Штраф за непредоставление авансового расчета по налогу на имущество

Опубликовано: 20.09.2024

Налоговый период по налогу на имущество

В соответствии со статьей 3 Закона о налоге на имущество* налоговой базой по этому налогу является среднегодовая стоимость имущества, то есть стоимость имущества, определяемая на конец года.

* Примечание: В настоящее время, пока не принята соответствующая глава Налогового кодекса РФ, посвященная исчислению и уплате налога на имущество юридических лиц, продолжает действовать Закон РФ "О налоге на имущество предприятий".

Налоговую базу по налогу на имущество, таким образом, можно определить только по окончании календарного года, и, соответственно, сумму налога на имущество также можно исчислить только по истечении календарного года. Из этого следует, что налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год.

В статье 7 Закона о налоге на имущество закрепляется, что сумма налога на имущество исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет.

Сроки уплаты налога на имущество

В соответствии со статьей 8 Закона о налоге на имущество этот налог уплачивается в течение 5 дней со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал и в течение 10 дней со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.

Таким образом, срок для уплаты авансовых платежей по налогу на имущество составляет один месяц и пять дней с момента окончания отчетного квартала, а срок для уплаты суммы налога - три месяца и 10 дней с момента окончания календарного года.

Представление налоговой отчетности

Отметим сразу, что в Законе о налоге на имущество содержится норма, согласно которой уплата этого налога производится на основании квартальных и годовых расчетов. Тем не менее, сроки представления в налоговые органы этих расчетов законом не определены. Указанные сроки определены в инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий". Так, в соответствии с пунктом 10 указанной инструкции расчеты налога на имущество представляются налогоплательщиками в налоговые органы с бухгалтерскими отчетами в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

В этой связи представляется необходимым отметить следующее. В соответствии с пунктом 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговые органы в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. При этом в статье 4 НК РФ прямо закреплено, что акты Министерства РФ по налогам и сборам не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Таким образом, в нормативном акте уровня инструкции Госналогслужбы России срок для представления налоговой декларации не может быть установлен. Следовательно, в настоящее время срок для представления в налоговые органы налоговой декларации по налогу на имущество юридически не определен.

Ответственность за неуплату налога

В соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ налогоплательщик несет ответственность за неуплату или неполную уплату налога, произошедшую в результате занижения налогооблагаемой базы или в результате других неправомерный действий, в том числе в результате нарушения сроков уплаты налога.

Налог на имущество должен быть уплачен в течение трех месяцев и десяти дней с момента окончания календарного года. По окончании первого, второго и третьего квартала (в течение одного месяца и пяти дней с момента окончания отчетного квартала) налогоплательщик должен уплачивать авансовые платежи по налогу на имущество.

Однако статья 122 НК РФ позволяет привлечь налогоплательщика к ответственности только за неуплату или неполную уплату сумм налога, в том числе и налога на имущество. За неуплату или неполную уплату сумм авансового платежа привлечь налогоплательщика к ответственности нельзя. Дело в том, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает нарушения сроков уплаты налога по истечению налогового периода. Данный вывод основан на положениях статьи 52 Налогового кодекса РФ, в которой установлен порядок исчисления налога. В этой статье устанавливается, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Другими словами, сумма налога может быть определена и исчислена не ранее чем по истечении налогового периода. Поэтому нарушение сроков уплаты авансовых платежей не является нарушением сроков уплаты налога.

Как было отмечено выше, налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год. Следовательно, ответственность за неуплату (неполную уплату) налога на имущество по статье 122 НК РФ может быть применена только при нарушении сроков уплаты налога на имущество по истечении года (налогового периода), а не квартала (отчетного периода).

Из Постановления Федерального Арбитражного суда Северо-западного округа от 12.02.01 г. по делу № А05-6764/00-445/12:

Налоговой инспекцией была проведена камеральная проверка ООО, в результате которой было выявлено, что ООО не полностью уплатило налог на имущество за первый квартал 2000 года.

В связи с неисполнением ООО в добровольном порядке решения и требования о взыскании штрафа за неполную оплату налога на имущество на основании статьи 122 НК РФ налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд.

Решением арбитражного суда в иске налоговой инспекции было отказано. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Кассационная инстанция постановила оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции, руководствуясь следующими соображениями.

Исходя из положений Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" налоговый период по налогу на имущество составляет календарный год. Указанный налоговый период состоит из трех отчетных периодов, по итогам которых законом предусмотрена уплата авансовых платежей. Однако эти платежи не являются налогом на имущество в собственном смысле слова, так как налог на имущество уплачивается исходя из налоговой базы, исчисленной по итогам налогового, а не отчетного периода. Несмотря на сходство авансовых платежей, уплачиваемых по итогам отчетных периодов, с налогом, уплачиваемым по итогам налогового периода, законодатель не допускает их смешения, специально вводя для них разные понятия. В рассматриваемом случае налоговой инспекцией была выявлена неполная уплата налога на имущество по итогам отчетного периода (первый квартал 2000 года), а не налогового периода. Следовательно, ответственность, предусмотренная статьей 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога, в данном случае неприменима, так как указанная мера ответственности может быть применена только вследствие неуплаты (неполной уплаты) сумм налога по итогам налогового периода.

Ответственность за непредставление налоговой декларации

В соответствии со статьей 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщик несет ответственность. Как было отмечено выше, срок представления в налоговый орган декларации по налогу на имущество не установлен, следовательно, к налогоплательщику не может применяться ответственность по статье 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на имущество.

Кроме того, отметим, что существует арбитражная практика, в соответствии с которой невозможность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации обосновывалась тем, что квартальный расчет по налогу на имущество не может быть признан налоговой декларацией.

Из Постановления Федерального Арбитражного суда Северо-западного округа от 20.02.01 г. № А42-4538/00-15:

ООО был сдан расчет по налогу на имущество за третий квартал 1999 года с нарушением сроков, закрепленных в Инструкции Госналогслужбы России № 33. В этой связи налоговой инспекцией было вынесено решение о привлечении ООО к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по налогу на имущество в установленный законодательством срок.

Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО штрафа за непредставление налоговой декларации по налогу на имущество в установленный законодательством срок.

Решением арбитражного суда первой инстанции в иске налоговой инспекции было отказано. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Кассационная инстанция постановила оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции.

В качестве доводов кассационная инстанция сослалась на следующее.

В соответствии со статьей 80 НК РФ налоговой декларацией признается письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

В соответствии со статьями 8 и 52 НК РФ налог - это обязательный платеж, взимаемый с организаций или физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и подлежащий уплате по итогам налогового периода, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Пунктом 1 статьи 54 НК РФ определено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.

Согласно статье 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

На основании вышеизложенных статей Налогового кодекса РФ судом делается вывод, что налоговой декларацией является письменное заявление налогоплательщика, составленное по итогам налогового периода. Таким образом, расчеты по налогу на имущество составленные по итогам первого, второго и третьего кварталов налоговыми декларациями не являются. Следовательно, за непредставление ООО в налоговую инспекцию за третий квартал 1999 года к ООО не может быть применена ответственность за непредставление налоговой декларации по статье 119 НК РФ.

Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!

Дружелюбный, простой и функциональный онлайн-сервис для малого предприятия. Понятно директору, удобно бухгалтеру!

За последние годы правилах уплаты налога на имущество появились некоторые новшества. Изменилась форма декларации, скорректирован порядок расчета налога по кадастровой стоимости и появились новые основания, по которым её можно изменить. Мы расскажем о ставках налога, льготах, отчетности и штрафах по налогу на имущество в 2020 и 2021 году.

Как изменится налог на имущество в 2021 году

В 2020 году приняли несколько законов, которые повлияли на порядок налогообложения имущественным налогом. Среди изменений можно выделить следующие:

  • Обновили форму декларации по налогу на имущество — новый бланк нужно использовать уже для отчетности за 2020 год (Приказ ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@ ). В новой форме учтены коронавирусные льготы, а также добавлены особые строи для организаций, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
  • Появились новые коды федеральных и региональных льгот, связанные с коронавирусом.
  • Больше неважно, учтена ли недвижимость как основное средство, налог платить все равно придется, если регион не решит иначе.
  • Увеличен список недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости. Теперь это все объекты, которые облагаются налогом на имущество физлиц. К старым объектам добавились жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения на участках для личного хозяйства или ИЖС.
  • Бухгалтерам больше не нужно сдавать авансовые расчеты по налогу, их отменили с 1 января 2020 года.
  • Декларацию по налогу можно сдавать централизованно. Если налогоплательщик стоит на учете одновременно в нескольких налоговых органах по месту нахождения его имущества, то он имеет право сдавать декларацию в одну из инспекций по своему выбору.

С каких объектов платят налог на имущество в 2021 году


С какого имущества организации платят налог? Главный признак такого имущества — оно относится к недвижимости. В перечень недвижимого имущества попадают:

  • здания, строения, сооружения, садовые дома, хозяйственные сооружения;
  • объекты незавершенного строительства;
  • гаражи, машино-места;
  • жилые и нежилые помещения с неотделимыми улучшениями;
  • предприятие, единый недвижимый комплекс;
  • воздушные суда, морские суда и суда внутреннего плавания, зарегистрированные в установленном порядке.

Еще с 2019 года чиновники отменили налогообложение движимого имущества. Чтобы разобраться, какое имущество относится к движимому, а какое нет, ознакомьтесь со статьей 130 ГК РФ. Все объекты, которые не отнесены к недвижимости, признаются движимым имуществом, включая деньги и ценные бумаги. Кроме того, Минфин обращает внимание на то, что об объекте имущества должна быть запись в ЕГРН или наличие оснований, подтверждающих невозможность перемещения объекта без значительного ущерба. При этом записи в ЕГРН может и не быть, суды признают недвижимостью даже незарегистрированные объекты.

Еще один признак — учет на балансе в качестве основных средств. Это касается объектов недвижимости, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости, и прописано в п. 1 ст. 374 НК РФ. Основное средство должно отвечать ряду условий:

  • его планируют использовать в производстве, сдавать в аренду или применять для управленческих целей;
  • его планируют использовать более года;
  • его не планируют перепродавать с целью извлечения прибыли;
  • объект может приносить экономический доход.

Такое имущество переводится на бухгалтерский счет 01 «Основные средства» и подлежит налогообложению, даже если объект находится во временном или совместном пользовании. Также компании платят налог по кадастровой стоимости с жилых помещений и домов, которые не отражены в составе основных средств (для этого должны быть выполнены дополнительные условия, о которых мы расскажем ниже). Недвижимость, учтенная на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», тоже облагается налогом.

В правилах уплаты налога на имущество есть свои тонкости: если основное средство используется, его стоимость включают в налоговую базу. Это делается, даже если средство еще не введено в эксплуатацию, не переведено на счет 01 и на объект не зарегистрированы права. Важно, чтобы при этом налоговая база определялась как кадстровая стоимость. Оборудование к установке, отраженное на счете 07, не облагается налогом.

Кроме того, НК РФ теперь устанавливает налог с кадастровой стоимости в отношении объектов, которые подпадают под налог на имущество для физлиц. Это касается и организаций на спецрежимах.

Под налог не подпадает имущество, которое перечислено в п. 4 ст. 374 НК РФ: земельные участки, культурные объекты, ледоколы, космические корабли и объекты, включенные в первую и вторую амортизационную группу по Классификатору ОС.

Льготы при уплате налога на имущество в 2021 году

Для некоторых видов организаций применяются льготы, освобождающие от уплаты налога на имущество (см. статью 381 НК РФ):

  • организация входит в свободную экономическую зону, принадлежит к религиозной сфере или уголовно-исполнительной системе;
  • «сколковцы», протезно-ортопедические предприятия, адвокатские и юридические консультации, государственных научные центры, управляющие компании инновационных НТЦ;
  • управляющие компании, участники, резиденты различных экономических зон;
  • производители фармацевтической продукции, общественные организации инвалидов.

Также от налога освобождены некоторые виды недвижимости: федеральные автодороги общего пользования, Б/у энергоэффективная недвижимость, недвижимость для добычи углеводородов.

Регионы могут устанавливать собственные льготы, уменьшать ставки и освобождать от уплаты налога (п. 2 ст. 372 НК РФ). В 2020 году дополнительные льготы могли получить арендодатели, которые дали отсрочку по арендным платежам своим арендаторам. Льгота заключается в уменьшении суммы налога. Уточняйте данные по льготам и ставкам в своем регионе на официальном сайте налоговой службы.

В связи с распространением COVID-19 ряд организаций освободили от уплаты налога и авансовых платежей за период владения недвижимостью с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Система рассчитает налог, подготовит платежку


« Бухгалтерия — удобная программа. Спасибо разработчикам. С Контуром работаю уже давно. И кадры удобно вести, никогда ничего не упустишь в начислении заработной платы. Налоги сами рассчитываются. Отчеты все вовремя попадают к адресату. Все обновляется в ногу со временем. Мне очень нравится, все удобно. А когда бывает что-то непонятно, можно позвонить — и вам всегда придут на помощь. Еще раз спасибо разработчикам » .

Наталия Аббасова, бухгалтер, ст. Вешенская, Ростовская обл.

Как рассчитать налог на имущество в 2021 году

За предпринимателей налог рассчитывает налоговая служба и присылает им уведомление на уплату. Организации должны рассчитать налог самостоятельно. В бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете сделать это автоматически.

  • Сначала нужно разобраться, какое имущество из имеющегося облагается налогом.
  • Далее, следует проверить, имеет ли организация право на льготы — данные о льготах содержатся в региональных законах.
  • Выяснить базу для исчисления налога.
  • Выяснить налоговые ставки, установленные в регионе.
  • Исчислить налог к уплате в бюджет.

Базой для исчисления налога на имущество может быть среднегодовая стоимость недвижимости или кадастровая стоимость. Отчего это зависит, разберем далее.

По среднегодовой стоимости

По среднегодовой стоимости облагается недвижимость, которая:

  • не облагается по кадастровой стоимости в соответствии с региональным законодательством;
  • принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • принята к учету в составе основных средств и отражена на счетах 01 или 03.

Недвижимость, которая получена по концессионному соглашению и отражена на забалансовых счетах тоже облагается налогом по среднегодовой стоимости.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются ежеквартально. Расчет за квартал ведется согласно следующей формуле:

Налог на имущество по среднегодовой стоимости = Средняя за отчетный период стоимость ОС × Ставка налога / 4

Например, для расчета авансового платежа за первый квартал нужно сложить остаточную стоимость недвижимости на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля. Полученный результат делится на 4. Для расчета по итогам года порядок аналогичный.

Обособленные подразделения платят налог по ставке того региона, где зарегистрировано подразделение. Если недвижимость расположена не по месту регистрации головной организации или подразделения, то налог рассчитывают по ставке того региона, где недвижимость находится.

Пример расчета налога на имущество по среднегодовой стоимости

Налоговая база вычисляется сложением показателей остаточной стоимости каждого объекта на первое число каждого месяца и на последний день расчетного периода. Налоговая база амортизированных объектов — нулевая, но объекты включают в отчет.

Остаточная стоимость объекта ОС:

  • 1 января — 150 000 рублей
  • 1 февраля — 145 000 рублей
  • 1 марта — 140 000 рублей
  • 1 апреля — 135 000 рублей
  • 1 мая — 130 000 рублей
  • 1 июня — 125 000 рублей
  • 1 июля — 120 000 рублей
  • 1 августа — 115 000 рублей
  • 1 сентября — 110 000 рублей
  • 1 октября — 105 000 рублей
  • 1 ноября — 100 000 рублей
  • 1 декабря — 95 000 рублей
  • 31 декабря — 90 000 рублей

Авансовый платеж за 1 квартал

Налоговая база = (150 000 + 145 000 + 140 000 + 135 000) / 4 = 142 500 рублей
Платеж = 142 500 × 2,2% / 4 = 783,75 рублей

Авансовый платеж за полугодие

Налоговая база = (150 000 + … +125 000 + 120 000) / 7 = 135 000 рублей
Платеж = 135 000 × 2,2% / 4 = 742,5 рублей

Авансовый платеж за 9 месяцев

Налоговая база = (150 000 + … + 105 000) / 10 = 127 500 рублей
Платеж = 127 500 × 2,2% / 4 = 701,25 рублей

Доплата налога за год

Налоговая база = (150 000 + … + 90 000) / 13 = 120 000 рублей
Платеж = 120 000 × 2,2% – (783,75 + 742,5 + 701,25) = 412,5 рублей

По кадастровой стоимости

Многие компании рассчитывают налог по кадастровой стоимости. Власти должны предупредить организации и опубликовать список имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости до 1 января на официальном сайте региона. Закрытый перечень объектов недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, дан в статье 378.2 НК РФ.

Всего есть четыре обязательных условия для налогообложения недвижимости по кадастровой стоимости:

  • недвижимость находится на территории РФ;
  • недвижимость принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или получена по концессионному соглашению;
  • кадастровая стоимость недвижимости определена регионом;
  • в регионе утвержден порядок налогообложения недвижимости и прописаны конкретные виды имущества из статьи 378.2 НК РФ, на которые он распространяется.

Если объект в законе не прописан, то он облагается налогом по среднегодовой стоимости. Если же вид объектов указан в законе, но по нему не определена кадастровая стоимость, то налог тоже платится со среднегодовой стоимости.

Порядок бухучета недвижимости для кадастрового налога не имеет значения. Она может числиться как в составе ОС, так и в составе оборотных активов или за балансом.

Налоговая база в данном случае — кадастровая стоимость недвижимости, указанная в ЕГРН на 1 января года, за который рассчитывается платеж. По каждому объекту база определяется отдельно.

Отчетными периодами для налога на имущество, исчисленного по кадастровой стоимости, являются 1 квартал, 2 квартал и 3 квартал. Налог считайте по формуле:

Налог на имущество по кадастровой стоимости = Кадастровая стоимость имущества на 1 января × Ставка налога

Если в вашем регионе предусмотрены авансовые платежи, то квартальный платеж равен четверти суммы налога. При расчете итогового платежа за год просто отнимите перечисленные авансовые платежи от полученной суммы.

Пример расчета налога на имущество по кадастровой стоимости

ООО «Воздушный Шар» владеет торговым центром, который облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости. На 1 января 2021 года его кадастровая стоимость составила 120 000 000 рублей. Ставка налога на имущество в регионе — 2 %.

Авансовый платеж за I квартал = 120 000 000 × 2 % / 4 = 600 000 рублей;

Авансовый платеж за II квартал = 120 000 000 × 2 % / 4 = 600 000 рублей;

Авансовый платеж за III квартал = 120 000 000 × 2 % / 4 = 600 000 рублей;

Налог к уплате по итогам года = 120 000 000 × 2 % – 1 800 0000 = 600 000 рублей.

Особенности расчета налога и авансовых платежей

В некоторых случаях формула для расчета налога меняется. Особенности могут быть при получении льгот, наличии данных о кадастровой стоимости только по всему зданию, покупке или продаже недвижимости в середине года или изменении кадастровой стоимости. Рассмотрим их все:

1. На недвижимость распространяется льгота. Льгота может быть предоставлена в виде необлагаемой части кадастровой стоимости или уменьшения налога. В первом случае нужно вычесть из кадастровой стоимости, утвержденной на 1 января в ЕГРН, необлагаемую часть кадастровой стоимости и рассчитать налог с остатка. Во втором случае — отнять сумму льготы от рассчитанного по стандартной формуле налога.

2. Кадастровая стоимость определена только для здания, а вы владеете помещением. Считайте налог за год и авансовые платежи в обычном порядке. Чтобы определить налоговую базу, найдите кадастровую стоимость своего помещения пропорционально его площади в здании целиком.

3. Недвижимость купили или продали в середине года. Воспользуйтесь коэффициентом владения (п. 5 ст. 382 НК РФ). Он показывает соотношение количества месяцев, в которых вы владели недвижимостью, к общему числу месяцев в году или квартале.

4. Кадастровую стоимость пересмотрели в середине года. Если характеристики объекта изменились и его стоимость была пересмотрена, скорректируйте налог и авансовые платежи (п. 5.1 ст. 382 НК РФ). Корректировочный коэффициент показывает соотношение числа месяцев, в которых действовала старая стоимость, к общему числу месяцев.

5. Власти в середине года исключили объект из перечня имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости. Пересчитайте налог с начала года по среднегодовой стоимости.

Отчетность по налогу на имущество организаций

По авансовым платежам больше не нужно сдавать ежеквартальные расчеты, остался только отчет по итогам года — декларация по налогу на имущество. С 2021 года изменяется форма декларации, она утверждена Приказом ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@.

В новой форме изменения незначительные. В первом разделе добавилась строка «Признак налогоплательщика» в которой надо указать, перенесены ли в организации даты авансовых платежей и по какой причине. Также добавлена строка для организаций , заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Для раздела 2 утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом.

Декларация по налогу на имущество за 2020 год сдается до 30 марта 2021 года, с учетом переноса.

Сдавайте отчетность по имуществу в налоговую по месту нахождения имущества. Если налогоплательщик стоит на учете одновременно в нескольких налоговых органах по месту нахождения его имущества, то он имеет право сдавать декларацию в одну из инспекций по своему выбору. За непредставление декларации в срок предусмотрен штраф по ст. 119 НК РФ, ст. 15.5 КоАП РФ.

Попробуйте легко и быстро подготовить расчет по налогу на имущество в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. В конце года сформируйте и отправьте через Контур.Бухгалтерию отчет по налогу на имущество и другие налоговые декларации и отчеты в фонды.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 марта 2017 г. N 78-АД17-8

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Токарева Н.Г. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 26 Санкт-Петербурга мирового судьи судебного участка N 22 Санкт-Петербурга от 29.06.2016 N 5-317/2016-26, решение судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 04.08.2016 N 12-669/2016 и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 01.11.2016 N 4а-1470/16, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Специализированное строительное управление-4" Токарева Н.Г. (далее - Токарев Н.Г.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 26 Санкт-Петербурга мирового судьи судебного участка N 22 Санкт-Петербурга от 29.06.2016 N 5-317/2016-26 (с учетом определения об исправлении опечатки от 14.07.2016), оставленным без изменения решением судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 04.08.2016 N 12-669/2016 и постановлением заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 01.11.2016 N 4а-1470/16, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Специализированное строительное управление-4" (далее также - общество) Токарев Н.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Токарев Н.Г. выражает несогласие с названными судебными актами о привлечении его к административной ответственности и ставит вопрос об их отмене.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Токарева Н.Г. к административной ответственности) непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи , влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

Основанием для привлечения мировым судьей генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Специализированное строительное управление-4" Токарева Н.Г. к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 30.03.2016 N , составленном должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция), выводы о непредставлении генеральным директором общества Токаревым Н.Г. в установленный законодательством о налогах и сборах срок расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций.

Вышестоящие судебные инстанции с выводами мирового судьи согласились.

Между тем выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не учитывают следующее.

При рассмотрении данного дела защитником Рябининым М.В., действующем в интересах Токарева Н.Г., неоднократно приводились доводы о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не является субъектом вменяемого административного правонарушения (л.д. 38 - 39, 49, 72 - 73).

Указанные доводы надлежащей оценки судебных инстанций не получили.

Между тем задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений ( статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25 , 14.24 , 14.25 , 14.55 , 14.56 , 15.17 - 15.22 , 15.23.1 , 15.24.1 , 15.26.1 , 15.26.2 , 15.29 - 15.31 , 15.37 , 15.38 , частью 9 статьи 19.5 , статьей 19.7.3 указанного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Примечанием к статье 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в данной статье , статьях 15.4 - 15.9 , 15.11 названного Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 указанного Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15 .5 , 15 .6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129- ФЗ "О бухгалтерском учете ", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета , а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета , своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ( пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по статье 15 .6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судами не установлено, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение генеральным директором общества Токаревым Н.Г. своих служебных обязанностей.

При этом, как следует из материалов дела, в обществе с ограниченной ответственностью "Специализированное строительное управление-4" предусмотрена должность главного бухгалтера (л.д. 50), приказом N 1-К общества от 13.01.2012 Е. принята на должность главного бухгалтера (л.д. 50, 51). Должностная инструкция главного бухгалтера общества, копия которой имеется в материалах дела, к обязанностям главного бухгалтера, в том числе, относит обеспечение формирования и своевременного представления полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах (пункт 2.1.4), обеспечение составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы (пункт 2.1.14), оказание методической помощи работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности (пункт 2.1.15). Согласно пункту 4.1.2 названной должностной инструкции главный бухгалтер несет ответственность, в числе прочего, за несвоевременное предоставление различных сведений и отчетности (л.д. 52 - 55).

В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующие доводы заявителя и представленные в материалы дела доказательства судьями нижестоящих судебных инстанций исследованы не были.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены: доказательств того, что генеральным директором общества Токаревым Н.Г. были допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, не добыто.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении ( пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 , 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 26 Санкт-Петербурга мирового судьи судебного участка N 22 Санкт-Петербурга от 29.06.2016 N 5-317/2016-26, решение судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 04.08.2016 N 12-669/2016 и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 01.11.2016 N 4а-1470/16, вынесенные в отношении генерального директора общества Токарева Н.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изложенное в настоящем постановлении не противоречит правовому подходу, выраженному Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.11.2015 N 78-АД15-7.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

жалобу Токарева Н.Г. удовлетворить.

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 26 Санкт-Петербурга мирового судьи судебного участка N 22 Санкт-Петербурга от 29.06.2016 N 5-317/2016-26, решение судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 04.08.2016 N 12-669/2016 и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 01.11.2016 N 4а-1470/16, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Специализированное строительное управление-4" Токарева Н.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Каждый налогоплательщик должен представлять отчетность в налоговую инспекцию. Однако, зачастую на практике, в ряде случаев не все организации и не всегда делают это своевременно.

Отметим, что ответственность за несвоевременное представление отчетности для юридических лиц и должностных лиц организации предусмотрена нормами Налогового кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рассмотрим в данной статье следующие вопросы:

какая ответственность предусмотрена законодательством за несвоевременное представление деклараций и расчетов;

порядок отражения штрафных санкций в бухгалтерском учете за нарушение срока представления деклараций и расчетов.

А также ответим на вопрос, можно ли учесть уплаченные штрафные санкции в целях налогообложения прибыли.

Сроки представления деклараций и расчетов по налогам и страховым взносам

Во избежание привлечения к ответственности за несвоевременное представление отчетности, Организации надо обязательно помнить о сроках подачи деклараций и расчетов по налогам и страховым взносам в налоговую инспекцию.

Сроки представления деклараций и расчетов по налогам и страховым взносам приведены в таблице:

Налог/страховой взнос

Форма отчетности

Последний день срока представления отчетности (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – закон № 212-ФЗ), п. 7 ст. 6.1 НК РФ, письмо Минздравсоцразвития от 16.09.2011 № 3346-19)

Взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ)

Расчет по форме 4 - ФСС

В электронной форме:

- за 2016 г. - 25.01.2017;

- за I квартал 2017 г. - 25.04.2017;

- за полугодие 2017 г. - 25.07.2017;

- за 9 месяцев 2017 г. - 25.10.2017;

- за 2017 г. - 25.01.2018.

- за 2016 г. - 20.01.2017;

- за I квартал 2017 г. - 20.04.2017;

- за полугодие 2017 г. - 20.07.2017;

- за 9 месяцев 2017 г. - 20.10.2017;

- за 2017 г. - 20.01.2018

Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Взносы на обязательное пенсионное страхование

Сведения по форме СЗВ-М

За январь 2017 г. - 15.02.2017.

За февраль 2017 г. - 15.03.2017.

За март 2017 г. - 17.04.2017.

За апрель 2017 г. - 15.05.2017.

За май 2017 г. - 15.06.2017.

За июнь 2017 г. - 17.07.2017.

За июль 2017 г. - 15.08.2017.

За август 2017 г. - 15.09.2017.

За сентябрь 2017 г. - 16.10.2017.

За октябрь 2017 г. - 15.11.2017.

За ноябрь 2017 г. - 15.12.2017.

За декабрь 2017 г. - 15.01.2018.

Взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование

Расчет по форме РСВ-1 ПФР

В электронной форме:

- за 2016 г. - 20.02.2017;

- за I квартал 2017 г. - 02.05.2017;

- за полугодие 2017 г. - 31.07.2017;

- за 9 месяцев 2017 г. - 30.11.2017;

- за 2017 г. - 30.01.2018.

- за 2016 г. - 15.02.2017;

- за I квартал 2017 г. - 16.05.2017;

- за полугодие 2017 г. - 15.08.2017;

- за 9 месяцев 2017 г. - 15.11.2017;

- за 2017 г. - 15.02.2018

Налоговая декларация по НДС

За IV квартал 2016 г. - 25.01.2017.

За I квартал 2017 г. - 25.04.2017.

За II квартал 2017 г. - 25.07.2017.

За III квартал 2017 г. - 25.10.2017.

За IV квартал 2017 г. - 25.01.2018

Налог на прибыль

Налоговая декларация по налогу на прибыль

Если отчетный период - квартал, полугодие и т.д.:

- за 2016 г. - 28.03.2017;

- за I квартал 2017 г. - 28.04.2017;

- за полугодие 2017 г. - 28.07.2017;

- за 9 месяцев 2017 г. - 28.10.2017;

- за 2017 г. - 28.03.2018

Если отчетный период - месяц, два месяца и т.д.:

- за 2016 г. - 28.03.2017;

- за 1 месяц 2017 г. - 29.02.2017;

- за 2 месяца 2017 г. - 28.03.2017;

- за 3 месяца 2017 г. - 28.04.2017;

- за 4 месяца 2017 г. - 30.05.2017;

- за 5 месяцев 2017 г. - 28.06.2017;

- за 6 месяцев 2017 г. - 28.07.2017;

- за 7 месяцев 2017 г. - 29.08.2017;

- за 8 месяцев 2017 г. - 28.09.2017;

- за 9 месяцев 2017 г. - 28.10.2017;

- за 10 месяцев 2017 г. - 28.11.2017;

- за 11 месяцев 2017 г. - 28.12.2017;

- за 2017 г. - 28.03.2018

Налог, уплачиваемый при применении УСН

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН

За 2016 г. - 31.03.2017.

За 2017 г. - 31.03.2018

Налоговая декларация по ЕНВД

За IV квартал 2016 г. - 20.01.2017.

За I квартал 2017 г. - 20.04.2017.

За II квартал 2017 г. - 20.07.2017.

За III квартал 2017 г. - 20.10.2017.

За IV квартал 2017 г. - 20.01.2018

Налоговая декларация по ЕСХН

За 2016 г. - 31.03.2017.

За 2017 г. - 31.03.2018

Налог на имущество

Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество

За I квартал 2017 г. - 04.05.2017.

За полугодие 2017 г. - 01.08.2017.

За 9 месяцев 2017 г. - 31.10.2017

Налоговая декларация по налогу на имущество

За 2016 г. - 30.03.2017.

За 2017 г. - 30.03.2018

Налоговая декларация по транспортному налогу

За 2016 г. - 01.02.2017.

За 2017 г. - 01.02.2018

Налоговая декларация по земельному налогу

За 2016 г. - 01.02.2017.

За 2017 г. - 01.02.2018

НДФЛ (за физических лиц, получивших доходы от организации)

Справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ

По физическим лицам, при выплате дохода которым организация не смогла удержать налог:

- за 2016 г. - 01.03.2017;

- за 2017 г. - 01.03.2018

По всем физическим лицам, получившим от организации облагаемые доходы в течение года, в т. ч. по тем, у кого организация не смогла удержать налог:

- за 2016 г. - 03.04.2017;

- за 2017 г. - 03.04.2018

Расчет по форме 6-НДФЛ

За I квартал 2017 г. - 04.05.2017.

За полугодие 2017 г. - 01.08.2017.

За 9 месяцев 2017 г. - 31.10.2017.

За 2017 г. - 03.04.2018

Штрафные санкции за нарушение срока представления налоговых деклараций (расчетов)

Форма отчетности

Размер штрафа для организации

За отчетный период

Декларация по налогу на прибыль за I квартал, полугодие, 9 месяцев либо 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 или 11 месяцев

200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ, Письмо ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692)

Расчет по авансовому платежу по налогу на имущество за I квартал, полугодие, 9 месяцев (если законом субъекта РФ установлены отчетные периоды)

Расчет по форме 6-НДФЛ

1000 руб. за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен (п. 1.2 ст. 126 НК РФ)

За налоговый период

Декларация по НДС

5% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате по опоздавшей декларации, за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи декларации, и до дня, когда она была представлена.

При этом штраф не может быть (п. 1 ст. 119 НК РФ, письмо Минфина от 14.08.2015 N 03-02-08/47033):

- больше 30% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате по опоздавшей декларации;

- меньше 1000 руб.

Декларация по налогу на прибыль за год

Декларация по налогу при УСН

Декларация по ЕНВД

Декларация по ЕСХН

Декларация по налогу на имущество за год

Декларация по транспортному налогу

Декларация по земельному налогу

Справка по форме 2-НДФЛ

200 руб. за каждую несвоевременно представленную справку (п. 1 ст. 126 НК РФ)

Расчет по форме 6-НДФЛ

1000 руб. за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен (п. 1.2 ст. 126 НК РФ)

Штрафные санкции за нарушение срока представления расчетов по страховым взносам

Форма отчетности

Размер штрафа для организации

Отчетность по взносам в ПФР и ФОМС и сведения персонифицированного учета

Расчет по форме РСВ-1 ПФР:

5% от суммы взносов на пенсионное и медицинское страхование, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен.

При этом штраф не может быть (ч. 1 ст. 46 закона № 212-ФЗ, письма Минтруда России от 13.07.2016 № 17-4/ООГ-1055, от 04.04.2014 № 17-3/В-138):

- больше 30% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода;

- меньше 1000 руб.

Сведения по форме СЗВ-М

500 руб. за каждое застрахованное лицо, сведения о котором должны быть отражены в опоздавшей форме СЗВ-М (ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ, далее – закон № 227-ФЗ)

Отчетность по взносам в ФСС (взыскиваются одновременно 2 штрафа)

Расчет по форме 4 - ФСС:

1,5% от суммы взносов на ВНиМ, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен.

При этом штраф не может быть (ч. 1 ст. 46 закона N 212-ФЗ):

- больше 30% суммы взносов на ВНиМ, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода;

- меньше 1000 руб.

2, 5% от суммы взносов на страхование от несчастных случаев на производстве («на травматизм»), начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен. При этом штраф не может быть (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее – закон № 125-ФЗ):

- больше 30% от суммы взносов «на травматизм», начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода;

- меньше 1000 руб.

Отметим, что если в срок не представлена любая форма отчетности по налогам или расчеты по страховым взносам, должностное лицо организации могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).

Примеры расчетов штрафа за несвоевременное представление отчетности

Приведем примеры расчетов штрафа за несвоевременное представление отчетности

Пример 1. Расчет штрафа за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль

Приведем пример расчета штрафа за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль.

Декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2017 года представлена организацией 15 декабря 2017 года (последний день срока, установленного законом, 28 октября 2017 года).

Сумма авансового платежа, подлежащая уплате на основании этой декларации, - 2 000 000 руб., авансовый платеж перечислен 15 декабря 2017 года (последний день установленного срока - 28 октября 2017 года).

Декларация по налогу на прибыль-2017 представлена организацией 2 апреля 2018 года (последний день срока, установленного законом, - 28 марта 2018 года).

В декларации указана сумма налога к уменьшению.

При таких условиях сумма штрафа составит:

- 200 руб. - за несвоевременное представление декларации за 9 месяцев 2017 года. Сумма штрафа не зависит от суммы, подлежащей уплате на основании декларации, и времени просрочки;

- 1000 руб. - за несвоевременное представление декларации за 2017 год. Поскольку на основании годовой декларации налог доплачивать не надо, штраф уплачивается в минимальной сумме независимо от времени просрочки.

Пример 2. Расчет штрафа за несвоевременное представление расчета по форме 4-ФСС

Приведем пример расчета штрафа за несвоевременное представление расчета по форме 4-ФСС.

Организация представила расчет в электронном виде по форме 4 - ФСС за I квартал 2017 года 5 июня 2017 года (последний день срока, установленного для представления расчета, 25 апреля 2017 года. В расчете приведены следующие данные:

- 145 000 руб. - начислено к уплате взносов на страхование ВНиМ за последние три месяца отчетного периода;

- 10 000 руб. - начислено к уплате страховых взносов «на травматизм» за последние три месяца отчетного периода.

Расчет представлен с опозданием на два месяца (один полный месяц - с 26 апреля по 25 мая 2017 года и один неполный - с 26 мая по 05 июня 2017 года).

Общая сумма штрафа за несвоевременное представление расчета составит 15 500 руб., в т. ч.:

- 14 500 руб. (145 000 руб. x 5% x 2 мес.) (по ч. 1 ст. 46 закона № 212-ФЗ);

- 1000 руб. (10 000 x 5% x 2 мес.) (по п. 1 ст. 19 закона № 125-ФЗ).

Пример 3 Приведем пример подсчета штрафа за несвоевременное представление расчета по форме РСВ-1 ПФР. Организация с опозданием представила расчеты в электронном виде по форме РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2017 года и за 2017 год.

Взносы на пенсионное и медицинское страхование, подлежащие уплате на основании этих расчетов, своевременно перечислены в бюджеты фондов.

Данные, необходимые для того, чтобы вычислить штраф за непредставление расчетов, приведены в таблице.

Период, за который представлен расчет по форме РСВ-1 ПФР

Последний день установленного законом срока представления расчета

Фактическая дата представления расчета

Сумма взносов, начисленная к уплате за последние 3 месяца отчетного периода (сумма показателей граф 3, 6, 7 и 8 строки 114 разд. 1 формы РСВ-1 ПФР)

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации физические и юридические лица несут обязательство уплаты различных налогов: на доход, на прибыль, транспортный, единый вмененный и т.д. Одним из них является налог на имущество, который рассчитывается в процентном соотношении от установленной стоимости объекта налогообложения. В случае нарушения установленных сроков оплаты начисляются штрафы по налогу на имущество, величина которых определяется исходя из положений кодекса об административных нарушениях.

Штрафные санкции по имущественному налогу

Оплата налога физическими лицами

Процедура оплаты налога на имущество физических лиц регламентируется главой 32 Налогового кодекса РФ. Согласно ее содержанию перечисление средств является прямой обязанностью граждан, являющихся собственниками объектов налогообложения. В качестве таких объектов определены:

  • Частный дом. Наряду с ним также облагаются налогом жилые помещения, находящиеся на земельном участке, и используемые для ведения личного хозяйства;
  • Квартира или отдельное помещение в составе квартиры;
  • Гараж или парковочное место;
  • Здания и сооружения, не относящиеся к жилому фонду;
  • Конструкции, не введенные в эксплуатацию.

Оплата налога на имущество юридическими лицами.

Налог на имущество согласно 30 главы НК РФ осуществляется относительно таких объектов:

  • Для организаций, зарегистрированных на территории РФ, все виды имущества, которыми юридическое лицо владеет на основании права собственности;
  • Иностранные компании, осуществляющие деятельность на территории РФ, должны оплачивать налог на то имущество, которое относится к основным средствам согласно внутренней документации и бухгалтерского учета фирмы.

Параллельно с этим в соответствии с 346, 374 статями НК РФ определяется имущество, которое не являются базой налогообложения:

  • Природные объекты;
  • Культурные или исторические памятники;
  • Объекты, используемые государственными органами для военных целей.

Возникновение и начисление штрафов и пени

Несмотря на то, что Федеральная налоговая служба практикует оформление и предоставление уведомлений о необходимости уплаты налога, отсутствие их не дает основания как физическим, так и юридическим лицам уклоняться от перечисления. Кроме того, если величина налога не превышает 100 рублей, то такое уведомление не направляется. В связи с этим каждый налогоплательщик должен самостоятельно контролировать своевременность перечисления средств.

В случае, если по истечении срока, положенного для оплаты, налогоплательщик не осуществил такое действие, начисляется пеня. Определение ее величины осуществляется по формуле:

П = С х Д х 10/300 х Ст, где:

С – общая сумма задолженности по уплате налога;

Д – количество дней просрочки;

Ст – ставка ЦБ Российской Федерации, которая является действительной на момент вычисления.

Параллельно с начислением пени законодательно определено и применение штрафных санкций. Несмотря на то, что многие физ. и юр. лица считают штраф и пеню аналогичными понятиями, они кардинально отличаются:

  • Штраф – форма несения ответственности за несвоевременную уплату налога;
  • Пеня – сумма, начисляемая со дня, следующего за последней датой перечисления средств. То есть чем больше будет такой период, тем выше и ее величина.

Размер штрафа определяется в размере 20% от суммы недоимки. В случае, если за физ. или юр. лицом будет признано умышленное уклонение от налогов, то его размер может устанавливаться на уровне 40%.

В результате возникновения просрочки по оплате налогов порядок действий будет следующим:

  • В течение 3 месяцев после обнаружения недоимки направляется требование о погашении долга (или 1 года, если величина ее составляет до 500 рублей);
  • При условии отсутствия дальнейшего перечисления со стороны налогоплательщика Федеральная налоговая служба в течение 6 месяцев направляет обращение в суд;
  • Выносится судебное решение о принудительном перечислении средств в бюджет. В течение 20 дней с момента вынесения решения ответчик (налогоплательщик) может опротестовать его, если на это имеются основания;
  • На основании вынесенного решения по обращению налоговой службы выдается документ, который становится поводом для принудительного взыскания задолженности.

Таким образом, при наличии права собственности на имущество, которое выступает в качестве объекта налогообложения, граждане и организации несут обязательство уплаты налога. При отсутствии своевременного перечисления в отношении них могут применяться меры по начислению пени и штрафов, взыскание которых, в частности, может осуществляться посредством решения суда.

Читайте также: