Шкала подоходного налога в узбекистане 2018 году

Опубликовано: 30.04.2024

В Узбекистане продолжается обсуждение проекта Концепции по коренному реформированию налоговой системы. Революционная программа, в случае ее принятия, будет способствовать созданию максимально комфортных условий для развития бизнеса. Проект подразумевает уменьшение налоговой нагрузки, унификацию и отмену ряда налогов и обязательных платежей, а также меры по совершенствованию налогового администрирования.

О том, зачем Узбекистану нужна налоговая реформа, что она даст стране и как отразится на малом и среднем бизнесе, рассказывает независимый эксперт, экономист Юлий Юсупов, который считает, что система нуждается в кардинальном изменении.

Проблемы налоговой системы Узбекистана

Налоговая система РУз не позволяет экономике эффективно развиваться по следующим причинам:

1. Правила, по которым работает налоговая система Узбекистана, очень сложны, противоречивы и не соответствуют международной практике.

Во-первых, много разных режимов налогообложения: для малого и крупного бизнеса, для торговли, для аграриев, финансовых учреждений, индивидуальных предпринимателей и т. д.

Во-вторых, много разных правил исчисления одних и тех же налогов для разных категорий налогоплательщиков и много разных налогов.

В-третьих, много отличий от мировой практики в определении налогооблагаемой базы (у нас налогом зачастую облагается то, что не облагается в других странах), особенно по налогу на прибыль и НДС.

В-четвертых, имеется огромное количество исключений, дополнительных правил, льгот, в том числе индивидуальных (для отдельных предприятий), при уплате налогов. Все это делает нашу налоговую систему безумно сложной и непрозрачной, увеличивает издержки налогового администрирования как для бизнеса, так и для финансовых органов.

2. Имеет место высокая общая налоговая нагрузка на экономику. Налоговое бремя в 30-35% от ВВП непосильно для развивающихся экономик. Его могут позволить себе только очень богатые страны.

3. Налоговая нагрузка распределяется крайне неравномерно. Прежде всего речь идет об огромном разрыве в налоговом бремени между упрощенным и общеустановленным режимами налогообложения. При переходе от одного режима к другому налоговая нагрузка может возрасти в несколько раз. Это означает невозможность роста бизнеса и использования преимуществ от экономии на масштабах, что существенно снижает возможности для увеличения конкурентоспособности наших производителей. Кроме того, предоставлены значительные индивидуальные налоговые льготы, ставящие предприятия в неравные условия (кто-то имеет льготы, а кто-то — нет), что разрушает конкуренцию, которая, как известно, является двигателем экономического прогресса.

4. Относительно высокие налоги на труд (на фонд оплаты труда). В настоящее время доходы, превышающие отметку чуть более 200 долларов США в месяц, облагаются по максимальной шкале (с 2018 года — 22,5%), тогда как в России и Казахстане уже давно перешли к плоской системе налогов на доходы, при ставке налогообложения 12−13%. Плюс у нас высокие социальные отчисления — 25% (для малых предприятий – 15%). Такие налоги не стимулируют рост занятости и поощряют теневую экономику.

5. Вопреки международной практике, в нашей экономике широко применяются налоги с выручки (с оборота). То есть налогами облагается не добавленная стоимость, прибыль, доход и пр., а вся выручка, включая затраты. Это отчисления с выручки в различные внебюджетные фонды для предприятий общеустановленной системы налогообложения (объединены с 2018 года в один платеж), единый налоговый платеж для малых предприятий, а также для компаний сфер торговли и общественного питания. Налоги с выручки крайне негативно сказываются на общественном разделении труда, формировании длинных цепочек создания добавленной стоимости. Ведь чем длиннее цепочка, тем больше налогов придется платить: имеет место двойное, тройное и т. д. налогообложение. С существующими налогами экономика Узбекистана обречена на вечную роль сырьевого придатка мирового хозяйства, так как создать полноценный цикл производства (от сырья до продукции с высокой добавленной стоимостью) с такими правилами налогообложения просто невозможно.

Суть планируемой реформы

Концепция реформы предполагает радикальное упрощение налоговой системы: сокращение числа налогов, налоговых режимов, унификация правил уплаты налогов для разных категорий налогоплательщиков, упрощение методов расчета налогов, категорический отказ от индивидуальных налоговых льгот.

В частности, отменяется упрощенный режим налогообложения (кроме аграриев). Малому бизнесу придется переходить на общеустановленный режим налогообложения. Казалось бы, это настоящий кошмар для малых предприятий. Но суть реформы как раз в том и заключается, чтобы укрупнение бизнеса и необходимость платить все положенные налоги больше не было кошмаром. Планируется суперрадикальное облегчение налоговой нагрузки и налогового администрирования для общеустановленного режима налогообложения.

1. Объединение всех налогов на труд в один налог и революционное сокращение налоговой нагрузки: ставка общего налога планируется на уровне 25% от фонда оплаты труда. Это вместо подоходного налога (прогрессивная шкала, максимальная ставка — 22,5%), единого социального платежа (25% для крупных и 15% для малых предприятий) и страховых взносов в Пенсионный фонд (8%). Для предприятий общеустановленного режима налоговая нагрузка на труд сокращается примерно в два раза!

2. Упразднение налогов с выручки для предприятий общеустановленного режима - отчислений в государственные целевые фонды (3,2% от выручки в 2018 г.).

3. Радикальное снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 12%. При определении размера ставки ориентировались на наших соседей – Казахстан и Кыргызстан. Данная мера позволит нашему бизнесу на равных конкурировать с предприятиями стран-соседей.

4. Радикальное изменение принципов уплаты налога на прибыль. Налоги на прибыль и на дивиденды объединяются. Облагаться будет только распределяемая прибыль: дивиденды и расходы предпринимателя, осуществляемые за счет компании на личное потребление. То есть облагаться будет только та прибыль, которая изымается из предприятия его собственником. При этом ставка налога устанавливается на уровне ставки подоходного налога – 25%.

Задачи данной меры: а) стимулировать инвестиционную активность бизнеса (расходы на инвестиции выводятся из налогообложения), б) значительное упрощение налогового администрирования (налог на прибыль – самый сложный для расчетов).

5. Снижение налоговой нагрузки по налогу на имущество юридических лиц за счет поэтапного снижения ставки (в 2019 году до 2,5 процентов и до 2021 года до 1 процента).

6. Упрощение и электронизация расчетов налогов. Одна из ключевых проблем общеустановленного режима – сложность расчетов существующих налогов. Задача налоговой реформы – сделать эти расчеты предельно простыми и автоматизировать их.

7. Совершенствование механизмов налогового контроля. Налоговики должны будут перейти с прямых проверок на преимущественно камеральный контроль, когда недобросовестные налогоплательщики выявляются по косвенным показателям их деятельности.

Как отразится налоговая реформа на малом и среднем бизнесе? Будет ли повышена нагрузка на него?

Если говорить о разных категориях налогоплательщиков, то их можно разбить на три группы:

1. Предприятия, которые сегодня работают на общеустановленном режиме. Для них налоговая нагрузка и налоговое администрирование однозначно и существенно сокращаются.

2. Малые предприятия с годовым оборотом менее 1 млрд. сумов, если они захотят остаться на налоге с оборота. Для них также налоговая нагрузка сокращается, в частности, уменьшаются налоги на труд. Но я бы на месте руководителей предприятий подумал и посчитал. Уплата 12%-го НДС может оказаться выгоднее, с учетом того, что цепочки уплаты не будут прерываться и вы сможете получать зачет. Кроме того, неплательщику НДС в новых условиях будет сложно продать свой товар, так как его покупатели (если они плательщики) не смогут сделать свой зачет при уплате НДС.

3. Предприятия, работающие сегодня в упрощенном режиме, но оборот которых превышает 1 млрд сумов в год. Такие предприятия должны перейти на общеустановленный режим. Существующие опасения со стороны руководителей и финансистов этих предприятий связаны преимущественно с непониманием того, что общеустановленный режим кардинально поменялся и стал «пригодным для жизни». Не надо бояться переходить на этот режим! Он теперь совсем другой.

Большинство предприятий данной категории при переходе на общеустановленный режим не проиграет или выиграет по сравнению с текущей ситуацией. Для того, чтобы в этом убедиться надо просто грамотно посчитать общую налоговую нагрузку, а не сравнивать ставки по отдельным налогам.

Но для некоторых предприятий данной категории налоговая нагрузка может действительно несколько возрасти. Это касается в первую очередь тех предприятий, которые предпочитают «вытаскивать» заработную плату через дивиденды. Теперь в этом не будет смысла, так как налог на оба дохода одинаков. Кроме того, налоговая нагрузка может возрасти в отраслях, где в себестоимости незначительна доля сырья и материалов. А это прежде всего услуги. Соответственно, при уплате НДС нечего будет отправлять в зачет. В таких отраслях цены немного могут подняться, чтобы компенсировать потери производителей. Но зато в других отраслях за счет сокращения налоговой нагрузки цены будут иметь тенденцию к снижению. Такие структурные изменения - неизбежная плата за устранение накопившихся диспропорций нашей налоговой системы.

С точки зрения экономики в целом налоговая реформа позволит радикально улучшить условия ведения бизнеса, что приведет к привлечению дополнительных инвестиций, в том числе и иностранных, ускорению экономического развития, легализации части теневой экономики, увеличению занятости, доходов населения и поступлений в бюджет. В итоге выиграют все.

В январе текущего года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил снизить налоги в 10 раз для низкооплачиваемых сотрудников – до 1%. Это вызвало большой резонанс в обсуждении концепции налоговой реформы в Узбекистане. Но стоит особо отметить – у наших стран совершенно разные налоговые системы и задачи в области их реформирования. Поэтому сравнивать наши действия совершено бессмысленно.

Скажу только, что Концепция налоговой реформы предусматривает революционное сокращение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, что будет способствовать росту занятости, доходов работников и выводу экономики из тени.

Подоходный налог


Подоходный налог — это основной вид прямых налоговых платежей. Он взимается как с юридических, так и с физических лиц. Исчисляется в процентах от годового дохода человека.

Во многих странах подоходный налог взимается исключительно с физических лиц, то есть людей, которые работают по найму, а не являются индивидуальными предпринимателями или акционерами компаний. В таких государствах юридические лица ежегодно вносят налог на прибыль, который также исчисляется в процентах от годовой прибыли предприятия или организации.

В экономике считается, что высокие налоговые ставки в государстве уменьшают конкурентоспособность страны по сравнению с другими государствами.

Таблица стран с самыми низкими налогами в 2021 году

Страны с самыми низкими налогами на прибыль для юридических лиц

С новыми поправками в налоговом кодексе Вы можете ознакомиться посмотрев видео, представленном ниже.

Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.

Таблица стран с самыми высокими налогами

Страны с самыми высокими налогами в мире

Таблица со средней налоговой ставкой в мире

Список стран с самыми высокими подоходными налогами:

  1. Аруба. Налоговая ставка равна 58,95 %. В данную ставку входит социальный налог, который, в свою очередь, включает:
  • Пенсионный взнос. Выплачивается как работодателем, так и рабочим. Работник обязан отчислять 4 %, а работодатель выплачивает 9,5 %.
  • Страховой взнос. Выплачивается также работодателем в сумме 8,9 % и наемным рабочим в сумме 2,6 %.
  1. Швеция. Ставка подоходного налогового платежа равна 56,6 %, из которых 7 % — это социальный взнос.
  2. Дания. Ставка — 55,4 %. До 2008 года на территории Дании действовала ставка подоходного налога в размере 62,3 %, но правительство приняло решение уменьшить размер налога. В стране уклониться от выплаты налоговых платежей практически невозможно. Налогами облагается даже церковь, которая отчисляет до 1,5 % от дохода.
  3. Нидерланды. Ставка подоходного налогового платежа равна 52 % (ранее данный налог достигал 72 %). Помимо подоходного налогового платежа, граждане страны обязаны отчислять налог на пользование землей в размере 6 % и налог при получении наследства в размере 40 %.
  4. Бельгия. Налоговые ставки:
  • Подоходный — 50 %.
  • Социальный взнос — 13 %.
  • Муниципальный — 11 %.
  1. Австрия и Япония. Сумма подоходного налога в этих странах равна 50 %.
  2. Финляндия. Ранее фиксированная ставка равнялась 53,5 %, но в 2004 году по решению правительства налогообложение физических лиц снизилось до 49,2 %.
  3. Ирландия является одной из стран с самой высокой ставкой подоходного налога, которая равна 48 %. Напомним, что данная ставка намного выше среднего подоходного налога на всей территории северной части Европы, который равняется на сегодняшний день 40 %.

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

  1. Великобритания. Правительством страны в 2010 году было принято решение об увеличении ставки подоходного налогового платежа на 10 % (в 2010 году ставка с учетом повышения равнялась 50 %). Но повышение себя не оправдало, и с 2013 года она равняется 45 %, то есть стала ниже на 5 %.

Подоходный налог в разных государствах

Данный вид налогового платежа в разных странах исчисляется по-разному.

Есть государства с единой фиксированной ставкой, а есть и такие, где сумма отчисляемых средств напрямую зависит от годового дохода гражданина.

Подоходные налоги в странах мира с фиксированной ставкой:

  1. Беларусь — 13 %.
  2. Болгария — 10 %.
  3. Латвия — 25 %.
  4. Литва — 15 %.
  5. Эстония –— 20 %.
  6. Россия — 13 %.

Налоги в разных странах мира с «плавающей» налоговой ставкой в зависимости от годового дохода гражданина:

  1. Австралийский Союз. При доходе до 4600 USD взнос не платится. Если прибыль больше 4600 USD, но меньше 28 800 USD, налог равен 9 %. При прибыли свыше 140 000 USD ставка варьируется от 30,3 до 44,9 %.

Налогообложение в Австрилии

Налогообложение в Австрилии

Размер подоходного налога в разных странах

Страна Размер подоходного налога (в %)
Португалия 56,50
Зимбабве 45,00
Франция 50,30
Израиль 50,00
Словения 50,00
Ирландия 48,00
Греция 46,00
Республике Конго 45,00
Люксембург 43,60
Папуа — Новая Гвинея 42,00
ЮАР 40,00
Чили 40,00
Гвинея 40,00
Сенегал 40,00
Швейцария 40,00
Тайвань 40,00
Уганда 40,00
Соединенные Штаты Америки 39,60
Норвегия 40,00
Марокко 38,00
Южная Корея 38,00
Суринам 38,00
Намибия 37,00
Алжир 35,00
Аргентина 35,00
Барбадос 35,00
Камерун 35,00
Кипр 35,00
Эквадор 35,00
Экваториальная Гвинея 35,00
Эфиопия 35,00
Габон 35,00
Мальта 35,00
Таиланд 35,00
Тунис 35,00
Турция 35,00
Вьетнам 35,00
Замбия 35,00
Венесуэла 34,00
Индия 33,99
Колумбия 33,00
Мавритания 33,00
Новая Зеландия 33,00
Пуэрто-Рико 33,00
Свазиленд 33,00
Мозамбик 32,00
Филиппины 32,00
Польша 32,00
Конго 30,00
Сальвадор 30,00
Индонезия 30,00
Кения 30,00
Лесото 35,00
Малави 30,00
Мексика 30,00
Никарагуа 30,00
Перу 30,00
Руанда 30,00
Сьерра-Леоне 30,00
Танзания 30,00
Бразилия 27,50
Самоа 27,00
Армения 25,00
Малайзия 26,00
Азербайджан 25,00
Бангладеш 25,00
Доминиканская Республика 25,00
Египет 25,00
Гана 25,00
Гондурас 25,00
Ямайка 25,00
Панама 25,00
Тринидад и Тобаго 25,00
Лаос 24,00
Нигерия 24,00
Шри-Ланка 24,00
Албания 10,00
Чешская Республика 22,00
Сирия 22,00
Узбекистан 22,00
Эстония 21,00
Лихтенштейн 21,00
Афганистан 20,00
Камбоджа 20,00
Фиджи 20,00
Грузия 20,00
Остров Мэн 20,00
Ливан 20,00
Мадагаскар 20,00
Мьянма 20,00
Пакистан 20,00
Сингапур 20,00
Молдова 18,00
Ангола 17,00
Украина 17,00
Румыния 16,00
Коста-Рика 15,00
Венгрия 16,00
Ирак 15,00
Сербии 15,00
Сейшельские острова 15,00
Судан 15,00
Йемен 15,00
Иордания 14,00
Боливия 13,00
Таджикистан 13,00
Макао 12,00
Казахстан 10,00
Косово 10,00
Ливия 10,00
Монголия 10,00
Гватемала 31,00

Государства без подоходного налога

В мире есть ряд государств, в которых отсутствует подоходный налог, то есть физические лица не обязаны ничего выплачивать со своей заработной платы в государственный бюджет.

Страны, в которых отсутствует данный вид платежа, являются весьма богатыми и экономически развитыми. Большая часть из таких государств богата природными ресурсами, в частности, нефтью и природным газом. Благодаря добыче полезных ископаемых и весьма развитой экономике государство не нуждается во взыскании подоходного налога с граждан своей страны.

Список государств, где жители не платят подоходный налоговый платеж:

  1. Андорра.
  2. Багамские острова. Вся экономика страны построена на туризме. Багамы — один из самых посещаемых курортов мира.
  3. Бахрейн.
  4. Бермуды.
  5. Бурунди.
  6. Кувейт.
  7. Оман.
  8. Катар. Самая богатая страна в мире по показателю ВВП. Данное государство приобрело капитал благодаря добыче и экспорту нефти.
  9. Сомали.
  10. Объединенные Арабские Эмираты.
  11. Уругвай.
  12. Вануату.
  13. Виргинские острова.
  14. Острова Кайман.
  15. Монако.
  16. Саудовская Аравия.


С 2019 года НДФЛ уплачивается по единой ставке 12%, расчет сдается ежемесячно, а уплата – не позднее срока его представления. Ставка налога на дивиденды и проценты физлиц-резидентов снижается с 10 до 5% (см. ЗРУ-508 от 24.12.2018 г. ) .

Шкала по НДФЛ отменяется и устанавливается единая ставка

По налогу на доходы физических лиц – резидентов вместо действующей 4–ступенчатой шкалы налогообложения в 2019 году вводится единая ставка – 12% ( ст. 181 НК) . Дивиденды и проценты, выплачиваемые физлицам – резидентам, облагаются теперь налогом по ставке 5% (в 2018 году – 10%).

Отмена действующего порядка расчета НДФЛ:

  • значительно снизит налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, что очень важно как для работников, так и для работодателей;
  • упростит порядок исчисления налога, что особенно важно для бухгалтеров.

Платить больше НДФЛ теперь будут арендодатели – владельцы имущества. Ставка для них также будет 12%. Напомним, что ранее они уплачивали налог по минимальной ставке – 7,5% в 2018 г. Также увеличится налог и с других доходов, которые облагались по минимальной ставке:

  • дополнительные выплаты за работу в высокогорных, пустынных и безводных районах;
  • за выполнение временных сельхозработ по направлению предприятий и организаций;
  • безвозмездно полученные от физлиц доли, паи и акции;
  • от продажи физлицами собственной недвижимости.

При непредставления физлицом справки с места прежней основной работы или ИНН НДФЛ удерживался по максимальной ставке. Теперь в связи с отменой шкалы доходы физлица в этом случае будут облагаться без применения льгот, предусмотренных абзацем четвертым пункта 1 статьи 179 (материальная помощь) и статьей 180 НК. Также утрачивает смысл норма о подаче заявления в бухгалтерию на удержание налога по максимальной ставке при получении физлицом доходов не по месту основной работы или от других юрлиц.

Отменяется норма, согласно которой работодатель обязан был в течение 30 дней письменно сообщить в ГНИ о суммах, выплаченных работнику после прекращения с ним трудового договора.

Сокращается перечень физлиц, полностью освобожденных от налогообложения

Из перечня исключены ( ч. 1 ст. 180 НК) :

  • военнослужащие Минобороны, МВД, МЧС, СГБ, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и таможенных органов, а также военнообязанные, призванные на учебные или поверочные сборы, – по суммам денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, полученных ими в связи с несением службы (исполнением служебных обязанностей);
  • судьи Конституционного и Верховного судов, судов по гражданским и уголовным делам, экономических, административных и военных судов, а также работники органов прокуратуры, имеющие классные чины, – по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей.

Расчет будет сдаваться ежемесячно

Отчетным периодом для налоговых агентов, удерживающих НДФЛ у источника выплаты дохода, теперь является месяц ( ст. 183 НК) . Сведения о суммах начисленных и фактически выплаченных доходов и суммах удержанного налога на доходы физических лиц ( прил. № 2 к постан. МФ и ГНК, рег. МЮ № 2439 от 22.03.2013 г.) должны представляться ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, а по итогам года - в срок представления годовой финотчетности.

Теперь в сведениях отражается информация в разрезе каждого физлица о начисленных:

  • доходах в виде оплаты труда, суммах удержанного НДФЛ и уплаченных взносов на ИНПС;
  • имущественных доходах (за исключением процентов и дивидендов)
    и доходах в виде материальной выгоды, суммах удержанного у источника выплаты НДФЛ.

По физлицам, получившим доходы не по месту основной работы, в течение 30 дней после окончания налогового периода в ГНИ представляется специальная справка. Теперь в ней отражаются только доходы в виде материальной выгоды, не обложенные у источника выплаты.

Срок уплаты ограничивается

НДФЛ уплачивался налоговым агентом одновременно с представлением документов в обслуживающий банк для получения денежных средств. С 2019 года срок уплаты ограничивается сроком представления расчета.

При представлении документов на получение аванса по зарплате за первую половину месяца налог по-прежнему не уплачивается. Также сохранен срок уплаты налога при натуральных выплатах, разрешенных законодательством, – в течение 5 дней после окончания месяца, в котором они произведены.

Порядок налогообложения по декларации о доходах скорректирован

Подлежащие налогообложению доходы, полученные физлицом из двух и более источников, облагались налогом на основании декларации, если к ним не применялась максимальная ставка ( ст. 189 НК) .

В связи с отменой шкалы налогообложения и установлением единой ставки налога декларацию в этих случаях теперь представлять не нужно.

Также декларация о доходах не представляется, если с доходов,
полученных налогоплательщиком не по месту основной работы, НДФЛ был удержан по его заявлению. Исключение составляют доходы, полученные из источников:

  • за пределами Узбекистана;
  • не являющихся налоговыми агентами.

Предварительная декларация по доходам от аренды недвижимости не нужна

С 1 января 2019 года договоры аренды недвижимого имущества обязательно ставятся на учет в налоговых органах ( Положение , рег. МЮ № 3077 от 11.10.2018 г.) . Поэтому представлять предварительную декларацию по доходам от аренды недвижимости теперь не нужно. Внесены изменения и в порядок уплаты налога по таким доходам. Налог уплачивается, как и прежде, ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем получения дохода. Так как предварительная декларация не представляется, основанием для уплаты будет служить извещение налогового органа.

Закон опубликован в газете «Народное слово» и вступает в силу с 1.01.2019 г.

Подробно с изменениями налогового законодательства вы можете ознакомиться на семинарах, проводимых Г. Эргашевой , С. Голосовой и И. Подольской в Центре профессионального развития «Norma».

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Узбекистану уже в этом году нужно вводить необлагаемый минимум и прогрессивную шкалу подоходного налога считает эксперт, кандидат экономических наук Фархад Курбанбаев. И делать это нужно чем раньше, тем лучше – пока не сложилась невыгодная для бюджета государства и несправедливая к низкооплачиваемым трудящимся устойчивая традиция низкой плоской шкалы, пишет он в своей авторской статье.

– В предновогоднем послании президента Узбекистана Олий Мажлису было отмечено, что с 1 марта 2021 года будут объявлены минимальные потребительские расходы населения, правительству поручено в 2-х месячный срок систематизировать социальные гарантии и разработать программу мер по их поэтапному обеспечению на уровне минимальных потребительских расходов.

Уместно вспомнить, что еще три года назад руководитель страны ставил конкретную задачу: закрепить в законодательстве и создать механизмы практического применения понятия "потребительская корзина". Однако эта задача не была выполнена. Причина, на мой взгляд, в том, что высшие экономические органы страны – Минэкономики, Министерство финансов и Центральный банк недостаточно ответственно отнеслись к решению данной задачи и в целом, как ранее отмечалось, деятельность этих органов не в полной мере отвечает требованиям нынешних реформ.

Поставленная президентом страны задача по социальной гарантии минимальных потребительских расходов повышает актуальность вопроса совершенствования налогообложения доходов физических лиц.

До 2018 года включительно в нашей стране действовал довольно высокий налог на труд. Он имел три составляющие: (1) подоходный налог с максимальной ставкой в 22,5%, (2) единый социальный платеж (ЕСП) в размере 15% для малых, и 25% – для крупных предприятий, (3) страховые взносы граждан в Пенсионный фонд в размере 8%.

При этом на тысячу сумов, получаемых на руки, приходилось: в малых предприятиях от 385 до 655 сумов налога, а в крупных предприятиях от 505 до 799 сумов. Такое положение все больше и больше загоняло бизнес в тень. В настоящее время установлена плоская 12%-ная ставка подоходного налога и такая же ставка социального налога. Страховые взносы в Пенсионный фонд отменены. При этом на 1000 получаемых на руки сумов приходится лишь 273 сума налогов.

Тем не менее, на наш взгляд, действующая система подоходного налога не является оптимальной. Во-первых, в ней отсутствует необлагаемый минимум, приближенный к стоимости минимальной потребительской корзины (прожиточному минимуму). Во-вторых, низкая плоская ставка является нецелесообразной с социальной точки зрения, ибо ставит высокооплачиваемую категорию работников в еще более привилегированное положение в сравнении с низкооплачиваемой частью работающих.

Не случайно, в подавляющем большинстве стран применяются прогрессивное налогобложение зарплаты, при котором по мере роста зарплаты растет и ставка налога. В тех немногих странах, где действует плоская шкала (Казахстан, Россия) вопрос перехода на прогрессивную шкалу широко дискутируется, даже строятся планы по переходу к ней.

В нашей стране проблема оптимизации налогов на труд должна быть решена путем введения необлагаемого прожиточного минимума с одновременным восстановлением прогрессивной шкалы. И чем раньше, тем лучше и легче – пока не сложилась невыгодная для бюджета государства и несправедливая к низкооплачиваемым трудящимся устойчивая традиция низкой плоской шкалы. В качестве варианта можно рассмотреть следующую шкалу: до 800 000 сумов – 0%; от 800 001 до 2 000 000 сумов – 7,5 %; от 2 000 001 до 4 000 000 сумов – 15 %; свыше 4 000 000 – 25 %.

Расчеты показывают преимущества предлагаемого порядка по сравнению с действующим. К примеру, если доход равен 4 млн сумов, то налог составит 390 тыс. сумов (9,75%) вместо 480 тысяч сумов при нынешней 12%-ной плоской шкале. Т.е. выигрыш составит 90 тыс. сумов, а для получающих зарплату меньше 4 млн сумов выигрыш будет еще более значительным: тот кто получает, к примеру, 2 млн сумов заплатит 90 тыс. сумов налога, вместо нынешних 240 тыс. сумов.

При среднемесячной зарплате в 5 млн сумов за счет уплаты 25% с 5-го миллиона в предложенном варианте налоговая нагрузка будет незначительно выше нынешней – на 0,8%, а сумма составит 640 тыс. сумов вместо нынешних 600 тыс. сумов, т.е. увеличится не существенно.

По данным Министерства финансов в июле-августе 2020 года 45,5% налогоплательщиков имели зарплату до 1 млн сумов в месяц, а зарплата 89,3% лиц была ниже 4 млн сумов в месяц. В такой реальной экономической ситуации установление 25-процентного подоходного налога на ту часть заплаты, которая превышает 5 млн сумов, представляется справедливой с социальной точки зрения.

Для сравнения: максимальная ставка подоходного налога составляет в Германии 45, Японии – 50, США – 39,6, Китае – 45, Индии – 31,5, Австралии – 47, Иране – 35 процентов и т.д. (данные из Интернет).

В нашей стране по сложившейся практике налоговые ставки устанавливаются до начала года. Но в период активных реформ бывают и исключения. Как мы помним, в 2019 году по указанию президента страны ставка налога на добавленную стоимость была снижена с 20 до 15 процентов с 1 октября.

Текущий год только начался. Прогноз бюджета страны утвержден законом совсем недавно. Тем не менее, учитывая вышеизложенное, для выполнения задачи, поставленной президентом нашей страны, в программе мер по поэтапному обеспечению социальных гарантий на уровне минимальных потребительских расходов целесообразно предусмотреть установление в текущем году, необлагаемого минимума и прогрессивной шкалы подоходного налога.

Взгляд экономиста Юлия Юсупова на нынешние изменения в налогообложении и проблемы, которые должна решить запланированная налогово-бюджетная реформа.

В интервью «Газете.uz» экономист Юлий Юсупов комментирует недавние изменения в налогообложении и размышляет о будущей концепции налогово-бюджетной реформы.

— Постановление Президента «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год» предусматривает значительные изменения в налоговой системе. Можно ли считать это началом налоговой реформы?

— Нет, конечно. Большинство изменений осуществлены в рамках существующих правил: суть налоговой системы осталась прежней. А налоговые ставки у нас меняются каждый год. Реформа же предполагает изменение ключевых принципов и правил налогообложения.

В то же время в постановлении есть очень важный пункт, согласно которому ряду государственных ведомств поручено в срок до 1 июля внести проект Концепции совершенствования налогово-бюджетной политики Республики Узбекистан. И ранее президент поручал разработать концепцию налоговой реформы. Все это позволяет надеяться на то, что если в сфере экономики 2017 год стал годом либерализации валютного рынка, то 2018-й может стать годом подготовки налоговой реформы.

Задача общественности, экспертов, бизнес-сообщества — проследить и настоять на проведении комплексного, кардинального преобразования налоговой системы, не допустить, чтобы мы ограничились половинчатыми, косметическими мерами.

— Какие изменения должны произойти в соответствии с постановлением в сфере налогообложения?

— Произошли некоторые изменения в структуре налогов и налоговых ставках.

Налоги на прибыль и на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры объединены. Ставка налога — 14%, что немного меньше объединенной налоговой нагрузки двух старых налогов.

Объединены обязательные отчисления в Пенсионный фонд, Республиканский дорожный фонд и Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений в единый платеж (обязательные отчисления в государственные целевые фонды) — и ставка снижена с 3,5 до 3,2%.

На 0,5% уменьшены ставки подоходного налога для доходов свыше пятикратного размера МРЗП. Максимальная ставка теперь не 23, а 22,5%. При этом обязательные ежемесячные взносы, перечисляемые на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан, возросли с 1 до 2%.

Уменьшены ставки фиксированного налога с индивидуальных предпринимателей. Например, в Ташкенте для торговли продовольственными товарами — с 9 до 7, для торговли сельскохозяйственной продукцией на дехканских рынках — с 5 до 3,5, для бытовых услуг — с 5 до 2,5 МРЗП в месяц.

Существенно снижены акцизные налоги на автомобили производства GM Uzbekistan — с 29% до 5%, на хлопковое масло — в два раза. Возросли акцизы на спиртное и сигареты.

— Какие еще изменения запланированы в налоговой системе на текущий год?

— Налог на имущество физических лиц будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества — по ставке 0,2% к кадастровой стоимости. Ранее ставка налога составляла от 1,7% к инвентаризационной стоимости имущества. В целом это, видимо, означает увеличение налоговой нагрузки. Но в 2018 году этом сумма налога на имущество физических лиц не сможет превышать сумму налога, начисленного за 2017 год, более чем на 20%.

Некоммерческим организациям дано право перейти на уплату единого налогового платежа, в части доходов, полученных ими от предпринимательской деятельности. Это очень важно для негосударственных некоммерческих организаций, так как они были лишены такой возможности. В рамках общеустановленного режима налогообложения, из-за высокой налоговой нагрузки, ННО фактически не могли заниматься коммерческой деятельностью. Тем более, что даже очевидно некоммерческие проекты налоговые органы не признавали таковыми и относили к коммерческим. Чтобы получить статус некоммерческого [проекта], необходимо было пройти «несколько кругов ада», причем без гарантии успеха.

Плательщики единого налогового платежа, владеющие земельными участками общей площадью более 1 га, будут платить земельный налог. Для них это не малая дополнительная налоговая нагрузка.

— Что происходит в плане децентрализации финансовой системы и бюджетно-налоговой политики?

— Намечены дальнейшие шаги в сторону финансовой децентрализации, расширения финансовой самостоятельности местных органов власти: увеличивается доля местных бюджетов в собранных налогах, расширяются возможности местных органов власти оставлять у себя заработанные местными бюджетами деньги, расширяются их полномочия по перераспределению расходной части бюджетов. Но работа по финансовой децентрализации предстоит еще очень большая. Придется кардинально перестроить всю систему взаимоотношений «центр — регион — район».

— Вы говорите, что рынок страдает от налоговых льгот и преференций, предоставляемых отдельным субъектам.

— С 1 апреля отменяются льготы, предоставленные предприятиям, включенным в программы локализации, а также по налогу на прибыль юридических лиц, налогу на имущество и единому налоговому платежу предприятиям-экспортерам, в зависимости от доли экспорта.

Дано поручение в срок до 1 июля внести предложения по снижению ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с учетом отмены предоставленных льгот и расширения круга плательщиков данного налога.

— Зачем нужно расширять число плательщиков НДС?

— Я уже многократно поднимал данную проблему: из-за огромного разрыва в налоговой нагрузке между упрощенным и общеустановленным режимами подавляющее большинство юридических лиц стремится оказаться в числе малых предприятий (в том числе через дробление предприятий). Как результат подавляющее большинство предприятий не являются плательщиками НДС, из-за чего возникают разрывы в цепочке уплаты, что означает значимое повышение налоговой нагрузки на плательщиков этого налога. Поэтому очень важно расширить число плательщиков НДС. Но не менее важно сделать это не путем механического перевода малых предприятий в число плательщиков, а через сокращение налоговой нагрузки на крупный бизнес. Чтобы малым предприятиям стало выгодно добровольно переходить на общеустановленный режим налогообложения.

— Итак, будет разрабатываться концепция налогово-бюджетной реформы. Что бы вы предложили туда внести?

— Предложения должны вытекать из анализа существующих проблем. Поэтому сначала — проблема, затем — возможные направления действий.

Проблема номер один. Правила, по которым работает налоговая система Узбекистана, очень сложны, противоречивы и не соответствуют международной практике. Во-первых, много разных режимов налогообложения: для малого и крупного бизнеса, для торговли, для аграриев, финансовых учреждений, индивидуальных предпринимателей Во-вторых, много разных правил исчисления одних и тех же налогов для разных категорий налогоплательщиков и много разных налогов, в том числе весьма экзотических (например, плата за использование абонентского номера). В-третьих, много отличий от мировой практики в определении налогооблагаемой базы (у нас налогом зачастую облагается то, что не облагается в других странах), особенно по налогу на прибыль и НДС. В-четвертых, имеется огромное количество исключений, дополнительных правил, льгот, в том числе индивидуальных (для отдельных предприятий), при уплате налогов. Все это делает нашу налоговую систему безумно сложной и непрозрачной, увеличивает издержки налогового администрирования как для бизнеса, так и для финансовых органов.

Налоговая система нуждается в радикальном упрощении и приведении в соответствие с международными стандартами. Необходимо до минимума сократить число налоговых режимов и число налогов, унифицировать правила уплаты налогов для разных категорий налогоплательщиков, отказаться от предоставления индивидуальных налоговых льгот.

Необходимо также изменить правила определения налогооблагаемой базы по некоторым видам налогов. Например, в настоящее время список вычитаемых расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль закрытый, а невычитаемых — открытый, то есть все расходы периода, необходимые для работы предприятия, не указанные в списке вычитаемых расходов, автоматически становятся невычитаемыми и не уменьшают налогооблагаемую базу. В результате налог на прибыль взимается не только с прибыли, но и с издержек предприятия. Вместе с тем, в соответствии с международным опытом, более правильным будет сделать закрытый (полный) список невычитаемых расходов, а все остальные расходы должны быть вычитаемыми.

Проблема вторая. Неравномерное распределение налоговой нагрузки.

Прежде всего речь идет об огромном разрыве в налоговом бремени между упрощенным и общеустановленным режимами налогообложения. При переходе от одного режима к другому налоговая нагрузка может возрасти в несколько раз. Это означает невозможность роста бизнеса и использования преимуществ от экономии на масштабах, что существенно снижает возможности для увеличения конкурентоспособности наших производителей. Кроме того, предоставлены значительные отраслевые и индивидуальные налоговые льготы, ставящие предприятия в неравные условия (кто-то имеет льготы, а кто-то — нет), что разрушает конкуренцию, которая, как известно, является двигателем экономического прогресса.

В этой связи необходимо радикальное сокращение налоговой нагрузки и упрощение правил налогообложения в рамках общеустановленного режима. Нужно также отказаться от индивидуальных льгот и максимально сократить отраслевые льготы.

Проблема третья. Вопреки международной практике, у нас широко применяются налоги с выручки. То есть налогами облагается не добавленная стоимость, прибыль, доход и пр., а вся выручка, включая затраты. Это отчисления с выручки в различные внебюджетные фонды для предприятий общеустановленной системы налогообложения (объединены с 2018 года в один платеж), единый налоговый платеж для малых предприятий, а также для компаний сфер торговли и общественного питания.

Налоги с выручки, а также разрывы в цепочке уплаты НДС (когда НДС фактически превращается в свою противоположность — в налог с выручки) крайне негативно сказываются на общественном разделении труда, формировании длинных цепочек создания добавленной стоимости. Ведь чем длиннее цепочка, тем больше налогов придется платить: имеет место двойное, тройное налогообложение. В такой ситуации наша экономика обречена на вечную роль сырьевого придатка мирового хозяйства, так как создать полноценный цикл производства: от сырья до продукции с высокой добавленной стоимостью — с такими правилами налогообложения просто невозможно.

Выход из этой ситуации один: отказ от налогов с выручки в пользу НДС или налогов с розничных продаж (когда налог берется только при продаже товара конечному покупателю). Для этого нужно: а) полностью отменить налоги с выручки для предприятий общеустановленного режима (в 2018 году они сокращаются с 3,5 до 3,2%); б) снизить налоговую нагрузку на предприятия общеустановленного режима с целью стимулировать малые предприятия переходить на этот режим; в) стимулировать малые предприятия перейти на НДС (например, вместо ЕНП); г) пересмотреть правила налогообложения для предприятий торговли и общепита.

Проблема четвертая. Относительно высокие налоги на труд. В настоящее время доходы, превышающие отметку чуть более 200 долларов США в месяц, облагаются по максимальной шкале (с 2018 года — 22,5%), тогда как в России и Казахстане уже давно перешли к плоской системе налогов на доходы, при ставке налогообложения 12−13%. Плюс у нас высокие социальные отчисления — 25% (кроме малых предприятий).

Такие налоги не стимулируют рост занятости и поощряют теневую экономику. В идеале нужно перейти к плоской шкале налогообложения, объединив ЕСП и подоходный налог, как это сделано в Грузии.

Проблема пятая. Высокая общая налоговая нагрузка на экономику. Налоговое бремя в 35% от ВВП непосильно для развивающихся экономик. Его могут позволить себе только очень богатые страны. Реализация мер, которые я предлагаю, позволит уменьшить общую налоговую нагрузку на экономику.

— Предлагаемые изменения могут привести к существенному сокращению налогового бремени, следовательно, и поступлений в бюджет. Как быть с бюджетными расходами?

— Во-первых, сокращение налоговой нагрузки не обязательно должно означать сокращение поступлений в бюджет. При уменьшении налогов часть теневого бизнеса легализуется. Кроме того, у законопослушных налогоплательщиков появится больше возможностей для расширения своей деятельности, таким образом, и для увеличения доходов. И в том и другом случае налогооблагаемая база расширится — и увеличатся поступления в бюджет. Имеется немало примеров, когда снижение налогов настолько расширяло налогооблагаемую базу, что налоговые поступления возрастали. Но это происходит только если соблюдаются два важных условия: а) снижение налоговой нагрузки значительно, ощутимо для налогоплательщиков (т. е. делает выгодным выход из «тени» и развитие легального бизнеса); б) одновременно снижаются прочие издержки ведения легального бизнеса. Работа в этом направлении как раз ведется: уже уменьшены издержки конвертации, доступа к наличным деньгам, проведения экспортной деятельности и другие.

Во-вторых, если проводить снижение налоговой нагрузки параллельно с отказом от налоговых льгот, то эти два процесса могут компенсировать друг друга. Тем более, что льготы у нас предоставляются очень широко и щедро.

В-третьих, у нас имеется огромный потенциал по расширению неналоговых поступлений, прежде всего от государственной собственности, а также от приватизации. Эти источники доходов занимают пока еще непропорционально маленькую долю в бюджете.

Наконец, имеются и резервы в сокращении бюджетных расходов, прежде всего за счет их оптимизации.

В любом случае необходимо все эти нюансы просчитывать и составлять подробную «дорожную карту» реформы. Необязательно ее проводить в один год. Но понимать, куда и зачем мы движемся, нужно с самого начала.

Читайте также: