Сколько сервисов на сайте фнс россии 2021

Опубликовано: 01.05.2024

26 сентября 2019 года в Общественной палате Российской Федерации Состоялся II ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ «ДИАЛОГ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ»

На мероприятии выступали представители ФНС России и Российского Союза налогоплательщиков. Обсуждали технологии, применяемые при взаимоотношениях налоговой службы с налогоплательщиками.

Дмитрий Станиславович Сатин — заместитель руководителя Федеральной налоговой службы рассказал, как ФНС России старается минимизировать личный контакт с налогоплательщиками, а если это необходимо, то делает это быстро и удобно.

Для этого налоговая служба провела большую работу по улучшению налоговой грамотности граждан и реализует клиентоориентированный подход.

«Создана технологическая основа для обработки больших данных. Службы способны администрировать данные в отношении 165 млн человек, как граждан Российской Федерации, так и налогоплательщиков — граждан других государств. При этом мы ежегодно обрабатываем 76 млн налоговых деклараций и 15 млрд счетов-фактур по НДС, информацию по 250 млн контролируемых сделок», — сообщил Дмитрий Станиславович.

Сегодня на официальном сайте ФНС России реализовано более 50 интерактивных сервисов, которые охватывают все категории налогоплательщиков и сферы их интересов. Наиболее популярны у налогоплательщиков группы сервисов:

риски бизнеса — более 659 млн обращений с начала года,

сведения об ИНН физического лица — более 241 млн обращений,

проверка корректности заполнения счетов-фактур — более 122 млн обращений.

Сегодня мы рассматриваем ФНС как центр компетенции по сбору, обработке и хранению данных, а также предоставления налогоплательщикам своевременных услуг. В 2019 году служба продолжает реализацию нескольких приоритетных проектов, которые направлены на упрощение взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Одним из таких проектов, безусловно является внедрение онлайн касс на территории РФ. Недавно завершен третий этап.

Цифровые технологии налогового администрирования дают возможность малому бизнесу развиваться большими темпами. Этому прежде всего способствует создание равных условий, практический отказ от выездных проверок, возможность регистрации касс за 5 минут через сайт ФНС, полная ликвидация кассовой отчётности. В свою очередь онлайн ККТ сервис обеспечивает защиту прав потребителя за счет возможности получения чеков в электронной форме, которую можно быстро и удобно проверить через мобильное приложение.

Одной из целей реформ — является развитие института гражданского контроля за применением контрольно — кассовой техники. Появилось мобильное приложение по проверке чеков ККТ, а также впервые среди федеральных органов исполнительной власти ФНС реализовывает сервис API-проверка чека.

Сегодня через сервис API-проверка чеков ежедневно проверяются и запрашиваются более 720 тыс. фискальных документов. Более 80 организации и ИП подключились к этому сервису, создав свои собственные мобильные приложения, которые стимулируют развитие институтов гражданского контроля. Граждане, с свою очередь, которые установили такие мобильные приложения, получают выгоды в виде домашней аналитики расходов, акций, скидок, программ лояльностей.

Благодаря переходу на онлайн-кассы, удалось сократить количество проверок, за соблюдением законодательства по ККТ, понятно, что это благоприятно отражается на бизнес среде. Цифровые платформы формируют новую экономику и новый рынок труда.

Резкий рост количества самозанятых, сформировал запрос на расширение линейки специальных налоговых режимов.

Напомню, эксперимент по внедрению нового спецрежима «Налог на профессиональный доход» проводится в 4 регионах: Москва, Московская и Калужская области, республика Татарстан. Хочу отметить следующие специальные инновации:

Удаленная идентификация при постановке на учет;

Фиксация операций непосредственно в системе ФНС;

Онлайн расчет налога;

Формирование налога на основании финансового результата налогоплательщика без необходимости предоставления налоговой отчетности.

При подготовке введения НПД было учтено мнение граждан.

Они отмечали, что не хотят посещать налоговый орган и сдавать отчетность. Теперь любой самозанятый гражданин, используя мобильное приложение, без личного посещения налоговых органов, может встать на учет как плательщик налога на профессиональный доход, отражать доход, оплачивать налог, при этом не нужно сдавать никакой отчетности и декларации. Налоговый контроль и цифровые технологии — два в одном.

Помимо разработки самого приложения, был разработан открытый API, позволяющий самозанятым работать в своих привычных приложениях. С его помощью банки и электронные площадки, смогут интегрировать мобильные опции своих приложений. Уже сейчас к API подключены 22 площадки, в т.ч. «Яндек-Такси», «Сбербанк России», «Альфа банк», «1С», «Циан» и другие. В настоящее время мы рассматриваем подключение еще 33 площадок.

В соответствии с поручением президента за два года была создана новая информационная система для формирования единого государственного реестра гражданского состояния.

В ЕГР ЗАГС в едином облаке, к которому имеют доступ все органы ЗАГСа России, собираются новые данные о рождении, регистрации брака. Теперь граждане могут получить услугу ЗАГС территориально в любом органе, независимо от местопроживания. Также можно получать все необходимые сведения через портал «Госуслуги», при этом сокращаются сроки предоставления услуг, требующие запросы информации с других регионов, а также исключаются расхождения выдаваемых документов и электронной версии записи, что нередко случалось до введения этой системы. Теперь не нужно писать письма и месяц ждать ответ, все органы ЗАГС работают в единой информационной системе.

За последние несколько лет произошла цифровая трансформация налоговых органов. Закономерным итогом повышения цифровой зрелости является превращение налоговых органов и бизнеса в продуктивную цифровую платформу. Контрольная надзорная деятельность должна быть сосредоточена только на потенциальном нарушителе или тех, кто находится за пределами цифровой платформы, поэтому, цифровизация должна быть не только в налоговой сфере, но и в каждой компании. Это снижает вероятность общения с налоговым органом. Таким образом, внедряя цифровые технологии в деятельность налоговых администраций, мы строим новую экономику и получаем от этого новое знание.

Интервью с заместителем руководителя УФНС России по г. Москве Еленой Игоревной Анисимовой

Вопрос: Сегодня поговорим о наиболее востребованных бизнесом электронных сервисах. Елена Игоревна, какова цель их внедрения?

Ответ: Основной миссией ФНС России является эффективная контрольно-надзорная деятельность, высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечение соблюдения прав налогоплательщиков.

Федеральная налоговая служба на протяжении 20 лет развивает бесконтактные формы взаимодействия с налогоплательщиками. Последние 10 лет для предоставления государственных услуг активно внедряются электронные сервисы. Они позволяют существенно экономить время, снижают издержки налогоплательщиков на получение информации и налоговых органов на администрирование. Всего на сайте Федеральной налоговой службы функционирует свыше 60 сервисов. С полным перечнем и функционалом всегда можно ознакомиться на сайте ФНС России в онлайн-режиме.

Вопрос: Как повлияли на работу с налогоплательщиками введенные в 2020 году из-за пандемии коронавируса ограничения?

Электронные сервисы ФНС России охватывают все категории налогоплательщиков и позволяют им получить полный спектр информации и услуг. Реализована возможность уплаты налогов в любой точке земного шара в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю. И даже находясь в космическом пространстве, возможно оплатить налоги.

Вопрос: Для тех, кто только начинает предпринимательскую деятельность, создан ряд сервисов для подачи документов на государственную регистрацию. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

Ответ: В целях повышения качества и доступности услуг по государственной регистрации, предоставляемых ФНС России, на сайте Федеральной налоговой службы реализовано порядка 10 групп онлайн-сервисов, позволяющих предоставлять услуги по государственной регистрации в электронном виде.

Для этого развиваются онлайн-сервисы и мобильные приложения.

Данный сервис с конца прошлого года дополнен возможностью выбора типового устава.

ФНС России на постоянной основе осуществляет совершенствование сервисов по государственной регистрации.

В новых формах предоставлена возможность указания сведений об адресе электронной почты ЮЛ и ИП для взаимодействия, который включается в ЕГРЮЛ/ЕГРИП и становится открытым и общедоступным.

Программа осуществляет автоматизированную подготовку документов, а также формирование пакета документов для государственной регистрации ЮЛ и ИП.

Вопрос: Говоря о государственной регистрации: представители бизнес-сообщества порой сталкиваются с проблемой написания устава. Правда ли, что в настоящее время этот вопрос решается?

Ответ: В связи с вступлением в силу новых форм документов по государственной регистрации осуществлена модернизация электронного сервиса по государственной регистрации в части реализации нового автономного модуля «Выбор типового устава» для ООО. Сервис выбора типового устава для ООО при ответе на предлагаемые вопросы подбирает подходящий типовой устав.

Особенно востребован у пользователей блок информационных сервисов и ресурсов, которые могут использоваться с целью самостоятельной оценки рисков ведения бизнеса при заключении договоров с контрагентами. Например, к сервису «Прозрачный бизнес» в 2020 году зафиксировано почти 493 млн обращений.

Используя сервис, можно оперативно получить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, реестра субъектов малого и среднего бизнеса, данные об адресах массовой регистрации, о массовых учредителях и руководителях, о публикации в «Вестнике государственной регистрации», а также иные сведения.

Вопрос: Уже не первый год среди налогоплательщиков пользуется большой популярностью сервис «Личный кабинет юридического лица». В чём его преимущества?

Ответ: Широкие возможности для дистанционного получения услуг предоставляют личные кабинеты налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В личном кабинете содержится актуальная информация о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, невыясненных платежей. Также возможно контролировать состояние расчетов с бюджетом; составлять и направлять в налоговые органы заявления на уточнение платежа, заявления о зачете/возврате переплаты; получать справки о состоянии расчетов с бюджетом, об исполнении обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей, акты сверки.

Вопрос: Каковы новые принципы формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства?

Ответ: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — это размещенная в открытом доступе база данных, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр позволяет снизить затраты бизнеса и органов государственной власти, связанные с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия для целей реализации «надзорных каникул», участия в закупках, получения поддержки малого и среднего предпринимательства.

Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчетности; сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП; сведений, поступивших в ФНС от других организаций в порядке информационного взаимодействия. Таким образом, представление каких-либо документов для включения в реестр не требуется.

Сведения размещаются 10-го числа каждого месяца и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом их размещения.

В 2021 году ФНС расширила возможности единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Теперь можно узнать обо всех периодах нахождения организаций и ИП в реестре и сформировать эти сведения в отношении конкретного лица с электронной подписью ФНС России.

Для поиска сведений в реестре необходимо ввести реквизит организации или ИП.

В расширенном режиме сервис позволяет для проведения анализа выбирать субъекты малого и среднего предпринимательства по их типу и категории, региону, муниципальному образованию, а также конкретным видам экономической, лицензируемой деятельности, продукции, наличию заключенных договоров, участию в программах партнерства.

7 ноября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 27.10.2020 № 349-ФЗ, который позволил предпринимателям вернуться в число субъектов МСП 10-го числа каждого месяца, если они были исключены ранее из реестра МСП по собственной ошибке.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО).

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О бухгалтерском учете“» с 2020 года на ФНС России возложены функции по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ресурс формируется на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Важно отметить, что с 1 января 2021 года отменяется возможность представления отчетности для формирования ресурса БФО на бумажном носителе. Она направляется в налоговый орган только в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Отчетность на бумаге налоговые органы принимать больше не будут.

Интернет-сервис «Ресурс БФО» доступен для всех пользователей и позволяет бесплатно получить информацию о бухгалтерской (финансовой) отчетности любой организации. Также реализована возможность получить экземпляр отчетности, подписанный электронной подписью ФНС России.

Вопрос: Еще один сервис, предоставляемый ФНС, — это калькулятор для расчета эффективности внедрения электронного документооборота в компании. Что представляет собой данный калькулятор?

Ответ: В настоящее время Федеральная налоговая служба разрабатывает концепцию электронного документооборота между субъектами бизнеса.

Для примерного расчета эффективности внедрения электронного документооборота в компании ФНС разработан калькулятор, который предусматривает ввод данных в двух вариантах:

  • быстрый расчет — ввод минимального набора показателей по объему первичных документов;
  • расширенный расчет — ввод дополнительных объемных показателей документооборота компании, а также стоимостных показателей (нормативы, тарифы и др.). Данные показатели предварительно заполнены для модели на основании произведенных средних оценок. При необходимости пользователь может внести свои данные в каждую ячейку данного блока в соответствии с собственными бизнес-показателями.

Вопрос: И в завершение расскажите, пожалуйста, об изменениях условий выдачи ключей ЭЦП.

Ответ: В соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электронной подписи“ и статью 1 Федерального закона „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“» на Федеральную налоговую службу возложена задача по выдаче ключей электронной подписи юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и нотариусам.

С 1 июля 2021 года ФНС России планирует оказывать эту услугу в рамках перехода от платного варианта коммерческих аккредитованных удостоверяющих центров к соответствующей безвозмездной государственной услуге, оказываемой удостоверяющим центром ФНС России.

Получить квалифицированную электронную подпись в аккредитованном удостоверяющем центре ФНС России может представитель юридического лица, имеющий право действовать без доверенности, индивидуальный предприниматель и нотариус лично. При этом обращаю ваше внимание, что получение электронной подписи юридического лица, индивидуального предпринимателя и нотариуса по доверенности законодательством не предусмотрено.

Сервис записи в налоговые органы реализуется в настоящее время в личных кабинетах налогоплательщиков, а также на сайте ФНС России.

Деятельность по выдаче ключа электронной подписи является лицензируемой и регулируется ФСБ России в соответствии с законодательством о лицензировании. Функция выдачи электронной подписи экстерриториальна и возложена на ФНС в соответствии с положениями Федерального закона № 476-ФЗ.

В рамках реализации возложенных на Федеральную налоговую службу функций по выпуску ключей электронной подписи Управление ФНС РФ по г. Москве создает Единый центр регистрации КЭП на базе Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве для выдачи квалифицированной электронной подписи юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и нотариусам.

Для выдачи ключей электронной подписи представителям государственных учреждений и органов государственного управления организованы окна в операционном зале Управления.

Кроме того, создан институт доверенных лиц, аккредитованных удостоверяющим центром ФНС, по выдаче КЭП, в котором принимают участие: Сбербанк России, ВТБ, АО «Электронная Москва» и др.

Также Управление совместно с АО «Электронная Москва» планирует разместить точки выдачи ключевых носителей в МИФНС России № 46 по г. Москве, точки выдачи КЭП и продаж ключевых носителей в АО г. Зеленоград, ТиНАО, вблизи Курского вокзала, а также, по возможности, в МФЦ г. Москвы.

Это основная задача на ближайшую перспективу, заявил глава ФНС Даниил Егоров на расширенной коллегии ведомства. "Люди, которые честно платят налоги, имеют право на качественные сервисы, консультации и помощь. Именно к этому мы будем стремиться", - подчеркнул Егоров. Он рассказал об основных проектах, которые предстоит реализовать ФНС.

Реестр населения

Налоговая служба создает единый реестр населения на базе электронной системы органов ЗАГС. Он объединит информацию о гражданах от 12 ведомств, включая МВД, Пенсионный фонд, Роструд. Там будут содержаться сведения о дате и месте рождения, адресе, номере страхового полиса и СНИЛС, военном билете. Единый реестр поможет гражданам получать социальную поддержку без сбора справок и хождения по инстанциям.

"Упрощенка" без отчетности

Эксперимент с самозанятыми (уже 465 тысяч зарегистрировавшихся) показал, что технология бесконтактного налогового администрирования себя оправдывает. Граждане, подключаясь к специальному мобильному приложению, получают возможность платить налог без всякой отчетности. ФНС будет расширять эту практику и запускать новые удобные сервисы. "Мы вполне способны конкурировать даже не с госведомствами, а с известными крупными компаниями, которые оказывают самый высокий уровень услуг, как в электронном, так и в привычном формате", - отметил Даниил Егоров.

Так, с 1 июля планируется освободить от отчетности предпринимателей, которые применяют упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом "доходы" и онлайн-кассы. "Сегодня благодаря реформе контрольно-кассовой техники мы имеем возможность получать информацию о любой продаже с задержкой не более, чем в полторы минуты (онлайн-кассы передают данные в налоговую автоматически - прим. Ред). Поэтому можем взять на себя те издержки, которые несет бизнес для исчисления налога", - сказал Егоров.

Налоговые органы станут самостоятельно формировать налогооблагаемую базу и рассчитывать налог на основе фискальных документов, поступающих через онлайн-кассы. Налогоплательщики будут получать в электронном виде только ежемесячное уведомление об уплате налога. "Мы умеем считать налоги, предприниматели умеют вести бизнес. Каждый будет заниматься своим делом", - пояснил руководитель налоговой службы.

Калькулятор для выбора

С 1 января 2021 года в России будет отменен единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В ближайшее время ФНС разместит на своем сайте калькулятор, который поможет предпринимателям выбрать наиболее выгодный налоговый режим в качестве альтернативы ЕНВД. Кроме того, налоговая служба планирует провести масштабную разъяснительную работу, чтобы процесс перехода был для бизнеса максимально безболезненным.

Онлайн-мониторинг

Сфера применения нового инструмента для работы с крупными налогоплательщиками - налогового мониторинга - будет расширяться. В отличие от традиционных поверок этот механизм подразумевает онлайн-взаимодействие компаний с ФНС на основе удаленного доступа к информационным системам и отчетности.

Фото: Сергей Куксин/РГ

Фото: Сергей Куксин/РГ

Налоговики благодаря мониторингу имеют возможность в режиме реального времени отслеживать миллионы операций без запроса документов и выезда сотрудников.

Для бизнеса присоединение к мониторингу означает сокращение проверок. Фискальные органы проверяют только операции, которые содержат элементы риска.

Сейчас к онлайн-мониторингу могут подключаться только самые крупные компании. Потенциальный участник должен располагать активами и доходами в 3 млрд рублей и заплатить за предыдущий год 300 млн рублей налогов. ФНС подготовила предложения по снижению требованийдо 200 млн рублей по налогам и до 2 млрд рублей по доходам и активам.

Антон Силуанов, министр финансов РФ:

- Министерство финансов вместе с налоговой службой отрабатывает новый подход работы со льготами для бизнеса. Принцип такой: получил преференции - высвободившиеся средства направь на инвестиции, в экономику. Этот год будет посвящен выстраиванию именно такого подхода.

Поступления растут, проверки сокращаются

Федеральная налоговая служба в 2019 году перевыполнила план по налоговым поступлениям и обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны.

Несмотря на снижение цен на нефть и высокую базу сравнения прошлых лет, не нефтегазовые доходы продолжили расти двузначными темпами: плюс 12,2%, или 1,87 трлн рублей.

Драйверами роста продолжают выступать НДС, поступления от которого увеличились на 19%, или на 683 млрд рублей, и налог на прибыль: рост 11%, или на 443 млрд рублей.

Налоговой службе удалось сократить удельный вес сомнительных операций в рамках системы АСК НДС-2 до 0,47%. Это один из лучших показателей в мире.

Сборы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) увеличились на 8,3%. Поступления страховых взносов опередили рост зарплат и превысили 7 трлн рублей. Это почти на 622 млрд рублей больше, чем в 2018 году.

Наряду с ростом сборов число выездных проверок в 2019 году снизилось на 34%, за последние пять лет - в 3,3 раза. Сейчас проверками охвачен в среднем всего один налогоплательщик из тысячи.

Количество жалоб по итогам проверок снизилось практически вдвое, а споров с бизнесом - на 18,7%.

После предупреждений налогоплательщики самостоятельно доплатили 130,6 млрд рублей без применения штрафов.

С 1 июля 2021 года ФНС получат больше оснований и полномочий благодаря новому закону № 470-ФЗ от 29.12.2020г, который меняет правила налогового мониторинга.

Больше оснований для выездных проверок

Сейчас, до 1 июля, по отношению к организациям действуют более мягкие правила. Согласно п. 10 ст. 89 НК ПФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

  • вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

С 1 июля 2021 года с повторной проверкой налоговая сможет прийти также, если компания увеличит в поданной уточненке заявленную к возмещению сумму НДС или акциза.

Меньше оснований для камеральных проверок

С 1 июля 2021 г. предусмотрено такое изменение. Камеральная проверка будет осуществляться при налоговом мониторинге, если он закончен досрочно и не меньше чем за 3 месяца со дня подачи декларации (расчета) или уточненки. Это правило используется в отношении отчетов, представленных за отчетный (налоговый) период, наступивший после 1 июля 2021 г. (п. 3 ст. 1, п. 7 ст. 6 Закона № 470-ФЗ).

На данный момент согласно п. 1.1 ст. 88 НК РФ камералку проводят по таким основаниям:

  • декларация (расчет) переданы позже 1 июля года, идущего за периодом, за который был мониторинг;
  • декларация по НДС (акцизам) передана с размером налога (акциза) к возмещению;
  • корректировочная декларация (расчет) передана, и в ней уменьшение размера налога к уплате или увеличение размера полученного убытка;
  • мониторинг закончен досрочно.

Больше оснований для осмотра

Налоговики вправе производить осмотр территории и помещений налогоплательщика, а также просматривать и анализировать предметы и документы. Такое право предоставляется для выяснения всех обстоятельств и полноты охвата ситуации.

Согласно п. 1 ст. 92 НК РФ осмотр может быть при:

  • выездной проверке;
  • камеральной проверке на основании декларации по НДС, если по п. 8 ст. 88 НК РФ заявлен НДС к возмещению или на основании п. 8.1. ст. 88 НК РФ в отчете обнаружены противоречия или несоответствия;
  • с июля 2021 г. будет еще одно основание для осмотра. Оно касается проверки декларации по НДС в рамках мониторинга, если в отчете есть: заявление на возмещение НДС; противоречия в нем самом или несоответствия с отчетами по НДС других налогоплательщиков (п. 8 ст. 88 НК РФ); несоответствия по п. 8.9 ст. 88 НК РФ.

Налоговый мониторинг – плюс или минус

Налоговый мониторинг – это новая схема между компаниями и налоговой, при которой не проводятся камеральные и выездные проверки. А с 1 июля такой налоговый контроль станет доступен большему числу организаций.

При осуществлении налогового мониторинга налоговики проверяют правильность расчета (удержания) и своевременность перечисления налогов, сборов и страхвзносов (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Мониторинг проводится инспекторами на основании заявления налогоплательщика.

Организация добровольно в режиме онлайн предоставляет доступ к своей первичке, бухгалтерскому и налоговому учету и другой информации. По итогам мероприятия ИФНС представляет мотивированное мнение, которое на основании п. 7 ст. 105.30 НК РФ обязательно к исполнению.

Как преимущество налогового мониторинга можно выделить то, что выездные проверки запрещены в период, за который проводится мониторинг (в отношении налогов, рассчитываемых и уплачиваемых налогоплательщиком самостоятельно). Также организации избавлены от камеральных проверок. Разумеется, при этом есть исключения – в п. 5.1 ст. 89 НК РФ:

  • выездную проверку проводит вышестоящая ИФНС (пп. 1);
  • налоговый мониторинг досрочно прекращен (пп. 2);
  • налогоплательщик не исполнил мотивированное мнение ИФНС (пп. 3). С 1 июля 2021 г. уточняется, что в данном случае речь идет о мнении, не выполненном до 1 декабря года, идущего за периодом осуществления мониторинга;
  • налогоплательщик подал корректировочную декларацию (расчет) за период осуществления мониторинга, в которой снижен размер налога к перечислению (пп. 4). Данный момент будет уточнен с 1 июля 2021 г. Проверка будет возможна, когда в календарном году (за который мониторинг не осуществляется), хозяйствующий субъект подал корректировочную декларацию (расчет) за период проведения мониторинга. При этом в такой декларации содержится информация об уменьшении суммы к уплате, увеличении размера НДС или акциза к возмещению или увеличении размера убытка.

Пока налоговый мониторинг– это добровольная процедура, перейти на нее в праве любая организация, достаточно соблюдать 3 условия (ст. 3 105.26 НК), лимиты по которым снизят с 1 июля:

  • общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ – 300 млн рублей и выше (с 01.01.2021г – 100 млн рублей, сюда можно будет включить НДФЛ и взносы)
  • доходы по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности – 3 млрд рублей и выше (с 01.01.2021г – 1 млрд рублей) размер активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой)
  • отчетности – 3 млрд рублей и выше (с 01.01.2021г – 1 млрд рублей)

Заявление о переходе на налоговый мониторинг можно будет подать не позднее 1 сентября. Период, за который проводится налоговый мониторинг – один календарный год, а срок проверки – год и девять месяцев (105.26 НК).

Что ждет дальше?

Будет ли ФНС в будущем склонять к налоговому мониторингу организации – пока прогнозировать трудно. Рекомендуем следить за изменениями по этому вопросу. Подробнее ознакомиться с понятием налогового мониторинга можно в Распоряжении Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р «Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга».

По итогам 2020 года по данным ФНС на налоговый мониторинг перешло всего 209 компаний (116 новых к 95 уже действующим участникам налогового мониторинга). Пока это преимущественно крупные холдинги.

«Налоговый мониторинг – не столь радостное и встречаемое с распростертыми руками налогоплательщиком действие со стороны налоговых органов. В буквальном смысле налоговый мониторинг – это форма контроля со стороны налоговых органов учета налоговых действий налогоплательщика в режиме онлайн, когда налоговый орган видит ежедневно, как налогоплательщик формирует налоговую базу и как верно или не очень верно исчисляет налоги. За доступ к налоговым данным налогоплательщика налоговый орган «поощряет» этого самого налогоплательщика отсутствием камеральных и выездных налоговых проверок. В переводе на русский язык вопрос: вы бы добровольно предоставили налоговикам доступ к своей базе 1С, чтобы они выдели и контролировали, как вы там начисляете налоги? Не думаю, что понимающий налогоплательщик «встанет в очередь» за налоговым мониторингом.»

Экспертное мнение к статье предоставила доцент кафедры Менеджмента и сервиса ОмГТУ, аттестованный практикующий аудитор Галюкшова Тамара Викторовна.

Поможем с 1С всегда! Бесплатная Линия консультации 24/7

Решим любые ваши вопросы по работе в 1С. Проконсультируем по телефону, почте, через сервис 1С-Коннект 24 часа в сутки / 7 дней в неделю / 20 минут в день.

Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

Налоговая начала тотальный контроль расходов граждан с 2021 года

С 2021 российская ФНС начала тотальный контроль расходов граждан. Если ранее в поле зрения попадали только денежные поступления и крупные расходные операции, например, покупка недвижимости или автомобиля, то теперь контролю будут подвергаться абсолютно все операции, вплоть до пополнения мобильного счета или оплаты коммунальных услуг. Для этих целей в ЛК налоговой был создан специальный сервис «Мои чеки онлайн», на котором сохраняются данные обо всех платежах, совершенных налогоплательщиками. Обо всем этом подробнее поговорим далее в статье.

  1. Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»
  2. ФНС начала контроль расходов граждан
  3. Как подтвердить свои расходы перед налоговой?
  4. Минусы контроля за расходами граждан

Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»

С середины февраля 2021 года ФНС запустила онлайн-сервис «Мои чеки онлайн», на котором и сохраняются данные о совершенных расходах. Сервис находится по адресу lkdr.nalog.ru . Свои учтенные расходы там может увидеть любой желающий, для этого нужно ввести свой номер телефона и подтвердить его кодом из СМС.

Сервис

После этого вы сможете увидеть список уже зарегистрированных чеков по своим покупкам. Примечательно, что в сервисе уже содержится информация о покупках, совершенных в прошлом, 2020 году, а некоторые граждане обнаружили даже операции за 2019 год.

Сервис «Мои чеки онлайн» создан недавно, пока еще не «обкатан», и сейчас там представлена информация не обо всех платежах и не по всем налогоплательщикам. Некоторые пользователи, проверяющие информацию по себе, писали, что по ним нет вообще никаких данных. Путем сопоставления комментариев, можно сделать выводы, что в момент запуска сервиса там была доступна информация только о покупках, совершенных при помощи расчетов картой в интернете. А по покупкам, оплаченных картой в розничной сети, данных не было.

Обсуждая нововведение, пользователи пришли к выводу, что в сервис подтянулись чеки, при оплате которых покупатель указывал номер телефона. Если указать еще и электронную почту (что вам предложит сервис) — подтянется больше покупок: добавятся те, в которых номер телефона не был указан, но был е-мейл.

Ранее в ФНС заявляли, что планируют интегрировать этот сервис с сервисом онлайн-касс, это означает, что в ЛК будут отображаться данные обо всех расходах, оплаченных не только картами, но и наличными через онлайн-кассы предпринимателей и предприятий.

Примечательно также, что в пресс-службе ФНС заявляли о том, что сервис будет добровольным — «электронные чеки будут храниться в облаке ФНС только по желанию граждан и не будут содержать информацию о банковских картах». Но согласия о хранении своих чеков никто не давал, а информация уже собирается, хранится и отображается полным ходом.

Понятно, что сервис «Мои чеки онлайн» только тестируется, в дальнейшем туда будет добавляться все больше информации о совершенных покупках.

ФНС начала контроль расходов граждан

Из всего этого можно сделать вывод, что налоговая начала тотальный контроль над расходами налогоплательщиков. Если раньше ее интересовали только доходы, то теперь собирается огромная база данных расходов. Не составит проблем провести сравнение доходов с расходами и выявить несоответствия. Ведь если человек тратит больше, чем он официально зарабатывает, значит, у него имеется незадекларированный доход. Поиск таких доходов, на мой взгляд, и является главной целью ФНС.

Хотя в самой ФНС преподносят нововведение как дополнительное удобство для получения налоговых вычетов. Мол, теперь вся информация о расходах, предполагающих получение вычета, будет уже собрана, не нужно будет собирать никакие справки, и саму заявку на вычет можно будет подать онлайн. Действительно, это удобно. Но сам сервис вряд ли создавался именно с такой целью.

Как подтвердить свои расходы перед налоговой?

По сути, теперь ФНС может обращаться с запросами к гражданам, чьи расходы покажутся им несоответствующими доходам. Таких людей по факту может оказаться очень много, и по каким именно критериям будут отбирать тех, к которым появятся вопросы, неизвестно. Можно предположить, что начнут с людей, у которых несоответствие окажется самым существенным. Например, расходы в несколько раз будут превышать доходы.

Думаю, ни для кого не секрет, что в России много людей, получающих не только черную, но и серую зарплату. То есть, они оформлены на МРОТ или около того, а по факту получают в несколько раз больше. Так работают сотрудники не только маленьких, но и даже крупных компаний. Подобные схемы поставлены «на поток», и сам работник никак не может на это повлиять. Естественно, и расходы работника в этом случае будут соответствовать его реальной зарплате, а не той, что проходит по бухгалтерии. И что ему делать, в случае, если к нему «пристанет» ФНС? «Сдать» своего работодателя? Самостоятельно заплатить налог с серых доходов? Я вообще не представляю… У меня нет ответа на эти вопросы.

Многие имеют незадекларированные доходы с деятельности по оказанию разного рода частных услуг, сдачи недвижимости в аренду, подработок. В этом случае лучше всего стать самозанятым, декларировать доходы и платить маленький налог (при получении оплаты от физлиц — всего 4%). Все осуществляется через специальное приложение, ФНС посещать не нужно, а сумма налога невелика, в сравнении с той, что с вас могут потребовать при выявлении незадекларированных доходов (13% + штрафы).

Минусы контроля за расходами граждан

Желание ФНС взять под контроль расходы граждан, заставить всех декларировать доходы и платить налоги вполне понятно. Но методы, которыми она пытается этого достичь в российских условиях вызывают вопросы.

К примеру, в СМИ уже прошли новости о том, что россияне начали массово снимать деньги со счетов и переводить в наличные. Объем снятий в первом квартале 2021 года на 30% превысил даже аналогичный период кризисного 2020-го. По этому показателю Россия вышла в мировые лидеры, чуть выше показатель оказался только у Бразилии. Центробанк назвал ситуацию «парадоксом наличных» и удивился, почему так происходит. Разве в этом есть что-то удивительное? Вполне закономерная реакция на подобное нововведение. Люди будут стараться уходить от безналичных расчетов, минимизировать их. Причем даже те, кто имеет официальные доходы, по причине, которую я опишу далее.

Сформированные базы данных обязательно будут попадать на черный рынок, как это уже давно происходит с данными по картам, мобильным разговорам, персональными данными и т.д. То есть, при желании ее сможет купить любой. И эти данные смогут использовать, в лучшем случае, для персонализированной рекламы, в худшем — с какими-то криминальными целями.

Многие уже не раз сталкивались с телефонными мошенниками, купившими базы данных у банков и другие персональные данные. Уверен, что такие люди отнесутся очень негативно к тому, что теперь где-то «гуляют» и базы данных с их расходами. Даже если им нечего скрывать от налоговой.

Вот такие новости. Как дальше будут развиваться событий с контролем расходов со стороны ФНС — остается только наблюдать. Но уже сейчас можно констатировать, что контроль ужесточается и будет ужесточаться еще сильнее. А к какому результату это приведет — желаемому или противоположному — увидим.

Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свою финансовую грамотность!

Читайте также: