С какой целью взимаются налоги в государстве кратко 7 класс

Опубликовано: 30.04.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    § 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

    Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

    Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

    • прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

    • частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

    • определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

    Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

    К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

    Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

    Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

    Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

    Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

    В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

    По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

    • оформление свидетельств о браке и рождении детей;

    • выполнение процедуры расторжения брака;

    • подтверждение права на получение наследства;

    • принятие жалобы к рассмотрению в суде;

    • выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

    На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


    Рис. 1. Налоговая система в России.

    Примеры федеральных налогов:

    • налог на доходы физических лиц;

    • налог на операции с ценными бумагами;

    • платежи за пользование природными ресурсами;

    • платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

    • налог на прибыль организаций;

    • налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

    • налог с владельцев транспортных средств;

    • налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

    • сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

    • налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

    • налог на игорный бизнес;

    • сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

    • налог на добычу полезных ископаемых;

    • налог на добавленную стоимость (НДС);

    Примеры региональных налогов:

    • налог на имущество предприятий;

    • сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

    • единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

    Примеры местных налогов:

    • налог на имущество физических лиц;

    • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

    • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

    • сбор за право торговли;

    • целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

    • налог на рекламу;

    • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

    • сбор с владельцев собак;

    • лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

    • лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

    • сбор за выдачу ордера на квартиру;

    • сбор за парковку автотранспорта;

    • сбор за право использования местной символики;

    • сбор за участие в бегах на ипподромах;

    • сбор за выигрыш на бегах;

    • сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

    • сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

    • сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

    • сбор за уборку территорий населённых пунктов;

    • сбор за открытие игорного бизнеса.

    Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

    Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

    В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

    В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

    Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

    В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

    Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

    Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

    Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

    Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

    Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

    В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

    Для обывателя не всегда понятно, зачем нужны налоги. Сравнивая свои доходы с тратами государственных структур, невольно возникает мысль, что сумма взносов в казну несколько завышена. Но если задуматься о назначении этих выплат, становится понятно, для чего нужно такое мироустройство.

    История возникновения

    зачем нужны налоги

    Люди еще в прошедшие тысячелетия принимали необходимость выплачивать часть своих доходов для пополнения казны. Каждый житель государства должен понимать, зачем нужны налоги, и обязан отдавать периодически небольшую сумму на развитие образования, медицины, содержание армии. Общество не может нормально функционировать без определенного потока денежных средств.

    Полезная функция налогов очевидна, хотя и не очень приятна некоторым индивидам. Ранее за счет податей реализовывались безумные идеи правителей по захвату мира. Но существовали в истории и положительные государства, в которых строились медицинские, философские организации, осуществлялась забота о малоимущих, возводились детские дома для сирот.

    Для функционирования всех институтов государства требуется непрерывный поток денежных средств. Причем, чем более социально-значимая политика проводится, тем выше становится процент уплаты в казну. Зачем нужны налоги, если власти могут сами напечатать необходимое количество денег? Ответом на этот вопрос может быть аналогия сравнения с внутренней отдельной структурой общества. Возьмем сферу ЖКХ.

    Аналогичные выплаты

    куда идут налоги

    Постараемся ответить, зачем нужны налоги государству, описывая функционирование одного многоэтажного дома. Уплата коммунальных услуг происходит ежемесячно. Причем все прекрасно осознают необходимость такого действия и внимательно следят за каждым пунктом квитанций. Деньги сдаются за поступление тепла, уборку мусора, поддержание в нормальном состоянии дворовых сооружений и коммуникаций.

    Отсутствие таких выплат грозит коллапсом для жизни огромного количества владельцев квартир. Ежемесячные выплаты позволяют людям не беспокоиться о состоянии своего жилья, пока они заняты более важными делами. Так и государство берет на себя основную заботу по сохранению мира внутри общества, оказание помощи больным и слабым. Внешние отношения страны требуют еще и обеспечения надежной защиты в виде содержания армии.

    В любом обществе существуют налоги, так как государство может функционировать только при их наличии. Куда идут налоги? Обязанность распределения материальных средств целиком возлагается на руководящий состав, избранный большинством голосов.

    Государственность

     налоговая система

    В развитом обществе не возникает вопроса, куда идут налоги. Каждый человек ощущает их действие на своей повседневной жизни. Это медицина, образование, общественные нужды. Уплата налогов в России закреплена на законодательном уровне. Так статья 57 Конституции обязывает каждого совершеннолетнего гражданина вносить налоги до определенного числа ежегодно и незамедлительно в некоторых случаях.

    Налоговая система базируется на правилах преследования при нарушении таких требований. Эти обязанности возложены на отдельную структуру: налоговую инспекцию. Казна целиком принадлежит обществу, доверившему управление ею отдельной группе лиц. При уплате обязательной суммы человеку нужно воспринимать это как оплату услуг, предоставляемых государством.

    Современная налоговая система несовершенна. Существует много нюансов уплаты в каждом отдельно взятом регионе. Величина суммы зависит от уровня жизни, стоимости товаров и услуг, затрат на коммунальные нужды.

    Очевидная польза сборов

    экономическая сущность и необходимость налогов

    Экономическая сущность и необходимость налогов заключается в развитии общества. Процесс модернизации устаревающих объектов и структур происходит постоянно. Такой механизм не должен останавливаться, ведь основа жизни − это движение.

    Часто непонятно, зачем гражданину платить налоги, если он не получает от государства ни копейки. Ответом послужит все та же причина: благодаря сознательным гражданам и существует общество. Если присутствуют уклоняющиеся от этой обязанности люди, то, значит, плохо работает надзорный орган – налоговая инспекция.

    Будет ли иметь место несовершенство законодательной базы - это зависит от каждого гражданина. Отсутствие участия в общественной жизни порождает эффект отдаления власти от народа. Все в руках людей. Если бы они не были равнодушными к судьбе государства, то было бы невозможно уклониться от обязанностей.

    Изменение величины сборов

    почему повышают налоги

    К сожалению экономическая модель выстроена согласно жизненным законам: все меняется и не стоит на месте. Вот почему повышают налоги. Общество развивается и каждый день требуется кому-либо компенсировать новые затраты. Покупатели вынуждены доплачивать и, в свою очередь, им также нужно возместить потерянное. Эта цепочка хаотично тянется по компаниям, организациям и в итоге выливается в затраты государственных структур.

    Власти вынуждены повышать налоги для выравнивания баланса движения денежных средств. Это процесс создают сами же люди, но общее мнение складывается одинаковое: «государство обдирает население». Ошибочные взгляды возникают из-за узкого мышления. Если взглянуть на проблему в более общем смысле, становится понятно, зачем государство взимает налоги.

    Внутренняя политика

    Чтобы определиться, зачем и сколько необходимо государству собирать налогов, нужно рассмотреть, куда идут основные затраты из казны.

    • ЖКХ (частично компенсируется из бюджета).
    • Судебные и другие государственные инстанции: социальные комитеты, государственная служба занятости, защиты прав потребителей.
    • Медицинские организации: клиники, больницы, санатории, дома престарелых.
    • Образовательные структуры: школы, университеты, училища, академии, научные центры.
    • Военные ведомства: армия, полиция, секретные службы, прокуратура, МЧС.
    • Культурные заведения: музеи, памятники.
    • Жилищные и иные программы: ссуды на покупку дома, автомобиля, обучение.

    Существует и более обширный список затрат государства, которые берутся из налогов. К таким относят ликвидацию аварий после катаклизмов природы, помощь соседствующим государствам, проведение внешней политики.

    Внешние затраты

    зачем государство взимает налоги

    Отвечая на вопрос, зачем государству нужны налоги, следует указать траты на проведение внешней политики. Средства налогоплательщиков идут на урегулирование военных конфликтов, работу внешней разведки, повышение знаний научного мира путем совместных проектов. Внешние коммуникации стране необходимы для функционирования в общей экономической системе. Для этого создаются валютные фонды между странами-участниками.

    Колебания курса рубля влияет на благосостояние всех граждан. Компенсировать эту разницу приходится благодаря все тем же налогам. Для покупки иностранной продукции необходимо платить таможенную пошлину. Она же нужна для стимулирования спроса на внутреннем рынке.

    Если отменить налог на ввоз товаров из-за границы, то отечественное производство не сможет конкурировать из-за недостатков взаимодействия отраслей внутри страны. И, как следствие, власти будут вынуждены повысить суммы взноса в казну для граждан.

    Общие принципы

    Понятие и возникновение налогов в настоящее время базируется на основании накопленного опыта прошлых столетий. Именно в таком виде государство может развиваться, не ущемляя права общества. При создании новых законов для уплаты взносов в казну руководствуются следующими принципами:

    • Каждый закон не должен ущемлять права человека. Справедливость заключается в равномерном перераспределении налоговой ноши на всех граждан согласно их доходу. Увеличение последнего ведет к росту выплат в казну по прогрессивной шкале.
    • Составление законодательных актов не должно происходить по личным соображениям властей. В текстах четко прописывается метод расчета суммы взноса, категории граждан, каким образом будет взиматься уплата, ее сроки и ограничения, порядок рассмотрения споров.
    • Государство обеспечивает возможности простой уплаты налога для граждан, оптимальный режим работы учреждений, занимающихся приемом документов от населения.
    • Административный персонал налоговой структуры не должен потреблять ресурсы безразмерно. Вводятся жесткие ограничения на его количество и материальные компенсации работникам.

    Развитие

    Налоговая база постоянно меняется. Происходит обмен мировым опытом. Так, отменяются большинство устаревших статей. Если сравнивать систему поступления денежных средств в казну с другими странами, то многие считают налоговую базу России оптимальной. В результате каждый человек общества несет посильную ношу для поддержания деятельности государства.

    Законодательно были проведены следующие изменения:

    • Для предприятий и организаций налог составил 20 %, что значительно ниже предыдущей границы в 35 %.
    • Налог на добавленную стоимость удерживают на уровне 18 %. Опять же, цифра была снижена с 20 %.
    • С дохода частных лиц взимают 13 % независимо от суммы.

    Приведенные цифры являются оптимальными и не ущемляют права отдельных личностей. А для поддержки малоимущих семей проводится политика стимулирования населения за счет выплат и возврата уплачиваемой ранее налоговой части.

    Стимулирование населения

    зачем гражданину платить налоги

    Для повышения уровня жизни населения, благодаря собранным налогам, проводят политику стимулирования. Так, действует программа выплат за второго рожденного ребенка. Для общества это важное событие, помогающее сдержать убыль населения. Аналогичные действия проводятся для помощи молодым семьям в покупке жилья. В виде налоговых вычетов государство возвращает 13 % от стоимости.

    Малоимущим и многодетным семьям предоставляется другая налоговая ставка, или они вообще не платят её. Аналогичные выплаты могут получить работающие люди на ремонт жилья, проведение операции, обучение и отдых.

    Разновидности

    Существует огромный список налогов, который просто не вместится в пределы статьи. Приведем лишь некоторые из них:

    • Транспортный. Полученные средства направляются на поддержание дорог и администрации, занимающейся контролем дорожного движения.
    • Налог на добавленную стоимость нужен для поддержания структур, занимающихся товарообменом. Выручка объединяется с общими деньгами государства и идет на общие нужды.
    • Каждый работник вынужден платить 13 % от зарплаты. Денежные средства возвращаются в виде услуг государства: медицина, защита, страховка пенсии и потери работы.
    • Существуют налоги на выигрыш в лотерею и другие азартные игры. Уплаты должны проводить все, кто получает доход от своей деятельности.

    Задачи государства

    Чтобы собрать определенный процент налогов с граждан, задача властных структур - дать им возможность заработать. Для этого проводится длительная подготовка профессионалов своего дела, осуществляемая на деньги налогоплательщиков.

    Только подготовленные кадры смогут контролировать расходы государства на должном уровне. Ведь при бедности людей и брать будет не с кого заявленные проценты. Это и есть задача налогового органа - собрать деньги на будущие нужды общества.

    Полученные средства стекаются в Центр. Далее идет перераспределение по регионам в соответствии с нуждами населения. Часть этих денег забирает на себя содержание государственных работников, военных структур и других.

    Уклоняющихся же от обязанностей ждет преследование со стороны надзорных служащих. Неуплата налога является преступлением, и за это предусматривается уголовное наказание, вплоть до лишения свободы на несколько лет. Все зависит от суммы ущерба, нанесенного государству.

    Филиппова Дарья Игоревна

    Занятие для элективного курса по обществознанию, 7 класс

    ВложениеРазмер
    prezentatsiya_k_otkrytomu_zanyatiyu_nalogi.ppt 1.15 МБ
    otkrytyy_urok_filippovoy_d.i.doc 69.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    ЗАНЯТИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «НАЛОГИ» Учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №2 г. Белоярский Филиппова Дарья Игоревна

    Если вы нарушаете правила, вас штрафуют, если вы соблюдаете правила, вас облагают _______ . ( Л. Питер , совр. а нгл ийский писатель) _______ - цена, которую мы платим за цивилизованное общество . ( О. Холмз , американский писатель ( XIX век. ) _______ - нервы государства. ( Цицерон) Смерть и _______ неизбежны. ( Т. Галибертон, англ ийский писатель ( XIX век. ) Хороших __________ не бывает. У Черчилль, премьер-министр Великобритании (ХХ век) налоги Налоги Налоги налогом налогов

    Налоги - принудительные периодические платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке. Словарь Брокгауза и Эфрона.

    Трое из Простоквашино на новый лад

    Задание: Сколько денег останется у наших героев после оплаты всех налогов? Чтобы высчитать сумму налога, нужно облагаемую сумму умножить на процент (например: ставка налога 15%, облагаемая сумма 100 000, значит налог равняется 100 000 *15% =15 000)

    Задача 100 000 - (налог на дивиденды Матроскина) - (налог на добавленную стоимость от трактора) – (налог на премию Матроскину от Комитета по делам молока) – (налог на сдачу дачи на 2 суток) – (налог на выигрыш в лотерею) – (налог на прибыль с молокозавода) – (налог на стипендию дяди Федора) – (налог на пенсию Печкина) – 5 000

    Задача 100 000 - (налог на дивиденды Матроскина 13%* 25 000 ) - (налог на добавленную стоимость от трактора 18 %* 150 000 ) – (налог на премию Матроскина от Комитета по делам молока не взимается ) – (налог на сдачу дачи на 2 суток 2 000*13% ) – (налог на выигрыш в лотерею 500*35% ) – (налог на прибыль с молокозавода 200 000 * 20%) - (налог на стипендию дяди Федора не взимается ) – (налог на пенсию Печкина не взимается ) – 5 000 100 000 - 3 250 - 27 000 - 260 – 175 - 40 000 – 5 000= 24 315

    Экономическая лингвистика. Прибыль, рынок, экономика, деньги, цена, бизнес, банк, бюджет, доход, расход.

    Список используемых источников 2 слайд : информация взята из презентации http://festival.1september.ru/articles/567912/ Ребус для 3 слайда: http://ivanova.rusedu.net/post/1595/9988 4 слайд: информация взята из презентации http://festival.1september.ru/articles/567912/ Картинки «Простоквашино» на 5, 6 и 7 слайде http://prostokvashino.kz/sites/all/themes/prostokvashino/svg/header__logo.svg ; http://frazy.su/21756-tsitatyi-iz-multfilma-prostokvashino.html ; http://jenskiymir.com/zvezdy/goroskopy-numerologiya/3068-kakoy-vy-personazh-iz-multika-po-goroskopu.html ; http://from-ua.com/obzor-pressi/364481-pravila-zhizni-troih-iz-prostokvashino.html

    Предварительный просмотр:

    Филиппова Дарья Игоревна

    Учитель истории и обществознания

    МАОУ СОШ №2 г. Белоярский

    Тема занятия: «Налоги»

    1. Познакомить учащихся с понятиями бюджет, налоги, налогоплательщик; с формами формирования бюджета и его назначением; видами налогов и сроками их уплат
    2. Прививать уважение к законодательству России, воспитывать в учащихся чувство необходимости уплаты налогов и гражданской ответственности

    Оборудование: мультимедийная презентация, набор букв для составления терминов, словарь Ожегова, рисунки деревьев, в зависимости от количества участников количество «ладошек», клей.

    1. Организационный момент.

    Учащиеся делятся на 3 группы.

    2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. (Слайд 1)

    Сегодня на занятии мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего занятия вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать? ( щелкнуть, открывается слайд 1 полностью)

    Тема нашего занятия «Налоги». (Слайд 2) Дети записываю в рабочих листах (Прил.1, Прил.2) ключевое понятие занятия

    Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. А что бы вы хотели узнать о налогах?

    3. Этап усвоения новых знаний.

    Я предлагаю вам самостоятельно дать определение «Налоги».

    Работают с разными типами источников (прил.2). В группах обсуждают и дают наиболее точное определение понятию. (Слайд 3)

    Налоги – периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

    Дети записывают в рабочих листах определение.

    А теперь я предлагаю вам послушать сказку (Прил.3) . По ходу повествования, вам необходимо заполнить рабочий лист (Прил.1) (Слайд 4, 5, 6)

    4. Первичная диагностика усвоения материала. Решение задачи (прил. 4) (за правильный ответ – 5 баллов). (Слайд 7, 8)

    Вот вы и проявили свои математические способности, теперь пора вспомнить русский язык. Из предложенных букв вам необходимо составить экономические термины, связанные с темой занятия.

    Экономическая лингвистика (за каждое понятие - 1 балл). (Слайд 9)

    Прибыль, рынок, экономика, деньги, цена, бизнес, банк, бюджет, доход, расход.

    Какая команда набирает больше баллов (по сумме двух конкурсов), та и побеждает. (Полностью открывается слайд 9)

    Спасибо за работу на занятии. Вы сегодня большие молодцы. Как вы думаете, знания, полученные на сегодняшнем занятии, понадобятся вам в жизни?

    Подойдите к доске и прицепите свои «ладошки» на дерево. Если занятие понравилось, прикрепите на правое красивое деревце, если занятие показалось скучным, то на левое.

    1. ..……………(ключевое понятие) –_______________________________

    _______________________– основной вид прямых (ключевое слово) , который исчисляется в процентах от дохода

    ___________________________– прямой (ключевое слово) , взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.)

    ______________________(НДС) – форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги

    4. Характерные черты _____________ (ключевое понятие) как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Н. кодекса РФ следующие:

    • индивидуальная безвозмездность;
    • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам

    1. Налоги - принудительные периодические платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

    2.Заполни недостающие слова в таблицу. Виды (ключевое понятие). Какие (ключевое понятие) платят главные герои?

    Подоходный налог – основной вид прямых налогов, который исчисляется в процентах от дохода

    Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги

    Налог на прибыль – прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.)

    Акциз – косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления ( табак , ювелирные изделия .) внутри страны

    4. Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

    3)отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам

    4)направленность на финансирование деятельности государства

    1 группа. Дать определение «Налог»

    Налоги дают возможность государству выполнять свои функции. Под налогом принято понимать определенную сумму денежных средств, которую каждый производитель товара, получатель дохода, владелец определенного имущества должен уплатить в пользу государства. Налоги появились с возникновением государства и представляют собой основной источник доходов государства, средство оплаты расходов правительства. Благодаря налогам перераспределяется часть национального дохода от тех, кто создает прибыль или, не создавая ее, занимается другой общественно полезной деятельностью (врачи, учителя, работники правоохранительных органов, военнослужащие). Также за счет налогов осуществляется и социальная поддержка населения (в виде стипендий, пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат). Уплату налогов осуществляют основные участники производства — работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход (физические лица), и хозяйствующие субъекты (юридические лица).

    2 группа. Найти в словаре определение «Налог»

    3 группа. Найти в интернете определение «Налог»

    Дорогие ребята, всем вам известно произведение Э.Успенского «Трое из Простоквашино», но некоторые подробности из жизни главных героев были специально упущены автором. И сейчас я вас с ними познакомлю. Жизнь с возрастом усложняется, вот и у дяди Федора, Матроскина и Шарика появились новые заботы.

    Матроскин решил заняться бизнесом (верная корова Мурка не подводила), и продажа молока была весьма востребована и выгодна в деревне, да и городские порой заезжали и любили выпить свежего молочка, особенно парного.. Как законопослушный гражданин (хоть и кот), он решил платить налог на прибыль в размере 20% (3 процента шли на благо государства, а 17% в помощь области). И тут возник спор у Шарика и Матроскина.

    Шарик: Зачем отдавать кровно заработанные деньги, если их можно пустить на развитие собственного производства?

    Матроскин: Ан нет, если все будут такими эгоистами как ты, Шарик, то и дорог хороших не будет, и помощи молодым предпринимателям не видать! Вот мне государство выделяло субсидию на развитие бизнеса.

    Тут в разговор вмешался Печкин: Да, ваши налоги - это хорошо! Мне пенсию за их счет платит государство! Все справедливо: мы, пенсионеры, уже своё отработали, теперь ваша очередь нас обеспечивать!

    Шарик: Так и быть, убедили. Медленно, зато верно. Ну и законно.. Эх, когда уже мы будем кататься как сыр в масле?

    Матроскин: Ты это о прибыли? Так я тебе скажу: если будешь мне помогать, то производство наладим и никакие налоги нам ни по чем! Главное, что все законно!

    Шарик: А я вот слышал, что есть всего 2 вида налогов: прямой и….как там…. Перекошенный

    Печкин: Какой такой перекошенный? Сам ты после работы такой! Косвенный!

    Шарик: Ой, точно! Одно и то же. Подумаешь неправильно выразился

    Матроскин: Нет, Шарик, экономика наука точная. Термины знать надо. Я хоть в школе не учился, а знаю. Косвенный налог - это налоги на товары или виды деятельности. Его платим мы, потребители товара, но вносит их в бюджет продавец товара или услуги.

    Шарик: Не понимаю я тебя..то есть я сам того не зная плачу налоги? Значит я законопослушный гражданин?

    Матроскин: Да! Например, налог на добавленную стоимость ты каждый раз в магазине платишь. Например, вчера, когда ты покупал книгу для дяди Федора, ты уплатил 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в качестве налога. А если бы дядя Федор не читал, то ты вполне законно мог избежать уплаты этого налога.

    Шарик: Вот это интересно! Это же сколько денег мы приносим государству приобретая столько товаров..

    Матроскин: А ты, Печкин, не заботишься о своем здоровье, и покупаешь каждую неделю сигареты, а они облагаются акцизом.

    Шарик: А это еще что такое?

    Матроскин: Акциз — косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый на предметы массового потребления (табак, драгоценности и др.) внутри страны.

    Печкин: Эх, может мне тогда курить бросить..Не выгодное это дело, и дорогое.. Но с другой стороны, я какой никакой, а приношу доход стране, хоть и в урон себе..За такие заслуги государство мне могло бы уже и мотоцикл вместо велосипеда выдать!

    Матроскин: Эх ты, Печкин, вечно ищешь выгоду…А налоги у нас на безвозмездной основе собираются. Зато ты подоходный налог…

    Шарик: Какой - какой? Подоходный? Это я наверное знаю! От слова доход, а значит его платит каждый, кто получает зарплату! Правильно, Матроскин?

    Матроскин: Да, ты способный ученик! По-другому у нас его называют НДФЛ и это основной прямой налог в нашем государстве, и уже долгие годы он равняется 13 процентам

    Печкин: А я его не плачу, хахаха

    Шарик: Почему это? Разве это справедливо?

    Матроскин: Да, многие доходы в России не облагаются этим налогом, в том числе пенсии и государственные пособия. Я вот когда получил грант от Комитета по делам молока, узнал, что за него не должен платить эти 13 процентов, а это было целых 26 тысяч рублей!

    Шарик: Так-так-так, значит, по моим подсчетам ты получил целых 200 тысяч рублей!

    Матроскин: Да, налоги идут и на развитие науки и образования!

    Шарик: ох уж сколько назначений у этих обязательных платежей. Не против, если я проговорю их? А если где-то ошибусь, исправляйте, не обижусь. Ну для начала это обеспечить все государство для осуществления деятельности…

    Матроскин: Молодец, разбираешься, и эта функция называется фискальная

    Шарик: Тааак, отлично. Ну и наверное пытается заинтересовать людей заниматься той или иной деятельностью. Ты, Матроскин, отличный для того пример!

    Печкин: Да, я человек учёный, читаю много газет, и знаю, что называют вторую функцию налогов - регулирующая.

    Матроскин: Не хотел хвастаться, но в первый год я даже налог на прибыль не платил. У нас же в стране поощряют сельхозпроизводителей, вот и мне помогли! Так что скоро расширю производство и тебя найму, пойдешь ко мне?

    Шарик: смотря сколько будешь платить…

    Но это уже другая история ;)

    Сколько денег останется у наших героев после оплаты всех налогов?

    Стипендия дяди Федора- 15 000

    Дивиденды Матроскина – 25 000

    Пенсия Печкина – 12 000

    Прибыль молокозавода – 200 000

    Цена трактора – 150 000

    Выигрыш Шарика в лотерею – 500

    Премия Матроскину от Комитета по делам молока– 10 000

    Сдача дачи на выходные (1 сутки) – 1 000

    Размер подоходного налога на выигрыш – 35%

    Размер подоходного налога от продажи или сдачи в аренду недвижимости – 13%

    Стипендия не облагается налогом

    Чтобы высчитать сумму налога, нужно облагаемую сумму умножить на процент (например: ставка налога 15%, облагаемая сумма 100 000, значит налог равняется 100 000 *15% =15 000)

    100 000 - (налог на дивиденды Матроскина) - (налог на добавленную стоимость от трактора) – (налог на премию Матроскину от Комитета по делам молока) – (налог на сдачу дачи на 2 суток) – (налог на выигрыш в лотерею) – (налог на прибыль с молокозавода) - (налог на стипендию дяди Федора) – (налог на пенсию Печкина) – 5 000

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка классного часа по теме "Налог. Налоговый кодекс" поможет классному руководителю объяснить детям, что такое "налог", "налоговый кодекс".


    Налоги и бюджет

    Презентация по теме "Налоги и бюджет" для уроков обществознания, экономики. Содержит дедактивный материал: можно испоьзовать и в электронном и бумажном варианте.

    Данный материал можно использовать на уроке по обществознанию или по экономике в старших классах по теме "Налоги".

    В буклете отражены дидактические цели проекта, история налоговой системы, основные исходные моменты проекта и сущность налоговой системы.


    Материалы урока по теме: "Основы экономики: Налоги".

    Конспекты предложенных занятий составлены таким образом, чтобы способствовать формированию основ финансовой грамотности среди учащихся среднего звена, закрепить способн.


    ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

    Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве.


    «Налоги: система налогов, их функции» Конспект урока по обществознанию, 8 класс

    Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Предметные результаты. Научатся: характеризовать налоговую политику государства, понимать необходимость своевременной уплаты налого.

    Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Федеральные, региональные и местные налоги в Российской Федерации. Фискальная, регулирующая и контролирующая функции налогов. Экономические и правовые принципы формирования налоговой системы.

    Рубрика Финансы, деньги и налоги
    Вид эссе
    Язык русский
    Дата добавления 26.03.2018
    Размер файла 16,5 K
    • посмотреть текст работы
    • скачать работу можно здесь
    • полная информация о работе
    • весь список подобных работ

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Почему налоги необходимы государству?

    Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

    В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств. Следовательно, без сбора налогов государство не сможет выполнять свои функции, а его существование как такового станет бессмысленным. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Жизнь в государстве «Где люди не платят налоги» станет небезопасной, потому что доблестные правоохранительные органы работать бесплатно не будут. Вскоре страна «Без налогов» падет жертвой другой страны, потому что у нее не будет средств на содержание армии. Никто не может не согласиться, что эти перспективы никак нельзя назвать приятными.

    Государство использует налоги для создания необходимого ему денежного фонда (государственного бюджета) и решения различных социально- экономических задач.

    С учетом нового бюджетного устройства России в стране введена трехуровневая система налогов, которая состоит из федеральных налогов, региональных налогов, местных налогов.

    Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливается законодательными актами РФ и взимаются на всей территории страны.

    Региональные налоги также устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки по этим налогам определяются законами республик РФ или решениями органов государственной власти краев и областей.

    Местные налоги определяются законодательными актами республик в составе РФ и решениями органов государственной власти административно-территориальных образований.

    Функции налогов - это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны.

    Основные функции налогов следующие:

    Суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций.

    Регулирующая функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему.

    Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п.

    Контролирующая функция позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.

    Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

    В совокупности принципов налогообложения, как историческом, так и в содержательном смысле, решающее значение принадлежит экономическим принципам, представляющим собой фундаментальные основы, обосновывающие целесообразность и значение налогов как экономического явления.

    Экономические принципы формирования налоговой системы предопределяют возможности создания материальных условий для государственного регулирования воспроизводственного процесса посредством целенаправленного финансового воздействия на движение инвестиционных потоков, процессы накопления капитала и платежеспособный спрос населения.

    При формировании налоговой системы важную роль играют правовые принципы. Исходя из тенденций развития налоговой системы, формулируются основные юридические принципы налогообложения:

    1. Принцип юридического равенства налогоплательщиков.

    Этот принцип означает общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.

    2. Принцип законности налогов.

    Этот принцип означает, что физические и юридические лица обязаны платить лишь законно установленные налоги и сборы.

    3. Принцип ограничения форм налогового законодательства.

    Данный принцип ограничивает включение в “неналоговые” законы норм, изменяющих установленное налогообложение.

    Организационные принципы налоговой системы определяют ее развитие и управление.

    Для современной России особо важное значение имеет обработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства. налог региональный общество экономика

    Итак, применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

    В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

    Сегодняшняя налоговая стратегия направлена на стимулирование экономического роста, создание в России благоприятного инвестиционного климата.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Теоретические аспекты налогообложения: сущность налогов, их функции и основные виды (федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы). Современное состояние местных налогов.

    курсовая работа [254,1 K], добавлен 25.06.2010

    Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Виды и функции налогов.

    дипломная работа [40,4 K], добавлен 06.12.2009

    Сущность налога и налоговой системы. Виды налогов. Особенности налоговой системы Российской Федерации. Способы взимания налогов. Функции налогов. Налоги на доходы и имущество. Налоги на товары и услуги. Классификация налогов по целям использования.

    реферат [25,6 K], добавлен 05.08.2008

    Налоги как необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, их экономическая сущность, роль в формировании бюджетов. Пути совершенствования и анализ реформаторских преобразований в области налоговой системы России.

    курсовая работа [49,2 K], добавлен 19.05.2009

    Понятие, функции, принципы налогообложения. Налоговая ставка и база. Порядок уплаты налогов и сборов. Федеральные (общегосударственные), местные налоги. Ставки регрессивного налога. Таможенными пошлинами. Абстрактные (общие), целевые (специальные) налоги.

    курсовая работа [115,4 K], добавлен 18.12.2016

    Читайте также: