Самый большой доход дают пошлины за использование суэцкого канала

Опубликовано: 15.05.2024



Судоходная компания Lloyd’s List подсчитала, что блокировка судов в Суэцком канале севшим на мель контейнеровозом Ever Given обходится мировой торговле в $400 млн в час, передает CNBC. Эта сумма основана на стоимости товаров, которые перемещаются на судах по каналу каждый день. По оценке Lloyd’s List, стоимость товаров, которые следуют в западном направлении за день составляет $5,1 млрд, в восточном — $4,5 млрд.

По словам вице-президента по цепочке поставок и таможенной политике Национальной федерации розничной торговли Джона Голда, блокировка усилила напряженность в цепочке поставок. «Каждый день, когда судно остается застрявшим в канале, добавляет задержки к нормальным грузопотокам», - сказал Голд. Он добавил, что члены федерации активно работают с перевозчиками, чтобы отслеживать ситуацию и определить наилучшие стратегии смягчения последствий. «Многие компании продолжают бороться с перегруженностью цепочек поставок и задержками, вызванными пандемией. Нет никаких сомнений в том, что задержки распространятся по всей цепочке поставок и вызовут дополнительные проблемы», — отметил он.

По мнению BIMCO, крупнейшей из международных судоходных ассоциаций, представляющих судовладельцев, влияние Суэцкого канала на поставки будет только расти. «Пока мы говорим, все строят планы на случай непредвиденных обстоятельств», — сказал главный аналитик по судоходству в BIMCO Питер Сэнд. «Перевозчики проводят треть своих азиатских торговых потоков к восточному побережью США через Суэцкий канал и две трети через Панамский канал. Перебои также сказываются на импортной торговле из Индии, а также с Ближнего Востока», — рассказал Баер. По данным Всемирного совета судоходства, суточная пропускная способность Суэцкого канала составляет 106 судов. Если канал будет закрыт в течение двух дней, то после повторного открытия потребуется еще два дня, чтобы устранить отставание. Чем дольше задержка, тем больше времени потребуется, чтобы вывести суда.

Надежность расписания контейнерных судов уже нарушена, а само оно находится в беспорядке в результате пандемии, отметил гендиректор Sea Intelligence Consulting Ларс Йенсен. «Сейчас два из трех контейнеровозов опаздывают, и когда они опаздывают, они в среднем опаздывают на пять дней», — сказал он, добавив, что двухдневная задержка не является серьезной проблемой. «Однако чем дольше это затягивается, тем хуже становится, потому что вы тогда говорите об эффективном удалении емкости судна, а также контейнеров в тот момент времени, когда они уже находятся в дефиците», — отметил Йенсен. В дополнение к задержке тысяч контейнеров, загруженных потребительскими товарами, севшее на мель судно задержало и пустые контейнеры, которые являются ключевыми для китайского экспорта. «Контейнеров в Китае и без того мало, а резерв их в Суэце еще больше усилит дефицит», — сказал консультант по морской торговле и логистике компании Jon Monroe Consulting Джон Монро. «Мы вернулись в предновогоднюю китайскую среду, где фабрики работают на всех парах и изо всех сил пытаются найти контейнеры, а также место для своей готовой продукции», — пояснил он. «До блокировки Суэцкого канала мы ожидали, что ситуация с контейнерами ухудшится в апреле, потому что мы уже видели нехватку контейнеров», — добавил Монро.

Китайские производители реагируют на резко выросшие заказы на свои товары. Пандемические блокировки подпитывали потребительский спрос в течение последнего года. В результате непрерывный поток судов, вмещающих миллионы контейнеров, обусловил заторы в портах и замедлил обработку грузов. Nike, Crocs, Gap, Peloton, Footlocker, Five Below, William Sonoma, Steve Madden, Whirlpool, Urban Outfitters и Tesla сослались на проблемы с цепочками поставок, влияющие на их бизнес в этом квартале. Директор по росту SEKO Logistics Брайан Бурк сказал, что блокировка Суэцкого канала создает «идеальный шторм» для ретейлеров, которые изо всех сил пытаются пополнить запасы. «Хуже времени и быть не может», — сказал он. Собеседник объяснил, что американские потребители получили на руки стимулирующие выплаты, а у предприятий заканчиваются запасы готовой продукции. «Как у вас может быть стимул, если вы ничего не можете купить? Ваше ожидание вашего дивана может длиться дольше трех месяцев», — посетовал Бурк.

Контейнерный кризис длится уже несколько месяцев и вызван дисбалансом в торговле между производителями в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Азии и потребителями в Северной Америке и ЕС. Китай, экономика которого восстанавливается после пандемии, испытывает острую потребность в контейнерах. Но они скопились в портах США, где население, которое проводит много времени дома из-за ограничений, делает все новые и новые заказы китайских товаров. В 2020 году, приводит Bloomberg подсчеты McKinsey & Co., объем закупок товаров американскими домохозяйствами увеличился на $523 млрд. «Все грузовые суда и транспортные средства оказались поглощены мощным потоком поставок через Тихий океан», — отметил партнер мюнхенского офиса McKinsey Людвиг Хаусманн.

О том, что контейнеровоз Ever Given встал на мель в Суэцком канале, заблокировав все движение судов, стало известно 24 марта. Представитель тайваньской компании Evergreen Group, в управлении которой находится судно, сообщил, что на него, вероятно, обрушился сильный ветер, «из-за которого корпус отклонился от русла и сел на мель». В результате инцидента в пробке оказались более сотни судов. К четвергу их число превысило 230, подсчитал Bloomberg.

Эксперты отмечают, что Ever Given вряд ли удастся снять с мели раньше начала следующей недели, пишет Bloomberg. В частности, Николас Слоун, старший мастер аварийно-спасательной бригады, которая занималась подъемом круизного лайнера Costa Concordia в 2012 году, отметил, что помочь ситуации сможет весенний прилив, который ожидается в Суэцком канале в воскресенье или понедельник. По его словам, уровень воды в канале поднимется на 18 дюймов (46 см), что обеспечит большую маневренность.


За проход по Суэцкому каналу уплачена рекордная за всю его полуторавековую историю сумма: свыше 2 миллионов долларов. Рекордсменом стало судно из Италии, перевозившее груз для морских нефтяных платформ. Подробности исторической проводки узнавал корреспондент радио "Вести ФМ" - Андрей Попов.

Свыше двух миллионов долларов заплатили владельцы грузового итальянского судна за проход по Суэцкому каналу из Красного в Средиземное море. Это была целая операция, которая длилась без малого сутки.

Огромное грузовое судно, принадлежащее итальянским судовладельцам, перевозило негабаритный груз, предназначенный для нефтяных платформ. Вес груза составил 59 тысяч тонн. На палубе и в трюмах были установлены двигатели, работающие на морских платформах, а также другие крупногабаритные детали, которые иначе перевезти было просто невозможно. Путь вокруг Африки и проход через Гибралтар длиннее дороги через Суэц на восемь тысяч километров. При этом необходимо учитывать время и опасности в пути, связанные с неустойчивой погодой в осенний период.

Плата за проход по Суэцкому каналу грузового судна - 2 миллиона 28 тысяч долларов - вполне сопоставима с той, которую оплачивают крупные авианосцы, проходящие из Средиземного моря в Красное. И всё-таки, по утверждению журналистов египетской газеты "Аль-Ахрам", итальянское судно заплатило самую высокую в истории цену за проход через Суэц. Она складывается из нескольких составляющих: естественно, за пользование самим каналом, а также - из оплаты страховки, работы технических служб и местных лоцманов, без которых проход по каналу запрещен. Стоимость страховки достаточно высока, ведь если такое огромное судно с грузом застрянет или сядет на мель в Суэцком канале, то моментально перекроет всю водную артерию, соединяющую два моря. Обычно суда, проходящие по каналу, движутся в караванах в двух направлениях. В районе Горьких озер они расходятся: один караван продолжает движение на юг, а другой - на север.

Доходы от эксплуатации Суэцкого канала являются в настоящее время второй статьей в экономике Египта и составляют порядка 4,5 млрд долларов. Ранее только туризм приносил этой стране больше. Однако в нынешних условиях туризм может сдать свои позиции и переместиться на второе место после канала, который имеет тенденции к развитию, особенно учитывая крупные запасы нефти, открытые в Суэцком заливе Красного моря. Здесь на площади 20 тысяч кв. км. были открыты 44 нефтяных месторождения из них - 29 морских. И, как считают специалисты, именно в ближайшем будущем именно нефтеперевозка может стать определяющей для канала. Пока же по нему идут все суда: и гражданские, и военные, и эта водная артерия приносит всё увеличивающийся доход экономике Египта.

Популярное

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: "Проблема даже не только в его (Зеленского) неадекватности – мало ли было неадекватных государственных деятелей, даже на Украине; а что, Виктор Андреевич был сугубо адекватным? Речь идёт о том, что команда не в состоянии этого скрыть. У меня впечатление, они даже не понимают, что такие вещи надо скрывать. Они не видят в нём неадекватности. То есть они сами – такие. А вот это уже плохо".

АЛЕКСАНДР ЛОСЕВ: "Как только мы видим, что начинаются всякие вещи с использованием "шакалов", с использованием так называемых лимитрофов, буферных зон, – это новая геополитическая технология, такая же, как и "Климат". Климат – не в смысле борьба за экологию, а борьба за сохранение гегемонии, за то, чтобы заработать больше миллиардов и триллионов, навязывая всем климатическую повестку".

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: "В конце концов, пусть они предъявят какие-то доказательства. Если это происходило, должны быть следы. Между прочим, на территории США после сентябрьских терактов с башнями-близнецами действует специальное законодательство, которое серьёзно расширило компетенции спецслужб".


Администрация Суэцкого канала предлагает скидки, но часть судов обходят Суэц огибая Африку. Что вы знаете о Суэцком канале?

Не так давно, мы рассказывали про Панамский канал, после расширения которого прошло 4 года. Панамский канал имеет шлюзы и незаменим при следовании из Тихого в Атлантический океан (или в обратном направлении), иначе необходимо обходить Латинскую Америку вокруг мыса Горн.

Что вы знаете о Суэцком канале?

Суэцкий канал – бесшлюзовый судоходный канал, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией. Суэц – это кратчайший водный путь между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря Атлантического океана. Благодаря каналу путь из Европы в Азию сократился на 8 тыс. км, больше не нужно огибать Африку. Канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года, принадлежит Египту и является вторым по значимости источником наполнения бюджета этой страны после туризма. Канал находится в ведении правительственного Управления Суэцкого канала (Suez Canal Authority, SCA). В этом году Суэц отметит 151-летие.

В отличие от Панамского канала, Суэцкий канал не имеет шлюзов из-за отсутствия перепада уровней морей. Канал находится к западу от Синайского полуострова, имеет длину в 160 км, ширину по зеркалу воды до 350 м, по дну – 45-60 м, глубину 20 м. Технические параметры позволяют принимать суда с водоизмещением до 240 тыс. тонн. Среднее время прохождения – 10-14 часов. В среднем в день через канал проходит до 60 судов в обе стороны. За год через канал проходит 16-19 тыс. судов. Канал позволяет водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки.

Суэц предлагает скидки за проход судов. Что вы знаете о Суэцком канале? 1

Проход через Суэцкий канал

Стоимость прохода через канал зависит от веса груза, осадки судна, высоты груза на палубе, даты подачи заявки и прочих факторов, и с учетом скидок составляет 6-10 долл за тонну. Общая цена прохождения судна с большим грузом может достигать сотни тысяч долларов. Подавляющее большинство идущих через канал судов составляют контейнеровозы.

Новое русло Суэцкого канала.

6 августа 2015 года открыто новое русло канала, протяженностью 72 км, которая проходит параллельно старому, что позволило ускорить прохождение судов в обоих направлениях. Стоимость проекта составила 8,5 млрд долл. Строить канал-дублер планировали 3 года, но в итоге сроки сократили до 12 месяцев.

Суэц предлагает скидки за проход судов. Что вы знаете о Суэцком канале? 3

Новое и старое русло Суэцкого канала

Глубину старого русла увеличили с 20 до 24 м. Главной цель проекта было обеспечить двустороннее движение судов. По оценкам экспертов, теоретически канал может пропускать до 90 судов в сутки по двум руслам. Однако, старое русло сейчас практически не используется на полную мощность. В дальнейшем планируется создать рядом с каналом крупный логистический центр и промышленную зону.

Однако, углубление старого русла до 24 м не позволит проходить по каналу супертанкерам. Но в этом нет и необходимости, т.к. большинство судов, идущих через канал – контейнеровозы. Супертанкеры составляют незначительный процент от общего числа. Что касается контейнеровозов, то новое русло позволяет проходить Суэцкий канал даже самым большим контейнеровозам вместимостью 24 тыс. TEU. 25 мая 2020 г. через Суэц прошел самый большой в мире контейнеровоз HMM Algeciras (длина корабля – 400 м, ширина – 61 м), вместимостью 23 964 TEU c 19 574 контейнерами на борту (полной загрузки компания старается избегать в качестве меры предосторожности). Для сравнения, через Панамский канал могут проходить контейнеровозы не более 366 м длинной и 49 м шириной с потенциальной осадкой до 15,2 м (по оценкам экспертов – это суда не более 12 тыс. TEU).

Суэц предлагает скидки за проход судов. Что вы знаете о Суэцком канале? 5

Проход HMM Algeciras через Суэцкий канал

Администрация Суэцкого канала предлагает скидки за проход судов.

Администрация Суэцкого канала (SCA) объявила о новой скидке в размере 8% на транзит через канал для судов-автомобилевозов, следующих из портов Северо-Западной Европы в Сингапур и порты к востоку от него. Скидка действует с 1 июля по 30 сентября 2020 года и распространяется на суда, которые не совершают никаких промежуточных заходов в порты на протяжении рейса. В июне SCA также продлил срок действия скидок для танкеров и балкеров до конца 2020 года.

Выручка Администрации Суэцкого канала за 2019/20 финансовый год составила 5,72 млрд долл, что на 0,5% меньше аналогичного периода прошлого финансового года. Трафик через канал, через который проходит кратчайший судоходный маршрут, связывающий Европу и Азию, при этом вырос на 4,5% до 19,3 тыс. судов.

Сокращение выручки обусловлено скидками, которые оператор канала вынужден предлагать своим клиентам из-за растущей популярности конкурирующего маршрута в обход Африки в условиях низких цен на бункер и избыточной вместимости.

За 6 месяцев с начала 2020 года, несмотря на пандемию covid-19, трафик вырос на 4,7% и составил 9,5 тыс. судов. Суэцкий канал обеспечивает 10-12% мирового морского грузооборота, играет ключевую роль в снабжении Европы ближневосточной нефтью.

Суэцкий канал обходят через мыс Доброй Надежды.

В последнее время участились случае обхода Суэцкого канала. Чтобы не платить за транзит через Суэц, контейнерные сервисы на маршруте Азия-Европа/восточное побережье США переориентировались на маршрут в обход Африки вокруг мыса Доброй Надежды.

Путь в обход Суэцкого канала через мыс Доброй Надежды на 3 тыс. морских миль длиннее. Несмотря на то, что скорость судов увеличена на 2 узла, транзитное время увеличивается на 5 дней, а это, из-за расходов на топливо, увеличивает расходы для каждого контейнеровоза примерно на 200 тыс. долл. Но сборы за транзит через Суэцкий канал составляет 400-500 тыс. долл.

Низкие цены на бункер и падение спроса в связи с пандемией covid-19 привели к резкому росту числа контейнерных сервисов Азия-Европа и Азия-восточное побережье США, которые переориентировались на маршрут вокруг южного окончания Африки. Низкая стоимость буркерного топлива делает этот маршрут экономически выгодным.

Администрация Суэцкого канала уже предоставила значительные скидки для судов, направляющихся в порты восточного побережья США. Кроме того, скидка предоставляется и для всех контейнеровозов, направляющихся в/из Европы, но этого явно недостаточно.

Судовладельцы вряд ли будут работать в обход Суэцкого канала в долгосрочной перспективе – чтобы это было экономически целесообразно, нужны низкие цены на нефть, избыточный тоннаж, маленькие скидки на проход через Суэцкий канал и готовность мириться с увеличением транзитного времени.


Suez Canal Authority / Reuters

Почти неделя потребовалась на то, чтобы разблокировать Суэцкий канал после ЧП с севшем там на мель гигантским контейнеровозом. Инцидент стоимостью в 10 млрд долларов открыл глаза на необходимость альтернативного маршрута для торговли энергоресурсами. Впрочем, нефти этот инцидент преподнес большой подарок. Но не обернется ли он новым обвалом?

В Суэцком канале началась навигация, суда буксируют, заявил советник президента Египта по развитию морских портов и Суэцкого канала адмирал Мохаб Мамиш.

Владелец севшего 23 марта на мель контейнеровоза Ever Given – японская компания Shohei Kisen подтвердила снятие судна с мели в Суэцком канале и поблагодарила всех участников операции, в том числе администрацию канала.

На полную разгрузку канала, заблокированного ранее контейнеровозом, уйдет до четырех дней.

К этому моменту ЧП привело к задержке доставки грузов и нефтепродуктов на сумму свыше 10 млрд долларов, передает Bloomberg. Страховая компания Allianz ранее подсчитала, что неделя простоя главных морских «ворот» при перевозке грузов между Европой и Азией будет стоить 6-10 млрд долларов. Это означает падение мировой торговли за неделю блокировки канала на 0,2-0,4 п. п. Это неудивительно: только в 2019 году Суэцкий канал принял более 19 тыс. судов и 1,25 млрд тонн грузов. Это порядка 13% мировой торговли и 10% торговли нефтью.

Египет пытается оправдаться, что канал ни в чем не виноват – он безопасен, поэтому никаких изменений не требуется. Этот инцидент случился по вине капитана судна. Египет даже намерен потребовать компенсацию у владельцев контейнеровоза и за все последствия – и заставит заплатить за использование буксиров при «спасательной операции».

Однако инцидент в Суэцком канале высветил ряд проблем. «Столь большое количество времени понадобилось на разблокировку канала, потому что ранее специалисты никогда не сталкивались с тем, чтобы такое огромное судно основательно воткнулось в берег и застряло. Проблема вызвана именно размерами судна. Если бы это был нормальный контейнеровоз, они бы сдернули его со свистом», – отметил эксперт по судоходству Михаил Войтенко. Именно поэтому таким гигантам, как Ever Given, нужно запретить проход через Суэцкий канал, или стоит принимать дополнительные меры предосторожности при проходе, считает он.

«Ситуация показала, насколько высоки риски недооценивания соотношения габаритов судов и текущих пропускных возможностей канала. При всей экономической привлекательности использования судов с большой грузоподъемностью при возникновении форс-мажорной ситуации они несут риски осложнений при буксировке и подъеме судна», – согласна Тамара Сафонова, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС.

«Нужно решать что-то с эксплуатацией гигантов, монстров, которых компании поналяпали вне учета потребностей рынка и клиентов-потребителей», – считает Войтенко. Однако изменить правила игры, чтобы сделать канал более безопасным, не так просто, как кажется. Причина в монополизации рынка контейнерных перевозок. «В линейном контейнерном судоходстве есть пять-шесть компаний, которые завладели рынком. Они аналогичны Google в мире ИТ-технологий», – говорит эксперт. Компании-монополисты вряд ли позволят Египту радикально их ограничить.

Владельцы судов только выиграли от этой ситуации. Потому что из-за ЧП стоимость морских перевозок выросла в несколько раз. К примеру, доставка 12-метрового контейнера из Китая в Европу подорожала почти в четыре раза, до 8 тыс. долларов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечает Bloomberg. В итоге прибыль очень больших танкеров, перевозящих нефть с Ближнего Востока в Китай, выросла до 1371 доллара в день. Хотя это направление и не было затронуто блокировкой Суэцкого канала. А чтобы перевести 1 млн баррелей нефти, надо теперь заплатить почти 17 тыс. долларов в день за фрахт судна Suezmax.

«Авария показала, насколько страны зависят друг от друга, раз только один корабль может остановить 13% мировой торговли и 10% торговли нефтью. ЧП показало хрупкость мировой торговли. Стоит сломаться одному элементу в системе – и начинают расти цены на фрахт, ломается устойчивый график поставок или, например, увеличивается стоимость продуктов питания, как произошло из-за пандемии», – говорит Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал».

Этот инцидент заставит задуматься игроков рынка о поиске альтернативных путей доставки. «Исключительная ситуация в Суэцком канале может оказаться дополнительным драйвером ускоренного развития Северного морского пути. Для России – это новые возможности усилить свои позиции надежного поставщика энергоресурсов», – говорит Сафонова.

Теоретически альтернативные маршруты имеются, их проблема в том, что они более долгие по времени – а значит, и более затратные по расходам. Например, отправка судов вокруг Африки в обход мыса Доброй Надежды удлинит маршрут на 9,6 тыс. км и 10 дней, к тому же увеличит расходы – только на топливо потребуется дополнительно около 300 тыс. долларов для супертанкера, перевозящего нефть.

После этого инцидента грузоотправители могут начать рассматривать и просчитывать по стоимости другие варианты маршрутов. И здесь могла бы вступить в игру Россия. «Северный морской путь или Трансиб могут быть рассмотрены как альтернативные маршруты, однако на сегодняшний день они не готовы для тех объемов грузов, которые идут между Европой и Китаем. Нужно еще вкладывать в расширение пропускной способности этих маршрутов, особенно это касается Севморпути, где важно использовать корабли ледового класса в зимнее время года», – замечает Макаров.

Даже если бы блокада Суэцкого канала продлилась намного дольше, то прямо сейчас воспользоваться Севморпутем из-за серьезной ледовой обстановки решились бы все равно немногие. Вот если бы такое ЧП произошло в августе или сентябре, то это для продвижения российского арктического маршрута было бы куда более эффективным. Ведь это лучшие месяцы для судоходства по Севморпути. Поэтому закрытие Суэцкого канала могло бы привлечь туда новых клиентов, которые на практике оценили бы эффективность альтернативы Суэцкому каналу.

Сейчас же велика вероятность, что разговоры об инфраструктурной слабости Европы быстро отойдут на второй план. «Подобные разговоры в Европе ведутся не первый год, но все время как-то недосуг: то нужно спасать должников, то стабилизировать бюджеты, то бороться с коронавирусом. То есть вполне вероятно, что мы услышим много рассуждений о нужности и актуальности перемен в связи с этим инцидентом, но вряд ли они получат достаточное финансирование в обозримом будущем в условиях и без того пострадавших финансов, что требует оптимизации конечной цены, а не диверсификации потоков товаров. Канал использовался как оптимальный по скорости и цене. Как только разгрузится пробка (в течение этой недели), он вновь станет оптимальным выбором», – считает Александр Купцикевич, ведущий аналитик FxPro.

Впрочем, настоящий подарок затор в Суэцком канале принес нефти. По сути, он помог остановить ее падение.

«Благодаря инциденту, нефть выросла более чем на 7%. Это был полный разворот после 15% распродажи в предыдущие две с лишним недели. То есть в заслугу ситуации в Суэце нужно ставить не только семипроцентный рост, но и паузу в распродаже на рынках, что еще важней. Возможно, эта пауза выбила почву из-под ног продавцов и не дала ценам на нефть опуститься ниже», – не исключает Купцикевич.

Хотя уже в понедельник нефть снова вернулась к падению, как только стало известно о восстановлении канала. Однако резкого спада, возможно, удастся избежать. «В ближайшие дни стоит ожидать, что Brent будет находить поддержку на спадах к 60 долларам. А в случае поддерживающей позиции для цен со стороны ОПЕК+, и вовсе может начаться новая волна роста», – полагает Купцикевич.





Более 100 миллионов долларов в сутки – во столько обходится простой судов из-за пробки на Суэцком канале. Там сейчас застряли почти 150 танкеров и сухогрузов. Расплачиваться за затор из-за севшего на мель контейнеровоза, похоже, придется всему миру. На биржах уже выросли цены на товары, которые перевозят через Суэц. А это и нефть, и газ, и зерно. Сдвинуть перекрывшее канал судно буксирами не получилось, и сейчас под ним роют землю, углубляя дно.

Суэцкий канал закрыт уже три дня, и если проблема не будет решена в течении суток, ЧП станет самым длительным сбоем в работе важнейшей судоходной артерии с 1973 года. Одно из самых больших судов в мире – контейнеровоз "золотого" класса Ever Given водоизмещением в 220 тысяч тонн, на борту которого находится около 20 тысяч стандартных морских контейнеров, – заблокировал канал.

23 марта из за сильного порывистого ветра Ever Given буквально впечатался в берег канала носом, другой же берег зацепил кормой. На борту в этот момент находились египетские лоцманы и экипаж судна из 25 человек. На фотографии с российского спутника, которую опубликовал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в "Твиттере", видно положение контейнеровоза на воде.

Операцию по снятию контейнеровоза с мели начали сразу же, задействовано восемь буксиров. Пытались сделать быстро, подмыть песок и убрать судно. Но теперь понятно, что Ever Given придется разгрузить хотя бы частично, чтобы было проще снять его с мели. Эксперты говорят, что это необходимо было делать сразу после ЧП.

"Он под водой сидит 24 метра, 25, может быть. Когда он со скорости влетел в эту мель, по собственной глупости или сильный ветер был, чего они не учли, может, парусность большая, потому что контейнеры стоят на большой высоте, его могло просто ветром спихнуть, и он сел на днище. Когда его выгрузят, он всплывет на 18-20 метров, а рыть 2-3 метра под него… Проще вырыть новый канал", – говорит технический инспектор АДТО РПСМ, капитан дальнего плавания Александр Рубцов.

При этом администрация канала пробовала провести караван из 14 судов мимо Ever Given после того, как гиганта удалось немного выровнять. Караван пройти не смог.

Большая реконструкция Суэцкого канала завершилась шесть лет назад. Тогда был открыт параллельный путь северной части водной артерии. Движение стало двухсторонним, но не везде. Если бы контейнеровоз застрял ближе к Средиземному морю, у Горьких озер, движение грузов замедлилось бы, но не остановилось. Но пока суда ждут, можно сказать, что пробка от Индии и до Италии.

Ever Given немного развернули и поставили параллельно створу канала, но этого оказалось мало. Судно до сих пор на мели, и теперь прогнозы крайне пессимистичные. Инженерная операция вообще может продлиться несколько недель, а каждый день обходится крайне дорого всей мировой экономике. Остановка движения по каналу уже значительно повлияла на стоимость нефти. Чем больше контейнеровоз стоит на мели, тем выше вероятность, что подорожают все товары, ведь через Суэц проходит 15 процентов всех грузов.

"Мы через Суэцкий канал очень много поставляем нефти, сжиженного природного газа, зерна и так далее. Всего лишь за один день нефти через Суэцкий канал мы поставляем на 40 миллионов долларов. То есть это только нефть, без зерна и без газа, и при этом это только у одной России, – перечисляет руководитель блока инвестиционных продуктов биржевой компании, финансовый эксперт Антон Шабанов. – А учитывая, что там весь мир, можно говорить о том, что сутки простоя Суэцкого канала всему миру стоят сотни миллионов долларов. Поэтому безусловно какие-то спекулятивные деяния будут появляться. Люди боятся, инвесторы боятся, что какие-то товары будут дорожать. Именно поэтому мы уже увидели, что подорожала нефть".

Остановка движения через канал еще и серьезная проблема для экономики Египта, которая и так сейчас сильно потрепана пандемией. В выигрыше пока только биржевые спекулянты. Чем дольше на мели судно, тем сильнее будет лихорадить рынки. Через сутки многие суда снимутся с якоря и пойдут в обход – через мыс Доброй Надежды, что чревато значительным увеличением транспортных издержек и срока доставки грузов в Китай, Индию и Европу.

Читайте также: