Система внутренних таможенных пошлин в 14 веке

Опубликовано: 13.05.2024

Тема 3. Формирование таможенных обрядностей в Московском государстве. Первый таможенный тариф (ХV - вторая половина XVII в.)

Таможенная политика Московского централизованного государства

Содержание

Введение

Таможенная политика V-XIV вв

Таможенная политика Московского государства (ХV - вторая половина XVII в.)

Введение

Многочисленные факты истории позволяют утверждать о 1000-летнем периоде существования в России таможенном дела. Достаточно сказать, что еще в Киевской Руси взимался мыт. В условиях следующего, удельного (ХII-ХV вв.) периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий стало более предсказуемым, сопряженным с экономическими интересами крупных земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С начала ХIII в. их взимание осуществлялось уже не только с определенного количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при определении “весчего сбора”).

История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления.

Данным договором предусматривалось освобождение русских купцов в Византии от уплаты мыта: “Да творять куплю, якоже им надобе, не платяча мыта ни в чем же”. Это условие подтверждает древний славянский обычай взимать торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, “а может быть, и за соблюдение порядка во время торговли”.

Таможенная политика V-XIV вв

В V - IV веках до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные порядки; знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Ольвией, Херсонесом и другими городами. Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт или мыто. Было мыто “сухое” - при провозе товаров по суше и мыто “водяное” - при провозе по воде. Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова “мытник” или “мытчик” - сборщик пошлин, “мытница” или “митница” - место сбора мыта.

Финансовые сборы и обычаи были неотъемлемой частью общей политики Киевского государства. Известный памятник права “Русская правда” защищает интересы купцов по охране их имущества. Если перекупщик чужой вещи на торгах - феодал, зажиточный горожанин - купил краденое, а продавец исчез, то покупатель мог доказать добросовестное приобретение вещи, выставив в качестве свидетелей или двух свободных мужей, или одного мытника, которые могли под присягой подтвердить факт покупки вещи на торгу (ст. 37 Пространной редакции “Русской правды).

В XI-ХII веках быстро растут торгово-ремесленные центры - города, богатеет городская знать - бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Вот как говорит об этом выдающийся русский историк С. М. Соловьев: “Торговля в описываемое время была главным средством накопления богатств на Руси, ибо не встречаем более известий о выгодных походах в Грецию или на Восток, о разграблении богатых городов и народов”.

Постепенно единство Киевской Руси в ХI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться киевскому князю. В ХII - начале ХIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы - феодалы на своих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими и торговыми.

Во время монголо-татарского ига в русском языке появилось слово “тамга”, означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров, предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Но “это не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова. Им не хватало одного - пограничного характера. Они взимались везде где угодно: повсюду были заставы - в городах, селах и слободах, на рынках и у ворот”. Некоторые из указанных сборов, называемые “большой тамгой”, уплачивались на границе. Однако ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов. Лишь со второй половины ХVI в. их начинают отличать от внутренних пошлин и записывать в отдельные книги.

Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие и торговые. Первоначально они взимались с известного количества товаров - с воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого имущества.

Основной проезжей пошлиной был мыт: от одной до трех денег (т. е. 0,5 - 1,5 копейки) с воза; в зависимости от величины воза в саженях возникла разновидность мыта - посаженное; с людей, сопровождавших товар, собиралась головщина; при проезде по мосту взыскивалась мостовщина (от двух до четырех денег с телеги с лошадью) и т. д.

К торговым пошлинам относился замыт, равный одной деньге с рубля стоимости товара, дающий право торговли этим товаром; амбарное - за наем амбара под товар на гостином дворе; контарное - за взвешивание больших количеств соли на контаре; явка - сбор с торговца по одной - три деньги за явку товара на заставе; роговая и привязная пошлины - за привязывание скота на торгах; узольцовое - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки, и др.

Один и тот же товар облагался несколькими видами сборов, которые взыскивались независимо друг от друга. Некоторые сборы, например, мостовщина, могли взиматься с объекта продажи неоднократно.

Период раздробленности русского государства характеризовался успешным развитием торговых связей, особенно с западными странами. В так называемые свободные города - Новгород, Псков, Смоленск и другие - иностранные товары ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей. Вопросы таможенного обложения в это время регламентировались, главным образом, двусторонними договорами между отдельными княжествами и городами (договор Смоленска с Ригой и Готландом 1229 г., договорная грамота Новгорода с тверским князем Ярославом и т. д.).

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)

Общее развитие таможенного дела в Московском государстве

В Московском государстве возникает таможенное законодательство при Ярославе Мудром, которое нашло свое воплощение в «Русской правде» (который является древнейшим сводом русского феодального права), а также в других исторических документах.

Появляются элементы таможенного дела, такие, как торговые пошлины. Следует различать пошлины провозные, взимавшиеся за провоз товара к месту торга, и торговые, которыми облагалась собственно купля-продажа. На Руси древнейшая провозная пошлина называлась мытом.

Слово «мыт» (мыто) означало место, где останавливались возы и суда, впоследствии оно получило значение пошлины, собираемой с груженного товарами сухопутного и водного транспорта.

Мытники собирали пошлину на мытных заставах по проезжим дорогам и особенно на мостах и переправах через реки, бывшие в древности главными торговыми путями, а также в местах, где производилась торговля. Мыт собирали с возов или судов, нагруженных товаром, который везли на продажу, – «а мыта с воза по денге»; его брали также с едущих верхом – «а с пешехода мыта нет». Мыт налагался только на торговых людей – «а поедет без торговли, ино с того мыта нет и пошлин».

Денга (деньга) – русская серебряная монета, вошедшая в обращение в конце XIII в. Разные удельные княжества чеканили свои денги. 200 московских денег составляли рубль. С начала XVI в. 2 денги равнялись 1 копейке. Половина денги называлась полушкой.

В письменных источниках XIV в. упоминаются мыта в Рязани, Твери, Костроме, Москве и городах Московского княжества – Можайске, Коломне, Звенигороде, Дмитрове, из документов известно о существовании еще более древних мытов: в XIII в. – в Суздальской земле, в XII в. – в Смоленской и Киевской, встречаются также мыта по волостям, селам и слободам.

На протяжении XV – XVI вв. Московская Русь в экономическом отношении представляла собой сеть еще недостаточно связанных между собой рынков. Естественно, что отдельные территории, бывшие в недалеком прошлом самостоятельными удельными княжествами, во многом сохраняли атрибуты прежней независимости. В частности, границы между русскими княжествами, хотя и объединенными с определенного времени политически в единое государство, с точки зрения свободы перемещения товаров и людей долгое время имели характер межгосударственных с присущими им таможенными ограничениями.

Наиболее древним княжеством на Ярославской земле было образовавшееся в результате распада Киевской Руси Ростово-Суздальское княжество, включавшее в себя и территорию современной Ярославской области. В начале XIII в. оно распалось, и на его месте образовалось несколько более мелких княжеств, в том числе Ростовское, Угличское и Костромское. Ярославское удельное княжество существовало с 1218 г., когда в княжение вступил внук Всеволода Большое Гнездо князь Всеволод Константинович.

На протяжении более чем двух веков первоначальная территория Ярославского княжества дробилась на многочисленные уделы все более мелких размеров. Княжества делились тогда на города с уездами и волости, объединявшие деревни, села и погосты. В середине XV в. ярославские князья признали верховенство московских, и Ярославское княжество стало частью Московского государства, образовав его Ярославский уезд. В 1463 г. в Ярославль был назначен великокняжеский наместник.

С середины XVI в. в русской торговле начинается новый период. Развиваются новые торговые отношения.

Особенность русской торговли в этот период состояла в том, что, с одной стороны, государство располагало огромными сырьевыми запасами, с другой, отсутствовала даже скудная промышленность. В стране была слабо развита сеть дорог, не было людей опытных в ведении торговли, т. е. купцов, следовательно, привлекаются иностранные купцы, развиваются внешнеторговые отношения.

Особенность торговли во второй половине XVII в. состояла в том, что государство стремилось к совершенствованию таможенного законодательства, к защите национальных интересов России в торговле через таможенный механизм, и в первую очередь через тарифы.

В середине XVII в. в России объективно назревали таможенные реформы.

К началу XVII в. система пошлин в Московском государстве представляла, по мнению исследователей таможенного дела, «механический конгломерат долголетних исторических напластований».

В XVII в. внешняя торговля России значительно отставала от западных стран.

Начинают развиваться и укрепляться таможенные органы и структуры. В XVII в. таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по нескольку. История свидетельствует, что в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота.

В России складывается два способа укомплектования таможен и, соответственно, сбора пошлин.

Первый, так называемый « верный » способ, когда к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян. Таможенные головы избирались на один год. Второй способ управления таможнями и сбора пошлин – сдача таможен на откуп . Суть этого способа состояла в том, что заинтересованное лицо вносило в государственную казну определенную сумму денег, не меньшую, чем средний сбор таможенной пошлины за прошедший год, и собирало пошлины в свою пользу.

В XVII в. в России еще не было централизованного органа управления таможнями. Он начал складываться лишь к концу столетия.

К началу XVIII в. таможенная система в Российском государстве отвечала потребностям внешней торговли и решению задач налоговой политики.

Процесс совершенствования таможенного дела в Московском государстве шел медленно.

К началу XVIII в. в Московском государстве законодательно была закреплена единая тарифная система пошлин, которая способствовала более организованному сбору таможенных доходов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 5. Правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела

Статья 5. Правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ)1. В случаях, прямо предусмотренных актами таможенного

Статья 6. Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации, правовым актам федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела

Статья 6. Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации, правовым актам федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела (в ред.

Статья 18. Деятельность в области таможенного дела

Статья 18. Деятельность в области таможенного дела Деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их включения

Зарождение внешней торговли на Руси и ее влияние на развитие таможенного дела

Зарождение внешней торговли на Руси и ее влияние на развитие таможенного дела Как уже говорили выше, что в Московском государстве возникает таможенное законодательство при Ярославе Мудром, и которое нашло свое воплощение в «Русской правде» (который является древнейшим

Восстановление государственности на Руси и ее влияние на внешнеэкономические связи в Московском государстве

Восстановление государственности на Руси и ее влияние на внешнеэкономические связи в Московском государстве Перспективы внешнеторговых отношений, которые сложились в этот исторический период времени, опирались на глубокие исторические торговые корни. Например, в XIII

Таможенные органы и их структура в Московском государстве

Таможенные органы и их структура в Московском государстве Развивается государство, укрепляются таможенные органы. Основная задача таможенных органов заключается в сборе пошлин и пополнении государственной казны. Практически в XVII в. таможни имелись во всех городах и

Развитие торговли и таможенного дела в России в XIX в.

Развитие торговли и таможенного дела в России в XIX в. В первой половине XIX в. в России усиливается кризис феодально-крепостнических отношений. Развиваются железнодорожное строительство и паровой транспорт, а также расширяется судоходство на Волге, Днепре, по Черному и

Статья 6. Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации, правовым актам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела

Статья 6. Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации, правовым актам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела 1. Положения актов таможенного законодательства, нормативных

Глава 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Глава 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Статья 18. Деятельность в области таможенного дела Деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров

Глава 6. ОБЩЕЕ ИМУЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ. ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ТАКИХ СОБСТВЕННИКОВ

Глава 6. ОБЩЕЕ ИМУЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ. ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ТАКИХ СОБСТВЕННИКОВ Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме 1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат

Глава 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Глава 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА СТАТЬЯ 18. Деятельность в области таможенного дела Деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров

СТАТЬЯ 18. Деятельность в области таможенного дела

СТАТЬЯ 18. Деятельность в области таможенного дела Деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их включения

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование 1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением,

§ 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

§ 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными,

Общая характеристика и движение уголовного права в московском государстве

Общая характеристика и движение уголовного права в московском государстве В Московском государстве русское уголовное право вступает в период устрашающих кар: преступление окончательно понято как деяние противогосударственное; значение лица (потерпевшего) и общины в

2. Право наследства в Московском государстве

2. Право наследства в Московском государстве Московское право долго держалось тех же начал, которые, вытекая из оснований, данных Русской Правдой, развиты в Новгороде и Пскове.Преимущественное наименование завещаний в московских памятниках есть духовная грамота или

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:08, реферат

Краткое описание

Для выполнения работы определены следующие задачи:
1. Рассмотреть зарождение таможенного дела;
2. Проследить зарождение таможенного дела в 9-14 веках в Древней Руси.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

Челябинский Государственный Университет

Институт экономики отраслей бизнеса и администрирования

Тема: «История таможенного дела на Руси в IХ – ХIV веках»

Выполнил: Студент 2 – го курса

Бадердинова Н. Д.

Актуальность темы реферата.

Таможенная служба существует в России уже несколько сотен лет. Еще в Киевской Руси взимался мыт - сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, за покровительство, оказываемое купцам и т.п. В условиях следующего, удельного периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий стало более предсказуемым, сопряженным с экономическими интересами крупных земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С начала XIII в. их взимание осуществлялось уже не только с определенного количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов. На развитие таможенного дела сильное влияние оказали монголы- завоеватели. Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система была также заимствована у монголов), передавалось князьями «откупным таможенникам». Очередной поворот в таможенном деле был связан с преодолением удельных порядков и созданием Московского государства с его сложной и запутанной финансовой системой, множеством различных податей и сборов (денежных и натуральных), обширным государственным хозяйством.

Данный вопрос исследовали различные ученые, однако выделим несколько из них. Так, работа Ю. Г. Кисловского посвящена истории таможенного дела и таможенной политики России. А.А. Смирнова рассмотрела исторический опыт таможенного дела в России и проблемы формирования современной торговой политики. К.Н. Лодыженский изучил историю русского таможенного тарифа.

Для выполнения работы определены следующие задачи:

1. Рассмотреть зарождение таможенного дела;

2. Проследить зарождение таможенного дела в 9-14 веках в Древней Руси.

Глава 1. Зарождение таможенного дела

Зарождение таможенного дела, как утверждают историки, относится к глубокой древности. На территории нашей страны это произошло во 2-3 веках до н.э., то есть в период появления древних государств, в которых экономика достигла такого уровня развития, когда происходит разделение труда внутри них и в межгосударственном масштабе. Рост производительности труда приводит к появлению излишков производимого. На этой основе происходит обмен товаров, а затем и купля – продажа. Появляется особый слой людей – купцы, которые специализируются не в области производства товаров, а занимаются их продажей. Объективно возникают и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место продажи и т.д. Но это еще не были таможенные сборы, а лишь налог, который шел на пополнение казны города или государства, то есть представлял собой фискальный сбор.

Развитие государства привело к созданию его институтов, администрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствах для их содержания. Пополнением казны занимались налоговые органы, в руках которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах. Сборы (пошлины) на привозные товары в западных государствах устанавливались по-разному и колебались от 0.01 стоимости товара до 0.1 , то есть в зависимости от воли того или иного господствующего лица и сложившейся торговой конъюнктуры.

В 3 веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалусии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города – тариф.

Таможенный тариф стал для таможенных органов государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.

Древние государства, умело, используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80 % поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин.

Примером является Карфаген, где Ганнибал, используя систему таможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти средства войну с Римом, но и освободил часть населения от налогов. Однако стремление собрать, как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело и противоположную сторону: оно способствовало появлению альтернативного явления – контрабанды – и тем самым ослабляло экономику государства. Чем выше пошлины, тем выше становились цены на ввозимые товары, а одновременно на рынок проникали товары по более низким ценам контрабандным путем. Государство от этого проигрывало, казна недополучала возможные в других условиях денежные поступления. Это случилось не только в Карфагене, но и в Древней Греции, Месопотамии и других государствах.

Исторический экскурс показывает, что таможенное дело находится в тесной связи с господствующим в данный период общественно-экономическим строем государства. В 5 веке натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги – конечная цель хозяйственной деятельности. Таможенная политика в этот период стояла на страже накопительства.

Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулирования товарообмена прослеживается в 7-9 веках. В этот период таможенники имели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, казначей – четвертое. И если граф или мэр назначались, то таможенники и казначеи избирались из числа граждан города и так же освобождались. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовой статус определялся демократическими институтами.

В последующем, на протяжении многих столетий местные власти и правители стремились подчеркнуть бескорыстие и беспристрастность таможенников.

В связи с расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявляется стремление выработать общую пошлинную систему, складываются элементы таможенного права.

Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства и определяет стратегию таможенного дела, что находит отражение в соответствующих законодательных и нормативных актах государства.

Таможенное дело – это объективный процесс, проявляющийся в сфере меж экономических и торговых связей между государствами и внутри государств, это один из механизмов регулирования экономики, внешней торговли, стабилизации финансов. Таможенное дело развивается по своим специфическим законам, имеет свой предмет и содержание.

Глава 2. Зарождение таможни в Древней Руси в 9-14 веках

Многочисленные факты истории позволяют утверждать о 1000-летнем периоде существования в России таможенном дела. Достаточно сказать, что еще в Киевской Руси взимался мыт. В условиях следующего, удельного (ХII - ХV вв.) периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий стало более предсказуемым, сопряженным с экономическими интересами крупных земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С начала ХIII в. их взимание осуществлялось уже не только с определенного количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при определении “весчего сбора” ) .

История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления.

Данным договором предусматривалось освобождение русских купцов в Византии от уплаты мыта: “Да творять куплю, якоже им надобе, не платяча мыта ни в чем же” . Это условие подтверждает древний славянский обычай взимать торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, “а может быть, и за соблюдение порядка во время торговли” .

В V - IV веках до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные порядки; знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Ольвией, Херсонесом и другими городами. Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт или мыто. Было мыто “сухое” - при провозе товаров по суше и мыто “водяное” - при провозе по воде. Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова “мытник” или “мытчик” - сборщик пошлин, “мытница” или “митница” - место сбора мыта.

Финансовые сборы и обычаи были неотъемлемой частью общей политики Киевского государства. Известный памятник права “Русская правда” защищает интересы купцов по охране их имущества. Если перекупщик чужой вещи на торгах - феодал, зажиточный горожанин - купил краденое, а продавец исчез, то покупатель мог доказать добросовестное приобретение вещи, выставив в качестве свидетелей или двух свободных мужей, или одного мытника, которые могли под присягой подтвердить факт покупки вещи на торгу (ст. 37 Пространной редакции “Русской правды) .

В XI - ХII веках быстро растут торгово-ремесленные центры - города, богатеет городская знать - бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Вот как говорит об этом выдающийся русский историк С. М. Соловьев: “Торговля в описываемое время была главным средством накопления богатств на Руси, ибо не встречаем более известий о выгодных походах в Грецию или на Восток, о разграблении богатых городов и народов” .

Постепенно единство Киевской Руси в ХI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться киевскому князю. В ХII - начале ХIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы феодалы на своих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими и торговыми.

Во время монголо-татарского ига в русском языке появилось слово “тамга” , означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров, предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Но “это не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова. Им не хватало одного пограничного характера. Они взимались везде где угодно: повсюду были заставы в городах, селах и слободах, на рынках и у ворот” . Некоторые из указанных сборов, называемые “большой тамгой” , уплачивались на границе. Однако ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов. Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие и торговые. Первоначально они взимались с известного количества товаров - с воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого имущества.

Основной проезжей пошлиной был мыт: от одной до трех денег (т.е. 0,5 - 1,5 копейки) с воза; в зависимости от величины воза в саженях возникла разновидность мыта - посаженное; с людей, сопровождавших товар, собиралась головщина; при проезде по мосту взыскивалась мостовщина (от двух до четырех денег с телеги с лошадью) и т.д.

К торговым пошлинам относился замыт, равный одной деньге с рубля стоимости товара, дающий право торговли этим товаром; амбарное за наем амбара под товар на гостином дворе; контарное - за взвешивание больших количеств соли на контаре; явка - сбор с торговца по одной - три деньги за явку товара на заставе; роговая и привязная пошлины - за привязывание скота на торгах; узольцовое - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки, и др.

Один и тот же товар облагался несколькими видами сборов, которые взыскивались независимо друг от друга. Некоторые сборы, например, мостовщина, могли взиматься с объекта продажи неоднократно.

В XV — начале XVI в. во главе финансового ведомства стоял единый центральный орган — «государева казна». Она сосредоточивала в себе все «казенные» поступления, т. е. все пошлины и налоги, собиравшиеся в пользу государства. Руководство взиманием и доставкой поземельных податей в казну осуществлялось специальными великокняжескими даньщиками, которых правительство посылало на места в период сбора налогов.

Эта организация финансового ведомства, наделенная чертами характерной для феодальной раздробленности «путной» (т. е. дворцово-вотчинной). системы управления, в первой половине XVI в. подверглась значительным изменениям. Уже с 10-х годов XVI в. в связи с возросшими фискальными потребностями государства в уездах стали создаваться постоянные органы финансового управления в лице так называемых городовых приказчиков Этой мерой был обеспечен централизованный сбор главных государственных налогов. Городовые приказчики беспощадно взимали подати. Упорных неплательщиков они приказывали ковать «в железо» и бросать в тюрьму .

Тем не менее мероприятия по упорядочению государственных финансов имели и положительное значение, поскольку они содействовали укреплению централизованного аппарата власти.

Кроме поземельных налогов, в Русском государстве XV — XVI вв. существовала развитая система внутренних таможенных пошлин, которые делились на торговые и проезжие.

Главной торговой пошлиной была «тамга», взимавшаяся за продажу «весчего» (т. е. подлежавшего взвешиванию) товара. За продажу сыпучих тел бралось «восьмничее». Впрочем, в XVI в. «тамга» стала общим названием пошлин, взимавшихся за продажу как «весчих», так и сыпучих тел. Продажа скота сопровождалась уплатой «пятна» (с лошади), «рогового» и т. п.

За взвешивание товаров взимались «весчее», «пудовщина», за измерение продаваемых «мерами» сыпучих тел — «померное».

Главной проезжей пошлиной был «мыт», собиравшийся за провоз товаров. Лица, сопровождавшие товар, также облагались пошлинами: с них взимались «головщина» или «костки», а на обратном пути — «задние колачи». Объектом сбора проезжих пошлин являлся транспорт (возы, ладьи и пр.), провозивший товары.

Пребывание торговых людей с их товарами на гостином дворе было связано с уплатой «гостиного», «амбарного» и т. п.

Даже этот неполный перечень торговых и проездных сборов показывает, что система таможенных пошлин в Русском государстве конца XV—XVI в. была чрезвычайно пестра. Многочисленность и пестрота внутренних таможенных пошлин были прямым наследием эпохи феодальной раздробленности. В отдельных частях государства сохранялись «живые следы прежней автономии»,в частности «особые таможенные границы и т. д.» . Пережитки феодальной раздробленности сказывались и в том, что местные жители платили таможенные пошлины в меньшем размере по сравнению с «иногородними» .

Правительство централизованного государства предприняло ряд важных мероприятий, направленных на централизацию таможенной системы. Самым существенным из них было постепенное введение с конца XV в. института «откупных» и (позднее) «верных» таможенников. В роли «верных голов» выступали выбранные из среды местного населения целовальники, повинностью которых являлся сбор таможенных пошлин. «Откупными» таможенниками были лица, взявшие сбор внутренних таможенных пошлин в данном городе или селе на откуп.

Введение этого института позволяло правительству заранее назначать сумму предполагаемых таможенных сборов в том или ином уезде, а затем требовать ее сполна с «верных» или «откупных» таможенников. За норму сбора бралась прошлогодняя сумма поступлений данной таможни.

В связи с появлением института «откупных» и «верных» таможенников правительство начало составлять адресованные им уставные таможенные грамоты, определявшие порядок взимания, размеры и общую годовую сумму таможенных пошлин. Древнейшая уставная таможенная грамота датируется 1497 г.

Таможенные грамоты строго регламентировали доходы наместников в области таможенных пошлин. Наместникам предоставлялось лишь право на получение половины штрафов, которым подвергались торговые люди в случае неуплаты той или иной таможенной пошлины.

Таким образом, в конце XV — первой половине XVI в. таможенная система заметно окрепла, значение таможенных пошлин в государственном бюджете возросло, снизилась до возможного предела степень участия наместников в доходах от таможенных сборов.

Читайте также: