Масштабы уклонения от уплаты налогов в россии 2019

Опубликовано: 06.05.2024

Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
  • налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).

    Выездные проверки

    В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

    При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

    Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:



    Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:


    В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.

    Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).

    И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».

    Камеральные проверки

    В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

    При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:



    Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

    Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

    Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами. Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных. Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги. Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.

    Оспаривание результатов налоговых проверок

    Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

    Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.

    Фото: АГН «Москва»

    В кризис выросла доля россиян, которые допускают неуплату налогов — с 35% в конце прошлого года до 45% в мае 2020 года. Это показало исследование ЦСР «Налоги глазами россиян» (есть у РБК). Именно столько респондентов на вопрос «Как вы относитесь к ситуации, когда физические лица уклоняются от уплаты налогов?» ответили, что налоги иногда допустимо не уплачивать. Еще в декабре 2019 года больше половины россиян (54%) выбирали ответ «Налоги обязательны к уплате и нельзя оправдать того, кто их не уплачивает».

    В исследовании ЦСР участвовали 1,6 тыс. россиян по всей России. Анкетирование прошло в декабре 2019 года и в мае 2020 года, что позволило сравнить настроения граждан в «докризисное» и нынешнее время.

    ЦСР связывает рост доли оправдывающих уход от налогов с падением доходов населения и тревогой по поводу будущего.

      Более 60% граждан отмечают снижение доходов в мае по сравнению с февралем, из них 43% отмечают падение доходов более чем на 15%.

    Около 53% респондентов отмечают высокий риск снижения зарплаты в будущем, две трети беспокоятся, что им не хватит денег на привычный образ жизни.

    Фото:Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

    «Тенденция, безусловно, вызвана снижением уровня доходов и стремлением населения выжить любой ценой — сохранить лишнюю копейку при невозможности заработать», — сказала РБК руководитель направления фискальной политики экономической экспертной группы Александра Суслина. Рост доли оправдывающих уклонение от налогов — «очень плохой сигнал» о «снижении доверия граждан к действиям правительства», говорит она, добавляя, что «объявленные антикризисные меры большинству населения кажутся недостаточными как минимум потому, что предоставлены далеко не всем категориям граждан».

    Реальные располагаемые доходы населения в 2020 году под давлением падения зарплат сократятся на 3,8%, ожидает Минэкономразвития. Во втором квартале реальные доходы россиян упадут на 6%. Безработица по итогам текущего года вырастет до 5,7% экономически активного населения после 4,6% в 2019 году.

    Одновременно с ростом допускающих неуплату налогов в кризис выросла доля граждан, не знающих, на что государство тратит поступившие в бюджет налоговые платежи, — с 38% в конце прошлого года до 57% в мае 2020 года, следует из результатов исследования ЦСР. Лишь 12% населения регулярно следит за информацией о расходах бюджета.

    Запрос на справедливость

    Большинство россиян (61%) выступают за прогрессивную шкалу подоходного налога (НДФЛ) и имущественных налогов, показал опрос ЦСР.

    Министр финансов Антон Силуанов в интервью РБК говорил, что сейчас правительство не рассматривает введения прогрессивной шкалы НДФЛ, но может вернуться к обсуждению после 2024 года. В России уже действуют так называемые налоги на роскошь — прогрессивные ставки налогов на автомобили дороже 3 млн руб. и квартиры стоимостью выше 300 млн руб. и площадью более 300 кв. м.

    В сентябре 2019 года глава ВТБ Андрей Костин предлагал освободить от подоходного налога бедных граждан с доходами на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ), который сейчас составляет 12,1 тыс. руб. Минфин тогда не поддержал эту идею. Отмена НДФЛ для россиян с зарплатой на уровне МРОТ отнимет у бюджета свыше 1 трлн руб., пояснял глава управления ФНС Валерий Засько. По его словам, повышение ставки налога для богатых принесет «копейки» и не решит вопроса социальной справедливости.

    В связи с кризисом в поисках новых источников пополнения бюджета президент Владимир Путин предложил обложить НДФЛ процентный доход от вкладов свыше 1 млн руб., а также поднять ставки на выплату дивидендов и процентов по займам за рубеж до максимума 15 и 20%.

    Удобно ли платить налоги

    В целом уровень налоговой культуры россиян ЦСР охарактеризовал как удовлетворительный с индексом 0,65 при максимальном значении на уровне единицы. Абсолютное большинство (92%) россиян знает, какие налоги обязано платить. Половине известно о всех действующих в России налогах для физлиц.

    • 67% россиян знают о налоговых льготах и 43% пользовались ими.
    • Применение налоговых льгот больше характерно для старшего поколения: 66% респондентов в возрасте от 60 лет и старше имеют такой опыт.
    • Наиболее компетентны в налоговой сфере россияне с официальной зарплатой и предприниматели. Наиболее отстранены от темы налогов молодые люди 18–29 лет.

    По мнению большинства респондентов, процедура уплаты налогов для физлиц скорее простая, чем сложная. Легче всего с этим справляются граждане старше 50 лет, они же одновременно самые информированные.

    • 56% россиян знают, как подать в налоговую инспекцию декларацию о доходах.
    • 88% владельцев собственного бизнеса имеют опыт подачи декларации о доходах.
    • Почти 60% респондентов получают налоговые письма традиционными способами — почтовым заказным письмом или лично под расписку. Треть опрошенных (32%) получает налоговые уведомления через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС.
    • Свыше половины (56%) участников опроса положительно относятся к возможности получать налоговые уведомления исключительно в электронной форме.

    Номинальный ВВП России (рассчитывается в текущих ценах) в апреле 2020 года составил 6,3 трлн руб., что на 28%, или на 2,4 трлн руб., меньше, чем в апреле предыдущего года, следует из ежемесячного отчета Минфина об исполнении федерального бюджета. Ненефтегазовые доходы бюджета, связанные с внутренним производством, сократились на 26% в апреле, в том числе НДС на 21% и налог на прибыль на 43%, а связанные с импортом — на 12%, обращал внимание управляющий директор УК «Агидель» Виктор Тунев.

    На экономический провал в апреле повлияли не только режим нерабочих дней и карантинные ограничения для борьбы с эпидемией коронавируса, но и резкое падение цены на нефть. Средняя цена российской нефти Urals в апреле 2020 года составила лишь $18,2 за баррель против $71,5 годом ранее. Для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов бюджета власти используют накопленные резервы в Фонде национального благосостояния.

    Дефицит федерального бюджета в 2020 году составит от 4 до 6% ВВП, или 4,3–6,4 трлн руб., следует из оценок Минфина, Минэкономразвития и ЦБ.

    ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.

    Когда применяется ст. 54.1 НК РФ

    Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

    Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

    1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
    2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
    3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

    Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки

    Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

    Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

    Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами

    Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

    Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

    Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

    Доказывают, что контрагент — техническая компания

    Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

    • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
    • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
    • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
    • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
    • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
    • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
    • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
    • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
    • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
    • нет оплаты;
    • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
    • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
    • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
    • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
    • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

    По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

    Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

    Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность

    Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

    Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

    ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

    • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
    • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
    • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
    • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
    • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
    • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
    • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

    Доначисляют налоги

    Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

    Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

    Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

    Деловая цель и дробление бизнеса

    Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

    Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

    Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

    Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

    • одни и те же работники и ресурсы;
    • тесное взаимодействие всех участников схемы;
    • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

    При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

    Переквалификация сделок

    Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

    То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

    Чем опасны фиктивные сделки

    НДС-разрывы

    ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

    Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой

    При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

    • Что можно узнать о контрагенте из арбитражных дел и бухотчётности
    • Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
    • Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

    Алексей Крайнев, налоговый юрист

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налоговые проверки


    Мы подготовили традиционный обзор по привлечению к уголовной ответственности по налоговым и другим предпринимательским составам по итогам 2018 года и началу 2019. Как всегда, наша цель не запугать руководителей бизнеса и главных бухгалтеров, а дать объективную картину реальных рисков. А они есть.

    При подготовке статьи использовались только официальные данные МВД, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, ФНС, Росстата, а также Департамента судопроизводства Верховного суда РФ.

    Пока правительство обсуждает регуляторную гильотину, реальная гильотина по налоговым преступлениям работает во всю, но нельзя не признать — она стала более избирательной:

    Так продолжающееся снижение количества выездных налоговых проверок повлекло и снижение выявленных налоговых преступлений (материалы, по которым зарегистрированы в КУСП — книге учета сообщений о преступлениях), а значит и расследованных (по которым возбуждены уголовные дела).

    Все о том, как не попасть на проблемы из-за налоговых проверках можно узнать в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты». Он уже доступен для пользователей. Посмотрите рассказ про этот онлайн-курс от его автора Ивана Кузнецова.

    До 28 мая скидка 15% по промокоду KLERK15 (4675 руб. вместо 5500). Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь!

    Не сложно заметить, что по-прежнему между выявленным налоговым преступлением и возбужденным уголовным делом целая пропасть, в которой некоторые материалы проверок прекращаются постановлениями об отказе в возбуждении уголовного дела, некоторые — за возмещением ущерба или за истечением срока привлечения к ответственности, некоторые материалы «футболятся» месяцами между районами или оперативным подразделением и следствием, а некоторые. скажем так, прекращаются по основаниям, не предусмотренным УПК РФ.

    До суда и приговоров дел доходит еще меньше: итоги 2018 года Судебный департамент подведет только к июню, поэтому 273 приговора на графике это данные за 6 месяцев 2018 года.

    Если же дело дойдет до суда, то по налоговому составу реально сесть в тюрьму можно, за 6 месяцев 2018 года это сделали 25 человек, причем свыше 5 лет лишения свободы получили 3 человека:

    Напомним, что санкции за налоговые преступления предусматривают и столь суровые приговоры. Для удобства, мы свели составы преступлений в общую таблицу:


    Интересно, что налоговые преступления остаются «мужскими» например, из 121 осужденного по ч. 2 ст. 199 УК РФ, только 17 женщин. Преступники же чаще всего (72%) имеют возраст от 30 до 49 лет и очень редко моложе — видимо не успевают стать интересными для правоохранителей. На наши семинары по оптимизации налогов также чаще всего ходят люди в возрасте 30-49 лет, но женщин обычно больше (в основном женщины — это главные бухгалтеры, мужчины — собственники или руководители бизнеса), вот и получается, что женщины больше беспокоятся о своей безопасности и соответственно реже становятся подсудимыми. Есть над чем задуматься мужчинам собственникам и руководителям бизнеса.

    Несмотря на то, что осуждают по налоговым делам чаще мужчин, проблем и у женского пола много. О перспективах главбухов из-за громкого дела Галины Ахмадеевой подробно рассказывается в нашем курсе «Налоговые проверки. Тактика защиты».

    Почти каждая выездная налоговая проверка — потенциально возбужденное в отношении руководителя уголовное дело, среднего размера доначислений в 22 млн. рублей вполне хватает на ч. 2 ст. 199 УК РФ:

    Полицейских в среднем интересуют и меньшие суммы недоимок, так ущерб бюджету от налоговых преступлений — почти 95 млрд. рублей, а значит одно выявленное преступление «тянет» на 12,9 млн. рублей. Если очень грубо — это обналичивание 25 миллионов рублей за три года или по 694 тыс. рублей в месяц. Так как мы практикующие налоговые юристы уже более 10 лет, с уверенностью можем утверждать, что каждый бизнес начиная от малого — в зоне риска.

    Но всегда есть возможность «соскочить» — в соответствии со ст. 28.1 УПК РФ — суд, а также следователь прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений, в случае, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (недоимка, штрафы, пени). Другое дело, что возместить ущерб нужно будет полностью и не споря.

    По первым частям налоговых статей уголовное дело чаще всего прекращается вообще за истечением давности, ведь они небольшой тяжести, а значит на основании ст. 78 УПК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекло два года. При этом сроки давности исчисляются со дня совершения преступления (подачи недостоверной декларации) и до момента вступления приговора суда в законную силу.

    Но это вовсе не означает, что в этом случае или в случае прекращения уголовного дела по другому не реабилитирующему основанию (например — амнистии), возмещать ущерб государству не придется и известное дело бухгалтера Галины Ахмедовой тому подтверждение.

    Что касается тенденций 2019 года, то уже в январе 2019 года МВД рапортовало об увеличении на 3,4% по сравнению с январем 2018 года преступлений экономической направленности. При этом тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 70,5%.

    Газета «Коммерсант» в ноябре 2018 года опубликовала информацию о том, что для усиления борьбы с уклонениями от уплаты налогов центральный аппарат Следственного комитета России (СКР) рекомендовал своим сотрудникам выявлять и самостоятельно расследовать сопутствующие этому преступления, в том числе связанные с незаконной банковской деятельностью. Ранее подобные составы по подследственности передавались в МВД, но в СКР считают, что налоговые преступления должны расследоваться в полном комплекте с теми, которые им способствуют.

    Реально работает совместный приказ МВД России N 317, ФНС России N ММВ-7-2/481@ от 29.05.2017 «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу» и Письмо ФНС и СК РФ N ЕД-4-2/13650@ от 13 июля 2017 года вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)» (в котором налоговикам предписано искать при выездных налоговых проверках умысел для улучшений перспектив возбуждения уголовного дела).

    Но часто суровость закона продолжает компенсироваться его неисполнением: в каких-то ИФНС дают менять счета-фактуры от одних однодневок на другие без доплаты налога; при выявлении использования «бумажного НДС» налоговики в большинстве случаев требуют корректировки по НДС без корректировки налога на прибыль, да и спорные контрагенты вылетают не все и не сразу.

    При этом такая парадигма налоговой оптимизации и построения бизнеса несет в себе мину замедленного действия, которая опутывает организации виртуальными товарными остатками, задолженностями перед спорными контрагентами, займами и векселями или многочисленными ИП, разделяющими потоки с НДС и без НДС, а также номиналами и искусственно усложненной структурой бизнеса.

    • грамотно и без лишнего стресса и трудозатрат противостоять давлению налоговиков при проверках;
    • определять, какие действия налоговиков и полиции при проверках незаконны;
    • правильно читать документы, сопутствующие проверкам: решение о проверке, требования о документах, акт, протоколы допросов;
    • правильно отвечать на допросах;
    • разбираться во всех мероприятиях налогового контроля: встречка, допрос, инвентаризация, осмотр, выемка;
    • защищать информацию от проверяющих;
    • правильно выстраивать защиту при угрозе уголовки;
    • понимать, какие действия бухгалтера приведут его к субсидиарной ответственности.

    Налоговые правонарушения и преступления нельзя признать принципиально новым общественно опасным явлением для России. В различные времена в той или иной степени велась борьба с уклонениями от уплаты на- логов, которая в отдельные годы приобретала достаточно острый характер, например, в 1992 году по РСФСР за уклонения от государственных повинностей и налогов были осуждены 20 572 человека. Эти цифры до сих пор являются самыми высокими в истории отечественного налогообложения.36

    По оценкам специалистов, становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений и правонарушений, так в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучает от 30 до 40 % налоговых доходов. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в государственную казну.37

    Судить об истинном состоянии налоговых правонарушений и преступлений позволяют следующие показатели:

    - мимо налогообложения, по оценкам экспертов, проходит примерно 30% всего национального дохода страны;

    - теневой рынок — индикатор потерь бюджета, оценивается в 50-100 млрд. долл.;

    - вывоз капитала за рубеж достигает 20 — 25 млрд. долл. в год;

    - фирмы однодневки составляют больше половины ежегодно регистрируемых юридических лиц;

    - 7 — 8% занятых в российской экономике — это нелегальные трудовые мигранты;

    - арендные платежи за жилье на 65-80% скрыты о налогообложения;

    - коррупционный доход чиновников достигает, по экспертным оценкам, 30-40 млрд. долл.

    Все эти цифры, сопоставимые с доходной частью государственного бюджета и объемом ВВП, свидетельствуют о массовом характере уклонений от уплаты налогов.

    По данным ФНС РФ, наибольшие риски налоговых правонарушений возникают у налогоплательщиков, которые осуществляют закупки или поставки товаров (работ, услуг) через цепочку посредников, часть которых оказываются «фирмами-однодневками». Самые крупные претензии по такому основанию были предъявлены ГК «Эльдорадо» (14 млрд. руб.), ОАО «Московский НПЗ» (1,3 млрд. руб.), ЗАО «Связной» (1,2 млрд. руб.), ЗАО «МИ-АН» (1 млрд. руб.), ЗАО «Москва — Макдоналдс» (160 млн. руб.) и ООО «Арбат Престиж» (5 млн. руб.). Все эти компании подозреваются ФНС РФ в уклонении от уплаты налогов путем использования фирм- посредников, не исполнявших свои обязательства перед бюджетом и не сдававших финансовую отчетность, генеральных директоров которых оказалось невозможно найти. Этим фирмам доначислены НДС и налог на прибыль, выставлены штрафы, кроме того, над руководителями компаний нависла угроза лишения свободы до 6 лет по обвинению в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах (часть 2 ст. 199 УК РФ).

    Анализ статистических данных МВД РФ по уголовным делам в сфере налогообложения за первое полугодие 2013 г. и 20014 г. показывает рост преступлений в сфере уклонения от уплаты налогов с организаций, неисполнения обязанностей налогового агента, уклонения от уплаты налогов с физических лиц. Рост преступлений, связанных с легализацией денежных средств, оказался незначительным — всего на 1,7% больше.

    Таблица 1 Статистические данные о движении дел, возбужденных по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство»

    Направленно дел в суд

    Таблица 2 Статистические данные о движении дел, возбужденных по ст.174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых другими лицами преступным путем»

    Направленно дел в суд

    Таблица 3 Статистические данные о движении дел, возбужденных по ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций»

    Направленно дел в суд

    Приведенные данные свидетельствуют о том, на протяжении последних трех лет сохраняется снижение доли уклонений от уплаты налогов (20 — 30%). Происходящее можно объяснить значительным повышением размера МРОТ при заметном отставании реальных доходов населения. Еще одним фактором, сужающим круг нарушителей закона является то, что значительная часть предпринимателей уплачивают единый налог на вмененный доход. В последующих периодах можно прогнозировать сохранение этой тенденции.

    Уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. При этом умышленным считается деяние (действие или бездействие), совершенное лицом осознано, которое желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких деяний.

    Так, по состоянию на 1 января 2012 года налоговая задолженность в консолидированный бюджет РФ составила 1125,8 млрд рублей, что по оценкам экспертов составляет от 20 до 30 % законно установленных налогов и сборов. Это является крайне негативным экономическим фактором и серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов страны. Масштаб уклонения от уплаты налогов в РФ по различным оценкам составляет до 10 % ВВП. [6] Следует отметить, что уклонение от уплаты налогов сопутствует всем видам теневой деятельности, а для большинства экономических субъектов оно является основным побудительным мотивом участия в теневой экономике. Согласно статистическим данным величина выявленных налоговых преступлений в России сокращается. Так, в 2011г. по сравнению с 2000 г. произошло сокращение налоговых преступлений по ст. 198 «Уклонение физического лица от уплаты налога» на 83,8 %, по ст.199 «Уклонение от уплаты налогов организации» — на 84 % (Рисунок 1). На сегодняшний день, назрела острая необходимость в правовом сотрудничестве России и европейских стран в борьбе с уклонением от уплаты налогов. В качестве мер, которые необходимо предпринимать в рамках международного сотрудничества по борьбе с уклонением от уплаты налогов, можно выделить информационный обмен между странами; обязанность идентификации; свободный доступ сотрудников органов внутренних дел для выезда или въезда в зарубежные страны по делам данной категории.

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Справочная правовая система Консультант Плюс

    2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // Справочная правовая система Консультант Плюс

    3. Буров В. Ю. «Уклонение от уплаты налогов субъектами малого предпринимательства как форма проявления теневых экономических отношений»

    4. Голубчикова, С. А. «О борьбе налоговых органов с уклонением от уплаты налогов» // Налоговый вестник № 4, 2008. — 45–49 с.

    Читайте также: