Сельскохозяйственный налог с 1 января 1924 г начали собирать только

Опубликовано: 16.05.2024

Этот материал обновлен 01.02.2021

ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог.

Это налоговый режим для производителей, которые работают в растениеводстве, животноводстве, лесном и сельском хозяйствах. Этот режим освобождает ИП и компании от уплаты нескольких налогов:

  1. Налога на прибыль. Исключение — налог на дивиденды и некоторые виды долговых обязательств для ООО.
  2. НДФЛ для ИП.
  3. Налога на имущество, если оно используется в сельскохозяйственном бизнесе.

Рассказываем, кто и при каких условиях может работать на ЕСХН. Статья поможет разобраться в общих моментах, но для нюансов рекомендуем обратиться к бухгалтеру.

Кто может работать на ЕСХН

Для работы на ЕСХН организации и ИП должны соответствовать таким требованиям:

  1. Заниматься производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции. Ключевое слово — производство. Если покупаете малину у фермера и делаете из нее варенье, перейти на ЕСХН не получится.
  2. Доля доходов от сельскохозяйственной деятельности должна быть не меньше 70% от всех доходов. Это все доходы, которые пришли по сельскохозяйственным кодам ОКВЭД. Например, группа кодов 01 касается растениеводства, животноводства, а 03 — рыболовства.

Для рыбохозяйств есть дополнительное условие: должны быть свои или арендованные судна, а численность работников меньше 300 человек.

А это список организаций и ИП, кому закон запрещает работать на ЕСХН:

  1. Производители подакцизных товаров, например алкоголя или парфюмерии.
  2. Представители игорного бизнеса.
  3. Казенные и бюджетные учреждения.

Если простым языком, то так: собираете малину, делаете варенье и продаете — можно работать на ЕСХН. Просто покупаете малину и делаете из нее варенье — нельзя работать на ЕСХН.

Как платить ЕСХН

Налог считают по такой формуле:

ЕСХН = Налоговая база × Ставка налога

Налоговая база — это доходы минус расходы и убытки прошлых лет.

В расчете налога ничего сложного нет. Сложно определить, какие доходы и расходы можно учитывать. В налоговом кодексе есть полный список доходов и расходов. Например, в список доходов входят доходы от продажи товара, от сдачи земельных участков в аренду и проценты по банковскому вкладу. В список расходов — расходы на зарплату сотрудникам, выплату компенсаций и пособий, покупку семян, рассады, удобрений, кормов и лекарств для животных, содержание служебного транспорта.

ст. 346.5 НК РФ — порядок определения доходов и расходов

Доходы можно уменьшить на убытки прошлых лет.

Ставка налога. Раньше ставка была фиксированной, но с 2019 года каждый регион может устанавливать свою. Максимально — 6%.
В Кемеровской области предприниматели на ЕСХН платят налог по ставке 3% до 2021 года, в Москве — по ставке 6%, а в Московской области нулевая ставка. Предпринимателям из Подмосковья не нужно платить налог — только заполнять декларацию.

Когда платить

ЕСХН платят дважды в год:

  1. До 25 июля текущего года — авансовый платеж по итогам первого полугодия.
  2. До 31 марта следующего года — платеж по итогам года.

В расчетах поможет бухгалтер, но вот короткий пример.

За первые полгода предприниматель заработал — 600 000 Р , расходы — 400 000 Р . Ставка налога — 6%.

Считаем авансовый платеж, который нужно заплатить до 25 июля:

(600 000 Р − 400 000 Р ) × 6% = 12 000 Р

Во втором полугодии предприниматель заработал 800 000 Р , расходы — 700 000 Р . Нужно рассчитать сумму ЕСХН за весь год, а потом вычесть из нее уже внесенный авансовый платеж.

Налог за весь год:

(600 000 Р + 800 000 Р ) − (400 000 Р + 700 000 Р ) × 6% = 18 000 Р

Вычитаем авансовый платеж:

18 000 Р − 12 000 Р = 6000 Р .

Эту сумму нужно уплатить по итогам года — до 31 марта следующего года.

В реальности расчеты обычно сложнее. Нужно понимать, какие расходы можно учесть, а какие — нет. Поэтому я рекомендую обратиться за помощью к опытному бухгалтеру.

НДС на ЕСХН

С 2019 года сельхозпроизводители на ЕСХН обязаны платить НДС. Но есть случаи, когда от этой обязанности компанию или ИП могут освободить:

  1. Если компания или ИП подали заявление о желании воспользоваться льготой в том же году, когда были зарегистрированы.
  2. Если перешли с ОСН на ЕСХН с 1 января и одновременно подали заявление на освобождение от НДС.
  3. Если доход от деятельности по ЕСХН за предыдущий год не превысил лимит. Для каждого года он разный. В 2018 году — 100 млн рублей, в 2019 году — 90 млн рублей, в 2020 году — 80 млн рублей, в 2021 году — 70 млн рублей, в 2022 и далее — 60 млн рублей..

Во всех случаях уведомление подают в налоговую по месту нахождения компании или по месту жительства ИП. Срок — до 20 числа месяца, в котором начали применять льготу.

Учет и отчетность на ЕСХН

ИП и компании по-разному отчитываются перед налоговой.

Учет ИП. Предприниматели не обязаны вести бухучет. Вся отчетность у них — это книга доходов и расходов и налоговая декларация.

Книгу доходов и расходов (КУДиР) можно вести онлайн или в бумажном виде. ЕСХН — единственный режим, на котором нужно регистрировать книгу в налоговой: бумажную — до начала ведения, электронную распечатывают и относят до 31 марта следующего года.

Налоговую декларацию нужно сдать до 31 марта года, следующего за отчетным. За 2020 год декларацию нужно сдать до 31 марта 2021.

Если сельхозпроизводитель прекращает работу в течение года, он должен уведомить об этом налоговую и сдать декларацию до 25 числа следующего месяца. К примеру, предприниматель прекратил работать в мае и в этом же месяце уведомил об этом налоговую. Декларацию ему нужно подать до 25 июня.

Учет в компаниях. У компаний все сложнее — им нужно вести бухучет: составлять бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, вести учет доходов и расходов, которые участвуют в расчете налога. Налоговую декларацию подают один раз в год, до 31 марта.

Небольшие сельхозкомпании, например крестьянские и фермерские хозяйства и потребкооперативы, могут вести бухучет по упрощенной схеме. Но бухгалтер все равно понадобится.

Как перейти на ЕСХН

Перейти на ЕСХН с другого налогового режима можно один раз в год. Переход оформляют с 1 января следующего года. Порядок такой:

  1. Заполняете заявление в двух экземплярах.
  2. Несете его в налоговую по месту нахождения компании или месту жительства ИП.

Все это надо сделать до 31 декабря текущего года.

Новые ИП и компании могут подавать уведомление вместе с другими документами на регистрацию или в течение 30 календарных дней после регистрации. Если опоздать, придется работать на ОСН и платить все налоги.

Совмещение ЕСХН с другими налоговыми режимами

Предприниматели могут совмещать ЕСХН с патентом и ЕНВД — единым налогом на вмененный доход, а компании — только с ЕНВД. Правда, есть нюанс: нельзя продавать сельскохозяйственную продукцию через собственные торговые точки и столовые. Продавать огурцы со своей грядки в своем овощном ларьке нельзя, но их может купить у вас сосед и продавать в своем ларьке.

При совмещении режимов доля доходов от сельхоздеятельности должна быть не ниже 70% от дохода по всем видам бизнеса.

Снятие с учета ЕСХН

Компания или ИП должны сняться с учета по ЕСХН в трех случаях:

  1. Если потеряли право работать на ЕСХН.
  2. Если больше не ведут деятельность на ЕСХН, например если компания закрыла сельскохозяйственное направление бизнеса.
  3. Если хотят перейти на другую систему налогообложения.

В любом из этих случаев нужно подать уведомление в двух экземплярах в налоговую по месту нахождения компании или по месту жительства ИП. На это есть 15 дней с момента решения.

При утрате права на ЕСХН вместе с уведомлением подают специальное сообщение.

Потеря права на ЕСХН

Компания и ИП теряют право на ЕСХН, если больше не соответствуют требованиям законодательства по этой системе налогообложения. Например, начали производить подакцизные товары или выручка от сельхоздеятельности стала меньше 70%.

Если потеряли право на ЕСХН, об этом надо сообщить в налоговую. Тогда придется заплатить налоги, будто весь год работали на общей системе.

Например, первые полгода компания занималась производством и продажей меда. Во втором полугодии она сменила профиль и стала выпускать медовуху — это подакцизный товар. Больше работать на ЕСХН нельзя, поэтому компания перешла на ОСН. Она обязана заплатить налоги по ОСН за весь год, даже с дохода от производства и продажи меда.

Вернуться на ЕСХН можно только через год после того, как утратили право на спецрежим.

Преимущества и недостатки ЕСХН

Главный плюс ЕСХН — освобождение от уплаты других налогов. Что еще хорошо:

  1. Уведомительный характер перехода. Сначала начинаете работать, потом сообщаете в налоговую.
  2. ИП могут совмещать с ЕНВД и патентом, компании — только с ЕНВД.
  3. Простая система учета. Нужно платить налог два раза в год и один раз в год сдавать декларацию.
  4. К учету можно принять больше расходов, чем по УСН. Лимита расходов нет.

  1. Доходы и расходы учитываются по кассовому методу, то есть по фактическому поступлению и списанию средств со счета. Это влияет на расчет налога. Если какие-то оплаты задерживаются и, например, вместо декабря пройдут в январе, то учесть их можно будет только в следующем году.
  2. Нужно следить, чтобы выручка по сельхозпродукции была не ниже 70% от всего оборота.

Важно

Обратитесь к опытному бухгалтеру. Не решайте сложные вопросы и не считайте налог по статьям из интернета. Законы меняются, статьи устаревают, из-за этого потом могут быть проблемы с налоговой.

1 Маневич В.Е. Налоговая система НЭПа и современные проблемы налоговой реформы. — Экономика и математические методы. 1989. Т. 25. Вып. 6. С. 87.

II. История налогообложения в России

ства, но и регулировал структуру сельскохозяйственного производства, во всяком случае, определенной ее части. Переход к чисто денежным налоговым изъятиям означал отказ от всяких попыток натурального регулирования сельского хозяйства, доверие государства к регулированию через рынок. Переход к рыночному регулированию земледелия занял менее двух лет, и это в стране, разрушенной многими годами войн и социальных экспериментов, пережившей чудовищный голод 1921 г.

Характеристика сельскохозяйственного налога

Для налоговой системы нэпа было характерно строгое разграничение в обложении города и деревни, в этом отношении она продолжала традиции дореволюционной России. В 1921—1923 гг. крестьянство платило продовольственный налог1, несло ряд натуральных повинностей (трудгужналог2 и др.). С мая 1923 г. все повинности крестьянства были консолидированы в единый сельскохозяйственный налог, который крестьянство могло по выбору вносить либо в натуре, либо деньгами. Подавляющее большинство крестьян (75%) уже в урожай 1923 г. предпочло внести налог деньгами. С 1 января 1924 г. налоги стали приниматься только в денежной форме, все натуральные налоги и повинности были полностью упразднены.

Денежный сельскохозяйственный налог играл в доходах бюджета значительно большую роль, чем дореволюционные поземельные подати, составлявшие, как уже говорилось, в 1913 г.

Построение сельхозналога вызывает вполне закономерный интерес. Для того чтобы земля, принадлежавшая государству, стала одним из важнейших источников его денежных доходов, необходима коренная реформа поземельных отношений и отношений финансовых. Опыт прошлого может не только подсказать приемлемые формы налоговых построений, но и предостеречь от повторения

1 Продналог (продовольственный налог) — натуральный налог с крестьянского хозяйства, введенный в СССР вместо продовольственной разверстки (Большая советская энциклопедия. — 2-е изд. Т. 34 С. 598).

2 Трудгужналог (трудовой и гужевой налог) — форма обязательного привлечения населения к бесплатному выполнению определенных работ и использования принадлежащих отдельным гражданам гужевых средств по указанию органов Советской власти (Большая советская энциклопедия. — 2-е изд. Т. 43. С. 325).

10. Налоговая система России в 1921—1932 гг.

когда-то сделанных ошибок. Итак, обложение сельскохозяйственным налогом отдельного хозяйства определялось в зависимости от наличия земли на одного едока и наличия скота в расчете на едока, причем первоначально (до 1924 г.) показатели наличия пашни и скота не складывались, а перемножались так, что наличие скота резко увеличивало тяжесть обложения, приходящегося на одну десятину земли. Это сдерживало интенсификацию крестьянского хозяйства. В 1924 г. сельхозналог был реформирован: количество пашни и наличие скота стали не перемножаться, а суммироваться, причем скот был приравнен к пашне по определенному коэффициенту (одна голова рабочего скота = 0,8 десятины пашни)1.

Тем не менее построение сельхозналога сохранило ряд органических недостатков. Так, тяжесть обложения с одной десятины сильно возрастала в хозяйствах более крупных, лучше обеспеченных землей и скотом. Это стимулировало не мобилизацию земли и укрупнение хозяйств в соответствии с оптимальными их размерами, обеспечивающими наибольшую производительность и доходность, а дробление хозяйств в целях облегчения тяжести обложения, освобождения от всякого рода дискриминации которой уже с 1924 г.

Вывод, который можно сделать из опыта нэпа в вопросах земельного обложения состоит в том, что земельный налог не должен комбинировать элементов поземельного и подоходного обложения, а именно такое смещение было характерно для 1920-х гг. Строгое поземельное обложение, основанное на учете и классификации земельных угодий, находящихся в собственности или пользовании хозяйства должно быть единым, независимым от того, насколько эффективно и рентабельно используется земля. Именно это будет стимулировать наилучшее использование земли. Разумеется, отсюда не следует, что вообще не нужно в сельском хозяйстве подоходного обложения: такое обложение нужно, но оно должно быть самостоятельным по отношению к обложению поземельному и не должно чем-либо отличаться от подоходного обложения в любой другой отрасли.

1 См.: Шваренко И.Д. Налоги в механизме хозяйствования. М.: Финансы и статистика, 1991. С. 21.

II. История налогообложения в России

Экономические последствия налогообложения сельского хозяйства

Налоговая политика по отношению к деревне аккумулировала в себе реализацию сразу нескольких основных функций налоговой политики — фискальной, регулирующей и социальной.

Причем если в 1921—1922 гг. натуральный сельхозналог на конкретные 18 видов продукции пусть самыми примитивными методами, но все же регулировал общую структуру сельскохозяйственного производства, то в 1923—1928 гг. регулятивная направленность налога вместо экономического приобрела классовый характер. Методика взимания сельхозналога обеспечивала возрастание тяжести налогового бремени для «классово чуждых» хозяйств, т.е. более крупных и лучше обеспеченных тягловой силой, стимулируя, таким образом, собственника земли к свертыванию производства, сдерживанию процесса производственного накопления.

В данном случае регулирующая функция налогообложения обеспечивала развитие процесса разукрупнения крестьянских хозяйств, обеднения крестьянства, сокращения объемов производства зерна Попытка же реализовать через сельхозналог функцию социальной поддержки бедноты в деревне трансформировалась в стимулирование процессов свертывания объемов сельскохозяйственного производства

Во второй половине 1920-х гг.

В целом классовая ориентация налоговой политики по отношению к крестьянству способствовала нарастанию негативных процессов, быстро развивавшихся в деревне во второй половине 1920-х гг.:

• избыточный потребительский спрос;

• слабое производственное накопление;

• все ускорявшееся дробление крестьянских хозяйств;

• развитие отхожих и побочных промыслов в ущерб земледелию;

• прогрессирующая уплата налогов за счет побочных заработков, а не за счет реализации продукции земледелия кризис зернового хозяйства;

• распад рынка хлебов.

Динамика налоговых поступлений в 1922—1926 гг. представлена в табл. 10.1.

10. Налоговая система России в 1921—1932 гг.

Таблица 10.1. Динамика налоговых поступлений в 1922—1926 гг. (млн руб.) Вид налогообложения 1922/23 г. 1923/24 г. 1924/25 г. 1925/26 г. Акцизы 103,5 240,7 507,8 841,6 Промысловый налог 118,2 233,6 323,5 482,9 Подоходный налог 12,7 75,9 113,3 185,0 Сельскохозяйственный налог 176,51 231,0 326,2 251,7 Гербовый сбор 23,1 57,1 98,9 131,9 Таможенные пошлины 66,7 67,4 101,9 150,5 Прочие госналоги и сборы 35,4 17,1 52,4 43,3 Местные налоги 50,3 68,4 79,4 104,9 ИТОГО 586,4 991,2 1603,4 2191,8 В процентах ко всем расходам сводного бюджета 63,1 48,9 51,4 51,6 1 Поступление по продовольственному налогу.

Источник: Дьяченко В.П. Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства. М.: Госфиниздат, 1947. С. 452.

Положение сельского хозяйства Казахстана в начале 1920-х годов

С окончанием гражданской войны военно-коммунистические меры стали входить в непримиримый конфликт с новыми социально-экономическими и политическими реалиями. Дальнейшее увлечение революционной романтикой с ее верой в возможность непосредственного перехода к коммунистическому производству и распределению оборачивалось нарастанием разрушительных тенденций. Их обвальный характер испытывало народное хозяйство всей страны, в том числе и экономика Казахстана. Наиболее сильно кризисная динамика прослеживалась в сельском хозяйстве республики. Так, посевные площади сократились с 3,6 млн. дес. В 1914 г. до 1,6 - в 1922 г. Урожайность упала с 38,7 пуд. дес. В том же 1914 г. до 18,7 в 1921 г. Валовые сборы зерна уменьшились за этот период более чем в 3 раза. В тяжелейшем положении оказалась животноводческая отрасль. С 1914 г. по 1922 г. численность крупного рогатого скота уменьшилась на 2,1 млн., лошадей - на 2 млн., мелкого рогатого скота (овец, коз) - почти на 6,5 млн., верблюдов - 0,3 млн. голов. В целом же поголовье всех видов скота сократилось за эти годы более чем на 10,8 млн. единиц. Страшным следствием катастрофы, разразившейся в сельском хозяйстве, явился массовый голод. По сведениям с мест, в 1921-1922 гг. в Оренбургской губернии голодало 445 тыс., Кустанайской - 255 тыс., Уральской - 400 тыс., Актюбинской - 360 тыс., Букеевской губернии - 100 тыс. человек. По более поздним, уточненным данным в республике голодало более 2 млн. 300 тыс. человек. Смертность от голода и сопутствующих ему болезней, а также массовая миграция из районов бедствия вызвали резкое снижение численности населения. В 1914 г. на территории края проживали 4 811 622 человека, а в 1922 г. - 3795963. Силовая политика государства вызывала все более нараставшее недовольство аула и деревни. В ряде случаев реакция неприятия административного террора, проводимого властью, выливалась со стороны крестьян в акты открытого саботажа и вооруженного сопротивления. В 1920 г. вспыхнул мятеж в Семипалатинской области, в котором участвовала значительная часть недовольных продовольственной диктатурой середняков и зажиточных слоев. В том же году волнения охватили Западный Казахстан, где развернулось широкомасштабное крестьянское движение под руководством бывшего комдива Красной Армии А.Сапожникова. В феврале - марте 1921 г. очаги напряженности стали возникать в Акмолинском, Петропавловском, Кокчетавском и других уездах края. Ситуация, сложившаяся в Казахстане, подтверждала общую картину экономического и политического кризиса, охватившего страну. Здесь, как и везде, все говорило о необходимости перехода к новым принципам хозяйственной политики, определяющим стержнем которых должна была стать идея отказа от бестоварной утопии и возврата к нормальным экономическим, т.е. рыночным, товарно-денежным отношениям.

Нужны были немедленные, самые решительные и энергичные меры для улучшения положения трудящихся и подъёма производительных сил.

В марте 1921 года на X съезде РКП (б) принимается курс на новую экономическую политику (НЭП). Эта политика вводилась всерьез и надолго.

Цель принятия НЭПа была направлена:

Ø на преодоление разрухи в стране, восстановление экономики;

Ø создание фундамента социализма;

Ø развитие крупной промышленности;

Ø вытеснение и ликвидацию капиталистических элементов;

Ø укрепление союза рабочего класса и крестьянства.

« Сущность новой экономической политики, - говорил Ленин, - есть союз пролетариата и крестьянства, сущность - в смычке авангарда, пролетариата, с широким крестьянским полем».

Путями выполнения этих задач были :

Ø всемерное развитие кооперации;

Ø широкое поощрение торговли;

Ø использование материальных стимулов и хозяйственного расчета.

Ø замена продразвёрстки продналогом (оставшиеся после сдачи продналога продукты крестьянин мог продать по своему усмотрению либо государству, либо на свободном рынке);

Ø введение свободной торговли и оборота;

Ø допущение частных мелких торговых и промышленных предприятий, при сохранении в руках государства ведущих отраслей (банки, транспорт, крупная промышленность, внешняя торговля);

Ø разрешение аренды концессий, смешанных обществ;

Ø предоставление свободы действий государственным предприятиям (введение хозрасчёта, самофинансирования, сбыта продукции, самоокупаемости);

Ø введение материального стимулирования рабочих;

Ø ликвидация жёстких отраслевых образований административного характера - главков и центров;

Ø введение территориального - отраслевого управления промышленностью;

Ø проведение денежной реформы;

Ø переход от натуральной к денежной оплате труда;

Ø упорядочивание подоходного налога (подоходный налог делился на основной, который платили все граждане, кроме пенсионеров, и прогрессивный - платили нэпманы, частно практикуемые врачи, все те, кто получал дополнительную прибыль). Чем больше была прибыль, тем больше был налог. Вводилось ограничение на прибыль;

Ø разрешение наёмного труда, аренды земли, предприятий;

Ø возрождение кредитной системы - был воссоздан Госбанк, образован целый ряд специализированных банков.

Введение НЭПа вызвало изменение социальной структуры и образа жизни людей. НЭП предоставил организационную экономическую свободу человеку, дал возможность проявить инициативу и предприимчивость. В стране повсеместно создавались частные предприятия, на государственных предприятиях внедрялся хозрасчёт, возникала борьба с бюрократизмом, административно-командными замашками, повышалась культура во всех сферах деятельности человека. Введение продналога в деревне дало возможность широкому развитию сельского хозяйства, в том числе - крепких хозяев, которых впоследствии назвали «кулаками».

Наиболее колоритной фигурой того времени была новая советская буржуазия - «нэпманы». Эти люди в значительной степени определяли лицо своей эпохи, но они находились как бы за пределами советского общества: были лишены избирательных прав, не могли быть членами профсоюзов. В среде нэпманов старая буржуазия имела большой удельный вес (от 30 до 50 процентов в зависимости от рода занятий). Остальная часть нэпманов выходила из среды советских служащих, крестьян и кустарей. Ввиду быстрой оборачиваемости капитала основной сферой деятельности нэпманов была торговля. Полки магазинов стали быстро наполняться товарами и продуктами.

ü крестьянину дали возможность по-настоящему стать хозяином;

ü мелкому и среднему предприниматели, предоставили свободу развития;

ü денежная реформа, введение конвертируемой валюты - червонца - стабилизировала финансовую обстановку в стране.

Новая экономическая политика сделала возможным :

ü экономические связи города и деревни;

ü развитие промышленности на базе электрификации;

ü кооперирование на базе населения страны;

ü повсеместное внедрение хозрасчета, личной заинтересованности в результатах труда;

ü совершенствование государственного планирования и управления;

ü борьбу с бюрократизмом, административно-командными замашками;

ü повышение культуры во всех сферах деятельности человека.

Новая экономическая политика дала результаты к середине 20-х годов. К 1925 году народное хозяйство было в основном восстановлено . Общий уровень производства промышленной продукции составил примерно 2/3 довоенного уровня. В действие было введено более 60% предприятий, был восстановлен транспорт. Посевная площадь приблизилась к 3 млн. га, был почти восстановлен довоенный уровень валового сбора зерна. А валовый сбор хлопка превысил довоенный. Поголовье скота удвоилось по сравнению с 1922 годом и превысило 26 млн. голов. Были восстановлены ярмарки, такие как Уильская, Темирская, Куяндинская и другие, а всего их действовало 128 с общим объемом торговли 20-23 млн. рублей.

Важную роль в жизни трудящихся Казахстана сыграли мероприятия советского правительства по ликвидации тяжелых последствий политики царизма в земельном вопросе. В связи с этим в 1921-1922 годах в Казахстане была проведена земельно-водная реформа, суть которой заключалась в возврате казахских земель, изъятых для Сибирского и Уральского казачьего войска, в Прииртышье и по левому берегу Урала, а также земель в Семиречье и Южном Казахстане. Всего крестьяне получили в пользование более 1 млн. 385 тыс. десятин земли. В апреле 1921 года был издан декрет о возврате трудящимся казахам земель, переданных царизмом Сибирскому и Уральскому казачьим войскам. По этому декрету казахские крестьяне получили в Прииртышской полосе более 177 тыс. десятин земли и по левому берегу Урала свыше 208 тыс. десятин. В 1921 году была проведена земельная реформа в Семиречье, которая возвратила казахским, киргизским и уйгурским трудящимся более 460 тыс. десятин земли, отобранной у них при подавлении восстания 1916 года. Наряду с этим за счет бывших офицерских и свободных переселенческих участков был создан земельный фонд площадью более 1 млн. десятин для наделения землей казахского и русского населения Семиречья и Южного Казахстана. Аграрные преобразования способствовали возвращению и укреплению социально-экономического положения 300 тысяч беженцев (казахов и киргизов), эмигрировавших в 1916 году в Китай. Однако во время осуществления реформы на местах были допущены ошибки и перегибы. Так, иногда земли лишались бедняцкие переселенческие хозяйства. К кулакам-колонизаторам нередко относили всех переселенцев, что порождало национальную вражду между переселенцами и коренным населением. В 1921 году был создан союз бедняков “Кошчи”, члены которого активно участвовали в проведении земельной реформы. Земельно-водная реформа 1921-1922 гг. способствовала вовлечению казахских и русских трудящихся в мирное строительство, нанесла удар по колониальной политики царизма в области аграрных отношений, сильно подорвала экономическую мощь переселенческого кулачества, ослабила патриархально-феодальные устои в казахском ауле . Суть земельно-водной реформы – возврат казахских земель. Образование Казахской АССР со всей остротой поставило задачу объединения казахских земель. Это касалось Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Семиреченской и Сырдарьинской областей. Идея присоединения к Казахстану Семиреченской и Сырдарьинской областей, входивших в состав Туркестана, возникла ещё в период гражданской войны. Казахское население этих областей постоянно высказывалось за объединение с северными районами в одну республику. В связи с этим 27 октября 1924 года на сессии ЦИК СССР было принято решение об упразднении Туркестанской АССР и были образованы Узбекская и Туркменская республики, а чуть позже возникли Киргизская и Таджикская республики. Южные области были присоединены к Казахстану. Часть Оренбургской губернии вместе с городом Оренбургом была передана России, в связи, с чем возник вопрос о новой столице. И в 1925 году столица республики была перенесена в Ак-Мечеть, переименованную в Кзыл–Орду и в 1925 году после ходатайства V съезда Советов КАССР ВЦИК СССР принял постановление о восстановлении правильного названия республики – Казахской.

Свёртыванию НЭПа способствовали внутренние факторы:

v экономически усилился частный предприниматель, как в городе, так и в деревне; введённые советской властью ограничения на прибыль достигли максимума. Опыт общественно-политического развития показывает: кто имеет большие деньги, тот хочет власти. Власть частникам необходима была для снятия ограничений в получении прибыли и для её увеличения;

v курс партии на коллективизацию в деревне вызвал сопротивление со стороны кулачества;

v индустриализация требовала притока рабочей силы, которую могла дать только деревня;

v крестьянство требовало отмены монополии внешней торговли, претендуя на выход в мировой рынок, отказывалось кормить город на условиях низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, прежде всего на зерно;

v в стране всё острее проявлялось недовольство бытовым поведением «нэпманов» среди широких слоев населения, которые у всех на виду устраивали кутежи и различные развлечения.

1. Удалось восстановить народное хозяйство и даже превзойти довоенный уровень за счёт внутренних резервов.

2. Возродить сельское хозяйство, позволившее накормить население страны.

3. Национальный доход увеличился на 18 % в год и к 1928 г. - на 10% в пересчёте на душу населения, что превысило уровень 1913 года.

4. Рост промышленной продукции составил 30% ежегодно, что свидетельствовало о быстром росте производительности труда.

5. Национальная валюта стала полновесной и стабильной.

6. Заметно росло материальное благосостояние населения.

1. Имело место непропорциональное развитие основных отраслей народного хозяйства.

2. Отставание темпов возрождения промышленности от сельскохозяйственного производства вело НЭП через полосу экономических кризисов.

3. В деревне шла социальная и имущественная дифференциация крестьянства, что привело к росту напряжённости между различными полюсами.

4. В городе на протяжении всех 20-х годов увеличивалась численность безработных, которая к концу НЭПа составила более 2 млн. человек.

5. Финансовая система окрепла лишь на некоторое время. Во второй половине 20-х годов в связи с активным финансированием тяжёлой индустрии, было нарушено рыночное равновесие, началась инфляция, что подорвало финансово-кредитную систему.

Таким образом, начиная с 1929 года, заменив собой политику НЭП, в экономике страны утверждается административная система управления.

Казахстан в годы НЭПа, индустриализации и коллективизации НЭП

Март 1921 года – Х съезд партии принял решение о замене продразвёрстки продналогом; НЭП разрешал сдавать и брать землю в аренду, применять наёмный труд, развивать торговлю, кооперацию;

лето 1921 года - засуха, голод;

14 июня 1921 года – Ленин подписал Декрет «О натуральном мясном налоге», по которому кочевое и полукочевое казахское крестьянство освобождалось от сдачи мяса государству;

апрель 1921–1922 гг. – проводилась земельно-водная реформа, как составная часть НЭПа, казахам возвращались земли, отнятые царизмом;

1921 год - создан союз «Кошчи», который помогал в проведении реформы;

24 мая 1921 года – принят декрет СНК РСФСР «Об обмене», который усилил значение товарообмена и товарооборота;

с 1 января 1924 года – продналог взимается только деньгами;

к 1928 году - 3\4 аула составляли середняки, посевная площадь республике составляла 4,4 млн га.

XIV съезд компартии – провозглашает курс на индустриализацию;

1925 –1933 гг. - первым секретарём Казкрайкома партии был Ф.Голощёкин, он провозгласил для Казахстана курс «Малый Октябрь», который предполагал развитие в республике сырьевых отраслей экономики;

1928 – 1932 гг. - годы первой пятилетки;

1927 – 1930 гг. - строительство первенца пятилетки – Турксиба; вместо пяти лет – три года ушло на строительство Турксиба;

в январе 1931 года - Турксиб был сдан в постоянную эксплуатацию;

в 1935 году - проходил первый слёт передовиков цветной промышленности.

XV съезд ком партии - провозгласил курс на коллективизацию;

27 августа 1928 года – ЦИК и СНК Казахстана подписали Декрет «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов»;

к октябрю 1931 года – было коллективизировано около 65 % хозяйств;

к весне 1932 года – предполагалось завершить процесс коллективизации в Казахстане;

в 1933 году - предполагалось завершить процесс оседания населения Казахстана;

1929 – 1931 гг . - годы массового вооружённого сопротивления населения Казахстана коллективизации;

1930 – 1932 гг. - голод в Казахстане;

в 1931 – 1932 гг . - из Казахстана эмигрировало 1млн.70 тысяч человек;

в 1931 – 1933 гг. - из 6,2 млн. жителей республики погибло от голода 2.1 млн. от 40,5 млн. голов скота осталось - 4,5 млн. голов на 1.01.33

в июле 1932 года – о масштабах катастрофы, связанной с голодом, Ф.Голощёкину писала группа деятелей республики: Г.Мусрепов, М.Гатауллин, М.Давлетгалиев, Е.Алтынбеков, К.Куанышев «Письмо пяти»;

в марте 1933 года - о масштабах катастрофы, связанной с голодом Сталину писал письмо Т.Рыскулов.

Общественно-политическая жизнь республики в 20 – 30-е годы ХХ вв.

в январе 1921 года - организовано Казахское областное бюро ВЦСПС (профсоюзы);

весной 1922 года - в казахскую степь направлена комплексная экспедиция «Красный караван» её возглавил А.Джангильдин, экспедиция прошла путь от Оренбурга до Семипалатинска с целью пропаганды декретов советской власти и разъяснения национальной политики;

в январе 1921 году - принят Декрет СНК Каз.АССР «О порядке употребления киргизского (казахского) и русского языка»;

22 ноября 1923 года - ЦИК Казахстана принял Декрет «О введении дело производства на киргизском (казахском) языке»;

в 1928 году - проведено новое районирование, перешли к 4-х звенной системе управления: аул, село – район – округ – центр;

1928 год - «раскрыт заговор строителей красной столицы», т.е. репрессирована группа талантливых архитекторов и инженеров (П.Буддаси, С.Голдгор, М.Тынышпаев и др.);

4 апреля 1930 года - приговорён к расстрелу Ж.Аймаутов;

1937 – 1938 гг. - годы массовых репрессий; расстреляно свыше 27 тыс. человек, через ГУЛАГ прошла 101тыс. казахстанцев;

в конце 1940 года - возникла система государственных трудовых резервов;

в 1940 году - госбюджет социально-культурной сферы достиг 40 млрд. рублей

Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства;

Гражданская война – война между гражданами одного государства;

Миграция - перемещение населения;

Декларация – заявление от имени государства, правительства, партии, провозглашающее основные принципы деятельности;

Продразвёрстка – (налог в период «военного коммунизма»), обязательная сдача крестьянами всех излишков государству;

Трест - одна из форм монополий; объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию; процесс сверхцентрализации промышленности;

Индустриализация – оснащение машинной техникой всех отраслей народного хозяйства;

Урбанизация – рост городского населения;

Коллективизация – процесс объединения единоличников в коллективные хозяйства;

Фактория - кооперативное объединение кочевого населения;

Шолак белсенды – лжеактивисты;

Репрессия – ущемление в правах;

Новая экономическая политика - это социально-экономическая программа большевиков, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики на рыночной основе и использовании организационно-технического опыта. капиталистической экономики при сохранении руководства в руках большевистского правительства.

Одним из приоритетных направлений развития российской экономики является сельское хозяйство. В связи с этим для предприятий данной сферы был разработан специальный налоговый режим — единый сельскохозяйственный налог. ЕСХН — что это такое простыми словами?

Плательщики на этой системе освобождены от уплаты налога на прибыль (индивидуальные предприниматели — от НДФЛ), а также частично от налога на имущество. Вместо этого они уплачивают единый налог с разницы доходов и расходов. При этом лицо должно иметь статус сельхозпроизводителя. К ним относят юрлиц, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП, которые занимаются производством, переработкой или продажей продукции растениеводства, животноводства, рыбным хозяйством, а также оказывают услуги в области сельского хозяйства. Кроме этого, ключевое условие применения спецрежима — лимит доходов от прочей деятельности. Доля выручки с продаж сельхозпродукции в общей сумме поступлений должна быть равна не менее 70 %.

В настоящее время порядок налогообложения лиц на ЕСХН несколько изменился. Какие нововведения появились в системе ЕСХН с 2021 года? Последние новости вы можете найти в нашей статье.

ЕСХН в 2021 году: изменения обязанностей плательщиков

Напомним, что еще с 1 января 2019 года у сельхозпроизводителей на спецрежиме появилась обязанность уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость. Она установлена Федеральным законом от 27 ноября 2017 № 335-ФЗ, вносящим поправки в Налоговый кодекс. Ранее для плательщиков ЕСХН НК РФ предусматривалось освобождение от НДС. Исключением являлся налог, вносимый в бюджет при ввозе импортной продукции. Теперь компании и ИП на ЕСХН должны будут оформлять все необходимые документы как плательщики налога на добавленную стоимость. В частности, вести книгу покупок и продаж и составлять счета-фактуры для контрагентов. Кроме того, нужно будет представлять в налоговую декларации по НДС.

Сдавайте декларацию ЕСХН через интернет

Укажите данные вашей организации, и Контур.Экстерн поможет рассчитать сельскохозяйственный налог, проверит декларацию на ошибки и моментально передаст ее в налоговую, а затем подготовит платежку для банка.

ЕСХН и НДС в 2021 году: преимущества и недостатки

Какие положительные и отрицательные стороны есть у новой обязанности сельхозпроизводителей? Уплата НДС — это дополнительная налоговая нагрузка для предприятий, что является негативным фактором. Автоматически увеличивается объем составляемой отчетности, а следовательно, и трудозатраты. Также появление обязанности уплачивать новый налог означает дополнительный контроль со стороны налоговой службы.

С другой стороны, плательщики единого сельхозналога теперь являются более привлекательными для контрагентов. Покупателям зачастую невыгодно приобретать товары у тех лиц, которые не должны уплачивать НДС. В этих случаях они теряют свое право на получение вычета. Предполагается, что введение НДС для сельхозпроизводителей повысит спрос на их продукцию.

Освобождение от уплаты НДС для сельхозпроизводителей

У фирм и предприятий на ЕСХН есть право получить освобождение от уплаты НДС. Это возможно в следующих ситуациях:

  • уведомление на получение освобождения от НДС и уведомление о начале работы на спецрежиме относятся к одному календарному году;
  • соблюдение норматива по выручке от с/х деятельности. Пороговая величина постепенно будет снижаться. Так, чтобы получить освобождение от НДС в 2021 году, доход без учета налога в 2020 году не должен был превысить 80 млн руб. за год. Критерии для последующих лет приведены в таблице:

Год Пороговое значение выручки
2020 90 млн руб. в 2019 г.
2021 80 млн руб. в 2020 г.
2022 70 млн руб. в 2021 г.
2023 60 млн руб. в 2022 г.

Если сельхозпроизводитель планирует реализовать право не платить НДС, он должен подать соответствующее уведомление в налоговую. Уведомление об освобождении от НДС для ЕСХН подается включительно до 20 числа месяца, с которого плательщик начинает использовать свое право не платить налог. Форма уведомления об использовании права на освобождение от НДС при ЕСХН в 2021 году утверждена Приложением № 2 к Приказу Минфина от 26.12.2018 № 286н.

Не могут получить освобождение от НДС те компании и ИП, которые продавали подакцизную продукцию в течение трех календарных месяцев до подачи уведомления. При начале продажи подакцизных товаров либо при нарушении лимита выручки сельхозпроизводитель теряет право не платить НДС. В дальнейшем такие лица не имеют права на повторное освобождение. Обратите внимание, что, если получение освобождения является добровольным, то обратная процедура невозможна, кроме как при нарушении приведенных условий.

Налоговые ставки спецрежима для сельхозпроизводителей в 2021 году

Единый сельскохозяйственный налог в 2021 году в общем случае уплачивается по стандартной ставке в 6 %. При этом власти субъектов РФ могут установить дифференцированные значения ставки в диапазоне от 0 до 6 %. Такая возможность появилась с начала 2019 года. Размер ставки зависит от:

  • вида с/х продукции (или работ/услуг);
  • размера доходов от ведения бизнеса в сфере сельского хозяйства;
  • места, где лицо осуществляет деятельность;
  • численности сотрудников компании или ИП.

Вариация ставок позволяет найти баланс между нагрузкой на плательщиков и величиной налоговых поступлений. Некоторые регионы уже воспользовались правом ввести на их территории пониженные ставки. Например, в Московской области установлена нулевая ставка налога до 31 декабря 2021 года. До этой же даты установлены ставки местными законами в Свердловской (5 %) и в Кемеровской областях (3 %).

Налог на имущество для плательщиков ЕСХН — 2021

Важный вопрос при применении ЕСХН — налогообложение имущества. В качестве ключевых изменений в системе ЕСХН последних лет следует указать поправку в Налоговом кодексе, касающуюся налога на имущество. Начиная с прошедшего 2018 года от обложения налогом освобождается только то имущество, которое задействовано при ведении с/х деятельности. К нему относятся активы, которые задействованы при производстве, переработке, реализации сельхозтоваров либо при оказании услуг другим сельхозпроизводителям. Ранее такая оговорка отсутствовала.

Имущество, которое используется в сельхоздеятельности, можно разделить на две группы. Одно напрямую используется для производства. Например, посевная техника, здания, где содержатся животные и т.д. Другие являются вспомогательными, в частности, гаражи для техники, склады и т.д. Право не уплачивать налог относится к обеим группам.

Активы, облагаемые налогом на имущество, и активы, задействованные в с/х деятельности, должны учитываться отдельно. Однако может возникнуть ситуация, когда предприятие использует имущество одновременно для производства сельхозпродукции и для иной деятельности. В таком случае раздельно учесть имущество нельзя. В 2018 году было выпущено Письмо ФНС от 10 июля 2018 № БС-4-21/13205@. В нем приведено следующее разъяснение: если предприятие-сельхозпроизводитель использует имущество для прочей предпринимательской деятельности, но в то же время и по целевому назначению, то налогом оно не облагается. Кроме того, налог на имущество платить не надо, если активы находятся на консервации, то есть временно не задействованы при основной деятельности.

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Читайте также: