Сидорова а в черевиченко т с становление и развитие понятия налог

Опубликовано: 16.05.2024

Лекция 1. История возникновения и развития налогообложения

1.1. Основные этапы развития налогообложения

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:

IV в. до н. э. – V в. н. э. – появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания. Вначале они носят нерегулирующий характер, взимаются по мере необходимости в натуральной форме. По мере увеличения государственных расходов, налоги начинают взиматься в денежной форме, и регулярно увеличивается их размер. Постепенно они становятся основным источником доходов государства.

V–XVIII вв.: существуют определенные налоговые системы, которые запутаны и развиты крайне слабо. Налоги вводятся на определенный период в связи с необходимостью финансирования целевых затрат – взимаются одновременно, когда в казне заканчиваются средства. Большое внимание уделяется косвенному налогообложению, впервые вводятся акцизы с ввозимых и вывозимых товаров. Но сбор налога на данном этапе – вид предпринимательской деятельности: право сбора налога выкупается у государства отдельными гражданами. Налог становится главным источником формирования государственной казны.

Конец XVIII – конец XIX в.: происходит процесс юридизации налога, формируются принципы налогообложения, и предпринимается попытка сформулировать определения налогового платежа, происходят споры о месте налогов в системе государства. К середине XIX в. Число налогов увеличено, и большое значение придается соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов. Разрабатываются теоретические основы налогообложения. Налоги стали устанавливаться исходя из принципа всеобщности.

С начала XX в. – становление конструкций современных налоговых систем, основанных на научных принципах налогообложения. Ведущее место занимает прямое налогообложение. Данный этап характеризуется непрекращаемыми налоговыми реформами, направленными на поиски оптимальной налоговой системы.

Необходимо отметить, что политические и экономические изменения неизбежно приводили и к изменению систем налогообложения. Процесс эволюции налогообложения условно можно разделить на 2 этапа:

1) акты о налогообложении, обеспечивающие защиту и признание прав только государства, основные принципы налогообложения – общеобязательность и безусловность, нормативные акты фиксируют право государства на изъятие определенной части собственности своих подданных по случаю возникшей необходимости;

2) акты о налогообложении начинают защищать права и интересы не только государства, но и обязанных лиц. На смену принципу безусловности приходят принципы законности, соблюдение прав налогоплательщика, соразмерности налогового бремени, справедливости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность и история возникновения государственных и муниципальных финансов

ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность и история возникновения государственных и муниципальных финансов 1. Сущность финансов Финансы – это система порождаемых и регулируемых государством денежных отношений, связанная с перераспределением стоимости валового внутреннего продукта, а

2. История возникновения государственных и муниципальных финансов

2. История возникновения государственных и муниципальных финансов Возникновение финансовых отношений связано с процессом отделения государственной казны от собственности монарха.С этих пор стал применяться термин «финансы». В Средние века под этим термином

1. История развития налогов

1. История развития налогов Налоги и государство – это два взаимосвязанных между собой института.Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои

1. История возникновения бухгалтерского учета

1. История возникновения бухгалтерского учета Бухгалтерский учет – одна из самых древних наук: первые учетные записи были сделаны 4000 лет назад. Он появился одновременно с письменностью, и стал сегодня одним из важнейших условий, предопределяющих эффективность

2. История возникновения и развития банковского дела

2. История возникновения и развития банковского дела Банковское дело возникло и развивалось на базе капитала, приносящего проценты. А ростовщический капитал использовался еще при разложении первобытнообщинного строя. В древности существовали учреждения, выполнявшие

1. История возникновения и развития банковского дела

1. История возникновения и развития банковского дела Банковское дело возникло и развивалось на базе капитала, приносящего проценты. А ростовщический капитал использовался еще при разложении первобытнообщинного строя. В древности существовали учреждения, выполнявшие

6. История возникновения института Центрального банка

6. История возникновения института Центрального банка Центральный банк является главным звеном денежно-кредитной системы практически всех стран, имеющих банковские системы. Его особое место и роль в банковской системе определяются уровнем и характером развития

Лекция 22. Особенности налогообложения отдельных субъектов

Лекция 22. Особенности налогообложения отдельных субъектов 22.1. Налогообложение кредитных организаций В ст. 11 НК РФ под банками (банком) понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ.Однако налоговое

1. История возникновения и развития учета

1. История возникновения и развития учета Зародился бухгалтерский учет в XIII в., а в XV в. вышла книга Л. Пачоли о бухгалтерском учете (трактат). В XX в. началось литературное осмысление бухгалтерского учета, т. е. возникли первые теоретические конструкции бухгалтерского

1. История возникновения финансовой статистики

1. История возникновения финансовой статистики Работа экономиста любой специальности обязательно связана со сбором, разработкой и анализом всевозможных цифровых данных, которые называются статистическими данными. Статистика как наука зародилась на ранних стадиях

1. Общая характеристика рыночного хозяйства, предпосылки возникновения и условия развития

1. Общая характеристика рыночного хозяйства, предпосылки возникновения и условия развития Экономика – это всевозможные виды деятельности людей (человеческого общества в целом), которые позволяют им (и обществу) снабжать себя материальными ресурсами для

3.5. Теории возникновения и развития прав собственности

3.5. Теории возникновения и развития прав собственности Права собственности – это отношения между людьми по поводу ограниченных ресурсов. Поэтому представить себе мир без прав собственности невозможно, если это не мир Робинзона Крузо. Мы будем исходить из предпосылки,

1. История возникновения финансовой статистики

1. История возникновения финансовой статистики Работа экономиста любой специальности обязательно связана со сбором, разработкой и анализом всевозможных цифровых данных, которые называются статистическими данными. Статистика как наука зародилась на ранних стадиях

2. История возникновения государственных и муниципальных финансов

2. История возникновения государственных и муниципальных финансов Возникновение финансовых отношений связано с процессом отделения государственной казны от собственности монарха.С этих пор стал применяться термин «финансы». В Средние века под этим термином

2.2. Экономический кризис в России: предпосылки возникновения и развития [68]

2.2. Экономический кризис в России: предпосылки возникновения и развития [68] Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что, с точки зрения социально-экономического развития России, 2008–2009 годы явились переломными. Причем изменения в экономике, по всей видимости, окажутся

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Авторство: Solnze

Год: 2020 | Страниц: 20

  • Содержание
  • Введение
  • Список литературы

1. Понятие и сущность налогов

2. Принципы налогообложения

3. Налоги как социально-экономическая категория

Организация эффективной налоговой системы - ключевая задача бюджетной политики современного государства. Сбалансированность подходов к решению задач пополнения бюджета за счет налогов выражается в разнонаправленном уважении интересов субъектов экономической инфраструктуры. Это необходимое условие стабильного развития экономических систем. Недостатки и риски чрезмерного увеличения этой нагрузки невозможно устранить без понимания экономического содержания налогов, особенно в контексте задач по повышению инвестиционной привлекательности страны.

Каждая социально-экономическая формация имеет свою систему доходов, обусловленную производственными процессами, характером товарно-денежных отношений, функциями и самой природой структуры государства. В свою очередь, налогообложение является одним из основных способов увеличения доходов бюджета. В большинстве штатов налоги взимаются для обеспечения платежеспособности на всех уровнях производства. И даже если исключить разделение направлений платежей в рамках бюджетной поддержки (на региональном и федеральном уровнях), принципы распределения средств могут отличаться.

Цель работы – проанализировать экономическое содержание налогов.

1) дать понятие и раскрыть сущность налогов;

2) рассмотреть принципы налогообложения;

3) проанализировать налоги как социально-экономическую категорию

1. Понятие и сущность налогов

Налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство. Наименьший размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций.

Юридическое определение налогов и сборов дано в Налоговом кодексе РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Итак, если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

Первый сущностный признак налога - императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции.

Второй признак - смена собственника. В частности, через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

Третий признак налогов - безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налога никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в определенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу).

Определение параметров системы сбора налогов невозможно без учета специфики объекта финансового обременения. К основным объектам налогообложения относятся:

- Акцизы. Как правило, группы товаров, которые подпадают под категории акцизной продукции – например, к таким относятся алкоголь, этиловый спирт, некоторые виды парфюмерно-косметической продукции и т. д.

- Организации, получающие прибыль. Собственно, экономическое содержание налога на прибыль раскрывается в виде доходов, полученных по всем видам предпринимательской деятельности, связанной не только с реализацией товаров, но и с предоставлением услуг. В эту же группу входят финансовые действия, влекущие за собой получение операционных доходов.

- Природные ресурсы. Речь идет о пользовании природными ресурсами - например, это могут быть работы на лесоповалах, забор воды, добыча полезных ископаемых и т. д.

Государственный налог влечет за собой суды (с исками имущественного и морального характера, кассационными жалобами, за выдачей копий документов); органы арбитража (с исками в суд, кассационных и апелляционными жалобами, ходатайствами о признании организации и предпринимателей банкротом); нотариальными органы (для регистрации граждан Российской Федерации по месту их жительства); визовые и регистрационные отделы; органы ЗАГСа и другие органы.

Налоговые обязательства - это платежи, взимаемые государственными органами индивидуально и бесплатно с юридических и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства. Ключевая концепция и виды налогов закреплены на законодательном уровне. Основным нормативным документом, регулирующим порядок отношений между государством и налогоплательщиками, является Налоговый кодекс РФ.

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.04.2020)

3. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2018. - 400 c.

4. Болатаева, А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы [Текст] // Научные Известия. 2019. № 6. С. 41-45.

5. Бочарова, О.Ф., Волошина, Е.Ю. Налоги как инструмент инновационного развития [Текст] // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 5 (13). С. 69-70.

6. Гасиева З.П., Гиоева Е.Г. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ на современном этапе // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2018. - № 2. - С. 17-23.

7. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие/В.Р. Захарьин. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 320 с.

8. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Майбурова И.А.. - М.: Юнити, 2018. - 320 c.

9. Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учеб. пособие. - 3-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА – М, 2015. – 205 с.

10. Пономарев, А.И., Топоров, И.В. «Экономический и налоговый потенциал налоговой системы РФ» [Текст] // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 1 (56) С. 47-51.

11. Сидорова, А.В., Черевиченко, Т.С. Становление и развитие понятия «Налог» [Текст] // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 2. № 1. С. 5-11.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:47, реферат

Описание работы

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это подразделение известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Предпосылки возникновения налогообложения……………………………………. 4
Зарождение и эволюция зарубежной практики налогообложения…………………. 5
Периоды в развитии налогообложения………………………………………………. 7
Эволюция взглядов на природу налога……………………………………………. 13
Заключение……………………………………………………………………………. 18
Список использованной литературы………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт экономики и управления

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

История возникновения и развития налогообложения: мировой аспект

Реферат по дисциплине «Налоги и налогообложение»

Студент группы 1352

Доцент кафедры КФДОК

  1. Введение………………………………………………………… …………. 3
  2. Предпосылки возникновения налогообложения……………………………………. . 4
  3. Зарождение и эволюция зарубежной практики налогообложения…………………. 5
  4. Периоды в развитии налогообложения……………………………………… ………. 7
  5. Эволюция взглядов на природу налога……………………………………………. 13
  6. Заключение…………………………………………………… ………………………. 18
  7. Список использованной литературы…………………………………………………. 19

История налогов насчитывает тысячелетия. Они, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Налоги менялись вместе с развитием государства.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это подразделение известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А.Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы. Ф. Аквинский (1225-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш.Монтескье (1689-1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог - понятие не только экономическое, правовое, социальное, философское и историческое, но и понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией «государство».

Как самостоятельный объект налоговые отношения уже к началу XIX века становятся предметом теоретических исследований зарубежных и русских ученых. Общая теория налогов, система налогов, принципы налогообложения, порядок взимания налогов, проблемы правового регулирования налоговых отношений, все эти вопросы, рассматриваются в рамках финансовой науки, которая включала в себя отдельное учение о государственных доходах. 1

1 ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Возникновению налогообложения как основной формы обеспечения существования общества способствовал целый ряд социально-экономических факторов, к которым можно отнести:

  • углубление разделения труда между членами первобытного общества под влиянием развивающихся производительных сил;
  • функциональное деление членов первобытного общества на занятых материальным производством, собственников и на тех, кто управляет общиной;
  • разложение первобытно-общинного строя под воздействием развивающихся внутри общины частнособственнических отношений, разделение общества на богатых и бедных; централизация власти, т.е. объединение крупных собственников, порою не принадлежащих к одной общине, для защиты собственного материального богатства и для сохранения власти над неимущей частью общества;
  • возникновение совершенно отличного от социально-справедливого родового общества рабовладельческого общества, где господствуют эксплуататорские отношения; создание особого органа (государства), который стоял на страже защиты интересов рабовладельческого общества.

Эти факторы свидетельствуют о том, что возникновение налогообложения связано с процессами развития общества и государства, обусловленными сложившимися производственными отношениями. При этом движущей силой этих отношений являлись доминирующие в обществе экономические интересы.

Основные предпосылки возникновения налогообложения:

1) классовое разделение общества на собственников и неимущих, впервые произошедшее под влиянием развития частной собственности и возникновения условий для передачи имущества и властных полномочий по наследству;

2) централизация власти, продиктованная желанием собственников сохранить, приумножить собственное материальное богатство и усилить свою власть над неимущей частью населения;

3) создание на основе централизации власти первых государственных образований. 2

2 ЗАРОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

«Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников»

С. Паркинсон, английский экономист.

Приведенное выше высказывание С. Паркинсона очень точно характеризует исторический аспект налогообложения. Действительно, история зарождения практики налогообложения, в отличие от соответствующего теоретического обоснования, насчитывает не одно тысячелетие. Теоретические исследования налогов, тяготеющие к финансовой науке, как, впрочем, и подавляющее большинство других наук, родились непосредственно из практики. Самые ранние свидетельства о налогообложении дошли до наших дней из XIII-XII вв. до н.э., когда в Вавилоне стал взиматься первый в истории подушный налог. Столь же древними являются упоминания о практике взимания поголовного налога в Персии и Китае, а также использования земельного налога первыми династиями египетских фараонов, в то время как зарождение финансовой науки большинство исследователей относят к ХV-XVI вв., т.е. спустя практически три тысячелетия. Именно этим обстоятельством объясняется логика первоочередного изучения многовекового практического опыта налогообложения.

С появлением первых государственных образований или их прообразов налоги стали выступать значимым источником образования централизованных финансов. Следует заметить, что зачастую процесс зарождения налогов отождествляется многими авторами с возникновением института государства. При этом упускается из виду тот факт, что различные формы регулярных сборов, податей, даней и других платежей, имеющих налоговую природу, возникли задолго до появления государства в его классическом понимании. Они возникли на самых ранних этапах формирования первых государственных образований (общин, объединений племен, городов-государств, княжеств, графств и т.д.). Сборы налогов обеспечили им возможность содержания регулярного войска, аппарата управления, общественной инфраструктуры, во многом способствуя наделению этих образований традиционным набором функций государства, а, следовательно, и предопределяя саму эволюцию государства. Таким образом, в дилемме, что явилось первичным - налоги или государство, приоритет следует отдать налогам.

С тех пор фискальное значение налогов не только не уменьшилось, но многократно усилилось. Ни одно государство за всю историю существования этого института не обходилось, не обходится, да и в дальнейшем не будет обходиться без налогов и налогообложения. Меняются модели и системы хозяйствования, эволюционируют методы налогообложения, виды налогов, состав объектов обложения, но, единожды возникнув, налогообложение уже навсегда прочно вошло в нашу жизнь как особый элемент экономической культуры, как неотъемлемый атрибут человеческой цивилизации. 3

3 ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ

В развитии практики налогообложения, форм и методов взимания налогов, согласно хронологии И.И. Янжула (1846-1914)1, принято выделять три крупных периода.

    • Первый период: от Древнего мира до Средних времен

Включает в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.

Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.
На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.

В IV—III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 годадо н.э. — 14 годан.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1%, налог с оборота при торговле рабами — 4% .

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений.

Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Древний Рим
(IV в. до н.э. — VIн.э.)

Российская Федерация
1992—1997 гг.

налог на пользователей автодорог

налог на наследство

налог на имущество, переходящее
в порядке наследования

Сащихина Т.Ю., аспирантка Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России.

Рассмотрение понятия "налоговая обязанность" в современном ее понимании (в соответствии с положениями действующего российского законодательства), на наш взгляд, невозможно без учета исторических особенностей эволюции данного понятия, без обращения к анализу порядка взимания публичных (налоговых) платежей в те или иные исторические периоды становления и развития государства.

Необходимо отметить, что для Древней Греции (античного периода) характерно было отрицательное отношение к институту налоговой обязанности, считалось, что налоги носят на себе печать рабства, и свободный гражданин отличается тем, что не платит прямых налогов, ибо это является унизительным для полноправного гражданина.

В первую очередь данное положение относилось к личным налогам, поэтому отсутствовало регулярное подоходное налогообложение (примерно в V - IV вв. до нашей эры), что касается налогов с имущества, то отношение к ним было более снисходительным, хотя и в общем смысле отрицательным.

В качестве исключения рассматривалась уплата "чрезвычайных" налогов в исключительных ситуациях, в течение ограниченного периода времени (например, военное время), когда источники доходов древнегреческого общества не могли покрыть возникавшие чрезмерные расходы; тогда принималось решение собранием граждан, на основании которого на них возлагалась обязанность по уплате соответствующих "чрезвычайных" налогов.

В обычное же время (не в период чрезвычайных обстоятельств) источниками публичных доходов античного древнегреческого общества, в частности, являлись:

  • доходы от эксплуатации серебряных рудников (они сдавались в "аренду" с условием уплаты единовременной суммы и установленного ежегодного процента с получаемой руды);
  • взносы (по сути, дань) с союзников;
  • общинная собственность;
  • государственное имущество, сдававшееся частным лицам или обрабатываемое при помощи рабов;
  • труд рабов;
  • пожертвования;
  • конфискация имущества частных лиц, используемая в то время как политическая мера и как вид наказания за уголовные преступления;
  • литургии - государственные повинности, которые несли состоятельные граждане (например, финансирование строительства, жертвоприношений, праздников);
  • триерархия - разновидность литургии, заключающаяся в обязанности богатых граждан (по мере необходимости, примерно 1 раз в год) оснащать и снаряжать военные корабли;
  • налоги (прямые ) с иноземцев, что указывает на то, что в обычное время исполнение налоговой обязанности возлагалось на неграждан, они, в силу факта отсутствия римского гражданства, являлись субъектами, на которых возлагалось ее исполнение, помимо этого, рабы несли специальный поголовный налог .
Помимо прямых, взимались и косвенные налоги, к которым относились, к примеру, сборы с товаров, ввозимых и вывозимых морем и сушей, сбор в размере 1/50 части при погрузке и выгрузке, сбор за стоянку кораблей в гавани; предусматривалось также взимание пошлин; так, истец и ответчик уплачивали суду сбор соразмерно сумме иска, а виновная сторона платила двойной "штраф".
См.: Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир / Перевод с немецкого Л.А. Козлова, В.С. Мухина. Общ. ред. и вступ. ст. Б.Е. Ланина. М.: Прогресс, 1992. С. 55 - 73.

Исполнение налоговой обязанности в Древнем Риме во многом было схоже с рассмотренным выше подходом к уплате налогов в Древней Греции, поскольку и в Риме налоги с римских граждан взимались только в военное время (при чрезвычайных обстоятельствах).

В то время как жители римских провинций (покоренные народы, ставшие римскими провинциями) с усилением Рима и с присоединением к нему все новых территорий облагались различными налоговыми платежами, они были подданными империи, но не пользовались правами римских граждан, были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения.

В военное время на гражданах лежала обязанность обеспечить себя оружием и уплатить "чрезвычайный", действовавший на период военного времени, налог, который при победе мог быть возвращен лицу, его уплатившему, из военных трофеев .

См.: Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. С. 75 - 80.

Для Римской республики характерно было наличие следующего принципа осуществления государственной финансовой деятельности: государственные расходы должны определяться государственными доходами (в том числе налогового характера), а не наоборот. Важнейшими статьями расходов государства в то время, в частности, являлись: содержание войска, постройка кораблей, дорожное строительство, сооружение общественных зданий, различные расходы на религиозные нужды.

Что касается доходов, то каких-либо прямых налогов (за исключением "чрезвычайных") римские граждане в этот период не несли, поскольку благодаря удачным войнам и обогащению казны налоги с граждан, как правило, не взимались, в связи с чем устанавливался принцип, что римские граждане свободны от податей (от исполнения налоговой обязанности), вследствие чего наделение кого-либо правами римского гражданства означало и освобождение от (прямых) налогов.

На жителей римских провинций, напротив, за редкими исключениями, возлагалась обязанность по уплате податей (налогов): подать, налагаемая на римскую провинцию и имеющая характер продолжающейся военной контрибуции; подать поземельная (обыкновенно - 1/10, но встречались и 1/5, и 1/7) и считавшаяся также арендной платой владельцев земли ее собственнику - Риму .

См.: Покровский И.А. История римского права. Пг.: Издание юридического книжного склада "Право", 1918. С. 80 - 83.

Причем важно отметить, что в римских провинциях не существовало единого налогового права (это можно объяснить тем, что в римском государстве преобладал принцип индивидуализма - понятие "гражданин" заменялось понятием "личность", отсутствовала гражданская ориентация лиц на интересы государства, как в Древней Греции, вновь присоединенные, завоеванные территории удерживались преимущественно силой, не происходило их внедрения в структуру римского государства) , не были выработаны единые законодательные основы, касавшиеся порядка исполнения налоговой обязанности, поэтому достаточно часто использовались в провинциях существовавшие там налоговые системы (существовавший порядок ее исполнения).

См.: Нерсесянц В.С. Философия права. М.: Норма, 2005. С. 400 - 437.

Рассмотрев в общих чертах специфику исполнения налоговой обязанности в Древней Греции и в Древнем Риме, мы пришли к следующему выводу: в рассматриваемый период развития государства единого понятия налога, налоговой обязанности не существовало, налоги были недостаточно развиты и могли быть заменены другими источниками доходов .

В связи с вышеуказанным положением (отсутствием единого понятия налогов) считаем необходимым понятия "налоги" и "налоговые платежи" в рамках данной статьи считать равнозначными в силу того, что акцент в данной статье сделан на рассмотрение эволюции понятия "налоговая обязанность", а не понятия "налог".

Данное положение дел было обусловлено, по мнению И.И. Янжула, с одной стороны, слабостью государственной власти, с другой - неразвитостью денежного хозяйства, заменявшегося натуральным; а также он отмечал относительную скромность государственных потребностей и возможность их удовлетворения с использованием иных доходов, чем налоги; лишь в основном войны требовали дополнительных финансовых ресурсов, и то возложение исполнения налоговой обязанности на граждан происходило лишь в редких случаях .

См.: Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. С.-Петербургъ: Типография М. Стасюлевича, 1904. С. 199 - 204.

Причем с точки зрения нравственных понятий того времени было вполне закономерным, что исполнение налоговой обязанности являлось чуть ли не позором для гражданина, свободного человека. Считалось одним из показателей свободы гражданина (особенно в Древней Греции в силу сильной гражданской позиции, а также в Древнем Риме, заимствовавшем этот подход к понятию налоговой обязанности) освобождение его от ее исполнения (повторимся, за исключением военного времени и чрезвычайных обстоятельств).

Вышеуказанную мысль подтверждают слова Тертуллиана: "Как земля имеет менее цены, когда она обложена, так и человек, когда платит поголовную подать, ибо для него это знак пленения" .

См.: Исследования в области национальной экономии классической древности Родбертуса. Ярославль: Типография губернского Правления, 1880. С. 88 - 99.

П.П. Гензель отмечал, что в Древнем мире были прекрасно известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания, но тем не менее у народов древности податная (налоговая) система была только признаком рабства или следствием крайнего деспотизма. Далее он указывал на то, что, по его мнению, в Древнем мире не было финансового права, так как тогда не знали податного порядка в современном смысле; тогда знали "финансовое насилие", практиковавшееся по отношению к покоренным народам .

См.: Гензель П. Очерки по истории финансов. Выпуск первый: Древний мир. М.: Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1913. С. 48, 21 - 22, 37.

В Средние века был несколько иной подход к пониманию понятия "налоговая обязанность", обусловленный в том числе тем, что отношения отдельных лиц к государству и главы государства к своим подданным носили частноправовой характер , то есть государь рассматривал права (применительно и к налоговым платежам) в отношении своих подданных как вид частных прав в силу наличия у него власти над ними. Но и индивиды (подданные) считали необходимым исполнять свои обязанности перед государством (государем), только если получали от этого личную выгоду.

Данный подход к отношению между государством и подданными может быть проиллюстрирован следующей знаменитой фразой Людовика XIV: "Государство - это я!", указывающей на то, что государство (как публично-правовое образование в современном понимании) сводится к личности государя (как частноправовой категории).

В связи с указанным характером отношений между государством и подданными, пошлины, особенно судебные, были достаточно распространены в то время и рассматривались в качестве платы государству за пользование особыми правами и наиболее точно отражали господствовавшие тогда частноправовые воззрения на природу этих отношений .

См.: Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. Указ. соч. С. 34.

Таким образом, свобода, в понимании средневекового человека, заключалась в том, чтобы не быть государством в чем-либо ограниченным (в частности, путем возложения обязанности по уплате налоговых платежей), поэтому налоговая обязанность рассматривалась как ограничение свободы .

См.: Чибинев В.М. Возникновение налогов за рубежом // История государства и права. 2002. N 4. С. 39 - 41.

И.И. Янжул указывал, что даже сами государи видели в налогах ограничение своей монархической власти, так как право короля требовать уплаты принудительных платежей в то время основывалось в каждом конкретном случае на действительных нуждах государства (и могло быть принято лишь по общему решению всех сословий), а не только на законодательно установленных положениях .

См.: Янжул И.И. Указ. соч. С. 35.

Рассмотрев в общих чертах античный и средневековый период эволюции взглядов в отношении налоговой обязанности, считаем необходимым перейти к анализу становления данного понятия в Древнерусском государстве .

Периодом Древнерусского государства в рамках данной работы считаются приблизительно X - XIII века (Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 2000. С. 18 - 51).

Важно отметить, что терминология памятников древнерусского права отличается значительной долей неопределенности, так как одни и те же обязательные платежи обозначаются нередко разными наименованиями .

Вышеуказанное положение характерно не только для источников древнерусского права, но и для древних правовых источников зарубежных стран, что затрудняет возможность изучения данных понятий и проведения аналогий с современным законодательством.

Так, в древних источниках упоминается термин "дань" не как один из видов прямых налогов, а как обобщающее понятие, характеризующее всевозможные подати (прототип налогов), то есть все, что уплачивалось (в натуральной или денежной форме) в пользу князя, называлось данью .

Свердлов М.Б. Из истории системы налогообложения в Древней Руси // Сб. статей "Восточная Европа в древности и Средневековье". М.: Наука, 1978. С. 144 - 150.

Что касается понятия подати, то под ней, в частности, понимались: дани с покоренных народов, даже в случае соединения их с покорителями в одно государство; и подати, собиравшиеся для сохранения порядка внутри государства .

См: Свердлов М.Б. Из истории системы налогообложения в Древней Руси. С. 144 - 148.

Подати предполагали, с точки зрения Ю.А. Гагемейстера, существование частной собственности, то есть они не могли существовать ни в первобытном состоянии народов, ни пока народ находился на первых ступенях своего развития. Он указывал, что главе семейства не могли платить подати члены семьи, ибо собственность их даже при расширении семейства в племя оставалась общей, пока "родоначальник" сохранял все права общего семейства. Но как только место этих природных "родоначальников" заняли "начальники, избранные народом", то они, с принятием обязанностей предводителей, получили право требовать за осуществление управленческих функций некоторого от общества вознаграждения.

По мнению Ю.А. Гагемейстера, обязанность по уплате платежей в пользу власти (прообраз современной налоговой обязанности) возникла следующим образом: любой налог первоначально возникал в форме окупа, платы за мир сильным соседям с тем, чтобы огородить себя от их нападений, в общем виде это именовалось данью.

Гагемейстер указывал, что в древнейшие времена были "владетельные" народы, прочих называл Нестор, дабы означить их зависимость, данниками, упоминая обыкновенно о предмете, с которого взималась с них дань: "от дыма", "от двора", "от рала", "от плуга"; причем все эти выражения имели одинаковый смысл: "хозяйство", "дом" .

Розыскания о финансах Древней России. Сочинение Ю.А. Гагемейстера. С.-Петербургъ: при Императорской Академии наук, 1833. С. 2 - 35.

"Очаг", "дымовая труба" при упоминании в летописях означали жилище человека. Понятие "дым", согласно археологическим исследованиям характера восточнославянских поселений в IX - X вв., было связано с тем, что поселения восточных славян состояли из отдельных небольших жилищ, причем дворы и усадьбы отсутствовали; в таких жилищах, приблизительно равных по площади и конструкции, была печь, которая топилась по-черному, служившая для приготовления пищи и обогрева дома. Таким образом, археологические исследования позволили установить тождество понятий "дым" и "дом" .

См.: Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VIII - первая половина IX в.). Историко-археологические очерки. Материалы и исследования по археологии СССР. N 152. Л.: Издательство "Наука", Ленинградское отделение, 1968. С. 125 - 133.

"Дворы" как объект налогообложения применялись позднее, в связи с усложнением отношений, ибо, по словам Нестора, они заключали различные пристройки (клети).

"Рало", "плуг" не только означали соху, но и известную меру земли, на которой находилось одно селение, и поэтому употреблялись в том смысле, как двор, хозяйство.

Вместе с тем на основании летописей известно, что Олег брал с древлян дань "с человека", а варяги требовали по завоевании Владимиром с их помощью Киева с жителей "окуп двух гривен от человека".

Процесс взимания различных податей в доход князя как представителя публичной власти на соответствующей территории в домосковский период развития российского государства имел в общем случае нерегулярный характер, связанный с увеличением потребностей верховной власти в осуществлении внутренних и внешних функций государства. Изначально подати собирал сам князь с дружиной, позднее особые сборщики, уполномоченные князем .

См.: Толкушкин А.В. История налогов в России. М.: Юристъ, 2001. С. 17 - 18.

Таким образом, принимая во внимание отмеченные выше особенности существовавших в Древнерусском государстве податей в различных их проявлениях, необходимо отметить, что в течение рассматриваемого периода достаточно сложно говорить о становлении понятия "налоговая обязанность" в современном ее понимании, однако проведенный анализ правовых и научных источников позволяет нам прийти к выводу: поскольку история отечественной налоговой системы связана с возникновением Древнерусского государства , то в данный период были заложены основы (естественно, с учетом исторических особенностей) таких понятий, как "налог", "налоговая обязанность".

См.: Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр ЮрИнфоР, 2006. С. 7.

Читайте также: