Пошлины на бензин 2020

Опубликовано: 16.05.2024

За 2020 год стоимость бензина на российских АЗС выросла сильнее, чем в 2019-м. По данным Росстата, средняя по стране цена топлива в розницу с 1 января 2020-го прибавила 2,4%, в то время как за прошлый год аналогичный рост не превысил 2%. Между тем у бензина в 2020-м был весомый повод не только не дорожать, но даже терять в цене. Нефтяные котировки на мировом рынке показали резкое падение, вслед за ними уменьшились цены на горючее в целом ряде стран. Однако в России снижение оказалось очень сдержанным. Как быстро будет дорожать бензин в 2021 году, разбирался NEWS.ru.

Литр бензина в России на 21 декабря стоил в среднем 45,85 рубля. С начала года его цена выросла на 2,4%, таковы данные Росстата. В прошлом году стоимость бензина (декабрь к декабрю) выросла на 1,9%. В абсолютном значении подорожание топлива ускорилось, хотя при этом усреднённые цены росли медленнее прошлогодних.

Средняя цена на микс наиболее популярных сортов топлива (АИ-92, АИ-95 и АИ-98) за 11 месяцев 2020 года выросла на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2019 году рост цен за январь — ноябрь к аналогичному периоду 2018 года составил 4,5%, — сообщили NEWS.ru в Росстате.

Подорожание топлива в 2020-м оказалось относительно небольшим, но мировые котировки нефти упали так сильно, что у горючего, казалось, вообще нет повода расти в цене. В марте стоимость сырья снизилась более чем в два раза, а в апреле опускалась ниже $20 за баррель. Вслед за нефтяными котировками в Европе стали заметно уменьшаться цены на нефтепродукты.

В России бензин тоже подешевел, но, скорее, символически — на 0,18% в апреле и на 0,01% в мае, сообщили в Росстате. Зато летом рост цен ускорился. В июне они поднялись на 0,76% к предыдущему месяцу, а в июле — на 0,9%.

Рост цен на бензин в этом году связан с действием демпфирующего механизма, считают в Независимом топливном союзе (НТС). В условиях падения цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке он стал работать в качестве налога. При поставке топлива на внутренний рынок нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) должны были дополнительно платить в бюджет довольно большие суммы — весной размер платежей доходил до 20 тыс. рублей за тонну.

Если бы не демпфер, можно было бы ожидать снижения цен на бензин в России на 5–8%, полагают в НТС. Там привели в пример другие страны, где цены на топливо уменьшились довольно серьёзно: в Люксембурге на 13%, в Норвегии — на 10%, в Австрии и Ирландии — на 15%, в Великобритании — на 14%.

Каждая тонна, отгруженная на внутренний рынок, была убыточной, и был риск, что заводы просто остановят производство топлива. Для корректировки ситуации регуляторы вместо того, чтобы хотя бы временно отменить демпфер, запретили импорт топлива и резко снизили обязательные объёмы его реализации на бирже. Наши опасения по поводу демпфера сбылись в 2020 году, и сейчас мы выступаем против данного механизма.


Павел Баженов

президент Независимого топливного союза

В данный момент в Госдуму уже внесён законопроект об отмене демпфера, сообщил представитель отрасли.

Справедливости ради стоит отметить, что в 2019 году демпфер, напротив, помогал сдерживать рост цен на горючее в России на фоне подорожания нефтепродуктов за рубежом.

Демпфер является механизмом стабилизации внутреннего рынка, благодаря которому удаётся поддерживать цены в рознице практически фиксированными без учёта инфляции, пояснил старший консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов.

В 2019 году демпфер сработал в сторону, выгодную потребителям, поддержание цен стоило российскому бюджету 177 млрд рублей. В 2020 году ситуация обратная — только за 11 месяцев компании выплатили в бюджет 200 млрд рублей. Если бы не демпфер, цены могли бы меняться в диапазоне плюс-минус 25% от текущего уровня.


Евгений Тыртов

консультант VYGON Consulting

Бензиновый карантин


Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Между тем в 2020 году топливный рынок России пережил самое резкое падение спроса. В апреле, когда по всей стране действовал режим самоизоляции, продажи бензина на российских АЗС сократились на 40–50%, дизеля — на 30%. Такую оценку приводил тогдашний министр энергетики Александр Новак.

В результате весной цены на горючее росли очень медленно. Как писал NEWS.ru, подорожание бензина в России в первые четыре месяца этого года оказалось самым низким за последние пять лет — они прибавили символические 0,23%. Однако в начале лета рост цен заметно ускорился. Основная причина — резкое подорожание бензина в опте. Его биржевая стоимость выросла до рекордных отметок — на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже цена Аи-95 приближалась к 60 тыс. рублей за тонну. Дело в том, что когда карантин закончился, снизившие на это время производство топлива НПЗ просто не успели вовремя восстановить прежние объёмы.

По некоторым продуктам, в частности АИ-95, мы получили ситуацию, аналогичную 2018 году, когда оптовые цены были выше розничных, рассказал Павел Баженов.

Из-за того что потребительская активность была низкой, заправки не повышали сильно цены, несмотря на то что продавать топливо было невыгодно. Кроме того, наиболее расторопные игроки рынка успели купить горючее на бирже, пока цена была низкой. Так что лишь предпринимательская инициатива способствовала тому, что мы не получили 5–6% роста цен на бензин, — отметил эксперт.

В данный момент потребление моторного топлива населением уже практически восстановилось, сообщили представители отрасли. Сейчас ещё есть некоторое проседание спроса, но это касается коммерческих перевозок — корпоративных клиентов, которые заправляются по топливным картам, отметил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Среди физических лиц, по его словам, снижение не очень большое — многие пересели с общественного транспорта на личный из-за боязни ездить в переполненном метро. В результате в декабре потребление топлива выросло по сравнению с ноябрём.

При этом колебания спроса практически не отразились на стоимости горючего на АЗС. Даже при ускорении роста цен общее подорожание не превышало показатели инфляции.

Рост цен на бензин у нас ниже уровня инфляции, потому что есть конкуренция. Это тот фактор, который сдерживает подорожание в розничном секторе. В опте большая волатильность, там цены в течение года могут меняться на 30–40%, как это было весной и летом. Это было связано с пандемией. А розничный рынок конкурентный, поэтому цены на топливо растут ниже уровня инфляции, что даже кажется необычным, ведь многие товары её опережают.


Евгений Аркуша

президент Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации

Средняя стоимость бензина в России держится практически на одном уровне несколько последних недель. Просто нет дополнительных стимулов для роста, пояснил Павел Баженов. Мировые цены на нефть стабилизировались, и то же самое происходит с нефтепродуктами.

Не выше инфляции


Сергей Лантюхов/NEWS.ru

С 1 января 2021 года в России повысились акцизы на моторное топливо. Ставки для бензина класса 5 и дизеля выросли на 4% — до 13 262 и 9188 рублей за тонну соответственно.

Помимо повышения акцизов, в соответствии с налоговым манёвром меняются коэффициенты, влияющие на расчёт демпфера и на уменьшение экспортных пошлин, отмечает Евгений Аркуша. Всё это будет толкать цены в сторону повышения. Впрочем, несмотря на указанные факторы, подорожание бензина не превысит темпы роста потребительских цен, уверен эксперт.

В любом случае подорожание будет в пределах инфляции. Что бы ни было, нефтяные компании будут придерживаться этого уровня, а поскольку рынок конкурентный, независимые игроки, даже если им это невыгодно, всё равно будут держать такие же цены, чтобы не потерять клиентов, — пояснил президент РТС.

Ожидаемый рост в пределах инфляции объясняется действием демпфера, который, как и раньше, будет компенсировать нефтяникам разницу между внешними и внутренними ценами, отмечает Евгений Тыртов.

Однако формула демпфера нуждается в корректировке, поскольку его величина рассчитывается исходя из внешних цен и условной фиксированной цены, ежегодно индексируемой на 5%. При этом на внутреннем рынке рост стоимости уже третий год подряд не превышает 3–4%. В результате при высоких ценах на нефть НПЗ получают недостаточно компенсаций, а при низких — наоборот, делают в бюджет повышенные выплаты, — пояснил эксперт.

Традиционный расклад может измениться лишь в одном случае — если нефть на мировых рынках подорожает на 30–40%, но это маловероятно, отмечает Павел Баженов. Большинство прогнозов обещает, что котировки останутся в районе $50 за баррель. В этом случае цены на бензин и дизельное топливо вырастут в пределах 3–3,5%. Вся система выстроена так, чтобы цены на топливо увеличивались в пределах инфляции, подытожил эксперт.

Yandex news

Добавить наши новости в избранные источники

Российские власти ищут способы сдержать рост цен на заправках. В мае вступили в силу сразу два документа, регулирующие отрасль, судьбу третьего решат в ближайшие дни. В начале месяца заработала новая формула расчета демпфера, то есть компенсации нефтяникам выпадающих доходов при высоких мировых ценах на сырье. Также правительство изменило правила продажи топлива через биржу, что должно пойти на пользу независимым АЗС. Кроме того, глава Минэнерго Николай Шульгинов пообещал, что в ближайшее время кабинет министров рассмотрит вероятность запрета на экспорт бензина. Как к этим мерам относятся игроки рынка? И что будет с ценами на АЗС? Выяснял Григорий Колганов.

Бензину в России разрешено дорожать в пределах инфляции. По уточненным данным Росстата, в пандемическом 2020 году она чуть-чуть не дотянула до 5%. А топливо с начала 2021 года уже выросло в цене на 3,5%, то есть освоило две трети годового лимита.

Как розничные цены хотят сдержать запретом экспорта

Как розничные цены хотят сдержать запретом экспорта

Вот глава Минэнерго и пригрозил: сразу после праздников правительство рассмотрит документы о временном запрете на экспорт топлива. Обещают использовать меру «в случае экстренной необходимости».

В ее эффективности сомневается руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов: «У нас доля экспорта составляет примерно 10-12%. Остальное идет на внутренний рынок. Основные поставщики, те, кто на бирже больше всех торгуют, не экспортируют бензин. Я сомневаюсь, что это будет серьезным образом сказываться на том, как это все работает».

Впрочем, словесные интервенции властей тоже метод стабилизации цен на заправках. По крайней мере, ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович полагает, что сами по себе угрозы могут на время охладить рынок:

« Думаю, что мы имеем дело с попыткой правительства обозначить компаниям вероятность возможного ужесточения регулирования.

Вот сначала мы вам ограничим экспорт бензина, потом мы, возможно, ограничим экспорт дизеля, потом еще чего-нибудь, поэтому, компании, правильно отреагируйте и поймите, что нужно сейчас бороться с ростом цен на внутреннем рынке, тем более в преддверии сентябрьских выборов. Это может на какое-то непродолжительное время сработать как экстраординарная мера. Но если мы будем такими вещами злоупотреблять, можем столкнуться с тем, что гораздо хуже: локальные дефициты, снижение качества бензина».

Прежде чем что-то запрещать, власти пытаются опробовать другие механизмы сдерживания роста стоимости бензина. На «полурабочей» майской неделе вышло постановление правительства, обязывающее производителей топлива продавать через биржу 11% своей продукции, причем планировать поставки на месяц вперед — в документе это называется «регулярностью и равномерностью торгов». Так небольшие АЗС будут защищены от ценовых скачков. К тому же независимым игрокам разрешили забирать горючее прямо с заводов автоцистернами, а не по железной дороге, как раньше.

Как Как бензину ограничивают вывоз

Как Как бензину ограничивают вывоз

Но рынок ждал несколько других мер поддержки, сокрушается исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко: «Главное условие, на котором настаивали представители независимой розницы, это увеличение предложения топлива на бирже до 15%, на это не пошли. Это может привести к обрушению оптовых цен, что никоим образом не в интересах нефтяников. Я думаю, особой пользы от контроля равномерности и других показателей не будет».

Крупному топливному бизнесу власти тоже пошли навстречу, как смогли. С 1 мая изменилась формула расчета демпфера. Этот механизм предполагает доплату переработчикам в случае высоких цен на нефть и дополнительный сбор с них — в случае низких. Порог отсечения в очередной раз снизили, что, по подсчетам СМИ, обойдется государству в 350 млрд рублей за два года.

Но и этот ход, кажется, не слишком устроил игроков рынка, отмечает Станислав Митрахович из Финансового университета. Он не уверен, что все меры властей позволят удержать рост цен на бензин в пределах инфляции.

« Конечно, форма демпфера — это уступка, но лишь частичная.

Пересчитывается только демпфер с 1 мая, а не задним числом с 1 января, как компании предполагали. Демпфер касается только бензина, а не дизеля. Ну и, кроме того, Минфин уже сказал, что половину тех денег, которые компании получат от этой реформы, правительство хочет вернуть через рост налога на добычу полезных ископаемых. В 2020 году рост цен на бензин вписался в инфляцию. Думаю, что в этом году ему вписаться будет гораздо сложнее, а, возможно, даже и не получится»,— размышляет Станислав Митрахович.

Независимые игроки рынка подтверждают: оптовые цены на бензин уже практически сравнялись с розничными, а впереди посевные работы, разогревающие спрос на топливо, и плановый ремонт нефтеперерабатывающих заводов, который традиционно сокращает предложение.

В 2020 году стоимость топлива в России продемонстрировала лишь незначительный рост. Об этом во вторник, 22 декабря, заявил вице-премьер страны Александр Новак.

«Цены на дизельное топливо в этом году стоят на месте, и общий рост с начала года составил всего 1,7%», — рассказал Новак на встрече с президентом Владимиром Путиным.

Похожую динамику показали и цены на автомобильный бензин. Так, стоимость топлива АИ-92 в среднем по России увеличилась на 2,3% (до 43,23 рубля за литр), а цены на горючее АИ-95 поднялись на 2,7% (до 46,97 рубля за литр). Об этом говорится в материалах Росстата.

Примечательно, что темпы удорожания нефтепродуктов в России оказались почти в два раза ниже уровня инфляции. По последним оценкам, с начала года общий рост потребительских цен в стране составил 4,5%.

Как отметил Александр Новак, сдержать удорожание бензина и дизеля позволил специальный компенсирующий механизм — демпфер.

Напомним, после резкого удорожания топлива в 2018 году правительство России договорилось с нефтяными компаниями о заморозке оптовых цен. В то же время нефтяникам было невыгодно поставлять горючее на российский рынок по фиксированной стоимости. Экспортные цены заметно превышали внутренние, поэтому бизнесу было прибыльнее продавать нефтепродукты только за рубежом. В результате с 1 января 2019 года государство стало возмещать компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок.

Таким образом, если цены на горючее внутри страны ниже экспортных, нефтяники получают компенсацию из бюджета. При более высоких ценах на внутреннем рынке компании, напротив, отчисляют в казну часть прибыли. Действие демпфера позволило замедлить удорожание бензина почти в пять раз — с 9,4% в 2018 году до 1,9% в 2019-м.

По словам Александра Новака, в дальнейшем правительство продолжит следить за тем, чтобы удорожание горючего оставалось в пределах инфляции. При этом Владимир Путин призвал не допускать «хулиганства» на рынке топлива.

«Отрасль не должна страдать, должна чувствовать себя комфортно, но и с потребителями нельзя хулиганить. Там всё понятно. Но с нефтяниками мы постоянно в контакте на этот счёт, механизм отлажен, так что надеюсь, что он вовремя будет работать, когда это потребуется», — подчеркнул президент.

Помимо действия демпфера, в 2020 году определённое давление на стоимость нефтепродуктов оказало снижение спроса на горючее в результате пандемии коронавируса. Такую точку зрения в разговоре с RT выразил исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артём Тузов.

«В апреле и мае население соблюдало режим самоизоляции, и многие ушли на дистанционную занятость. В результате гражданам не нужно было совершать такое большое количество поездок. Общественным транспортом пользовались те, чьи предприятия должны были работать даже в период карантинных ограничений, а личные поездки россияне сократили до минимума. Поэтому производители не стали так серьёзно повышать стоимость топлива, чтобы не отпугнуть покупателей», — объяснил Тузов.

Как рассказал RT руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев, в период весеннего локдауна продажи бензина в России сократились примерно на 40%. Впрочем, уже летом по мере снятия карантинных ограничений потребление нефтепродуктов в России начало восстанавливаться.

Примечательно, что в июне оживление спроса на топливо привело к резкому удорожанию горючего на бирже. Между тем ситуация не привела к заметному изменению цен на автозаправках.

«На биржах приобретают топливо небольшие независимые компании, а основной объём продают крупнейшие производители. Поэтому получается, что биржевые цены оказывают незначительное влияние на конечные цены на АЗС», — объяснил Артём Деев.

Любопытно, что на стоимости бензина не отразился и весенний обвал нефтяных котировок. Ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский объясняет это особенностями ценообразования на российском рынке нефтепродуктов.

«В апреле стоимость нефти эталонной марки Brent впервые с 1999 года опускалась до $15,98 за баррель. Между тем этот фактор не стал поводом для снижения цен на топливо. Во многом это связано с тем, что в себестоимости бензина значительную долю занимают налоги», — пояснил Капустянский.

По мнению опрошенных RT экспертов, в 2021 году рост цен на бензин и дизельное топливо будет оставаться ниже инфляции, которая, согласно прогнозу Центробанка, составит 3,5—4%. При этом влияние на рынок нефтепродуктов по-прежнему будет оказывать ситуация с пандемией, уверен Артём Деев.

«Если будут введены новые ограничения, то по мере падения спроса на топливо производители будут сокращать и поставки на внутренний рынок. Если же вакцинация пройдёт оперативно, то спрос на топливо увеличится, но при таком раскладе рост цен уже будет сдержан демпфером», — заключил аналитик.


Нижневартовск. Одна из самых волнующих и обсуждаемых тем у россиян – это ежегодный рост цен на топливо. Январь 2021 года не стал исключением. С начала года стоимость литра бензина и ДТ увеличилась в среднем на 1,5-2 рубля. Для многих такие изменения уже давно норма, но большинство автолюбителей РФ до сих пор вспоминают, какими были цены 10-20 лет назад.

Агентство нефтегазовой информации решило проследить хронологию изменений стоимости бензина и дизельного топлива с 2000 по 2020 годы.


2000-е – время дешевого топлива?

По данным Росстата, в 2000 году средняя стоимость на АИ-92 составляла 7,5 рубля, АИ-95 – 8,5 рубля, ДТ варьировалось около 5,50 – 6,00 рублей. В течение года, цены на бензин менялись незаметно для населения, прибавляя по меньшей мере 1-2%. Ситуация в корне изменилась осенью 2000 года. Резкий рост цен на нефть в мире, снятие ограничений на экспорт углеводородов из РФ привели к тому, что цена топлива увеличилась сразу на 20%, правда, с последующим понижением.

С января 2001 года акциз на бензин начали взимать с заправочных станций. Изначально ставка на топливо составляла 1,850 тыс. рублей за тонну и затем четырежды повышалась, достигнув в 2005 году 3,629 тыс. рублей. Из-за роста цен на нефть, чтобы сдержать подорожание бензина, власти пять лет не меняли акцизы (впервые они были повышены в январе 2010 года - до 3,992 тыс. рублей за тонну).

В течение 2001 года страна поддерживала соглашение ОПЕК об ограничении экспорта нефти, тем самым способствовала сохранению стоимости топлива приблизительно на одном уровне.


Начало активного роста

Резкий скачок произошел в 2004 году, когда бензин подорожал на 15% (АИ-92 – 13,6 рубля за литр, АИ-95 – около 15 рублей за литр). Правительство было вынуждено принять меры, заморозив цены на топливо и повысив экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.

В 2006 году начался очередной рост цен, который был связан с отменой моратория на повышение стоимости. Тогда большую работу проделала антимонопольная служба, которая получила широкие полномочия по проверке цен на топливо благодаря закону «О защите конкуренции». Но, в связи с тем, что правительство продолжало увеличивать экспортные пошлины на нефть, цена на бензин продолжили рост. Так, в 2008 году, по данным Росстата, литр АИ-95 стоил уже 23,49 рубля, а АИ-92 – 22,60 рубля. Дизельное топливо в этот период подскочило сравнительно сильнее, тем самым обогнав автомобильный бензин, а в десяти городах оно стало дороже АИ-95 (летом ДТ дорожало за неделю на 1,1%, автобензин — на 0,7%).


В 2009-м стоимость бензина понизилась на 25%. Пожалуй, это можно назвать единственным резким удешевлением топлива в России. Но продолжалось это недолго, в 2010 году цены опять подскочили на 4%. Именно в это время произошло первое повышение акцизов на бензин - до 3,992 тыс. рублей за тонну. Стоимость топлива выросла: АИ-92 – с 18,00 до 22,50 рубля за литр, АИ-95 – с 21,85 до 23,89 рубля за литр.


Дешево, не значит много

А что же происходило с зарплатами жителей России в эти 10 лет? По данным Росстата, в 2001 году официальная средняя заработная плата составляла 3,240 тыс. рублей, в свою очередь медианная зарплата составляла 1814 рублей. Ежегодно до 2005 года она росла приблизительно на 1 тыс. рублей. В 2005 году уровень зарплаты повысился на 2 тыс., а в 2007 – на 3 тыс. рублей.

Средняя покупательская способность за период 2000-2010 года также росла. В начале нового столетия, по данным Росстата, гражданин РФ на медианную зарплату мог приобрести 225,1 литров топлива по средней цене, то к 2005 году покупательская способность увеличилась до 325,4 литров. В 2010 году наблюдалась еще более позитивная динамика, теперь жители России могли купить от 592 литров бензина.


Средняя зарплата в России по годам (данные Росстата)

2010-2021 гг.: динамика роста

В начале 2010-х гг. бензин продолжал дорожать вслед за нефтью и повышением уровня жизни граждан. С 2011 года претерпели изменения акцизы. Теперь их начали считать исходя не из октанового числа, а из класса экологической безопасности. При этом акциз на бензин класса "Евро-4" и "Евро-5" был повышен до 5,143 тыс. рублей за тонну, а с 2012 года - до 6,822 тыс. рублей. Примечательно, что примерно в это время стоимость бензина на розничном рынке в РФ перешагнула отметку в 30 рублей.

Также большую роль в изменении цен на топливо сыграло присоединение Крыма к территории России в 2014 году. В то время стоимость подскочила практически на 10%, многие эксперты связывают это с тем, что в республике бензин и ДТ были дороже. И, несмотря на то, что в период 2014-2015 гг. нефть подешевела на 51%, бензин не терял своих ценовых позиций. В 2015 году средняя стоимость топлива перешагнула отметку в 36 рублей за литр. Очередное падение цен на нефть (за год спад котировок составил 33,5%) привело к тому, что в начале 2016 года бензин немного подешевел. Но следом за стабилизацией на рынках продолжился рост. В 2017-м его цена превысила 40 рублей за литр.

Довольно резкое удорожание топлива произошло в 2018 году. В мае этого года стоимость бензина взлетела до 44 рублей. Эксперты связывают это со скачком нефтяных цен, с апреля 2018 года котировки Brent превысили очередной психологический рубеж - $75. Тогда правительство было вынуждено заморозить оптовые цены на топливо на уровне 1 июня 2018 года. Соглашение с нефтяниками действовало с 31 октября 2018-го до 31 марта 2019 года.

Правда, после снятия сдерживания цен, на АЗС России вновь произошло подорожание: АИ-95 взлетел практически до 46 рублей.

В 2020 году цены на все виды топлива стабилизировались, но говорить о снижении не приходилось. По данным Росстата, стоимость бензина АИ-95 за 2020 год выросла на 2,7%, АИ-92 — на 2,4%, что не превышало уровень инфляции.


Начало 2021 года вновь было отмечено повышением цен. Большинство экспертов связывают изменения с плановым повышением акцизов на топливо, которое произошло 1 января 2021 года. Так, например, для бензинов 5-го класса он вырос с 12,8 тыс. за тонну до 13,3 тыс. рублей. В пересчете на розничную цену бензина акциз составляет почти 10 рублей с каждого литра, а последняя индексация добавила 30–40 копеек в цену литра. По данным Росстата, с начала года бензин подорожал на 0,6%, дизтопливо - на 0,2% при накопленной инфляции 0,6%.

Отметим, что вице-премьер РФ Александр Новак и Минэнерго сообщали ранее, что цены для конечных потребителей на внутреннем рынке в 2021 году не будут расти выше инфляции благодаря демпфирующему механизму. Рост стоимости АИ-92 в 2020 году был вдвое ниже инфляции - около 2%.

28 января правительство РФ проведет совещание по ситуации с ценами на топливо. Александр Новак анонсировал присутствие Минэнерго, Федеральной антимонопольной службы и представителей нефтяных компаний.


Политика доходов

Что касается официальной средней заработной платы граждан России, то с 2010-2020 гг. она повысилась с 20,9 до 47 тыс. рублей. В то же время медианная зарплата возросла с 21,4 до 35 тыс. рублей. В отличие от 2000-х годов, 2010-ый отмечен более позитивной динамикой, жители России на медианную зарплату могли приобрести 592,4 литра топлива. В 2016 году показатель повысился до 700 литров. А уже в 2019 году перешел за отметку в 900 литров.

Примечательно, что в России на 45 тыс. рублей можно было купить 880 литров бензина, в Норвегии на эту же сумму - в два раза больше, в США - в четыре раза.

При оценке динамики стоимости топлива в России, Росстат отмечал, что с 1996 по 2000 год цена выросла на 100%. В первые пять лет 2000-х годов она возросла на 120%. С 2005 по 2010 год увеличилась приблизительно на 70%, к 2015 году динамика практически не отличалась от предыдущей пятилетки - 70%. За период с 2015 по 2017 год был отмечен самый низкий показатель роста - 20%.

По прогнозам Минэнерго РФ, к 2022 году ожидается ценовой диапазон от 48,37 до 50,19 рубля, к 2024 год - от 48,67 до 51,41рубля.

Вопрос о стоимости бензина в наши дни не просто актуален – он приковывает к себе внимание каждой семьи, становится предметом обсуждения на работе и дома. Причина тривиальна: повышение цен на топливо касается не только тех, у кого есть автомобиль, но и обычных граждан! Уже вскоре после подорожания бензина они заметят повышение стоимости проезда в маршрутках и незначительный, но довольно неприятный рост цен в магазинах. Картина будущих экономических условий вырисовывается крайне безрадостная… Эксперты уже высказались о том, сколько будет стоить бензин в 2020 году. Об этом сегодня и пойдет речь.

Текущее положение бензинового рынка в РФ

Цена бензина в 2019-2020 году

Одна из самых громких тем для обсуждения в 2018 году – топливная инфляция, которая вызвала весной резкое повышение стоимости бензина на территории всей страны. Это событие ударило по кошельку не только автолюбителей, но и обычных граждан. Картина ценовой политики сегодня выглядит следующим образом: А-92 стоит около 43 р. за литр, А-95 – 48-49 р. Не удивительно, что россияне забеспокоились: неужели цена в будущем продолжит расти?

Как объяснили власти, опасаться нечего – рост цен будут сдерживать, насколько это возможно. Однако эксперты в области топливной политики не столь беспечны. По их мнению, переживать есть о чем, ведь к стоимости бензина привязаны все сферы, которые влияют на жизнь обычных граждан. Впрочем, на протяжении лета и осени повышение цен резко приостановилось, и у населения появилась надежда на то, что власти сдержат обещание и понизят стоимость топлива.

По факту, все выглядит иначе. Министерство энергетики заявило, что для сдерживания цен были приняты все возможные меры, однако есть нюанс, который может сломать надежды граждан. Возможности правительства по сдерживанию цен исчерпываются на уровне инфляции. Это говорит о том, что с ростом инфляции начнется новое повышение стоимости топлива. Если отталкиваться от заявлений министра, правительство вскоре не сможет влиять на этот процесс.

Под Новый Год НДС было решено повысить на 2%, что само по себе способно разогнать рост инфляции. Как говорят чиновники, в текущем году она может вырасти на 4-5%, что, безусловно, скажется на ценообразовании бензина. Аналитики прогнозируют, что с повышением инфляции (и естественным ростом цены бензина, над которым правительство потеряет контроль) общественность пересядет на легковушки с малым литражом, а отношение количества автомобилей к численности населения перестанет увеличиваться.

Почему растут цены на бензин?

Цена на топливо – это величина, которая складывается из трех основных элементов:

  • стоимость нефти и ее переработки вместе с другими процессами в цикле производства бензина;
  • всевозможные налоги и акцизы;
  • прибыль в виде надбавки на бензин, которая вызвана естественной конкуренцией на рынке.

Отсюда следует, что единственный фактор, который может резко повлиять на стоимость бензина – цены на нефть. Однако такое логичное предположение действует везде, кроме России. Согласно последним исследованиям, падение цены на нефть в Европе и Америке приводит к снижению цен на бензин. Казалось бы, так должно быть и в нашей стране! Однако, если стоимость нефти снижается, в России цена на бензин только увеличивается. В итоге ценообразование бензина в РФ выглядит следующим образом: 30% – стоимость сырья, 20% – надбавка реализаторов бензина, 50% – фискальные расходы (налоги, акцизы и прочее).

Повышение цен на бензин в 2020 году

Важные факторы, которые влияют на ценообразование в пределах российского рынка – увеличение экспорта, налоговая политика и снижение внутренних поставок. В последнее время в СМИ кричат о том, что повышение цен связано с картельным сговором. Анализ экспертов показал, что на рынке бензина царит олигополия. Конкуренция развита в малой степени, ведь заводов по переработке нефти становится меньше, а технологии с каждым днем устаревают. Существует и другие факторы, которые устанавливают цены на топливо:

  1. Местоположение АЗС. Арендная стоимость земли, в зависимости от местоположения и размера населенного пункта, может варьироваться в довольно большом диапазоне. Например, в центре крупного областного центра стоимость аренды на порядок выше, чем на окраине маленького городка, поэтому и цена на бензин в АЗС будет соответствовать.
  2. Время года. Летом количество закупаемого бензина увеличивается в несколько раз, что связано с активной жизнью граждан в период пикников и путешествий. Соответственно, стоимость топлива будет увеличена, ведь сети заправок не гнушаются использованием статистики.
  3. Удаленность от производственых мощностей. По этому пункту все просто – транспортировка бензина также стоит средств. Чем дальше приходится его везти, тем больше будет наценка заправочной станции.

Какой будет цена бензина в 2020 году?

Один из самых разрекламированных государственных проектов – «Стратегия-2020» – диктует свои условия, согласно которым ожидается скорое повышение цен на бензин. С чем это связано, и что конкретно подразумевает проект? Если вкратце, план создан с целью приостановки резкого роста численности автомобилей (как на дорогах, так и в целом по стране). Государство планирует предпринять следующие шаги:

  • повышение налога на добычу сырья (нефти);
  • увеличение акцизов на топливо;
  • полная оплата автомобилистами расходов на содержание дорог в России.

Эксперты говорят, что такие действия приведут к повышению цены на бензин на 20%. Если сегодня А-92 стоит 43 рубля за литр, то в 2020 году эта цена поднимется на 8-9 рублей – литр будет стоить 51-52 рубля! Стоимость А-95 может вырасти до 60 рублей за 1 литр, что, безусловно, является неподъемной суммой для многих автомобилистов. Удивительно, что Россия (страна, которая располагает нефтеперерабатывающими заводами и несметными запасами нефти) не может предоставить своему населению адекватные цены на бензин…

Также следует учитывать вопрос с инфляцией, которая диктует условия в нынешнем году. Если она будет нестабильной, стоимость бензина может вырасти до рекордных показателей, которые точно отправят автомобилистов в нокдаун. Помимо инфляции и налога на добычу нефти, осталось также повышение акциза на бензин в размере 7-8 рублей с одного литра. Похоже, в 2020-ом году населению останется надеяться только на государство, которое в ответ на акции протеста обещает по возможности сдерживать рост стоимости топлива.

Как повышение цен скажется на гражданах РФ?

Цена на бензин в 2020 году

Основной прогноз на начало 2020 года, который делают эксперты – резкое снижение темпов автомобилизации населения. Соотношение количества машин к численности граждан Российской Федерации останется неизменным. Такая ситуация продлится до тех пор, пока не будет снижена цена на бензин с помощью регулировки инфляции, налогов и акцизов. Следует выделить основные области, которые зависят от цен на бензин и влияют на жизнь граждан:

  • Стоимость общественного транспорта. Поскольку общественный транспорт также использует бензин, стоимость проезда может повыситься – что, безусловно, скажется на настроениях общественности. Также возможны проблемы с работой таксопарков.
  • Цены на продукты. Стоимость продовольствия может вырасти из-за увеличения цен на топливо. Все потому, что немалая доля в ценообразовании продукта приходится на его транспортировку (сюда включается цена на бензин и заработная плата экспедитора).
  • Деятельность среднего и малого бизнеса. Малый и средний бизнес в России может пострадать, ведь некоторые предприятия просто не смогут продолжать работу. Деятельность многих юридических лиц базируется на логистике, поэтому повышение цен на бензин скажется на владельцах такого бизнеса в полной мере.

(1 голосов, среднее: 5.00 с 5)

Читайте также: