управления налоговыми отношениями, координирующую деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики" . Приблизительно так же определяют налоговое администрирование А.В. Аронов и В.А. Кашин: "налоговое администрирование - это система управления государством налоговыми отношениями в действии" .

Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. М.: Омега-Л, 2005. С. 33.
Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование. М.: Экономистъ, 2006. С. 17.

Т.А. Слесарева дает общую характеристику: "Налоговое администрирование - это управление процессом взаимодействия между участниками налоговых правоотношений, возникающих в ходе исполнения обязательств перед бюджетами различных уровней бюджетной системы, в рамках деятельности налоговых органов, выполняющих функции по сбору налогов и контролю за их уплатой" . Примерно аналогичное определение налогового администрирования приводят Т.В. Игнатова и А.И. Пономарев: "деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование - это организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков" .

Слесарева Т.А. Развитие налогового администрирования в России // Социология власти. 2006. N 4. С. 32.
Пономарев А.И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М., 2006. С. 45.

М.Ю. Орлов дает следующее определение: ". налоговое администрирование - это деятельность уполномоченных органов власти, связанная с осуществлением функций налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц" .

Орлов М.Ю. Совершенствование налогового администрирования: миф или реальность? // Ваш налоговый адвокат. 2006. N 6. С. 4.

А.В. Брызгалин делает вывод: "Понятие "налоговое администрирование" - это категория собирательная, условная, и можно только предположить, что наука и практика только в будущем должны определиться с этим понятием и его содержанием" .

Брызгалин А.В. Правовые вопросы нового налогового администрирования в 2007 году // Хозяйство и право. 2007. N 3. С. 12.

Необходимо также отметить определение налогового администрирования, данное А.С. Титовым: ". это совокупность норм (правил), методов, приемов и средств, при помощи которых специально уполномоченные органы государства осуществляющих управленческую деятельность в налоговой сфере, направленную на контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей" . Несомненно, контролирующая функция занимает важную часть деятельности уполномоченных государством органов, но ею не ограничивается.

Титов А.С. Теоретико-правовые основы налогового администрирования в Российской Федерации: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 65.

Вопросы налогового администрирования в той или иной степени присутствуют в работах, посвященных налоговому, финансовому праву, субъектам налогового права, налоговому процессу, правоотношениям, налоговому контролю и др. В этих трудах аспекты процесса мобилизации налогов играют второстепенную роль. Споры и дискуссии ведутся в основном по поводу определенной области традиционных вопросов, тогда как многие важные проблемы налогового администрирования либо не привлекали, либо привлекали недостаточное внимание.

Следует определить место налогового администрирования в системе понятийного аппарата налогового права: является ли оно одним из основных понятий, какова его связь с другими понятиями теории налогового права, каково его назначение; отражает ли оно объективную реальность либо относится к числу вспомогательных средств познания, применения которых зависит от воли исследователя.

Для обеспечения порядка поступления налогов недостаточно издать нормы, в которых закреплена господствующая воля, необходимо обеспечить подчинение граждан и организаций содержащимся в них правилам. Как справедливо отмечает М.В. Карасева: ". добровольное исполнение налогоплательщиком его налоговой обязанности путем собственных активных действий без помощи государственных органов - это то, к чему, прежде всего, стремится государство" и далее: "Что касается действий государственных органов, направленных на обеспечение исполнения налоговой обязанности, то они являются в системе налогового регулирования вторичными, вынужденными" . По мнению К.С. Бельского, государственные органы, осуществляя налоговое администрирование, используют следующие методы: "1) метод налогового администрирования, обусловливающий добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога; 2) принудительное исполнение по уплате налога; 3) налоговый контроль" .

Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). М., 2003. С. 146.
Бельский К.С. Основы налогового права (цикл материалов по теории налогового права из пяти частей) // Гражданин и право. 2006. N 1. С. 35.

Многие авторы подмечают, что в основании налогового администрирования лежит добровольное исполнение налоговой обязанности. Принудительность уплаты налога хоть и обеспечена силой государства, возникает лишь в случае уклонения от его уплаты. Необходимо добавить, что добровольное исполнение налоговой обязанности невозможно без встречных действий со стороны уполномоченных органов.

Не отрицая всех вышеперечисленных определений понятия "налоговое администрирование", хотелось бы подчеркнуть и другие аспекты познавательного и практически-прикладного значения этого понятия. Можно согласиться с выводом С.В. Запольского, что администрирование - это определенная деятельность . В современных условиях налоговое администрирование - это регламентированная законами и другими нормативными правовыми актами организационная, управленческая деятельность уполномоченных государственных органов и других уполномоченных законами субъектов по обеспечению возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности и обеспечения поступления денежных средств, уплачиваемых в виде налогов, в бюджетную систему Российской Федерации.

Запольский С.В. О предмете финансового права // Известия высших учебных заведений. Серия "Правоведение". 2002. N 5. С. 15.

Администрирование само по себе является управленческой деятельностью, так как латинское слово "administratio" означает "служение", "помощь", "управление". Социальное управление как часть общего управления оказывает регулирующее воздействие на участников социальной системы, обеспечивая достижение поставленных целей и задач. Частью системы социального управления является государственное управление, осуществляющее правовое воздействие на сознание и поведение людей. В юридической литературе под правовым воздействием понимают "результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)".

В налоговое администрирование в широком смысле как деятельности, воплощающей налоговую политику государства и обеспечивающей возникновение, изменение и прекращение налоговой обязанности, на первый взгляд должна включаться правотворческая деятельность. Правотворчество является процессом формирования нормативных правовых актов, преследует цель создания и поддержания системы права в состоянии, отвечающем потребностям правового регулирования на том или ином этапе развития общества, и включает стадии правотворческого процесса: выявления потребности правовой регламентации, подготовки, обсуждения, принятия и вступления в силу правовых актов. Можно согласиться с С.С. Алексеевым: "Правотворчество осуществляется еще до самого процесса правового регулирования и потому не включается в его механизм" .

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. II. М.: Юрид. лит., 1982. С. 65.

Налоговое администрирование неразрывно связано с налоговой политикой. Налоговая политика - это часть государственной политики, основанная на существующей политической идеологии, анализе экономической обстановки и путях развития государства. Характеризуется перманентной деятельностью уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления по созданию эффективного механизма правового регулирования путем принятия соответствующих нормативных правовых актов и направлено на формирование доходной части бюджета, а также на развитие и регламентацию налоговых отношений.

Администрирование налогов как вид государственной деятельности строится и базируется на определенных принципах. Принципы включают основополагающие идеи установления, выражающие объективные закономерности организации уполномоченных государством органов, осуществляющих налоговое администрирование, обоснованные направления реализации их компетенции, задач и функций, отражающие базовые конституционные положения и лежащие в основе правотворческой деятельности, исполнения налоговой обязанности и деятельности налоговых органов. К ним можно отнести следующие принципы: законности, гласности, открытости и прозрачности; справедливости, всеобщности налогообложения и равенства налогоплательщиков перед законом; беспристрастности; определенности налогов и сборов, удобства; эффективности; добровольного исполнения налоговой обязанности; ответственности компетентных органов и лиц за ненадлежащее исполнение процессуальных действий и принятых решений; права на защиту субъектам налогового администрирования; презумпции невиновности налогоплательщика; соблюдения налоговой тайны; неотвратимости юридической ответственности.

Характерной чертой принципов является их взаимосвязанность и взаимообусловленность. С.Г. Пепеляев справедливо отмечает: "Основные принципы непосредственно определяют структуру и объем полномочий налоговых органов. Максимальное воплощение этих принципов должно быть провозглашено целью их деятельности. Они же лежат в основе оценки законности конкретных действий и решений налоговой администрации" .

Пепеляев С.Г. Основы налогового права: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 46.

Важную роль в налоговом администрировании играют инструменты управления, заложенные в налоговых нормах, такие как, например, порядок и методы исчисления налогов, способы, порядок и сроки уплаты налога. Налоговая правовая норма не всегда идентична властному предписанию административной нормы. Определенное поведение закреплено и в процессуальных налоговых нормах. Одной из специфических особенностей процессуальных норм является то, что они тесно связаны с различными приемами и способами, используемыми органами государства при осуществлении своих полномочий. Способы правового регулирования зависят от особенностей правовых норм, от характера субъективных прав и юридических обязанностей:

а) обязывание есть возложение обязанности по совершению установленных положительных действий (обязывающие нормы);

б) дозволение есть предоставление субъективных прав с положительным содержанием, т.е. права на совершение активных действий (управомочивающие нормы);

в) запрещение есть возложение обязанности воздержаться от совершения определенных действий (запрещающие нормы).

Выбор той или иной формы правового воздействия зависит от содержания регулируемых отношений, а также от ряда других обстоятельств, которые, вместе взятые, требуют от законодателя, субъекта, осуществляющего властные функции, избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ, чтобы сделать правовое регулирование наиболее целесообразным и эффективным.

"Финансовое право", 2011, N 4

Khomyakov A.P. On the issue of concept and legal nature of tax administering.

В статье анализируются основные подходы к определению понятия "налоговое администрирование" и его правовой природе.

Налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства. Недостатки администрирования налогов приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению поступления налогов в бюджет и разбалансированности действий уполномоченных государственных органов. Ситуация усугубляется возможностью использования свободного усмотрения уполномоченными государством органами. Более того, налоговое администрирование может стать средством принуждения и репрессий.

Успешное налоговое администрирование ведет к повышению поступления налогов в бюджет, сокращению налоговых правонарушений, улучшению инвестиционного климата и обеспечению прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Достигнутый уровень налогового законодательства и наука налогового права не дают цельного представления о налоговом администрировании как о полностью сформировавшемся правовом явлении. В целях совершенствования правового регулирования налогового администрирования приобретает актуальность постановка теоретической задачи определения правовой природы налогового администрирования как регламентированной законами и другими правовыми актами организационной, управленческой деятельности уполномоченных государственных органов и других уполномоченных законами субъектов по обеспечению возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности и обеспечения поступления денежных средств, уплачиваемых в виде налогов, в бюджетную систему Российской Федерации.

Понимание налогового администрирования неоднозначно и требует научного исследования. Так, по мнению И.А. Перонко, В.А. Красницкого, "налоговое администрирование - это система управления государством налоговыми отношениями. Налоговые отношения являются предметом налогового администрирования" . А.З. Дадашев, А.В. Лобанов считают, что "налоговое администрирование как организационно-управленческая система реализации налоговых отношений включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России. Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Каждому из этих методов присущи свои формы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач. Целью налогового администрирования, таким образом, является обеспечение плановых налоговых поступлений в бюджетную систему в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля" .

Перонко И.А., Красницкий В.А. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. 2000. N 10. С. 22.
Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2002. С. 4 - 5.

О.А. Миронова, Ф.Ф. Ханафеев определяют налоговое администрирование как "динамически развивающуюся систему управления налоговыми отношениями, координирующую деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики" . Приблизительно так же определяют налоговое администрирование А.В. Аронов и В.А. Кашин: "налоговое администрирование - это система управления государством налоговыми отношениями в действии" .

Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. М.: Омега-Л, 2005. С. 33.
Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование. М.: Экономистъ, 2006. С. 17.

Т.А. Слесарева дает общую характеристику: "Налоговое администрирование - это управление процессом взаимодействия между участниками налоговых правоотношений, возникающих в ходе исполнения обязательств перед бюджетами различных уровней бюджетной системы, в рамках деятельности налоговых органов, выполняющих функции по сбору налогов и контролю за их уплатой" . Примерно аналогичное определение налогового администрирования приводят Т.В. Игнатова и А.И. Пономарев: "деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование - это организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков" .

Слесарева Т.А. Развитие налогового администрирования в России // Социология власти. 2006. N 4. С. 32.
Пономарев А.И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М., 2006. С. 45.

М.Ю. Орлов дает следующее определение: ". налоговое администрирование - это деятельность уполномоченных органов власти, связанная с осуществлением функций налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц" .

Орлов М.Ю. Совершенствование налогового администрирования: миф или реальность? // Ваш налоговый адвокат. 2006. N 6. С. 4.

А.В. Брызгалин делает вывод: "Понятие "налоговое администрирование" - это категория собирательная, условная, и можно только предположить, что наука и практика только в будущем должны определиться с этим понятием и его содержанием" .

Брызгалин А.В. Правовые вопросы нового налогового администрирования в 2007 году // Хозяйство и право. 2007. N 3. С. 12.

Необходимо также отметить определение налогового администрирования, данное А.С. Титовым: ". это совокупность норм (правил), методов, приемов и средств, при помощи которых специально уполномоченные органы государства осуществляющих управленческую деятельность в налоговой сфере, направленную на контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей" . Несомненно, контролирующая функция занимает важную часть деятельности уполномоченных государством органов, но ею не ограничивается.

Титов А.С. Теоретико-правовые основы налогового администрирования в Российской Федерации: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 65.

Вопросы налогового администрирования в той или иной степени присутствуют в работах, посвященных налоговому, финансовому праву, субъектам налогового права, налоговому процессу, правоотношениям, налоговому контролю и др. В этих трудах аспекты процесса мобилизации налогов играют второстепенную роль. Споры и дискуссии ведутся в основном по поводу определенной области традиционных вопросов, тогда как многие важные проблемы налогового администрирования либо не привлекали, либо привлекали недостаточное внимание.

Следует определить место налогового администрирования в системе понятийного аппарата налогового права: является ли оно одним из основных понятий, какова его связь с другими понятиями теории налогового права, каково его назначение; отражает ли оно объективную реальность либо относится к числу вспомогательных средств познания, применения которых зависит от воли исследователя.

Для обеспечения порядка поступления налогов недостаточно издать нормы, в которых закреплена господствующая воля, необходимо обеспечить подчинение граждан и организаций содержащимся в них правилам. Как справедливо отмечает М.В. Карасева: ". добровольное исполнение налогоплательщиком его налоговой обязанности путем собственных активных действий без помощи государственных органов - это то, к чему, прежде всего, стремится государство" и далее: "Что касается действий государственных органов, направленных на обеспечение исполнения налоговой обязанности, то они являются в системе налогового регулирования вторичными, вынужденными" . По мнению К.С. Бельского, государственные органы, осуществляя налоговое администрирование, используют следующие методы: "1) метод налогового администрирования, обусловливающий добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога; 2) принудительное исполнение по уплате налога; 3) налоговый контроль" .

Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). М., 2003. С. 146.
Бельский К.С. Основы налогового права (цикл материалов по теории налогового права из пяти частей) // Гражданин и право. 2006. N 1. С. 35.

Многие авторы подмечают, что в основании налогового администрирования лежит добровольное исполнение налоговой обязанности. Принудительность уплаты налога хоть и обеспечена силой государства, возникает лишь в случае уклонения от его уплаты. Необходимо добавить, что добровольное исполнение налоговой обязанности невозможно без встречных действий со стороны уполномоченных органов.

Не отрицая всех вышеперечисленных определений понятия "налоговое администрирование", хотелось бы подчеркнуть и другие аспекты познавательного и практически-прикладного значения этого понятия. Можно согласиться с выводом С.В. Запольского, что администрирование - это определенная деятельность . В современных условиях налоговое администрирование - это регламентированная законами и другими нормативными правовыми актами организационная, управленческая деятельность уполномоченных государственных органов и других уполномоченных законами субъектов по обеспечению возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности и обеспечения поступления денежных средств, уплачиваемых в виде налогов, в бюджетную систему Российской Федерации.

Запольский С.В. О предмете финансового права // Известия высших учебных заведений. Серия "Правоведение". 2002. N 5. С. 15.

Администрирование само по себе является управленческой деятельностью, так как латинское слово "administratio" означает "служение", "помощь", "управление". Социальное управление как часть общего управления оказывает регулирующее воздействие на участников социальной системы, обеспечивая достижение поставленных целей и задач. Частью системы социального управления является государственное управление, осуществляющее правовое воздействие на сознание и поведение людей. В юридической литературе под правовым воздействием понимают "результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)".

В налоговое администрирование в широком смысле как деятельности, воплощающей налоговую политику государства и обеспечивающей возникновение, изменение и прекращение налоговой обязанности, на первый взгляд должна включаться правотворческая деятельность. Правотворчество является процессом формирования нормативных правовых актов, преследует цель создания и поддержания системы права в состоянии, отвечающем потребностям правового регулирования на том или ином этапе развития общества, и включает стадии правотворческого процесса: выявления потребности правовой регламентации, подготовки, обсуждения, принятия и вступления в силу правовых актов. Можно согласиться с С.С. Алексеевым: "Правотворчество осуществляется еще до самого процесса правового регулирования и потому не включается в его механизм" .

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. II. М.: Юрид. лит., 1982. С. 65.

Налоговое администрирование неразрывно связано с налоговой политикой. Налоговая политика - это часть государственной политики, основанная на существующей политической идеологии, анализе экономической обстановки и путях развития государства. Характеризуется перманентной деятельностью уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления по созданию эффективного механизма правового регулирования путем принятия соответствующих нормативных правовых актов и направлено на формирование доходной части бюджета, а также на развитие и регламентацию налоговых отношений.

Администрирование налогов как вид государственной деятельности строится и базируется на определенных принципах. Принципы включают основополагающие идеи установления, выражающие объективные закономерности организации уполномоченных государством органов, осуществляющих налоговое администрирование, обоснованные направления реализации их компетенции, задач и функций, отражающие базовые конституционные положения и лежащие в основе правотворческой деятельности, исполнения налоговой обязанности и деятельности налоговых органов. К ним можно отнести следующие принципы: законности, гласности, открытости и прозрачности; справедливости, всеобщности налогообложения и равенства налогоплательщиков перед законом; беспристрастности; определенности налогов и сборов, удобства; эффективности; добровольного исполнения налоговой обязанности; ответственности компетентных органов и лиц за ненадлежащее исполнение процессуальных действий и принятых решений; права на защиту субъектам налогового администрирования; презумпции невиновности налогоплательщика; соблюдения налоговой тайны; неотвратимости юридической ответственности.

Характерной чертой принципов является их взаимосвязанность и взаимообусловленность. С.Г. Пепеляев справедливо отмечает: "Основные принципы непосредственно определяют структуру и объем полномочий налоговых органов. Максимальное воплощение этих принципов должно быть провозглашено целью их деятельности. Они же лежат в основе оценки законности конкретных действий и решений налоговой администрации" .

Пепеляев С.Г. Основы налогового права: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 46.

Важную роль в налоговом администрировании играют инструменты управления, заложенные в налоговых нормах, такие как, например, порядок и методы исчисления налогов, способы, порядок и сроки уплаты налога. Налоговая правовая норма не всегда идентична властному предписанию административной нормы. Определенное поведение закреплено и в процессуальных налоговых нормах. Одной из специфических особенностей процессуальных норм является то, что они тесно связаны с различными приемами и способами, используемыми органами государства при осуществлении своих полномочий. Способы правового регулирования зависят от особенностей правовых норм, от характера субъективных прав и юридических обязанностей:

а) обязывание есть возложение обязанности по совершению установленных положительных действий (обязывающие нормы);

б) дозволение есть предоставление субъективных прав с положительным содержанием, т.е. права на совершение активных действий (управомочивающие нормы);

в) запрещение есть возложение обязанности воздержаться от совершения определенных действий (запрещающие нормы).

Выбор той или иной формы правового воздействия зависит от содержания регулируемых отношений, а также от ряда других обстоятельств, которые, вместе взятые, требуют от законодателя, субъекта, осуществляющего властные функции, избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ, чтобы сделать правовое регулирование наиболее целесообразным и эффективным.

Организация налогового администрирования в РФ. Эффективность государственного управления в сфере налогообложения. Проведение научно обоснованной административной реформы. Система сбора и перераспределения налогов. Налоговые поступления в бюджеты.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 09.10.2013
Размер файла 50,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Важно отметить, что сейчас идет активное развития организации налогового администрирования в Российской Федерации, улучшается качество контрольной работы налоговых органов, однако по-прежнему много проблем остается с налоговым администрированием. К сожалению, не во всех случаях нормы законодательства о налоговом администрировании выполняются точно и аккуратно. Вследствие этого перед Минфином России и налоговыми органами стоит задача сделать налоговое законодательство более понятным, "менее двусмысленным и не допускающим неоднозначного прочтения".

Для решения существующих проблем требуются принципиально новые подходы. В противном случае новые вопросы и противоречия будут накладываться на нерешенные старые. И как результат - масштабные пробелы в налоговом законодательстве.

Как организационно-управленческий прорыв следует рассматривать создание Общественного научного совета при ФНС России и ее региональных управлениях, который призван проанализировать все недостатки законодательства, обобщить практику применения и приступить к "форматированию" Налогового кодекса РФ. Только тогда налоговое администрирование станет эффективным.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 27 июля 2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".

2. Абрамчик Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля // Финансовое право, 2009. N 6. С.22.

3. Анашкин А.К. Актуальные проблемы налогового администрирования // Ваш налоговый адвокат, март-апрель 2007 г. N 2. С.12

4. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование (учебник). М., 2006. 230 с.

5. Белоусов С.А. Совершенствуем систему администрирования // Российский налоговый курьер, 2006. N 10. С. 18.

6. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Закон о налоговом администрировании, или новые правила игры на налоговом поле (краткий анализ основных изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) // Налоги и финансовое право, 2006. № 2. С. 27.

7. Будников Д.Б. Проблемы налоговой реформы в России на современном этапе развития государственности // Налоги . 2008. N 2. С. 38.

8. Бурцев Д.Г. Изменения в налоговом администрировании в условиях модернизации налоговых органов // Налоговый вестник, 2008. № 10. С. 15.

9. Васильев Ю.А. Новшества в налоговом администрировании // Налоговая проверка, 2009 г. № 1. С. 43.

10. Гончаренко Л.И., Анашкин А.К. Налоговое администрирование: лучше быть, чем казаться // Ваш налоговый адвокат, 2005. N 5. С. 30.

11. Гриценко В.В. Актуальные проблемы налоговой реформы в Российской Федерации // Финансовое право, 2007. N 6. С. 33.

12. Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2008. 150 с.

13. Иванов А.Г. Понятие администрирования налогов // Финансовое право, 2008. N 9. С. 13.

14. Киреева А.В. Правовые аспекты и возможные проблемы реформы налогового администрирования // Налоговый вестник, 2008 г. 34. С. 18.

15. Князева О.В., Пономарева Н.В. Особенности налогового администрирования в государстве с переходной экономикой // Финансы, 2006. N 6. С. 31-42.

16. Копина А.А. О заседании "круглого стола" на тему "Актуальные проблемы налогового права современной России" // Финансовое право. 2008. N 5. С. 37.

17. Лазавой Г.Н. Современные проблемы налогового администрирования // Финансы, 2007 г. № 4. С. 20.

18. Мельникова Н.П. Актуальные проблемы теории и практики налогового администрирования в Российской Федерации. Обзор выступлений на заседании "круглого стола" // Ваш налоговый адвокат, 2007. N 6. С. 36.

19. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Налоги и налогообложение" М., 2006. 330 с.

20. Мухин М.С. Проблемы и перспективы налогового администрирования в России // БУХ.1С", 2008 г. № 6. С. 19.

21. Мухин М.С., Назаров А.Р. Реформа налогового администрирования: насколько оправдались ожидания? // БУХ.1С, 2006. N 10. С. 42.

22. Новоселов К.В. О совершенствовании налогового администрирования // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации, 2009 г. № 1. С. 14.,

23. Орлов М.Ю. Совершенствование налогового администрирования: миф или реальность? // Ваш налоговый адвокат, 2007. N 6. С. 4.

24. Официальный сайт Казначейства Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.roskazna.ru.

25. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru.

26. Перонко В.А., Красицкий В.А. Налоговое администрирование // Налоговый вестник, 2009. N 10. С. 38.

27. Пронина Л.И. Вторая часть Налогового кодекса - продолжение налоговой реформы и ее влияние на доходы местных бюджетов // Финансы, 2009. N 5. С. 18.

28. Проскурина Я.М. Изменения в налоговом законодательстве в связи с принятием закона о налоговом администрировании // Ремедиум, декабрь 2006 г. № 12. С. 23.

30. Сасов К.А. Круговая порука как принцип налогового администрирования // Ваш налоговый адвокат, 2006. N 2. С. 15.

31. Свистунов А.А. Проблемы построения налоговой политики государства в процессе эволюции принципов налогообложения // История государства и права, 2008. N 8. С. 40.

32. Смирнов Е.Е. В налоговом администрировании грядут серьезные перемены // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании, 2007. N 1. С. 31.

33. Смирнов И.Е. Госдума завершает рассмотрение поправок к законопроекту о совершенствовании налогового администрирования // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, 2006. N 4. С. 21.

34. Смирнов И.Е. Комитет Госдумы по бюджету и налогам рассматривает поправки в законопроект о совершенствовании налогового администрирования // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, 2008. N 3. С. 28.

35. Субботин В.Н., Хорошев С.В. Проблемы построения налоговой политики государства и ее эволюция // Государственная власть и местное самоуправление, 2008. N 7. С. 12.

36. Титов А.С. Налоговое администрирование как правовая категория // Законы России: опыт, анализ, практика, март 2009 г. № 3. С. 9.

37. Хамзина М.А. Налоговый процесс в системе налогового администрирования // Финансовое право, 2009. N 6. С. 31.

Организация налогового администрирования в РФ. Эффективность государственного управления в сфере налогообложения. Проведение научно обоснованной административной реформы. Система сбора и перераспределения налогов. Налоговые поступления в бюджеты.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 09.10.2013
Размер файла 50,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Важно отметить, что сейчас идет активное развития организации налогового администрирования в Российской Федерации, улучшается качество контрольной работы налоговых органов, однако по-прежнему много проблем остается с налоговым администрированием. К сожалению, не во всех случаях нормы законодательства о налоговом администрировании выполняются точно и аккуратно. Вследствие этого перед Минфином России и налоговыми органами стоит задача сделать налоговое законодательство более понятным, "менее двусмысленным и не допускающим неоднозначного прочтения".

Для решения существующих проблем требуются принципиально новые подходы. В противном случае новые вопросы и противоречия будут накладываться на нерешенные старые. И как результат - масштабные пробелы в налоговом законодательстве.

Как организационно-управленческий прорыв следует рассматривать создание Общественного научного совета при ФНС России и ее региональных управлениях, который призван проанализировать все недостатки законодательства, обобщить практику применения и приступить к "форматированию" Налогового кодекса РФ. Только тогда налоговое администрирование станет эффективным.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 27 июля 2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".

2. Абрамчик Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля // Финансовое право, 2009. N 6. С.22.

3. Анашкин А.К. Актуальные проблемы налогового администрирования // Ваш налоговый адвокат, март-апрель 2007 г. N 2. С.12

4. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование (учебник). М., 2006. 230 с.

5. Белоусов С.А. Совершенствуем систему администрирования // Российский налоговый курьер, 2006. N 10. С. 18.

6. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Закон о налоговом администрировании, или новые правила игры на налоговом поле (краткий анализ основных изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) // Налоги и финансовое право, 2006. № 2. С. 27.

7. Будников Д.Б. Проблемы налоговой реформы в России на современном этапе развития государственности // Налоги . 2008. N 2. С. 38.

8. Бурцев Д.Г. Изменения в налоговом администрировании в условиях модернизации налоговых органов // Налоговый вестник, 2008. № 10. С. 15.

9. Васильев Ю.А. Новшества в налоговом администрировании // Налоговая проверка, 2009 г. № 1. С. 43.

10. Гончаренко Л.И., Анашкин А.К. Налоговое администрирование: лучше быть, чем казаться // Ваш налоговый адвокат, 2005. N 5. С. 30.

11. Гриценко В.В. Актуальные проблемы налоговой реформы в Российской Федерации // Финансовое право, 2007. N 6. С. 33.

12. Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2008. 150 с.

13. Иванов А.Г. Понятие администрирования налогов // Финансовое право, 2008. N 9. С. 13.

14. Киреева А.В. Правовые аспекты и возможные проблемы реформы налогового администрирования // Налоговый вестник, 2008 г. 34. С. 18.

15. Князева О.В., Пономарева Н.В. Особенности налогового администрирования в государстве с переходной экономикой // Финансы, 2006. N 6. С. 31-42.

16. Копина А.А. О заседании "круглого стола" на тему "Актуальные проблемы налогового права современной России" // Финансовое право. 2008. N 5. С. 37.

17. Лазавой Г.Н. Современные проблемы налогового администрирования // Финансы, 2007 г. № 4. С. 20.

18. Мельникова Н.П. Актуальные проблемы теории и практики налогового администрирования в Российской Федерации. Обзор выступлений на заседании "круглого стола" // Ваш налоговый адвокат, 2007. N 6. С. 36.

19. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Налоги и налогообложение" М., 2006. 330 с.

20. Мухин М.С. Проблемы и перспективы налогового администрирования в России // БУХ.1С", 2008 г. № 6. С. 19.

21. Мухин М.С., Назаров А.Р. Реформа налогового администрирования: насколько оправдались ожидания? // БУХ.1С, 2006. N 10. С. 42.

22. Новоселов К.В. О совершенствовании налогового администрирования // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации, 2009 г. № 1. С. 14.,

23. Орлов М.Ю. Совершенствование налогового администрирования: миф или реальность? // Ваш налоговый адвокат, 2007. N 6. С. 4.

24. Официальный сайт Казначейства Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.roskazna.ru.

25. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru.

26. Перонко В.А., Красицкий В.А. Налоговое администрирование // Налоговый вестник, 2009. N 10. С. 38.

27. Пронина Л.И. Вторая часть Налогового кодекса - продолжение налоговой реформы и ее влияние на доходы местных бюджетов // Финансы, 2009. N 5. С. 18.

28. Проскурина Я.М. Изменения в налоговом законодательстве в связи с принятием закона о налоговом администрировании // Ремедиум, декабрь 2006 г. № 12. С. 23.

30. Сасов К.А. Круговая порука как принцип налогового администрирования // Ваш налоговый адвокат, 2006. N 2. С. 15.

31. Свистунов А.А. Проблемы построения налоговой политики государства в процессе эволюции принципов налогообложения // История государства и права, 2008. N 8. С. 40.

32. Смирнов Е.Е. В налоговом администрировании грядут серьезные перемены // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании, 2007. N 1. С. 31.

33. Смирнов И.Е. Госдума завершает рассмотрение поправок к законопроекту о совершенствовании налогового администрирования // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, 2006. N 4. С. 21.

34. Смирнов И.Е. Комитет Госдумы по бюджету и налогам рассматривает поправки в законопроект о совершенствовании налогового администрирования // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, 2008. N 3. С. 28.

35. Субботин В.Н., Хорошев С.В. Проблемы построения налоговой политики государства и ее эволюция // Государственная власть и местное самоуправление, 2008. N 7. С. 12.

36. Титов А.С. Налоговое администрирование как правовая категория // Законы России: опыт, анализ, практика, март 2009 г. № 3. С. 9.

37. Хамзина М.А. Налоговый процесс в системе налогового администрирования // Финансовое право, 2009. N 6. С. 31.

Читайте также: