Система содержания должностных лиц за счет налогов с местного населения

Опубликовано: 02.05.2024

Кормле́ние — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Первоначально кормление носило эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определённое натуральное довольствие. В XII—XIV веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей — тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие. За счёт этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.

Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Поэтому уже с XV века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путём выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце XV — начале XVI века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-56 система кормлений была ликвидирована. В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых). Сбор налога производился на чёрных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками.

Литература

  • Кормление // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Илия (имя)
  • Иовский

Смотреть что такое "Кормление" в других словарях:

КОРМЛЕНИЕ — КОРМЛЕНИЕ, кормления, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. кормить в 1 и 3 знач. Кормление зверей бывает в 6 часов. Кормление грудных детей. 2. В древней Руси система вознаграждения бояр администраторов путем предоставления им права облагать в свою… … Толковый словарь Ушакова

кормление — См … Словарь синонимов

Кормление — система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) за счет местного населения на Руси до середины 16 века. Первоначально кормления носили эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики виры, строители городов… … Политология. Словарь.

КОРМЛЕНИЕ — способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до середины XVI в. Князь посылал в города и волости наместников и других служилых людей. Население было обязано содержать их ( кормить ) в течение всего периода службы. По… … Юридический словарь

КОРМЛЕНИЕ — КОРМЛЕНИЕ, система содержания должностных лиц (наместников и других) за счет местного населения на Руси. Складывалось в Древней Руси. Ликвидировано земской реформой Ивана IV (1555 56) … Современная энциклопедия

КОРМЛЕНИЕ — система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения на Руси. Ликвидировано земской реформой 1555 56 … Большой Энциклопедический словарь

кормление — КОРМИТЬ, кормлю, кормишь; кормленный; несов., кого (что). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КОРМЛЕНИЕ — КОРМЛЕНИЕ, система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения. Ликвидировано Земской реформой Ивана IV. Источник: Энциклопедия Отечество способ содержания должностных лиц за счет местного населения на… … Русская история

Кормление — означало первоначально способ содержания должностных лиц.Судьи, вместе с исполнителями их решений, получали от местного населениявсе необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и дажелошадей. Это был так назыв. корм в натуре. Сначала… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Кормление — КОРМЛЕНИЕ, система содержания должностных лиц (наместников и других) за счет местного населения на Руси. Складывалось в Древней Руси. Ликвидировано земской реформой Ивана IV (1555 56). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

История | 5 - 9 классы

Система содержания на руси должностных лиц за счет местного населения -.


Кормление - вид пожалованиявеликих и удельных князейсвоим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.


Установите соответствие между терминами и их определениями?

Установите соответствие между терминами и их определениями.

Кормление - - Правило Окольничий - - часть города за стенами, населённая Канон - ремесленниками и купцами Челобитная - - письменное прошение, жалоба Посад - - второй по значимости чин в Боярской думе - система содержания должностных лиц за счёт местного населения.


1)Люди получавшие в пользование землю за несение службы великому князю?

1)Люди получавшие в пользование землю за несение службы великому князю.

2) Система содержания должностных лиц за счет местного населения.

3) Доверенное лицо, бывшеевместе с боярами близко(около) от государя 4) Ведомство, управляющее личными землями великого князя 5) Учреждение, ведающее финансовыми делами.


Должностное лицо, избираемое на народном собрании?

Должностное лицо, избираемое на народном собрании.


Порядок назначения должностных лиц по знатности , существовавши на руси с 15 до конца 17 века?

Порядок назначения должностных лиц по знатности , существовавши на руси с 15 до конца 17 века.


Помогите прошу ребят♥ кроссворд История 6 класс 1) Люди, получавшие в пользование землю на население службы великому князю?

Помогите прошу ребят♥ кроссворд История 6 класс 1) Люди, получавшие в пользование землю на население службы великому князю?

2) Система содержания должностных лиц за счет местного населения?

3) Богато украшенный жезл - символ государственной власти?

4) Шар, увенчанный короной или крестом, символизирующий власть государя?

5) Глава уезда во время правления Ивана 3.


Установите соответствие между терминами и их определениями 1?

Установите соответствие между терминами и их определениями 1.

2 окольничий - б)часть города за стенами населённая ремесленниками и купцами.

3. Канон - в)письменное прошение жалоба 4.

Челобитная - Г) Второй по значимости чин в Боярской думе.

5. Посад - д)Система содержания должностных лиц за счёт местного населения.


Чин в Боярской думе система содержания должностных лиц?

Чин в Боярской думе система содержания должностных лиц.


Должностное лицо в Риме, избираемое плебеями?

Должностное лицо в Риме, избираемое плебеями.


Существовавший на Руси до середины XVI века способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси назывался : А) кормлением Б) местничеством В) вотчиной Г) волостью?

Существовавший на Руси до середины XVI века способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси назывался : А) кормлением Б) местничеством В) вотчиной Г) волостью.


Значение слова должностное лицо?

Значение слова должностное лицо.

Вопрос Система содержания на руси должностных лиц за счет местного населения -?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории История и соответствует программе для 5 - 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


Ветвь - Вече - народное собрание городской, родоплеменной и / или союзнической общины в древней и средневековой Руси. Сущ. с 859 года. Народное ополчение - вооруженные силы ряда государств в основном исторических - древнегречиских, древнеиталийских..

Кормление-вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Другие вопросы из категории

1) появление мануфактур
2) продолжение процесса закрепощения крестьян
3) ограничение в правах иностранных купцов
4) усиление специализации ремесленного производства в различных районах страны

1) XIV в.
2) XV.
3) ХV-ХVIвв.
4) XVI в.
2. Иван III являлся
1) сыном Василия I
2) сыном Василия Темного
3) братом Василия III
4) отцом Василия Темного
3. На местах управляли представители великокняжеской власти —
1) удельные князья
2) воеводы
3) наместники
4) губернаторы
4. Иван III окончательно подчинил
1) Новгород
2) Псков
3) Казань
4) Смоленск
5. Марфа Борецкая была современницей
1) Андрея Рублева
2) польского короля Казимира
3) Василия!
4) Елены Глинской
6. Укажите годы правления Василия III.
1) 1389-1425 гг.
2) 1425-1462 гг.
3) 1462-1505 гг.
4) 1505-1 533 гг.
7. Изображение двуглавого орла на гербе Российского государства было заимствовано из
1) Византии
2) Польши
3) Золотой Орды
4) Новгородской республики
8. Назовите автора данной концепции.
«. Все христианские царства пришли в конец и сошлись в единое царство нашего государя. По пророческим книгам это есть Римское царство. Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать».
1) Иван III
2) Василий III
3) Филофей
4) Сергий Радонежский
9. При каком князе стал использоваться титул «государь всея Руси»?
1) Василии I
2) Иване III
3) Василии II
4) Василии III
10. На рубеже ХV-ХVI вв. высшая власть на Руси принадлежала
1) Земскому собору
2) Боярской думе
3) Великому князю московскому
4) царю
11.Центральным финансовым ведомством, в котором хранились деньги, драгоценности, государственный архив и россиская печать, был (была)
1) Приказ Большой приход
2) Оружейная палата
3) дворец
4) казна
12. Система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения на Руси получила название
1) кормление
2) местничество
3) поместная
4) жалованье
13. Когда был создан первый в истории Российского государства законодательный кодекс?
1) 1480г.
2) 1497г.
3) 1505г.
4) 1550г.
14. Какой сословно-представительный орган аристократии совещательного характера действовал при великом князе с конца 15 в. ?
1) Земский собор
2) Земская изба
3) Избранная рада
4) Боярская дума
15. В средневековой России профессиональными чиновниками были
1) наместники
2) волостели
3) дьяки
4) бояре

ранней стадии феодальной раздробленности на Руси?

Сравните управление в Новгороде с управление в Галицко-Волынском княжестве. Чем вы объясните то что в Новгороде сложилась особая система управления? С чем вы можете ее сравнить из истории Зарубежной Европы?

княжения Ярослава Мудрого

Запишите имена князей, во врем правления которых произошли следующие события:

-Разгром Хазарского каганата

-принятие христианства на руси

-создание первого письменного свода законов

Запишите название терминов

Военное формирование, состоящее из граждан и создаваемое на добровольных началах в случае военных действий-

Объезд киевским князем с дружиной своих земель действий-

Наследственное земельное держание-

Разорившиеся общинники, попавшие в долговую кабалу за ссуду проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгам- Биография человека, причисленного церковью к лику святых-

; Регулярная дань которую собирали на Руси для хана Золотой Орды -___________

1) Разгром Хазарского каганата

2)Принятия христианства на Руси

3)Создание первого письменного свода законов

1-й период. Система местного управления была проста. Кроме местных князей на территории посылались представители центральной власти – наместники и волостели. Они получали за свою службу особый налог с населения, который обеспечивал их существование.

Органом местного крестьянского самоуправления являлась территориальная община – вервь, которая занималась перераспределением земельных наделов, осуществляла полицейский надзор, решала налогово-финансовые, судебные вопросы.

2-й период. Особая система, отличная от других княжеств, сложилась в Новгородской земле. Новгород имел четко организованную систему самоуправления. Город делился на пять «концов», «концы» подразделялись на «сотки», «сотки» – на «улицы».

В каждом «конце» собиралось свое кончанское вече с выборным старостой. Низшей ступенью организации в Новгороде было объединение соседей – уличан – также с выборными старостами во главе. Все местные органы следили за благоустройством города и торговлей.

Собственно Новгородская земля в территориально-географическом отношении делилась на пятины – пять областей. Каждая пятина приписывалась к одному из концов Новгорода. Центром самоуправления пятин был пригород. Управление землями республики осуществлялось из Новгорода, но с одновременным представлением известной самостоятельности.

В северо-восточных землях Руси местное управление находилось в руках наместников, отправляемых центральной властью в города, и волостелей – в сельской местности.

3-й период. Историю развития местного управления этого периода можно условно разделить на 3 этапа.

1-й этап – управление через наместников и волостелей, т. е. действие системы «кормлений»;

2-й этап – время губного и земского управления (самоуправление);

3-й этап – система приказно-воеводского управления в сочетании с местным самоуправлением.

1-й этап. Земли, не приписанные к княжескому двору, входили в круг управления наместников и волостелей. Они являлись представителями верховной власти, осуществляли свои полномочия, опираясь на подчиненный им административный аппарат. Кормление – это система содержания должностных лиц за счет местного населения. Корма собирались два-три раза в год в форме продуктов, части различных пошлин с торгов и лавок. Функции наместников и волостелей были достаточно обширны: сбор податей, пошлин, суд. Но присылаемые из центра на короткий срок наместники и волостели были более заинтересованы в обогащении, нежели в эффективном управлении своей территорией.

2-й этап. С середины XVI в. сословно-представительными органами на местах становятся земские и губные избы.

Термин «губа» не имеет четкого объяснения и в данном случае понимается как определенная административная единица. Выборные губные учреждения первоначально образовывались для преследования разбойников, суда над ними, заведования тюрьмами и регистрации приезжих и проезжающих людей. Выборы губных органов носили всесословный характер: в них принимали участие помещики, служилые люди, крестьяне, то есть все население уезда. Выборный глава назывался губной староста. Ему в помощь придавались десятские и так называемые «лучшие люди», замененные впоследствии целовальниками. Избирался и губной дьяк. Эти лица в совокупности составляли одно учреждение – губную избу. К XVII веку губные органы стали заниматься всеми делами местного управления на своей территории.

В 1555–1556годах была проведена земская реформа Ивана IV, т. е. окончательно отменена система кормлений и введены земские учреждения. Земские учреждения не имели всесословного характера. От участия в земских учреждениях были отстранены служилые люди. Как правило, земские органы действовали в границах волости. Земская власть осуществлялась земскими старостами, а также земскими дьяками и «лучшими» людьми (целовальниками, именуемыми также земскими судьями). Полномочия земских властей распространялись также на все ветви управления: полицейское, финансовое, экономическое. Осуществляли они и судебную власть.

Деятельность губных и земских изб контролировалась различными отраслевыми приказами. Организация самоуправления усиливала позиции дворянства и богатых горожан, способствовала централизации государства.

3-й этап. В XVII веке местное управление бюрократизируется: на местах устанавливается система приказно-воеводского управления. Первоначально воевода, назначаемый из центра, осуществлял контроль за губными и земскими органами, не вмешиваясь в их деятельность. Однако в дальнейшем ситуация меняется и воевода получает на местах все больше полномочий. Воевода соединял власть административную и военную, контролировал сбор податей, ведал судом. Свою деятельность он осуществлял с помощью специального аппарата – приказной избы.

Приказно-воеводское управление отвечало потребностям формирующегося абсолютизма.

4-й период. В первой четверти XVIII века перестройка местного аппарата была вызвана многочисленными правительственными мероприятиями в экономической, финансовой и военной областях. Усиления карательных мер требовали и антифеодальные волнения.

В 1708 году вводится новое административно-территориальное деление – губернии.

К 1719 году сложилась следующая система административно-территориального деления и местного управления:


Губернатор имел административные, финансовые, полицейские, судебные функции. На воевод возлагались полномочия в сфере финансовой, полицейской и народно-хозяйственной деятельности. К деятельности земских комиссаров были отнесены разнообразные финансовые, полицейские, хозяйственные и даже нравственно-просветительные обязанности. Но основной его задачей был сбор налогов.

С 1699 года начались изменения в области управления городами. В Москве была создана Бурмистерская палата, в 1700 году переименованная в Ратушу. В ее ведении находились управление посадским населением и сбор доходов со всех российских городов. На местах управление городскими делами входило в компетенцию земских изб.

В 1721году издается Регламент Главному магистрату, а в 1724 году – инструкция городовым магистратам. Городовые магистраты являлись коллегиальными выборными органами управления. Их компетенция распространялась на финансовые, судебные и организационные вопросы.

Серьезные преобразования в области местного управления были проведены при Екатерине II. Это было вызвано недостатками в данной сфере: большие размеры губерний, ненадлежащее количество органов управления, смешение различных функций в одном органе управления, слабость выполнения карательных функций.

В 1775году было издано Учреждение для управления губерний Российской империи. Необходимо отметить следующие важнейшие моменты:

- упразднены провинции – Россия делится на губернии, губернии на уезды;

- число губерний увеличено;

- в основу губернского деления положен количественный принцип: одна губерния – 300–400 тыс. жителей;

- сделана попытка разделить административные, финансовые и судебные дела.

Органы местного управления

Губернатор, стоящий во главе губернии, назначался и снимался императором. Именно губернатор обладал всей полнотой власти на своей территории. Появилась и должность вице-губернатора, который не только являлся помощником главы губернии, но и возглавлял казенную палату.

При Екатерине II получило развитие и самоуправление, основной характерной чертой которого являлся его сословный характер. Сословным обществам было предоставлено право замещать по выбору значительную часть должностей губернской, городской и уездной администрации и суда. Учреждались губернские и уездные дворянские собрания для выбора должностных лиц, а также для заведования сословными нуждами. Для общего управления сословными делами появились должности предводителей губернского и уездного дворянства.

Получило развитие и городское самоуправление. В городах, помимо магистратов, создавались общая городская дума и ее исполнительный орган – шестигласная дума. Общая городская дума – это представительный орган, состоящий из выборных от каждого из шести разрядов городского населения.

Следует отметить, что многие сферы городского управления продолжали оставаться в ведении государственных органов (например, городничего).

Местные органы управления в начале XIX века практически не изменились. Губернаторы были провозглашены «хозяевами губерний». Во главе уездов назначались капитан-исправники.

Для управления казенными крестьянами начали создаваться новые единицы – волости, которые управлялись волостными правлениями, состоящими из волостного головы, старост, писаря.

5-й период. Главой местной администрации продолжал оставаться губернатор, за которым сохранялась основная власть в губернии. В конце XIX – начале XX века права губернатора чрезвычайно расширяются (в связи с Первой русской революцией и мировой войной).

Но основные изменения местного управления связаны с реформами, проведенными императором Александром II. Они преследовали цель развить начала местного самоуправления в России.

Дата добавления: 2018-11-25 ; просмотров: 166 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Сегодня только ленивый не спросит: сколько можно придумывать новые налоги? Налоги на квартиру, на доходы от продажи имущества, на земельный участок, на автомобиль – и это всё только для физических лиц, то есть для простых обывателей. Для компаний и организаций налогов в разы больше.

Когда государство начало собирать деньги с населения? Что такое налог на «дым», «тамка» и «мостовщина»? Кто такие пошлинники (не путать с пошляками) и тиуны? Обратимся к «преданьям старины глубокой», ведь история налогов насчитывает двенадцать веков.

Кто изучал историю налогообложения?

Историей налогообложения в России занимались дореволюционные историки и юристы, а позже советские и современные исследователи.

  • историки: Д.И. Иловайский, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, И.Г. Прыжов, В.Н. Татищев и др., а также маститые экономисты: Э.Я. Бретель, И.Я. Горлов, В.П. Дьяченко, П.И. Лященко, И.Х. Озеров, В.Н. Твердохлебов и др.
  • юристы: С.В. Зaвaдcкий, Б.П. Распопов, Г.Ф. Шершеневич, А.Ф. Кисляковский, Ф.В. Тарановский и др.

Самым ранним дореволюционным исследованием, изданным в Киеве в 1624 г., считают сборник церковного права «Номоканон», который содержит сведения об обязательных платежах в пользу церквей.

Авторы исследований после революции и в современное время:

Отдельные периоды истории налогообложения и налогового права рассматриваются в работах М. Буланже, А.В. Брызгалина, И.С. Зуйкова, Л.В. Зуйковой, А.Д. Meльника, А.А. Тедеева, В.А. Тимошенко, Ю.П. Титoвa, А.В.Толкушкина, И.В. Торопицына, Д.Г. Черника и др.

С чего всё началось?

В конце IX века в древнеславянском государстве основным источником доходов казны стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Oлeга (? — 912). При этом древние летописи именуют «данью» военную контрибуцию. Киевское феодальное государство росло и развивалось, и дань со временем перестала быть контрибуцией и превратилась в подать.

Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен.

При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами — «по шлягу от рала» («рало» - это единица обложения, плуг или соха, а шляг — арабские монеты, платежное средство того времени на Руси).

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». «Повоз» — это, когда дань привозили князю (великому князю), а «полюдье» — это система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально князь собирал дань лично. Позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI—XII вв. и первой половине XIII в.

Во времена Золотой Орды (1243—1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом.

Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были:

  • «выход» («царева дань»), налог непосредственно монгольскому хану;
  • торговые сборы («мыт», «тамка»);
  • извозные повинности («ям», «подводы»);
  • взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.

В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды (выход ордынский). Её платили князья, начиная с Ярослава Всеволодовича (1191—1246). Платили дань более 200 лет.

В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимали с каждой души мужского пола и со скота.

В XIV—XV вв. помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну — в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440—1505, великий князь Московский с 1462 г.) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России.

Иоанн III закрепил также исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво. Так появилась «медовая дань». В XV—XVI вв. существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков — яеуся.

К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений — предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны).

Обжаловать действия назначенных кормленщиком сборщиков можно было, обратившись к великому князю (князю) с челобитной (жалобой). Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сбор налогов совпадал с периодом сбора урожая.

С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем — князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз — в 1753 г.

В феодальный период (XIII—XIV вв.), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др.

Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая — за право устраивать рынки. Судебная пошлина, или «вира», взималась за убийство, а пошлина «продажа» — за другие преступления.

К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани — прямой государственной подати), которые взимали с черносошных крестьян и посадских людей.

Со второй половины XVI в. налоги и сборы стали взимать в денежной форме. В военное время вводили чрезвычайные налоги: пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, емчужные — на изготовление пороха, полоняничные взимались для выкупа полоняников — людей, захваченных в плен татарами и турками. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

При Иоанне IV Грозном (1530—1584) в 1555 г. установлен сбор четвертовых денег (денег из чети). Это подать, которую взимали с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети — центральные государственные учреждения (XVI—XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Bлaдимиpская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая.

С 1556 г. после реформ государственного и местного управления ликвидировали кормления (систему содержания должностных лиц за счет местного населения) и власть наместников и волостелей. На их смену пришли губные и земские учреждения.

В период царствования Михаила Фeдopoвича (1596—1645, царь с 1613 г., первый царь из рода Poмaнoвых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом. Под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов.

Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. эти привилегии стали подвергаться ограничениям.

В XV—XVI вв. распространение получила подать, поступавшая в казну Московского князя (впоследствии — царя), которую взимали в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи».

Соха — единица обложения в Московском государстве с XIII в. до середины XVII в., когда соха стала заменяться новой податной единицей — «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось.

Налоги с арбузов и ношение бороды: о налоговой реформе Петра I (XVIII в.)

Петр I ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей.

При нём появились прибыльщики — это чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли». Появились и новые виды податей. Например,

  • подушная подать,
  • гербовый сбор,
  • налоги с постоялых дворов,
  • налоги с пеней,
  • налоги с плавных судов,
  • налоги с арбузов и с орехов,
  • налоги с продажи съестного,
  • налоги с найма домов,
  • ледокольный налог и др.

В ходе реформы подворное налогообложение заменили подушной податью. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

Ввели новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды.

Реформам подверглась и организация сбора налогов. Финансовые приказы заменили финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.

Винные акцизы и питейный сбор – важнейшие источники казны. О налоговых реформах первой половины XIX — начала XX в.

При Александре I (1777—1825, император с 1801 г.) изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов:

  • оброчный сбор;
  • гильдейский сбор;
  • пошлина с наследств;
  • горная подать;
  • гербовый сбор;
  • питейный сбор.

Вводились новые обязательные платежи:

  • процентный сбор с доходов от недвижимого имущества,
  • кибиточная подать,
  • попудный сбор с меди.

Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.

В связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги и сборы.

Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменены акцизными сборами со спиртных напитков (винным акцизом).

Важнейшими источниками государственной казны стали:

  • подушный налог,
  • питейный и таможенный сборы,
  • соляной налог (в 1862 г. введен акциз на соль),
  • акциз на дрожжи (введен в 1866 г.),
  • акциз на керосин (введен в 1872 г.),
  • акциз на табак.

Изображение: С. В. Иванов. Баскаки. 1909 год.

Читайте также: