Рост государственных закупок в отличие от снижения налогов уменьшает частные инвестиции

Опубликовано: 20.09.2024

I: ТЗ № А14.1; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Применяемые налоги можно оценить как регрессивные, если величина средней налоговой ставки:

а) растет с увеличением дохода

б) не изменяется при изменении дохода

в) сокращается с увеличением дохода

г) верного ответа нет

I: ТЗ № А14.2; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Пути погашения дефицита государственного бюджета:

а) внутренние займы

б) внешние займы

в) золотовалютный резерв

I: ТЗ № А14.3; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Фискальная политика - это:

а) политика в области правительственных расходов и налогов

б) политика воздействия государства на денежную массу через куплю-продажу государственных ценных бумаг, выпуск денег и т. д.

в) поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса

I: ТЗ № А14.3; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Увеличение ставок налогов является примером:

а) торговой политики

б) фискальной политики

в) монетарной политики

г) социальной политики

I: ТЗ № А14.4; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Социальная функция налогов заключается:

а) в стимулировании государством использования ресурсов определенным образом

б) в пополнении средств, направляемых на финансирование государственных расходов

в) в перераспределении доходов

г) в сдерживании процесса производства

I: ТЗ № А14.5; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Проект государственного бюджета в России принимается:

а) Советом Федерации

б) Президентом РФ

в) Государственной Думой

г) Правительством РФ

I: ТЗ № А14.6; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Не относят к расходам государственного бюджета

а) займы и помощь иностранным государствам

б) поступления от продажи государственной собственности

в) административно-управленческие расходы

г) выплаты по государственному долгу

I: ТЗ № А14.7; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: К прямым налогам не относится:

а) акцизный налог

б) налог на прибыль предприятий

в) подоходный налог с физических лиц

г) налог на имущество граждан

I: ТЗ № А14.8; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Если введен пропорциональный налог, то.

а) с каждого дополнительного рубля взимается меньшая часть с ростом доходов

б) с каждого дополнительного рубля с ростом доходов взимается одинаковый процент

в) происходит то же самое, что и при введении прогрессивного налога

г) государство получает одинаковые поступления (в абсолютном выражении) от налогов при всех уровнях доходов

I: ТЗ № А14.9; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Для уменьшения неравенства в распределении доходов правительство может.

а) ввести регрессивную шкалу подоходного налога

б) отказаться от субсидирования малоимущих

в) ввести фиксированный подоходный налог, не зависящий от величины дохода

г) заменить пропорциональную шкалу налогообложения на прогрессивную

I: ТЗ № А14.10; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Дискреционная налогово-бюджетная политика - это сознательное манипулирование в целях макроэкономической стабилизации

б) процентными ставками

в) государственными облигациями

г) нормой обязательного резервирования

I: ТЗ № А14.11; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

I: ТЗ № А14.12; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Бюджетная система России включает:

а) государственный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты

б) государственный бюджет, местные бюджеты

в) бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты

г) все ответы не верны

I: ТЗ № А14.13; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Государственный бюджет - это:

а) совокупность налогов, поступающих государству

б) годовой план доходов и расходов государства

в) расходы государства на оборону, хозяйство, здравоохранение, культуру, науку, образование и др. нужды

г) государственные закупки товаров и услуг

I: ТЗ № А14.14; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Функции налогов заключаются в:

а) увеличении объема средств, которыми распоряжается государство

б) увеличении объема средств на государственные расходы

в) перераспределении доходов

г) достижении всех перечисленных целей

I: ТЗ № А14.15; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Прогрессивная ставка:

а) устанавливается в абсолютных суммах на единицу (объект) обложения независимо от размера дохода

б) устанавливается как фиксированный процент с дохода независимо от его размера

в) увеличивается по мере роста облагаемого дохода

г) устанавливается как уменьшающаяся по мере роста облагаемого дохода

I: ТЗ № А14.16; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Налог на добавленную стоимость относится к:

а) прогрессивным подоходным налогам

б) налогам на имущество

в) косвенным налогам

г) налогам на наследство

I: ТЗ № А14.17; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: К какой группе налогов относится налог на землю:

а) к налогам на доход

б) к налогам на собственность

в) к налогам на движение имущества

г) к налогам с оборота

I: ТЗ № А14.18; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;




Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Какая из перечисленных мер не относится к мерам фискальной политики:

а) снижение налога на прибыль

б) изменение шкалы индивидуального подоходного налога

в) рост государственных расходов на образование

г) снижение банковской ставки процента

I: ТЗ № А14.19; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Целью бюджетно-налоговой политики, проводимой государством, НЕ является.

а) достижение высокого уровня занятости

б) достижение умеренных темпов инфляции

в) повышение темпов экономического роста

г) максимизация прибыли от реализации государственных проектов

I: ТЗ № А14.20; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: При прочих равных условиях, величина мультипликатора государственных расходов будет:

а) меньше величины налогового мультипликатора

б) равна величине налогового мультипликатора

в) больше величины налогового мультипликатора

г) нельзя дать однозначного ответа

I: ТЗ № А14.21; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Различие между эффектом мультипликатора государственных расходов и налоговым мультипликатором вызвано тем, что:

а) рост государственных закупок, в отличие от снижения налогов, уменьшает частные инвестиции

б) снижение налогов, в отличие от роста государственных закупок, приводит к увеличению бюджетного дефицита

в) рост государственных закупок, в отличие от снижения налогов, оказывает прямое и непосредственное влияние на совокупные расходы

г) снижение налогов не оказывает влияния на мультипликатор государственных расходов

I: ТЗ № А14.22; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Прямые налоги - это:

а) налоги на все виды доходов

б) налоги на перепродажу товаров

в) налог на добавленную стоимость

г) налоги на продажу товаров

I: ТЗ № А14.23; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Государственным долгом является:

а) задолженность населения, фирм и банков перед правительством данной страны

б) задолженность правительства перед населением страны

в) задолженность правительства данной страны перед иностранными государствами

г) задолженность правительства перед всеми хозяйствующими субъектами, как данной страны, так и зарубежных стран

I: ТЗ № А14.24; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Дефицит государственного бюджета возникает, если

а) потребление товаров и услуг растет, а объем инвестиций сокращается

б) сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений

в) доходы государства растут, а расходы уменьшаются

г) часть национального продукта уходит за пределы страны

I: ТЗ № А14.25; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Увеличение налогов, при прочих равных условиях, приводит к

а) перераспределению доходов

б) сокращению доходов населения

в) увеличению объема средств, которыми распоряжается государство

г) все вышеперечисленное верно

I: ТЗ № А14.26; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Мультипликатор налогов - это коэффициент, показывающий

а) изменения национального дохода, связанные с изменениями в совокупных расходах

б) долю потребления в располагаемом доходе

в) отношение между общими потребительскими расходами и национальным доходом

г) изменения в национальном доходе, обусловленные изменениями в налогах

I: ТЗ № А14.27; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Фискальная политика, направленная на стимулирование экономической активности, предполагает

а) уменьшение налоговых ставок и сокращение государственных расходов

б) увеличение налоговых ставок и сокращение государственных расходов

в) уменьшение налоговых ставок и увеличение государственных расходов

г) уменьшение налоговых ставок и уменьшение государственных расходов

I: ТЗ № А14.28; t=0; k=0; ek=30; m=30; c=0;

Q: Часть A. Укажите единственно верный ответ

S: Взаимосвязь между ставкой налога и величиной налоговых поступлений в государственном бюджете отражает:

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

19. Кривая Филлипса задана уравнением: t = t-1 – 0, 4 (u – u*). Фак, тическое значение уровня безработицы в предыдущем году достигло 3,6%, ожидаемый темп инфляции е = 4%, а естественная норма безработицы u* = 5,4%.

Рассчитайте фактический темп инфляции.

20. Кривая Филлипса для экономики страны задана соотношением: t = t-1 – 0, 75 (u–u*). Естественная норма безработицы u* = 8%.

, На сколько процентных пунктов изменится уровень циклической безработицы, если темп инфляции сократится на три процентных пункта Тема 21. Денежно-кредитная система Вопросы для обсуждения 1. Cтруктура и роль банковской системы. Задачи и функции Центрального и коммерческого банков. Банковские операции. Банковская прибыль.

2. Деньги как финансовый актив. Денежные агрегаты. Денежная масса. Механизм расширения денежной массы. Депозитный, кредитный и денежный мультипликаторы.

3. Спрос на деньги и факторы, определяющие его. Функция и кривая спроса на деньги.

4. Предложение денег. Инструменты регулирования предложения денег. Виды кривой предложения денег.

5. Равновесие денежного рынка и механизм его установления.

6. Взаимодействие товарного и денежного рынка. Модель IS-LM.

Темы для докладов и рефератов 1. Механизм воздействия денежного предложения на объем национального производства (по данным статистики).

2. Денежный рынок и кризисные явления в экономике (на примере России или Японии).

3. Регулирование российской денежно-кредитной системы и опыт западных стран.

4. Российская банковская система: современное положение, проблемы и перспективы.

5. Альтернативные теории спроса на деньги (теория М. Фридмена).

6. Фондовый рынок: инструменты рынка ценных бумаг.

Тесты и задачи 1. Если ожидается падение процентной ставки, то экономические субъекты:

а) увеличат спрос на наличные деньги;

б) увеличат спрос на доходные финансовые активы;

в) будут продавать ценные бумаги;

г) будут покупать имущество.

2. Определите, как спрос на наличность зависит от:

а) динамики уровня цен;

б) динамики реального ВНП;

в) рыночной ставки процента.

3. Различие между денежными агрегатами определяется:

а) разной скоростью их обращения;

б) различной степенью их ликвидности;

в) различием выполняемых ими функций;

г) выбором министерства финансов.

4. Номинальный ВНП составляет 6000 ден. ед.. Денежная единица совершает шесть оборотов в год. Спрос на деньги как имущество (Md) приведен в таблице:

Таблица Процентная ставка (i) Md 200 400 600 800 1000 Определите равновесную ставку процента, если предложение денег в стране 1600. Что произойдет с равновесной ставкой процента, если предложение денег сократится до 1400 5. Что произойдет с реальным доходом, если номинальное предложение денег увеличится на 5%, а уровень цен – на 7% 6. Какие изменения в денежной массе произойдут вследствие следующих событий а) ЦБ повысил норму обязательного резервирования;

б) ЦБ повысил учетную ставку;

в) население уменьшило вложения в банки.

7. Номинальный объем производства возрос на 8%, скорость обращения денег – на 2%, а уровень цен – на 3%.

Определите, на сколько процентов увеличилась денежная масса.

8. Депозиты банка составляют 75000 дол., а избыточные резервы равны 5% от депозитов.

Определите величину обязательных резервов, если их норма равна 10%.

9. В банк А пришел новый депозит в размере 10000 фунтов стерлингов. Норма обязательных резервов, установленная ЦБ, – 20% для любого депозита.

На сколько максимально увеличится предложение денег одним банком и всей банковской системой 10. Норма минимального резервного покрытия равна 0,2; норматив кассовых остатков коммерческих банков составляет 0,1, а коэффициент депонирования денег cr = 0,5.

Рассчитайте величину депозитного, денежного и кредитного мультипликаторов.

11. При увеличении денежной массы в экономике на 10 млрд р. процентная ставка снижается на 1 пункт, а предельная склонность к инвестированию по процентной ставке равна 5 млрд р. Мультипликатор автономных расходов равен 3. Уровень цен в стране неизменен.

Рассчитайте, на сколько изменится реальный объем производства, если предложение денег возрастет на 4 млрд р.

Тема 22. Финансовая система Вопросы для обсуждения 1. Структура и роль финансовой системы в экономике.

2. Государственный бюджет: расходы и доходы. Бюджетный дефицит и его виды.

3. Государственный долг и его последствия. Пути ликвидации государственного долга.

4. Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера.

Темы для докладов и рефератов 1. Роль финансовой системы в перераспределении национального дохода.

2. Государственный долг России: внутренний и внешний.

3. Проблема покрытия государственного долга России.

4. Бюджетный профицит: плюсы и минусы.

5. Принципы налогообложения в рыночной экономике.

6. Налоговая реформа в России.

7. Прямое и косвенное налогообложение: преимущество и недостатки.

Тесты и задачи 1. Государственный бюджет – это:

а) счет доходов и расходов государства;

б) все источники доходов государства;

в) все статьи государственных расходов.

2. Определите, что относится к прямым и что к косвенным налогам:

а) налог на прибыль предприятия;

б) налог на добавленную стоимость;

в) налог с оборота;

г) налог на имущество;

3. Путем консолидации государственного долга правительство:

а) уменьшает задолженность страны перед иностранными государствами;

б) превращает краткосрочную и среднесрочную задолженности в долгосрочную;

в) уменьшает свою задолженность перед населением страны;

г) превращает государственный долг в долгосрочные инвестиции.

4. Структурный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между:

а) текущими государственными расходами и доходами;

б) фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости;

в) текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу;

г) текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости.

5. Рост государственного долга не имеет значения, если в стране наблюдается устойчивый экономический рост. Это положение характерно для концепции:

а) бюджета, балансируемого на ежегодной основе;

б) бюджета, балансируемого на циклической основе;

в) функциональных финансов;

г) всех перечисленных концепций.

6. В экономике, функционирование которой описывается моделью IS-LM с гибкими ценами, были снижены ставки подоходного налога.

При неизменном объеме государственных расходов графически это может быть представлено сдвигом кривых:

а) IS и АD влево;

б) IS влево, а АD вправо;

в) IS и АD вправо;

г) IS вправо, а АD влево.

7. Сторонниками концепции, называемой «экономика предложения», снижение налоговых ставок рассматривается как:

а) антиинфляционная мера государственной стабилизационной политики, поскольку она приводит к увеличению объема выпуска при каждом данном уровне цен;

б) мера, направленная на обеспечение сбалансированности государственного бюджета при наличии бюджетного избытка;

в) проинфляционная мера государственной стабилизационной политики, поскольку она приводит к увеличению объема совокупного спроса при каждом данном уровне цен;

г) мера, направленная на обеспечение социальной справедливости в распределении доходов.

8. Определите на основе данных таблицы, какое налогообложение в данном случае действует (пропорциональное, прогрессивное, регрессивное или паушальное).

Таблица Доход 0 100 200 300 400 Налог 0 5 15 50 9. В экономической системе реальный объем национального производства зависит от предельной налоговой ставки ty и потенциального объема национального производства Y* > 0. Функция налогов имеет вид: T = ty Y. Функция объема национального производства:

Y = Y* – 1,4 ty Y*, где Y* – постоянная величина.

При каком значении предельной налоговой ставки налоговые поступления в государственный бюджет достигнут максимальной величины 10. Государственные расходы на товары и услуги составляют 500 ден. ед., трансферты – 20% ВНП. Государственный долг измеряется суммой 800 ден. ед., ставка уплачиваемого процента – 10%. Доходы государственного бюджета равны 40% ВНП.

Определите состояние госбюджета, если в экономике создано продукции на 2000 ден. ед.

11. Правительство получило заем у МВФ в размере 6 млрд дол.

Эти средства, инвестируемые в экономику, позволяют получить прирост национального дохода в размере 2000 млн дол. Долг необходимо вернуть через четыре года, при этом ежегодные проценты составляют 10%.

Приведет ли данный заем к увеличению государственного долга и финансового бремени, налагаемого на экономических субъектов 12. Правительство страны осуществило заем 1 млрд дол. на международном рынке кредитных ресурсов под 15% годовых сроком на лет, но первые три года оплатить проценты не смогло.

Что произошло с долгом и сколько денег вернет страна своим кредиторам, если с четвертого года будет выплачивать проценты без задержки 13. Потребление определяется в виде функции: C = 0,8 национального дохода. Инвестиции в экономике равны 200 ден. ед.

Определите, как изменится уровень национального дохода, если государство введет налоги в размере 20% любого дохода.

14. Государственные закупки равны 500 ед., функция чистых налогов имеет вид: Т = 0,2Y. Уровень цен стабилен Р = 1. Федеральный долг в объеме 1000 ед. обслуживается по ставке процента i = 10%. Реальный объем производства равен 2000 ед., а потенциальный составляет 2500 ед.

Определите общий и циклический бюджетный дефицит.

15. Численность самодеятельного населения равна 40 млн человек, а естественная норма безработицы находится на уровне 5%. Средний уровень производительности труда в стране 250 ед. в расчете на 1 млн работающих. Государственные расходы в стране составляют 2000 ден. ед., а доходы определяются как сумма налоговых поступлений: Т = 0,2У. Фактический бюджетный дефицит достигает величины 500 ден. ед. Уровень цен постоянен и равен 1.

Определите удельный вес структурного и циклического дефицита в общем объеме дефицита государственного бюджета.

Тема 23. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) Вопросы для обсуждения 1. Сущность, методы и основные инструменты ГРЭ. Экономические функции государства.

2. Фискальная политика как инструмент стабилизации в рыночной экономике. Мультипликаторы фискальной политики.

3. Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Взаимосвязь денежно-кредитной и фискальной политики.

4. Дифференциация доходов: причины и факторы. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

5. Социальная политика государства в условиях действия рыночного механизма.

Темы для докладов и рефератов 1. Автоматическая и дискреционная фискальная политика.

2. Влияние фискальной политики на российское производство.

3. Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики.

4. Пути совершенствования фискальной (денежно-кредитной) политики на современном этапе.

5. Политика дорогих и дешевых денег. Сравнительная характеристика и ограничения в применении.

6. Стабилизационная политика России и зарубежный опыт.

7. Дифференциация доходов в России.

8. Система социальной защиты населения России.

9. Границы государственного вмешательства в экономику.

10. Государственное регулирование экономики (на примере одной из развитых стран).

11. Государственное регулирование цен и доходов в России.

12. Программы борьбы с бедностью: опыт развитых стран.

Тесты и задачи 1. Увеличение степени неравенства в распределении доходов в обществе отразится на кривой Лоренца:

а) движением кривой вверх;

б) движением кривой вниз;

в) кривая не изменит свое расположение;

г) кривая совпадет со средней линией.

2. Рост номинальных доходов составил 1,5 раза в год. Темп инфляции – 50%. При этом реальные доходы:

а) не изменились; б) выросли; в) сократились.

3. Определите изменение реальных доходов, если при темпе инфляции 50% в месяц номинальные доходы выросли за два месяца в два раза.

4. Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой направлена на:

а) ограничение роста личных доходов;

б) поддержание равного уровня оплаты труда в различных секторах экономики;

в) перераспределение доходов через систему налогов и социальных трансфертов;

г) регламентирование уровня заработной платы всем лицам наемного труда.

5. При прочих равных условиях величина мультипликатора государственных расходов по сравнению с величиной налогового мультипликатора будет:

а) меньше; б) больше; в) равна.

6. Если в экономике фактический ВНП ниже потенциального, какую необходимо проводить политику а) экспансионистскую денежно-кредитную;

б) экспансионистскую фискальную;

в) рестриктивную денежно-кредитную;

г) рестриктивную фискальную.

7. Различие между эффектом мультипликатора государственных расходов и налоговым мультипликатором вызвано тем, что:

а) рост государственных закупок в отличие от снижения налогов уменьшает частные инвестиции;

б) рост государственных закупок в отличие от снижения налогов оказывает прямое непосредственное воздействие на совокупные расходы;

в) снижение налогов в отличие от роста государственных закупок приводит к увеличению бюджетного дефицита;

г) снижение налогов в отличие от роста государственных закупок увеличивает потребительские расходы.

8. Если в экономике страны большой государственный сектор, то наиболее эффективным будет проведение экспансионистской фискальной политики за счет:

а) увеличения государственных расходов;

б) увеличения налогов;

в) снижения государственных расходов;

г) уменьшения налогов;

д) увеличения и государственных расходов, и налогов;

е) снижения и государственных расходов, и налогов.

9. Рестрикционная денежно-кредитная политика проводится в целях:

а) стимулирования деловой активности в стране;

б) сокращения инфляции;

в) сбалансирования доходов и расходов государства;

г) для повышения ликвидности финансовых активов.

10. Если экономика находится в состоянии ликвидной ловушки и эффект реальных кассовых остатков не выражен, то государство может содействовать преодолению спада путем использования политики:

а) экспансионистской денежно-кредитной;

б) рестрикционной денежно-кредитной;

в) экспансионистской фискальной;

г) рестрикционной фискальной.

11. Какую политику должно проводить государство, если экономика находится в фазе бума а) экспансионистскую денежно-кредитную;

б) экспансионистскую фискальную;

в) рестриктивную денежно-кредитную;

г) рестриктивную фискальную.

12. При экспансионистской денежно-кредитной политике ЦБ:

а) покупает государственные ценные бумаги, повышает учетную ставку и резервную норму;

б) покупает государственные ценные бумаги, понижает учетную ставку и резервную норму;

в) покупает государственные ценные бумаги, понижает учетную ставку, повышает резервную норму;

г) покупает государственные ценные бумаги, повышает учетную ставку, понижает резервную норму;

д) продает государственные ценные бумаги, понижает учетную ставку, повышает резервную норму.

13. Согласно кейнсианской концепции в краткосрочном периоде механизм влияния денежно-кредитной политики на объем национального производства может быть представлен следующей последовательностью:

а) сокращение денежной массы рост процентной ставки снижение инвестиций уменьшение эффективного спроса сокращение реального объема производства;

б) сокращение денежной массы рост процентной ставки рост общего уровня цен уменьшение эффективного спроса сокращение реального объема производства;

в) сокращение денежной массы рост процентной ставки снижение инвестиций уменьшение сбережений сокращение реального объема производства.

14. С целью сокращения инфляции в стране была использована рестрикционная денежно-кредитная политика. В результате денежная масса в стране снизилась на 30%, а скорость обращения денег не изменилась.

Определите, на сколько процентов изменился уровень цен в стране.

15. В стране создан ВНП в размере 1500 млрд ден. ед. Потенциальный ВНП равен 1800 млрд ден. ед. На сколько надо увеличить государственные расходы, чтобы достичь потенциального уровня при условии, что предельная склонность к потреблению равна 0,75 16. ЧНП при полной занятости равен 800 ден. ед. В текущем году создано ЧНП в размере 1000 ден. ед.

Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение правительственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и через него влияет на макроэкономические цели.

Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости.

Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, доходы увеличиваются, безработица сокращается. При этом государственные закупки, непосредственно присоединяясь к потребительским и инвестиционным расходам, оказывают и по величине, и по направленности такое же влияние на экономику, что и инвестиции. Что касается трансфертных платежей, то они, участвуя в формировании личных доходов, отражаются на потребительских расходах.

Влияние государственных закупок на национальный объем производства (ВНП) показано на рис. 12.1.

Валовой национальный продукт (доход)

Рис. 12.1. Влияние государственных закупок на национальный

объем производства (ВНП)

При совокупном спросе, включающем потребительские и инвестиционные расходы ( AD 1 = С + I), макроэкономическое равновесие достигается при ВНП, равном Q е 1 . Присоединение к частным расходам государственных закупок ( AD 2 = С + I + G ) увеличивает совокупный спрос ( AD 2 > AD 1 ) и стимулирует расширение национального объема производства. В этом случае макроэкономическое равновесие достигается при Q е 2 ( Q е 2 > Q е 1 ).

Таков краткосрочный эффект государственных закупок. Однако в долгосрочном плане последствия возрастания государственных закупок иные. Рост доходов (как следствие возрастания государственных закупок) повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций и, следовательно, снижению темпов экономического роста в будущем.

Если же объем выпуска фиксирован (находится на уровне потенциального ВНП), то увеличение объема государственных закупок может произойти лишь за счет сокращения какого-либо другого элемента совокупного спроса. Поскольку объем потребления относительно постоянен, то увеличение государственных закупок может осуществляться лишь за счет сокращения инвестиций, т.е. опять-таки происходит вытеснение частных инвестиций. Это, в свою очередь, в перспективе ведет к снижению объемов производства со всеми вытекающими отсюда последствиями, т.е. в экономике возникает эффект вытеснения частных инвестиций государственными. Величина «вытеснения» зависит от уровня процентной ставки.

Что касается налогов, то направленность их воздействия на величину национального производства и дохода прямо противоположна воздействию государственных расходов.

Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление, являющееся элементом совокупного спроса. При этом, однако, надо иметь в виду, что абсолютное изменение уровня потребления зависит от предельной склонности к потреблению (МРС). Расширение совокупного спроса в результате увеличения потребления стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда безработица достигает своего естественного уровня, рост совокупного спроса в результате снижения налогов приведет к повышению цен.

Рост налогов оказывает обратное действие: сокращение располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса и соответственно уменьшение ВНП, доходов и рост безработицы.

Анализируя влияние изменения налогов на экономику, необходимо рассмотреть два случая: 1) когда правительство взимает аккордные налоги, не зависящие от уровня доходов, и 2) когда взимаются пропорциональные налоги, величина которых зависит от уровня дохода.

Введение аккордного налога снижает личный доход до уровня располагаемого. Уменьшение дохода приводит к соответствующему сокращению потребления:

С = C 0 + МРС ( YT ),

С – уровень потребления;

C 0 уровень потребления при нулевом доходе;

МРС – предельная склонность к потреблению;

Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия зависят от уровня дохода. В этом случае общая сумма налоговых выплат равна t ( Y ), где t – налоговая ставка. Величина располагаемого дохода тогда составит:

Yt ( Y )=(1 – t ) Y,

а потребление соответственно:

С= C 0 + МРС (1 – t) Y.

Влияние введения налогов на объем национального производства представлено на рис. 12.2.

Рис. 12.2. Влияние налогов

на объем национального производства

Первоначально экономика находится в состоянии равновесия в при Q , . Введение налога ( T ) снижает уровень потребления до C 0 + МРС ( YT ) и, следовательно, совокупный спрос до AD 2 . В результате равновесный объем производства падает до Q е 2 .

Подобно частным инвестициям правительственные расходы и налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом.

Рост государственных расходов ведет к росту ВНП, причем росту большему, чем первоначальный импульс. Мультипликатор правительственных расходов ( MRg ) характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению.

Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов повышает доход и ведет к росту потребления, что в свою очередь увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления и т.д. Этот переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно.

Совокупный эффект от увеличения правительственных расходов равен их приросту, умноженному на мультипликатор:

ΔGNP = ΔG · MRg .

Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение правительственных расходов приведет к сокращению ВНП и доходов на величину большую, чем уменьшились правительственные расходы.

Изменение налогов также порождает мультипликационный эффект. Однако налоговый мультипликатор отличается от мультипликатора правительственных расходов. Последний «сильнее», больше первого. Дело в том, что, как уже отмечалось, правительственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос и их изменение полностью отражается на величине совокупного спроса. Что касается налогов, то они, воздействуя на величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение. Отсюда налоговой мультипликатор ( MR T ) зависит от соотношения, в котором предельный доход распадается на потребление и сбережение, т.е. он равен отношению предельной склонности к потреблению МРС к предельной склонности к сбережению MPS :

Отсюда изменение величины ВНП в результате изменения величины налогов равно:

ΔGNP = ΔT · MR T

Дальнейший анализ предполагает объединение мультипликационных эффектов бюджетно-налоговой политики. Предположим равное увеличение правительственных расходов и налогов. Тогда под влиянием роста правительственных расходов совокупный спрос расширится, а под влиянием увеличения налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов «сильнее» налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте ВНП, равном увеличению налогов (правительственных расходов).

Итак, фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных налогов, приводите эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного ВНП на ту же величину. Иными словами, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Разберем следующий пример. Налоги и правительственные расходы увеличились одинаково – на 100 ден. ед. Бюджет сбалансирован. Предельная склонность к потреблению – 0,8. Тогда: мультипликатор правительственных налогов равен 5[1 : (1 – 0,8)], а налоговый мультипликатор – 4(0,8 : 0,2). Отсюда следствием увеличения налогов станет снижение ВНП на 400 ден. ед. (100 × 4), а следствием расширения правительственных закупок – увеличение ВНП на 500 ден. ед. (100 × 5). В итоге ВНП возрастет на столько, на сколько увеличились налоги и правительственные расходы – на 100 ден. ед. (500–400). Мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Смотрите также:

Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности
юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика и .
bibliotekar.ru/rimskoe-pravo-2/25.htm

Раздел: Экономика . Это обусловливало широкое развитие деятельности
юристов. . их к старым понятиям и подкрепляли ссылкой на авторитет
старых юристов: в этом сказывался присущий римским юристам
bibliotekar.ru/rimskoe-pravo-2/27.htm

Литературные произведения старых юристов. В соответствии с
практическим характером деятельности старых республиканских юристов их .
bibliotekar.ru/rimskoe-pravo-2/26.htm

Раздел: Экономика . Правопреобразующая деятельность юристов
обеспечивала взаимосвязь различных источников римского . Правда,
положения юристов классического периода сохраняли свой авторитет и в

Раздел: Экономика. 306. Единый тип совокупного обязательства у юристов-классиков
. Юрист Помпоний, написавший краткую историю римского . .
bibliotekar.ru/rimskoe-pravo-2-2/14.htm

Раздел: Экономика . 10. Юриспруденция. 24. Деятельность старых
республиканских юристов · 25. Литературные произведения старых юристов
www.bibliotekar.ru/rimskoe-pravo-2/

Раздел: Экономика. (I.4.5) Деятельность юристов . В целом
сформировалось несколько видов правотворческой деятельности юристов.
bibliotekar.ru/rimskoe-pravo-1/14.htm

Старые законы республиканской эпохи, магистратское право (воплощенное
прежде всего в преторском эдикте), истолкования юристов-классиков, ..

1. В качестве производительных сил общества рассматривается совокупность…
○ технологии и организации производства
○ средств производства и научно-технического прогресса
+ рабочей силы и средств производства
○ средств труда и предметов труда
2. Вся совокупность произведённых продуктов труда распадается на…
+ средства производства и предметы потребления
○ рабочую силу и средства труда
○ предметы труда и средства труда
○ предметы труда и продукты труда
3. Средства производства включают…
○ рабочую силу и предметы труда
○ рабочую силу и средства труда
+ предметы труда и средства труда
○ предметы труда и продукты труда
4. Процесс определения доли, соответственно которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в произведённом продукте, называется…
+ распределением
○ обменом
○ производством
○ потреблением
5. Заключительной фазой (стадией) общественного производства является…
○ производство
+ потребление
○ распределение
○ обмен
6. Процесс определения размера дохода участника экономической деятельности называется…
○ распределением
○ получением заработной платы
○ учётом доходов граждан налоговыми органами
+ начислением заработной платы
7. При натуральном хозяйстве схема производственного процесса выглядит следующим образом: …
○ производство – распределение – обмен – потребление
○ производство – распределение – обмен
○ потребление – распределение – производство
+ производство – распределение – потребление
8. К основным чертам традиционной экономики можно отнести…
○ частную собственность на экономические ресурсы
○ непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра
○ рыночный механизм регулирования экономики без вмешательства государства
+ широкое распространение ручного труда
9. В рыночной экономике ответ на вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться в конечном итоге определяется…
○ зарубежными инвесторами;
○ производителями;
+ потребителями;
○ органами государственного управления
10. Преобладание индивидуальной частной собственности считается отличительной чертой __________ экономической системы.
+ чисто рыночной
○ смешанной
○ традиционной
○ плановой
11. __________ обусловили (-ла) неизбежность дефицита товаров и услуг в административно-командной экономике.
○ высокие темпы инфляции
○ безработица
+ цены, не учитывающие соотношение спроса и предложения
○ конкуренция товаропроизводителей
12. К предмету изучения микроэкономики относятся…
+ спрос и предложение на рынке молока
+ производство сахара и динамика его цены
□ занятость населения в народном хозяйстве
□ производство в масштабе всей экономики
13. К предмету изучения микроэкономики не относятся…
□ производство сахара и динамика его цены
□ занятость населения в народном хозяйстве
□ спрос и предложение на рынке молока
+ производство в масштабе всей экономики
14. К микроэкономическим утверждениям относятся…
□ доходы государственного бюджета в текущем году составят 6,96 трлн. руб.
□ с 2000 г. в России наблюдается экономический рост
+ предприятие увеличило экспортные поставки
+ неурожай картофеля привёл к росту цен на него
15. В рыночной экономике основными действующими экономическими субъектами являются…
○ предприятия, биржи, финансово-промышленные группы
+ фирмы, государство, домохозяйства
○ домохозяйства, наёмные работники, предприниматели
○ домохозяйства, банки, инвестиционные фонды
16. Бумажные деньги отличаются от кредитных тем, что они…
○ не подлежат вывозу за пределы страны
○ являются наличными деньгами
○ предназначены для оплаты недорогих товаров
+ имеют принудительную покупательную способность
17. Если мы приобретаем товар в кредит, то деньги выступают как средство…
○ потребления
+ накопления
○ платежа
○ обращения
18. Если номинальная заработная плата увеличилась в 1,2 раза, рост цен в экономике за тот же период составил 5%, то реальная заработная плата…
○ увеличилась на 25%
○ сократилась на 15%
+ увеличилась на 15%
○ сократилась на 25%
19. Заработная плата работника в январе составила 7000 рублей, а в марте 8400, инфляция за период составила 12%. За один квартал он стал реально…
○ беднее на 4%
○ богаче на 6%
+ богаче на 8%
○ беднее на 8%
20. К основному капиталу относят…
+ машины и механизмы
○ сырьё и материалы
○ деньги
○ амортизацию
21. Примером чистой олигополии, выпускающей стандартизированный продукт, является рынок…
○ зерна
○ бытовой техники
+ сырой нефти
○ кондитерских изделий
22. Отличительным признаком олигополии является…
○ большое количество конкурирующих фирм с однородным товаром
+ крайне ограниченный различными барьерами вход в отрасль
○ большое количество конкурирующих фирм с дифференцированным товаром
○ свободный приток в отрасль новых капиталов
23. Монопсонией на рынке труда называется ситуация, когда…
○ единственному продавцу труда противостоит единственный покупатель
○ множеству продавцов труда противостоит множество покупателей труда
○ единственному продавцу труда противостоит множество покупателей
+ множеству продавцов труда противостоит единственный покупатель
24. К недобросовестной конкуренции не относятся…
○ использование чужого товарного знака
+ организация выставок
○ переманивание специалистов
○ технический шпионаж
25. Рост процентной ставки приводит к…
+ росту предложения заёмных средств
○ росту величины спроса на заёмные средства
○ сокращению предложения заёмных средств
○ росту количества заёмщиков
26. Автором уравнения обмена MЧV=PЧQ является…
○ А. Смит
+ М. Фридмен
○ И. Фишер
○ Дж. Кейнс
27. Абсолютную ренту получают владельцы…
○ лучших участков земли
○ средних по плодородию участков земли
○ худших участков земли
+ всех участков независимо от плодородия
28. Рента, уплачиваемая со всех без исключения участков за право ведения на них хозяйства, называется…
+ экономической рентой
○ монопольной рентой
○ абсолютной земельной рентой
○ дифференциальной рентой I
29. Спрос на землю для сельскохозяйственного производства будет…
+ расти при увеличении спроса на продовольствие
○ снижаться при увеличении спроса на продовольствие
○ расти при уменьшении спроса на продовольствие
○ снижаться при неизменном спросе на продовольствие
30. Реализацию интересов рыночных субъектов и соединение интересов продавца и покупателя обеспечивает __________ функция рынка
+ посредническая
○ санирующая
○ стимулирующая
○ информационная
31. Идея о том, что рынок – это саморегулируемая система, которая самостоятельно приходит в равновесное состояние без вмешательства государства, принадлежит…
○ Франсуа Кенэ
○ Милтону Фридмену
+ Адаму Смиту
○ Джону М. Кейнсу
32. Дифференциация товаропроизводителей и ликвидация убыточных предприятий осуществляется с помощью __________ функции рынка.
○ санирующей
+ регулирующей
○ стимулирующей
○ контролирующей
33. К преимуществам рынка не относят…
○ высокую степень гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства
+ отсутствие механизма защиты окружающей среды от производственной и иных видов деятельности
○ свободу выбора действий предпринимателей и потребителей
○ относительное восстановление нарушенного равновесия
34. Несовершенство (провалы) рынка могут быть смягчены…
+ государством
○ домохозяйствами
○ монополиями
○ предпринимателями
35. Политика завышения цен на готовые товары и услуги и занижения цен на сырьё – это…
○ фритредерство
+ ножницы цен
○ демпинг
○ протекционизм

6.3. дискреционная и недискреционная фискальная политика. бюджетные дефициты и излишки. встроенные стабилизаторы экономики. циклический и структурный дефициты госбюджета

Дискреционная фискальная политика целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте1.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических ^амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращени

Подробнее о проблеме временных лагов см. гл. 12 "Выбор моделей макроэкономической политики".

ем (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

В фазе циклического подъема Yi>Yq, и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается (см. рис. 6.3).

В фазе циклического спада Y\ это первоначальное равновесие (точка А).

б) При увеличении госрасходов на 10 (с 30 до 40) кривая планируемых расходов сдвинется вверх на 10 (см. рис. 6.4):

Изменение равновесного уровня дохода при перемещении из точки А в точку В составит:

Д r=AG-i = 10-^-Ur = 50.

В точке В равновесный уровень дохода возрос до 480. Мультипликатор госрасходов равен:

До проведения фискальной экспансии госбюджет был сбалан сирован:

После проведения фискальной экспансии возник бюджетный дефицит в размере 10, так как госрасходы увеличились на 10, а налоговые поступления не изменились.

в) При увеличении налогов на 10 (с 40 до 50) кривая планируемых расходов сдвинется вниз на величину -ДГх МРС = = -10x0,8 = -8 (см. рис. 6.5):

Равновесный уровень выпуска снизится на величину

Экономика переместится из точки А в точку В, где равновес ный объем производства составит 390.

Мультипликатор налогов равен

После проведения налоговой рестрикции возник бюджетный излишек в размере /О, так как величина госрасходов и трансфертов по-прежнему равна 40, а налоговые поступления увеличились до 50.

г) При одновременном увеличении госрасходов с 30 до 40 и налогов с 40 до 50 кривая планируемых расходов переместится вверх на 2, так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем налоговое сдерживание (см. рис. 6.6):

Равновесие переместится из точки А в точку В, причем равновесный уровень дохода в соответствии с мультипликатором сбалансированного бюджета также увеличится на 10 до 440. Это можно проверить с помощью расчета:

Y = 20 + 0,8 (У50 + 10) + 60 + 40;

В экономике появился эффект мультипликатора сбалансиро ванного бюджета, равный единице:

При проведении такой политики бюджет останется, как и первоначально, сбалансированным:

2. Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т = 0,4 Y, функция трансфертов F 0,2 У, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D = 1000 при ставке процента R = 0,1. Реальный объем производства равен 2000, а потенциальный составляет 2500.

а) Является ли сальдо госбюджета положительным или отрицательным?

б) Какова величина структурного дефицита госбюджета?

в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

а) Сальдо государственного бюджета может быть рассчитано путем сопоставления расходной и доходной частей:

Расходы бюджета = госзакупки (G) + трансферты (F) + +расходы по обслуживанию государственного долга (DxR) = = 500 + 0,2x2000 + 0,1x1000 = 500 + 400 + 100 = 1000.

Доходы бюджета = налоговые поступления (Т) = 0,4x2000 = 800.

Фактический дефицит бюджета = 1000 800 = 200.

б) Структурный дефицит может быть рассчитан путем подстановки в расчеты потенциального объема выпуска вместо фактического:

= 500 +'0,2x2500 + 0,1x1000 0,4x2500 = 100.

в) Циклический дефицит госбюджета — фактический дефицит структурный дефицит 200 100 100.

3Допустим, что первоначально госбюджет сбалансирован и в экономике действует система пропорционального налогообложения. Если автономные инвестиции возрастают, то, при прочих равных условиях, увеличится равновесный уровень дохода и возникает бюджетный дефицит.

Правильным ответом является отрицательный, то есть б).

При указанных условиях модель бюджета имеет вид t Y -G ,

где / налоговая ставка, Т общие налоговые поступления в бюджет, G расходы бюджета.

При увеличении автономных инвестиций возрастают совокупные расходы и доход, причем с эффектом мультипликатора. Рост совокупного дохода Y приводит к росту налоговых поступлений в бюджет t • Y и возникает бюджетный излишек. При этом величина бюджетного излишка окажется тем более значительной, чем сильнее снижаются на подъеме экономики бюджетные расходы G из-за автоматического сокращения пособий по безработице.

Если экономика находится в состоянии равновесия, то можно утверждать, что:

а) государственный бюджет сбалансирован;

б) бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы;

в) потребительские расходы должны быть равны инвестициям;

г) любое увеличение потребительских расходов приведет

к инфляционному разрыву;

д) доходы фирм должны быть равны валовым инвестициям;

е) все предыдущие ответы неверны.

Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же, как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;

г) неопределенным образом, в зависимости от факторов, вызвавших циклические колебания.

Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если:

а) госрасходы направляются на закупки товаров и услуг,

а не на оплату чиновников;

б) госрасходы сопровождаются увеличением предложения

в) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе;

г) госрасходы финансируются за счет выпуска государственных займов.

Изменение уровня цен:

а) не отражается на результатах фискальной политики;

б) усиливает эффект фискальных мер;

в) практически отсутствует при проведении фискальной политики;

г) увеличивает эффекты мультипликатора госрасходов и налогов;

д) снижает действенность мер фискальной политики.

Экономика находится в состоянии равновесия, причем предельная склонность к сбережению равна 0,25, а предельная склонность к импорту равна нулю. Как изменится равновесный уровень выпуска, если правительство увеличит свои закупки на 2 млрд руб., не изменяя при этом налоговые поступления:

а) возрастет на 6 млрд руб.;

б) возрастет на 4 млрд руб.;

в) возрастет на 8 млрд руб.;

г) возрастет на 2 млрд руб.

Экономика находится в равновесии в условиях полной занятости ресурсов. Правительство предполагает увеличить госзакупки на сумму 10 млрд руб. и одновременно увеличить налоги.

избежав при этом повышения уровня инфляции (т.е. сохранив прежний уровень равновесного ВВП). Чему равно предполагаемое увеличение налогов:

б) более 10 млрд руб.;

в) менее 10 млрд руб., но не нулю;

д) для поддержания полной занятости налоги должны быть

Предположим, что бюджетный излишек представлен как:

бюджетный излишек; t налоговая ставка; У

G расходы бюджета.

В этом случае увеличение государственных расходов на 100 вызовет:

а) снижение бюджетного излишка на 100;

б) увеличение бюджетного излишка на 100;

в) снижение бюджетного излишка меньше чем 100;

г) нельзя сказать ничего определенного о возможных изменениях величины бюджетного излишка.

Правительство предполагает увеличить госрасходы на 15 млрд руб. в экономике с полной занятостью ресурсов. Равновесный уровень дохода составляет 500 млрд руб., предельная склонность к потреблению равна 0,75, чистые налоговые поступления в госбюджет автономны. На сколько необходимо увеличить чистые налоговые поступления в бюджет для того, чтобы избежать избыточного роста совокупного спроса и поддержать стабильность уровня цен:

а) на 25 млрд руб.;

б) на 20 млрд руб.;

в) на 30 млрд руб.;

г) на 35 млрд руб.

10. Известно, что предельная склонность к сбережению составляет

0,25 и в экономике функционирует система 20\%-ного пропорционального налогообложения доходов. К каким изменениям в величине равновесного уровня выпуска приведут соответственно:

увеличение госрасходов на 10 млн руб.; увеличение автономных налогов на 15 млн руб.; снижение трансфертов на 10 млн руб.?

а) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 25 млн руб.; он снизится на 28,125 млн руб.

в результате повышения налогов и на 18,75 млн руб. в результате снижения трансфертов.

б) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 28,125 млн руб.; он снизится на 25 млн руб.

в результате снижения трансфертов и на 18,75 млн руб. в

результате повышения налогов.

в) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 18,75 млн руб.; в результате снижения трансфертов он возрастет на 25 млн руб.; в результате повышения

налогов равновесный доход снизится на 28,125 млн руб..

г) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 25 млн руб.; он снизится на 18,75 млн руб.

в результате повышения налогов и на 28,125 млн руб.

в результате снижения трансфертов.

Рекомендуемая учебная литература

Мэнкью Я.Г. Макроэкономика. Гл. 9.

Макконнелл К, Брю С. Экономикс. Гл. 8, 14.

Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 3, §4-7; гл. 5; гл. 16,

Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 28.

Долан Э. Макроэкономика. Гл. 7.

Долан Э., Кемпбелл К, Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 18.

Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Гл. 5, 7.

Хейне П. Экономический образ мышления. Гл. 18, 19.

Читайте также: