Руководство пользователя аис налог 3

Опубликовано: 15.05.2024

Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала план деятельности на 2021 год, утвержденный министром финансов Антоном Силуановым (.pdf). План содержит порядка 100 мероприятий, среди них совершенствование платформы по взаимодействию с банками, разработка новой версии автоматизированной информационной системы «Налог-4», создание системы передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы.

В частности, ФНС планирует ввести в эксплуатацию цифровую платформу оценки налогоплательщиков на основании налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе банковских) услуг. Сервис поможет банкам и их клиентам — в том числе потенциально ускорит и удешевит предоставление кредитных продуктов, утверждают опрошенные РБК представители банков. Однако есть и риски — например, утечки персональных данных, предупредили эксперты.

Досье банковских клиентов

Цифровая платформа ФНС для взаимодействия с банками уже функционирует, уточнили РБК в пресс-службе ФНС. Она построена на технологии распределенного реестра (блокчейн), когда каждый участник процесса работает с данными своего узла в соответствии с присвоенной ему ролью. В 2020 году платформа использовалась для поддержки граждан и экономики страны от последствий COVID-19, говорят в ФНС, в частности позволяла ускорить выдачу льготных кредитов бизнесу. Банки обходились без дополнительных подтверждающих документов, за короткое время получая верифицированные данные о статусе заемщика из государственных реестров, администрируемых налоговой службой.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Как заявляет ФНС, ведущие банки предложили службе далее развивать платформу. Среди «наиболее востребованных» ФНС выделяет такие направления, как применение блокчейн-платформы для новых госпрограмм поддержки бизнеса, безбумажное предоставление услуг клиентам банков в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, а также «формирование досье клиента и профилирование его рисков».

ФНС обладает значительным массивом данных, которые позволят улучшить оценку рисков по розничным и корпоративным заемщикам, а также сократить бумажный документооборот с клиентами, пояснил РБК директор департамента розничных рисков банка «Зенит» Александр Шорников (по его словам, банк участвовал в обсуждении вопроса создания досье на заемщика на платформе ФНС). Если сервис ФНС будет бесплатным для банков, то возможно снижение стоимости и сроков оценки рисков — это, в свою очередь, ускорит и снизит стоимость кредитных продуктов для клиентов, считает Шорников.

Сервис позволит разгрузить банки и сократить бумажную волокиту — заемщикам не придется подавать документы в разные организации, поскольку их кредитный профиль будет доступен в рамках единой платформы, говорит старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов. У банков появится возможность (с согласия заемщика) оперативно получать данные из государственных информационных систем, быстрее проводить скоринг (оценку кредитоспособности клиентов. — РБК) и выносить кредитное решение, а клиентам, давшим согласие на проверку данных, не придется собирать документы для подтверждения доходов, указала пресс-служба Промсвязьбанка.

Фото:АГН «Москва»

Пресс-служба ВТБ сообщила РБК, что банк готов участвовать в проработке вопросов, связанных с обменом данными с ФНС, поскольку это поможет усовершенствовать риск-политику игроков банковского сектора. Банки уже получают сведения о кредитных историях клиентов «в рамках хорошо отлаженных процессов взаимодействия с бюро кредитных историй», добавили в ВТБ.

Весь массив информации, собранный налоговой службой о налогоплательщике, в том числе в результате мероприятий налогового контроля, может оказаться в распоряжении банков, говорит адвокат, старший юрист BGP Litigation Денис Савин. И это повышает вероятность утечки персональных данных налогоплательщиков, предупреждает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Не только ФНС начнет предоставлять свои данные о налогоплательщиках банкам — налоговики недавно получили право на доступ к информации, которую в банк предоставляет клиент (ранее она защищалась банковской тайной). В феврале 2021 года президент России подписал закон, который обязывает кредитные организации по мотивированному запросу предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и т.д.

Корректировка мер поддержки бизнеса

В конце 2020 года у ФНС появился новый реестр — получателей господдержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным службы, в 2020 году малому и среднему бизнесу была оказана финансовая поддержка на 377 млрд руб. Также в реестре есть сведения о консультационной, имущественной (например, льготы по арендным платежам) и информационной поддержке.

В 2021 году ФНС планирует внедрить «новую функциональность» при ведении этого реестра. «Новый аналитический сервис позволит на регулярной основе корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности», — сообщила РБК пресс-служба ведомства. Сервис разрабатывается совместно с Минэкономразвития, пресс-служба которого это подтвердила. Это «часть работы по перестройке инструментов поддержки бизнеса», добавили в Минэкономразвития.

Фото:АГН «Москва»

Налоговая служба не уточнила, как новый сервис поможет оценивать эффективность мер господдержки малого бизнеса и в зависимости от этого корректировать их. В пандемическом 2020 году меры господдержки МСП приобрели особую значимость, и наделение ФНС новыми компетенциями выглядит логично, поскольку она во многих случаях является фактическим распределителем госпомощи, считает Павел Баранов.

ФНС как оператор больших данных в России

Налоговая служба планирует создать цифровую платформу для передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы, следует из ее плана деятельности в 2021 году. К административным данным, например, относятся данные онлайн-касс о продажах продуктов, собираемые ФНС. РБК уже сообщал, что Росстат планирует в 2021 году внедрение нового метода расчета инфляции — на основе первичных данных транзакций, передаваемых налоговиками.

Аналитическая платформа для электронного обмена данными с другими органами власти и иными потребителями данных находится на этапе проектирования, уточнили в ФНС. Служба будет поставлять сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, о задолженностях, данные контрольно-кассовой техники, приводят примеры в пресс-службе ФНС. «Поставка данных будет осуществляться в автоматизированном режиме с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-правовыми актами», — указали в ФНС. Помимо Росстата к работе над платформой уже подключился ряд региональных органов исполнительной власти, добавили там.

«В последнее время мы наблюдаем поступательное движение в сторону формирования в руках ФНС самого большого массива данных о физических и юридических лицах страны. Предоставление доступа к такой информации заинтересованным третьим лицам выгодно для последних, позволяя видеть всю картину при принятии ими государственных или коммерческих решений. Однако очевидно, что сами налогоплательщики такой вектор развития воспринимают негативно», — сказал РБК Денис Савин.

Новая система контроля за уплатой налогов

ФНС планирует в 2021 году разработать концепцию автоматизированной информационной системы (АИС) четвертого поколения «Налог-4» «с учетом применения технологий импортозамещения», говорится в плане. При этом только в 2019 году служба завершила внедрение автоматизированной системы налогового администрирования «Налог-3». Реализация АИС, которую сама ФНС называет «одной из крупнейших баз данных в мире», в прошлом коррелировала с ростом собираемости налога на добавленную стоимость (НДС) — система позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС контрагентами.

Разработка концепции АИС «Налог-4», вероятно, будет в значительной степени ориентирована на внешнеэкономические сделки, особенно внутригрупповые, считает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев. «У ФНС появляется все больше информации по таким сделкам, чтобы можно было оценить соответствие формы операций их экономической сути», — говорит он.

Каждая следующая программа этой «линейки» создает все больше сложностей у компаний, утверждает Болдинова. Часто налогоплательщики получают запросы, требования и предложения доплатить в бюджет налоги в связи с деятельностью их контрагентов пятой, шестой очередей, так как это становится видно АИС, констатирует она.

Функционал новой АИС может значительно сократить число споров по поводу прочтения ст. 54.1 Налогового кодекса, определяющей критерии необоснованной налоговой выгоды, надеется Тимоничев. Бизнес считает, что эта статья часто используется налоговиками для чрезмерных «карательных» доначислений.


Финансы и банковские услуги
Методические рекомендации
Налоговая система
Олимпиады
Автоматизация
Автоматизированные системы
Методы
Методички
Автоматизм
Автоматизированные информационные системы
Информационные системы
Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Председателем Оргкомитета Олимпиады «О! АИС»

«___» ___________ 2017

Методические рекомендации для участника

олимпиады «О! АИС» по работе с прикладными подсистемами автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»)

Общие положения. 3

Сроки подачи заявки на участие и проведения туров Олимпиады.. 4

Подача заявки и участие в Олимпиаде. 4

Критерии и методика оценки олимпиадных заданий. 7

Доведение информации до участников Олимпиады.. 8

Обеспечение «горячей линии». 8

Настоящие методические рекомендации разработаны Организационным комитетом, в соответствии с приказом ФНС России от 01.01.2001 №ММВ-7-4/173@, и являются частью нормативно-правового обеспечения олимпиады «О! АИС» по работе с прикладными подсистемами автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»).

В целях повышения мотивации федеральных государственных гражданских служащих ФНС России в совершенствовании навыков работы с прикладными подсистемами автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»), в соответствии с приказом ФНС России от 01.01.2001 №ММВ-7-4/173@, проводится олимпиада «О! АИС» по работе с прикладными подсистемами автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3») (далее – Олимпиада).

Олимпиада проводится среди всех федеральных государственных гражданских служащих ФНС России (далее – гражданские служащие, участники). Гражданские служащие принимают участие во всех мероприятиях Олимпиады самостоятельно и добровольно.

Олимпиада проводится с использованием программного обеспечения «Автоматизированная система тестирования кадров и образовательный портал ФНС России» (далее – Образовательный портал).

Олимпиада проводится по следующим темам:

· Государственная регистрация налогоплательщиков в АИС «Налог-3»;

· Учет налогоплательщиков в АИС «Налог-3»;

· Информационное взаимодействие с налогоплательщиками при работе с АИС «Налог-3»;

· Урегулирование задолженности по имущественным налогам физических лиц при работе с АИС «Налог-3»;

· Обработка платежных документов налогоплательщиков. Работа
с карточкой расчетов с бюджетом (Работа с КРСБ). Формирование статистической налоговой отчетности в АИС «Налог-3»;

· Администрирование имущественных налогов физических лиц в АИС «Налог-3»;

· Аналитические подсистемы, приложения и задачи АИС «Налог-3»;

· Автоматизированная система контроля налога на добавленную
стоимость – 2 (АСК НДС-2).

В перечне олимпиадных заданий по каждой из тем могут содержаться вопросы, связанные с работой в АИС «Налог-3», но не относящиеся к конкретной, выбранной участником теме.

Сроки подачи заявки на участие и проведения туров Олимпиады

Гражданский служащий может подать заявку на участие в Олимпиаде только по одной из выбранных тем.

Заявка на участие в Олимпиаде по выбранной теме подается гражданским служащим строго в период с 07.02.2017 00.00ч. (по Моск. вр.) по 09.03.2017 23.59ч. (по Моск. вр.).

Только с момента подачи заявки на участие гражданский служащий является участником Олимпиады по конкретной, выбранной им теме.

Первому отборочному туру предшествует тренировочный тур, имеющий своей целью ознакомить участников с перечнем типовых олимпиадных заданий и порядком проведения Олимпиады. Прохождение тренировочного тура участниками не обязательно. Баллы, набранные в тренировочном туре, не засчитываются при отборе участников финала Олимпиады.

Тренировочный тур доступен на Образовательном портале всем участникам Олимпиады в период с 03.03.2017 00.00ч. (по московскому времени) по 09.03.2017 23.59ч. (по московскому времени.). Количество попыток при прохождении тренировочного тура не ограничено.

Первый отборочный тур Олимпиады будет проводиться 10.03.2017, начало в 10:00 по местному времени, длительность – 1 час.

Порядок (последовательность) прохождения олимпиадных заданий не регламентирована, участник может в любой момент до истечения времени тура перейти к любому из олимпиадных заданий тура, в том числе изменить ответ.

По истечении времени, выделенного для прохождения тура, Образовательный портал автоматически учитывает только введенные (выбранные) ответы участника.

К участию во втором отборочном туре Олимпиады допускаются все участники первого отборочного тура независимо от количества набранных баллов.

Дата проведения второго отборочного тура будет опубликована на Образовательном портале не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до его начала.

По окончании каждого тура участник имеет возможность ознакомиться на Образовательном портале с информацией об олимпиадных заданиях, на которые им были даны верные или неверные ответы, при этом сами ответы к заданиям, в том числе ответы, данные участником, не публикуются.

Подача заявки и участие в Олимпиаде

Олимпиада проводится с использованием программного обеспечения «Автоматизированная система тестирования кадров и образовательный портал ФНС России» (далее – Образовательный портал).

Гражданские служащие принимают участие в отборочных турах Олимпиады только со своих рабочих мест, имеющих доступ к внутриведомственной сети ФНС России и Образовательному порталу.

Образовательный портал находится во внутриведомственной сети ФНС России по адресу http://edu. tax. nalog. ru .

Перед тем как принять участие в Олимпиаде каждый участник обязан проверить свое рабочее место на соответствие приведенным техническим требованиям, а также иметь возможность, при необходимости, привлечь соответствующего специалиста отдела информационных технологий или обслуживающей организации:

- на персональном компьютере участника требуется наличие одного из указанных Интернет-обозревателей (браузер): Internet Explorer 9 и выше, Google Chrome 37 и выше, Mozilla Firefox 32 и выше;

- на персональном компьютере участника должна быть установлена операционная система Windows 7 и выше.

Для подачи заявки на Олимпиаду выберите раздел «Олимпиада «О! АИС» на Главной странице Образовательного портала, как показано на рисунке № 1.


На открывшейся странице «Олимпиада О! АИС» выберите тему.

Описание каждой темы содержит информацию о сроках подачи заявок и планируемой дате проведения первого отборочного тура. Для подачи заявки нажмите на кнопку «Принять участие» по выбранной теме (рисунок № 2).


После подачи заявки автоматически откроется страница «Обучение» (рисунок № 3) со списком доступных олимпиадных заданий, а кнопка «Принять участие» на странице «Олимпиада О! АИС» изменится на «Перейти к олимпиаде».


В дальнейшем, используя кнопку «Перейти к олимпиаде» (рисунок № 4) можно сразу переходить к списку заданий каждого из туров Олимпиады.


На вкладке «Успеваемость по курсу» страницы «Обучения» можно ознакомиться со статистикой прохождения туров Олимпиады, нажав на кнопку
в строке статистики прохождения тура олимпиады (рисунок № 5).


Критерии и методика оценки олимпиадных заданий

Приведенные критерии оценки являются обязательными для Жюри Олимпиады и применяются при оценивании результатов выполнения олимпиадных заданий участниками Олимпиады.

Каждое правильное решение олимпиадного задания оценивается в 100 (сто) баллов. Любой другое решение – 0 (ноль) баллов.

В отборочных турах используются следующие виды олимпиадных заданий:

· олимпиадные задания, предполагающие один верный вариант ответа;

· олимпиадные задания, предполагающие несколько верных вариантов ответа.

По истечении времени, выделенного для прохождения тура, Образовательный портал автоматически учитывает только введенные (выбранные) ответы участника.

По каждой из тем участнику отборочного тура будет предоставлен доступ к 30 (тридцати) олимпиадным заданиям. Олимпиадные задания выбираются случайным образом из общей базы тестовых заданий.

В перечне олимпиадных заданий по каждой из тем могут содержаться вопросы, связанные с работой в АИС «Налог-3», но не относящиеся к конкретной, выбранной участником теме, доля таких вопросов для каждого тура определяется Оргкомитетом.

По первому отборочному туру доля вопросов, связанных с работой в АИС «Налог-3», но не относящихся к конкретной, выбранной участником теме, составляет 1/3.

Количество набранных участником Олимпиады баллов равно сумме баллов, начисленных за правильно решенные задания отборочного тура.

Участники, набравшие одинаковое количество баллов, располагаются в порядке возрастания времени, затраченного на решение олимпиадных заданий тура (затратившие меньше времени занимают более высокое место).

Отбор участников финала Олимпиады осуществляется по сумме результатов первого и второго отборочных туров.

Доведение информации до участников Олимпиады

Обеспечение «горячей линии»

Для обеспечения консультационной поддержки Участников по тематическим вопросам Олимпиады, организационным и техническим вопросам, возникающим в процессе участия, организована «горячая линия»:

По организационным вопросам:

по московскому времени, для разных субъектов Российской Федерации с учетом часовых поясов:

с понедельника по четверг - с 9.00 до 18.00

в пятницу - с 9.00 до 16.45

по телефонам +7 (495) 913-04-18

+7 (495) 913-07-00 (доб.17-69)

По техническим вопросам работы с Образовательным порталом

вопросы принимаются круглосуточно 7 дней в неделю:

по электронной почте - Edu. *****@***ru

– через систему сообщений Образовательного портала

Ежедневно в период рабочего времени:

по московскому времени, для разных субъектов Российской Федерации с учетом часовых поясов:

с понедельника по четверг - с 9.00 до 18.00

в пятницу - с 9.00 до 16.45

по телефону +7 (495) 913-07-04 (call-центр)


Федеральная налоговая служба (ФНС) завершила переход на новую автоматизированную информационную систему (АИС) «Налог-3». Это одна из крупнейших в мире баз данных обо всех физических и юридических лицах страны. Благодаря новой системе пути движения денег бизнеса стали прозрачны, а схемы уклонения от налогов, в первую очередь, через вывод в ИП и обналичивание — неэффективны.

«Задача централизовать налоговые данные в единую систему и создать технологическую базу администрирования на годы вперед выполнена», — заявил глава ФНС России Михаил Мишустин.

Новая система позволяет контролировать и анализировать НДС, налоги физлиц, данные контрольно-кассовой техники, а также движение всех средств между фирмами, будь это ФГУП, АО, ООО или ИП, и физическими лицами. Особенно важно то, что цифровой налоговый интеллект фактически дал возможность обнаружения цепочек движения денег и выявления звеньев, на которых деньги начинают уходить из-под налогов.

Налоговые разрывы

ФНС, анализируя хозяйственно-финансовые отношения физических и юридических лиц, определяет их налоговые обязательства. Бизнес, в особенности средний и малый, заинтересован в том, чтобы заплатить налогов меньше и таким образом заработать больше. Если законных способов снизить налоговую загрузку нет, предприниматели нередко прибегают к другим — просто выводя и пряча средства от налогообложения, обналичивая деньги, выдавая ими неофициальную часть зарплаты или рассчитываясь за услуги с другими компаниями, также скрывающими свои доходы. Теперь это делать стало труднее.

Самый сложный с точки зрения собираемости налог — налог на добавленную стоимость (НДС). Российская налоговая служба ранее запустила для его администрирования автоматизированную систему контроля (АСК) НДС-2. Она позволяет в режиме реального времени вести мониторинг всего процесса создания добавленной стоимости. Система находит разрывы в цепочке НДС (признак нарушения) и составляет риск-профили налогоплательщиков.

Уровень налогового разрыва в 10% считается в мире приемлемым. В России удалось достичь уровня в 0,51%, отметил Мишустин. И, по его словам, теперь представители зарубежных налоговых органов приезжают в Россию, чтобы перенять этот опыт.

Вторая система контроля работает через онлайн-кассы, которые были в обязательном порядке внедрены в России. С ее помощью ФНС получает и анализирует информацию об оптовых и розничных продажах и, таким образом, контролирует движение денег.

Бизнес с «метками» риска

АИС «Налог-3» объединяет и структурирует ранее разрозненную налоговую информацию в одну огромную базу данных. Система анализирует и выявляет подозрительных предпринимателей. Такие бизнесмены попадают в «группу риска» и, чтобы снять или подтвердить подозрения, к ним выезжают проверяющие.

«Сейчас применяется риск-ориентированный подход, при котором степень налогового контроля напрямую зависит от степени риска ведения плательщиком финансово-хозяйственной деятельности», — пояснил глава УФНС по Новосибирской области Алексей Легостаев.

Выездные проверки назначаются предпринимателям, использующим агрессивные схемы минимизации налогообложения и отказавшимся «от добровольного представления уточненных налоговых деклараций, увеличивающих налоговые обязательства».

«В связи с вводом в эксплуатацию программного комплекса АКС НДС-2, который предоставляет доступ к налоговым регистрам налогоплательщика — книгам покупок и продаж, в план выездных налоговых проверок в первую очередь включаются налогоплательщики, по которым аналитической составляющей данной системы установлены рисковые операции», — уточнил Легостаев.

«Незаметная» налоговая

Глава ФНС России считает, что через цифровые решения удалось серьезно снизить давление государства на граждан и бизнес. «Количество проверок мы снизили до минимума — сейчас это несколько тысяч очных проверок в год буквально, а еще недавно так проверялся каждый пятый налогоплательщик», — сказал Мишустин в интервью «Коммерсанту».Наличные или карта: как лучше тратить деньги

Он отметил, что отличительной особенностью налогового мониторинга в России стал переход на онлайн-взаимодействие с налогоплательщиком. Почти 100% вопросов, по которым люди и бизнес обращаются в налоговую службу, оцифровизованы и формализованы.

«Наша конечная цель — адаптивная система налогового администрирования, технологии, которые встроены в жизнь человека или компании максимально незаметно, и помогают им исполнять долг перед государством и обществом. Эти технологии нуждаются в осмыслении, в новых перспективных инструментах», — уточнил глава ФНС.

Основным таким инструментом для российской налоговой службы стала система «Налог-3». «Мы надеемся только на одно — на то, что люди нас будут меньше замечать и больше заниматься своим делом, работой. Чем незаметнее мы будем, тем будет выше оценка налогового администрирования в России», — подчеркнул Мишустин.

Одна из старейших ИТ-компаний страны сегодня сосредоточена на создании государственных автоматизированных информационных систем. Со многими из них в год пандемии напрямую сталкивались и индивидуальные предприниматели, и целые компании. О том, как удалось в кратчайшие сроки создать ИТ-основу под субсидирование юридических лиц, и какую роль в современных системах ФНС играет импортозамещение, в интервью CNews рассказал Олег Богатырев, генеральный директор «Главного научного инновационного внедренческого центра» (ГНИВЦ).

CNews: Ваша компания является одной из старейших ИТ-компаний страны. Кто ваши основные заказчики и какие у вас показатели по обороту?

Олег Богатырев: Действительно, наша история началась в 1977 году, когда был создан информационно-вычислительный центр Минфина РСФСР. Сегодня ГНИВЦ — это современная ИТ- компания и технологический партнер государственных структур и лидеров российского бизнеса в области комплексной автоматизации сложных бизнес-процессов. Мы являемся системным интегратором и занимаемся разработкой и сопровождением крупнейших государственных информационных систем. Нашими ключевыми заказчиками являются ФНС России и Минфин России.

Конечно, ГНИВЦ не дотягивает по оборотам до таких лидеров ИТ-отрасли, как EPAM, «Ланит», Softline, «КРОК», «АйТеко» и других. Но в технологическом плане мы не только не отстаем, но и в чем-то опережаем своих коллег, поскольку у нас есть уникальная возможность использовать новые технологии в наших проектах буквально в момент их появления. Ведь ни для кого не секрет, что ФНС сегодня является передовым ведомством в сфере ИТ и цифровизации.

За последние 10 лет силами ГНИВЦ были созданы и внедрены системы и сервисы, которые помогли серьезно изменить облик налогового администрирования.

CNews: Какими были ваши наиболее значимые проекты?

Олег Богатырев: Самый масштабный проект — это создание централизованной системы АИС «Налог-3». Он стартовал в 2010 году, и к тому моменту архитектура основного ПК ФНС России — СЭОД (Система электронной обработки документов) не модернизировалась более 10 лет. Она оставалась децентрализованной, тогда как с течением времени создавалось все больше новых функциональных подсистем и сервисов в централизованном исполнении. Все вместе это привело к усложнению процедур сопровождения и технической поддержки системы с многочисленными перетоками данных и высокой совокупной стоимостью владения.

gnivc1000.jpg

Олег Богатырев: в технологическом плане мы не только не отстаем, но и в чем-то опережаем своих коллег

АИС «Налог-3» представляет собой полностью централизованную систему, реализованную в трехзвенной архитектуре «клиент-сервер» и функционирующую на физически единой базе данных. Сегодня абсолютно все функции налогового администрирования включены в эту систему, а все налоговые органы работают в едином рабочем пространстве. В качестве базовых платформ, на которых создавался АИС «Налог-3», были выбраны решения Microsoft (серверы приложений и клиентские места), Oracle Exadata (СУБД транзакционного сегмента) и Teradata (СУБД аналитического сегмента). В настоящее время идет процесс поэтапного перевода системы на импортозамещающие технологии.

При проектировании АИС «Налог-3» был выделен набор общесистемных компонент, упрощающих и стандартизирующих подходы к решению задач, связанных с реализацией процессного подхода при автоматизации технических процессов налогового администрирования. Этот набор общесистемных компонент был назван КПИ (компоненты прикладной инфраструктуры). Слой КПИ разработан в GRID-архитектуре, что позволяет разбивать серверы приложений по группам прикладных функций и ролям (серверы интерактивной или автоматической работы). Использование заложенных в КПИ архитектурных возможностей позволяет осуществлять горизонтальное масштабирование системы за счет добавления новых вычислительных ресурсов. КПИ является собственной разработкой ГНИВЦ.

CNews: Как проходила разработка и внедрение системы?

Олег Богатырев: Их можно разделить на три этапа. В 2014 году была внедрена в промышленную эксплуатацию первая очередь АИС «Налог-3», реализующая функции государственной регистрации и налогового учета всех категорий налогоплательщиков. Это позволило навести порядок в НСИ и перейти на ее централизованное ведение, а также внедрить механизмы контроля целостности данных. В 2015 году была внедрена вторая очередь, реализующая функции налогообложения имущества физических лиц. А 2019 году внедрение было полностью завершено. С этого момента все функции налогового администрирования по всем категориям налогоплательщиков осуществляются в единой централизованной системе.

Сегодня АИС «Налог-3» обслуживает более 150 тыс. пользователей — сотрудников ФНС России и ФКУ «Налог-сервис». В рамках внедрения была проведена полномасштабная нормализация данных и интеграция более 900 баз данных СЭОД в единое транзакционное хранилище, которое содержит сведения о 180 млн налогоплательщиках. Общий объем транзакционной базы данных превышает 1 ПБ (ежедневный прирост данных — 1 Тб). Объем программного кода составляет более 16 млн строк. Ежегодно в рамках АИС «Налог-3» формируются и обрабатываются сотни миллионов документов. АИС «Налог-3» также является платформой для обслуживания внешних пользователей и информационных систем: ежегодно к данным и сервисам АИС обращаются более 50 млн внешних пользователей и более 25 тыс. участников обмена через СМЭВ.

CNews: Какие еще знаковые проекты у вас были реализованы?

Олег Богатырев: Проект АСК НДС был запущен в 2014 году. Его целью было создание эффективного механизма для пресечения случаев неуплаты и необоснованного возмещения НДС. Федеральным законодательством на налогоплательщиков НДС была возложена обязанность представления в ФНС в электронном виде сведений из книг покупок-продаж. АСК НДС занимается сбором, хранением и сопоставлением сведений о цепочках продаж с целью выявления разрывов, электронным взаимодействием с налогоплательщиками, визуализацией и анализом цепочек контрагентов, формированием пользовательских заданий инспекторам для отработки выявленных нарушений. Это был первый масштабный проект с использованием открытого ПО — Hadoop, HBase, Spark, Phoenix и т.п. Система принимает и обрабатывает сведения примерно из 5 млрд счетов-фактур ежегодно, а общий объем этих данных составляет 50 ТБ. Реализация проекта дала колоссальный эффект — разрывы в цепочках НДС сократились с 8% до 0,6%, а сам НДС стал одним из самых прозрачных налогов, который показывает постоянный устойчивый рост.

Другой крупный проект — АСК ЗАГС — начался в конце 2016 года. Основной целью создания системы была централизация услуг ЗАГС и сбор всех исторических записей с 1926 года в едином реестре. На тот момент времени все системы ЗАГС были децентрализованы и каждый регион работал в своей собственной системе, отсутствовала возможность оперативного взаимодействия и обмена информацией между органами ЗАГС, была крайне затруднена процедура формирования оперативной и объективной статистики. Необходимо было создать единую централизованную систему, в которой бы работали все органы ЗАГС, оператором системы была определена ФНС России. Решение должно было базироваться исключительно на импортозамещенном оборудовании и ПО с открытым кодом. АСК ЗАГС была реализована за 1 год 8 месяцев, в том числе был развернут обособленный ЦОД в городе Городце, а во все органы ЗАГС страны были доставлены специальные программно-аппаратные комплексы для доступа в систему и развернуты специализированные удостоверяющие центры, выпущены карточки доступа для 12 тыс. пользователей. С октября 2020 года система перешла в промышленный режим работы. Помимо базового функционала регистрации всех видов актов гражданского состояния, в ней реализовано 40 сервисов взаимодействия через СМЭВ, а также сервисы подачи заявлений на регистрации актов через ЕПГУ и возможность регистрации актов рождения и смерти в МФЦ. Также создано специальное мобильное приложение, интернет-портал с различными сервисами для граждан, аналитические инструменты формирования разных видов статистики. В 2020 году проводилась ретроконверсия исторических записей актов с 1926 года, которая на текущий момент завершена более чем на 90%. В систему внесены 490 млн записей актов гражданского состояния.

На самом деле, о проектах ГНИВЦ можно рассказывать часами. Это и создание АСК ККТ, и проекты в сферах трансфертного ценообразования, маркировки товаров, прослеживаемости импортных товаров, и реализация системы для взимания налога на профессиональный доход с самозанятых, а также различные мобильные сервисы и многое другое.

CNews: Как компания прошла сложный для всей страны период пандемии?

Олег Богатырев: Как и большинство организаций ИТ-сектора, мы практически полностью перешли на удаленный режим работы. Благо, наша инфраструктура и системы коммуникаций, в том числе и с заказчиком, позволяют нам безболезненно работать в таком режиме. Но для нас ситуация с COVID-19 неожиданно дала дополнительный ценный опыт: в ситуации, когда были введены ограничительные меры и часть бизнеса оказалась в сложных условиях, ГНИВЦ принял участие в реализации социально-значимых проектов, направленных на поддержку пострадавших отраслей.

Наверное, наиболее интересным получился проект по выплате субсидий. В связи с распространением коронавируса правительством страны был принят ряд постановлений о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, ведущих деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики. В частности, была предусмотрена выплата субсидий тем предприятиям и индивидуальным предпринимателям, которые не допустили снижения численности персонала более чем на 10%. Субсидия выплачивалась в размере МРОТ на каждого работающего сотрудника. ФНС в этой истории была задействована в качестве основного оператора, в функции которого входил прием заявлений от плательщиков, проверка сведений заявителя на соответствие критериям, расчет суммы, информирование плательщика о возможности и размере выплачиваемой субсидии, взаимодействие с ФК по передаче реестров на выплату и приему сведений о фактически выплаченных суммах. Также в проекте участвовал ПФР в качестве поставщика сведений о текущей численности работающих сотрудников, эти сведения представлялись ежедневно.

ГНИВЦ проводил доработки различных компонент АИС «Налог». Для реализации этого проекта были разработаны форматы для отправки заявлений по ТКС, реализован сервис подачи заявления на портале ФНС, создана возможность подачи заявления в личном кабинете ИП или юрлица. Также появился публичный сервис предварительной проверки возможности получения субсидии с детальной информацией о причинах возможного отказа. Всем потенциальным получателям субсидий превентивно были разосланы уведомления через ТКС или личные кабинеты о возможности получить субсидию и необходимости подать заявление. Была выполнена разработка новых компонент АИС «Налог» для ведения реестра заявлений, приема и обработки всех типов сведений, использующихся для выплаты субсидий, расчета субсидий и формирования реестров на выплаты. Все проверки проводились в автоматическом режиме: принадлежность к пострадавшим отраслям, наличие задолженности, расчет численности и процент снижения относительно марта 2020 года, проверка реквизитов банковского счета на который необходимо провести выплату субсидий.

Весь проект был реализован в течение 40 дней, и это был достаточно уникальный опыт. Могу сказать, что часто с момента подачи заявления на выплату до момента зачисления денег на счет налогоплательщика проходило менее суток. В ходе проекта мы постоянно общались с налогоплательщиками через линии техподдержки ТКС и ЛК. Это, кстати, позволило собрать информацию для формирования предложений по корректировке постановления правительства. Были уточнены положения по проверке наличия задолженности и расчету допустимого уровня снижения численности. Это тоже был уникальный опыт, который в свою очередь позволил дополнительно получить субсидию еще тысячам налогоплательщиков. Благодаря работе команды ГНИВЦ и ФНС данную субсидию получили более 1 млн организаций и индивидуальных предпринимателей, а общая сумма составила 91 млрд рублей. Возможно, впервые ФНС России выступал в качестве органа не собирающего, а раздающего деньги налогоплательщикам. При этом субсидии — не единственный проект помощи, реализованный в период пандемии.

CNews: Какие задачи стоят перед вами в контексте дальнейшей работы на рынке компания прошла сложный для всей страны период пандемии?

Олег Богатырев: Как я уже говорил, ГНИВЦ является одной из самых технологически продвинутых компаний России, которая при этом имеет возможность работать на очень интересных и востребованных проектах. При этом мы столкнулись с тем, что на ИТ-рынке мы мало узнаваемы и не считаемся привлекательным работодателем. Большинство публикаций о нас носят негативный характер, мол, ГНИВЦ — это закрытая полувоенная организация, которая «пилит» миллиарды ФНС и Минфина. Оставлю эти публикации на совести их авторов, уверен, что они мало что знают и о нашей работе, и о АИС «Налог» в целом.

ГНИВЦ, как и любая другая ИТ-компания постоянно растет и развивается, нуждается в притоке новых сил, заинтересованных в создании действительно важных для нашей страны продуктов и сервисов. Я уверен, что мы можем предложить своим сотрудникам огромные возможности по развитию. В настоящее время идет работа над рядом интереснейших проектов развития АИС «Налог», среди которых информационно-аналитическая система контрольного блока и система комплексного управления и администрирования долга, серьезно развивающие риск-ориентированные подходы; система налогового мониторинга, принципиально меняющая подходы к администрированию крупнейших налогоплательщиков; ведомственное озеро данных, которое агрегирует данные из транзакционных систем и внешних источников и является платформой для системы информационного обслуживания ОГВ; омниканальная платформа взаимодействия с плательщиками и многое другое. Скажу также, что уже сегодня ведутся работы по проектированию архитектуры АИС «Налог-4» на основе технологий импортозамещения.

Мы много работаем над тем, чтобы приходящие к нам работники чувствовали себя комфортно в большой и профессиональной команде, могли постоянно расти и развиваться. Ну а участие в больших и нужных стране проектах мы гарантируем.

Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала план деятельности на 2021 год, утвержденный министром финансов Антоном Силуановым (.pdf). План содержит порядка 100 мероприятий, среди них совершенствование платформы по взаимодействию с банками, разработка новой версии автоматизированной информационной системы «Налог-4», создание системы передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы.

В частности, ФНС планирует ввести в эксплуатацию цифровую платформу оценки налогоплательщиков на основании налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе банковских) услуг. Сервис поможет банкам и их клиентам — в том числе потенциально ускорит и удешевит предоставление кредитных продуктов, утверждают опрошенные РБК представители банков. Однако есть и риски — например, утечки персональных данных, предупредили эксперты.

Досье банковских клиентов

Цифровая платформа ФНС для взаимодействия с банками уже функционирует, уточнили РБК в пресс-службе ФНС. Она построена на технологии распределенного реестра (блокчейн), когда каждый участник процесса работает с данными своего узла в соответствии с присвоенной ему ролью. В 2020 году платформа использовалась для поддержки граждан и экономики страны от последствий COVID-19, говорят в ФНС, в частности позволяла ускорить выдачу льготных кредитов бизнесу. Банки обходились без дополнительных подтверждающих документов, за короткое время получая верифицированные данные о статусе заемщика из государственных реестров, администрируемых налоговой службой.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Как заявляет ФНС, ведущие банки предложили службе далее развивать платформу. Среди «наиболее востребованных» ФНС выделяет такие направления, как применение блокчейн-платформы для новых госпрограмм поддержки бизнеса, безбумажное предоставление услуг клиентам банков в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, а также «формирование досье клиента и профилирование его рисков».

ФНС обладает значительным массивом данных, которые позволят улучшить оценку рисков по розничным и корпоративным заемщикам, а также сократить бумажный документооборот с клиентами, пояснил РБК директор департамента розничных рисков банка «Зенит» Александр Шорников (по его словам, банк участвовал в обсуждении вопроса создания досье на заемщика на платформе ФНС). Если сервис ФНС будет бесплатным для банков, то возможно снижение стоимости и сроков оценки рисков — это, в свою очередь, ускорит и снизит стоимость кредитных продуктов для клиентов, считает Шорников.

Сервис позволит разгрузить банки и сократить бумажную волокиту — заемщикам не придется подавать документы в разные организации, поскольку их кредитный профиль будет доступен в рамках единой платформы, говорит старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов. У банков появится возможность (с согласия заемщика) оперативно получать данные из государственных информационных систем, быстрее проводить скоринг (оценку кредитоспособности клиентов. — РБК) и выносить кредитное решение, а клиентам, давшим согласие на проверку данных, не придется собирать документы для подтверждения доходов, указала пресс-служба Промсвязьбанка.

Фото:АГН «Москва»

Пресс-служба ВТБ сообщила РБК, что банк готов участвовать в проработке вопросов, связанных с обменом данными с ФНС, поскольку это поможет усовершенствовать риск-политику игроков банковского сектора. Банки уже получают сведения о кредитных историях клиентов «в рамках хорошо отлаженных процессов взаимодействия с бюро кредитных историй», добавили в ВТБ.

Весь массив информации, собранный налоговой службой о налогоплательщике, в том числе в результате мероприятий налогового контроля, может оказаться в распоряжении банков, говорит адвокат, старший юрист BGP Litigation Денис Савин. И это повышает вероятность утечки персональных данных налогоплательщиков, предупреждает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Не только ФНС начнет предоставлять свои данные о налогоплательщиках банкам — налоговики недавно получили право на доступ к информации, которую в банк предоставляет клиент (ранее она защищалась банковской тайной). В феврале 2021 года президент России подписал закон, который обязывает кредитные организации по мотивированному запросу предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и т.д.

Корректировка мер поддержки бизнеса

В конце 2020 года у ФНС появился новый реестр — получателей господдержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным службы, в 2020 году малому и среднему бизнесу была оказана финансовая поддержка на 377 млрд руб. Также в реестре есть сведения о консультационной, имущественной (например, льготы по арендным платежам) и информационной поддержке.

В 2021 году ФНС планирует внедрить «новую функциональность» при ведении этого реестра. «Новый аналитический сервис позволит на регулярной основе корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности», — сообщила РБК пресс-служба ведомства. Сервис разрабатывается совместно с Минэкономразвития, пресс-служба которого это подтвердила. Это «часть работы по перестройке инструментов поддержки бизнеса», добавили в Минэкономразвития.

Фото:АГН «Москва»

Налоговая служба не уточнила, как новый сервис поможет оценивать эффективность мер господдержки малого бизнеса и в зависимости от этого корректировать их. В пандемическом 2020 году меры господдержки МСП приобрели особую значимость, и наделение ФНС новыми компетенциями выглядит логично, поскольку она во многих случаях является фактическим распределителем госпомощи, считает Павел Баранов.

ФНС как оператор больших данных в России

Налоговая служба планирует создать цифровую платформу для передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы, следует из ее плана деятельности в 2021 году. К административным данным, например, относятся данные онлайн-касс о продажах продуктов, собираемые ФНС. РБК уже сообщал, что Росстат планирует в 2021 году внедрение нового метода расчета инфляции — на основе первичных данных транзакций, передаваемых налоговиками.

Аналитическая платформа для электронного обмена данными с другими органами власти и иными потребителями данных находится на этапе проектирования, уточнили в ФНС. Служба будет поставлять сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, о задолженностях, данные контрольно-кассовой техники, приводят примеры в пресс-службе ФНС. «Поставка данных будет осуществляться в автоматизированном режиме с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-правовыми актами», — указали в ФНС. Помимо Росстата к работе над платформой уже подключился ряд региональных органов исполнительной власти, добавили там.

«В последнее время мы наблюдаем поступательное движение в сторону формирования в руках ФНС самого большого массива данных о физических и юридических лицах страны. Предоставление доступа к такой информации заинтересованным третьим лицам выгодно для последних, позволяя видеть всю картину при принятии ими государственных или коммерческих решений. Однако очевидно, что сами налогоплательщики такой вектор развития воспринимают негативно», — сказал РБК Денис Савин.

Новая система контроля за уплатой налогов

ФНС планирует в 2021 году разработать концепцию автоматизированной информационной системы (АИС) четвертого поколения «Налог-4» «с учетом применения технологий импортозамещения», говорится в плане. При этом только в 2019 году служба завершила внедрение автоматизированной системы налогового администрирования «Налог-3». Реализация АИС, которую сама ФНС называет «одной из крупнейших баз данных в мире», в прошлом коррелировала с ростом собираемости налога на добавленную стоимость (НДС) — система позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС контрагентами.

Разработка концепции АИС «Налог-4», вероятно, будет в значительной степени ориентирована на внешнеэкономические сделки, особенно внутригрупповые, считает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев. «У ФНС появляется все больше информации по таким сделкам, чтобы можно было оценить соответствие формы операций их экономической сути», — говорит он.

Каждая следующая программа этой «линейки» создает все больше сложностей у компаний, утверждает Болдинова. Часто налогоплательщики получают запросы, требования и предложения доплатить в бюджет налоги в связи с деятельностью их контрагентов пятой, шестой очередей, так как это становится видно АИС, констатирует она.

Функционал новой АИС может значительно сократить число споров по поводу прочтения ст. 54.1 Налогового кодекса, определяющей критерии необоснованной налоговой выгоды, надеется Тимоничев. Бизнес считает, что эта статья часто используется налоговиками для чрезмерных «карательных» доначислений.

Читайте также: