Снг обмен налоговой информацией

Опубликовано: 25.03.2024

О том, когда Украина начнет автоматически обмениваться налоговой информацией с миром и почему «компрачикосы» уже небезопасны, в колонке «Минфину» рассказал управляющий партнер KAC Group Владимир Гаркуша.

О том, когда Украина начнет автоматически обмениваться налоговой информацией с миром и почему кампрачикосы

Меньше двух лет на подготовку

Законы (№ 322-IX и № 323-IX), которые приводят отечественное законодательство в соответствие с новым соглашением между Украиной и США об иностранных счетах (FATCA), наделали много шума. Их утверждение в конце 2019-го года положило начало имплементации в украинское законодательство принципов автоматического обмена информацией CRS.

Напомню, что «Единый стандарт отчетности» (Common Reporting Standard) начал разрабатываться в 2013 году в рамках международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В мае 2014 года была одобрена Декларация ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией. На cегодняшний день 110 государств официально выразили готовность имплементировать стандарт CRS, или уже сделали это.

Согласно CRS собирать и передавать своим властям информацию о счетах для последующего международного обмена должны все финансовые учреждения (банки, инвестиционные структуры, страховые компании), оперирующие на территории стран-участников.

По прогнозам, Украина к концу 2022 года уже может заключить договора об обмене информацией с большинством стран-участников ОЭСР. После чего все счета налоговых резидентов Украины, в том числе не только личные, а и контролируемых иностранных компаний, будут в «зоне видимости» украинских налоговых органов.

Как появляются «компрачикосы»

Во внешнеэкономической деятельности украинские бизнесмены традиционно используют иностранные компании в качестве инструментов налогового и финансового планирования. В сложившейся ситуации международной борьбы с некорректной налоговой конкуренцией, контроля и соблюдения правил compliance, когда нужно учитывать огромное количество нюансов, зачастую возникают причудливые структуры- «компрачикосы».

Типа английской компании с адресом в Лондоне, со счетом в грузинском банке, где директора и акционеры — панамцы, а бенефициар из Одессы. В нашей практике были композиции и похлеще. Самое уязвимое место таких структур — банковский счет, который без соблюдения условия compliance (соответствие деятельности компании с местом ее регистрации, обслуживающим банком и прочих условий) открыть очень сложно.

Поэтому и появляются эстонские компании со счетом в Казахстане или Армении. В этом контексте возникает вопрос, а есть ли аналоги CRS между, условно, странами СНГ (CIS)?

Аналоги CRS на постсоветском пространстве

В рамках стран бывшего СССР, если хотите, СНГ (CIS) подписан Протокол об обмене информацией в электронном виде между государствами — участниками СНГ для осуществления налогового администрирования. С 2021 года планируется обмен осуществлять на постоянной основе.

Кроме того, существует Соглашение между государствами — участниками СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере от 4 июня 1999 г. Его подписали, например Беларусь, РФ, Казахстан, Армения, Азербайджан. И действует оно как в отношении физических, так и юридических лиц, а также, что важно, не только в отношении их доходов, финансовых средств, но и «отдельных видов имущества», что обмен в рамках CRS пока не предполагает.

Кроме того, многие страны бывшего СССР подписали на двусторонней основе межправительственные соглашений об обмене информацией по налоговым вопросам. Та же Беларусь имеет такие не только со странами-членами СНГ, но и с Грузией и Украиной ().

В свою очередь, страны СНГ заключили аналогичные двусторонние соглашения об обмене информацией с другими странами. К примеру, такие соглашения подписаны у Казахстана с Каймановыми островами, Швейцарией, Люксембургом. А у Азербайджана с Сингапуром и Бермудскими островами. Почти все страны СНГ имеют двусторонние Соглашения об обмене информацией с Кипром, который, в свою очередь, в рамках CRS сотрудничает с более чем пятьюдесятью странами — членами ОЭСР.

Почему это опасней, чем кажется

Каждое двустороннее соглашение об обмене финансовой информацией имеет свою специфику. В некоторых из них информация и каналы ее получения трактуются довольно широко и выходят за рамки двусторонних взаимоотношений, особенно если эти моменты касаются международных (не межгосударственных) обязательств, например в рамках ОЭСР.

Вторые имеют преимущественное право над первыми. А это важно, если учесть популярность банков Казахстана, Армении, Беларуси, Азербайджана у компаний из Англии, Сингапура, Кипра, бенефициарами которых являются налоговые резиденты Украины.

Живой практики в этом вопросе пока нет, ведь глобальные процессы CRS только запускаются в 2021—2022 годах. Но учитывая динамику и системность подхода в выявлении и последующем налогообложении доходов на уровне бенефициаров независимо от места их возникновения, одесситу, чья швейцарская компания имеет счет в Azer-Turk Bank, стоит задуматься.

Опубликован Закон РБ от 18.08.2020 № 53-З «О присоединении Республики Беларусь к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между государствами —участниками СНГ для осуществления налогового администрирования».

Протокол об обмене информацией в электронном виде между государствами — участниками СНГ для осуществления налогового администрирования (далее — Протокол) был подписан премьер-министрами Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана еще два года назад, осенью 2018. После этого начался процесс ратификации Протокола отдельными странами — Беларусь стала последней из них.

Обмен информацией между налоговыми органами отдельных стран как важный элемент налогового администрирования и ранее использовался нашей страной. Основанием для его осуществления является Указ Президента РБ от 15.10.2015 № 422 «О представлении информации налоговым органам иностранных государств», предусматривающий действия белорусских властей в рамках соответствующих двусторонних международных договоров.

На данный момент существует целый ряд двусторонних межправительственных соглашений об обмене информацией по налоговым вопросам, подписанных Правительством Республики Беларусь:

с Грузией (от 16.05.2014 г.),

с Туркменистаном (от 18.06.2009 г.),

с Республикой Узбекистан (от 24.05.2007 г.),

с Азербайджанской Республикой (от 5.11.2004 г.),

с Кыргызской Республикой (от 20.01.2001 г.),

с Республикой Армения (от 19.07.2000 г.),

с Республикой Казахстан (от 22.05.2000 г.),

с Республикой Молдова (от 29.06.2000 г.),

с Республикой Таджикистан (от 14.12.1999 г.),

с Украиной (от 13.04.1999 г.),

с Российской Федерацией (от 28.07.1995 г.).

Кроме того, Беларусь, наряду с Кыргызстаном, Казахстаном, Арменией и Россией, является стороной Соглашения между государствами — участниками СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере от 4 июня 1999 г.

Однако, в отличие от Протокола, указанные выше акты предполагают обмен налоговой информацией по запросу о содействии, предоставленному профильными налоговыми органами страны.

Протокол же предполагает автоматический обмен данными — он будет производиться ежегодно.

Какой именно информацией будут обмениваться компетентные органы стран, подписавших Протокол (в Беларуси такими функциями наделено МНС):

1. В отношении юридических лиц

а) доходы юридического лица одного государства — участника обмена, облагаемые налогом у источника выплаты в другом государстве — участнике обмена:

доходы по долговым обязательствам;

роялти, в том числе доходы от использования и (или) предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности;

доходы от сдачи в аренду имущества;

доходы от отчуждения ценных бумаг, кроме акций;

доходы от отчуждения акций, долей, паев;

доходы от отчуждения движимого и недвижимого имущества;

б) доходы юридического лица одного государства — участника обмена, получаемые от деятельности через постоянное представительство (учреждение) в другом государстве — участнике обмена.

2. В отношении физических лиц

доходы от работы по найму;

вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;

роялти, в том числе доходы от использования и (или) предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности (при наличии в информационных ресурсах);

доходы от операций с ценными бумагами (от отчуждения ценных бумаг);

доходы от отчуждения долей в уставном фонде (капитале) юридического лица;

доходы от отчуждения недвижимого имущества (при наличии в информационных ресурсах);

3. Об отдельных видах имущества и его собственниках (владельцах)

об отдельных видах имущества, зарегистрированного (находящегося) на территории одного государства — участника обмена, и его собственниках (владельцах), являющихся юридическими лицами или гражданами других государств — участников обмена;

об адресе места жительства (места пребывания) гражданина одного государства — участника обмена — собственника (владельца) имущества, зарегистрированного (находящегося) на территории другого государства — участника обмена.

scheme


Обмен информацией будет осуществляться компетентными органами государств — участников Протокола в электронном виде по открытым каналам связи. При этом указанные органы самостоятельно разрабатывают программное обеспечение, предназначенное для формирования и обработки информации.

image_pdf
image_print

С 2018 года Россия вступает в систему обмена финансовой информацией между государствами. Какие данные будут передаваться и в каком порядке? Что это значит для лиц, которые имеют счета за границей, а также иностранцев, обслуживающихся в российских банках?

О чем речь

Международное сотрудничество ведется в рамках принятой в середине 2015 года Конвенции об административной помощи по налоговым делам. На ее основе были разработаны многосторонние соглашения компетентных органов разных стран, а также единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах.

На основании этих документов налоговые органы разных стран могут в автоматическом порядке обмениваться информацией о счетах лиц, которые не являются резидентами. Передаче подлежат сведения о наличии таких счетов, суммах остатков на них и оборотах за прошедший год.

Надо сказать, что такими данными налоговые органы разных стран могут обмениваться и сегодня. Однако для этого должны быть сделаны соответствующие запросы. Но уже с 2018 года обмен может происходить автоматически.

Однако это не значит, что ФНС РФ будет слать сведения о нерезидентах всем странам-участницам Конвенции по умолчанию, как и получать аналогичные сведения о своих гражданах. Дело в том, что в рамках Конвенции сторонам следует заключить двухсторонние соглашения — только после этого информация будет направляться в автоматическом режиме, то есть без запросов. Причем в таком соглашении можно определить разнообразные правила — это зависит от того, как договорятся страны между собой. Например, такое соглашение может предусматривать, что одна из сторон передает другой полную информацию, а вторая — лишь по определенным видам счетов.

На конец 2017 года Россия не заключила ни одного двустороннего соглашения в рамках Конвенции административной помощи по налоговым делам. Пока ведутся переговоры. В частности, в 2019 году такое соглашение может заработать между Россией и Швейцарией.

Какие данные будут передаваться

Страны-участницы собираются обмениваться информацией о счетах, предусматривающих оказание финансовых услуг. Сюда относятся договоры банковского вклада или счета, добровольного страхования жизни, брокерского обслуживания, доверительного управления, депозитарного обслуживания, пенсионные и некоторые другие виды договоров. Кроме того, договором финансового обслуживания может быть признано любое соглашение, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиента денежные средства или финансовые активы и осуществляет их хранение, управление, сделки с ним в интересах клиента либо за его счет.

Соответственно, данные о счетах в налоговые органы должны предоставлять организации, которые эти счета обслуживают: банки, страховые компании, пенсионные фонды, управляющие компании, брокеры и так далее.

Цель обмена такой информацией заключается в том, чтобы контролирующие органы государства имели данные в отношении своих граждан о доходах, которые они получают в других странах.

Какие сведения организации будут передавать в ФНС

В налоговую службу России организации должны будут передавать информацию:

  1. О нерезидентах:
    • в отношении физических лиц — ФИО, гражданство, дата и место рождения, фактический адрес, номер налогоплательщика (аналог ИНН);
    • в отношении юридических лиц — наименование, адрес регистрации, страна налогового резидентства, номер налогоплательщика.
  2. О договоре финансовых услуг, а именно номер и дата договора, номер счета либо его аналог, сумму договора или остатка средств на счете.
  3. О прекращенных договорах, закрытых счетах, в том числе дату закрытия.

Если сумма средств на счете меньше нуля (договор носит кредитный характер), то она признается равной нулю, и данные о ней также передаются в Налоговую службу.

CRS

Аналогичную информацию в отношении нерезидентов будут собирать и налоговые органы других стран, поддержавших Конвенцию.
CRS — Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard), разработанный на основе Конвенции

Что должны делать финансовые организации

В связи с этим изменением, финансовые организации России приобретают ряд новых обязанностей, которые введены законом № 340-ФЗ, а именно:

  • выявлять среди клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов;
  • определять, подлежит ли информация об их счетах или договорах передаче;
  • ежегодно направлять сведения, подлежащее передаче, в ФНС России.

Конкретный порядок передачи информации — ее состав, сроки и так далее — должно определить правительство. Пока такой порядок существует лишь в проекте постановления.

В Налоговом кодексе не сказано, что финансовые организации должны направлять в ФНС сведения о резидентах только тех государств, с которыми у России заключены двусторонние соглашения. Информация должна передаваться в отношении всех нерезидентов и лиц, чье резидентство не установлено. Если таких не выявлено, об этом также следует уведомить ФНС.

Финансовые организации должны отчитываться перед ФНС по каждому физическому лицу, которое является нерезидентом. Известно, что если договор с таким лицом или остаток на его счете превышает 1 млн USD, то внимание к нему будет повышено.

Что же касается лиц юридических, то есть исключения. Так, в отношении нижеперечисленных ЮЛ информация в ФНС не передается:

  • ведущих активную деятельность (определить активность следует из публично доступной информации);
  • имеющих остаток средств на счетах меньше 250000 USD;
  • входящих в утвержденный перечень освобожденных финансовых организаций.

К освобожденным финансовым организациям относятся ЦБ РФ, Пенсионный, Медицинский и Социальный фонды, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, АО Российская венчурная корпорация, Государственная корпорация по страхованию вкладов, Фонд содействия реформированию ЖКХ, а также организации из списка, который утвержден совместно МИД и Минфином.

Начало представления данных в ФНС

Несмотря на то что международных соглашений в рамках конвенции России пока не заключила, данные о нерезидентах финансовые организации начнут представлять в ФНС уже со следующего года. Первые отчеты в отношении счетов (договоров), открытых (заключенных) до 2018 года, должны поступить в Налоговую службу до 31 июля 2018 года. Далее данные будут направляться ежегодно до 31 мая следующего года.

Если финансовые организации проигнорируют это требование, к ним будут применены штрафы. Однако за правонарушения, допущенные в части передачи сведений в 2017—2019 годах, штрафовать не будут.

Выводы

Итак, уже со следующего года банки, страховые компании, брокеры, пенсионные фонды и прочие финансовые организации будут передавать в ФНС информацию о нерезидентах. Это касается и физических, и юридических лиц. То же самое в отношении своих нерезидентов, в том числе граждан РФ, будут делать и финансовые организации других стран.

Таким образом, в иностранные контролирующие органы поступят сведения о счетах российских граждан и компаний, которые они имеют в этих государствах. А после того, как будут заключены двусторонние соглашения, эта информация будет автоматически передаваться в ФНС России.

Открытие счета в зарубежном банке — весьма популярная идея среди российских граждан. Владение ими ради сокрытия иностранных доходов от налогообложения уже не является актуальным. Автоматический обмен налоговой информацией в странах СНГ начинает широко использоваться. Россия обменивается данными с 99 государствами мира. Предлагаем выяснить, как работает обмен финансовой информацией между странами СНГ в автоматическом режиме.

  1. Какие страны СНГ участвуют в автоматическом обмене налоговой информацией?
  2. Какая цель использования финансовой информации о резидентах?
  3. Какие данные о юридических лицах и ИП передаются путем автоматического обмена налоговой информацией?
  4. Какие данные о доходах физических лиц передаются между странами СНГ в автоматическом режиме
  5. О каких видах имущества получают сведения фискалы стран СНГ
  6. Как происходит автоматический обмен налоговой информацией?
  7. Преимущества обмена фискальными данными в автоматическом режиме


По заявлению заместителя главы ФНС РФ, в начале текущего года россияне имели более 700 тысяч иностранных банковских счетов, на которых хранится свыше 13 триллионов рублей. Эта сумма охватывает порядка 400 000 налоговых резидентов России.

Вы можете проконсультироваться у наших экспертов международного налогового планирования по вопросам открытия счетов в зарубежных банках и уплаты налогов по доходам за границей.


Для связи с экспертами портала International Wealth воспользуйтесь телефонами, указанными в шапке сайта.

Какие страны СНГ участвуют в автоматическом обмене налоговой информацией?

В марте 2020 года Российская Федерация ратифицировала Протокол об обмене фискальной информацией в электронном виде между странами СНГ. Он помогает осуществлять налоговое администрирование. Сам протокол был подписан более 3 лет назад представителями следующих стран:

  • Россия
  • Казахстан
  • Азербайджан
  • Армения
  • Киргизия
  • Таджикистан
  • Узбекистан.

С конца прошлого года к протоколу также присоединилась Беларусь.

До подписания и ратификации Протокола страны СНГ использовали обмен налоговой информацией по запросу. То есть, если поступал запрос от налогового органа одной из стран СНГ по поводу наличия открытых банковских счетов на имя ее резидента и сумм средств на них, информация предоставлялась на основе подписанных межгосударственных договоров о сотрудничестве.

Ранее использовались следующие способы отношений налоговых органов между государствами:

  • Обмен по запросу данными фискального характера — стандарт EOIR.
  • Обмен сведениями по операциям транснациональных корпораций — стандарт CbC.

Страны СНГ по очереди продолжают присоединяться к международной инициативе под названием Глобальный форум по налоговой прозрачности. Они имплементируют план BEPS (борьбы с размыванием налогооблагаемой базы).

На основании вышеизложенного бизнесмены и остальные заинтересованные лица должны изучить практическую работу процедуры автоматического обмена налоговой информацией. Если вы не раскрыли налоговому органу данные о наличии своих средств на банковских счетах в странах СНГ, то рискуете получить штраф в размере до 100% от суммы зачисленных на них средств.

Какая цель использования финансовой информации о резидентах?

Международные обязательства по Протоколу исполняет ответственный государственный орган. Например, в Российской Федерации — Федеральная налоговая служба. В Беларуси — Министерство по налогам и сборам. Они осуществляют контроль за полнотой уплаты налогов резидентами страны, занимаются принудительным взысканием, административным и судебным разбирательствами.

Согласно пунктам Протокола об обмене фискальной информацией в электронном виде между странами СНГ, государственным органам разрешается использовать полученные данные для разных целей с получением разрешения от главного фискального органа. Это означает, что сведения могут стать доступными правоохранителям. Использование их в коммерческих целях запрещено.

Какие данные о юридических лицах и ИП передаются путем автоматического обмена налоговой информацией?

Автоматический обмен налоговой информацией в странах СНГ помогает узнать фискалам следующие сведения о доходах налоговых резидентов в лице компаний и индивидуальных предпринимателей:

  • Доход фирмы из государства, участвующего в автоматическом обмене налоговой информацией, который был получен в другой стране-участнице в виде дивидендов.
  • Роялти и доходы по долговым обязательствам, от передачи права на использование объекта интеллектуальной собственности.
  • Пассивный доход от арендных платежей за использование имущества.
  • Доход от отчуждения имущества, паев и ценных бумаг.
  • Прибыль постоянного представительства в иной стране, участвующей в автоматическом обмене налоговой информацией.

Также автоматический обмен налоговой информацией в странах СНГ позволяет получить следующие сведения:

  • Является ли юридическое лицо-резидент собственником доли в капитале компании, зарегистрированной на территории участвующей в обмене страны.
  • Начисляют ли местные фирмы перечисленные выше доходы предприятиям за рубежом.
  • Размер прибыли иностранных постоянных представительств местных предприятий.
  • Какие иностранные постоянные представительства конкретной компании перечисляют ей прибыль.
  • Какие иностранные компании имеют долю в капитале местных фирм.

Какие данные о доходах физических лиц передаются между странами СНГ в автоматическом режиме

Автоматический обмен налоговой информацией также помогает выяснить фискалам данные о следующих доходах физических лиц-резидентов, получаемых в остальных странах СНГ:

  • Заработная плата, получаемая по трудовому договору.
  • Вознаграждение, выплаченное по гражданско-правовому договору.
  • Дивиденды.
  • Роялти и доход от передачи права на использование объекта интеллектуальной собственности, если информационные ресурсы располагает такими сведениями.
  • Операции с ценными бумагами (продажа, торговля).
  • Продажа доли в уставном капитале иностранной фирмы.
  • Доход от продажи недвижимости.

Автоматический обмен налоговой информацией позволяет выяснить, какие из перечисленных доходов были выплачены физлицу-резиденту зарубежными компаниями.

О каких видах имущества получают сведения фискалы стран СНГ

Фискальные органы стран СНГ с помощью автоматического обмена налоговой информацией получают следующие сведения об имуществе и его владельцах среди резидентов:

  • Транспортные средства и объекты недвижимости, зарегистрированные в одной стране-участнице протокола по CRS, но принадлежащие резиденту другого государства-участника.
  • Адрес и место пребывания на зарубежной территории резидента одной из стран СНГ, являющегося собственником имущества.
  • Перечень данных обо всем имуществе в конкретной стране, записанном на иностранцев.
  • Какие иностранные граждане и юридические лица владеют имуществом на территории государства-члена СНГ.
  • Размер налогооблагаемой базы для налога на имущество по всем резидентам, имеющим собственность за границей.
  • Сколько было начислено, и сколько уплатил собственник налога на имущество, зарегистрированное за рубежом.

Как происходит автоматический обмен налоговой информацией?

Следует отметить, что автоматический обмен налоговой информацией имеет криптографическую защиту от взлома хакерами и утечки данных. Разработкой программного обеспечения для обработки полученной информации занимается в каждой отдельной стране свой компетентный орган.

На законодательном уровне закреплена конфиденциальность информации финансового характера, получаемая по автоматическому обмену между странами СНГ. Доступ к ней имеет узкий перечень лиц. За незаконное распространение таких данных предусмотрено административное наказание.

Автоматический обмен налоговой информацией в странах СНГ не происходит ежедневно. По окончании каждого года собранные пакеты данных пересылаются в налоговые органы стран СНГ, подписавших и ратифицировавших Протокол. Независимо от календаря отдельно подводят итоги уточнений ранее представленных сведений предыдущих лет, которые также пересылаются фискалам пакетами данных.

Первый автоматический обмен налоговой информацией между странами СНГ должен произойти по итогам 2020 года между восемью странами-подписантами Протокола по СНГ.

  • Данные по доходам физлиц и юрлиц поступают до 1 августа за предыдущий отчетный период.
  • Данные по отдельным видам движимого и недвижимого имущества и его владельцам поступают до 15 июня за предыдущий отчетный период.

Каждый фискальный орган отдельного государства обязан подтвердить получение данных в автоматическом режиме не позднее 10 суток с момента осуществления. Формат уведомления размещен на ресурсе исполнительного комитета Содружества независимых государств.

Мы приведем пример автоматического обмена налоговой информацией.

Например, российская частная корпорация имеет дочернюю фирму в Казахстане. Получая дивиденды от неё, корпорация обязана уплатить налог у источника на доход в Казахстане. Являясь налоговым резидентом России, у корпорации также появляются обязательства налогообложения дивидендов, полученные за рубежом. Она должна подать декларацию с указанием налогооблагаемой базы и уплаченного налога.

Благодаря подписанному соглашению об избежании двойного налогообложения между странами СНГ корпорация освобождается от налогообложения дивидендов в России. Но подача декларации остается обязательной. Российские налоговики обязаны проверить, нет ли расхождений между данными из автоматического обмена налоговой информацией и декларацией, поданной корпорацией-резидентом. Наличие расхождений является поводом для проведения плановой и внеплановой проверок.

Преимущества обмена фискальными данными в автоматическом режиме

Автоматический обмен налоговой информацией позволяет:

  • Ускорить контроль налогообложения и сделать его проще.
  • Получить дополнительный инструмент для предотвращения двойного налогообложения.
  • Предотвращать уклонение от налогообложения.
  • Сравнивать данные, собранные внутри государства, и полученные от коллег из стран СНГ.
  • Уменьшить шансы размытия налоговой базы налогоплательщиками.

Если вы владеете имуществом за границей и зарубежными банковскими счетами, либо планируете их приобрести, обратитесь к нашим финансовым экспертам за консультацией по вопросам международного налогового планирования. Они объяснять принципы автоматического обмена налоговой информацией и предложат решения по оптимизации налогооблагаемой базы без уклонения от налогообложения.

Узнать подробнее, что такое автоматический обмен налоговой информацией, вы можете в следующей статье.

Предлагаем бесплатную консультацию по подбору иностранного банковского счёта. Узнайте подробности по ссылке.

Для связи с нашими экспертами напишите письмо на электронный почтовый адрес info@offshore-pro.info.

Между какими странами СНГ происходит автоматический обмен налоговой информацией?

В марте 2020 года Российская Федерация ратифицировала Протокол об обмене фискальной информацией в электронном виде между странами СНГ. Сам протокол был подписан более 3 лет назад представителями следующих стран: Россия, Казахстан, Азербайджан, Армения, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. С конца прошлого года к протоколу также присоединилась Беларусь. До подписания и ратификации Протокола страны СНГ использовали обмен налоговой информацией по запросу. Если вы не раскрыли налоговому органу данные о наличии своих средств на банковских счетах в странах СНГ, то рискуете получить штраф.

Как часто происходит автоматический обмен финансовой информацией в странах СНГ?

Автоматический обмен налоговой информацией в странах СНГ происходит ежегодно. По окончании каждого года собранные пакеты данных пересылаются в налоговые органы стран СНГ. Отдельно подводят итоги уточнений ранее представленных сведений предыдущих лет, которые также пересылаются фискалам пакетами данных. Первый автоматический обмен должен произойти по итогам 2020 года между восемью странами-подписантами. Данные по доходам физлиц и юрлиц поступают до 1 августа. Данные по отдельным видам движимого и недвижимого имущества и его владельцам поступают до 15 июня за предыдущий отчетный период.

Какие сведения об имуществе и собственниках получают налоговики стран СНГ?

Транспортные средства и объекты недвижимости, зарегистрированные в одной стране-участнице и принадлежащие резиденту другого государства-участника.
Адрес и место пребывания на зарубежной территории резидента одной из стран СНГ, являющегося собственником имущества.
Перечень данных обо всем имуществе в стране, записанном на иностранцев.
Какие иностранные граждане и юридические лица владеют имуществом на территории СНГ.
Размер налогооблагаемой базы для налога на имущество по всем резидентам, имеющим собственность за границей.
Сколько было начислено, и сколько уплатил собственник налога на имущество.

Данное письмо предназначено для применения в работе подведомственными территориальными налоговыми органами. Оно посвящено вопросу взаимной административной помощи по налоговым делам, возможности обмена информацией с компетентными органами иностранных государств, с которыми ранее отсутствовала правовая основа для административного взаимодействия. Теперь такая основа появилась в связи с вступлением в силу 01.07.2015 для Российской Федерации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.11.1988 г. (с учетом изменений, внесенных Протоколом от 27.05.2010) (далее - Конвенция).

С какими странами Россия обменивается налоговой информацией

Список таких государств (зависимых территорий) по состоянию на 10.12.2015 приведен в Приложении 1 к письму. По мере присоединения к Конвенции новых участников этот список может меняться. Актуальная версия списка опубликовывается на странице ОЭСР по электронному адресу: http://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/Status_of_convention.pdf.

В Приложении 2 к письму приведен для сведения территориальных органов сводный перечень государств и зависимых территорий, с которыми в настоящее время Российская Федерация имеет действующие международные договоры в отношении обмена налоговой информацией.

На какие периоды распространяется Конвенция

В письме указано, что соответствии с пунктом 6 статьи 28 Конвенции ее положения распространяются на административную помощь в отношении налоговых периодов, начинающихся с или после 1 января года, следующего за годом, в котором Конвенция вступила в силу в отношении Стороны (п. 6 ст. 28 Конвенции). Значит, для Российской Федерации это будут налоговые периоды, начинающиеся 01.01.2016. При этом любые две (или более) Стороны могут взаимно согласиться, что Конвенция распространяется на административную помощь в отношении более ранних налоговых периодов.

В отношении налоговых дел, касающихся преднамеренного поведения, которое подлежит уголовному преследованию в соответствии с уголовным правом запрашивающей Стороны, положения Конвенции действуют с даты их вступления в силу для Стороны в отношении более ранних налоговых периодов (п. 7 ст. 28 Конвенции). Это положение применяется исключительно для административной помощи, относящейся к налоговым периодам, начинающимся с или после 1 января третьего года, предшествующего году, в котором Конвенция вступила в силу для Стороны (п. 1f ст. 30 Конвенции). То есть для Российской Федерации это будут налоговые периоды, начинающиеся 01.01.2012 г. Такая договоренность уже достигнута с компетентными органами Каймановых островов.

В случае необходимости направления запросов в компетентные органы государств, с которыми ранее отсутствовала правовая основа для административного взаимодействия, приведенных в Приложении 1, следует руководствоваться установленным действующим порядком по запросу.

Налоги, в отношении которых происходит обмен информацией

Добавим, что при ратификации конвенции, измененной протоколом от 27.05.2010 г., Российская Федерация заявила, что налогами, на которые распространяется Конвенция, являются следующие:

- налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций;

- налог на имущество организаций;

- налог на добавленную стоимость;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения;

- налог на игорный бизнес;

- земельный налог, налог на имущество физических лиц.


Письмо Федеральной налоговой службы
№ОА-4-17/22482@ от 22.12.2015

Федеральная налоговая служба сообщает, что 01.07.2015 для Российской Федерации вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.11.1988, с учетом изменений, внесенных Протоколом от 27.05.2010 (далее - Конвенция), и у ФНС России появилась возможность обмениваться информацией с компетентными органами иностранных государств/зависимых территорий, с которыми ранее отсутствовала правовая основа для административного взаимодействия. Список таких государств/зависимых территорий по состоянию на 10.12.2015 приведен в Приложении 1, он может меняться по мере присоединения к Конвенции новых участников. Наиболее актуальная версия списка опубликовывается на странице ОЭСР по адресу: http://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/Status_of_convention.pdf.

В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Конвенции ее положения распространяются на административную помощь в отношении налоговых периодов, начинающихся с или после 1 января года, следующего за годом, в котором Конвенция вступила в силу в отношении Стороны (то есть для Российской Федерации положения Конвенции распространяются на административную помощь за налоговые периоды, начинающиеся 01.01.2016). При этом любые две или более Стороны могут взаимно согласиться, что Конвенция распространяется на административную помощь в отношении более ранних налоговых периодов.

Пункт 7 статьи 28 Конвенции предусматривает, что в отношении налоговых дел, касающихся преднамеренного поведения, которое подлежит преследованию в соответствии с уголовным правом запрашивающей Стороны, положения настоящей Конвенции действуют с даты вступления в силу для Стороны в отношении более ранних налоговых периодов. Пункт 1f статьи 30 оговаривает, что пункт 7 статьи 28 следует применять исключительно для административной помощи, относящейся к налоговым периодам, начинающимся с или после 1 января третьего года, предшествующего году, в котором Конвенция вступила в силу для Стороны (то есть для Российской Федерации положения Конвенции распространяются на налоговые дела, касающиеся преднамеренного поведения, которое подлежит преследованию в соответствии с уголовным правом Российской Федерации, в отношении налоговых периодов, начинающихся 01.01.2012).

Важно отметить, что на настоящий момент от компетентного органа Каймановых островов получено подтверждение о готовности осуществлять обмен информацией с ФНС России за налоговые периоды, начинающиеся 01.01.2012, как в отношении административной помощи, так и по налоговым делам, касающимся преднамеренного поведения, которое подлежит преследованию в соответствии с уголовным правом Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, в случае необходимости направления запросов в компетентные органы государств/зависимых территорий, приведенных в Приложении 1, следует руководствоваться установленным порядком обмена информацией с компетентными органами иностранных государств по запросу.

Для сведения в Приложении 2 направляется сводный перечень государств и зависимых территорий, с которыми в настоящее время Российская Федерация имеет действующие международные договоры в отношении обмена налоговой информацией.

ФНС России поручает довести настоящее письмо до подведомственных территориальных налоговых органов.

Действующий государственный советник Российской Федерации

Читайте также: