Роль региональных и местных налогов в формировании региональных и местных бюджетов

Опубликовано: 22.09.2024

Имущественные налоги физических лиц

22 декабря в Управлении ФНС России по Республике Алтай состоялось интернет-интервью на тему "Повышение роли имущественных налогов при формировании доходной части местных бюджетов Республики Алтай" с начальником отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц Анастасией Александровной Шерер.

Организатор – ООО "Гарант-Право", официальный представитель компании "Гарант" в Алтайском крае и Республике Алтай.

Ведущая – Елена Санталова, ведущий специалист по внешним связям.

Ведущая: Добрый день, Анастасия Александровна и уважаемая Интернет-аудитория! Сегодня мы беседуем на важную тему. Известно, что имущественные налоги с физических лиц являются одним из источников, пополняющих бюджеты поселений муниципальных образований. И именно за счет бюджетных средств жители Республики Алтай получают все социальные гарантии.

В настоящее время налоговой службой уделяется большое внимание администрированию и увеличению поступлений в бюджет региональных и местных налогов.

Повышение роли имущественных налогов в региональных и местных бюджетах Республики Алтай является важным направлением, но, к сожалению, существуют проблемы по собираемости этих налогов с физических лиц.

Анастасия Александровна, в чем заключается задача непосредственно налоговой службы?

Шерер А.А. Наша задача заключается в том, чтобы найти решение данной проблемы, обозначить основные направления деятельности, чтобы имущественные налоги стали серьезным подспорьем для региональных и местных бюджетов Республики Алтай. Причем инициаторами работы по повышению роли имущественных налогов в бюджете нашего субъекта выступает именно налоговая служба. Объясняется это тем, что, наверно, наше ведомство владеет наиболее полными и обширными данными по объектам и субъектам имущественной собственности.

В целом текущий год мы завершаем с хорошими экономическими показателями. По предварительной оценке Министерства экономического развития Республики Алтай, рост валового регионального продукта составит около 6-8%, денежные доходы населения также выросли к прошлому году на 13,6%.

Хорошие темпы экономического развития Республики Алтай нашли свое отражение и в собираемости налогов в целом. Рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики за 10 месяцев 2014 года по отношению к аналогичному периоду 2013 года обеспечили такие налоги, как налог на прибыль организаций – 31%, земельный налог – 14%, ЕСХН – 8%, транспортный налог – 6%, НДФЛ – 5% и др.

Всего за 10 месяцев 2014 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 4,4 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет – 1,5 млрд. руб., в республиканский бюджет – 1,6 млрд. руб., в местный бюджет – 1,3 млрд. руб.

Доля поступлений в местные бюджеты в общих поступлениях составила 29%. Основным источником формирования доходов местных бюджетов является НДФЛ, доля которого на протяжении последних лет составляет 60% и более.

Что касается имущественных налогов, то за последние годы в Республике Алтай статистические показатели по земельному, транспортному налогам и налогу на имущество физических лиц демонстрируют стабильную положительную динамику. В Республике Алтай уже не первый год наблюдается увеличение количества налогоплательщиков, начислений и поступлений по имущественным налогам. Так, с 2009 года количество объектов налогообложения выросло с 137 тыс. до 206 тыс., количество налогоплательщиков увеличилось с 132 тыс. до 214 тыс., соответственно, сумма исчисленных и поступивших налогов увеличилась более чем в 2 раза (начислено за 2009 год – 65 млн. руб., за 2013 год – 131 млн. руб., поступило за 2009 год – 53 млн. руб., за 2013 год – 98 млн. руб.).

Ведущая: Насколько известно, несмотря на прирост в целом налоговой базы, уровень собственных доходов, в том числе налоговых, практически всех муниципальных образований Республики Алтай остается очень низким. Есть ли какие-либо резервы по увеличению поступлений по имущественным налогам?

Шерер А.А.: На самом деле, сегодня возможности имущественных налогов используются в нашем регионе не в полной мере. Так, доля имущественных налогов во всех налогах, собираемых в республике, за 10 месяцев текущего года составляет всего около 2%.

Что касается собираемости по имущественным налогам, то по состоянию на 19.12.2014 г. в консолидированный бюджет Республики Алтай поступило 106 млн. руб. имущественных налогов. Процент собираемости от начисленных сумм составил 82%.

Ведущая: От чего зависит эффективность собираемости имущественных налогов?

Шерер А.А.: На эффективность собираемости имущественных налогов напрямую влияет качество информационных баз данных, сознательность граждан-налогоплательщиков, а также работа почтовых отделений по вручению единых налоговых уведомлений.

По действующему налоговому законодательству Российской Федерации налоговые органы исчисляют имущественные налоги, но фактически выполняют функцию "калькулятора", так как вся информация по объекту и правообладателю поступает в налоговую службу из соответствующих регистрирующих органов. В основном - это ГИБДД, Росреестр, миграционная служба. Поэтому налоговая служба не является первоисточником этих сведений.

Повышение роли имущественных налогов при формировании доходной части местных бюджетов Республики Алтай

Что касается корректности и полноты информационных баз данных, то уже более 5 лет на уровне Управления ФНС России по РА действуют межведомственные рабочие группы со всеми регистрирующими органами - ГИБДД, Росреестр, Кадастровая палата, БТИ. В рамках рабочих групп обсуждаются основные проблемы нашего взаимодействия, вырабатываются пути решения данных проблем и определяются задачи на перспективу.

На сегодняшний день можно смело констатировать повышение качества передаваемых регистрирующими органами сведений об объектах имущественной собственности и их правообладателях.

Это подтверждает статистика обращений физических лиц в налоговые органы по поводу некорректного исчисления имущественных налогов. Если в 2012 году по вопросу несогласия с начисленными имущественными налогами в налоговые органы обратилось около 3,5 тысяч граждан, то в 2013 году количество обратившихся снизилось до 2,2 тысяч, а в текущем году составило всего 1,3 тысячи налогоплательщиков.

Способствовать и напоминать гражданам о необходимости добровольной уплаты имущественных налогов также помогает очень активная информационная кампания, проводимая силами налоговиков. Причем с каждым годом качество, объем информационных материалов и методы информирования заметно улучшаются. В практику уже вошли такие мероприятия, как День открытых дверей, работа мобильных офисов в отдаленных районах республики, проведение комиссий по урегулированию задолженности. К сожалению, нужно констатировать факт, что в Республике Алтай только 10% муниципалитетов принимает активное участие в информировании граждан по имущественным налогам.

Ведущая: Налоговая служба является одной из передовых в России в сфере развития информационных технологий. Что налоговики могут предложить обычным гражданам – налогоплательщикам имущественных налогов?

Шерер А.А.: Налоговой службой создано 38 Интернет-сервисов, в том числе Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц. Налоговая служба считает это вершиной взаимодействия с налогоплательщиками. Данные сервисы позволяют оперативно получить практически всю информацию от налоговых органов в режиме он-лайн: характеристику объектов собственности, налоговые уведомления на уплату имущественных налогов, информацию о начисленных и уплаченных суммах налогов и др. Для этого необходимо только подключиться к данному сервису в любом налоговом органе страны. Если собственнику имущества необходима информация о ставках, льготах по имущественным налогам, то в этом ему поможет электронный сервис "Имущественные налоги: ставки, льготы". Воспользоваться электронными сервисами можно через официальный сайт ФНС России.

Ведущая: При такой огромной работе, которую налоговая служба проводит по администрированию имущественных налогов, в нашем регионе наблюдается стабильный рост задолженности по этим налогам. Как выглядит ситуация по задолженности на сегодняшний день?

Шерер А.А.: По состоянию на 01.12.2014г. задолженность по имущественным налогам физических лиц составляет 133,5 млн.руб. или 10% всей совокупной задолженности, числящейся по республике Алтай. Средний рост задолженности по имущественным налогам ежегодно – 20% от начисленных сумм. Понятно, что плательщики имущественных налогов являются наиболее многочисленной категорией налогоплательщиков. Всего их, как озвучивалось ранее, около 214 тысяч, в зависимости от вида налога. Поэтому не нужно удивляться большому количеству задолжников по имущественным налогам. Их насчитывается свыше 85 тыс. Возвращаясь к теме эффективности администрирования имущественных налогов, с уверенностью скажу, что резервы поступлений этих налогов имеются в республике и очень большие.

Во-первых, это проведение работы по расширению налоговой базы путем выявления объектов налогообложения, не вовлеченных в налоговый оборот ввиду отсутствия у федеральных органов необходимых сведений. Выявить такие объекты можно сверкой, которую мы проводим совместно с Росреестром, БТИ и органами местного самоуправления. На уровне субъекта утвержден План мероприятий по увеличению доходной части консолидированного бюджета Республики Алтай.

Ведущая: Какие цели Вы ставите при проведении сверки?

Шерер А.А.: Целью сверки является вовлечение в налоговый оборот объектов недвижимости, по которым в налоговых органах отсутствовали сведения о регистрации прав собственности, в первую очередь, по правам, зарегистрированным до 1998 года, то есть до образования единого государственного реестра прав, а также проведение работы по дополнению и уточнению сведений о земельных участках и объектах капитального строительства.

Ведущая: Расскажите о процедуре проведения сверки?

Шерер А.А.: По рекомендациям федерального уровня предполагалось проводить сверку силами муниципалитетов. Вместе с тем, с учетом специфики Республики Алтай было решено провести сверку непосредственно силами налоговых органов.

Для этого нами были получены необходимые сведения об объектах недвижимости из базы данных Похозяйственного учета и регистрирующих органов. Сопоставив полученную информацию, выявили 14,5 тыс. объектов, по которым найдены расхождения, а также около 5,5 объектов, зарегистрированных до 1998 года, сведения о правоустанавливающих документах на которые отсутствуют в налоговых органах.

В результате проведения сверки налоговыми органами уточнены сведения по 4 тыс. объектам недвижимости, дополнительно исчислено имущественных налогов в сумме более 300 тыс. руб. Из 5,5 тысяч объектов без правоустанавливающих документов налоговой службой получено всего 110.

В целом сверка проходит очень тяжело. За 2 года из 93 сельских поселений мы сверились только с 72 (или 77%).

Ведущая: План мероприятий в Республике Алтай утвержден до конца 2015 года, а 100-процентный результат еще не достигнут. Как Вы планируете завершить эту работу?

Повышение роли имущественных налогов при формировании доходной части местных бюджетов Республики Алтай

Шерер А.А.: Максимального результата мы планируем добиться в следующем году, поэтому подход и методы проведения сверки в настоящее время активно пересматриваются. Уже 2 года мы проводим сверку и анализ имеющихся в налоговых органах данных по объектам собственности. Считаем, что проведение сверки непосредственно, с выездом на местность, будет более эффективной. Подомный метод позволит уточнить данные об объектах собственности и их собственниках с привязкой к реальной местности. Поэтому в 2015 году будет проведена сплошная "инвентаризация" объектов имущественной собственности в республике. Начало реализации регионального "пилотного" проекта по "инвентаризации объектов недвижимого имущества" планируется в январе 2015 года. Думаем, что эффект от подобной работы не заставит себя долго ждать. Мы ожидаем, что в тех муниципальных образованиях, где главы действительно заинтересованы в повышении доходной части бюджетов своих поселений за счет имущественных налогов, появится "обратная" связь, то есть инициировать совместную "инвентаризацию" будут именно муниципалитеты, а не налоговая служба, как это происходит в настоящее время.

Следующий резерв мы видим в работе с населением по регистрации объектов недвижимости в Росреестре. Как известно, в Республике Алтай с 2012 года введен Налоговый паспорт сельского поселения, который позволил выявить, что на налоговом учете Республики Алтай не стоят около 23 тысяч объектов недвижимости, так как в установленном законом порядке на них не зарегистрированы права. В суммовом выражении – это около 6 млн. руб. ежегодно, которые местные бюджеты недополучают в виде имущественных налогов по незарегистрированным объектам недвижимости.

Ведущая: Анастасия Александровна, насколько значимы проводимые мероприятия по пополнению доходной части бюджета?

Шерер А.А.: Значимость этой работы очень большая. Это не только поступление налогов сейчас, но и подготовка к переходу на новый порядок налогообложения налогом на имущество физических лиц, исходя не из инвентаризационной, а из кадастровой стоимости, то есть работа на перспективу. В текущем году в Республике Алтай не принято решение о переходе на новый порядок, но с 2020 года – это обязательная процедура для всех регионов без исключения. С введением Главы 32 НК РФ появились новые понятия, такие как налоговый вычет по налогу на имущество физических лиц – это не облагаемая налогом определенная площадь по каждому виду объекта капитального строительства. Поэтому в рамках сверки нам крайне важно получить весь недостающий массив данных по объектам недвижимости, например, информацию о площади объекта капитального строительства, корректное наименование объекта и т.д., которые в настоящее время не влияют на сумму исчисленных налогов, но в последующем будут иметь огромное значение. Например, если в информационных ресурсах налоговой службы не будет информации по площади объекта капитального строительства, то возможность получения собственником объекта налогового вычета будет исключена. И чтобы избежать негативных последствий, крайне важно привести базу данных в актуальное состояние в максимально короткие сроки.

В завершении выступления скажу, что как бы ни совершенствовалось налоговое администрирование, интернет-сервисы, электронные услуги, от уровня взаимодействия налоговой службы с органами местной власти зависит налоговый климат в республике и повышение качества нашей с вами жизни. Поэтому необходима целенаправленная, хорошо планируемая, постоянная деятельность органов местного самоуправления, для чего со стороны налоговой службы будет оказана максимальная помощь.

Ведущая: Полагаю, проблемы, возникающие при администрировании региональных и местных налогов, присущи всем регионам России. И везде ведется поиск оптимальных путей их решения, основа которых - конструктивное взаимодействие налоговых органов с органами исполнительной власти и местного самоуправления. Надеюсь, что достигнутый вами результат будет способствовать более тесному сотрудничеству налоговых органов с органами исполнительной власти и местного самоуправления в части расширения налоговой базы по имущественным налогам.

Анастасия Александровна, благодарю Вас за интервью. От компании "Гарант" желаем успехов и реализации всех намеченных планов. Надеюсь, что наше плодотворное сотрудничество продолжится!

Со времен становления системы налогообложения было видно, что правильно построенная налоговая политика это мощный рычаг воздействия на экономическую политику государства, именно поэтому ее правильное усовершенствование имеет большое значение, а также требует глубокого теоретического анализа.

Главными целями налоговой политики является повышение эффективности системы налогообложения. При этом Правительство Российской Федерации не планирует повышения налоговой нагрузки на не сырьевой сектор экономики в среднесрочной перспективе. Данная политика будет реализоваться и в дальнейшем построении налоговой системы.

В частности Правительство Российской Федерации ставит перед собой следующие цели:

сохранение бюджетной устойчивости;

получение необходимого объема бюджетных доходов;

поддержка предпринимательской активности;

поддержка инвестиционной активности

Под финансовыми ресурсами муниципального образования понимают определенную совокупность отношений, которые складываются относительно внебюджетных фондов, местного бюджета, а также финансовых ресурсов муниципальных предприятий, займов, ссуд, поступлений от продажи муниципальной собственности, ценных бумаг и т.д.

В настоящее время, местная система налогов и сборов, как и налоговая система в целом, нуждается в реформировании.

С одной стороны, ее функционирование должно обеспечить финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой, она должно являться инструментом местной социально- экономической политики, направленной на реализацию задач стабилизации экономики и устойчивого экономического развития территорий.

Таким образом, необходимо сформировать единую систему местного налогообложения, последняя в свою очередь, должна быть построена на общих принципах и методологии взимания.

Местные органы самоуправления обязаны иметь право ввода налогов с учетом специфики территории в рамках широкого перечня, предусмотренного и разработанного высшими законодательными органами власти. В то же время, реформирование системы местного налогообложения необходимо сопровождать корректировкой местного процесса.

Создание доходной части бюджета должно базироваться на местных налогах вне зависимости от их удельного веса в структуре налоговых доходов. Местные органы власти должны обосновывать нормативы отчислений от федеральных налогов на базе прогнозов о поступлениях от местных налогов, а не наоборот.[1]

В то же время, важное место в налоговой программе, направленной на оптимизацию муниципального налогообложения, необходимо отдать ужесточению контроля над местными налогами и их фискальной эффективности, упрощению налогообложения для местных предприятий, а также налоговому стимулированию местных предприятий с целью повышения их конкурентоспособности.

Кроме того, указанным Федеральным законом расширен перечень объектов налогообложения по земельному налогу в результате включения в состав объектов налогообложения земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Для увеличения собираемости местных налогов необходимо совершенствовать меры воздействия на налогоплательщиков, которые не исполняют свои обязанности по уплате местных налогов.

Так для граждан, которые нарушают налоговое законодательство в отношении местных налогов, можно применить следующие меры по обеспечению исполнения обязанности.

При неуплате гражданином земельного налога и налога на имущество физических лиц в установленные сроки налоговый орган, как и предусмотрено действующим законодательством, направляет должнику требование об уплате налога[2]

В случае если налогоплательщик не осуществляет свою обязанность по уплате налогов в соответствии с данным документом налоговый орган, к примеру, через 3 месяца, принимает соответствующее решение и направляет требование в адрес работодателя гражданина. При этом работодатель, являющийся налоговым агентом, на основании полученного от налогового органа документа, может удержать и перечислить в соответствующий бюджет задолженность по налогу. Данная сумма задолженности будет удерживаться с ежемесячно начисляемой ему заработной платы.

Удержание может производиться как по частям, так и единовременно. Данный способ удержания будет зависеть от величины получаемой зарплаты и суммы задолженности по налогам.

Описанный вариант меры по обеспечению исполнения обязанности налогоплательщика уплатить местный налог требует законодательного закрепления путем принятия дополнений и изменений в действующие законы и кодексы. В частности, надо предусмотреть технические условия обеспечения налоговых органов информацией о месте работы налогоплательщиков, периодичность ее обновления, достоверности информации. Необходимо понимать, что цель такой меры воздействия на степень собираемости местных налогов направлена на повышение гражданской ответственности и созидание налоговой культуры общества.

Принцип распределение налоговых поступлений в бюджет обеспечивает устранение вертикальных отклонений и способствует сокращению нижестоящих бюджетов. Однако данный принцип имеет несколько существенных недостатков:

на местном уровне отсутствует взаимосвязь между объемом предоставляемых бюджетных услуг и уровнем налогообложения;

существует равнодушие органов власти местного самоуправления к развитию налоговой базы и формированию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

ограничены возможности для проведения внедрения долгосрочной экономической и бюджетной политики;

отсутствие ответственности за состояние бюджетной сферы.[3]

В наибольшей степени эти недостатки могут появиться относительно регулирующих доходных источников (налогов) с нормативами отчислений в бюджеты разных уровней, которые устанавливаются ежегодно.

Ликвидации этих недостатков способствует следующее:

1) расширение налоговых полномочий органов власти местного самоуправления вместе с одновременным предотвращением недобросовестной налоговой конкуренции и обеспечения единого налогового пространства;

2) законодательно обеспечить собственные налоги, или отчисления от налоговых поступлений по местным бюджетам на постоянной (или долгосрочной) основе соответственно с установленным разграничением расходных полномочий и обязательств;

3) сокращение размеров расщепления налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы, предусматривая при прочих равных условиях зачисление 100 процентов поступлений по определенным видам налогов и сборов за бюджетом одного уровня;

4) отказ от централизации поступлений по местным налогам в вышестоящие бюджеты;

5) обеспечение уплаты налогов, которые поступают в местные бюджеты, по месту фактической деятельности предприятий, введение правовых и финансовых механизмов по противодействию недобросовестной налоговой конкуренции.

Практика применения местных налогов и сборов показывает, что их использование в России малоэффективно, а роль в формировании местных бюджетов пока незначительна. Ведь имеющаяся бюджетная система предусматривает формирование доходной части бюджетов в основном за счет общегосударственных налогов и бюджетных.

На данный момент необходимо изменение отношения к местным налогам и сборам, они не должны рассматриваться как второстепенные налоги в составе системы налогообложения.

Местные налоги и сборы требуют как теоретического обоснования, так и практического применения. Они должны стать надежным инструментом регулирования экономического развития территорий и главным атрибутом местного самоуправления, как это происходит в развитых странах.

Мешкова, Д. А. Налогообложение организаций в Российской Федерации: учебник для бакалавров

1. Мешкова, Д. А. Налогообложение организаций в Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. д.э.н., проф. Дадашева А. З. – М.: Дашков и К, 2015. – 160 с.

Региональные налоги, как и федеральные, регулирует Налоговый кодекс РФ. В нем установлены минимальные и максимальные ставки, в границах которых законодательные органы в регионах определяют местную налоговую ставку.


Региональные налоги — это обязательные платежи, которые граждане и организации вносят в казну республики, области или края. Эти налоги уходят в федеральный бюджет и остаются в регионе.

Обязательные элементы налогообложения — это то, за что, когда и сколько нужно заплатить налогов. К ним относятся: объект, база, период, ставка, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты и льготы.

Элементы региональных налогов — это налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы.

Принципы налогообложения одинаковы для всей России, но ставки и льготы по региональным налогам различаются по субъектам федерации. Также в разных субъектах могут быть разные конечные даты для уплаты налогов и внесения авансовых платежей по налогам.

Функции региональных налогов

Региональные налоги не поступают в федеральный бюджет и полностью остаются в местной казне. Они идут на ремонт дорог, строительство школ и больниц, зарплату губернатора. Вот как это работает.

Если машина стоит на учете в Казани, скорее всего, она ездит по дорогам Казани. Владелец машины платит за нее транспортный налог в бюджет Республики Татарстан, а из бюджета ремонтируют объездную трассу возле Казани.

Собственник здания фабрики пуховых платков в Оренбурге платит региональный налог за владение зданием, построенным на территории Оренбурга. Уплаченный налог пойдет, например, на открытие фельдшерского пункта в поселке Оренбургской области.

Порядок установления

Региональные налоги устанавливаются государством, но местный законодательный орган — законодательное собрание области, государственный совет республики, краевая дума — сам решает, в каком размере и когда их платить. На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы, в дополнение к федеральным.

Что относится к региональным налогам

Налог на имущество организаций. Организации обязаны платить налог за владение недвижимым имуществом, кроме земельных участков.

Имущественный налог рассчитывается по кадастровой стоимости имущества на 1 января того года, за который платится налог, или по его среднегодовой стоимости.

В отличие от граждан, организации сами считают размер налога и платят его не раз в год, а квартальными авансовыми платежами. В конце года доплачивают остаток. Но регион может отменить обязательные авансовые платежи. Сроки уплаты налога тоже определяют регионы.

Налоговая инспекция проверяет правильность расчета налогов. Для этого в течение месяца после окончания квартала организация предоставляет в ФНС расчеты и до 30 марта — налоговые декларации.

Предельные налоговые ставки в размере 2% от кадастровой стоимости имущества и в размере 2,2% от среднегодовой стоимости имущества устанавливаются налоговым кодексом — регионы вправе их уменьшить, но не увеличить.

Налог на имущество платят не все организации. Например, не платят церкви, организации инвалидов, коллегии адвокатов и участники проекта «Сколково».

Транспортный налог. Его платят те, на кого зарегистрированы машины: собственники или доверенные лица с правом владения и распоряжения.

Если вы продали машину, но не уведомили об этом ГИБДД, то налог продолжают начислять вам.

Налог начисляют не только за легковые автомобили, но и за другие транспортные средства, которые перемещаются по дорогам, воздуху или воде.

Надо платить за мотоциклы, автобусы, гидроциклы и снегоходы. Не надо платить за весельные лодки и специальные машины для инвалидов.

Размер налога зависит от мощности двигателя транспортного средства. Базовую налоговую ставку определяет федеральный налоговый кодекс, но региональными законами ставка может быть увеличена или уменьшена в 10 раз.

Региональные власти решают, как часто организациям нужно сдавать квартальные отчеты и платить авансовые платежи: каждые 3 месяца или раз в год.

Граждане и ИП обязаны платить транспортный налог до 1 декабря следующего года на основании налогового уведомления.

От уплаты транспортного налога освобождены многодетные семьи в 28 регионах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Оренбургской области, Адыгее, Хакасии, Чечне. Еще в 22 регионах для многодетных установлены местные льготы.

Налог на игорный бизнес. Организаторы азартных игр платят налог на игорный бизнес. Он рассчитывается по количеству игровых столов (от 50 000 рублей за одно игровое поле), игровых автоматов (от 3000 рублей за один) и точек приема ставок (от 10 000 рублей за каждую).

Налог на игорный бизнес платят каждый месяц до 20-го числа.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы устанавливаются для всей России, но региональные законодательные органы власти могут решать, кто вправе их использовать и на каких условиях.

К таким налоговым режимам относится единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход находится в ведении муниципалитетов.

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН. Индивидуальные предприниматели и хозяйства, которые разводят животных и выращивают овощи и фрукты, могут платить единый сельскохозяйственный налог вместо нескольких налогов на прибыль (или НДФЛ для ИП) и имущество. Так можно, только если больше 70% дохода связано с сельскохозяйственной деятельностью.

Для рыбных хозяйств и ИП есть дополнительное ограничение: за последние 2 года на предприятии должно работать не больше 300 работников.

Чтобы перейти на ЕСХН, подавайте заявление до 31 декабря. Новый порядок расчета будет со следующего года. Также перейти на ЕСХН можно в первые 30 дней после регистрации ИП или организации.

Ставка ЕСХН — 6% на сумму доходов за вычетом суммы расходов. Регион может снизить ставку по ЕСХН до нуля.

Отчитываться по ЕСХН и платить налог нужно раз в полгода.

Упрощенная система налогообложения — УСН. Применение упрощенной системы налогообложения заменяет уплату налогов на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество и частично — налог на добавленную стоимость.

Ставка по УСН «Доходы» — 1—6%, по УСН «Доходы минус расходы» — 3—15%. Региональные власти вправе снизить ставку по УСН до 0%.

На использование такого удобного налогового режима действует много ограничений. Например, нельзя применять УСН:

  • организациям с доходом за 9 месяцев текущего года больше 112,5 миллиона рублей;
  • банкам, ломбардам, страховщикам, МФО;
  • нотариусам, адвокатам;
  • организациям с филиалами;
  • работодателям, у которых больше 100 работников;
  • иностранным компаниям.

Если у бизнесмена нет ограничений по виду или масштабу деятельности, он может подать заявление в ФНС о переходе на УСН:

в течение 30 дней после регистрации организации или ИП;

в течение 30 дней после перехода с ЕНВД.

Составлять промежуточные отчеты и вносить авансовые платежи нужно каждые три месяца, финальные декларация и уплата налога — раз в год.

Единый налог на вмененный доход — ЕНВД. Налоговым кодексом установлены условия, на которых может применяться ЕНВД, но пока городские власти не напишут про ЕНВД в собственных законах, этот специальный режим не используют.

ЕНВД действует не на все виды деятельности. Например, он не распространяется на оказание услуг населению, розничную торговлю, общепит, наружную рекламу. Даже с подходящим видом деятельности нужны и правильные масштабы предприятия:

  • не более 100 работников;
  • менее 25% уставного капитала принадлежит другим организациям;
  • не более 150 м 2 для магазина или общепита и не более 500 м 2 для хостела или гостиницы;
  • не более 20 транспортных средств для перевозок.

В отличие от других специальных режимов, не нужно ждать нового года, чтобы перейти на ЕНВД. Захотели — написали заявление в ФНС, и через 5 дней считайте налоги по усредненному доходу для вашей отрасли.

Сколько бы вы ни заработали, размер ЕНВД будет зависеть от физических факторов.

ЕНВД — это произведение:

  • базовой доходности в месяц по числу сотрудников, площади помещения, количеству пассажирских мест или магазинов;
  • всероссийского коэффициента-дефлятора (в 2019 году он равен 1,915);
  • понижающего городского корректирующего коэффициента;
  • муниципальной налоговой ставки от 7,5% до 15%.

Платить ЕНВД и подавать декларацию нужно ежеквартально.

date image
2015-05-27 views image
2549

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоги – необходимое звено экономических отношений любого общества. Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально – экономических отношений.

Это объясняется тем, что в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ (далее – БК РФ) доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений:

а) налоговые поступления составляют около 84% доходов бюджетной системы РФ;

б) неналоговые доходы – 7%;

в) доходы целевых бюджетных фондов – 9% [3].

Важной частью правового режима региональных налогов субъектов РФ являются принципы регионального налогообложения – принципы установления, введения и взимания территориальных налогов:

а) принцип единства системы налогов и сборов, единства налоговой политики, непосредственно вытекающий из ст. 8 и ст. 74 Конституции РФ и получивший свое закрепление в п. 4 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Принцип единства налоговой политики, основной принцип налогообложения, подлежит учету при установлении конкретных налогов; решении вопроса о компетенции органов власти и управления различных уровней; учреждении налоговых органов [1];

б) принцип трехуровневого построения налоговой системы России. Этот принцип отражает федеративное устройство Российского государства и самостоятельность местного самоуправления.

Учитывая разграничение полномочий между территориальными образованиями в составе государства, НК РФ закрепляет соответствующие положения. Например, п. 2 ст. 63 НК РФ предусматривает, что в случае, если законодательством РФ предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, то срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Министерства финансов РФ, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Федерации или местный бюджет, – на основании решения соответствующего финансового органа [2].

Региональные налоги – налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес – целесообразнее взимать на региональном уровне, поскольку такие платежи предполагают значительные объемы поступлений денежных средств в собственность субъектов РФ, что должно позволять формировать им сильную финансовую основу, в том числе и в целях дальнейшего развития межбюджетных отношений с муниципальными образованиями (отношения установления нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, отношения межбюджетных трансфертов – ст. 58, ст. 129 БК РФ);

в) принцип определенности системы налогов и сборов (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ). Он означает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы) он должен платить, а также порядок их исчисления [2];

г) принцип стабильности системы налогов и сборов основан на том, что законодательство и, соответственно, система налогов и сборов должны оставаться постоянными и неизменными в течение как можно большего периода времени, вплоть до налоговой реформы;

д) принцип исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов, который обусловлен необходимостью достижения равновесия между правом субъектов Федерации и муниципальных образований устанавливать налоги и сборы, соблюдением приоритета основных прав и свобод человека и принципом единства экономического пространства России. Этот принцип является непосредственной конкретизацией принципов федерализма и определенности системы налогов применительно к структуре существующего механизма налогообложения на региональном уровне;

е) принцип экономической обоснованности установления налогов и сборов (предусмотрен в п. 3 ст. 3 НК РФ). Как констатируют юристы, «правовой факт не возникает из ничего, за ним скрывается экономическое содержание».




Таким образом, проанализировав отдельные принципы налогообложения применительно к региональным налогам, можно сделать следующие выводы.

Порядок установления, введения и взимания региональных налогов связан с разграничением налоговых полномочий между РФ и ее субъектами. Субъекты РФ вправе вводить на своих территориях исключительно те налоговые платежи, которые предусмотрены НК РФ в качестве региональных. Пределы регулирования субъектами РФ элементов налогообложения применительно к региональным налогам также установлены НК РФ. Таким образом, налогово-правовой режим регионального налогообложения складывается как из федеральных, так и региональных требований.

Анализ динамики поступления региональных налогов показал, что из года в год налоговые поступления в консолидированный бюджет стабильно увеличиваются. Так транспортный налог в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличился на 78 841 979 тыс. руб, а налог на игорный бизнес возрос на 168 602 тыс. руб. Кроме того, исходя из данных по состоянию на ноябрь 2014 г., можно сделать вывод, что и в 2014 г. налоговые поступления продолжат свой рост. [8]

Анализ структуры региональных налогов в консолидированном бюджете показал, что наибольший удельный вес занимает налог на имущество организаций от 84,88% до 86,88%. Второе место приходится на поступления транспортного налога, которые составляют от 13,06% до 15,11%. Наименьший удельный вес имеет налог на игорный бизнес, его доля не превышает 1%. Также в 2013 году по сравнению с 2011 и 2012 годами удельный вес налога на имущество организаций и налога на игорный бизнес возрос, а удельный вес транспортного налога снизился. Кроме того, наблюдается устойчивая тенденция повышения общей суммы региональных налогов. [8]

Таким образом, в долгосрочной перспективе предполагается сохранить высокую долю региональных налогов, и, прежде всего налога на имущество организаций, так как он является самым перспективным из региональных налогов. Т.е., главной целью развития регионального бюджета в долгосрочной перспективе должно является формирование конкурентоспособной налоговой системы, стимулирующей экономический рост, который обеспечивает необходимый уровень доходов бюджетной системы.

т. 16, вып. 2, февраль 2018

Получена: 03.10.2017

Получена в доработанном виде: 07.11.2017

Одобрена: 10.12.2017

Доступна онлайн: 15.02.2018

Коды JEL: Н24, Н26, Н71, К34

Страницы: 323–334

Агузарова Ф.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Российская Федерация
aguzarus@yandex.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 1274-8419

Предмет. Роль региональных и местных налогов в процессе формирования доходов консолидированных бюджетов незначительна. Существенной частью налоговой составляющей этих бюджетов признаются перечисления федеральных налогов и сборов, а также финансовая помощь в виде безвозмездных поступлений. В этой связи возникает острая необходимость в повышении значимости имущественных налогов. Автор предлагает различные способы увеличения поступлений исследуемых налогов. Цели. Определение роли имущественных налогов в формировании доходов бюджетов территорий России. Формирование экономически обоснованных предложений по повышению эффективности регионального и местного налогообложения.
Методы. В ходе исследования применялись различные экономические методы. Так, на основе метода наблюдения и сбора фактов изучены основные элементы данных налогов. С помощью системно-функционального метода, метода синтеза и анализа в полной мере представлена действительная ситуация по налогам на примере отдельного региона. При использовании графического метода цифровой материал систематизирован и представлен в аналитических таблицах.
Результаты. Проведенное исследование подтвердило низкую роль региональных и местных налогов в субфедеральных бюджетах. Исследователь предлагает увеличить значение указанных налогов путем изменения отдельных элементов, учитывая финансовое состояние налогоплательщиков. Также усилит роль налогов выявление в практической деятельности фактов ухода от их уплаты. Дополнительные доходы бюджетов территорий предполагается получить за счет искоренения теневой экономики путем выявления неучтенных объектов движимого и недвижимого имущества.
Выводы. Осуществление предложенных автором мер укрепит финансовую составляющую субъектов и создаст основу для их самофинансирования.

Ключевые слова: региональные и местные налоги, налоговый потенциал региона, налоговые доходы

Список литературы:

  1. Дадашев А.З. Актуальные вопросы совершенствования налоговой политики в современной России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 6. С. 4–12.
  2. Деревенских М.Н., Оробинская И.В. Повышение роли имущественного налогообложения в формировании региональных бюджетов в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2015. № 5. С. 41–50. URL: Link
  3. Пансков В.Г. Перспективы развития региональной налоговой политики: идеи и рецепты // Финансы. 2015. № 7. С. 32–36.
  4. Пинская М.Р., Зиганшина Л.А. Сбалансированность региональных и местных бюджетов: проблемы и пути решения // Инновационное развитие экономики. 2015. № 6. С. 90–98.
  5. Сугарова И.В. О дотационности регионального бюджета // Финансы и кредит. 2015. № 17. С.37–45.
  6. Агузарова Л.А. Проблемы формирования бюджетов муниципального образования в дотационном регионе (на материалах РСО-Алания) // Налоги и налогообложение. 2013. № 4. С. 279–285. URL: Link
  7. Агузарова Ф.С. Транспортный налог: современное состояние, проблемы и повышение его роли в Российской Федерации // Экономическая политика. 2015. Т. 10. № 1. С. 149–158. URL: Link
  8. Балаева Д.А., Гулунова К.И., Сухова Т.С., Дзарасова А.К. К анализу налоговых доходов регионального бюджета // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1. С. 239–242.
  9. Сугарова И.В. Роль региональных налогов в формировании доходной базы бюджетов субъектов РФ (на примере РСО – Алания) // Налоги и налогообложение. 2014. № 8. С. 744–751.
  10. Тадтаева В.В., Туаева Л.А. Пути развития доходной базы консолидированного бюджета Республики Северная Осетия Алания // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 460–465.
  11. Савина О.Н. Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в условиях моратория на повышение налоговой нагрузки: региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 3. С. 4–15. URL: Link
  12. Артеменко Д.А., Артеменко Г.А. Формирование и оценка трансакционных издержек налогового администрирования // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2013. Т. 4. № 3. С. 113–120. URL: Link
  13. Ильин В.А., Поварова А.И. Недостатки налогового администрирования крупного бизнеса и их влияние на региональные бюджеты // Экономика региона. 2017. Т. 13. № 1. С. 25–37. URL: Link
  14. Гончаренко Л.И., Малис Н.И. Налоговая политика государства: нужна ли смена модели в условиях современного экономического кризиса? // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 152–156. URL: Link
  15. Истомина Н.А., Котельникова М.В. Вопросы теории и практики прогнозирования налоговых доходов на региональном уровне // Экономика региона. 2009. № 2. С. 236–240. URL: Link
  16. Темрокова А., Караева Ф.Е. Устойчивое развитие АПК как одно из направлений повышения инвестиционной привлекательности региона // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 3. С. 119–123.
  17. Токаева С.К., Рубаева И.А. Факторы, условия и риски обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетной системы РФ // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 3. С. 136–139.

Читайте также: