Руководитель палаты налоговых консультантов

Опубликовано: 19.09.2024

Палата налоговых консультантов - профессиональное сообщество налоговых консультантов, член Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE).

Палата налоговых консультантов зарегистрирована 9 января 2002 года.

Миссия Палаты:

  • становление и развитие профессионального налогового консультирования в России;
  • участие в формировании налоговой культуры общества;
  • представление интересов профессионального сообщества на международном уровне.

Направления деятельности:

  1. Выражает мнение профессиональной общественности по вопросам совершенствования налогового законодательства.

Научно-экспертный совет Палаты является профессиональной площадкой для системного обсуждения ключевых проблем, обмена опытом и выработки согласованной позиции по дискуссионным вопросам налогового законодательства.

Взаимодействует с законодательными и исполнительными органами власти; проводит независимую экспертную оценку законопроектов в налоговой сфере; готовит экспертные заключения по дискуссионным вопросам.

Налоговые экспертизы, подготовленные научно-экспертным советом, уже неоднократно использовались и налогоплательщиками, и налоговыми органами, в разрешении спорных ситуаций.

Формирует профессиональный корпус налоговых консультантов.

Более 70 аккредитованных образовательных организаций по всей России – партнеры Палаты в сфере подготовки и повышения квалификации налоговых консультантов.

Образовательные программы подготовки налоговых консультантов рассчитаны на специалистов как с опытом работы в сфере экономики и/или права, так и без него.

Ведет Единый реестр аттестованных налоговых консультантов России.

Сообщает общественности о действительных членах, повышающих свой профессиональный уровень.

Более 10 000 специалистов имеют квалификационный аттестат «Консультант по налогам и сборам».

Единый Реестр налоговых консультантов с действующими квалификационными аттестатами размещен:

  • на сайте Палаты
  • в СПС «КонсультантПлюс»

Только члены Палаты могут зарегистрироваться в Европейском реестре налоговых консультантов. Представляет и защищает интересы практикующих специалистов в сфере налогообложения, формирует правовую среду для организации их деятельности.

Ваш налоговый консультант

Данный проект позволяет налогоплательщику оперативно получать информацию об услугах налоговых консультантов в своем регионе, а налоговым консультантам представить информацию о своей деятельности налогоплательщикам.

Единый банк данных о работниках и работодателях в сфере налогового консультирования

Работодатель, заинтересованный в привлечении в организацию квалифицированного специалиста – налогового консультанта, может получить сведения о налоговых консультантах, готовых рассматривать вопросы трудоустройства.

Аттестованный налоговый консультант вправе разместить информацию о себе в банке данных и получать информацию о появляющихся вакансиях.

Информационный портал www.nalog-forum.ru обеспечивает практикующих специалистов актуальной практической информацией и экспертной поддержкой. Информирует и консультирует налогоплательщиков по проблемным вопросам налогового законодательства.

Аттестованные налоговые консультанты отвечают на вопросы индивидуальных предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса.

Налогоплательщики могут оперативно получить информацию и разъяснения по вопросам налогообложения независимо от своего местонахождения. Связь осуществляется по бесплатным каналам связи: e-mail, SKYPE, чат.

Налоговые консультанты – представители крупных, средних, малых консалтинговых компаний, частнопрактикующие специалисты объединились вместе, чтобы оказать информационно-консультационную поддержку налогоплательщикам на безвозмездной основе.

Запланированные даты и время сеансов связи размещены на www.TaxExpo.ru

Сотрудничество с целым рядом средств массовой информации, разъяснение вопросов применения налогового законодательства.

Услуги налогового консультанта для юридических и физических лиц в Москве и МО

  • УСЛУГИ
  • Цены
  • Отзывы
  • Контакты
  • УСЛУГИ
  • Цены
  • Отзывы
  • Контакты


  • УСЛУГИ
  • ЦЕНЫ
  • ОТЗЫВЫ
  • КОНТАКТЫ


Пройдите тест из 7 вопросов и получите экспресс-проверку вашей компании

Назад
Следующий вопрос
Последний вопрос

Чувствуете, что налогов платите больше, чем хотелось бы.

Налоговая инспекция консультаций не дает (письмо ФНС России от 27.12.2018 № ГД-4-19/25766@), самостоятельно разобраться не получается.

Есть выход - обратиться за консультацией к специалисту – профессиональному налоговому консультанту.

Ведь цена ошибки очень высока – доначисление налогов, штрафы, пени!

Любой налогоплательщик, будь то организация или ИП, всегда стремится оптимизировать собственное налоговое бремя, снизить налоговые расходы (налоговую нагрузку), то есть по возможности меньше платить налогов.

Предлагаю посмотреть на ваш бизнес глазами специалиста, разбирающегося в нюансах и тонкостях налогового законодательства:

  1. помочь в расчете собственной налоговой нагрузки так, чтобы компания или предприниматель получали реальный доход;
  2. принять решение по использованию льгот и преимуществ, которые предоставляет налоговое законодательство для вашей сферы деятельности и вашего региона;
  3. провести налоговый аудит с целью исключить возможные переплаты налогов, оценить используемую систему налогообложения, а также дать рекомендации по оптимизации налогообложения.
Понимаю, что сейчас настало непростое время для бизнеса и оптимизация всех расходов, в том числе и налоговых, выходит на первый план.

Необходимо иметь в виду, что, выбирая ту или иную схему налоговой оптимизации, помимо финансовой выгоды важно правильно оценить риски для руководителя и учредителей.

Не все схемы налоговой оптимизации безопасны. Именно поэтому этот вопрос лучше доверить профессионалам. Не допускайте ошибок, обращайтесь!

Вопрос выбора режима налогообложения при открытии бизнеса стоит одним из первых.

На выбор системы налогообложения влияет очень много факторов.

Платить налоги можно по общей системе налогообложения (ОСНО) или применять специальные режимы (УСН, патент (ПСН), налог на профессиональный налог (самозанятость).

При выборе УСН важно не прогадать с выбором объекта. Если вы знаете, что расходов будет немного или, наверняка возникнут сложности с оформлением первичных документов, лучше выбрать «доходы». Если все расходы понятны и задокументированы, их доля более 60 %, выбор лучше сделать в пользу «доходы минус расходы».

Для кого-то наиболее выгодной будет ПСН (только для ИП), поскольку позволяет платить налог без привязки к фактическим продажам. Для других патент может стать угрозой для бизнеса, поскольку даже если выручки не было, налог платить все равно нужно.

Некоторые налоговые режимы можно довольно эффективно совмещать.

Чтобы ответить на вопрос, какая система налогообложения самая выгодная, нужны исходные данные:

- для какой формы собственности выбираете систему налогообложения: ООО или ИП? Налоговая нагрузка у ИП и ООО может существенно различаться в зависимости от особенностей деятельности.

- в каком регионе собираетесь регистрироваться и осуществлять деятельность?
По некоторым налогам ставки, льготы, сроки и порядок уплаты устанавливаются на региональном (местном) уровне.

- чем будете заниматься, какой род деятельности?
Подобрать такой ОКВЭД, который подпадает под налоговые каникулы или под льготные ставки налога.

- будут ли наемные работники, сколько сотрудников вы планируете?

- какой в год доход предполагаете получать? ⠀

- какие будут расходы, сможете ли их подтверждать документами?

Имея эти сведения, можно оценить какой налоговый режим вам будет выгоднее применять или на какой перейти.
Это далеко не весь перечень вопросов и нюансов.

Что вы получите в результате?

В результате будет подобрана оптимальная система налогообложения, которая выгодна именно вам и учитывает все нюансы вашего бизнеса.

Успех любого бизнеса напрямую зависит от выбора стратегии развития и решений, которые принимает руководство. Каждому важному решению должны обязательно предшествовать:

- тщательный анализ налоговых последствий заключаемых сделок;

- выработка стратегии налоговой оптимизации;

Привлечение профессионального консультанта дает возможность гарантированно избежать штрафов и других санкций , а также предупредить вероятные налоговые споры.

Что вы получите в результате?

Результатом сотрудничества будет оценка налоговых рисков для вашего бизнеса, сделок, отдельных операций, а также будут даны рекомендации как уберечь ваш бизнес от доначисления налогов, пеней и штрафов или отказа в возмещении налога, блокировки счетов или назначения выездной проверки.

Всем предпринимателям уже понятно, что наступают трудные времена.

Думаю, сейчас самое время подумать, как оптимизировать налоговую нагрузку, сократить налоговые расходы .

Очень часто предприниматели, ведя бизнес, не подозревают, что его можно разделить на отдельные виды. Например, салон красоты плюс продажа косметики в салоне, мастер маникюра плюс обучение, фотограф плюс мастер-классы, магазин тканей плюс ателье при нем и т.д.

И, как правило, применяют при этом одну систему налогообложения: ОСНО или УСН.

Однако по каждому виду деятельности могут применяться разные налоговые режимы, это называется совмещение режимов налогообложения.

Совмещение нескольких режимов налогообложения позволит вам оптимизировать налоговую нагрузку, снизить размер уплачиваемых налогов.

На консультации я помогу разобраться с такими вопросами, как:

- чем заменить ЕНВД;

- «спорные» расходы при применении УСН;

- работа на патентной системе (ПСН);

- переход ИП на спецрежим НПД (самозанятость);

- налоговый учет и отчетность, и другие.


Записывайтесь на консультацию и получите рекомендации по сокращению налоговых расходов вашего бизнеса.

Если вы столкнулись с вопросами налогообложения, которые не можете решить самостоятельно, а после «проработки» вопроса у вас остаются сомнения в правильности принятого решения или вы не получили точного ответа, то лучше обратиться за консультацией к специалисту – профессиональному налоговому консультанту.

На консультации по налоговым вычетам мы разберем вопрос можете ли вы претендовать на вычет по НДФЛ, размер вычета и условия получения.

Для вас она будет абсолютно бесплатной , если вы после консультации закажите услугу подачи декларации 3- НДФЛ на налоговый вычет.

По вопросам налогообложения доходов физлиц по операциям с ценными бумагами, вы можете обратиться за консультацией:

- для получения инвестиционного налогового вычета;

- для решения вопроса облагается полученный доход НДФЛ или нет;

- для оценки правильности определения налоговой базы по НДФЛ;

- для рассмотрения возможных вариантов оптимизации налога.

Если вы решили осуществлять деятельность в качестве «самозанятого» и не знаете, как и с чего начать, я помогу разобраться в нюансах Налога на профессиональный доход (НПД).

В рамках консультации вы получаете:

- ответы на любые вопросы, связанные с применением спецрежима;

- помощь при регистрации физлица в качестве самозанятого.

Записывайтесь на консультацию и сэкономьте тысячи рублей или получите их из бюджета.

Чувствуете, что налогов платите больше, чем хотелось бы.

Налоговая инспекция консультаций не дает (письмо ФНС России от 27.12.2018 № ГД-4-19/25766@), самостоятельно разобраться не получается.

Есть выход - обратиться за консультацией к специалисту – профессиональному налоговому консультанту.

Ведь цена ошибки очень высока – доначисление налогов, штрафы, пени!

Как экономить на налогах, используя законные способы оптимизации? Зачем нужен налоговый аудит?
Любой налогоплательщик, будь то организация или ИП, всегда стремится оптимизировать собственное налоговое бремя, снизить налоговые расходы (налоговую нагрузку), то есть по возможности меньше платить налогов.

Предлагаю посмотреть на ваш бизнес глазами специалиста, разбирающегося в нюансах и тонкостях налогового законодательства:

  1. помочь в расчете собственной налоговой нагрузки так, чтобы компания или предприниматель получали реальный доход;
  2. принять решение по использованию льгот и преимуществ, которые предоставляет налоговое законодательство для вашей сферы деятельности и вашего региона;
  3. провести налоговый аудит с целью исключить возможные переплаты налогов, оценить используемую систему налогообложения, а также дать рекомендации по оптимизации налогообложения.
Понимаю, что сейчас настало непростое время для бизнеса и оптимизация всех расходов, в том числе и налоговых, выходит на первый план.

Необходимо иметь в виду, что, выбирая ту или иную схему налоговой оптимизации, помимо финансовой выгоды важно правильно оценить риски для руководителя и учредителей.

Не все схемы налоговой оптимизации безопасны. Именно поэтому этот вопрос лучше доверить профессионалам. Не допускайте ошибок, обращайтесь!

Какой режим налогообложения выбрать, открывая бизнес? Какая система налогообложения самая выгодная?
Вопрос выбора режима налогообложения при открытии бизнеса стоит одним из первых.

На выбор системы налогообложения влияет очень много факторов.

Платить налоги можно по общей системе налогообложения (ОСНО) или применять специальные режимы (УСН, патент (ПСН), налог на профессиональный налог (самозанятость).

При выборе УСН важно не прогадать с выбором объекта. Если вы знаете, что расходов будет немного или, наверняка возникнут сложности с оформлением первичных документов, лучше выбрать «доходы». Если все расходы понятны и задокументированы, их доля более 60 %, выбор лучше сделать в пользу «доходы минус расходы».

Для кого-то наиболее выгодной будет ПСН (только для ИП), поскольку позволяет платить налог без привязки к фактическим продажам. Для других патент может стать угрозой для бизнеса, поскольку даже если выручки не было, налог платить все равно нужно.

Некоторые налоговые режимы можно довольно эффективно совмещать.

Чтобы ответить на вопрос, какая система налогообложения самая выгодная, нужны исходные данные:

- для какой формы собственности выбираете систему налогообложения: ООО или ИП? Налоговая нагрузка у ИП и ООО может существенно различаться в зависимости от особенностей деятельности.

- в каком регионе собираетесь регистрироваться и осуществлять деятельность?
По некоторым налогам ставки, льготы, сроки и порядок уплаты устанавливаются на региональном (местном) уровне.

- чем будете заниматься, какой род деятельности?
Подобрать такой ОКВЭД, который подпадает под налоговые каникулы или под льготные ставки налога.

- будут ли наемные работники, сколько сотрудников вы планируете?

- какой в год доход предполагаете получать? ⠀

- какие будут расходы, сможете ли их подтверждать документами?

Имея эти сведения, можно оценить какой налоговый режим вам будет выгоднее применять или на какой перейти.
Это далеко не весь перечень вопросов и нюансов.

Что вы получите в результате?
В результате будет подобрана оптимальная система налогообложения, которая выгодна именно вам и учитывает все нюансы вашего бизнеса.
Записаться на консультацию

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
На фото Ярослав Савин,
руководитель Центра структурирования бизнеса и
налоговой безопасности - taxCOACH

Налоги не причина хозяйственной деятельности предпринимателя, а неизбежное следствие. Эта аксиома стара и всем известна, однако и по сей день она пополняется новым смыслом, в такт изменениям в клубке экономических отношений.

В России десятки тысяч человек называют себя налоговыми консультантами. Это и реализующие себя через призму деятельности отдельного налогоплательщика (юрисконсульты, бухгалтеры, финансовые сотрудники организаций). Это и юридические фирмы, каждая четвертая из которых заявляет о своей готовности защитить в налоговом споре. Это и аудиторы, исторически разбавляющие свои прямые обязанности советами относительно налоговых рисков и возможностей. И специализированные консалтинговые компании (их правда совсем немного), также добавляющие неразберихи в ума бизнесменов управлением налоговыми рисками.

Однако самые важные вопросы остались.

Для бизнеса: чем на самом деле занимаются налоговые консультанты и что в действительности они могут "уметь"? Какие из моих проблем они могут решить? Как я с их помощью могу "не потерять", а еще лучше - заработать? Чем консультант передо мной отвечает за результат своего труда? Как понять, насколько оправданные риски он мне предлагает или, наоборот, не слишком ли безрисковую деятельность обещает (как известно, чем меньше риск, тем меньше прибыль)? В конце концов - так в чем все ж таки его ценность для меня?

Для будушего налогового консультанта: а это действительно то, чем есть смысл заниматься? Что является основой успеха в этом деле? Как войти в профессию и, как следствие, куда податься (аудиторская или юридическая фирма, специализированный консалтинг, остаться работать на благо конкретного бизнеса. а может уйти в налоговые инспекторы)? Нужно ли получать какой-то сертификат, аттестат или удостоверение? И где консалтингу учат?

Для действующего налогового консультанта: Что для меня налоговое консультирование? Насколько глубоко я могу и должен погружаться в нюансы клиентского бизнеса? Нужно ли мне также, как и налоги, глубоко изучить менеджмент, право и экономику? Планируя налоговые последствия, смогу ли я помочь одновременно сберечь накопленное имущество, посодействовать роботоспособности и управляемости бизнес-модели, разработанной в целях налоговой оптимизации? А может есть смысл ограничиться постулатом "какой вопрос, такой и ответ"?

Для организаций, обучающих налоговых консультантов: насколько это перспективное направление, чтобы в него вкладываться? Сколько еще стране нужно налоговых консультантов? По какой программе учить? И что вообще должен уметь налоговый консультант?

Здесь внесем ясность. Учитывая, что это первый материал, специально подготовленный для авторской колонки на Клерк.Ру, отвлекусь и задам некторые точки отсчета.

В сфере налогов я, как юла, вращаюсь с середины 90-х. В качестве следователя, юриста, корпоративного налогового консультанта, создателя налоговой практики в юридической фирме. Несколько лет я руковожу специализированным Центром структурирования бизнеса и налоговой безопасности. Юрист, экономист, аттестованный налоговый консультант, 2 года жизни отвел на программу МВА. С 2005 года преподаю по программе Палаты налоговых консультантов по разделу "Организация и методика налогового консультирования".

Всю свою сознательную профессиональную жизнь посвятил так или иначе тому, чтобы научиться слушать и слышать предпринимателей, думать как они и разговаривать на одном с ними языке, чувствовать ритм биения сердца клиентского бизнеса (с детства люблю разбирать часы. и носить предпочитаю "скелетоны").

Мы (в смысле не только я, но и те, с кем работаю) убеждены, что налоговые обязательства - это индикатор текущего и потенциального самочувствия бизнеса. Как общий анализ крови или монитор производительности компьютерной системы. И как для хорошего профессионала врачебной практики, вдумчивый анализ этих данных с учетом видения руководителей и собственников бизнеса, это скорее повод заглянуть внутрь поглубже, чтобы в силу своего опыта совместно с пациентом понять: что же на самом деле происходит. Здесь примерно об этом и пойдет речь.

Но это лирика. Теперь кратко и по делу :)

Налоговое консультирование как более или менее организованное профессиональное сообщество развивается в России всего 10 лет. Палата налоговых консультантов наметила торжества по этому случаю на февраль 2012 года.

В начале осени российскую Палату приняли в CFE - Европейскую налоговую конфедерацию - представленную на сегодняшний день 24 странами Европы. При таких обстоятельствах тем интереснее было принять участие в только что состоявшейся деловой поездке по Чехии и Германии, совмещенной с ежегодной конференцией российской Палаты налоговых консультантов при участии делегаций из России, Польши, Словении, Германии, Чехии и даже Узбекистана.

Конечно, каждая страна, как и любой бизнес, по своему уникальны, однако статистика упрямо указывает: все подчинено определенным тенденциям, векторам и трендам. От того выводы из всего, что удалось подглядеть или пронаблюдать заграницей представляются мне любопытными для вас (как для руководителей и собственников бизнеса, так и для налоговых консультантов) здесь - у нас в России.

1. Деятельность налоговых консультантов жестко отграничена от юридической деятельности и от аудиторской. В первую очередь, как мне показалось, это обусловлено разностью векторов. Особенно в части аудита, поскольку целью последнего является минимизация рисков акционеров. Налоговый же консалтинг европейцам представляется как часть управленческого консалтинга.

2. В большинстве европейских стран действует специальный закон в отношении налогового консультирования. Кто угодно такой деятельностью заниматься не может. Только члены проффесиональных сообществ, сдавшие квалификационный экзамен.

3. Как следствие, налоговые консультанты полностью опосредуют деятельность, связанную с публичными налоговыми обязанностями, подготовкой и сдачей налоговой и бухгалтерской отчетности.

4. Опять же как следствие, налоговые споры также во многом изъяты из обычной юридической практики. Кроме того, участие в налоговых спорах, вытекающих из вопросов, в свое время ставших предметом деятельности налогового консультанта, это дополнительная гарантия для клиента, поскольку такая защита осуществляется на специальных условиях, вплоть до отказа от "гонорара успеха" (от % за оспоренную в суде сумму).

5. С другой стороны, основная деятельность налоговых консультантов сосредоточена не столько на декларировании свершившихся фактов, сколько на погружении в хозяйственную деятельность клиентского бизнеса. Именно поэтому квалификационные экзамены, так же как и в России, включают в себя и налоговые, и экономические, и правовые, и бухгалтерские дисциплины. Плюс навыки собственно процесса консультирования, гарантирующие клиенту способность консультанта лечить не симптомы, а причину заболевания.

6. Большинство налоговых консультантов участвуют в обеспечении имущественной безопасности бизнеса. При этом задействование нескольких юрисдикций, включая низконалоговые, при построении бизнеса широко распространено. Правда в отличие от российской практики, европейские бизнесмены хорошо осознали необходимость разделения моделей международной налоговой оптимизации и обеспечения сохранности имущества. Для российского бизнеса, озобоченного результатами грядущих выборов 2011-2012 г.г., это тем более актуально.

7. Учитывая названное, европейские налоговые консультанты повсеместно вступают в международные профессиональные группы компаний. При этом большинство компаний небольшие - от 10 до 30 человек. В совокупности это дает и гибкость в работе с клиентом (крупные компании более неповоротливы), и, одновременно, больший профессионализм при использовании стыков налогового законодательства разных юрисдикций.

8. Задействованы возможности, в большинстве своем не используемые российскими налоговыми консультантами, замкнувшимися в основном на простейшем варианте: вопрос-ответ. Речь идет о реализации функций контроллинга за службами внутри клиентского бизнеса, в том числе и через независимых членов совета директоров. Очень разумный подход (мы сами его уже не раз пробовали), поскольку комплексное видение налогового консультанта со стороны позволяет задавать "правильные" и очень неприятные вопросы ответственным лицам внутри организации.

9. Учитывая интимность налоговых вопросов и сложности как для бизнесмена, так и для консультанта в установлении взаимных доверительных отношений, имеется само собой разумеющаяся тенденция в привлечении тех же консультантов к обслуживанию топ-менеджмента и собственников бизнеса как физических лиц - налогоплательщиков (обладание яхтами, акциями и домами за границей тоже требуют налоговых познаний, не говоря уже об обустройстве оффшорных счетов).

10. Как следствие законодательного регулирования налогового консультирвания (читай - государственная преференция на возможность заработка) используется добровольно-принудительное страхование ответственности на манер российского аудита. У нас пока страховые компании очень вяло реагируют на наши запросы.

11. И напоследок. Очень понравились оцифрованные данные за последние 20 лет деятельности европейских палат налоговых консультантов. Тенденция идентична. Даже с Россией. Первые 10 лет во всех странах шла работа на объем аттестованных специалистов. Даже цифры сходятся - как и у нас, там это около 4000 активно практикующих консультантов. Далее все как один начинают планомерно ужесточать требования к кандидатам (в основном требуют большой стаж работы по экономической или юридической специальностям) и условия проведения экзаменов (в среднем экзамен сдают 20-30% кандидитов). И за следующие 10 лет количество принятых в Палату сокращается в 10-20 раз. То есть профессиональное сообщество начинает работать на качество.

Российской Палате налоговых консультантов исполняется как раз 10 лет и практика "закручивания гаек" как результат взросления уже налицо. Посмотрим, что будет дальше.

Налоговое консультирование: новая эпоха?

НК РФ – это один из рекордсменов среди кодексов по частоте вносимых изменений. Общая часть НК РФ действует с 1 января 2000 года, и за это время поправки вносились в нее более 200 раз. Одно это уже затрудняет исчисление налогов – но налоговый закон к тому же и сформулирован непросто.

Поэтому услуги налоговых консультантов, помогающих разобраться в хитросплетениях налоговых норм, весьма востребованы – особенно бизнесом. Конечно, сегодня специальный правовой статус налоговых консультантов в законе не закреплен, однако эта отрасль консалтинга уже давно и успешно развивается. Обычно в качестве налоговых консультантов выступают адвокаты (или, как уточняют они сами, "налоговые адвокаты"), юрисконсульты, не имеющие адвокатского статуса, либо экономисты.

Сегодня у таких специалистов есть возможность подтвердить свою компетентность путем сдачи квалификационного экзамена в Палате налоговых консультантов и получить соответствующий аттестат. На сегодняшний день выдано более 10 тыс. квалификационных аттестатов по специальности "Консультант по налогам и сборам".

В конце мая в Госдуму поступил законопроект "О налоговом консультировании" (далее – Законопроект), закрепляющий основы правового статуса налоговых консультантов и правила оказания ими услуг 1 . Посмотрим, как предлагается урегулировать уже сложившиеся отношения и что по этому поводу думают эксперты.

Налоговые консультанты – кто они?

Несмотря на довольно развитый рынок налогового консалтинга, в договоре на оказание услуг или трудовом договоре все же редко фигурируют такие стороны, как "налоговый консультант" или "работник-налоговый консультант". Чаще заключается обычный договор оказания услуг, в котором налоговый консультант поименован как "исполнитель". Но бывают и исключения, когда один из контрагентов назван именно налоговым консультантом (постановление ФАС Поволжского округа от 8 июля 2011 г. № Ф06-5329/11 по делу № А65-8463/2009, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 г. № 11АП-12210/12 по делу № А55-17726/2011).

В судебной практике вместо привычного "представитель по доверенности" встречается даже "налоговый консультант по доверенности" – правда, это единичный случай (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2012 г. № 19АП-2991/12 по делу № А35-12334/2011).

Сегодня профессионал может получить статус налогового консультанта, успешно завершив образовательные курсы при Палате налоговых консультантов. Однако в настоящее время этот статус государством не признается. Аттестат налогового консультанта, конечно, играет определенную роль – но только как конкурентное преимущество на рынке юридических услуг или актив соискателя при трудоустройстве.

Кроме того, статус налогового консультанта может использоваться в качестве доказательства обоснованности судебных расходов на квалифицированную юридическую помощь (постановление ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. № Ф06-2759/11 по делу № А65-19019/2010).

Сегодня суды не воспринимают налоговых консультантов как самостоятельных субъектов правоотношений. К примеру, налогоплательщик не может сослаться на то, что о какой-то норме он узнал только из заключения налогового консультанта – ведь по закону налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять налог (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2014 г. № 18АП-591/14 по делу № А07-11599/2013).

Законопроект предлагает придать статусу налоговых консультантов официальный характер: после успешной сдачи квалификационного экзамена компетенция специалиста будет официально подтверждена аттестатом. К сдаче экзамена, который проводит сегодня Палата налоговых консультантов, сегодня готовят 80 вузов по всей стране по единой программе. В каком порядке будет проходить обучение налоговых консультантов и кому по новому закону будут сдавать экзамен претенденты – пока непонятно.

Предполагается, что статус налогового консультанта может приобрести и штатный сотрудник организации. В этом случае закон о налоговом консультировании будет распространяться на него в полной мере.

Если профессионала не обладает официальным статусом налогового консультанта, то практиковать ему никто не запретит – однако он будет лишен возможности называть себя "налоговый консультант" (для организаций – "налоговая консультация").


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"По большому счету, данный законопроект никакого регулирования не осуществляет, а только предлагает консультантам на добровольной основе объединиться в СРО, чтобы сохранить (или приобрести) в названии организации словосочетание "налоговый консультант". Конечно, в зависимости от размеров взносов, которые будут установлены, организации смогут нивелировать свою имущественную ответственность за счет фонда, собранного СРО. Иных "бонусов" для налоговых консультантов законопроект не предполагает, за исключением, может быть, недопущения изъятия предметов и документов, кроме как в рамках УПК РФ (хотя, предпочтительно было бы, по решению суда).

С другой стороны, развитию рынка налогового консультирования может помешать тот факт, что органом, регулирующим их деятельность, будет Минфин России. Вероятно, налоговые консультанты будут вынуждены давать консультации, так или иначе поддерживающие мнение ведомства, тогда как налогоплательщики часто оспаривают действия налоговиков, основанные на письмах Минфина России"

Объем услуг

Конечно, налоговые консультации будут основным видом деятельности налоговых консультантов. Кстати, в Законопроекте они прочно увязаны с составлением заключения по итогам консультации – поэтому пока неясно, можно ли будет консультировать устно.

Перечень услуг налоговых консультантов открытый – на это указывают слова "в частности" перед перечислением видов услуг (ч. 1 ст. 1 Законопроекта).

Конфиденциальность

Многие потенциальные клиенты налоговых консультантов опасаются, что сведения о налоговых правонарушениях или содержание консультации станет известным налоговой инспекции.

Кстати, суды вполне ожидаемо не принимают в качестве доказательств ничем не подтвержденные сведения, полученные от налоговых консультантов в настоящее время (постановление ФАС Центрального округа от 3 мая 2006 г. № А48-401/02-16к). Однако если статус налогового консультанта станет официальным, все может измениться.

Еще один нехороший вариант развития событий – это "утечка" сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, к конкурентам.

Законопроект закрепляет тайну налогового консультирования (п. 3 ч. 2 ст. 5, ст. ст. 7-8), причем не только для налоговых инспекций, а для всех третьих лиц, и относит к ней в том числе производственную и коммерческую тайну. Но предусмотрены и исключения: под режим тайны не попадет информация о факте заключения договора, его цене, а также те сведения, которые клиент обнародовал сам или дал на это согласие.

Правда, ответственность за нарушение обязанности хранить тайну налогового консультирования не предусмотрена. Если провести аналогию с аудиторами, то можно увидеть, что у них такая ответственность есть, и ее объем ограничен убытками, которые понес клиент вследствие разглашения аудитором своего ноу-хау третьим лицам (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Контроль качества и ответственность

Аттестат налогового консультанта должен подтверждать соответствующую квалификацию, и Законопроект предусматривает следующие гарантии качества услуг налоговых консультантов:

Обязательное повышение квалификации (ч. 3 ст. 5 Законопроекта). Минимальное количество учебных часов установлено в размере 72 часов за два года. Кстати, это меньше, чем минимальная программа повышения квалификации аудиторов (не менее 120 часов за три года) (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). В итоге, аудиторы должны обучаться как минимум 40 часов в год, а налоговые консультанты – 36.

Контроль качества (ст. 20 Законопроекта). Интересно, что предусмотрено два вида контроля: внутренний (силами СРО) и внешний (проводимый ФНС России).

Причем периодичность плановых проверок установлена только для первого вида контроля: не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год. Основание для внеплановой проверки, как обычно, – жалоба клиента.

Последствия внешней проверки, в ходе которой были выявлены нарушения требований закона о налоговом консультировании, профессионального стандарта или кодекса этики, могут быть весьма серьезными – вплоть до исключения из СРО. Из более мягких мер реагирования – приостановление членства в СРО, предписание об устранении нарушения и предупреждение.

Имущественная ответственность за некомпетентную консультацию (ст. 17 Законопроекта). В случае, если рекомендации налогового консультанта оказались некачественными, он обязан возместить клиенту убытки в размере штрафа и пени, взысканных налоговиками. Это распространяется и на те случаи, когда консультант утверждал, что ответственность за то или иное нарушение не установлена.

С дополнительной гарантией возмещения убытков со стороны СРО сложнее. С одной стороны, СРО даже не может быть включена в реестр СРО, если не подтвердит возможность обеспечения дополнительной имущественной ответственности (п. 3 ч. 2 ст. 15 Законопроекта).

С другой стороны, в ч. 2 ст. 17 Законопроекта предусмотрено, что СРО вправе (а не обязана) применять меры имущественной ответственности, предусмотренные законом о СРО (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315). И это еще больше запутывает ситуацию: указанный закон предусматривает два способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО: страхование их ответственности либо формирование компенсационного фонда за счет взносов членов СРО. А Законопроект говорит только о второй возможности (абз. 5 ст. 2).


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"Имущественная ответственность определяется как пени и штрафы, начисленные консультируемому лицу вследствие некачественной налоговой консультации. Данный механизм, по сути, уже применяется подавляющим количеством компаний, профессионально занимающихся данным видом деятельности.

Особый интерес представляет формулировка п. 1 ст. 17 законопроекта о моменте наступления ответственности налогового консультанта: "Налоговый консультант, налоговая консультация несут имущественную ответственность в размере сумм санкций и пени, вмененных консультируемому лицу вступившим в законную силу решением о привлечении (отказе в привлечении) консультируемого лица к ответственности за совершение нарушения законодательства или вступления в законную силу судебного акта, признавшего законность такого решения".

Между вступлением решения налогового органа в законную силу и вступлением в законную силу решения суда по этому делу (после прохождения трех инстанций) проходит срок не менее одного года, а часто и гораздо больше. В связи с этим порядок определения момента наступления ответственности налогового консультанта крайне важен, и, как видится мне, автор законопроекта оставляет этот момент на усмотрение сторон (то есть, как будет прописано в договоре)."

Шанс на жизнь

В основном услугами налоговых консультантов сегодня пользуются предприниматели – как малый бизнес (у которого не всегда есть возможность содержать штатного бухгалтера и юриста), так и крупные организации (для разрешения сложных вопросов налогообложения). Обычные граждане — очень редко, в том числе и из-за стоимости услуг хорошего консультанта. Разработчики Законопроекта прекрасно это понимают, отмечая в пояснительной записке, что физические лица "могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового".

Это подтверждают и результаты опроса пользователей нашего портала. На вопрос о том, будут ли они пользоваться услугами профессионалов в сфере налогов, 9% респондентов задали встречный вопрос: "А кто это?". Да и вообще, в целом отношение к институту налогового консультирования у россиян пока настороженное, а нередко и отрицательное.

Между тем, популярность налоговых консультантов в скором будущем может возрасти – ведь с 1 января 2015 года у граждан появится обязанность по извещению налоговых органов об имеющемся имуществе, если не пришла налоговая декларация (Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

53% респондентов одобряют введение института налоговых консультантов.

Сколько будут стоить услуги налоговых консультантов, пока сказать сложно. Скорее всего, расценки сохранятся на нынешнем уровне, потому что формулы расчета стоимости налоговой консультации Законопроект не предусматривает.

В ходе обсуждения Законопроекта неоднократно предлагалось закрепить некоторые преимущества для клиентов аттестованных налоговых консультантов: например, продлить срок предоставления налоговой декларации или вообще освободить их на какое-то время от налоговых проверок. Однако итоговый вариант Законопроекта таких стимулов не содержит.

Правда, не все специалисты соглашаются с их необходимостью. Так, председатель комитета по налогам Московского городского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Зеленов уверен: "Налогоплательщики не должны находиться в неравных условиях в зависимости от того, какая компания их обслуживает, и обслуживает ли вообще".

Трудно спрогнозировать, каким будет закон о налоговом консультировании, когда его примут в окончательном виде. Это как раз тот случай, когда правоотношения не создаются государством "с нуля", а появляются в результате урегулирования уже сложившихся отношений. Поэтому хочется, чтобы законодатель принял во внимание положительный опыт, уже наработанный профессионалами и Палатой налоговых консультантов.

Документы по теме:

1 С текстом законопроекта № 525626-6 "О налоговом консультировании" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Сложность налогового законодательства России требует подготовки специалистов по оказанию услуги по налоговому консультированию, установления единых требований к услуге, применения единых методов и подходов всеми налоговыми консультантами. В связи с этим в России в январе 2002 года была создана Палата налоговых консультантов.

Членами Палаты налоговых консультантов являются налоговые консультанты - физические лица, а также юридические лица.

Одними из главных целей деятельности Палаты налоговых консультантов являются:

- становление и развитие профессионального консультирования по вопросам налогового права, налогообложения на территории Российской Федерации;

- формирование профессионального института специалистов в сфере налогового права и налогообложения, в том числе налоговых консультантов;

- совершенствование правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере налогообложения и налогового консультирования;

- повышение налоговой грамотности общества.

Для достижения этих целей Палата налоговых консультантов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:

- оказывает содействие своим членам в их профессиональной деятельности, в частности, обеспечивает работу Профессионального портала о налогах www.nalog-forum.ru;

- принимает участие и проводит работы по стандартизации деятельности в сфере консультирования по вопросам налогового права и налогообложения;

- разрабатывает единые программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере налогового права и налогообложения;

- содействует формированию и развитию системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере налогового права и налогообложения;

- содействует объединению и координации деятельности субъектов консультирования в сфере налогового права и налогообложения;

- участвует в формировании единого информационного пространства в сфере консультирования по вопросам налогового права и налогообложения;

- оказывает содействие по обеспечению налогоплательщиков публичной информацией и разъяснениями по вопросам налогового законодательства;

- принимает участие в формировании и анализе правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере налогового права и налогообложения;

- принимает участие в проведении научно-аналитической, исследовательской работе по проблемам гармонизации налогового законодательства;

- организует и проводит выставки, конференции, семинары, симпозиумы, «круглые столы», практикумы и иные мероприятия в сфере налогового права и налогообложения;

- принимает участие в теле- и радиопрограммах с целью повышения налоговой грамотности общества;

- осуществляет иные виды деятельности, направленные на достижение уставных целей и не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.

Палата налоговых консультантов получила международное признание. С 2008 года Палата налоговых консультантов является членом Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE), установлены прочные связи с Азиатско-Тихоокеанской ассоциацией налоговых консультантов (AOTCA).

Следует отметить, что в России деятельность налоговых консультантов не регламентирована специальным законом, однако не исключен новый поворот в развитии системы налогового консультирования - 23 мая 2014 года законопроект «О налоговом консультировании», разработанный Председателем комитета по бюджету и налогам А.М. Макаровым, был внесен в Государственную Думу РФ. Вместе с тем данный законопроект предусматривает смешение двух форм регулирования: государственного (ведение реестра аттестованных налоговых консультантов предлагается передать ФНС России) и профессионального (путем создания саморегулируемых организаций).

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

Читайте также: