Счет на налоги беларуси счет

Опубликовано: 16.05.2024

Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Беларусь входит в ЕАЭС, и у всех участников этого союза единая таможенная территория. А значит при взаимной торговле нет таможенных пошлин, мер тарифного регулирования, декларирования и госконтроля. Ввозить товары из стран ЕАЭС проще, чем из других, но и тут есть свои особенности: заключение контракта, уплата НДС, подготовка документов в налоговую. Читайте в статье, как законно импортировать товары из Беларуси.

Как заключить контракт с поставщиком из Беларуси

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Первый шаг в организации импорта — подписание договора с поставщиком. В контракте с белорусской стороной пропишите важные пункты.

Предельная сумма договора. Сумма поставок в рамках одного договора должна ограничиваться предельной величиной. Если ваш договор заключен не на одну поставку, то все отгрузки не должны превышать сумму, указанную в договоре.

Выбор валюты договора. Валютное законодательство РБ разрешает расчеты в белорусских рублях и иностранной валюте. Для использования российских рублей как валюты договора нужно установить официальный курс. Для расчетов с белорусским поставщиком вам понадобится валютный счет даже если вы рассчитываетесь в российских рублях.

Сроки расчетов. Сроки оплаты поставки товаров из Беларуси обычно не превышают 90 дней. Это предписывает Указ Президента РБ № 178, по которому белорусский поставщик должен перечислить на свой счет стоимость проданных товаров в течение 90 дней с даты отгрузки продукции. За нарушение правил его оштрафуют.

Чтобы компенсировать себе штраф, белорусы включают в контракт условие о неустойке за просрочку оплаты. Она может значительно превышать сумму штрафных санкций, грозящих поставщику — до 2% от суммы внешнеторговой операции за каждый день просрочки, но не больше суммы операции. Проверяйте соразмерность неустойки, предлагаемой белорусской стороной.

Если вы не успеваете заплатить, то заранее позаботьтесь о разрешении Нацбанка на отсрочку платежа по сделке.

НДС при импорте из стран ЕАЭС

Импорт из Белоруссии

Между Беларусью и Россией нет таможенного оформления, оно носит уведомительный характер. Пошлины за пересечение границы не взимаются, а порядок уплаты НДС кардинально отличается.

НДС за импорт из Беларуси придется заплатить вам, и его будет администрировать российский налоговый орган. То есть вы не будете оплачивать НДС белорусскому поставщику в составе стоимости товара или таможне, как при импорте из других стран, а перечислите его прямо в бюджет РФ.

Ваша система налогообложения неважна, импортеры на спецрежимах тоже обязаны уплачивать ввозной НДС. Место постановки на учет поставщика товара и вид договора тоже не имеют значения.Вы платите НДС, когда:

  • право собственности переходит к вам на территории Беларуси или территории России;
  • вы получаете товары от поставщика через комиссионера, поверенного или агента;
  • вы покупаете товары у белорусского поставщика, а отгружаются они через Казахстан;
  • если договор поставки заключен с поставщиком не из ЕАЭС, а товар отгружается с территории Беларуси в Россию.

То есть, независимо от страны-производителя вы уплачиваете НДС при ввозе товара из Беларуси.

Освобождение от ввозного НДС получают:

  • товары, перечисленные в статье 149 НК РФ, 150 НК РФ и постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372;
  • товары, переданные по договору между российскими организациями;
  • при передаче товара в рамках одной организации;
  • при передаче товара в режиме свободной таможенной зоны.

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

При импорте товара из Беларуси и стран ЕАЭС сумму налога вам придется рассчитать самостоятельно, хотя для импорта из третьих стран это делают таможенники.

Ставки налога стандартные — 20% и 10%. Ставка 10% действует для товаров, входящих в перечень п.2 ст. 164 НК РФ.

Налоговая база по НДС определяется на дату принятия импортированных товаров к учету у налогоплательщика. Сама база рассчитывается исходя из стоимости товара по договору. При покупке за белорусские рубли стоимость в рублях РФ определяется пересчетом стоимости в инвалюте на курс рубля по Центробанку на дату принятия товара к учету.

Уплатите НДС в налоговую до 20 числа месяца, следующего за принятием импортированных товаров к учету. Если у вас есть переплата по федеральным налогам, то НДС можете не перечислять, для этого подайте в налоговую ходатайство об этом.

В платежном поручении указывайте КБК — 182 1 04 01000 01 1000 110.

Документы для ввоза товаров из Беларуси

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

По импортным товарам из ЕАЭС заполняйте декларацию по косвенным налогам по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 27.09.2017 № СА-7-3/765@. Она включает НДС и акцизы. Если вы ввозите безакцизный товар, вносите данные только на титульный лист и в первый раздел. Заполните декларацию за месяц, в котором импортированные товары отражены в учете.

Сдайте декларацию в налоговую по месту учета до 20-го числа, следующего за месяцем принятия товара на учет, вместе с ней подайте:

  • Выписку из банка, подтверждающую уплату НДС, или копию платежного поручения с банковской отметкой.
  • Договор поставки с белорусским поставщиком, посреднический договор.
  • Транспортные и сопроводительные документы.
  • Счета-фактуры или другие документы, подтверждающие стоимость.
  • Заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов.

Заявление о ввозе товара составляйте по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@. В налоговую нужно представить заявление на бумаге в 4-х экземплярах и одно в электронном виде или только электронное заявление, заверенное ЭП.

Заполните первый раздел заявления и укажите в нем свои данные и данные поставщика, сведения о договоре и стоимости ввозимых товаров. Если вы работали через посредника, заполните и третий раздел. Второй раздел заполнят налоговики и там же проставят отметку об уплате НДС.

Налоговые инспекторы рассматривают заявление 10 рабочих дней. Один экземпляр налоговая оставит себе, один заберете вы и два направите белорусскому поставщику, чтобы он мог подтвердить ставку НДС 0% по экспорту.

Как принять НДС к вычету

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Импортировать товары могут налогоплательщики на ОСНО и спецрежимах. Как и при покупках внутри страны, если вы покупаете товар, который будете использовать в производстве другой продукции, то НДС можете принять к вычету.

Если вы применяете ОСНО и не освобождены от уплаты НДС, сумму налога можете принять к вычету. Платежи по НДС учитывают в себестоимости товара налогоплательщики на спецрежимах.

Заявить вычет вы можете после получения своего экземпляра заявления о ввозе товара от налоговиков. Зарегистрируйте заявление в книге покупок и укажите номер платежного документа, по которому платили НДС в бюджет.

Вычет импортного НДС заявляйте в обычной ежеквартальной декларации по НДС, а его сумму отражайте в строке 160 раздела 3.

Применить вычет можно не раньше квартала, в котором товары были приняты к учету и получена отметка на заявлении. Срок для получения — 3 года после принятия товара к учету.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По договору российская организация разрабатывает и передает исключительные права на программное обеспечение заказчику из Республики Беларусь.
Каков порядок налогообложения (НДС и налог на прибыль) для российского исполнителя и белорусского заказчика? Кто какие налоги должен уплатить? Как в своем учете российская организация отражает создание нематериального актива и его передачу белорусской компании?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При реализации работ по разработке программ для ЭВМ заказчику из Республики Беларусь местом реализации территория РФ не признается (для целей исчисления НДС). Поэтому у российской организации объекта обложения НДС не возникает. Такую реализацию нужно отразить в разделе 7 декларации по НДС. Белорусский контрагент должен заплатить НДС исходя из законодательства Республики Беларусь (РБ). Возможно, в законодательстве Беларуси есть льготы, аналогичные российскому законодательству. Если льготы нет, то надо иметь ввиду, что в цене договора содержится белорусский НДС, который заказчик удержит при выплате вознаграждения как налоговый агент. Соответственно, следует учесть это обстоятельство при ценообразовании.
Налог на прибыль платится российской стороной на общих основаниях исходя из всех доходов, полученных, в том числе от источника за рубежом. По соглашению об избежании двойного налогообложения белорусская сторона вправе удержать из дохода российской организации налог на прибыль в качестве налогового агента по ставке, не превышающей 10%.
В бухгалтерском учете расходы при исполнении договора включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Нет оснований отражать создание НМА, т.к. организация является исполнителем по договору, и для нее результат работ не будет являться нематериальным активом. По нашему мнению, в подобной ситуации возможно применение счета 20 "Основное производство" и счета 43 "Готовая продукция".

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 1296 ГК РФ исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.

НДС

Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг между странами - участниками ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) регулируется разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29.05.2014) (далее - Протокол).
Так, согласно пп. 4 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных. Исходя из этой нормы, место реализации программного обеспечения - территория республики Беларусь, смотрите также письма Минфина России от 12.02.2020 N 03-07-08/9471, от 14.11.2019 N 03-07-13/1/87870 (по зеркальной ситуации), от 10.12.2019 N 03-07-14/95812, от 26.10.2018 N 03-07-13/1/77098, от 26.03.2018 N 03-07-13/1/18811 (по схожим ситуациям).
Соответственно, у российской организации объекта обложения НДС не возникает. Такую реализацию нужно отразить в разделе 7 декларации по НДС, код 1010821 "Реализация работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (п. 29 Протокола)".
Белорусский контрагент должен заплатить НДС исходя из требований законодательства Республики Беларусь. Поэтому цена договора должна быть определена с учетом того, что белорусский контрагент будет выступать в качестве налогового агента по НДС. То есть в цену договора следует заложить белорусский НДС, который заказчик удержит как налоговый агент из вознаграждения, выплачиваемого российскому исполнителю.
Возможно, в законодательстве РБ есть льготы, аналогичные российскому законодательству (например, пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ). Тогда обязанностей налогового агента у белорусской стороны не возникнет и вознаграждение будет перечислено российскому исполнителю без удержания НДС.

Налог на прибыль

Российская организация в связи с реализацией работ контрагенту из Беларуси должна будет признать в налоговом учете доход от реализации (выручку) (п. 1 ст. 249 НК РФ). При применении метода начисления выручка от реализации будет признаваться в налоговом учете российской организации на дату перехода к покупателю права собственности (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами. При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25 НК РФ (п. 2 ст. 311 НК РФ, письма Минфина России от 24.12.2019 N 03-08-05/101192, от 06.12.2019 N 03-08-05/95081).
Из вопроса следует, что договором с белорусским заказчиком предусмотрена передача исключительных прав на все работы, выполненные исполнителем. По мнению Минфина России, такой вид дохода квалифицируется как роялти, к которому применяются положения статьи 11 "Доходы от авторских прав и лицензий" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение). Этот вывод представлен в письме Минфина России от 30.04.2019 N 03-08-05/31941.
Согласно п. 2 ст. 11 Соглашения доходы от авторских прав и лицензий российской организации могут облагаться в Республике Беларусь, но если получатель фактически имеет право на эти доходы. Налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10% валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.
Таким образом, в случае если российская организация является фактическим получателем такого дохода, Белоруссии предоставлено право налогообложения доходов российской организации по ставке, не превышающей десяти процентов (письма Минфина России от 07.08.2019 N 03-03-06/59399, от 06.04.2018 N 03-08-05/23053, от 16.01.2015 N 03-08-05/595).
Налог с доходов российской организации от авторских прав и лицензий от источника в Республике Беларусь, уплаченный в Республике Беларусь, может быть учтен в уменьшение налога на прибыль в РФ в пределах ставки 10%, установленной Соглашением. Для зачета налога в налоговую инспекцию по своему местонахождению организация должна представить документы, подтверждающие уплату налога за границей (абзац 2 п. 3 ст. 311 НК РФ), и декларацию о доходах, полученных от источников за границей. Форма декларации и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@.
Возможность зачета суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченной российской организацией (удержанной с доходов российской организации) в иностранном государстве, возникает при одновременном соблюдении следующих условий (письма Минфина России от 24.12.2019 N 03-08-05/101192, от 06.04.2018 N 03-08-05/23053, от 31.05.2017 N 03-12-11/3/33520, от 28.04.2017 N 03-03-06/1/26257, от 05.05.2015 N 03-08-05/25712, от 02.10.2014 N 03-08-05/49453, от 12.03.2013 N 03-08-05/7342):
- обязательное включение доходов от источников в иностранных государствах (с учетом расходов) в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в РФ;
- фактическая уплата (удержание) данного налога с этих доходов в иностранном государстве;
- наличие у организации действующего документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами РФ;
- уплата налога на прибыль организаций в РФ.
В письме ФНС России от 13.11.2014 N ГД-4-3/23568@ указано, что в целях осуществления процедуры зачета сумм налога, уплаченных российской организацией (удержанных с доходов российской организации) в иностранном государстве, российская организация должна:
- отразить доходы, полученные ею от иностранных организаций, в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные (налоговые) периоды, в которых эти доходы получены;
- представить в налоговый орган РФ по месту своей постановки на учет вместе с декларацией по налогу на прибыль организаций декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ, по форме, утвержденной приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@, и документы, предусмотренные в п. 3 ст. 311 НК РФ (письмо Минфина России от 06.06.2016 N 03-03-06/1/32671).

Бухгалтерский учет

Так как организация является исполнителем по заказу сторонней организации, затраты, связанные с его выполнением, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Согласно п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, расходы накапливаются на счетах затрат и формируют остаток незавершенного производства до момента отражения реализации. Организация не отражает расходы на 08 счете, т.к. она создает программное обеспечение не для собственных нужд. В такой ситуации не выполняются критерии признания НМА из п. 3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", т.к. объект предназначен для продажи, он не предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд в течение периода более 12 месяцев.
По нашему мнению, в подобной ситуации возможно рассмотреть применение счетов учета производства (в частности, счет 20 "Основное производство"), а также счета 43 "Готовая продукция".

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Организация планирует создать программу для ЭВМ и в дальнейшем продать исключительное право на ее использование другой организации. Программа создается не по заданию заказчика. Исключительные права на созданный организацией программный продукт не будут использоваться в деятельности организации в течение длительного времени, а будут переданы другому правообладателю. Каков порядок отражения данных операций в бухгалтерском и налоговом учете? Какие первичные документы необходимо оформить? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.)
- Вопрос: Компания (ООО) производит телевизионные программы по заказу организации телевизионного вещания (Телеканал). Далее Телеканалу передаются готовые выпуски телепрограмм и отчуждаются исключительные права на них в полном объеме. У организации-разработчика результат работы отражается в программе бухгалтерского учета как продукция, у контрагента - как услуги. В договоре упоминаются следующие термины: "постановка Программы", "выпуск Программы". Кем является данная компания-производитель в целях ведения учетной политики компании, ее бухгалтерского учета, а также метода списания расходов и оформления документов непосредственно у контрагента? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2019 г.)
- Энциклопедия решений. Место реализации НИОКР, консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг и т.п. для целей НДС;
- письмо Минфина России от 21.10.2019 N 03-08-05/80786 (зеркальная ситуация);
- Вопрос: Организация, занимающаяся реализацией и настройкой оборудования, разработала программное обеспечение для мониторинга его работы. Планируется продать лицензию на неисключительное право пользования данным программным обеспечением другой организации, при этом само программное обеспечение будет передано бесплатно. Как учитываются расходы, связанные с разработкой программного обеспечения? Каков порядок признания дохода от передачи неисключительных прав? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2012 г.)
- Вопрос: Между сторонами (заказчик и исполнитель) заключен договор (далее - договор 1). Предметом договора является разработка заказчику программного обеспечения (ПО). После выполнения работ подписан акт сдачи-приемки работ, по которому приняты результаты работ, выполненные в рамках договора 1, и передано ПО на CD-носителе. Исключительные права по акту не переданы. По условиям договора 1 все права на использование результатов работ, являющихся предметом договора, принадлежат заказчику. Возможно ли на основании вышеперечисленных документов принять к бухгалтерскому и налоговому учету нематериальный актив по договорам 1, 2 и 3? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.);
- Вопрос: Организация - на УСН, занимается разработкой программного обеспечения. Бухучет ведется по начислению. Расходы - только зарплата. Один заказ - на установку и настройку ПО. Второй заказ - на техническую поддержку ПО в течение года. Себестоимость услуг складывается только из сумм заработной платы программистов и страховых взносов. Остальные расходы являются общехозяйственными. Каков порядок бухгалтерского учета в данной ситуации? Должна ли организация ежемесячно рассчитывать НЗП, или можно предусмотреть, что по техподдержке не рассчитывается НЗП? Необходимо ли формировать остатки НЗП по услугам техподдержки ПО? Возможно ли использование п. 13.2 ПБУ 5/01? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.)
- Энциклопедия судебной практики. Произведения, созданные по заказу (Ст. 1296 ГК);
- Комментарий к письму Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 декабря 2019 г. N 03-08-05/101192 (В.Ю. Кирпичников, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 3, февраль 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Bankchart рассказывает, что такое НДС, как рассчитывается налог, как осуществляется возврат налога на добавленную стоимость.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Что такое НДС?
  2. Объекты налогообложения
  3. Плательщики НДС
  4. Ставки НДС в РБ
  5. Расчет НДС
  6. Возврат НДС
  7. Электронная счет-фактура по НДС
  8. Льготы по НДС
  9. НДС в Украине

Что такое НДС?

Наверное, многие из нас, делая покупку в том или ином магазине, видели в товарном чеке аббревиатуру НДС. Многие, наверное, даже знают, как она расшифровывается. Но, что это такое, знают, далеко, не все. Итак, что такое НДС и «с чем его едят», пробуем сегодня разобраться.

Налог на добавленную стоимость или НДС – один из наиболее распространенных косвенных налогов, взимаемый в большинстве стран мира. Суть сего налога состоит в том, что к цене реализуемого товара или предоставляемой услуги прибавляется надбавка в виде процента от их стоимости.

Для лучшего восприятия вышенаписанной информации, приведем пример.

Допустим, вы владелец компании, которая использует общую систему налогообложения. Ваша компания произвела продукт, стоимость которого составила 400 белорусских рублей. Перед тем, как отправлять сей продукт на прилавки магазина, согласно законодательству РБ, необходимо к указанной нами стоимости добавить 80 рублей (20% от 400 рублей). Получится 480 белорусских рублей, это будет цена вашего товара. Где 400 руб. – себестоимость, 80 руб. – НДС.

Но если, допустим, в цену сырья (например, 100 руб.), которое вы закупили для производства своего продукта, поставщиком также был заложен налог в размере 20% (то есть, 20 руб.), тогда при расчете НДС необходимо будет вычесть эти 20 руб. из 80 руб. В итоге вашей компании придется уплатить НДС, согласно данному примеру, в размере 60 бел. руб.

Приведенные нами расчеты являются достаточно упрощенными. На самом же деле все расчеты выглядят значительно сложнее.

Объекты налогообложения

Объектами обложения при расчете НДС в Республике Беларусь принято считать:

  • стоимость ввозимых на территорию РБ товаров;
  • обороты по реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав на территории страны.

Плательщики НДС

В первом пункте мы разобрали понятие налога на добавленную стоимость и его суть. Во втором – мы узнали, что же является объектами обложения по НДС. Пришло время выяснить, кто же является плательщиками сего налога.


Кстати, необходимо отметить, не признаются плательщиками НДС юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые используют упрощенную систему налогообложения (УСН).

Ставки НДС в РБ

В примере, описанном в первом пункте нашей статьи, мы взяли для расчета ставку в размере 20%, так как сия ставка является общей и применяется в большинстве случаях. Но существуют и другие размеры ставок: 25%, 10% и 0%. В каких случаях применяется каждая из перечисленных, смотрите ниже в таблице.


Также могут применятся ставки в размерах 9,09%, 16,67% и 0,5%. Первые две актуальны в случаях продажи товаров по регулируемым розничным ценам с учетом НДС. Ставка же на уровне 0,5% применяется в случаях, когда в страну из государств-членов Таможенного союза ввозятся алмазы и другие драгоценные камни для производственных нужд.

Расчет НДС

Многие предприниматели (настоящие или будущие) могут задаться вопросом: «Как посчитать НДС?» или «Как рассчитывается НДС?».

В силу развития современных технологий и свободного доступа к сети интернет, произвести расчет НДС достаточно просто. Необходимо лишь найти и использовать НДС калькулятор.

Так же для расчета можно использовать две простые и широко распространенные формулы:

Формула расчета НДС (для начисления):

НДС = Цена без НДС х 0,2 + Цена без НДС

Формула расчета НДС (выделить НДС)

НДС = Цена с НДС х 20/120

Возврат НДС

Теперь хотелось бы поговорить о таком явлении как возврат НДС. Данный пункт статьи будет актуальным, в первую очередь, любителям попутешествовать и чего-нибудь прикупить за границей.

Думаю, многие из нас слышали о таком понятии, как Tax Free – системе возврата НДС иностранным гражданам за приобретенные товары на территории государства при выезде из него. Целью сей системы является стимулирование импорта. Так как часть потраченной вами суммы возвращается, процесс осуществление покупок кажется намного привлекательным.

На размер суммы возврата влияют несколько факторов:

  • ставка НДС, принятая в том государстве, где был приобретен товар;
  • минимальна стоимость покупки, с которой возвращается НДС;
  • срок подачи заявления о возврате;
  • срок действия таможенной печати.

Нужно отметить, возврат средств осуществляется не по всем группам товаров (например, при покупке ювелирных изделий или продуктов питания).

Имейте ввиду, как правило, возврат осуществляется через компании-посредники, а они взимают комиссию (% от суммы возврата) за свои услуги. Получить же возврат можно либо на банковскую карту, либо наличными в одном из пунктов Tax Free cash Refund.

Основные правила для Белорусов, осуществляющих покупки за пределами РБ и желающих получить возврат НДС по системе Tax Free:


Электронная счет-фактура по НДС

Все расчеты по НДС возникшие в результате совершения сделки между продавцом и покупателем должны отражаться в предусмотренном для этого документе. Этим документом является электронный счет-фактура (ЭСЧФ). Также ЭСЧФ служит основанием для вычета налога на добавленную стоимость и контроля правильности совершения сделок.

Форма этого документа утверждается Министерством по налогам и сборам. И заполняется на портале сего же министерства.

Нужно отметить, ЭСЧФ не является первичным документом, поэтому счет-фактура по НДС формы СФ-1 является до сих пор обязательным для заполнения документом.

В каких случаях составляется и не составляется электронный счет-фактура?


Льготы по НДС

На сегодняшний день, в Республике Беларусь существует перечень работ и услуг, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. В их число входят:

  • медицинские услуги;
  • ветеринарные мероприятия;
  • услуги, связанных с организацией похорон;
  • работы (услуги), выполняемые (оказываемые) для физических лиц, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства;
  • туристические услуги;
  • работы (услуги) в области космической деятельности.

Данная статья затранивает такую тему как налогообложение общества с ограниченной ответственностью в Беларуси. Однако данная статья может быть актуальной и для иных коммерческих организаций, таких как:

  • Закрытое акционерное общество,
  • Открытое акционерное общество,
  • Частное унитарное предприятие.

Поскольку основы налогообложения в Беларуси одинаковы для всех организационно-правовых форм. Различия присутствуют. Однако они касаются тонких нюансов, которые не отражены в этой статье.

Налогообложение ООО в Беларуси в рамках льготных режимов раскрыто в следующих публикациях настоящего сайта:

Также особые льготы могут быть предоставлены инвесторам, реализующим инвестиционный проект. Данные льготы предоставляются при условии заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь.

Системы налогообложения.

Налогообложение ООО условно можно разделить на 3 системы, для ведения хозяйственной деятельности можно выбрать одну из ниже перечисленных систем:

  • Упрощенная система налогообложения (УСН) со ставкой 5% от выручки без налога на добавленную стоимость (НДС).
  • Упрощенная система налогообложения (УСН) со ставкой 3% от выручки с налогом на добавленную стоимость (НДС) с общей ставкой 20%.
  • Общая система налогообложения со ставкой 18% налога на прибыль и общей ставкой 20% налога на добавленную стоимость (НДС).

Особенности упрощённой системы налогообложения ООО.

Стоит отметить, что УСН не может применяться при определенных видах деятельности:

  • страховая деятельность;
  • риэлтерская деятельность;
  • производство подакцизных товаров;
  • лотерейная деятельность;
  • банковская деятельность;
  • маркетинговые услуги;
  • игорная деятельность и др.

Также УСН предполагает наличие лимитов по годовой валовой выручке и количеству работников.

По состоянию на 30.05.2020 лимит по выручке составляет:

  • для коммерческих организаций без НДС – 1 337 415 белорусских рублей (порядка 500 000 Евро). Лимит работников – 50 наёмных лиц;
  • для коммерческих организаций с НДС – 2 046 668 белорусских рублей (порядка 750 000 Евро).

Выручка индивидуального предпринимателя не должна превышать 441 000 белорусских рублей.

Однако в большинстве случаев основную налоговую нагрузку составляют налоги, уплачиваемые в зависимости от выбранной системы налогообложения. Потому к её выбору необходимо отнестись ответственно. Чтобы перейти на УСН после открытия ООО даётся 20 рабочих дней для подачи соответствующего уведомления в налоговый орган по месту регистрации. В противном случае по умолчанию будет применяться общая система налогообложения и на УСН можно будет перейти лишь со следующего календарного года. С УСН на общую систему можно перейти в любой момент, но со следующего налогового периода.

Налоги вне зависимости от системы налогообложения ООО.

В независимости от выбранной системы налогообложения уплачиваются следующие налоги и обязательные платежи:

  • При выплате дивидендов участникам удерживается подоходный налог по ставке 13%;
  • Налоги на заработную плату работников:
  1. Подоходный налог по ставке 13% за счёт работника;
  2. Взнос в Пенсионный фонд по ставке 1% за счёт работника;
  3. выплаты по социальному страхованию (ФСЗН) по ставке 34% за счёт ООО;
  4. обязательное страхование от несчастных случаев (Белгосстрах) по ставке 0,6% за счёт ООО.

Кроме данных налогов в зависимости от вида деятельности ООО могут уплачиваться:

  • экологический налог;
  • акцизы;
  • оффшорный сбор;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • иные налоги.

Как выбрать правильную систему налогообложения ООО?

Невозможно дать универсальных советов по поводу выбора системы налогообложения с точки зрения экономической целесообразности. Так, в отношении УСН существуют ограничения по выручке и количеству работников. Потому, если вы собираетесь открывать крупное производство с многомиллионными оборотами, то УСН Вам не подойдет. Но поскольку большинство ООО открываются в сфере малого и среднего бизнеса, в настоящее время большее значение приобретает соотношение затрат и выручки.

В таких сферах как строительство, производство, торговля зачастую большая часть выручки расходуется в процессе деятельности, а отнюдь не оседает в карманах учредителей. В тоже время, в сфере услуг зачастую затраты ограничиваются арендой помещения и заработной платой сотрудников.

Неоспоримым преимуществом УСН является простота ведения бухгалтерского и налогового учёта.

Неоспоримым преимуществом УСН является простота ведения бухгалтерского учета. Так, при проведении проверки организации с общей системой налогообложения потеря или тотально неграмотное ведение бухгалтерского учета повлечет финансовые потери вплоть до банкротства ООО.

При УСН же, особенно УСН без НДС, отсутствие учета хотя и может повлечь штрафные санкции, но размеры убытков будут несопоставимы. Разумеется, это происходит в случае, если все налоги уплачены фактически правильно.

Таким образом, выбирая налогообложение бизнеса не стоит пренебрегать юридическими услугами либо помощью налогового консультанта.

Публикация Журнал «Финансовый директор» сентябрь 2008

Партнеры, юристы Юридической компании ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ
Валентина Завадская
Елена Плавинская

Нередко встречаются ситуации, когда субъекты хозяйствования ошибочно перечисляют налоги (сборы) не на тот счет. Такая ошибка влечет значительные неблагоприятные последствия — административную ответственность согласно статье 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – по тексту – КоАП) за неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа. Однако, не всегда в данном деянии содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.6 КоАП.

Рассмотрим данную ситуацию на конкретном примере, который поможет практикующему юристу сформировать свою позицию и отстоять интересы организации в хозяйственном суде.

Таможенным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственность «ХХХ» (далее по тексту – Общество) в виде штрафа в размере 9 000 000 белорусских рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.13.6 КоАП.

Обстоятельства дела.

В 2007 году в пункте таможенного оформления Обществом по таможенной декларации был заявлен в таможенном режиме свободного обращения товар. В подтверждение уплаты Обществом таможенных платежей (НДС и сбора за таможенное оформление) должностному лицу таможенного органа были представлены соответствующие платежные поручения. По результатам рассмотрения представленных документов, в том числе платежных поручений, выдано свидетельство о помещении товаров под заявленный таможенный режим.

В последующем установлено, что на момент выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим, денежные средства в счет уплаты НДС на счет, открытый для таможенного органа, не поступили, так как были уплачены на счет республиканского бюджета, открытый для ИМНС по соответствующему району.

В частности, в платежном поручении ошибочно был указан не тот расчетный счет. Назначение платежа было указано в соответствии с требованиями законодательства.

Позиция таможенного органа.

Согласно подпункту 1.1. пункта 1 статьи 254 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее по тексту – ТК) таможенные платежи в безналичном порядке должны быть уплачены на счета республиканского бюджета, открытые в соответствии с законодательством Республики Беларусь для таможни, в которой осуществляется либо будет осуществляться таможенное оформление товара. Учитывая изложенное, таможенным органом был сделан вывод, что Общество не исполнило налоговое обязательство по уплате таможенных платежей.

Указанное выше деяние было квалифицировано таможенным органом по ч.9 статьи 13.6 КоАП (неуплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более одной четвертой базовой величины, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица).

Позиция Общества.

В совершенном Обществом деянии, выразившемся в уплате таможенных платежей в республиканский бюджет через транзитный счет управления государственного казначейства г.Минска, открытый ИМНС по соответствующему району г.Минска, а не через транзитный счет, открытый таможенному органу, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.6 КоАП.

Частью 9 статьи 13.6. КоАП установлена ответственность за неуплату или неполную уплатув установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более одной четвертой базовой величины, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица.

Согласно пункту 1.34 статьи 8 ТК таможенные платежи — налоги, сборы (пошлины), взимаемые в республиканский бюджет таможенными органами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242 ТК к таможенным платежам относятся налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию, и таможенные сборы.

Согласно статье 6 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту – НК) налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

В соответствии со статье 6 НК сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Таким образом, законодатель определил следующие обязательные признаки налога (сбора):

  • обязательность;
  • платеж, взимаемый в республиканский или местный бюджет.

Согласно статье 8 НК таможенная пошлина и таможенные сборы (таможенные платежи) относятся к республиканским налогам, сборам (пошлинам).

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 4 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» от 29 декабря 2006г. №191-З доходы республиканского бюджета формируются за счет таможенных пошлин и таможенных сборов.

Пунктом 4 статьи 4 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» установлено, что налоги, сборы (пошлины) и другие доходы, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 4, зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов Республики Беларусь и распределяются в соответствии с указанным Законом.

Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993г. №846 «О государственном казначействе Республики Беларусь» на счетах казначейства аккумулируются средства республиканского бюджета.

В соответствии с пунктом 4.2.1 Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов и Правлением Национального банка Республики Беларусь от 08.12.2005 №143/171, уплата платежей в республиканский бюджет производится на транзитные счета управлений государственного казначейства, открытых по каждому клиенту казначейства. Согласно пункту 2 указанной Инструкции клиентами казначейства являются инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, таможни Республики Беларусь.

Согласно пункту 30 указанной Инструкции денежные средства, зачисленные на транзитные счета в уплату платежей в бюджет, подлежат перечислению на счет республиканского бюджета в следующем порядке: денежные средства в белорусских рублях с транзитных счетов № 36029CDDDZZZК в течение банковского дня перечисляются на счет республиканского бюджета через субсчет республиканского бюджета. Перечисление денежных средств с транзитных счетов осуществляется обслуживающим банком на основании постоянно действующего платежного поручения управления государственного казначейства, а с субсчета — на основании постоянно действующего платежного поручения Министерства финансов.

Учитывая изложенное, уплата налогов (сборов) в республиканский бюджет, в том числе таможенных платежей, осуществляется в следующем порядке:

  1. плательщик налога и сбора перечисляет налог (сбор) на транзитный счет управления государственного казначейства, открытый по каждому клиенту казначейства;
  2. в течение банковского дня указанные денежные средства перечисляются на единый казначейский счет Министерства финансов Республики Беларусь – счет республиканского бюджета.

В рассматриваемой ситуации Обществом ошибочно были уплачены таможенные платежи на транзитный счет управления государственного казначейства г.Минска, открытый ИМНС по соответствующему району г.Минска, которые в соответствии с законодательством в течение одного дня были зачислены на счет республиканского бюджета и поступили в республиканский бюджет.

Следовательно, согласно требованиям статей 6 НК, 8 ТК, пункта 4 статьи 4 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» таможенные платежи были уплачены Обществом в республиканский бюджет в полном объеме и своевременно.

При уплате таможенных платежей Обществом было допущено нарушение законодательства, выразившееся в несоблюдении порядка уплаты таких платежей.

Ссылка таможенного органа на пункт 1 статьи 254 ТК, согласно которой таможенные платежи уплачиваются в безналичном порядке на счета республиканского бюджета, открытые в соответствии с законодательством для таможенного органа, также подтверждает позицию Общества, что в данном случае не соблюден именно порядок уплаты таможенных пошлин.

В частности, статья 254 ТК называется «Порядок и формы уплаты таможенных платежей» и устанавливает порядок уплаты таможенных платежей.

Частью 9 статьи 13.6 КоАП установлена ответственность за неуплату в установленный срок плательщиком таможенного платежа. Ответственность за нарушения порядка уплаты таможенных платежей частью 9 статьи 13.6 КоАП не установлена.

Несмотря на то, что Обществом был нарушен порядок уплаты таможенных платежей, таможенные платежи были уплачены в республиканский бюджет в полном объеме.

Таким образом, в совершенном Обществом деянии отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.6. КоАП (неуплата таможенных платежей).

Разрешение спора.

По результатам рассмотрения спора хозяйственный суд отменил постановление о привлечении Общества к административной ответственности в связи с отсутствием в деянии состава вменяемого административного правонарушения. Дело об административном правонарушении в отношении Общества прекращено.

Читайте также: