Счет фактура налоговый кодекс 2021

Опубликовано: 15.05.2024

image_pdf
image_print

В статье проведём обзор значимых изменений, которые вступят в силу с 2021 года в отношении налога на добавленную стоимость: особенности исчисления, применение пониженных ставок, порядок заполнения декларации, система прослеживаемости и прочее.

НДС при импорте племенной продукции

В соответствии с законопроектом № 1038289-7, одобренным Советом Федерации РФ 18 ноября 2020 года, продлевается срок освобождения от уплаты НДС при импорте на территорию РФ племенной продукции. При этом целью импорта может выступать как дальнейшая реализация, так и собственное потребление. Данная норма будет действовать вплоть до конца 2022 года.

НДС для медицинских изделий в период COVID-19

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 430 до 1 января 2021 года разрешена реализация одноразовых медицинских изделий, незарегистрированных в РФ, а также прочих товаров медицинского назначения, продажа которых облагается НДС по ставке 10%. 3

Письмо ФНС России от 23 апреля 2020 года № СД-4-3/6930 позволяет применять ставку НДС в 10% по отношению к медицинским изделиям, у которых отсутствует регистрационное удостоверение, будет достаточно того, что продукция официально зарегистрирована в стране производителя.

НДС при обеспечении сотрудников средствами индивидуальной защиты

На фоне сложившейся эпидемиологической обстановки в обязанности работодателей вменили обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников и клиентов: наличие в помещениях массового скопления людей антисептиков и дезинфицирующих средств, выдача средств индивидуальной защиты и прочей аналогичной продукции.

Подобное обеспечение предусмотрено Трудовым кодексом РФ, рекомендациями Минздрава РФ и Роспотребнадзора и не рассматривается как безвозмездная передача, следовательно, облагать его налогом на добавленную стоимость не нужно.

Ставка НДС для книжной продукции

Постановление Правительства РФ от 9 октября 2020 года № 1643 расширяет перечень операций, к которым может применяться ставка НДС в размере 10%:

  • книжная продукция образовательного, научного или культурного характера, выпускаемая в электронном формате и распространяемая по сети Интернет и каналам спутниковой связи
  • книги на дисках и прочих носителях
  • электронные книги

Данная послабление не относится к рекламным изданиям. Информация рекламного характера не может превышать в книжной продукции 45 %.

НДС и безвозмездная передача имущества

Положение Федерального закона от 8 июня 2020 года № 172-ФЗ освобождает компании от уплаты НДС при осуществлении безвозмездной передачи имущества, которое используется для профилактики, диагностики или лечения вируса COVID-19.

Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, при этом принятый ранее к вычету налог восстанавливать не придётся.

Сделки с банкротами для НДС

В соответствии с Федеральным законом от 15 октября 2020 года № 320-ФЗ для целей налогообложения по НДС не могут признаваться операции по реализации товаров или имущественных прав, которые осуществляются несостоятельными должниками (банкротами). Соответствующие поправки были внесены в ст. 146 НК РФ и вступят в силу с 1 января 2021 года.

НДС для IT-компаний

С 1 января 2021 года освобождение по НДС будет предусмотрено только в отношении программного обеспечения, которое будет включено в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

Не предусмотрено освобождение по НДС при реализации прав на использование программ, если они позволяют распространять любую рекламную информацию о программах. По-прежнему предусмотрено освобождение по уплате НДС для исключительных прав на изобретения, ноу-хау и прочее.

Если с будущего года программы будут приобретаться у иностранного продавца, то избежать налогообложения по НДС не получится. Чтобы получить право на вычет, компания должна убедиться, что потенциальный иностранный контрагент зарегистрирован на территории РФ и является плательщиком налогов. При этом в документах, договоре или платёжках должна содержаться информация о ИНН, КПП и быть выделена сумма НДС. Счета-фактуры в этом случае не предусмотрены, сведения необходимо отразить в Книге покупок.

Если иностранный партнёр не состоит на учёте на территории РФ, то компания не может выступать в качестве налогового агента, т.е. не должна начислять налог по этой операции и предъявлять его к вычету.

Формирование Единого реестра для российских IT-компаний осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 года № 1236.

Особенности перевозки морскими судами для целей НДС

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ расширен перечень операций, к которым будет применять нулевая ставка по НДС. Так с 1 октября 2020 года операции по перевозке товаров морскими судами из пункта отправления на территории РФ до пункта выгрузки или перегрузки с целью дальнейшего вывоза из РФ облагаются нулевой ставок по НДС.

Данный закон был принят в связи с Постановлением Конституционного суда РФ от 30 июня 2020 года № 31-П, который разбирал непростой случай, когда экспортёр заключил договор с перевозчиком на вывоз товаров на экспорт. В ходе исполнения договорных обязательств произошла поломка судна на территории РФ, в связи с чем экспортёр был вынужден заключить новый договор с другой транспортной компанией.

В рассматриваемом случае налоговые инспекторы посчитали, что у первой компании-перевозчика нет права на применении ставки НДС в 0% и доначислили сумму налога, ссылаясь на тот факт, что международная перевозка не состоялась.

Судья в своём решении поддержал сторону налогоплательщика и счёл обоснованным применение в учёте нулевой ставки.

Отказ от применения нулевой ставки НДС

Декларация НДС

Начиная с отчётности за IV квартал 2020 года, которую необходимо представить в налоговую инспекцию до 25 января, будут предъявляться новые требования к порядку заполнения декларации по НДС (см. подробнее Новые формы деклараций по НДС и налогу на имущество)

В 2021 году стоит ожидать новых изменений при заполнении декларации, связано это будет с внедрением механизма прослеживаемости импортных товаров.

Планируется, что изменения затронут отчётность начиная с III квартала 2021 года.

Налоговый мониторинг

В Госдуме РФ 11 ноября текущего года одобрили законопроект № 1025470-7, дающий право компаниям, находящимся на налоговом мониторинге, использовать заявительный порядок возмещения без банковской гарантии, поручительства и лимита на сумму ранее перечисленных налоговых сумм.

Данная мера позволит большему количеству плательщиков перейти на налоговый мониторинг.

Внедрение системы прослеживаемости товаров

В Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 9 ноября 2020 года № 371-ФЗ внесены поправки, которые будут регулировать систему прослеживаемости ввозимых на территорию РФ товаров в рамках соглашения ЕАЭС от 29 мая 2019 года. Система создаётся для обеспечения контроля за легальным оборотом товаров на едином таможенном пространстве ЕАЭС, она начнёт функционировать с 1 июля 2021 года.

Система прослеживаемости представляет собой информационную систему по сбору, учёту и хранению информацию о товарах, подлежащих прослеживаемости, и связанных с ними операциями. Обязанность за организацию и ведение системы возложена на ФНС.

Правительством РФ будет устанавливаться перечень товаров, чья реализация попадёт под систему прослеживаемости, а также порядок предоставления сведений в налоговую инспекцию. Налогоплательщики будут должны предоставлять сведения по операциям, а также документы с установленными реквизитами.

Счёт-фактура по прослеживаемым товарам должны будет составляться в электронном виде, в которой в обязательном порядке будет указываться регистрационный номер партии товара (РНПТ), состоящий из номера декларации на товары и номера партии, также будет указываться количественная единица измерения товара и его количество. При этом должны быть обеспечены условия, позволяющие получить электронную счёт-фактуру по ТКС с помощью оператора ЭДО (п. 1.2 ст. 169 НК РФ).

Допускается, что в одной счёт-фактуре может отражаться информация как по товарам, подлежащим прослеживаемости, так и обычным.

Исключениями, позволяющими не оформлять счёт-фактуру, являются:

  • реализация физическим лицам для личного потребления
  • при импорте товаров за рубеж

В соответствии с п.2 ст. 169 НК РФ отказом в вычете не может быть наличие ошибки в РНПТ, единице измерения или количестве товаров, подлежащих прослеживаемости.

Закон № 371-ФЗ позволяет налоговым инспекциям требовать у налогоплательщиков предоставления первичных и прочих документов по товарам, подлежащим прослеживаемости, при выявлении расхождений между декларацией по НДС и отчётом по товарам, подлежащим прослеживаемости, внутри документации одного налогоплательщика, а также при сверке сведений из деклараций, отчётов и совершённых операций у другого налогоплательщика.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

С 1 января 2021 года вступают в силу многочисленные поправки в НК РФ. Расскажем о самых важных: по НДС, налогу на прибыль, имущество, НДФЛ, страховым взносам и нововведениях в части налогового контроля и администрирования (ч. 1 НК РФ). А также о «ретроспективных» изменениях, принятых в конце 2020 года, но применяемых с 1 января 2020 г.

Самые важные изменения по НДС с 1 января 2021 года

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

Напомним, что до 2021 года «экспортеры» работ и услуг, местом реализации которых не является территория РФ могли принимать к вычету НДС в порядке, предусмотренном для «внутреннего рынка», т.е. если работы и услуги указаны в ст. 149 НК РФ вычет производить нельзя. Но с 1 января 2021 года из этого правила сделали исключение для «экспорта» «российских» программ.

Кстати, с 1 января 2021 года при «экспорте прав» на программы и базы данных, не включенных в Российский реестр (на внутреннем рынке такие права с 2021 года облагаются НДС, т.к. не включены в ст.149 НК РФ), налогоплательщики смогут принимать к вычету НДС по всем товарам (работам, услугам), относящимся к таким операциям (ст.171 и 170 НК РФ).

7. Уточнен перечень экспедиторских услуг, облагаемых НДС по ставке 0%.

С 1 января 2021 года уточнен перечень транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки, облагаемые НДС по ставке 0%. В него включены услуги по выдаче грузов, разработка документов для проектных перевозок, организация и выполнение перевозки грузов, экспедиторское сопровождение (пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ в ред. Федерального закона от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ).

8. Обновлена форма декларации по НДС

Начиная с отчетности за четвертый квартал 2020 года декларацию по НДС нужно представлять по обновленной форме (Приказ ФНС РФ от 19.08.2020 г. N ЕД-7-3/591@).

Также внесены изменения в электронные форматы декларации и сведений из книг покупок и продаж, журналов учета счетов-фактур, порядок заполнения декларации. В частности, расширен перечень кодов операций и откорректированы наименования отдельных ранее существовавших кодов.

Изменения по налогу на прибыль 2020-2021

Законы с поправками в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» принимались в течение всего 2020 года. Об «антикризисных» изменениях 2020-го года мы уже рассказывали.

Сегодня остановимся на самых заметных новациях, вступающих в силу с 1 января 2021 года, а также поправках, принятых в октябре-ноябре 2020 года и распространяющихся на 2020 год.

Ретроспективные изменения — 2020

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

В статье 269 НК РФ установлены особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения прибыли. По общему правилу по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки. Однако есть ситуации, когда доходы и расходы в виде процентов нормируются для целей налогообложения прибыли, т.е. учитываются в пределах интервалов, установленных п.1.2 ст.269 НК РФ. В частности, доходы и расходы в виде процентов по долговым обязательствам, признаваемыми контролируемыми сделками налогоплательщик вправе признавать с учетом минимального и максимального значения интервалов (ст. 105.14, п. 1.2. ст. 269 НК РФ в редакции Закона N 374-ФЗ).

На период с 1 января 2020 по 31 декабря 2021 год установлены временные интервалы ставок по долговым обязательствам (п. 1.2. ст. 269 НК РФ в ред. пп.25 статьи 2 Закона N 374-ФЗ):

  • оформленным в рублях и возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ (между двумя налоговыми резидентами РФ) — от 0 % до 180% ключевой ставки ЦБ;
  • оформленным в рублях по сделкам, не указанным в п.2 ст. 105.14 НК РФ — от 75% до 180% ключевой ставки ЦБ РФ;
  • оформленным в иностранной валюте:
  • от 0% до ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • от 0 % до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 процентных пунктов ;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 5 процентных пунктов;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 7 процентных пунктов.

4. На 2020 и 2021 год установлены специальные правила определения предельной величины по контролируемой задолженности

В общем случае, контролируемая задолженность — это непогашенная задолженность российской организации — налогоплательщика по ее долговому обязательству перед иностранным лицом, взаимозависимым с налогоплательщиком. Если заемные средства превышают собственный капитал в 3 раза (у банков и лизинговых компаний в 12,5 раз), то заемщики в расходы, учитываемые в налоговой базе, включают проценты по такой задолженности в ограниченном размере (правило тонкой капитализации). Случаи признания задолженности контролируемой и механизм переквалификации процентов в дивиденды прописаны в п. 2 — 13 ст. 269 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона N 374-ФЗ в целях определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года, п. 2 ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, возникших до 1 января 2020 года, применяется с учетом следующих особенностей:

  1. величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу, установленному ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курс, ЦБ РФ установленный по состоянию на 28 февраля 2020 года.
  2. величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, установленных ЦБ, с 28 февраля 2020 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

5. Обновленная форма декларации за 2020 год

Приказом ФНС России от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@ внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на прибыль, а также в порядок ее заполнения. Изменения учитывают нововведения по налогу на прибыль, внесенные в налоговое законодательство федеральными законами, принятыми в 2019 — 2020 гг. Обновленная форма применяется, начиная с отчетности за 2020 год.

С 1 июля 2021 года появятся новые обязанности в связи с прослеживаемостью товаров

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ, который внёс изменения в Налоговый кодекс в связи с созданием в РФ системы прослеживаемости товаров.

Что такое прослеживаемость товаров

Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ был разработан в целях создания национальной системы прослеживаемости товаров.

Она была предусмотрена Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (которое было заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019 года и ратифицировано Федеральным законом от 02.12.2019 г. № 386-ФЗ) (далее - Соглашение).

Национальная система прослеживаемости - информационная система государства - члена ЕАЭС, которая обеспечивает сбор, учёт и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров.

Прослеживаемость товаров – организация их учёта в рамках национальной системы прослеживаемости.

Указанное следует из статьи 1 Соглашения.

Цель введения прослеживаемости товаров – контроль за их оборотом от момента ввоза в РФ до момента реализации конечному потребителю.

Этот механизм призван помочь в борьбе ввозом "серых" или контрафактных товаров и уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей.

Эксперимент по прослеживаемости уже начал применяться с 1 июля 2019 вплоть до 31 декабря 2020 года в рамках постановления Правительства РФ от 25.06.2019 № 807 "О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления".

Он касается ряда товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

При этом каждой партии товара, подлежащей прослеживаемости, присваивался регистрационный номер (РНПТ), без нанесения идентификационных меток на товар.

Со вступлением в силу Федерального закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ положения о прослеживаемости товаров приобретают обязательный характер.

Оформление счетов-фактур

При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, должны выставляться в электронной форме.

Исключение составляют случаи:

реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд;

реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства - члена ЕАЭС.

Кроме того, счета-фактуры следует оформлять с учётом новых реквизитов:

  • регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
  • количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;
  • количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.

Эти сведения указываются только в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости.

Если страной происхождения не являются государства - члены ЕАЭС, в счёте-фактуре следует указать регистрационный номер декларации на товары.

Отчёты об операциях с товарами, подлежащих прослеживаемости

С 1 июля 2021 года у организаций появляется новая обязанность.

Они должны представлять отчёты об операциях с товарами, подлежащих прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.

Эта обязанность распространяется только на организации, которые совершают операции с товарами, подлежащие прослеживаемости.

Случаи и порядок представления отчетов утвердит Правительство РФ.

Указанное следует из пункта 2.3 статьи 23 Налогового кодекса.

Камеральная проверка деклараций

При проведении камеральной проверки декларации по НДС, единой упрощённой декларации, декларации по УСН или ЕСХН, инспекция вправе истребовать у организации счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащих прослеживаемости.

Такое полномочие ей предоставлено при выявлении несоответствий между сведениями:

  • в налоговой декларации и сведениями, содержащимися в отчёте об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости или в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости;
  • об операциях, которые содержатся в налоговой декларации по НДС и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчёте об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости;
  • об операциях, содержащимися в отчёте об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчёте об операциях с подлежащими прослеживаемости товарами, который представила другая организация.

При этом ИФНС не может истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, если такие документы уже были ранее представлены в налоговый орган.

Меры ответственности за невыполнение обязанностей, связанных с прослеживаемостью товаров

С 1 июля 2021 года у организаций появляется обязанность представлять в ИФНС отчёты об операциях с товарами, подлежащих прослеживаемости, а также счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащих прослеживаемости в случае, если эти документы будут запрошены в рамках камеральной проверки декларации.

Специальной ответственности за невыполнение этих обязанностей при осуществлении операций с товарами, подлежащих прослеживаемости, Налоговый кодекс не устанавливает.

Однако, по нашему мнению, в таком случае организацию могут привлечь к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса при условии, что отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренные статьёй 126 Налогового кодекса.

Она предусматривает штраф в размере 5 тыс. рублей за неправомерное несообщение или несвоевременное сообщение организацией сведений, которые она должна представить налоговому органу.

Если указанные действия организация совершит повторно в течение года, штраф достигнет 20 тыс. рублей.

Новый порядок работы с электронными счетами-фактурами вступает в силу 01.07.2021. Изменения связаны в том числе с введением в России системы прослеживаемости товаров. Кроме того, согласно поправкам, продавец и покупатель не должны будут формировать дополнительный служебный документ-извещение о получении подтверждения оператора электронного документооборота (ЭДО). Подробнее о новых правилах выставления и получения электронных счетов-фактур с 01.07.2021 рассказывают эксперты 1С.

Порядок работы с электронными счетами-фактурами изменяется с 01.07.2021. Новый порядок утвержден приказом Минфина России от 05.02.2021 № 14н. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме, утв. приказом Минфина России от 10.11.2015 № 174н, утрачивает силу. Рассмотрим изменения подробнее.

Электронные счета-фактуры при реализации прослеживаемого товара

В настоящее время счета-фактуры оформляются в бумажной или электронной форме. Причем в электронной форме они составляются, только если стороны договорились об этом и у них есть технические возможности для их приема и обработки (п. 1 ст. 169 НК РФ).

С 01.07.2021 счета-фактуры (в т. ч. корректировочные) при реализации прослеживаемых товаров нужно составлять только в электронной форме. Исключения представляют следующие операции с прослеживаемыми товарами (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ):

реализация физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;

реализация плательщикам налога на профессиональный доход;

реализация и перемещение товара с территории РФ при экспорте (реэкспорте);

реализация и перемещение товаров с территории РФ на территорию другого государства - члена ЕАЭС.

Эти правила нашли свое отражение в новом приказе (п. 4 Порядка). В связи с этим организации и предприниматели, реализующие и приобретающие прослеживаемые товары, должны обеспечить возможность работы с электронными счетами-фактурами (в т. ч. корректировочными) через оператора электронного документооборота (ЭДО).

Как подключиться к 1С-ЭДО, см. на сайте 1С-ЭДО (доступна видеоинструкция).

Быстро и легко можно освоить 1С-ЭДО с помощью видеороликов: см. на сайте 1С-ЭДО в разделе "Техподдержка" и на Youtube-канале 1С:Учебного центра № 1.

Плей-лист с роликами 1С-ЭДО см. на Youtube-канале.

Зашифрованные электронные счета-фактуры

Действующий порядок (утв. Приказом № 174н) допускает составление счетов-фактур как в зашифрованном, так и в незашифрованном виде. Если сейчас нет четких правил, то с 01.07.2021 не допускаются зашифрованные счета-фактуры, если (п. 7 Порядка):

нормативными правовыми актами запрещено шифрование информации счетов-фактур;

счет-фактура выставляется по прослеживаемым товарам и содержит регистрационные номера партии товара. Это новый реквизит счета-фактуры, который появится с 01.07.2021;

по договору с продавцом или покупателем оператор ЭДО проверяет электронные счета-фактуры, в том числе на соответствие утвержденному формату.

Механизм отправки-получения электронных счетов-фактур

Порядок направления, получения счетов-фактур через операторов ЭДО более детально прописан, он практически не изменился (п.п. 11-24 Порядка). Из новшеств можно выделить следующее:

продавец и покупатель не должны формировать дополнительный служебный документ-извещение о получении подтверждения оператора ЭДО;

продавец, выставляющий счет-фактуру, не должен проверять действительность усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) лица, уполномоченного его подписывать;

оператор ЭДО по договору с продавцом может проверять правильность электронного счета-фактуры и его подписи (условия такой проверки оговариваются в договоре) и в случае отрицательного результата направлять в адрес продавца сообщение об ошибке.

1С:ИТС
Подробную информацию о национальной системе прослеживаемости товаров см. в разделе "Консультации по законодательству". Об электронном документообороте в 1С электронными счетами-фактурами, первичными учетными документами и др. см. в разделе "Инструкции по учету в программах "1С".

От редакции. На сайте 1С:ИТС см. также видеозапись лекции "Система прослеживаемости товаров: законодательство и отражение в программе "1С:Бухгалтерия 8" с участием представителя ФНС России и эксперта 1С.

Читайте также: