Рост каких налогов обусловлен в капиталистических странах

Опубликовано: 11.05.2024

С обострением внутренних и внешних противоречий капитализма происходит непрерывный рост государственных расходов, усиление налоговой эксплуатации трудящихся, увеличение государственного долга. Главная причина заключается в милитаризме. Обогащая отдельные группы монополистической буржуазии, милитаризм ведет к истощению наций, разорению народов, изнывающих под бременем налогов, растущей инфляции и дороговизны (Программа КПСС). Прямые военные расходы Англии возросли с 254 млн. ф. ст. в 1938/39 г. до 1698 млн. ф. ст. в 1961/62 г., США —соответственно с 1 млрд. до 51 млрд. долл., а их удельный вес в бюджете США поднялся с 12,2 до 55%. Военные расходы стран — у°аст-ниц агрессивного Североатлантического пакта увеличились с 18,8 млрд. долл. в 1949 г. до 73,2 млрд. долл. в 1962 г. и составили за это время колоссальную сумму — ок. 800 млрд. долл. (см. Финансы современных капиталистических стран). [c.512]

ФИНАНСЫ СОВРЕМЕННЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН—система денежных отношений, посредством к-рой капиталистич. гос-во извлекает (в основном путем налогов) денежные ресурсы и использует их для содержания аппарата принуждения и выполнения своих функций по охране капиталистич. производственных отношений, подавлению сопротивления трудящихся их эксплуатации в интересах обогащения монополий. При единой классовой природе Ф. с. к. с. во все периоды существования капиталистич. об-ва их организация [c.526]

Финансы современных капиталистических стран — Н. Н. Любимов, [c.686]

В Финансово-кредитном словаре объясняется около пяти тысяч терминов и понятий. В нем дается марксистско-ленинское освещение теории денег, кредита, финансов при социализме и в досоциалистических формациях, истории и современного состояния денежного обращения, кредита и финансов в СССР, других социалистических странах и в капиталистических государствах содержатся сведения об отраслевом и сводном финансовом планировании, о финансах предприятий и отрас--лей хозяйства, государственном бюджете, его доходах и расходах, о фи- нансировании и кредитовании капитальных вложений отраслей хозяйства и культуры, о нормировании оборотных средств, об организации расчетов, о системе финансового и банковского контроля уделено большое внимание бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятель ности социалистических предприятий и организаций освещается работа финансовых органов, банков, сберегательных касс и органов государственного страхования характеризуются взаимоотношения социалистических предприятий и хозяйственных организаций с бюджетом помещены статьи о крупнейших социалистических и капиталистических банках, о денежных единицах всех стран мира приводится справочный материал о высших и средних учебных заведениях, готовящих специалистов для финансово-кредитной системы СССР. В Словаре даются обзоры по союзным республикам СССР, зарубежным социалистическим и капиталистическим странам. В обзорах по союзным республикам освещается состояние финансов, кредита и расчетов в каждой республике, а по зарубежным социалистическим и капиталистическим государствам— организация и состояние денежного обращения, платежного баланса, кредитной системы, страхования и бюджетов. [c.3]


Финансы капиталистических стран, выражая капиталистические производственные отношения и способствуя их сохранению, играют реакционную роль. Буржуазные государства используют финансы для обогащения монополий и получения ими максимальной прибыли. Финансы при капитализме являются орудием капиталистической эксплуатации трудящихся масс. Реакционный характер капиталистических финансов проявляется также в росте непроизводительных расходов, главным образом военных и на содержание аппарата угнетения. Основным источником формирования финансов капиталистических государств являются налоги с трудящихся. Все это приводит к неустойчивости финансов при капитализме, росту бюджетных дефицитов, займов, налогов. Экономические кризисы, дальнейшее усиление милитаризации хозяйства все более подрывают и расшатывают финансы капиталистических государств. Одним из проявлений этого процесса является глубокий кризис ва-лютно-финансовой системы современного империализма. [c.6]

Почему же акционерная форма собственности получила такое широкое развитие в странах с развитой рыночной экономикой Выпуск акций — одна из мощных форм мобилизации капитала, позволяющая трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового рынка корпорации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста. Финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение. Современные условия капиталистического воспроизводства, обострение конкурентной борьбы актуализировали вопросы управления финансами предприятий. [c.13]

Совокупные объемы централизованных денежных фондов современного капиталистического мира в среднем составляют от 30 до 50% ВВП (по промышленно-развитым странам). В частности, только через федеральный бюджет США в 1998 году прошло 1568 млрд долл. по доходам, т. е. около 20% ВВП. Таким образом, потенциальная возможность регулирования движения всех осщьних денежных потоков и влияние на условия формирования л й6ь Х других денежных фондов заложена в самой количественной характеристике современных государственных финансов. Правда, такие их масштабы.—качество совсем не свойственное финансам развивающегося мира, а также стран переходной экономики. Там соответствующие цифры гораздо. скромнее, порядка 11-17% ВВП (в России в 1998 году —12,97%)2. Но эти цифры как раз и констатируют факт недостаточно активного государственного вмешательства. В одной из своих последних работ Послевоенная экономика США Э. Хансен (один из самых видных западных теоретиков) писал Укажите мне на страну с низким уровнем общественных расходов, и я вам назову страну с низким уровнем жизни . Далее он отметил Даже в Соединенных Штатах, как подсчитано, 100 долл., вложенные в дело образования, вызовутболее высокий рост производительности труда, чем 100 долл., вложенные в [c.54]


Лит. Экономические проблемы современного империализма , под редакцией С. Л. Выгодского, Изд-во ВПШ и АОН. 1963 Империалистическое государство и капиталистическое хозяйство , Изд-во АН СССР, 1963 Ф р е и Л. И., Кредитная и валютная политика капиталистических стран, Внешторгиз-дат, 1962 Федеральная резервная система США, перевод с англ., Госфиниздат, 1959 Аникин А., Современные формы связей банков с промышленностью, Мировая экономика и международные отношения , 1961, № 11 Местные финансы капиталистических стран , Госфиниздат, 1958. [c.360]

Лит. Бортник М. Ю., Кредитно-денежная система Японии, Госфиниздат, 1940 Болдырев Г. И., Финансы Японии, Госфиниздат, 1946 Промышленность и банки Японии , Сборник материалов, перевод с англ., Изд-во иностранной литературы, 1956 Финансы капиталистических стран , Госфиниздат, 1956 Монополистический капитал современной Японии , перевод с японского, Изд-во иностранной литературы, 1961 Певзнер Я. А., Государственно-монополистический капитализм в Японии после второй мировой войны, Изд-во Академии наук СССР, 1961 Динкевич А. И., Экономическая и военная помощь США Японии, Изд-во восточной литературы, 1962. [c.647]

Алексеев А. М. Военные финансы капиталистических государств, Госполитиздат, 1952 С о-л ю с Г., Государственные финансы и иностранный капитал в экономике Западной Германии, Госфиниздат, 1957 Местные финансы капиталистических стран , Госфиниздат, 1958 Ф р е и Л. И., Современные банковые системы Англии, США, Франции и ФРГ, Внеш-торгиздат, 1958 Аникин А. В., Валютные проблемы Западной Европы, Изд-во ИМО, 1960 Хмельницкая Е., Монополистический капитализм Западной Германии, Изд-во ИМО, 1959 Деза Г., Усиление банковских монополий Западной Германии, .Деньги и кредит , 1960. № 8. [c.280]

Лит. Эйдельнант А., Буржуазные теории денег, кредита и финансов в период общего кризиса капитализма, Госфиниздат, 1958 Ц а г а В., Современные буржуазные теории денег и кредита, Госфиниздат, 1955 Бретель Э. Я., Денежное обращение и кредит капиталистических стран, гл. XI, Госфиниздат, 1955. [c.288]

Лит. Пальмиро Тольятти, Итальянская коммунистическая партия, Госполитиздат, 1959 Экономика капиталистических стран после второй мировой войны (Статистический сборник), Внешторг-издат, 1959 Финансы капиталистических государств , Госфиниздат, 1957 П у ч и к Е. П., Экономика и внешняя торговля Италии, Внешторгиздат, 1957 В а-сильев II. П., Монополистический капитал Италии (после второй мировой войны), Изд-во ИМО, 1959 Ч у р а к о в В. П., Государственно-монополистический капитализм в Италии, Соцэкгиз, 1960 Д ж и и о Л о н г о. Государственное хозяйство в современной Италии, Мировая экономика и международные отношения , 19М, № 6. [c.490]

С февраля 1926 г. Евгений Евгеньевич — консультант Конъюнктурного института Наркомата финансов СССР, где начал заниматься изучением циклов в экономиках капиталистических стран. Одновременно заведовал сельскохозяйственной секцией Института экспериментальной статистики и статистической методологии ЦСУ СССР. После дела Трудовой крестьянской партии и закрытия Конъюнктурного института, подчинения ЦСУ Госплану СССР (1930) Е. Е. Слуцкий работал в институтах, связанных с геофизикой и метеорологией. В Институте геофизики и метеорологии предметом его исследования стало влияние солнечной активности на урожаи. В связи с недостаточной продолжительностью наблюдений за урожайностью (таблица В. Г. Михайловского охватывала динамику урожаев в России за 115 лет) он использовал ряд цен на пшеницу в Англии за 369 лет, составленный лордом Беверид-жем. Кроме этого, Е. Е. Слуцкий изучил годовые приросты 12 секвой за 2000 лет (именно на такой срок была рассчитана таблица солнечной активности Фрица). К сожалению, результаты этой работы погибли в период войны. В начале 1930-х гг. Евгений Евгеньевич занимался также проблемой связанных динамических рядов. Он вывел формулу средней квадратической ошибки коэффициента корреляции для случая, когда наблюдения не являются взаимонезависимыми, а представляют связанные ряды (случай стационарных временных рядов). К середине 20-х гг. относится еще одно достижение Слуцкого в журнале Metron была опубликована его статья о стохастической асимптоте и пределе [29], которая составила основу теории случайных функций — одного из важнейших направлений современной теории вероятностей. [c.15]

Нал о ги, обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Используются для финансирования его расходов. Социально-экономическая сущность Н., их структура и роль определяются экономическим и политическим строем общества и вытекающими отсюда природой и функциями государства. «В налогах, — указывал К. Маркс, — воплощено экономически выраженное существование государства» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 308).

В антагонистических общественно-экономических формациях Н. выступают как один из главных источников доходов эксплуататорского государства. Они основной тяжестью падают на трудящихся и выражают собой отношения их дополнительной эксплуатации. Уже в рабовладельческих и феодальных обществах действовала широкая система Н., в основном в форме натуральных сборов (продовольствие, фураж, снаряжение для армии и флота и т. п.) ив виде личных повинностей (участие в походах и др.). С развитием товарно-денежных отношений Н. стали взиматься преимущественно в денежной форме и наибольшее развитие получили при капитализме, особенно в эпоху империализма. В условиях государственно-монополистического капитализма происходит стремительный рост Н. под влиянием милитаризации экономики, разбухания государственного аппарата, расширения государственного регулирования капиталистической экономики в интересах монополистического капитала. Доля национального дохода, мобилизуемая через Н. в бюджет, составляла в развитых капиталистических странах (конец 60-х гг. 20 в.): США 35%, Великобритании 45%, Франции 37%, ФРГ 38% и Японии 28%. За 1950—70 объёмы Н. в этих странах возросли в 3—6 раз и составляют до 70—80% доходов их государственных бюджетов.

По способу взимания Н. делятся на прямые и косвенные. Прямые Н. взимаются с доходов или имущества юридических и физических лиц (см. Налоговая ставка). Различают реальные прямые Н., которыми облагаются земельные участки, скот, недвижимое имущество, и личные прямые Н., взимаемые с доходов или имущества физических лиц (подоходный налог, поимущественный налог, Н. на денежный капитал, сверхприбыль, с наследства и дарения). Косвенные Н. (или акцизы) взимаются через цены товаров, в основном предметов широкого потребления. Это создаёт значительные привилегии для господствующих классов, т. к. почти целиком тяжесть этих Н. перекладывается на малоимущие слои населения, потребляющие большую часть этих товаров. Именно поэтому В. И. Ленин называл косвенные Н. налогами на бедных (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 6, с. 262).

В эпоху империализма наблюдается тенденция к возрастанию объёма и удельного веса прямых Н. Это вызывается усилением классовых противоречий и борьбы рабочего класса за более прогрессивное обложение (повышение ставок Н. с увеличением доходов), ростом военно-полицейских расходов государственного бюджета, для покрытия которых Н. с трудящихся становится явно недостаточно, а также борьбой различных группировок внутри господствующих классов. Это связано и с тем, что косвенные Н., повышая цены товаров, ограничивают возможности расширения внутреннего рынка и экспорта товаров.

Н. при капитализме носят антинародный характер, своей основной тяжестью ложатся на трудящихся. В начале 70-х гг. 20 в. в США, ФРГ, Франции Н. поглощали до 25—30% доходов средней семьи трудящихся. Капиталисты стараются уклониться от уплаты Н., пользуясь коммерческой тайной, прибегают к фальсификации своей отчётности и используют др. лазейки, чтобы скрыть свои действительные доходы от налогообложения. На современном этапе особенно широкое развитие получили формы прямого и скрытого государственного субсидирования монополий (военные заказы по завышенным ценам, ускоренная амортизация и др.), что обеспечивает им фактически возврат изъятых через Н. средств. Классовый антинародный характер Н. проявляется также в целой системе льгот, предоставляемых капиталистам при налогообложении (специальные скидки и крупные вычеты из облагаемых доходов, специальные льготы для корпораций на истощение недр, проценты по задолженности и др.), в освобождении от Н. различных фондов (амортизационный, резервный, благотворительный и др.). (См. также Налоговые льготы.)

В России основное место в системе налогообложения занимали косвенные Н. и среди них доход от винной монополии, составлявший 28,6% всех поступлений в бюджет в 1909—13. Крупные доходы приносили акцизы на сахар и др. предметы массового потребления. Значительно меньшую роль в бюджете играли прямые Н.: поземельный, промысловый и др. При их взимании большие льготы предоставлялись буржуазии и помещикам; тяжёлым бременем эти Н. ложились на широкие массы крестьянства. Характерной чертой системы Н. в России было отсутствие подоходного Н., введению которого сопротивлялись буржуазия и помещики. Он был введён только с 1 января 1917 под давлением революционного движения.

При социализме Н. являются одним из средств планового распределения и перераспределения части национального дохода в интересах коммунистического строительства. Социалистическая собственность на средства производства позволяет государству осуществлять прямое распределение национального дохода и за счёт поступлений от социалистического хозяйства обеспечивать подавляющую часть доходов государственного бюджета. В конце 60-х гг. этот источник составлял в доходах государственного бюджета СССР свыше 90%, ПНР около 85%, ЧССР около 90%. Н. с населения занимают незначительный удельный вес в доходах государственного бюджета. Так, в доходах государственного бюджета СССР 1973 они составляли около 8%. Характерной чертой Н. является их возвратность. Средства, мобилизуемые через Н., используются на общественные нужды. В 1973 ассигнования только на социально-культурные нужды и науку превышали налоговые платежи населения более чем в 4 раза.

Налоговая политика социалистического государства проводится в соответствии с задачами, которые оно решает на различных этапах коммунистического строительства. После установления диктатуры пролетариата Н. использовались государством для подрыва экономической мощи буржуазии (например, чрезвычайные контрибуционные Н.). В переходный период система налогового обложения была направлена на ограничение и вытеснение капиталистических элементов города и деревни и укрепление союза рабочего класса с трудовым крестьянством. Льготное обложение середняцких хозяйств сочеталось с частичным и полным освобождением от Н. бедняцких крестьянских хозяйств. Подоходный Н. с рабочих и служащих взимался с небольшой прогрессией, при значительном необлагаемом минимуме и льготах для низкооплачиваемых групп населения. Н. с предприятий представляли собой одну из форм косвенного регулирования их деятельности. Наряду с прямыми Н. и Н. с доходов и имущества взимались также и косвенные Н., однако в отличие от акцизов при капитализме наиболее высокими ставками облагались не товары массового потребления, а предметы роскоши.

Налоговая реформа 1930 в СССР унифицировала налоговые и неналоговые платежи в государственный бюджет и заменила их для социалистических предприятий двумя формами изъятия средств в бюджет — налогом с оборота и отчислениями от прибыли. С победой социализма была перестроена и система Н. с населения. С ликвидацией капиталистических элементов такие Н., как Н. на сверхприбыль и квартирный, были полностью отменены, а подоходный и с.-х. Н. были соответствующим образом перестроены. Удельный вес Н. с населения был резко снижен.

В период Великой Отечественной войны 1941—45 доля Н. с населения в доходах государственный бюджета возросла. Наряду с перестройкой действующих государственных и местных Н. были введены военный Н. и Н. на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. Это дало возможность государству мобилизовать дополнительные средства для нужд обороны страны. В послевоенные годы происходило неуклонное снижение Н. с населения. Был полностью отменен военный Н. (1946) и значительно снижены Н. на холостяков и с.-х. Н.

21-й съезд КПСС (1959) принял решение о постепенной отмене Н. с населения. Разработанный в соответствии с этим решением закон «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих» (май 1960) проводится в жизнь путём постепенного повышения необлагаемого минимума доходов и расширения налоговых льгот. В 1972 в ряде районов страны, где минимальная заработная плата рабочих и служащих производственных отраслей народного хозяйства повышена до 70 руб. в месяц, отменены Н. с заработков этого уровня и уменьшены в среднем более чем на 1 /3 ставки Н. с заработной платы до 90 руб. в месяц. Программа КПСС предусматривает полную отмену Н. с населения.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Морализирующая критика и критизирующая мораль, Соч., 2 изд., т. 4; их же, Эмиль де Жирарден. «Социализм и налог», Париж, 1850, [Рецензии из «Neue Rheinische Zeitung. Politisch- Ö konomische Revue», № 4], там же, т. 7; Ленин В. И., К деревенской бедноте, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7; его же, Аграрный вопрос в России к концу XIX века, там же, т. 17; его же, Капитализм и налоги, там же, т. 23; его же, Доклад о замене разверстки натуральным налогом [на Х съезде РКП(б)], там же, т. 43; Программа КПСС, М., 1973; Дьяченко В, П., Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства, М., 1947; Марьяхин Г. Л., Очерки истории налогов в СССР, М., 1964; Финансы капиталистических государств. Авт. коллектив под руководством Б. Г. Болдырева, М., 1971.

США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада (их еще называют большой семеркой). Эти страны лидируют в мире по своему экономическому и научно-техническому потенциалу, совокупному ВВП, отличаются наиболее диверсифицированной экономикой, а также самым крупным людским потенциалом. На эти страны приходится около 70% производства всей промышленной продукции мира, все прямые иностранные инвестиции.

Первое место среди «большой семерки» занимают США, контролирующие самую значительную часть капиталистического мирового хозяйства и играющие в нем определяющую роль.

Обострившаяся к середине 80-х годов конкуренция между ведущими странами выявила три противоборствующих центра: США, западноевропейские страны, занимавшие «оборонительные» позиции, и Япония («наступающие» позиции на рынках массовых товаров народного потребления).

Именно Япония оказалась главным соперником США и ЕС в эти годы. Уже к середине 80-х годов она обеспечивала 82% мирового выпуска мотоциклов, 80,7% производства домашних видеосистем и около 66% фотокопировального оборудования. Японские компании заняли господствующие позиции на американском рынке станков с числовым программным управлением. Между 1973 и 1986 гг. доля США в мировом производстве товаров и услуг снизилась с 23,1 до 21,4%, доля ЕС – с 25,7 до 22,9%, а доля Японии выросла с 7,2 до 7,7%. Следствием этого процесса стало ухудшение позиций американских компаний. Если в 1971 г. 280 из 500 крупнейших ТНК были американскими, то к 1991 г. таковых осталось лишь 157. К этому времени Япония фактически догнала США, обладая 345 крупнейшими компаниями, притом, что в странах ЕС таковых было 17, а в Северной Америке – всего 5; 9 из 10 крупнейших сервисных компаний также представляли Японию. В конце 80-х годов японское экономическое чудо продемонстрировало, насколько далеко может зайти страна, использующая индустриальную парадигму, в окружении соседей, принадлежащих постиндустриальному миру.

Однако японские производители, увлеченные количественными показателями своего успеха в области индустриализации, не учли ряд других факторов.

Во-первых, хотя условия торговли США с остальным миром в 80-е гг.

серьезно ухудшились (уровень цен на американский экспорт снизился между 1970 и 1990 гг. более чем на 20% по отношению к уровню цен на импортируемые товары), Соединенные Штаты по-прежнему получали большую часть импорта из стран с близким к их собственному уровнем развития, в силу чего образовывавшийся торговый дефицит не был необратимым. Кроме этого, сами американские компании, сокращавшие индустриальную занятость в США и перемещавшие рабочие места за границу, вносили существенный вклад в нарастание дефицита, в данном случае достаточно формального (известно, например, что IВМ, использующая в Японии 18 тыс. работников и имеющая годовой объем продаж в 6 млрд долл., стала с начала 90-х годов одним из ведущих японских экспортеров компьютерной техники, в том числе и в США). Данный фактор имел и имеет гораздо большее значение, нежели то, которое ему обычно придается. Если в 1985 г. Япония экспортировала в США товаров на 95 млрд долл., а покупала только на 45 млрд, это еще не означало того гигантского разрыва, о котором часто говорят политики и экономисты. В том же году американские компании произвели и продали в Японии товаров на 55 млрд долл., тогда как соответствующий показатель для японских фирм в США не превышал 20 млрд. Если учесть это обстоятельство, то окажется, что японские производители поставили в США продукции на 115 млрд долл., тогда как американские в Японию — на 100 млрд, и дефицит составлял не более 15%, а если учесть выплаты японских компаний за американские авторские права и патенты, то фактически отсутствовал вовсе.

Во-вторых, японские производители тешили себя положительным сальдо своего торгового баланса с США во многом подобно тому, как это делали поставщики нефти в период высокой инфляции в 1977–1980 гг. Анализируя процесс образования торгового дисбаланса между странами, нельзя не видеть, что такового фактически не существовало в 1980 г., но уже в 1981-м он достиг 36 млрд долл., в 1982-м – 67 млрд, а в 1983-м превысил 113 млрд долл. Что же произошло в этот период и какова была основная причина подобной ситуации? Ответ на этот вопрос очень прост: важнейшим фактором роста американского импорта и стагнации экспорта служило беспрецедентное повышение курсовой стоимости доллара по отношению к «корзине» основных мировых валют – только между серединой 1979-го и первым кварталом 1985 г. оно составило 73%. В этих условиях совершенно естественным был как рост потребления импортных товаров в США, так и снижение по всем без исключения товарным позициям отношения объема экспорта американских товаров к общему объему их производства.

Японские стратеги не учли двух обстоятельств: того, что усиление доллара объясняется временными трудностями американской экономики и поэтому не может быть продолжительным; и того, что, пока расчеты ведутся в долларах, США не имеют внешней торговли в собственном смысле слова, а проблема «восстановления» баланса решается посредством организации спекулятивной атаки против доллара, обесценивающей средства, полученные экспортерами от продажи их товаров в США.

Как только ситуация в американской экономике стала нормализовываться, началось снижение процентных ставок, а вместе с ним – падение доллара на мировых рынках; за полтора года его курс снизился более чем на 25%, а к февралю 1987 г. «отыграл назад» почти четыре пятых своего прежнего беспрецедентного повышения. В результате с середины 1986 по середину 1988 г. американский экспорт вырос более чем на треть, а дефицит торгового баланса сократился на 40 %. Проявившиеся в эти годы тенденции фактически устранили дефицит в торговле США с европейскими странами, а снижение курса доллара еще на 15–20 % обеспечило бы и полное преодоление дефицита в торговле с Японией. Трудности 80-х гг. серьезно дезориентировали конкурентов США, которые, убедившись в привлекательности американского рынка, усилили присутствие на нем, в первую очередь, в сфере распределения и торговли и предпочли отказаться от создания производственных мощностей. Это видно при сравнении американских и японских показателей в сфере экспорта готовой продукции и перенесения производства за границу. Если в 1988 г. общий объем японского экспорта был всего на 20% ниже американского, то масштабы продаж произведенных за рубежом японских товаров отставали от аналогичного показателя американских компаний почти в четыре раза, а реализация товаров через созданные за границей японские торговые конгломераты была вдвое большей, нежели через американские. В результате совокупный объем американских товаров, вывезенных из страны или произведенных за рубежом, почти вдвое превосходил аналогичный японский показатель; таким образом, на фоне беспрецедентных формальных успехов японцев американские производители сумели самым серьезным образом пересмотреть прежние ориентиры, что стало залогом их успехов в 90-е гг.

В конце ХХ в. стало очевидным, что Япония значительно отстает от США в эффективном использовании достижений информационной революции. Так, к середине 90-х гг. кабельными сетями были связаны 80% американских домов и только 12% японских; в США на 1000 человек использовалось 233 персональных компьютера; в Германии и Англии – около150, тогда как в Японии – 80; электронной почтой пользовались 64% американцев, от 31 до 38% населения Западной Европы и только 21% японцев.

В начале 90-х годов мировой рынок программных продуктов контролировался американскими компаниями на 57%, а их доля превышала японскую более чем в три раза. В середине 90-х гг. США восстановили с Японией равенство на рынке производства микрочипов.

Таким образом, в новых условиях важнейшим направлением эволюции западного мира в целом и семерки развитых стран в том числе стало формирование постиндустриальной цивилизации как целостной системы. Возможности включения в нее Японии в конце ХХ в. значительно сузились в силу того, что исповедуемая этой страной парадигма хозяйственного роста по своей природе неадекватна ценностям постиндустриального строя. Япония, не сумев одержать победу в информационном и технологическом соревновании с США, перешла к оборонительной позиции.

Японские предприниматели и политические лидеры уверены в возможности восстановления своей экономической мощи за счет экспансии в Азии. Однако такая позиция привела к тому, что сама Япония к концу ХХ в. откатилась далеко назад по сравнению с серединой 80-х гг.

С учетом того, что развитие «четвертичного сектора» неминуемо должно было привести к глубокому кризису традиционной индустриальной модели, возможной задачей, стоящей перед «большой семеркой» и другими высокоразвитыми странами в конце ХХ – начале XXI в., является сокращение индустриального сектора экономики и перераспределение экономической мощи таким образом, который соответствует уже осуществившемуся перераспределению как технологического, так и интеллектуального потенциала между основными центрами современного мира – США, Западной Европой и Японией.

С обострением внутренних и внешних противоречий капитализма происходит непрерывный рост государственных расходов, усиление налоговой эксплуатации трудящихся, увеличение государственного долга. Главная причина заключается в милитаризме. Обогащая отдельные группы монополистической буржуазии, милитаризм ведет к истощению наций, разорению народов, изнывающих под бременем налогов, растущей инфляции и дороговизны (Программа КПСС). Прямые военные расходы Англии возросли с 254 млн. ф. ст. в 1938/39 г. до 1698 млн. ф. ст. в 1961/62 г., США —соответственно с 1 млрд. до 51 млрд. долл., а их удельный вес в бюджете США поднялся с 12,2 до 55%. Военные расходы стран — у°аст-ниц агрессивного Североатлантического пакта увеличились с 18,8 млрд. долл. в 1949 г. до 73,2 млрд. долл. в 1962 г. и составили за это время колоссальную сумму — ок. 800 млрд. долл. (см. Финансы современных капиталистических стран). [c.512]

ФИНАНСЫ СОВРЕМЕННЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН—система денежных отношений, посредством к-рой капиталистич. гос-во извлекает (в основном путем налогов) денежные ресурсы и использует их для содержания аппарата принуждения и выполнения своих функций по охране капиталистич. производственных отношений, подавлению сопротивления трудящихся их эксплуатации в интересах обогащения монополий. При единой классовой природе Ф. с. к. с. во все периоды существования капиталистич. об-ва их организация [c.526]

Финансы современных капиталистических стран — Н. Н. Любимов, [c.686]

В Финансово-кредитном словаре объясняется около пяти тысяч терминов и понятий. В нем дается марксистско-ленинское освещение теории денег, кредита, финансов при социализме и в досоциалистических формациях, истории и современного состояния денежного обращения, кредита и финансов в СССР, других социалистических странах и в капиталистических государствах содержатся сведения об отраслевом и сводном финансовом планировании, о финансах предприятий и отрас--лей хозяйства, государственном бюджете, его доходах и расходах, о фи- нансировании и кредитовании капитальных вложений отраслей хозяйства и культуры, о нормировании оборотных средств, об организации расчетов, о системе финансового и банковского контроля уделено большое внимание бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятель ности социалистических предприятий и организаций освещается работа финансовых органов, банков, сберегательных касс и органов государственного страхования характеризуются взаимоотношения социалистических предприятий и хозяйственных организаций с бюджетом помещены статьи о крупнейших социалистических и капиталистических банках, о денежных единицах всех стран мира приводится справочный материал о высших и средних учебных заведениях, готовящих специалистов для финансово-кредитной системы СССР. В Словаре даются обзоры по союзным республикам СССР, зарубежным социалистическим и капиталистическим странам. В обзорах по союзным республикам освещается состояние финансов, кредита и расчетов в каждой республике, а по зарубежным социалистическим и капиталистическим государствам— организация и состояние денежного обращения, платежного баланса, кредитной системы, страхования и бюджетов. [c.3]


Финансы капиталистических стран, выражая капиталистические производственные отношения и способствуя их сохранению, играют реакционную роль. Буржуазные государства используют финансы для обогащения монополий и получения ими максимальной прибыли. Финансы при капитализме являются орудием капиталистической эксплуатации трудящихся масс. Реакционный характер капиталистических финансов проявляется также в росте непроизводительных расходов, главным образом военных и на содержание аппарата угнетения. Основным источником формирования финансов капиталистических государств являются налоги с трудящихся. Все это приводит к неустойчивости финансов при капитализме, росту бюджетных дефицитов, займов, налогов. Экономические кризисы, дальнейшее усиление милитаризации хозяйства все более подрывают и расшатывают финансы капиталистических государств. Одним из проявлений этого процесса является глубокий кризис ва-лютно-финансовой системы современного империализма. [c.6]

Почему же акционерная форма собственности получила такое широкое развитие в странах с развитой рыночной экономикой Выпуск акций — одна из мощных форм мобилизации капитала, позволяющая трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового рынка корпорации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста. Финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение. Современные условия капиталистического воспроизводства, обострение конкурентной борьбы актуализировали вопросы управления финансами предприятий. [c.13]

Совокупные объемы централизованных денежных фондов современного капиталистического мира в среднем составляют от 30 до 50% ВВП (по промышленно-развитым странам). В частности, только через федеральный бюджет США в 1998 году прошло 1568 млрд долл. по доходам, т. е. около 20% ВВП. Таким образом, потенциальная возможность регулирования движения всех осщьних денежных потоков и влияние на условия формирования л й6ь Х других денежных фондов заложена в самой количественной характеристике современных государственных финансов. Правда, такие их масштабы.—качество совсем не свойственное финансам развивающегося мира, а также стран переходной экономики. Там соответствующие цифры гораздо. скромнее, порядка 11-17% ВВП (в России в 1998 году —12,97%)2. Но эти цифры как раз и констатируют факт недостаточно активного государственного вмешательства. В одной из своих последних работ Послевоенная экономика США Э. Хансен (один из самых видных западных теоретиков) писал Укажите мне на страну с низким уровнем общественных расходов, и я вам назову страну с низким уровнем жизни . Далее он отметил Даже в Соединенных Штатах, как подсчитано, 100 долл., вложенные в дело образования, вызовутболее высокий рост производительности труда, чем 100 долл., вложенные в [c.54]


Лит. Экономические проблемы современного империализма , под редакцией С. Л. Выгодского, Изд-во ВПШ и АОН. 1963 Империалистическое государство и капиталистическое хозяйство , Изд-во АН СССР, 1963 Ф р е и Л. И., Кредитная и валютная политика капиталистических стран, Внешторгиз-дат, 1962 Федеральная резервная система США, перевод с англ., Госфиниздат, 1959 Аникин А., Современные формы связей банков с промышленностью, Мировая экономика и международные отношения , 1961, № 11 Местные финансы капиталистических стран , Госфиниздат, 1958. [c.360]

Лит. Бортник М. Ю., Кредитно-денежная система Японии, Госфиниздат, 1940 Болдырев Г. И., Финансы Японии, Госфиниздат, 1946 Промышленность и банки Японии , Сборник материалов, перевод с англ., Изд-во иностранной литературы, 1956 Финансы капиталистических стран , Госфиниздат, 1956 Монополистический капитал современной Японии , перевод с японского, Изд-во иностранной литературы, 1961 Певзнер Я. А., Государственно-монополистический капитализм в Японии после второй мировой войны, Изд-во Академии наук СССР, 1961 Динкевич А. И., Экономическая и военная помощь США Японии, Изд-во восточной литературы, 1962. [c.647]

Алексеев А. М. Военные финансы капиталистических государств, Госполитиздат, 1952 С о-л ю с Г., Государственные финансы и иностранный капитал в экономике Западной Германии, Госфиниздат, 1957 Местные финансы капиталистических стран , Госфиниздат, 1958 Ф р е и Л. И., Современные банковые системы Англии, США, Франции и ФРГ, Внеш-торгиздат, 1958 Аникин А. В., Валютные проблемы Западной Европы, Изд-во ИМО, 1960 Хмельницкая Е., Монополистический капитализм Западной Германии, Изд-во ИМО, 1959 Деза Г., Усиление банковских монополий Западной Германии, .Деньги и кредит , 1960. № 8. [c.280]

Лит. Эйдельнант А., Буржуазные теории денег, кредита и финансов в период общего кризиса капитализма, Госфиниздат, 1958 Ц а г а В., Современные буржуазные теории денег и кредита, Госфиниздат, 1955 Бретель Э. Я., Денежное обращение и кредит капиталистических стран, гл. XI, Госфиниздат, 1955. [c.288]

Лит. Пальмиро Тольятти, Итальянская коммунистическая партия, Госполитиздат, 1959 Экономика капиталистических стран после второй мировой войны (Статистический сборник), Внешторг-издат, 1959 Финансы капиталистических государств , Госфиниздат, 1957 П у ч и к Е. П., Экономика и внешняя торговля Италии, Внешторгиздат, 1957 В а-сильев II. П., Монополистический капитал Италии (после второй мировой войны), Изд-во ИМО, 1959 Ч у р а к о в В. П., Государственно-монополистический капитализм в Италии, Соцэкгиз, 1960 Д ж и и о Л о н г о. Государственное хозяйство в современной Италии, Мировая экономика и международные отношения , 19М, № 6. [c.490]

С февраля 1926 г. Евгений Евгеньевич — консультант Конъюнктурного института Наркомата финансов СССР, где начал заниматься изучением циклов в экономиках капиталистических стран. Одновременно заведовал сельскохозяйственной секцией Института экспериментальной статистики и статистической методологии ЦСУ СССР. После дела Трудовой крестьянской партии и закрытия Конъюнктурного института, подчинения ЦСУ Госплану СССР (1930) Е. Е. Слуцкий работал в институтах, связанных с геофизикой и метеорологией. В Институте геофизики и метеорологии предметом его исследования стало влияние солнечной активности на урожаи. В связи с недостаточной продолжительностью наблюдений за урожайностью (таблица В. Г. Михайловского охватывала динамику урожаев в России за 115 лет) он использовал ряд цен на пшеницу в Англии за 369 лет, составленный лордом Беверид-жем. Кроме этого, Е. Е. Слуцкий изучил годовые приросты 12 секвой за 2000 лет (именно на такой срок была рассчитана таблица солнечной активности Фрица). К сожалению, результаты этой работы погибли в период войны. В начале 1930-х гг. Евгений Евгеньевич занимался также проблемой связанных динамических рядов. Он вывел формулу средней квадратической ошибки коэффициента корреляции для случая, когда наблюдения не являются взаимонезависимыми, а представляют связанные ряды (случай стационарных временных рядов). К середине 20-х гг. относится еще одно достижение Слуцкого в журнале Metron была опубликована его статья о стохастической асимптоте и пределе [29], которая составила основу теории случайных функций — одного из важнейших направлений современной теории вероятностей. [c.15]

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Читайте также: