Роль прямых и косвенных налогов в формировании бюджета рф

Опубликовано: 16.05.2024

Курсы налогообложения в Москве

Государственный бюджет Российской федерации, являясь основным механизмом расходования и перераспределения денежных средств, дает право власти оказывать колоссальное влияние на отечественную экономику страны, и побуждать становление важных отраслей экономики, снабжать социальной защитой наименее уязвимые слои населения.

Основные инструменты налоговой политики

Отношения государства в управлении экономики при работе налоговой политики может реализовываться при наличии таких налоговых инструментов, как налоговые ставки, налоговые льготы, налоговые санкции, налоговая база. В стране при этом может действовать такая налоговая система, при которой могут использовать и прямые, и косвенные методы регулирования налоговой политики.

Стоит отметить, что экономическое развитие страны по мере степени зависимо от того, в какой степени бюджетная политика, готова отвечать требованиям времени. Для пополнения бюджета, государство, в основном применяет следующие инструменты:

  • налоговые сборы, в том числе акцизы;
  • продажу государственной собственности: государственные предприятия, земельные участки, водные ресурсы;
  • аренда государственной собственности;
  • продажа товаров;
  • экспортная продажа ресурсов страны.

Стоит рассмотреть более подробно вопросы о подобном денежном заработке. Процент их поступления в высокоразвитых государствах определяется на уровне от 80 до 90%.

Основные налоги, действующие на территории России

НДФЛ — уплачивается официально трудоустроенными гражданами в главный бюджет страны. В уровень НДФЛ составляет 13% для всех категорий граждан (вне зависимости от стажа работы, возраста, размера ежемесячного получаемого дохода). По законодательству в бюджет субъектов страны поступает 85% от общей собранной суммы налога на доход физических лиц, остальные 15% зачисляются непосредственно в нижестоящие, то есть в местные бюджеты страны.

В современной налоговой системе действуют как прямые, так и косвенный налоги, крупнейшим из которых считается НДС. Он активно действует на территории России начиная с первого января тысяча девятьсот девяносто второго года и существенно заменил налоги, которые раньше действовали на территории страны.

Одним из главнейших среди налогов, которые взимаются непосредственно с юридических лиц, интерпретируется налог на прибыль организаций. Его использование, главным образом взаимосвязано с тем, что при функционировании рыночной экономики в стране значение прибыли увеличивается в разы, она становится центром взаимодействия государства с населением. Налог на прибыль применяется не только в осуществлении целей и задачах государства, но и для стимулирования интереса у предприятий. Банки и различные небанковские кредитные учреждения, которые функционируют на коммерческих основах, должны, в свою очередь, осуществлять взносы в бюджет Российской Федерации.

Система подоходных налогов также затрагивает деятельность страховых компаний, которые непосредственно получают прибыль.

Значимость налогов в бюджетной системе страны

Главный и непоколебимый смысл вышеуказанных платежей в том, что они выполняют не только фискальную, но и стимулирующую задачу, ориентируя, при этом участников экономической деятельности на большую эффективность применения подходящих ресурсов и экономии невозобнавляемых запасов страны. Нуждаемость в таком стимулировании вызвана увеличившимися объёмами общественного производства, которые требуют втягивания в производственные обороты огромного объёма новых ресурсов.

Иные налоговые поступления

  1. В бюджет Российской Федерации поступают и иные налоговые платежи. К ним имеют отношения: Денежные доходы от эксплуатации государственной собственности, а в ситуации перехода к рыночным отношениям физическим лицам;
  2. Прибыль от продажи облигаций государственных займов, а также иных цб. Планируется что, по анализу статистических данных ведущих экономистов, прибыль от реализации государственной собственности в сфере программы приватизации в ближайшее время займут главенствующую роль в экономической сфере.

Заключение

Подводя итоги, следует сказать, что налоговые поступления играют важнейшую роль в развитии и успешном функционировании государственного бюджета Российской Федерации. Стоит также отметить, что любое пополнение консолидированного бюджета требует грамотного распределения и перераспределения в те сферы жизнедеятельности, где средств недостаточно. Государство должно следить за правильной работой налогового механизма и своевременно регулировать его.

Свой образовательный уровень в области налогов и налоговых сборов необходимо постоянно повышать, в связи с чем, настоятельно рекомендуем пройти наши образовательные курсы бухгалтерского учета, где вы узнаете много нового из современных тенденций налогообложения и возможно, обретете себе новую профессию.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Конспект урока

    Название предмета и класс: экономика, 11 класс

    Номер урока и название темы: урок №11 «Налоги»

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

    • Налоги.
    • Функции налогов.
    • Элементы налогов.
    • Виды налогов.

    Глоссарий по теме: налоги, функции налогов, прямые и косвенные налоги, налогоплательщики, налоговая декларация, налоговая инспекция.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Государственная власть всегда нуждалась в средствах для собственного обеспечения. Способы добывания этих средств изменялись с ростом уровня развития общества. С древнейших времен по мере опустошения казны всё сильнее возникала потребность в возникновении повода для объявления войны соседям. Победитель устанавливал либо разовую контрибуцию, либо регулярный сбор дани. В дальнейшем государства начали защищаться от агрессивных соседей, создавая армейские подразделения на регулярной основе, для содержания которых нужны были средства. Так появилось первое обоснование необходимости регулярных платежей государству. Иначе говоря, налоги появились с возникновением государства и по сей день представляют собой один из главных источников доходов государственного бюджета и являются средством оплаты его расходов.

    Так как услугами государства пользуются все его граждане, то государство собирает плату за эти услуги со всех жителей страны, и, как уже отмечалось ранее, налоги служат инструментом перераспределения национального дохода, создания благоприятных и конкурентоспособных условий для различных сфер экономики.

    Функции налогов

    Помимо пополнения госбюджета, налоги выполняют ещё ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

    1. Фискальная функция реализует главное общественное предназначение налогов – формирование доходной части госбюджета. ВО ВСЕХ государствах налоги, прежде всего, выполняют эту функцию, т.е. обеспечивают финансирование государственных расходов государства.
    2. Регулирующая функция заключается во влиянии через систему налоговых ставок и льгот на процесс общественного производства в стране: расширение или сокращение развития определённых отраслей, повышение или понижение платёжеспособного спроса населения страны и т.п.
    3. Контрольная функция позволяет контролировать деятельность фирм, учитывать доходы граждан и соизмерять с их расходами. Благодаря данной функции, оценивается эффективность всей налоговой системы, выявляется необходимость во внесении изменений как в налоговую систему, так и в бюджетную политику государства.
    4. Социальная функция связана с перераспределением доходов в обществе с целью снижения степени расслоения в обществе. Она реализуется через установление различных ставок налогообложения и полное или частичное освобождение от налогов отдельных категорий граждан, нуждающихся в соцзащите.
    5. Поощрительная функция отражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом. Например, значительно уменьшается налоговая база по налогу на доходы физических лиц для участников ВОВ, Героев СССР и России, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т. п.

    Элементы налогов

    Уплата любого налога представляет собой строго упорядоченный процесс, включающий ряд элементов.

    Субъект налога – физическое или юридическое лицо, законом обязанное уплачивать налог.

    Объект налога – то, с чего взимается налог.

    Налоговая база – стоимостное выражение объекта налога.

    Носитель налога – лицо, уплачивающее налог фактически.

    Носитель налога может не совпадать с субъектом налога, как, например, в случае с косвенными налогами, о которых будем говорить далее, субъектами налога являются продавцы, а носителями – покупатели, непосредственно оплачивающие налог.

    Налоговый период – временной период, за который исчисляется налог.

    Источник налога – это доход, из которого уплачивается налог.

    Источник может совпадать с объектом налога, например, в случае заработной платы или гонорара, а может не совпадать. Здесь ярким примером может служить вещественный выигрыш в лотерею, например, автомобиля. Объектом налога будет являться автомобиль, его стоимость будет являться налоговой базой, а источником налога – какой-то другой доход, так как пока субъект налога не оплатит налог на выигрыш, он не станет его собственником.

    Ставка налога – величина налога в расчёте на единицу налогообложения.

    Виды налогов

    Теперь рассмотрим основные виды налогов, условно разделив их на группы.

    1. По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

    Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно с получателя дохода или с владельца имущества. В случае с прямыми налогами субъектом и носителем налога всегда является одно лицо. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц, имущество, автотранспорт, землю, водные ресурсы, прибыль, добычу полезных ископаемых, игорный бизнес.

    Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются покупателями при покупке этих товаров. Как уже говорили, в случае с косвенными налогами субъект и носитель налога не совпадают. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, госпошлины.

    2. По способам определения размера налога выделяют пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины), прогрессивные (повышение ставки налога по мере возрастания дохода), регрессивные (предполагают снижение налога по мере роста дохода).

    3. По уровням бюджета, в который поступают налоговые отчисления, выделяют федеральные, региональные, местные налоги.

    Федеральные налоги устанавливаются правительством на федеральном уровне и зачисляются в федеральный бюджет согласно статье 13 НК РФ.

    Региональные налоги находятся в компетенции субъектов федерации. К ним относятся налоги, перечисленные в статье 14 НК РФ.

    Местные налоги, перечисленные в статье 15 НК РФ, устанавливаются и собираются в местные бюджеты.

    4. По назначению или по порядку использования налоги делятся на общие и целевые.

    Общие – обезличенные в процессе взимания налоги в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.).

    Целевые – налоги, привязанные к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог и пр.).

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

    1. В приведённом ниже списке налогов один является лишним. Зачеркните его.

    Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

    Решение: Все налоги, кроме подоходного, относятся к косвенным налогам. Подоходный налог является прямым налогом.

    Ответ: Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

    2. Прочитайте название налога. Подставьте в окошечко возле фактора производства порядковый номер налога, соблюдая соответствие: данный вид налога платит владелец этих видов ресурсов. Если номера будут расставлены верно, то в кроссворде откроются названия доходов, получаемых владельцем данного фактора производства.


    1. Налог на землю

    2. Налог на доходы физических лиц

    3. Налог на имущество

    4. Налог на прибыль

    Налог на землю платит владелец природных ресурсов. Значит, в окошечке возле них необходимо поставить цифру 1, и тогда в кроссворде появится доход владельца природных ресурсов – рента.

    Аналогичным образом поступаем с остальными налогами и ресурсами. В ответах приведена итоговая таблица с верными ответами.


    1. Налог на землю

    2. Налог на доходы физических лиц

    3. Налог на имущество

    4. Налог на прибыль


    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил. – С. 145–150.
    2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 120–123.
    3. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие / Л. М. Куликов. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с. – С. 242–246.
    4. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: учебник для вузов в 2-х частях / Т. Ю. Матвеева. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – С. 308–309.
    5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф, 2000. – 416 с. – С. 151, 194, 198, 272.

    Открытые электронные ресурсы по теме урока:

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2015 в 21:33, курсовая работа

    Краткое описание

    Цель данной курсовой работы рассмотреть, прямы и косвенные налоги, в чем их отличие, как они влияют на формирование бюджета и какова их роль в формировании бюджета.
    Объектом исследования являются налоговые доходы федерального бюджета.
    Предметом являются прямые и косвенные налоги.

    Содержание

    Введение……………………………………………………………3
    Глава 1. Формирование доходов бюджета государства.
    Бюджет государства и его сущность………………………. 5
    Роль налогов в формировании бюджета……………………7
    Налоговые доходы бюджета………………………………….9
    Глава 2. Характеристика доходов бюджетной системы РФ на современном этапе.
    2.1. Основные направления бюджетной политике……………. 17
    2.2 Изменения в структуре налоговых доходов………………. 22
    Глава 3. Перспективы увеличения государственных доходов…25
    Заключение………………………………………………………….31
    Список используемой литературы………………………………..34

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    курсовая работа по финансам.doc

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

    АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ТРУДА И ПРАВА (ФИЛИАЛ)

    Курсовая работа

    по дисциплине: Финансы

    на тему: «Прямые и косвенные налоги, их роль в формировании бюджета»

    Выполнил: студент 2 курса,132группы

    ученая степень, звание

    «19» января 2015г.

    Глава 1. Формирование доходов бюджета государства.

      1. Бюджет государства и его сущность………………………. 5
      2. Роль налогов в формировании бюджета……………………7
      3. Налоговые доходы бюджета………………………………….9

    Глава 2. Характеристика доходов бюджетной системы РФ на современном этапе.

    2.1. Основные направления бюджетной политике……………. 17

    2.2 Изменения в структуре налоговых доходов………………. 22

    Глава 3. Перспективы увеличения государственных доходов…25

    Список используемой литературы………………………………..34

    Тема данной курсовой работы является « Прямые и косвенные налоги, их роль в формировании доходов бюджета». Данная тема является актуальной, потому что взимание налогов это древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

    Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы - непременное условие сбалансированности государственной казны.

    Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

    Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

    Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.

    К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

    Цель данной курсовой работы рассмотреть, прямы и косвенные налоги, в чем их отличие, как они влияют на формирование бюджета и какова их роль в формировании бюджета.

    Объектом исследования являются налоговые доходы федерального бюджета.

    Предметом являются прямые и косвенные налоги.

    Задачи данной курсовой работы:

    1. Рассмотреть, что такое прямые и косвенные налоги;
    2. Виды прямых и косвенных налогов;
    3. Как за счет этих налогов формируются доходы бюджета;
    4. Проанализировать доходы бюджета.

    Глава 1 Формирования доходов бюджета государства

      1. Бюджет государства и его сущность

    Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

    Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

    Функции государственного бюджета:

    1.Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

    2.Легально контролирует действия правительства

    3.Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

    4.Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства.[4,c138]

    Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

    План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. П.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).[7,c532]

    Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей. (рис.1)

    Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом.

    Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

    Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

    Доходы государственного бюджета: налоговые и неналоговые отчисления.[12,c317]

      1. Роль налогов в формировании бюджета

    Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

    Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение мобилизацию денежных средств в распоряжении государства, поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.[14,c540]

    Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчислениях которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны. Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.

    К числу наиболее важных принципов, которые должны быть реализованы в налоговой системе, относятся – разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками изъятия – универсализация налогообложения, обеспечивающая, во-первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, не зависящие от видов собственности, организационно-правовых форм хозяйствования и т.д а, во-вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики – однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период – научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящий в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие.[18,c288]

    Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению – дефференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая, тем не менее, не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования – стабильность устойчивость ставок налогообложения, действующих в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа – использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной оправданности, в том числе гарантирующих гражданам прожиточный минимум.[15,c716]

    Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех – четкое разделение налогов по уровням государственного управления федеральные, республиканские и местные.

      1. Налоговые доходы бюджета
      2. Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги.

    Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.
    Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.
    Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства. [9,c640]
    Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, т. t. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.
    Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливаются в соответствующих бюджетах. [20,c199]
    К налоговым доходам относятся федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты(доходы акцизного типа).
    Все налоги делятся на прямые и косвенные.
    Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).
    В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.
    В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов:
    Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия.
    Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), — подоходный налог с населения; поимущественный налог с населения; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на владельцев транспортных средств. Важнейшим прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Кто является плательщиком данного налога? Его плательщики — это предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также иностранные компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью в России. [10,c570]
    Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного капитала), иного имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям.

    Налогообложение является одной из важнейших проблем современности, затрагивает все социально-экономические сферы жизни общества. Ни одно государство не может обойтись без налоговых доходов. Для хозяйственной власти налоги служат важнейшим источником дохода, кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации средств в казну. Использование государственных займов для покрытия расходов требует дополнительных поступлений в казну для их возврата с процентами по ним. Выпуск денег в обращение связан с тяжелыми последствиями – инфляцией. В результате главным доходом государства являются налоги. В федеральном бюджете России на долю налогов в формировании финансовых ресурсов страны приходится свыше 90%.

    Структура источников формирования консолидированного бюджета России представлена в таблице 1, откуда видно, что налоговые доходы являются доминирующим источником (их доля около 90%). Данное соотношение соответствует и мировым показателям: в 2012 г. – налоговые доходы формировали бюджет США на 93.9%, Канады – на 92.9%, Великобритании – на 92.2%, Германии – на 91.6%, Франции – на 90.5%, Швеции - на 87.8%. Доходы, получаемые государством от непосредственного участия в процессе общественного производства и составляющие основную массу неналоговых доходов в целом невелики.

    Структура доходов консолидированного бюджета России, % (доходы всего – 100%)

    В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

    При формировании доходной части федерального бюджета учитываются изменения, внесенные в налоговое законодательство в ходе исполнения бюджета за предыдущие периоды.

    Зачисление налогов в тот или иной бюджет осуществляется в пропорциях принятых согласно бюджетному законодательству. Порядок и сроки уплаты налогов устанавливаются федеральным законодательством, а также законодательством субъектов федерации и муниципальных образований. На региональном уровне и уровне муниципальных образований предусмотрена корректировка налоговых ставок (по тем налогам, которые имеют дифференцированные ставки), а также установление отчетных периодов.

    В настоящее время действует 10 федеральных налогов, основные из которых: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых и страховые социальные взносы (ранее ЕСН – единый социальный налог).

    Полностью в федеральный бюджет поступают НДС, водный налог, платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и другие налоги и сборы по установленным законодательством нормативам направляются также в бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

    Данные о доходах, поступающих в федеральный бюджет приведены в таблице 2.

    Налоговые доходы, зачисляемые в федеральный бюджет за 2011 – 2013 гг. (в %)

    Налог на прибыль

    Налог на доходы физических лиц

    Налог на добавленную стоимость

    Ввозные таможенные пошлины

    Вывозные таможенные пошлины

    Как следует из таблицы 2, основное место в федеральном бюджете занимают налог на доходы физических лиц и косвенные налоги. На долю косвенных налогов за исследуемый период пришлось 62 – 66% общей суммы федерального бюджета.

    В соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, сумма налога на прибыль организаций, зачисляемая в федеральный бюджет значительно меньше, чем в субъекты федерации. Так в федеральный бюджет за период 2011 – 2013 гг. поступило порядка 728246499 руб., что составило всего 2% от общей суммы налога, соответственно в региональные бюджеты было зачислено 1965304613 руб., т.е. 18%. При чем на уровне субъектов федерации размер зачисляемого налога может быть уменьшен, но не менее, чем на 13.5%. [2]

    Важнейшее значение имеет среди косвенного налогообложения налог на добавленную стоимость (НДС), обеспечившему в 2013 г. 49% всех налоговых доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от других косвенных налогов (например, акциз) состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

    По данным Федеральной налоговой службы объем поступлений по налогу на добавленную стоимость в 2010 г. составил – 29.0% всех доходов федерального бюджета РФ, в 2011г. – 28.6%, в 2012г. – 27.6%, в 2013 г. – 27.2% исходя из данных о фактическом исполнении бюджета. [2]

    Основная часть поступлений доходов федерального бюджета в 2011-2013 гг. обеспечена поступлениями вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. На долю указанных доходов в 2013 г. приходиться 77.9% всех доходов федерального бюджета, причем за последние четыре года их доля в общем объеме доходов увеличилась на 8.8%.

    Увеличение доли налога на добычу полезных ископаемых связано с увеличением норматива зачисления в федеральный бюджет НДПИ на нефть и газовый конденсат с 95% до 100% и индексации ставок НДПИ на нефть, газ горючий природный и газовый конденсат.

    Рост доли вывозной таможенной пошлины на 3.4% обусловлен увеличением размера ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, до 66% от ставок пошлины на нефть, а также установлением ставок вывозных таможенных пошлин на бензин в размере 90% от ставок пошлин на нефть.

    Уменьшение доли ввозной таможенной пошлины связано со снижением средневзвешенных ставок импортного тарифа в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО.

    Уменьшение доли прочих налогов на 7.7% связано с отменой с 1 января 2010 г. единого социального налога.

    Значительная часть объема поступлений доходов федерального бюджета формируется за счет доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой.

    Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее, компетенция субъекта федерации в отношении таких налогов ограничена рамками доли ставки, которая полагается ему в соответствии с законодательством. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать особый режим налогообложения.

    Структура налоговых доходов представлена в таблице 3 (на примере Иркутской области).

    Структура налоговых доходов в региональный бюджет за 2011 – 2013 гг. (млрд. руб.)

    Общая сумма налоговых платежей

    Налог на прибыль

    Налог на имущество организаций

    Исходя из приведенных в таблице 3 данных видно, что большое значение в формировании регионального бюджета среди прямых налогов играет налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.

    Важное значение налог на прибыль организаций имеет для регионов, где достаточно хорошо развито промышленное производство, так как он зачисляется в бюджет в размере 18%, однако, на уровне субъекта федерации законодательный орган власти может уменьшить размер зачисляемого платежа до 13.5%., все зависит от проводимой фискальной политики. Так например, по Иркутской области размер зачисляемого платежа составляет 15%.

    По сравнению с другими налоговыми платежами рост поступлений от налога на доходы физических лиц (за исключением налога на прибыль организаций) является стабильным и вырос за период с 2011 по 2013 гг. на 47,3%. НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его.

    Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

    Особо важное значение НДФЛ имеет для формирования доходов как областного, так и местных бюджетов. Например, по данным таблицы 3. Доля НДФЛ в общей сумме налоговых доходов по Иркутской области в 2012 г. составила 31.4%, в 2013 г. – 38.4%. В бюджеты муниципальных образований по данным УФНС по Иркутской области – 66% в 2012 г.

    Остальные налоги зачисляются в соответствии с пропорциями, установленными бюджетным законодательством.

    Что касается местных бюджетов, то здесь налоговые поступления распределяются следующим образом, таблица 4.

    Структура доходов в муниципальный бюджет (руб.)

    Общая сумма налоговых платежей

    Налог на имущество физических лиц

    В формировании местного бюджета важное значение имеют местные налоги: налоги на имущество физических лиц и земельный налог. Налог на имущество физических лиц, так же как и налог на имущество организаций, имеет дифференцированные ставки,.

    Не стоит также умолять роли и значения платежей, поступающие от специальных налоговых режимов, их доля в общей структуре местного бюджета составляет от 23 – 25% от общей совокупности налоговых доходов. Необходимо учитывать, что поступления от упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и сельскохозяйственного налога зачисляются в бюджет субъектов Российской Федерации 100%.

    С 1 января 2011 года поступления по ПСН и ЕНВД полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований (т.е. доля фондов подлежит зачислению в региональные и муниципальные бюджеты). Одновременно (с 1 января 2011 года) в отношении плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, устанавливается обязанность по уплате страховых взносов в размере 34 % ФОТ наравне с плательщиками, применяющими общий режим налогообложения. Вместе с тем для последних полностью отменяется ЕСН, тогда как для плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, доля отчислений во внебюджетные фонды не исключается из общей массы налоговых обязательств, а перераспределяется между региональными и муниципальными бюджетами. Кроме того, для отдельных налогоплательщиков (например, применяющих единый сельскохозяйственный налог и др.) устанавливается переходный период с 2011 по 2014 годы. В течение этого периода ставки страховых взносов для них будут увеличиваться постепенно. Однако на плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, данное правило не распространяется, а финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза.

    Таким образом, малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, ставится не только в неравное положение по сравнению с другими субъектами предпринимательства, но и на грань банкротства. Увеличение в условиях кризисных явлений финансовой нагрузки на фонд оплаты труда для всех без исключения категорий предпринимателей будет означать, что организации различными способами начнут искусственно занижать свою прибыль, уводить ее в оффшорные зоны, применять иные схемы налоговой оптимизации.[3]

    В недостаточной мере используются возможности получения доходов в местный бюджет от налогов на совокупный доход, он имеет тенденцию к уменьшению. Если в 2011 г. доход от данных налогов составлял 188468,0 тыс. руб., то в 2012 г. - всего 84308,0 тыс. руб., что на 3,8% меньше. Местным органам самоуправления следует больше проводить разъяснительную работу среди предпринимателей, шире развивать возможности для малого бизнеса, которому этот налог выгоден. Это видимо и было сделано в 2013 г., когда налоги на совокупный доход составили 205700,0 тыс. рублей.

    С целью повышения доли налоговых доходов бюджетов планируется обеспечить за счет введения акциза в отношении природного газа, поставляемого по трубопроводу «Голубой поток» - данная мера обеспечит дополнительные доходы федерального бюджета в размере 41.7 млрд. руб. в 2015 г., 38.9 млрд. руб. в 2016 г., 38.9 млрд. руб. в 2017 году.

    Кроме этого с 2015 г. планируется индексация ставок за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности по аналогии с индексацией, предусмотренной для платы за пользование водными объектами (в среднем в размере 1.28, 1.63, 2.08 по отношению к действующим ставкам соответственно с 1 января 2015, 2016, 2017 гг.) Предполагается осуществить повышение ставок платы за пользование лесов с применением индексов-дефляторов, учитывающих уровень инфляции. Таким образом, дополнительные доходы, поступающие в федеральный бюджет, могут составить около 0.8 млрд. руб. ежегодно. [2]

    Налоговая политика в части акцизного налогообложения табачной продукции определяется с учетом Плана мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010-2015 гг. Указанным планом предусмотрено, что поэтапное повышение акциза должно происходить такими темпами, чтобы обеспечить в Российской Федерации средний уровень налогообложения табачных изделий на уровне стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.

    В отношении табачной продукции ставки акцизов будут проиндексированы темпами, опережающими уровень инфляции. Так, минимальная специфическая ставка акциза на сигареты и папиросы возрастет в 2015 г. на 25.0% к 2014 г., в 2016 г. – на 26.9% к 2015 г., в 2017 г. – на 15.2% к 2016 г. Кроме того, будут существенно повышена адвалорная составляющая ставки – до 14%, 16%, и 18% от максимальной розничной цены соответственно на 2015, 2016, 2017 гг. с незначительной корректировкой специфической составляющей ставки. Это позволит без увеличения нагрузки на массовые сорта сигарет увеличить бюджетные поступления от более высокого налогообложения дорогих марок.

    Дополнительные доходы бюджета при этом составят: в 2015 г. – 16.6. млрд. руб., в 2016 – 16.6 млрд. руб., в 2017 г. – 96.2 млрд. рублей.[2]

    Основными направлениями налоговой политики на 2010 - 2015 годы, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность данной работы, в прошедшем периоде велась активная работа по подготовке к введению налога на недвижимость.

    Однако для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Для формирования государственного кадастра недвижимости был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступивший в силу с 1 марта 2008 года, который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

    Кроме этого, основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

    Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. [3]

    Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

    В трехлетней перспективе 2014 - 2016 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

    Читайте также: