Счет 86 01 в налоговом учете

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация распределяет общехозяйственные расходы в бухгалтерском учете пропорционально объему выручки. База распределения собирается со следующих счетов: 90.01.1 "Выручка по деятельности с основной системой налогообложения", 91.01 "Прочие доходы", 86.01 "Целевое финансирование из бюджета средства ОМС". Полученная сумма уменьшается на суммы, которые учтены на счетах 90.03 и 91.02 "НДС". Счет 86.01 включается в расчет, так как организация работает, помимо коммерческой деятельности, в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Представляется логичным также учитывать и обороты по счету 91.01 (учитываются все виды доходов) исходя из того, что они подлежат налогообложению по налогу на прибыль.
Верно ли принято решение при распределении включать в расчет счет 91? Если верно, то достаточно ли будет отразить описанный выше механизм распределения общехозяйственных расходов в учетной политике?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В бухгалтерском учете общехозяйственные расходы полежат распределению между видами деятельности в соответствии с самостоятельно разработанной методикой их распределения, закрепленной в учетной политике Организации для целей бухгалтерского учета.
В анализируемой ситуации Организации следует самостоятельно разработать методику распределения общехозяйственных расходов между видами деятельности, закрепив ее в учетной политике для целей бухгалтерского учета. При этом считаем возможным включить в базу для определения пропорции прочие доходы, учитываемые на счете 91.
Полагаем, что Организации будет достаточно отразить принятый ею механизм распределения общехозяйственных расходов в учетной политике. Учитывая тот факт, что распределение ОХР в бухгалтерском учете не влияет на налогообложение, считаем маловероятным возникновение претензий со стороны налоговых органов.

Обоснование позиции:
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).
Согласно п. 8 ПБУ 10/99 при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по экономическим элементам, к которым относятся материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты. Для целей управления в бухгалтерском учете учет расходов организуется по статьям затрат. Перечень статей затрат организация устанавливает самостоятельно.
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), предусмотрено, что для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, предназначен счет 26 "Общехозяйственные расходы". В частности, на этом счете могут быть отражены: административно-управленческие расходы; расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
В случае если Организация осуществляет несколько видов деятельности, общехозяйственные расходы фактически осуществляются для обеспечения возможности ведения всех видов деятельности. Поэтому Организации следует обеспечить распределение всех осуществляемых ей ОХР между видами деятельности.
Распределять ОХР можно пропорционально начисленной заработной плате рабочих, занятых в различных видах деятельности; сумме прямых затрат, связанных с содержанием того или иного производства; пропорционально выручке, пропорционально площадям и т.д. Выбранный порядок распределения указанных расходов должен быть закреплен в учетной политике Организации для целей бухгалтерского учета.
Нами не обнаружено нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету, определяющих конкретный порядок распределения ОХР между видами оказываемых Организацией услуг. Соответственно, указанный порядок (включая базу для распределения ОХР) должен быть разработан Организацией самостоятельно (исходя из нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету и Международных стандартов финансовой отчетности) и закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", письмо ФФОМС от 23.07.2013 N 5423/21-и).
Отметим, что НК РФ не входит в состав законодательства РФ о бухгалтерском учете (ст. 4 Закона N 402-ФЗ) и не регулирует правила ведения бухгалтерского учета. Соответственно, организации не обязаны (но вправе) применять установленный п. 1 ст. 272 НК РФ порядок распределения ОХР в бухгалтерском учете.
Поэтому в рассматриваемой ситуации Организации следует самостоятельно разработать методику распределения общехозяйственных расходов между видами деятельности, закрепив ее в учетной политике для целей бухгалтерского учета. При этом считаем возможным включить в базу для определения пропорции прочие доходы, учитываемые на счете 91.
Следует заметить, что для целей распределения "входного" НДС, приходящегося на ОХР, финансовое ведомство предлагает определять пропорцию исходя из всех доходов, являющихся выручкой от реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, на каких счетах бухгалтерского учета отражаются указанные доходы - на счете 90 "Продажи" или на счете 91 "Прочие доходы и расходы" (письма Минфина России от 10.03.2005 N 03-06-01-04/133, от 27.10.2011 N 03-07-08/298).
Полагаем, что Организации будет достаточно отразить принятый ею механизм распределения общехозяйственных расходов в учетной политике. Учитывая тот факт, что распределение ОХР в бухгалтерском учете не влияет на налогообложение, считаем маловероятным возникновение претензий со стороны налоговых органов.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Организация оказывает платные медицинские услуги физическим лицам, а также оказывает медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования, не облагаемую налогом на прибыль. Организацией зарегистрировано несколько обособленных подразделений (медицинских центров) в разных регионах РФ, не выделенных на отдельный баланс и не имеющих расчетных счетов. Критерием распределения общехозяйственных расходов в бухгалтерском учете выбран фонд оплаты труда. Будет ли являться это нарушением при условии, что в налоговом учете базой распределения является выручка от реализации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2019 г.)
- Вопрос: Организация (ООО) оказывает платные медицинские услуги физическим лицам, а также оказывает медицинскую помощь в рамках ОМС (не осуществляет некоммерческой деятельности). Организацией зарегистрировано несколько обособленных подразделений (медицинских центров) в разных регионах РФ, не выделенных на отдельный баланс и не имеющих расчетных счетов. Система налогообложения - общая. Вправе ли организация распределять общехозяйственные расходы между коммерческой деятельностью и деятельностью по ОМС пропорционально доле соответствующего дохода (поступления) в суммарном объеме всех доходов (поступлений) налогоплательщика, закрепив этот принцип в учетной политике? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

14 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Михаил Кобрин

Зачем нужен счет 01

Бухгалтерский счет 01 «Основные средства» создан для учета сведений об основных средствах компании. Здесь фиксируется их стоимость и движение: покупка, продажа, ввод в эксплуатацию и так далее.

Счет 01 — активный. По дебету счета идет увеличение стоимости основных средств, например, принятие нового оборудования к учету в качестве ОС. По кредиту идет уменьшение стоимости и выбытие ОС, например, продажа.

Порядок учета основных средств и отражения операций на счете 01 прописан в ПБУ 6/01.

Что такое основное средство

01 счет бухгалтерского учета

Основное средство предприятия — это имущество, которое длительное время используется в производственной и управленческой деятельности. Но не путайте ОС с другим имуществом компании — материалами и инвентарем. Чтобы признать имущество основным средством, оно должно иметь следующие признаки:

  • имеет физическую форму, то есть его можно увидеть, потрогать, измерить;
  • используется в деятельности компании — производственной или управленческой;
  • срок использования — не менее 12 месяцев;
  • приносит компании экономическую выгоду;
  • находится в собственности и не подлежит перепродаже.

Например, деревообрабатывающий станок за 1 млн рублей будет основным средством, если вы его используете, например, вырезаете шкатулки. А вот если вы купили станок, чтобы перепродать его, то это не ОС, а товар, который числится на счете 41.

Важно! Основное средство можно купить в лизинг. Но отразите вы его на 01 счете только при условии, что по договору лизинга оборудование числится на балансе лизингополучателя. Обычно же лизинговое имущество остается на балансе лизингодателя, поэтому у лизингополучателя на счете 01 не отражается. Арендованное имущество на счете 01 не учитывают.

По какой стоимости ОС учитывается на счете 01

На 01 счете учитывают первоначальную стоимость. Это цена приобретения имущества, включающая в себя сопутствующие затраты. Например, доставку, пуско-наладочные работы, строительство, растаможку и так далее.

Затраты, связанные с покупкой ОС, списывают на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». И уже при вводе ОС в эксплуатацию строят проводку:

Дт 01 Кт 08 — ОС принято к учету.

Какие субсчета открывают к счету 01

Счет 01, если это требуется, можно детализировать. Открывают такие субсчета для учета:

  • производственных ОС для основной деятельности;
  • прочих производственных ОС;
  • рабочего и продуктивного скота;
  • многолетних насаждений;
  • земельных участков;
  • инвентаря и так далее.

Также открывают отдельный субсчет для учета выбытия ОС.

Как ведут аналитический учет на счете 01

Аналитику на 01 счете ведут по каждому отдельному имуществу: зданию, участку, линии или станку. При учете на балансе для каждого объекта составляется инвентарная карточка. В ней указывают:

  • наименование имущества;
  • модель;
  • стоимость;
  • инвентарный номер;
  • серийный номер;
  • качественные характеристики.

Инвентарную карточку ведут по форме ОС-6, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

Аналитический учет также ведут по местонахождению, материально-ответственным лицам, группам ОС и срокам использования.

С какими счетами корреспондирует 01 счет

Счет основных средств корреспондирует со многими счетами бухучета. Все они собраны в таблице.

03 «Доходные вложения»

08 «Вложения во внеоборотные активы»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

79 «Внутрихозяйственные расчеты»

80 «Уставный капитал»

83 «Добавочный капитал»

02 «Амортизация ОС»

11 «Животные на выращивании и откорме»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

79 «Внутрихозяйственные расчеты»

80 «Уставный капитал»

83 «Добавочный капитал»

91 «Прочие доходы и расходы»

94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

99 «Прибыли и убытки»

Основные операции со счетом 01

В работе бухгалтера счет 01 используется довольно часто. В таблице мы собрали основные проводки, с которыми вы можете столкнуться.

Дебет Кредит Суть операции
01 08 ОС принят к учету
01 83 Стоимость ОС выросла из-за переоценки
83 01 Стоимость ОС снизилась из-за переоценки
01.Выбытие ОС 01 Списана первоначальная стоимость выбывающего ОС
02 01.Выбытие ОС Списана амортизация выбывающего ОС
91 01.Выбытие ОС Остаточная стоимость выбывающего ОС отнесена на прочие расходы

Рекомендуем облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашем сервисе можно вести учет ОС в рамках подразделений, ответственных лиц, групп и так далее. Кроме бухгалтерского и налогового учета в системе есть зарплатный блок, отчетность через интернет и другие инструменты бухгалтера и руководителя. Новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Счет 86 Целевое финансирование

При принятии решения о выделении организации целевых средств (или заключен соответствующий договор) составляется запись в кредит счета 86:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86 — начислены средства целевого финансирования.

Средства целевого финансирования могут поступить в виде денег или имущества (материалов, товаров и т. д.).

Средства целевого финансирования, поступающие из бюджета, могут отражаться в учете по факту их получения. В этом случае 76 счет не используется:

Дебет (08, 10, 41, 50, 51,…) Кредит 86 — поступили средства целевого финансирования из бюджета.

Расходование средств целевого финансирования

Порядок списания средств целевого финансирования зависит от того, на какие цели эти средства выделены. Порядок списания целевых средств у коммерческой и у некоммерческой организации различается.

Списание средств, предназначенных для вложений во внеоборотные активы

После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию в коммерческой организации составляется проводка:

Дебет 86 Кредит 98 – сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов.

По мере начисления амортизации на купленные основные средства или нематериальные активы составляется запись на сумму начисленной амортизации:

Дебет 98 Кредит 91-1 – средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.

После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию некоммерческой организации средства целевого финансирования списываются записью:

Дебет 86 Кредит 83 – средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала.

Списание средств, предназначенных для финансирования текущих расходов

Если материально-производственные запасы за счет средств целевого финансирования покупает коммерческая организация, целевые средства в момент оприходования приобретенных запасов списываются проводкой:

Дебет 86 Кредит 98 – средства целевого финансирования учтены в составе доходов будущих периодов.

НДС по материальным ценностям, оплаченным за счет средств целевого финансирования, из бюджета не возмещается.

После отпуска материально-производственных запасов в производство или использования для нужд организации составляется запись:

Дебет 98 Кредит 91-1 – средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.

Если для финансирования своих текущих расходов целевые средства получила некоммерческая организация, то составляется проводка:

Дебет 86 Кредит 20 (26) – списаны средства целевого финансирования, израсходованные для осуществления текущей деятельности.

Целевое финансирование. Государственная помощь

Нормативные документы:

1. Инструкция к Плану счетов (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н);

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина от 16.10.2000 № 92н);

3. Статья 251 НК РФ.

Бухгалтерский учет

Целевое финансирование – это выделение (юридическими, физическими лицами, бюджетом и т.п.) финансовых ресурсов, денежных средств целевым назначением для использования в качестве средства достижения определенной цели, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта. Движение средств, полученных организацией в качестве целевого финансирования, отражается на балансовом счете 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет на этом счете ведется по назначению целевых средств в разрезе источников финансирования.

Порядок бухгалтерского учета средств целевого финансирования зависит от источников финансирования, формы финансирования, а также целевого назначения расходования полученных средств;

1) средства целевого финансирования, причитающиеся к получению по условиям договоров, соглашений, бюджетных уведомлений и т.п. отражаются проводкой: Дебет 76 Кредит 86;

2) поступление денежных средств в счет целевого финансирования: Дебет 50, 51, 52 Кредит 76;

3) поступление имущества в счет целевого финансирования: Дебет 08, 10, 41, 58 … Кредит 76;

4) использование средств целевого финансирования: застройщиком по договорам инвестирования или участия в долевом строительстве:

Дебет 86 Кредит 08, 19 — передача построенного объекта и суммы «входного» НДС дольщику (инвестору) по акту приема-передачи после ввода объекта в эксплуатацию;

5) использование безвозмездного финансирования текущих расходов коммерческой организации: Дебет 60, 76 Кредит 51 и одновременно на использованную сумму —

Дебет 86 Кредит 98-2 «Безвозмездные поступления».

По мере признания в бухгалтерском учете соответствующих расходов: Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 60. На эту же сумму отражаются прочие доходы: Дебет 98-2 Кредит 91-1;

6) использование безвозмездного финансирования расходов коммерческой организации на приобретение основного средства:

Дебет 60 Кредит 51 – произведена оплата поставщику основного средства;

Дебет 08-4 Кредит 60 – поступило основное средство в организацию;

Дебет 01 Кредит 08-4 – основное средство введено в эксплуатацию;

Дебет 86 Кредит 98-2 – в составе доходов будущих периодов отражено целевое использование средств;

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 02 – начислена амортизация и одновременно:

Дебет 98-2 Кредит 91-1 – часть доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации включена в состав прочих доходов;

7) использование целевого финансирования расходов некоммерческой организации:

Дебет 20, 26 Кредит 60, 76 – оказаны услуги, выполнены работы, отражены другие расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования;

Дебет 20,26 Кредит 10 – израсходованы материалы;

Дебет 20,26 Кредит 70, 69 – начислена заработная плата и страховые взносы;

Дебет 60, 76 Кредит 51 – произведена оплата исполнителям, подрядчикам, поставщикам, другим контрагентам;

Дебет 69 Кредит 51 – перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды;

Дебет 70 Кредит 50 – выдана заработная плата.

После оплаты текущих расходов:

Дебет 86 Кредит 20, 26 – оплаченные расходы списаны за счет средств целевого финансирования;

8)
использование некоммерческой организацией средств целевого финансирования, полученных в виде внеоборотных активов: Дебет 08 Кредит 76 и одновременно на ту же сумму делают проводку — Дебет 86 Кредит 83.

В Бухгалтерском балансе остаток средств целевого финансирования отражается в составе долгосрочных (раздел IV) или краткосрочных (раздел V) обязательств в зависимости от срока, в течение которого должны быть использованы полученные средства целевого финансирования: «более 12 месяцев», либо «не более 12 месяцев».

Некоммерческие организации отражают средства целевого финансирования в составе капитала организации (раздел III баланса). Некоммерческим организациям также рекомендуется в составе годовой бухгалтерской отчетности сдавать Отчет о целевом использовании полученных средств. Общественные организации обязаны сдавать такой отчет.

Учет государственной помощи

Согласно п.9 ПБУ 13/2000 при приобретении внеоборотных активов за счет бюджетных средств в момент их ввода в эксплуатацию средства целевого финансирования учитываются в составе доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации к финансовым результатам организации как прочие доходы.

Если бюджетная помощь выделена на финансирование текущих расходов, в качестве доходов будущих периодов целевое финансирование признается в момент принятия к учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления иных расходов с последующим отнесением к доходам отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов на производство продукции, выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.

Например, организации (субъекту малого предпринимательства) выделена бюджетная субсидия на приобретение материалов для нового производства и покрытие затрат на электроэнергию в размере 300 000 рублей. В учете организации сделаны проводки:

Дебет 76 Кредит 86 – 300 000 руб. – начислена субсидия на основании уведомления о ее выделении;

Дебет 51 Кредит 76 – 300 000 руб. – бюджетная субсидия получена на расчетный счет.

Организация закупила материалы на сумму 100 000 руб. и оплатила расходы на электроэнергию в размере 20 000 руб. В учете сделаны проводки:

Дебет 10-1 Кредит 60 – 100 000 руб. – получены материалы от поставщика;

Дебет 60 Кредит 51 – 100 000 руб. – произведена оплата поставщику;

Дебет 86 Кредит 98-2 – 100 000 руб. – отражено целевое использование бюджетных средств;

Дебет 20 Кредит 10-1 – 30 000 руб. – списаны в производство материалы и одновременно на эту же сумму признаются прочие доходы:

Дебет 98-2 Кредит 91-1 – 30 000 руб.

Дебет 60 Кредит 51 – 20 000 руб. – произведена оплата энергоснабжающей организации;

Дебет 86 Кредит 98-2 – 20 000 руб. – отражено целевое использование бюджетных средств;

Дебет 25 Кредит 60 – 20 000 руб. – расходы на электроэнергию включены в производственные затраты и одновременно часть субсидии отражается в составе прочих доходов: Дебет 98-2 Кредит 91-1 – 20 000 руб.

Налоговый учет

На основании пп.14 п.1 ст.251 НК РФ не подлежат налогообложению доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Перечень необлагаемых средств целевого финансирования приведен в пп.14 п.1 ст.251.

Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Организации, получившие средства целевого финансирования, в составе годовой декларации по налогу на прибыль представляют лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования».

Инструкция 86 счет

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций согласно Приказу от 31 октября 2000 г. N 94н:

Счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; 83 «Добавочный капитал» — при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств; 98 «Доходы будущих периодов» — при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.

Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.

Счет 86 в балансе

Ответ на вопрос, счет 86 активный или пассивный, зависит от заранее оговоренных условий предмета финансирования. План счетов 86 счет рассматривает как активно-пассивный. Хотя чаще всего сальдо записи носит кредитовый характер. В случае же перерасхода выделенных средств счет может иметь и дебетовое сальдо.

Неизрасходованные средства 86 счет в бухгалтерском балансе отразит в пассивной части по строкам 1450 и 1550. При перерасходе выделенных средств целевой направленности используется строка актива 1190, куда относят прочие внеоборотные активы.

Записи по движению поступивших сумм зависят от характера деятельности экономического субъекта.

Счет 86 «Целевое финансирование» проводки (пример записей коммерческой организации):

  • Дт 76 ― Кт 86 ―возникло соглашение о необходимости использования активов целевой направленности;
  • Дт 10, 50, 51 ― Кт 76 ― в качестве целевого учета оприходованы материалы, денежные ресурсы и прочие активы;
  • Кт 20, 26 ― Кт 10 ―в составе прочих расходов учтены поступившие материалы.

Полученные из бюджета средства могут сразу же учитываться на счетах с появлением соответствующих записей, например:

  • Дт 50, 51 ― Кт 86 ― зачислена денежная помощь.

Счет 86 Целевое финансирование предназначен для учета целевых средств, полученных из бюджета, от других организаций или физических лиц.

Счет 86 Целевое финансирование

При принятии решения о выделении организации целевых средств (или заключен соответствующий договор) составляется запись в кредит счета 86:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86 — начислены средства целевого финансирования.

Средства целевого финансирования могут поступить в виде денег или имущества (материалов, товаров и т. д.).

Средства целевого финансирования, поступающие из бюджета, могут отражаться в учете по факту их получения. В этом случае 76 счет не используется:

Дебет (08, 10, 41, 50, 51,…) Кредит 86 — поступили средства целевого финансирования из бюджета.

Расходование средств целевого финансирования

Порядок списания средств целевого финансирования зависит от того, на какие цели эти средства выделены. Порядок списания целевых средств у коммерческой и у некоммерческой организации различается.

Списание средств, предназначенных для вложений во внеоборотные активы

После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию в коммерческой организации составляется проводка:

Дебет 86 Кредит 98 – сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов.

По мере начисления амортизации на купленные основные средства или нематериальные активы составляется запись на сумму начисленной амортизации:

Дебет 98 Кредит 91-1 – средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.

После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию некоммерческой организации средства целевого финансирования списываются записью:

Дебет 86 Кредит 83 – средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала.

Списание средств, предназначенных для финансирования текущих расходов

Если материально-производственные запасы за счет средств целевого финансирования покупает коммерческая организация, целевые средства в момент оприходования приобретенных запасов списываются проводкой:

Дебет 86 Кредит 98 – средства целевого финансирования учтены в составе доходов будущих периодов.

НДС по материальным ценностям, оплаченным за счет средств целевого финансирования, из бюджета не возмещается.

После отпуска материально-производственных запасов в производство или использования для нужд организации составляется запись:

Дебет 98 Кредит 91-1 – средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.

Если для финансирования своих текущих расходов целевые средства получила некоммерческая организация, то составляется проводка:

Дебет 86 Кредит 20 (26) – списаны средства целевого финансирования, израсходованные для осуществления текущей деятельности.

Инструкция 86 счет

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций согласно Приказу от 31 октября 2000 г. N 94н:

Счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; 83 «Добавочный капитал» — при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств; 98 «Доходы будущих периодов» — при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.

Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.

Для корректного закрытия счетов затрат разберем основные рекомендации по ведению учета в программе 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации 5.

Поступление целевых средств

Следует корректно отражать операции поступления целевых средств.

В программе предусмотрены два метода поступления целевых средств:

Если отразить поступление ЦС необходимо сразу на 86 счет, то используется Кассовый метод. Если отражение выполняется через начисление на счет учета расчетов с контрагентом, то в этом случае необходимо использовать Метод начисления.

ВАЖНО: при поступлении целевых средств обязательно нужно указывать «Назначение целевых средств» и «Источник поступления».

Кассовый метод.

Поступление кассовым методом

При использовании «Кассового метода» в документах поступления «Поступление наличных» или «Поступление на расчетный счет» с видом операции «Целевое поступление» устанавливается флажок «Кассовый метод». При этом начисление целевых средств производится сразу на счет 86.

Если при отражении поступления ЦС на счет 86 использовать не Кассовый метод, а метод начисления, то в документе не будет возможности указать «Назначение целевых средств», что в дальнейшем приведет к ошибкам при ведении учета.

Назначение целевых средств

Метод начисления.

При использовании «Метода начисления» в документах поступления «Поступление наличных» или «Поступление на расчетный счет» флажок «Кассовый метод» не устанавливается.

Поступление методом начисления

Сначала оформляется поступление ЦС на счет расчетов с контрагентами, например, 78.86.

Затем, для отражения поступления сумм на счет учета целевого финансирования 86, необходимо создать документ «Начисление источников целевого финансирования».

Документ можно оформить по кнопке «Создать на основании».

Начисление источников целевого финансирования

В документе обязательно указываем источник и назначение целевых средств. Формируются проводки Дт 76.86 Кт 86:

Начисление источников целевого финансирования

Закрытие счетов некоммерческих затрат

В программе некоммерческая организация может вести учет или только по некоммерческой деятельности (НКД) или, наряду с некоммерческой, вести предпринимательскую деятельность (ПД). Для ведения предпринимательской деятельности необходимо в учетной политике НКО установить флажок «Ведется предпринимательская деятельность»:

Учет предпринимательской деятельности в НКО

При данной настройке открываются дополнительные возможности для ведения учета затрат: возможность распределения затрат в конце месяца между ПД и НКД.

Операция «Распределение затрат между ПД и НКД»

Данная операция необходима в том случае, когда заранее неизвестно, на каком счете необходимо отразить косвенные расходы, т.е. это расходы предпринимательской деятельности или некоммерческой.

Для отражения таких расходов предназначен счет 26.03, который в конце месяца распределяется. Затраты, отраженные на этом счете, распределяются по счетам 26.01 «Общехозяйственный коммерческий» и 26.02 «Общехозяйственный некоммерческий».

Выполняется это с помощью операции «Распределение затрат между ПД и НКД».

Как выполняется распределение:

Распределение затрат между ПД и НКД производится пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. В качестве источника для определения базы распределения берутся данные по счетам 90.01 и 91.01 по предпринимательской деятельности и Кт 86 по некоммерческой деятельности.

Данный способ распределения жестко задан в программе и не настраивается.

Распределение затрат между ПД и НКД

На закладке «Доход организации» рассчитываются доходы по ПД и НКД.

По ПД данные собираются по счетам 90.01 и 91.01.

По НКД данные собираются по кредиту счета 86.

На закладке «Распределение» выполняется распределение затрат между ПД и НКД:

Распределение затрат между ПД и НКД

Рекомендации:

Если в базе не выполняется распределение, то необходимо проверить, есть ли обороты по Кредиту счетов 90.01, 91.01 и 86. Сделать это можно с помощью отчета «Оборотно-сальдовая ведомость» или «Оборотно-сальдовая ведомость по счету». Если в текущем месяце не были отражены доходы на указанных счетах, рекомендуется распределить затраты вручную в документе «Распределение затрат».

Если распределение выполнено, но не пропорционально доле соответствующего дохода, а «как-то по другому», то нужно проверить, какая статья затрат указана при оформлении расхода на счете 26.03. Должна быть статья «По разным видам деятельности»:

Статья затрат организации

В таком случае будет происходить распределение.

Если будет указана статья «Финансируемые за счет целевых средств», то вся сумма со счета 26.03 будет отнесена на счет 26.02 и распределения между ПД и НКД не произойдет. Соответственно, если указана статья «По деятельности с основной системой налогообложения» – то на 26.01.

При оформлении операций по отражению расходов на счете 26.03 можно не заполнять значение субконто «Назначение целевых средств» и источник финансирования:

Назначение целевых средств

В таком случае порядок распределения следующий:

сначала затраты со счета 26.03 распределяются по счетам 26.01 и 26.02;

затем затраты со счета 26.02 будут распределены по назначениям целевых средств и источникам финансирования. Способы указываются в учетной политике.

По назначениям целевых средств:

Распределение по назначению целевых средств

По источникам финансирования:

Распределение по источникам целевых средств

Пример распределения по источникам целевых средств

Если при оформлении операций по отражению расходов на счете 26.03 назначение целевых средств и источник финансирования были указаны, то операции «Распределение затрат по назначениям целевых средств» и «Распределение затрат по источникам финансирования» выполняться не будут и сразу счет 26.02 будет закрыт на 86 в операции «Закрытие счетов 20, 23, 25, 26».

Если флажок «Ведется предпринимательская деятельность» не установлен, то операция распределения затрат между ПД и НКД не выполняется, т.е счет 26.03 не будет закрыт. Если предпринимательская деятельность не ведется, 26.03 указывать в документах не следует.

Операция «Распределение затрат по назначениям целевых средств»

Операция выполняет распределение общехозяйственных затрат по НКД между проектами (назначениями целевых средств).

Если при выполнении хозяйственных операций заранее не известно по какому назначению необходимо оформить данную операцию, в документе можно оставить не заполненным данное поле. При закрытии месяца все данные по Дт счета 26.02 с пустым субконто «Назначение целевых средств» будут распределены в соответствии с настройкой, указанной в учетной политике:

Распределение пропорционально поступлениям

распределение общехозяйственных расходов поровну между проектами, по которым было поступление ЦС;

распределение общехозяйственных расходов поровну между проектами, по которым было поступление ЦС (нарастающий итог);

распределение общехозяйственных расходов пропорционально сумме прямых расходов (Сначала определяется удельный вес прямых расходов каждого проекта в общей их сумме, а затем умножается сумма общехозяйственных расходов на полученные значения);

списание общехозяйственных расходов пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ;

списание общехозяйственных расходов пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ (нарастающий итог);

Для методов распределения Нарастающим итогом дополнительно указывается месяц, начиная с которого нарастающим итогом в течение года будет собираться база распределения общехозяйственных расходов по назначениям целевых средств (проектам), а также нарастающим итогом суммы распределенных затрат по назначениям (проектам):

Дата начала сбора базы распределения общехозяйственных расходов

Пример пропорционального распределения

Если при выполнении операции возникли ошибки, то необходимо проверить следующее:

Имеются ли остатки по Дт счета 26.02 с пустым субконто «Назначение целевых средств». Для этого можно использовать отчет «Оборотно-сальдовая ведомость по счету».

Заполнен ли метод распределения в учетной политике НКО.

В зависимости от метода, есть ли база распределения:

Методы «Пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ» или «Поровну между проектами, по которым было поступление ЦС». В этом случае должно быть отражено поступление целевых средств в текущем месяце по кредиту 86 счета в разрезе назначений целевых средств. Т.е. проверяем обороты по Кт счета 86 с заполненным субконто «Назначение целевых средств».

По Кт 86 счета были поступления:

Затраты по Дт 26.02 с незаполненным субконто «Назначение целевых средств» составили 80 000 р.

Распределение пропорционально удельному весу произойдет следующим образом:

Проект 1: 50 000 * 80 000 / 110 000 = 36 363, 64 р.

Проект 2: 20 000 * 80 000 / 110 000 = 14 545, 45 р.

Проект 3: 40 000 * 80 000 / 110 000 = 29 090, 91 р.

Распределение поровну составит на каждый проект: 110 000 / 3 = 36 666,67 р.

При методе «Пропорционально сумме прямых расходов» в документах отражения прямых затрат за текущий месяц должен быть указан счет 20.03 и указано назначение целевых средств. Т.е. проверяем, есть ли обороты по Дт счета 20.03 с заполненным субконто «Назначение целевых средств». При распределении сначала определяется удельный вес прямых расходов каждого проекта в общей их сумме, а затем умножается сумма общехозяйственных расходов на полученные значения (аналогично примеру выше).

Если в текущем месяце не были оформлены операции, на основании которых происходит распределение, то рекомендуется использовать другой метод распределения или распределить затраты вручную в документе «Распределение затрат».

Операция «Распределение затрат по источникам финансирования»

Если при оформлении операций по расходу целевых средств заранее неизвестно из каких источников используются средства или нужно оформить расход сразу по нескольким источникам, то для этого предназначена операция «Распределение затрат по источникам финансирования». В этом случае, при оформлении операций по расходу, источник финансирования не заполняется. В конце месяца произойдет распределение по источникам в соответствии с методом, указанным в учетной политике НКО.

Для выполнения этой операции должны быть остатки на конец периода по счетам 20.03 и 26.02 с пустым значением источника финансирования. В учетной политике необходимо указать метод распределения:

Распределение по источникам финансирования

Пример распределения по источникам

По каждому проекту (назначению) указывается, какие источники могут быть использованы и в какой пропорции.

Если в данной настройке проект не указывать, то распределение будет одно для всех проектов.

В этой настройке не нужно указывать только один источник финансирования. Если известен конкретный источник, то его не нужно распределять, а можно сразу указать при оформлении расходов.

Если при выполнении операции возникли ошибки, то необходимо проверить следующее:

Имеются ли остатки по Дт счетов 20.03 или 26.02 с пустым источником.

Заполнен ли метод распределения в учетной политике НКО.

Если остатки на счетах имеются, нужно проверить корректность указания назначений целевых средств. Назначение в настройке распределения по источникам должно соответствовать назначениям, указанным в качестве субконто к счетам 20.03 или 26.02.

Пример: Задана настройка распределения:

Пример настройки распределения

Назначение ЦС – «На реализацию проекта».

Источники финансирования – Целевые взносы – 50%, Добровольные взносы и пожертвования – 50%.

Остатки на конец месяца:

– Дт 20.03 – 10 000 руб.

Назначение ЦС «На реализацию проекта»

– Дт 20.03 – 7 000 руб.

Назначение ЦС «Содержание аппарата управления»

После выполнения операции распределения будут суммы:

– Дт 20.03 – 5 000 руб.

Назначение ЦС «На реализацию проекта»

Источник «Целевые взносы»

– Дт 20.03 – 5 000 руб.

Назначение ЦС «На реализацию проекта»

Источник «Добровольные взносы и пожертвования»

То есть распределение суммы произошло по 50% на каждый источник.

Остатки по Дт 20.03 – 7 000 руб с назначением ЦС «Содержание аппарата управления» – не распределятся, т.к. не задана настройка распределения для назначения «Содержание аппарата управления».

В этом случае можно:

Добавить метод распределения для недостающего назначения ЦС.

Распределить затраты вручную в документе «Распределение затрат».

Реформация баланса

В конце года производится регламентная операция «Реформация баланса», при этом формируется проводка по закрытию счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на счет 86 «Целевое финансирование».

В учетной политике необходимо задать аналитику для счета учета целевых средств в данной операции:

Настройки аналитики счетов для реформации баланса

Завершение закрытия месяца

Разберем общий порядок закрытия месяца.

При закрытии месяца некоммерческой деятельности выполняются последовательно три операции:

распределение затрат между ПД и НКД;

распределение затрат по назначениям целевых средств;

распределение затрат по источникам финансирования.

После выполнения всех операций по распределению для корректного закрытия месяца нужно проверить:

Остатков на счете 26.03 быть не должно.

По счетам 26.02 и 20.03 остатки должны быть в разрезе назначений и источников финансирования.

Проверить можно в отчете «Оборотно-сальдовая ведомость по счету».

Следующим этапом производится закрытие счетов затрат в операции «Закрытие счетов 20, 23, 25, 26». По счетам затрат по предпринимательской деятельности выполняется закрытие в соответствии с типовым механизмом Бухгалтерии предприятия. Для некоммерческих затрат при закрытии никаких дополнительных условий нет. Все остатки по Дт счетов 20.03 и 26.02 должны закрываться автоматически на счет 86.

Все эти действия выполняются автоматически при закрытии месяца:

Читайте также: