Слава богу что на вранье нет пошлин

Опубликовано: 14.05.2024

Цитаты Дениса Фонвизина
Подготовил: Дмитрий Сироткин

Составил подборку цитат русского писателя Дениса Фонвизина (1745—1792).

Он стал первым известным русским автором сатирических комедий .

Цитаты сведены по темам: человеческие проявления, брак, добродетели, образование, богатство, люди, знатность, Россия, невежество, жизнь, государь, чины, душа, политика, совесть, свет, женщины, счастье, жизненная этика, корыстолюбие, глупость, наука, честность, судьба, ум, вранье, бог, молодость.

О человеческих проявлениях

У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце.

Вот злонравия достойные плоды!

Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть ограничительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.

Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет.

Есть некие узы, привлекающие чувствительных людей к тем местам, где они о бедствии своем слезы проливали.

Ленивый боиться при деле труда,а праздный не терпит самого дела.

Ленивый бывает таковым больше от расположения тела,а праздный больше от расположения души.

Льстец есть тварь, которая не только о других, о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Льстец — ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

По моему мнению, кружева и блонды составляют голове наилучшее украшение. Педанты думают, что это вздор и что надобно украшать голову снутри, а не снаружи. Какая пустота! Черт ли видит то, что скрыто, а наружное всяк видит.

О браке

Не хочу учиться, хочу жениться.

Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.

Честь есть душа супружеского согласия.

Береги жену, не давай ей воли.

Все равно, иметь ли мужа или быть связанной.

Надобно, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны.

При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет.

Добродетель жены не в том состоит, чтоб быть на страже у своего мужа, а в том, чтоб быть соучастницею судьбы его, и добродетельная жена должна сносить терпеливо безумие мужа своего. Он ищет забавы в объятиях любовницы, но по прошествии первого безумия будет он искать в жене своей прежнего друга.

О добродетели

В глазах мыслящих людей честный человек без большого чина — презнатная особа; добродетель все меняет, а добродетели ничто заменить не может.

Нельзя не любить правил добродетели. Они — способы к счастью.

Всякий найдет в себе довольно сил, чтобы быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызла.

Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.

Две тысячи душ и без помещичьих достоинств всегда две тысячи душ, а достоинства без них — какие к черту достоинства.

Об образовании

Век живи, век учись, друг мой сердешный!

В иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете.

Главное старание прилагают, чтоб один стал богословом, другой живописцем, третий столяром; но чтоб каждый из них стал человеком, того и на мысль не приходит.

Прежде, бывало, кто писывали хорошо по-русски, так те знавали грамматику; а ныне никто ее не знает, а все пишут.

Подавал в консисторию челобитье, в котором прописал: «Такой-то де семинарист, из церковничьих детей, убояся бездны премудрости, просит от нее об увольнении.

О богатстве

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало!

Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.

Оставлять богатство детям? Умны будут — без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван.

О людях

Всякая тварь что-нибудь да значит, и чего-нибудь да ищет.

Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом.

Довольно есть знаков великолепия и рачения человеческого, и коль мало имеем мы знаков его благодеяния!

Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы.

О знатности

Без знатных дел знатное состояние ничто.

Породный князь может быть природный дурак.

Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами.

Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

О России

Как истребить два сопротивные и оба вреднейшие предрассудки: первый, будто у нас все дурно, а в чужих краях все хорошо; второй, будто в чужих краях все дурно, а у нас все хорошо?

Я увидел, что во всякой земле худого гораздо больше, нежели доброго, что люди везде люди, что умные люди везде редки, что дураков везде изобильно и, словом, что наша нация не хуже ни которой и что мы дома можем наслаждаться истинным счастием, за которым нет нужды шататься в чужих краях.

О невежестве

В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Невежда без души — зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление.

Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

Я боюсь для вас нынешних мудрецов. Мне случилось читать из них всё то, что переведено по-русски. Они, правда, искореняют сильно предрассудки, да воротят с корню добродетель.

О жизни

Не должно никогда так светом нам гнушаться:
Мы видим, каково со светом расставаться.
Хоть в жизни много нам случается тужить,
Однако хочется подолее пожить.

Когда же то тебя так сильно изумляет, что низка тварь корысть всему предпочитает и к счастию бредет презренными путьми, — так, видно, никогда ты не жил меж людьми.

О государе

Где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно, и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

О чинах

Начинаются чины — перестает искренность.

Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.

Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

О душе

Прямое достоинство в человеке - есть душа.

Сердце человеческое есть всегда сердце, и в Париже, и в России: оно обмануть не может.

Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни.

О политике

Математик исчисляет числа, политик страсти; словом, ум политический есть и должен быть несравненно больше и гораздо реже встречается, нежели математический.

Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, топоры.

О совести

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!

Говорят, что с совестью жить худо: а я сам теперь узнал, что жить без совести всего на свете хуже.

О свете

В большом свете водятся премелкие души.

От двора, мой друг, выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого. Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.

О женщинах

Женщины обыкновенно бывают целомудренны с людьми заслуженными, а с повесами редко.

Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.

Кротость, верность, старание о доме, горячность к детям, уважение к друзьям мужа своего — вот уловки честной женщины.

О счастье

А разве тот счастлив, кто счастлив один?

Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?

Счастлив, кто в старости сохраняет все свои чувства.

О жизненной этике

Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.

Не усугубляй одного зла другим, ни одного дурачества другим, сильнейшим.

Побудем здесь несколько минут. У меня правило: в первом движении ничего не начинать.

О корыстолюбии

Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь.

Корыстолюбие редко любовь побеждает.

Взятки запрещать невозможно. Как решать дело даром, за одно свое жалованье?

О глупости

Лучше во сне увидеть бред, нежели наяву услышать вздор.

Много печатного вздору у нас не оттого, что больше стало еретиков, а разве оттого, что больше стало дураков.

О науке

Ум и наука подчиняются моде столько же, сколько сережки и пуговицы.

Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.

О честности

Ты должен посвятить отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честным человеком.

Честность есть душа супружеского согласия.

О судьбе

Как судьбина милосердна! Она старается соединить людей одного ума, одного вкуса, одного нрава.

Для твердых душ оков судьбою не дано: Коль бедству зрим конец, не страшно нам оно.

Об уме

Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище.

Без ума жить худо; что ты наживешь без него?

О вранье

Слава богу, что на вранье нет пошлин! Ведь куда бы какое всем было разорение!

Не все ври, что знаешь.

О боге

Как можно подумать, что Богу, который все знает, неизвестен будто наш табель о рангах?

Как не согрешить, батюшка! Един бог без греха.

О молодости

Молодой человек подобен воску.

В мое время, когда я еще был помоложе, народ был гораздо крупнее.

О разном

Цена здоровья ощущается после болезни.

Какое было бы несчастье, если б солнце перестало светить для того, чтоб слабых глаз не ослепить!

Возможно ли тому статься, чтоб в книгах врали?

Судьба Фонвизина сложилась относительно благополучно по сравнению с судьбой современных ему прогрессивных писателей (Радищева, Новикова, Княжнина), но к концу жизни и он испытал немилость и запреты со стороны императрицы Екатерины II.

Цитаты про Фонвизина

  • Н. Панин: Бригадирша ваша всем родня; никто сказать не может, что такую же Акулину Тимофеевну не имеет или бабушку, или тётушку, или какую-нибудь свойственницу… я удивляюсь вашему искусству, как вы, заставя говорить такую дурищу во все пять актов, сделали однако роль её столь интересною, что все хочется её слушать.
  • Г. Потемкин: Умри, Денис, а лучше не напишешь! (о «Недоросль»)
  • В. Ключевский: Эта комедия [«Недоросль»] - бесподобное зеркало. Фонвизину в ней как-то удалось стать прямо перед русской действительностью, взглянуть на нее просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооруженными никаким стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зрения, и воспроизвести ее с безотчетностью художественного понимания. (кстати, цитаты Ключевского)
  • А. Бестужев-Марлинский: Его критические творения будут драгоценны для потомства, как снимок (facsimile) нравов того времени.
  • А. Пушкин:
  • . писатель знаменитый,
  • Известный русский весельчак,
  • Насмешник, лаврами повитый,
  • Денис — невежде бич и страх. (кстати, цитаты Пушкина)
  • В. Белинский: Фонвизин был человеком с необыкновенным умом и дарованием; но был ли он рожден комиком — на это трудно отвечать утвердительно. Его комедии … явились впору и потому имели необыкновенный успех; были выражением господствующего образа мыслей образованных людей, и потому нравились, не будучи художественными созданиями в полном смысле этого слова.
  • Н. Гоголь: Комедия Фонвизина [«Недоросль»] поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдаленных углах и захолустьях России. (кстати, цитаты Гоголя)
  • А. Герцен: . в писаниях которого прорезывался демонический принцип сарказма и негодования, — принцип, который должен был с тех пор пройти через всю русскую литературу и стать в ней господствующим.
  • М. Горький: По пути Фонвизина-сатирика шли не только Крылов, Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Салтыков-Щедрин, но и Лермонтов, Писемский, Слепцов, Г. Успенский. (кстати, цитаты Горького)

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Комментарии также всячески приветствуются!

Бригадир. Д. IV, явл. IV

Денис Иванович Фонвизин фото

Денис Иванович Фонвизин 18

Похожие цитаты

„Это был поэт не божьей милостью, а милостыней ради бога.“

Тихон Задонский фото

„Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но нашей славы ищем.“

— Тихон Задонский святитель, епископ Воронежский и Елецкий, Задо́нский чудотворец 1724 - 1783

Георгий Викторович Адамович фото

„Если дни мои, милостью Бога…“

— Георгий Викторович Адамович русский поэт-акмеист и литературный критик; переводчик 1892 - 1972

Иоанн (Крестьянкин) фото

„Будешь жить для Бога, ради Бога и во славу Божию — вот и спасение, вот и истинный, а не эфемерный смысл жизни.“

— Иоанн (Крестьянкин) священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит 1910 - 2006

Игнатий (Брянчанинов) фото

„Для кого нет Бога в промысле Божием, для того нет Бога и в заповедях Божиих.“

— Игнатий (Брянчанинов) епископ Православной российской церкви, богослов, ученый и проповедник 1807 - 1867

Алексей Анатольевич Навальный фото

„Чем больше человек приносит вранья, тем с большим враньем он сталкивается. Вранье стало сутью государства.»“

— Алексей Анатольевич Навальный российский юрист, инвест-активист, политический и общественный деятель, блоггер 1976

Последнее слово по делу Ив-Роше (19.12.2014)

Александр Васильевич Суворов фото

„Слава Богу! слава вам!“

— Александр Васильевич Суворов российский полководец 1730 - 1800

Из писем и стихотворений

Сергей Сергеевич Аверинцев фото

„Боже! Ты — Бог мой“

— Сергей Сергеевич Аверинцев русский советский филолог, культуролог, историк культуры, философ, литературовед, библеист, переводчик, поэт 1937 - 2004

— статья, 1991.
Цитаты по произведениям

„Господь даровал нам родных, но друзей мы, слава богу, вольны выбирать сами.“

„Искусство «Врать» — это талант. Искусства разоблачения вранья - дар от Бога.“

талант, искусство, бог, дар, Фейсбук, Твиттер, вранье, разоблачение, вконтакте, врать, это

Уильям Фолкнер фото

„Я верю в Бога, Бога. Боже, я верю в Бога.“

— Уильям Фолкнер американский писатель 1897 - 1962

„Боже правый! Как же я раньше не понимала, что мой Бог начинается с моего сердца! Для меня мой Бог таков, каким я его ощущаю в данный момент.“

— Лууле Виилма эстонский доктор и эзотерик 1950 - 2002

Пьер Буаст фото

„О славе можно сказать то же, что и о фортуне: желая получить от нее слишком много милостей, попадают к ней в немилость.“

— Пьер Буаст французский лексикограф и поэт 1765 - 1824

Иоганн Кеплер фото

„Я хотел стать теологом, но сейчас я вижу, как Бог прославляется через мой труд в астрономии, так как небеса возвещают славу Божью.“

— Иоганн Кеплер немецкий математик, астроном, оптик и астролог 1571 - 1630

Иоанн (Крестьянкин) фото

„Вот и пришел зов Божий к вам в виде болезни. Откликайтесь. Нет ли долгов серьезных? венчаны ли с супругом? не было ли смертных грехов? И не отчаивайтесь! Ко Господу обратитесь всем своим существом — душой, и сердцем, и умом. Увидите чудо Божией милости над собой.“

— Иоанн (Крестьянкин) священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит 1910 - 2006

Маркиз де Сад фото

„Идея Бога – это единственное вранье, которого я не могу простить человечеству.“

— Маркиз де Сад французский аристократ, писатель и философ 1740 - 1814

Станислав Ежи Лец фото

„«Мысли свободны от пошлины?» — Да, если они не переходят границы.“

— Станислав Ежи Лец польский поэт, философ, писатель-сатирик и афорист XX века 1909 - 1966

Андрей Гарольдович Кнышев фото

„Ему не давала покоя даже слава Бога.“

Guf фото

„«Слава Богу, отпустило. » — Вождь“

— Guf Российский артист, рэпер и основатель лейбла ZM 1979

Алишер Навои фото

„Кто не милостив к народу, к тому не милостив Аллах. Себе желая милости Творца,
Дай милости народу – от себя.
Кто милостив к народу не бывает,
Тому и милости Его одна мечта.“

— Алишер Навои среднеазиатский тюркский поэт, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана 1441 - 1501

← Действие третье Бригадир : Комедия в пяти действиях — Действие четвертое
автор Денис Иванович Фонвизин
Действие пятое →
Источник: Д. И. Фонвизин. Собрание сочинений в двух томах. М.; Л., 1959.

Действие четвертое

ЯВЛЕНИЕ I

Добролюбов . Я великую надежду имею к совершению нашего желания.

Софья . А я не смею еще ласкаться ею. С тобою я могу говорить откровенно. Если это правда, что батюшка мой изменяет моей мачехе, то и перемена состояния твоего не может переменить его намерения.

Добролюбов . Однако я видел, с каким чувствием услышал он весть о решении дела моего в пользу мою. Я также мыслей своих от тебя скрывать не могу. Ты знаешь сама, что отец твой любит богатство; а корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь.

Софья . Со всем тем корыстолюбие редко любовь побеждает. Я не знаю, буду ли я столько счастлива, чтоб судьба твоя с моей соединилась; я, однако, и тем одним уже утешаюсь, что твое состояние поправилось.

Добролюбов . Мое состояние до тех пор несчастно будет, пока не исполнится мое главнейшее желание. Ты знаешь, в чем состоит оно. Тебе известно мое сердце…

ЯВЛЕНИЕ II

Добролюбов (видя, что бригадирша слезы отирает). О чем вы плакали, сударыня?

Бригадирша . Я, мой батюшка, не первый раз на веку плачу. Один господь видит, каково мое житье!

Софья . Что такое, сударыня?

Бригадирша . Закажу и другу и ворогу идти замуж.

Софья . Как, сударыня? Можете ли вы говорить это в самое то время, когда хотите ни того, чтоб я женою была вашего сына?

Бригадирша . Тебе, матушка, для чего за него нейти? Я сказала так про себя.

Добролюбов . Нет, вы про всех теперь сказать изволили.

Бригадирша . И ведомо.

Софья . Как же это: то про себя, то про всех? Скажите, матушка, что-нибудь одно.

Бригадирша . Ты изволь говорить; а мне что?

Добролюбов . Что же вам угодно?

Бригадирша . Ничего. Я пришла сюда так, поплакать в свою волю.

Софья . Да о чем же?

Бригадирша (плача). О том, что мне грустно. Теперь Игнатий Андреевич напади на меня ни за что, ни про что. Ругал, ругал, а господь ведает за что. Уж я у него стала и свинья, и дура; а вы сами видите, дура ли я?

Добролюбов . Конечно, видим, сударыня.

Софья . Да за что он так на вас теперь напал?

Бригадирша . Так, слово за слово. Он же такого крутого нраву, что упаси господи; того и смотрю, что резнет меня чем ни попало; рассуди ж, моя матушка, вить долго ль до беды: раскроит череп разом. После и спохватится, да не что сделаешь.

Добролюбов . Поэтому ваша жизнь всякую минуту в опасности?

Бригадирша . До лихого часу долго ли?

Софья . Неужели он с вами столько варварски поступал, что вы от него уже и терпели на это похожее?

Бригадирша . То нет, моя матушка. Этого еще не бывало, чтоб он убил меня до смерти. Нет, нет еще.

Добролюбов . Об этом, сударыня, вас никто и не спрашивает.

Софья . Довольно, ежели он имел варварство пользоваться правом сильного.

Бригадирша . То он силен, матушка. Однажды, и то без сердцов, знаешь, в шутку, потолкнул он меня в грудь, так веришь ли, мать моя, господу богу, что я насилу вздохнула: так глазки под лоб и закатились, не взвидела света божьего.

Софья . И это было в шутку!

Бригадирша . Насилу отдохнула; а он, мой батюшка, хохочет да тешится.

Добролюбов . Изрядный смех!

Бригадирша . Недель через пять-шесть и я тому смеялась, а тогда, мать моя, чуть было чуть богу души не отдала без покаяния.

Добролюбов . Да как же вы с ним жить можете, когда он и в шутку чуть было вас на тот свет не отправил?

Бригадирша . Так и жить. Вить я, мать моя, не одна замужем. Мое житье-то худо-худо, а все не так, как, бывало, наших офицершей. Я всего нагляделась. У нас был нашего полку первой роты капитан, по прозванью Гвоздилов; жена у него была такая изрядная, изрядная молодка. Так, бывало, он рассерчает за что-нибудь, а больше хмельной: так, веришь ли богу, мать моя, что гвоздит он, гвоздит ее, бывало, в чем душа останется, а ни дай ни вынеси за что. Ну, мы, наше сторона дело, а ино наплачешься, на нее глядя.

Софья . Пожалуйте, сударыня, перестаньте рассказывать о том, что возмущает человечество.

Бригадирша . Вот, матушка, ты и слушать об этом не хочешь, каково же было терпеть капитанше?

ЯВЛЕНИЕ III

Советница (сыну). Не угодно ли сыграть партию в карты?

Сын . С великой охотою, avec plaisir [1] .

Советница . Так велеть подать карты. Лакей, стол и карты. (К Добролюбову.) Не изволите ли вы здесь партию в кадриль?

Добролюбов . Ежели вам угодно.

Сын (разбирает карты и подает каждому по карте для мест. К советнице). Madame! (К бригадирше.) Madame!

Бригадирша . Это на что, Иванушка? Да коли играть, так все раздай. Разве, мой батюшка, ныне по одной карточке играют?

Сын . Это для мест.

Бригадирша . И! Мне и так, по милости хозяйской, место будет.

Сын . Матушка, берите же.

Бригадирша . Да что мне, батюшка, в одной карточке?

Советница . Играете ли вы в кадриль, сударыня?

Бригадирша . И, мать моя, я и слухом не слыхала, что это.

Советница (к Софье). Так возьмите вы.

Сын . Mademoiselle! (Подает, все садятся, между тем как сын сдает карты.)

Бригадирша . А я сяду, матушка, да посмотрю на вас, как вы забавляетесь.

ЯВЛЕНИЕ IV

Бригадир . Ба! здесь и картеж завели!

Советник . А ты не изволишь ли со мною игорку в шахматы, в большую?

Бригадир . Давай, бери.

Советница . В кёрах волю.

Советница . Они и они.

Бригадирша . Что за околесица — они и они? Кто это они?

Советник (услышав ее вопрос). Ныне, матушка, всех игор и не разберешь, в которые люди тешиться изволят.

Бригадирша . Так, мой батюшка, уж чего ныне не выдумают. Они и они! Куды мудрен народ! (Заглянув к сыну в карты.) Ах, Иванушка, как на руках-то у тебя жлудей, жлудей!

Сын . Матушка, я брошу карты; je les jette par terre [2] .

Советница . И впрямь, сударыня, вы бы могли это держать только на уме… Рекиз.

Бригадир (вслушавшись в речь советницы). На уме? Было бы на чем. Шаx!

Советник . Плохо, плохо мне приходит.

Бригадир . Не шути, сватушка.

Сын (показав карты). Санпрандер шесть матедоров.

Бригадирша . Что, мой батюшка, что ты сказал, мададуры? Вот нынче стали играть и в дуры, а, бывало, так все в дураки игрывали.

Советник . Так, матушка моя, мало ли чего бывало и чего нет, — чего не бывало и что есть.

Бригадирша . Так, мой батюшка. Бывала и я в людях; а ныне — что уж и говорить — старость пришла; уж и памяти нет.

Бригадир . А ума не бывало.

Сын (поет французскую песню; советчица пристает к нему. К советнице). Madame! мы оба беты [3] . Матушка, пропойте-ка вы нам какую-нибудь эр [4] .

Бригадирша . Что пропеть? И, мой батюшка, голосу нет. Дух занимает… Да что это у вас за игра идет? Я не разберу, хоть ты меня зарежь. Бывало, как мы заведем игру, так или в марьяж, или в дураки; а всего веселей, бывало, в хрюшки. Раздадут по три карточки; у кого пигус, тот и вышел; а кто останется, так дранье такое подымут, что животики надорвешь.

Советник (смеется с нежностию). Ха-ха-ха! И сам игрывал, бывало, и, помнится мне, при всякой карте разные забавы.

Бригадирша . Так, мой батюшка! (Схватила одни карты и подбежала к советнику.) Вот, бывало, коли кто виноват, так и скажут: с той стороны не проси вот этого, а с этой этогo; а потом (держа в одной руке карты, одним пальцем шмыгает, между тем советник остановляет игру в шахматы и смотрит на нее с нежностию) тот и выглядывает карточку; а там до этой карты и пойдет за всякую дранье; там розно: краля по щеке, холоп за ухо волок.

Бригадир . Жена, давай-ка со мною в хрюшки! (Встает.) Воля твоя, мы эдак век не кончим.

Сын . Pardieu! Матушка, куда ты карты девала?

Бригадирша . Здесь, Иванушка.

Сын (вскоча). Il еst impossible de jouer. [5]

Бригадирша . Да я нам что, мой батюшка, помешала? Вить у вас есть карты, да еще и с тройками.

Бригадир . Слушай, жена! Ты куда ни придешь, везде напроказишь.

Бригадирша . Да тебе, мой батюшка, чем я помешала? Ты бы знал выступал своей игрой. Вить я к нему подошла (указывая на советника), а не к тебе.

Бригадир . У кого нет ума, тот, подошедши к одному, всем помешать может.

Бригадирша . Вот так; я же виновата стала.

Сын . Матушка, да разве я виноват? (Указывая на Добролюбова.) Ou ce monsieur? [6] (Указывая на женщин). Оu ces dames? [7]

Советник . Полно, зятюшка: тебе бы и грешно было упрекать рождшую.

Советница . А вам стыдно, сударь, не в ваши дела вступаться.

Бригадир . Я, сват, тебя люблю; а с женою моей, пожалуй, ты не мири меня. Разве ты, сват, не ведаешь пословицы: свои собаки грызутся, чужая не приставай?

Сын . Так, батюшка, все пословицы справедливы, а особливо французские. Не правда (к Добролюбову>, monsieur?

Добролюбов . Я знаю много и русских очень справедливых; не правда ли, сударыня (к Софье)?

Сын (к Софье). А какие ж?

Софья . Например, сударь: ври дурак, что хочешь, со вранья пошлин не берут.

Бригадир . Так, матушка, ай люблю! Вот тебе пословица и загадка. А ежели хочешь ты, Иван, чтоб я отгадал ее, так дураком выйдешь ты.

Сын . Par quelle raison? [8]

Советница . По какому резону?

Бригадир . По такому, матушка, что он врет беспошлинно.

Бригадирша . Слава богу, милость божия, что на вранье-то пошлин нет. Вить куда бы какое всем нам было разорение!

Бригадир . Ништо тебе: ты бы часов в пять-шесть пошла по миру.

Советник . Не гневайся, матушка, на своего супруга, на него сегодня худой стих нашел.

Бригадирша . И, мой батюшка, мне ль сердиться, когда он гневается; мое дело убираться теперь дале. (Отходит.)

ЯВЛЕНИЕ V

Бригадир . Дело и сделала.

Советница (к Софье). Поди ж, сударыня, к своей свекрови. Ведь ей не одной сидеть тамо.

Софья . Иду, сударыня. (Отходит.)

ЯВЛЕНИЕ VI

Советник . Воля твоя, братец. Ты весьма худо поступаешь с своею супругою.

Бригадир . А она весьма худо со мной.

Советница . Чем же, сударь?

Бригадир . Том, матушка, что она не к месту печальна, не к добру весела, зажилась, греха много, некстати.

Советник . Как некстати? Что ж ты и заправду, сватушка? Дай бог ей многолетное здоровье и долгие веки. С умом ли ты? Кому ты желаешь смерти?

Сын . Желать смерти никому не надобно, mon cher pere, ниже собаке, не только моей матушке.

Бригадир . Иван, не учи ты меня. Я хотя это и молвил, однако все больше ей хочу добра, нежели ты нам обоим.

Сын . Я вас не учу, а говорю правду.

Бригадир . Говори ее тогда, когда спрашивают.

Советница . Для чего же вы говорите ему тогда, когда он вас не спрашивает?

Бригадир . Для того, матушка, что он мой сын; каково же мне будет, когда люди станут говорить, что у эдакого-то бригадира, человека заслуженного, есть сын негодница?

Сын . Батюшка, я негодница! Je vous demande pardon [9] ; я такой сын, по которому свет узнает вас больше, нежели по вашем бригадирстве! Вы, monsieur (к Добролюбову), конечно, знаете сами много детей, которые делают честь своим отцам.

Добролюбов . А еще больше таких, которые им делают бесчестье. Правда и то, что всему причиной воспитание.

Бригадир . Так, государь мой, это правда. Дура мать его, а моя жена, причиною тому, что он сделался повесою, и тем хуже, что сделался он повесою французскою. Худы русские, а французские еще гаже.

Советник . Э! Господа бога не боишься ты, сватушка; за что ругаешь ты так свою супругу, которая может назваться вместилищем человеческих добродетелей?

Советник . Она смиренна, яко агнец, трудолюбива, яко пчела, прекрасна, яко райская птица (вздыхая), и верна, яко горлица.

Бригадир . Разве умна, как корова, прекрасна, как бы и то… как сова.

Советник . Как дерзаешь ты применить свою супругу к ночной птице?

Бригадир . Денную дуру к ночной птице применить, кажется, можно.

Советник (вздыхая). Однако она все тебе верна пребывает.

Советница . В самом деле, много в ней добродетели, если она вас любит.

Бригадир . Да кого же ей любить-то, ежели не меня? Мне дурно самому хвастать; а, право, я, кажется, благодаря бога, заслужил мой чин верой и правдой, то есть она по мне стала бригадиршей, а не я по жене бригадир; это в нынешнем свете приметить надобно. Так как же ей другого-то и полюбить можно? А кабы я не таков был, тогда посмотрел бы ее добродетель; а особливо когда бы поискал в ней кто-нибудь также из нашей братьи первых пяти классов.

Советник . Нет, братец, не говори того: супруга твоя воистину не такова. Да не похвалится всяка плоть пред богом; а хотя бы достойный и предостойный человек поискал в ней, право бы ничего не нашел. Вить это, мой друг, не город, — штурмом не возьмешь.

Бригадир . Ты говоришь это, а я знаю, каков я.

Сын . Что ж вы, батюшка? Ха-ха-ха-ха! Неужели вы думаете сердце взять штурмом?

Бригадир . Иван, мне кажется, нет ли теперь штурмы в твоей головушке? Не можно ли потише?

Советница. Вы сами шуметь больше всех любите. Я не знаю, для чего вы хотите, чтоб сын ваш не говорил того, что он думает? Вы ужесь как бизарны [10] ! (К сыну и Добролюбову). Messieurs! [11] я хочу оставить их продолжать, важные их дискуры и вас прошу сделать то же.

Сын . Я иду за вами. Adieu, messieurs! [12]

Добролюбов . Я воле вашей повинуюсь.

ЯВЛЕНИЕ VII

Советник . И жена моя уже приметила, что ты на свою супругу нападаешь.

Бригадир . Нет, а я приметил, что она слишком горячо вступается за моего сына.

Советник . Я того не примечаю.

Бригадир . Тем хуже.

Советник . А что же?

Бригадир . Ничего, сват; однако я моей жене не советовал бы за чужого детину так при мне вступаться.

Советник . Ты думаешь, братец, что и я спустил бы жене моей, ежели б усмотрел я что-нибудь у нее блажное на уме… Слава богу, у меня глаза-то есть; я не из тех мужей, которые смотрят, да не видят.

Бригадир . Я, с моей стороны, спокоен; жена моя другого не полюбит.

Советник . Целомудрие ее известно тому, кто, по несчастию, ослеплен ее прелестьми.

Бригадир . Однако такого дурака нет на свете, которому бы вспало на мысль за нею волочиться.

Советник . Да за что же ты бранишься?

Бригадир . Кого? Нет, братец. Я говорю, что этакого скота еще не родилось, который бы вздумал искать в моей жене.

Советник . Да за что же ты бранишься?

Бригадир . Будто я бранюсь, когда я говорю, что надобно быть великому скареду, ежели прельститься моею женою.

Советник . Будто ты и не бранишься? (С сердцем.) Почему же тот дурак, который бы пленился Акулиной Тимофеевной?

Бригадир . Потому что она дура.

Советник . А она так разумна, что все ее слова напечатать можно.

Бригадир . Для чего не напечатать? Я слыхал, сват, что в нонешних печатных книгах врут не умнее жены моей.

Советник . Возможно ли тому статься, чтоб в книгах врали? Да ведаешь ли ты, братец, что печатному-то надлежит верить всем нам православным? Видно, вера-то у нас пошатнулась. Еретиков стало больше.

Бригадир . А мне кажется, что много печатного вздору у нас не оттого, что больше стало еретиков, а разно оттого, что больше стало дураков. Вить я, говоря о жене моей, не говорю того, чтоб она всех была глупее.

Советник . А я говорю, о твоей супруге и всегда скажу, что нет ее разумнее.

Бригадир . Хотя бы мне с досады треснуть случилось, однако не отопрусь, что твоя хозяйка весьма разумна.

Советник . Всякому, братец, в чужой руке ломоть больше кажется. Я в своей жене много вижу, чего ты не видишь.

Бригадир . Положим, что это правда; однако и то не ложь, что я в супруге твоей также много теперь вижу, чего ты не видишь.

Советник . А что бы такое?

Бригадир . То, что ты, может быть, увидишь, да поздно.

Советник . Я знаю, братец, к чему ты пригибаешь! Ты думаешь, что я мало смотрю за моею женою; однако для счастия мужей, дай, господи боже, чтоб все жены таковы целомудренны были, как моя.

Бригадир . Женщины обыкновенно бывают целомудренны с людьми заслуженными, а с повесами редко.

Советник . Мудрено, братец Игнатий Андреевич, меня обмануть.

Бригадир . А всего мудренее, ежели я в этом обманываюсь.

Советник . Мы оба, кажется, не таковы, чтоб наши жены могли от нас полюбить чужого мужика. Я с первою женою жил лет с пятнадцать и могу, благодаря бога, сказать, что она так же жила, как и эта. Я в женах не бессчастен.

Советник . Жена какая бы ни была, да только ежели у доброго мужа, то ей и на ум не вспадет полюбить другого.

Бригадир . Не говори, братец. Со мною служил в одном полку секунд-майором — до имени нужды нет — мужик не дурак и на взгляд детина добр. Ростом чуть не вдвое меня выше…

Советник . Этому статься нельзя, братец…

Бригадир . Однако я не лгу. В мое время, когда я еще был помоложе, народ был гораздо крупнее.

Советник . Только все не так крупен, как ты сказываешь. Правда, что и. в нашей коллегии был канцелярист один, чуть не впятеро меня толще…

Бригадир . Этому статься нельзя, братец…

Советник . Конечно, так. Когда я был в коллегии, тогда, от президента до сторожа, все были люди дородные.

Бригадир . Ты, братец, перебил только речь мою. Да о чем бишь я тебе хотел сказывать?

Советник . Право, не знаю.

Бригадир . И я не ведаю… о чем бишь… да, о секунд-майоре. Он был мужик предорогой; целый полк знал, что жена его любила нашего полковника, подполковника, премьер-майора, или, лучше сказать, все ведали, что из наших штаб- и обер-офицеров не любила она одного его; а он, собачин сын, и мыслить не хотел, чтоб она кроме его кого-нибудь полюбить могла.

Советник . Что ж мы так долго одни заговорились?

Бригадир . О деле я говорить нескучлив; однако пойдем туда, где все. (Выходя.) Впрямь, ежели не переставая сказывать о том, как люди ошибаются, то мы не сойдем с места и до скончания нашей жизни.

Денис Иванович Фонвизин
1744–1792

Без знатных дел знатное состояние ничто.

Береги жену, не давай ей воли.

В большом свете водятся премелкие души.

Все равно, иметь ли мужа или быть связанной.

Всякому, братец, в чужой руке ломоть больше кажется.

В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало!

Женщины обыкновенно бывают целомудренны с людьми заслуженными, а с повесами редко.

Имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время.

Как судьбина милосердна! Она старается соединить людей одного ума, одного вкуса, одного нрава.

Кому бог открыл грамоту, так над тем и сияет благодать его.

Александр Кожевников - Лучшие афоризмы всех времен и народов

Фрагонар Ж.-О. Ученье

Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь.

Льстец – ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Молодой человек подобен воску.

Надобно, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны.

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление.

Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.

Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище.

Сердце человеческое есть всегда сердце, и в Париже, и в России: оно обмануть не может.

Слава богу, что на вранье нет пошлин! Ведь куда бы какое всем было разорение!

Счастливые часов не наблюдают.

У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце.

Иоганн Вольфганг Гёте
1749–1832

Аплодисменты, как и ответную любовь, можно лишь желать, вынудить их нельзя.

Архитектура – онемевшая музыка.

Без пользы жить – безвременная смерть.

Вдохновение – это не селедка, которую можно засолить на много лет.

Все, что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. Все участвует в создании нас такими, какие мы есть.

Всякого рода беспринципная деятельность в конце концов приводит к банкротству.

Где глупость – образец, там разум – безумие.

Государь, который не собирает вокруг себя всех даровитых и достойных людей, есть полководец без армии.

Для гнева суть не так важна, он ищет лишь причину.

Если радуга долго держится, на нее перестают смотреть.

Жизни верь, она ведь учит лучше всяких книг.

Жизнь – прекраснейшая из выдумок природы.

И великий человек – всего лишь человек.

И злой, и добрый – каждый за свои поступки получает воздаянье.

Искать славы нельзя, и всякая погоня за нею тщетна.

Искусство есть посредник того, что нельзя высказать.

Когда человек стар, он должен больше делать, чем когда был молод.

Кто знает об опасности, но нем – тот враг.

Кто правдив к себе и другим и всегда остается таковым, тот обладает лучшим свойством величайших талантов.

Лучшее, что нам дает история, – это возбуждаемый ею энтузиазм.

Любовь имеет власть дать в один момент то, чего труд не всегда может достигнуть в целый век.

Молодые поэты льют много воды в свои чернила.

Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться.

Надо постареть, чтобы стать добрее; мне не встречаются ошибки, которых я уже не совершал.

Наши страсти подобны фениксу. Когда сгорает одна страсть, из пепла рождается другая.

Александр Кожевников - Лучшие афоризмы всех времен и народов

Фрагонар Ж.-О. Фантастическая фигура (Портрет аббата де Сент-Нон)

Невелико искусство старым стать, искусство – старость побороть.

Некоторые поэты похожи на медведей, которые постоянно сосут собственную лапу.

Ненависть – активное чувство недовольства; зависть – пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть.

Опрятность возбуждает в детях радостное самосознание.

Падение тронов и царств меня не трогает; сожженный крестьянский двор – вот истинная трагедия.

Пирамида моей жизни, основание которой было заложено еще до меня, должна подняться как можно выше.

По выбранной мужчиной невесте легко судить, каков он, и знает ли он себе цену.

Публика любит, чтобы с нею обходились как с женщинами, которым говоришь лишь то, что им приятно слышать.

Развитие науки сильно задерживается благодаря тому, что занимаются вещами, не представляющими научной ценности или недоступными знанию.

Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно налгать, но их нельзя обмануть.

Самый тонкий волос тоже бросает тень.

Смерти можно бояться или не бояться – придет она неизбежно.

Сомненья в зло добро преображают.

Стихи, взятые из воздуха, я не ставлю ни во что.

Талант зреет в тиши, характер закаляется в бурях жизни.

Техника в соединении с пошлостью – это самый страшный враг искусства.

Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности.

У кого есть наука, тот не нуждается в религии.

Умные люди – лучшая энциклопедия.

Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала.

Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым.

Фридрих Шиллер
1759–1805

Благодарность забывчивей всего.

Верная любовь помогает переносить все тяготы.

В игре детей есть часто смысл глубокий.

В лице своих богов человек рисует свой собственный портрет.

Воля есть отличительный признак человеческого рода, а сам разум – только вечное правило для руководства волею.

Голос следовало бы взвешивать, а не считать.

Горе мне, если мои убеждения будут колебаться в зависимости от биения моего сердца.

Для хороших актеров нет плохих ролей.

Дружба не такой жалкий огонек, чтобы потухнуть в разлуке.

Если хочешь познать самого себя, то посмотри, как это делают другие; если же хочешь других понять, то посмотри в свое собственное сердце.

Злое семя злой приносит всход.

Истина – зеркало, отражение которого невыносимо для притворства и лицемерия.

Как для одних наука кажется небесною богиней,

Так для других – коровой жирною, что масло им дает.

Александр Кожевников - Лучшие афоризмы всех времен и народов

Фрагонар Ж.-О. Свинг

Красота – тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков.

Лучше страшный конец, чем бесконечный страх.

Любовь – единственное в природе, где даже сила воображения не находит дна и не видит предела!

Любовь и голод правят миром.

Мерилом справедливости не может быть большинство голосов.

Не в годах – в полноте жизни, вот в чем ценность бытия!

Поэтическое произведение должно само себя оправдывать, ибо там, где не говорит само действие, вряд ли поможет слово.

Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили.

Слова пустые сердца не облегчат.

Средь скверного скверней всего язык колючий.

Тесен мир, мозг же человека необъятен.

Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло.

Умный человек скучает там, где большая часть людей находит удовольствие.

Человек отражается в своих поступках.

Человеконенавистничество – медленное самоубийство.

  • 1
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 34
Выбрать главу

• Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

• Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище.

• Сердце человеческое есть всегда сердце, и в Париже и в России; оно обмануть не может.

• Слава Богу, что на вранье нет пошлин! Ведь куда бы какое всем было разорение!

• Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

• Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами.

• У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце.

• Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимо-

стью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать? Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.

• Честь есть душа супружеского согласия.

«Не дворянская наука – география»

В 1781 году Фонвизин написал свою самую знаменитую пьесу – комедию «Недоросль». Она была наполнена выражениями, вошедшими сразу же в речевой обиход на правах пословиц и поговорок. Остановимся, к примеру, на одном из них.

Из комедии «Недоросль» берет свое начало крылатое выражение «Не дворянская наука – география».

В четвертом действии Правдин спрашивает, учился ли Митрофан географии. На что Простакова отвечает:

«П р о с т а к о в а. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то: он ее и расскажет.

П р а в д и н. Описание земли.

П р о с т а к о в а (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

С т а р о д у м. На первый случай годилась бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

П р о с т а к о в а. Ах, мой батюшка! Да извозчик-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда – свезут, куда изволишь».

Выражение «Не дворянская наука – география» стало употребляться при характеристике крайней степени ограниченности и невежества.

«Убояся бездны премудрости»

Другим крылатым выражением, впервые появившимся в «Недоросле», стали слова «Убояся бездны премудрости». Первоначально встречаются они в «Послании апостола Павла к римлянам», но Фонвизин вложил их в уста одного из действующих лиц «Недоросля» – недоучившегося семинариста Кутейкина, одного из учителей Митрофана Простакова.

Кутейкин говорит о себе: «Такой-то, де, семинарист, из церковничьих детей, убояся бездны премудрости, просит от нее об увольнении».

Слова эти вошли в обиход при характеристике слабовольных, малоспособных людей, не желающих прилагать при обучении чему-либо хотя бы малейших усилий.

Александр Николаевич Радищев

Жизнь и деятельность Радищева

Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в Москве, в богатой помещичьей семье. Получив прекрасное домашнее образование, в тринадцать лет поступил в Пажеский корпус – самое привилегированное учебное заведение Санкт-Петербурга. Окончив его, уехал в Германию, где поступил на юридический факультет Лейпцигского университета и, изучая право, углубленно занимался философией и естественными науками. Особенно сильное влияние оказали на формирование его мировоззрения труды французских просветителей-энциклопедистов, и прежде всего К. А. Гельвеция. В 1771 году, окончив университет, Радищев возвратился в Петербург и стал служить в высших административных учреждениях империи. В это же время начал он, сотрудничая с Н. И. Новиковым, переводческую деятельность, продолжая оставаться на государственной службе. В 1790 году стал управляющим Санкт-Петербургской таможней. В своих философских статьях – «Слово о Ломоносове» (1780), «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске» (1782) – Радищев большое значение придавал роли выдающихся личностей. В 1783 году он написал оду «Вольность», а через пять лет – повесть «Житие Федора Васильевича Ушакова» (однокашника Радищева по университету, на примере которого автор в художественной форме развил многие из своих мировоззренческих принципов).

В конце 1790 года он напечатал главный труд своей жизни – философско-публицистическую повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», разоблачающую бесконечный ужас крепостничества и выносящую беспощадный приговор всей социально-политической системе русского абсолютизма.

Через три недели после появления книги началось следствие, которым руководила Екатерина Великая, сказавшая, что Радищев – «бунтовщик хуже Пугачева». Сенат приговорил Радищева к смертной казни, которую императрица заменила на десять лет ссылки в Сибирь.

В 1797 году Павел I разрешил Радищеву проживать в его имении – селе Немцове Калужской губернии. В 1801 году Александр I определил его на службу в Комиссию по составлению законов, где Радищев продолжал проводить прежние идеи в разрабатываемых им проектах законов. В связи с этим глава Департамента прозрачно намекнул ему о возможности новой ссылки. Умер Радищев в Санкт-Петербурге 2 сентября 1802 года.

Избранные мысли Радищева

Познакомимся с избранными изречениями Радищева.

• Будущее состояние вещи уже начинает существовать в настоящем, и состояния противоположные суть следствия одно другого неминуемые.

• Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе.

• Добродетелью я называю навык действий, полезных общественному благу.

• Из мучительства рождается вольность. Из вольности – рабство.

• Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.

• Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние… и народ право имеет монарха-деспота судить.

• Священнослужители были всегда изобретатели оков, которыми отягчался в разные времена разум человеческий, они подстригали ему крылие, да не обратит полет свой к величию и свободе.

• Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

• Чем больше вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях.

• Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему виды.

• Яко упражнения в телодвижениях укрепляют телесны силы, тако упражнения в размышлениях укрепляют силы разумные.

• Я человеку нашел утешителя в нем самом: «Отыми завесу с очей природного чувствования – и блажен буду». Сей глас природы раздавался громко в сложении моем. Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и – веселие неизреченное! – я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных.

«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»

В 1790 году вышла в свет знаменитая книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», явившаяся гневным обличением всех мерзостей крепостничества. Екатерина II, не успев дочитать книгу до конца, велела отыскать сочинителя и посадить его в крепость. Императрица читала «Путешествие…» с пером в руках и делала на полях красноречивые пометки: «Тут царям достается крупно», «Царям грозится плахою», «Помещиков сочинитель казнит», «Надежду полагает на бунт от мужиков».

Екатерина еще дочитывала книгу, а ее автор уже сидел в Петропавловской крепости, и допрашивал его сам глава Тайной экспедиции Шешковский, пятнадцать лет назад учинявший допрос Пугачеву. Ему-то и было переслано дело Радищева, причем Екатерина высказалась весьма недвусмысленно: «Бунтовщик хуже Пугачева».

Среди мест, обративших на себя внимание судей, приговоривших Радищева к смертной казни, замененной императрицей ссылкой в Сибирь на десять лет, был и довольно необычный эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Причем указывалось, откуда эпиграф взят: «Телемахида, том II, книга XVIII, стих 514».

Вольдемар Балязин: Эпоха Павла I 1
Павел I 1
Начало конца 1
Внезапная передислокация армии 1
Неожиданные опалы и милости 1
Кощунственный маскарад, или Пляска смерти 1
Коронация Павла I 2
Алексей Андреевич Аракчеев 2
Петр Алексеевич фон дер Пален 3
Разгул самодержавного произвола 3
Крепость, ставшая гробницей 4
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ (1797–1800) 4
Из опалы – в бой 4
Анекдоты о Суворове 8
Ответ семилетнего Сашеньки 8
Метод изучения языка 8
Встреча с земляком 8
«Победителя не судят» 8
Встреча с И. П. Кулибиным 8
Письмо в село Ундол управляющему С. Т. Румянцеву 8
Истинное отношение Суворова к рекрутчине 8
Римлянин Курций, князь Долгоруков и староста Антон 9
Хитрость или скаредность? 9
Потемкин, Суворов, Кутузов и взятие Измаила 9
Сила военной музыки 9
Твердость голландского характера 9
Панацея от всех болезней 9
Приписка на турецком языке 9
Генеральный план всех сражений 9
Неожиданная метаморфоза 9
Самоарест Суворова 9
Лесть – подгоревший пирог 9
Вознагражденная терпеливость 10
Счастье или ум? 10
Руль и рука 10
Высокочтимые полководцы и любимые книги 10
«Наука побеждать» 10
Раны полководца 10
Суворов и Кутайсов. История третья 10
Опала фельдмаршала 10
Тайна стратегического плана 11
Национальный характер ремесла 11
Талант и рутина 11
Оценка Петра Ивановича Багратиона 11
Корректива к похвале 11
Девизы Суворова 11
Хвостов и Суворов 11
Завещание Суворова Хвостову 11
Полный титул нашего героя 11
Избранные мысли и афоризмы Суворова 11
КОМПЛОТ ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫХ КРАМОЛЬНИКОВ 12
Заговорщики 12
Два шага к пропасти 13
Шаг последний – поход в Индию 13
Английский посол и Ольга Жеребцова 14
11 марта 1801 года 14
ЛИЦА И ЛИЧНОСТИ ЭПОХИ 15
Петр Александрович Румянцев 15
Происхождение будущего фельдмаршала 15
Утренняя прогулка, закончившаяся чаепитием 16
Выигранное пари 16
Проказа молодого Кутузова 16
Напоминание о гордыне и суетности 16
Григорий Александрович Потемкин 16
Звонари и кобзари 16
«Кого сами солдаты удостоят…» 16
«Умри, Денис, лучше не напишешь» 16
Деликатная благодарность 16
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов 16
Генеалогия рода Голенищевых-Кутузовых 16
Ларион Матвеевич Голенищев-Кутузов 17
Первые шаги будущего фельдмаршала 17
На волосок от смерти 17
Лейденская история 18
Рука Провидения 18
Голенищевы-Кутузовы – отец и сын 18
Мауриций Август Беньовский 19
Кем же был этот человек? 19
От Карпат до Камчатки 19
От Камчатки до Парижа 19
От Парижа до Мадагаскара 20
Вторая экспедиция на Мадагаскар 20
Гавриил Романович Державин 21
Биография поэта 21
Изречения и фрагменты стихотворений 21
Поэт и прапорщик 21
Стихотворение «Памятник» 21
«Живи и жить давай другим» 21
Александр Петрович Сумароков 21
Биография поэта и драматурга 21
Вес ума и глупости 21
Уязвленное самолюбие драматурга 21
Уязвленное самолюбие поэта 22
Барков, Расин и Сумароков 22
Денис Иванович Фонвизин 22
Жизнь и деятельность Фонвизина 22
Афоризмы и крылатые слова 22
«Не дворянская наука – география» 23
«Убояся бездны премудрости» 23
Александр Николаевич Радищев 23
Жизнь и деятельность Радищева 23
Избранные мысли Радищева 23
«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» 23
Труд из-под палки и свободный труд 24
Цензура – книжная инквизиция 24
Николай Иванович Новиков 24
Жизнь и деятельность Новикова 24
Избранные мысли и изречения Новикова 24
Николай Гаврилович Курганов 24
Жизнь и деятельность Курганова 24
Преимущества старого стиля перед новым 24
Смерть придет – везде найдет 24
Порок и добродетель России и заграницы 25
Грустное воспоминание 25
Судья и поэт 25
Дмитрий Иванович Хвостов 25
Жажда славы 25
Невыносимое условие 25
Книготорговец и поэт 25
Судьба подарка 25
ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА ВРЕМЕН ПАВЛА I 25
Литературные истории и анекдоты 25
«Не нашего прихода» 25
Метаморфоза эпитафии Хемницера 25
«Печатный всякий лист быть кажется святым» 25
«На минуту позабудемся в чародействе красных вымыслов» 25
Двоякое толкование одного и того же стиха 26
Анекдот о колоколе 26
Священники – кавалеры светских орденов 26
Регламентация петербургской жизни 26
Судьба нумизматической коллекции 26
Пример в назидание другим 26
Император и майор Кульнев 26
Князь Н. Б. Юсупов – режиссер и гурман 26
Прапорщик по воле царской 26
Поручик Киже 27
Резолюции Павла на жалобах 27
Неудачный поход в Голландию 27
Поступок солдата Пимена Алексеева 27
Имя на знамени полка 28
«В Сибирь, марш!» Правда и вымысел 28
Красносельские маневры 28
Августейший дегустатор 28
Любопытная демография 28
Историк Валишевский о Павле I 28
Новшества в одежде во второй половине XVIII века 28
От аристократов – к военным 28
Возвращение в строй сапог 28
Появление и трансформация пелерины 28
Появление бурки 28
Валенки, катанки, чесанки 28
Доломан 29
Женские и мужские муфты 29
Дворянские девизы 29
Девизы – часть геральдики 29
Геральдика и зоология 29
Девиз Лихачевых: «Верен долгу» 29
Девиз Шереметевых: «Бог хранит все» 29
Девиз Головкиных: «Этот герб дала доблесть» 29
Девиз Демидовых: «Делами, а не словами» 30
Девиз Толстых: «Преданностью и усердием» 30
Девиз Остерманов: «Ни солнце, ни холод не заставят измениться» 30
Девиз Румянцевых: «Не только оружием» 30
Девиз Гончаровых: «В честном труде – успех» 30
Девиз Безбородко: «Трудом и усердием» 30
Девиз Орловых-Денисовых: «Службою и храбростью» 30
Орденская мозаика 31
Орден Святого Георгия 31
Ответ кавалерственной дамы 31
Солдатские Георгиевские кресты и медали 31
Орден Святой Анны 32
Ордена Белого Орла и Святого Станислава 32
Иерархическая лестница российских орденов 32
Российские бароны 32
Бароны Петра Великого 32
Бароны 1725–1762 годов 33
Бароны Екатерины Великой 33
Бароны императора Павла 33
Последние бароны Российской империи 33

Читайте также: