Роль подоходного налога в экономике современной россии эссе

Опубликовано: 16.05.2024

Налоги – неотъемлемый элемент экономики. Они составляют основу государственных доходов, являются эффективным инструментом регулирования социально-экономических процессов в обществе. При помощи налогов государство воздействует на функционирование национального хозяйства и внешнеэкономическую деятельность.


Понятие

Налоги – платежи, осуществляемые физическими и юридическими лицами в пользу государства и поступающие в бюджеты различных уровней. Признаки налогов:

  • обязательность – выплаты взимаются принудительно;
  • безвозмездность – налоговые поступления имеют односторонний характер: часть дохода налогоплательщика безвозвратно переходит в собственность государства;
  • индивидуальная безэквивалентность – государство не несет обязательств по предоставлению налогоплательщику эквивалента, равного его платежу;
  • регулярность – платежи осуществляются периодически, в определенные сроки.

Налоги – это не только экономическая категория, но и правовая. Они устанавливаются на основании закона, уклонение от выплат влечет за собой юридическую ответственность.

Функции

Сущность налогов проявляется в их функциях:

  1. Фискальной – аккумулировании денежных средств для решения общественно значимых проблем: содержания государственного аппарата, развития науки и техники, обеспечения социальной поддержки тем, кто в ней нуждается.
  2. Экономической – регулировании процессов производства и обращения, поддержке занятости, стабилизации внутреннего рынка.
  3. Социальной – поддержании социального равновесия путем сглаживания неравенства между отдельными социальными группами.

Налоги воздействуют на экономику опосредованно, через участие государства в перераспределении ВВП. С их помощью государство направляет капитал в наиболее перспективные или малорентабельные, но социально важные отрасли.

Структура

Элементный состав налога закреплен законодательно. Это необходимо для того, чтобы граждане точно знали, какие налоги, как и когда они должны выплачивать. Элементы налога:

  • субъектналога– лицо, обязанное платить налог: работник, хозяйствующий субъект, владелец капитала;
  • объект налогообложения – товар, услуга, прибыль, имущество, действия или события, предполагающие уплату налога;
  • источник налога – доход или капитал;
  • налоговая база – стоимостная, количественная или физическая характеристика объекта налогообложения;
  • налоговая ставка – размер налога на единицу объекта налогообложения;
  • налоговый оклад – сумма налога;
  • налоговый период – отрезок времени, на который рассчитывается сумма налога;
  • порядок начисления – последовательность действий для определения суммы платежа;
  • порядок уплаты – последовательность действий, совершаемых налогоплательщиком для исполнения налоговой обязанности;
  • сроки уплаты – дата или период, в течение которого должна быть осуществлена выплата.


В законе о каждом налоге эти сведения должны быть конкретными и исчерпывающими. Неполнота, нечеткость формулировок может привести к уклонению от уплаты на законных основаниях.

Налоговая система

Совокупность действующих в государстве налоговых платежей образует налоговую систему. Ее элементами являются:

  • виды налогов – принимаются и утверждаются законодательно на различных уровнях государственного управления;
  • субъекты налогообложения – круг лиц, уплачивающих налоги и сборы;
  • законодательная база – законы, постановления, распоряжения, инструкции о правах, обязанностях и ответственности субъектов налоговых взаимоотношений;
  • институты изъятия и контроля – налоговая служба, таможенная служба.

Многообразие видов налогов классифицируют по различным основаниям:

  • по способу взиманияпрямые, выплачиваемые субъектами налога, и косвенные, переносимые на потребителя товаров и услуг;
  • по уровню налогообложения – в России принята трехуровневая система налогообложения, различают налоги федеральные, региональные и местные;
  • по субъектуналоги с граждан, с предприятий и организаций, смешанные налоги;
  • по порядку введенияобщеобязательные, взимаемые на всей территории страны, и факультативные, вводимые органами местного самоуправления;
  • по целевой направленностиобщие, формирующие бюджет, и специальные, вводимые для финансирования конкретных государственных затрат;
  • по методу исчисленияпрогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые, твердые;
  • по периодичности выплатрегулярные, взимаемые с определенной периодичностью, и разовые, связанные с определенными событиями.


Налоговая политика государства должна быть справедливой, эффективной и гибкой. Повышение налогового бремени снижает предпринимательскую активность, вызывает рост теневой экономики и налоговых махинаций, что в перспективе снижает экономический рост. Снижение налогов оказывает стимулирующее воздействие на экономическую деятельность, но влечет за собой потери налоговых поступлений в бюджет. Поэтому государству необходимо выстраивать налоговую политику таким образом, чтобы достичь баланса интересов государства и населения.

Роль налогов в обществе

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в государстве. Отчужденная и присвоенная посредством политического принуждения часть доходов населения превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, то есть в основу его жизнедеятельности. Благодаря аккумулированным денежным средствам государство влияет на рыночную экономику:

  • контролирует темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства;
  • воздействует на динамику и структуру общественного производства, на состояние научно-технического прогресса;
  • регулирует спрос и предложение через платежеспособность основной массы населения;
  • оказывает социальную поддержку малоимущим слоям населения;
  • ограничивает деятельность монополий;
  • регулирует инфляционные процессы;
  • оказывает поддержку развивающимся предприятиям;
  • стимулирует инвестиционную активность.

Государственный бюджет формируется главным образом за счет налоговых поступлений. Средства из него идут на бесплатное образование, здравоохранение, культуру, науку, охрану окружающей среды, содержание полиции и армии.

Заключение

Налоги необходимы для финансового обеспечения выполнения государством возложенных на него социально-экономических функций. Адекватная, продуманная налоговая политика способствует экономическому росту и социальной защищенности граждан.

План ответа по теме «Налоги и их роль в экономической жизни общества»

1. Налоги как элемент экономики.

2. Понятие налогов. Признаки:

  • обязательность;
  • безвозмездность;
  • индивидуальная безэквивалентность;
  • регулярность.

3. Функции налогов:

  • фискальная;
  • экономическая;
  • социальная.

4. Элементы налога:

  • субъект налога;
  • объект налогообложения;
  • источник налога;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый оклад;
  • налоговый период;
  • порядок начисления;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты.

5. Элементы налоговой системы:

  • виды налогов;
  • субъекты налогообложения;
  • законодательная база;
  • институты изъятия и контроля.

6. Классификация налогов:

  • по способу взимания;
  • по уровню налогообложения;
  • по субъекту налога;
  • по порядку введения;
  • по целевой направленности;
  • по методу исчисления;
  • по периодичности выплат.

7. Роль налогов в обществе.

8. Важность правильно выстроенной налоговой политики.

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений система является одним из важнейших экономических регуляторов, основной финансово – кредитной системой государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Содержание

1.) Введение
2.) Способы взимания налогов
3.) Виды налогов
4.) Функции налогов
5.) Налог на прибыль
6.) Налог на добавленную стоимость
7.) Акцизы
8.) Налог на доходы физических лиц
9.) Единый социальный налог
10.) Таможенная пошлина
11.) Налог на добычу полезных ископаемых
12.) Плата за пользование водными объектами
13.) Плата за пользование природными объектами
14.) Налоги на имущество организаций
15.) Налог с продаж
16.) Единый налог на вмененный доход
17.) Земельный налог
18.) Налог на имущество физических лиц
19.) Заключение
20.) Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом теория.doc

по экономической теории на тему: « Роль налогов в современной экономике»

Москва – 2011 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ

2.) Способы взимания налогов

4.) Функции налогов

5.) Налог на прибыль

6.) Налог на добавленную стоимость

8.) Налог на доходы физических лиц

9.) Единый социальный налог

10.) Таможенная пошлина

11.) Налог на добычу полезных ископаемых

12.) Плата за пользование водными объектами

13.) Плата за пользование природными объектами

14.) Налоги на имущество организаций

15.) Налог с продаж

16.) Единый налог на вмененный доход

17.) Земельный налог

18.) Налог на имущество физических лиц

20.) Список литературы

Государству для покрытия своих расходов требуются средства (деньги). Имеются три источника получения этих средств:

- займы в форме государственных облигаций, приносящих доход (%);

- эмиссия бумажных денег и монет, не приносящих доход (%) своим держателям.

Наибольшую роль в формировании доходов государства обычно играют налоги. Их взимают не только с целью пополнить денежными средствами государственную казну. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров. Понятно, что, если налоги отменяются или уменьшаются, то есть действуют налоговые льготы, то тем самым оказывается поддержка, а если налоги увеличиваются, возникает дополнительное препятствие. Такая политика правительства называется налоговой.

В условиях рыночных отношений система является одним из важнейших экономических регуляторов, основной финансово – кредитной системой государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Новая Россия вступила на путь экономической реформы. Сегодня знание налогового законодательства перестает быть уделом узкого круга специалистов и становится обязательным для каждого человека.

2. Способы взимания налогов.

В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:

2. изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника).

3. изъятие налога после получения владельцем дохода (пол декларации).

Первый способ предполагает использование кадастра (списка, справочника), когда объект налога разделен на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога.

Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника). При этом способе налог вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на котором работает физическое лицо. До выплаты, например заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет, а остальная сумма выплачивается работнику.

Изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации). Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход.

Налоги необходимы в первую очередь, для создания крепкого государства: «полная казна – сильная страна». Налоги, выполняющие в основном фискальную и стимулирующую функции, представляют собой важнейший инструмент экономических отношений. Механизм действия налогов регламентируется соответствующими законами, инструкциями, а также многочисленными изменениями и дополнениями, что в сочетании с большим количеством самих налогов, а также стимулов к уходу от налогообложения.

Решающую роль в формировании бюджетных доходов играют налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы, налог на доходы физических лиц.

Согласно классической теории налогового управления, чем меньше налоги, тем лучше они собираются. Однако то же классической правило гласит, что фискальное благополучие наступает по мере осознания гражданами прямой выгоды платить налоги.

Однако существующие налоги на данном этапе развития нашей экономики не обеспечивают требуемого уровня функционального воздействия. Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги – это негативное явление, вызывающее спад производства, снижение предпринимательской деятельности, а также массовое стремление предпринимателей к сокрытию доходов от налогообложения. Основополагающими налоговыми платежами являются налог на прибыль, акцизы и налог на доходы физических лиц. Механизм действия этих налогов определяет общую налоговую ситуацию в нашей стране, которая может быть оценена как несовершенная. Этому способствуют противоречивость и запутанность налогового законодательства, несоблюдение принципа справедливости при распределении налогового бремени, недостаточное использование регулирующей функции налогов, наличие возможностей для ухода от налогов, многочисленность видов налогов и перегруженный характер их расчетов.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная экономика невозможна. Наиболее значима для развития бизнеса и экономики в целом регулирующая роль налогов.

Снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов способствует повышению деловой активности хозяйствующих субъектов, трансформации сбережений в инвестиции, со всеми сопутствующими экономическими процессами. При повышении налоговых ставок, а, следовательно, сокращении доли денежных средств, находящихся в распоряжении честного сектора, снижаются темпы экономического роста.

Известно, что для того чтобы переложить налог на потребителя, производитель включает его в цену товара. Но налог будет переложен только в результате реализации товара. Так, налоги играют определенную роль и в повышении качества производимых товаров.

Таким образом, налоги могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий, или замедлять их развитие; играть антимонопольную и антиинфляционную роль; регулировать доходы отдельных групп населения, стимулировать определенную экономическую деятельность или заставляют отказаться от нее.

Налоговая система включает различные виды налогов. Наиболее важными в современной теории и практике налогообложения являются следующие основания классификации налогов:

1. по способу взимания налогов;

2. по субъекту – налогоплательщику;

3. по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

4. по порядку введения налога;

5. по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

6. по целевой направленности введения налога.

По способу взимания налогов они делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (налог на имущество организаций, земельный налог). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф (НДС). Владелец товара и услуги при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обложения). В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.

По субъекту налогоплательщику. По этому признаку деление происходит на налоги с физических лиц, с предприятий и смешанные:

- налоги с физических лиц: - налог на доходы физических лиц; - налог на имущество физических лиц; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения и др.;

- налог с предприятий и организаций: - налог на прибыль; - налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество организаций. Данная разновидность не случайно названа «налог с предприятий и организаций», а не налоги с юридических лиц.

Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.

- смешанные налоги – налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации – госпошлина, некоторые таможенные пошлины.

По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги.

Этот вид налогообложения включает: - федеральные (общегосударственные) налоги.

Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории.

К федеральным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на прибыль;

налог на доходы физических лиц; налоги, зачисляемые в дорожные фонды; государственная пошлина;

налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.

- региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов).

Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов. Региональными являются следующие налоги – налог на имущество организаций, налог с продаж, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, налог на игорный бизнес;

- местные налоги. Механизм их исчисления и взимания вводится районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе Российской Федерации. К таковым в частности, относятся – налог на имущество физических лиц, земельный налог.

По порядку введения налога. По этому признаку можно выделить налоги общеобязательные и факультативные:

- общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают.

К общеобязательным налогам относятся все федеральные налоги, также налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

- факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно – территориальных образований.

Взимание этих налогов на той или иной территории компетенция органов местного самоуправления.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж. В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие:

- закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в бюджет; в региональный, федеральный, местный и во внебюджетный фонд;

- регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству; например налог на прибыль.

По целевой направленности введения налога. В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые:

абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом;

целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

К ним относятся доходы:

1.) от долевого участия в других организациях;

2.) от операций по купле-продаже инвалюты, когда курс инвалюты при продаже выше официального курса инвалюты к рублю;

3.) в виде штрафов, пеней, иных санкций при нарушении договорных обязательств;

4.) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского вклада, а также по ценным бумагам;

5.) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг);

6.) в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества, стоимость которого выражена в инвалюте, в том числе по валютным счетам в банках.

Налог – это обязательные платежи в государственный бюджет. Чем больше взимается налогов, тем более широкие потребности государства они обеспечивают. Система налогообложения через государственные органы решает две задачи:

Страницы

  • Главная страница
  • Философия
  • Экономика
  • Социология
  • Политология
  • Правоведение
  • Готовые эссе
  • Эссе на заказ

"Налоги для государства то же, что паруса для корабля" (Екатерина II)

В данной цитате автор поднимает проблему роли налогов в жизни государства. По мнению Екатерины II , налоги являются основой и фундаментом для развития страны, без которого государство не сможет существовать. Я согласна с автором и считаю, что государство с помощью налогов помогает бедным, обеспечивает создание общественных благ.

В подтверждение своей мысли я хочу привести ряд теоретических суждений: налоги, функции налогов, виды налогов, государственный бюджет, общественные блага. Налоги – это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, устанавливаемые государством в целях проведения экономической политики. Основными видами налогов являются прямые (налог на доход и имущество физических лиц) и косвенные налоги (акцизы, пошлины). Налоги выполняют ряд важных для жизни государства функций. Например, распределительная функция обеспечивает перераспределение доходов и ресурсов в те сферы, где они необходимы, а регулирующая функция позволяет государству воздействовать на процессы, происходящие в экономике страны. Фискальная функция обеспечивает пополнение государственного бюджета за счет налогов. Государственный бюджет – сводный план доходов и расходов государства. Основной расходной статьей в государственном бюджете является создание общественных благ. Общественные блага – товары и услуги, предоставляемые государством для всех граждан на равных началах. Современные экономисты часто затрагивают тему роли налогов в жизни государства и приходят к выводу, что стабильное развитие государства и процветание жизни граждан зависит от ответственного отношения населения к уплате налогов и грамотного распределения налогов государством.

Действительно, уплата налогов является решающим фактором в определении уровня жизни граждан государства, так как чем больше налогов поступает в государственный бюджет, тем больше средств государство тратит на нужды населения. Так, например, в одной из самых бедных стран Африки Судане нет стабильной налоговой системы, поэтому большинство жителей не платит налоги, из-за чего бюджет страны не пополняется, его не хватает на реализацию даже самых необходимых общественных благ, таких как дороги, транспорт, работа школ и больниц, а уровень жизни в стране достаточно низкий. Противоположная ситуация складывается в странах Скандинавии. Там подоходный налог один из самых высоких в мире, однако, именно в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии наиболее качественные дороги, хорошо финансируется государством сфера образования, медицина высокоразвита и общедоступна, а показатель уровня жизни в этих странах является одним из самых высоких. Этот пример показывает, что качество жизни людей в государстве напрямую зависит от налогов, поступающих в бюджет страны от ее граждан, а значит именно налоги определяют степень обеспечения населения общественными благами.

Также, важную роль в развитии государства играет налоговая система страны, то есть совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью. Система, по которой доход граждан облагается налогом, определяет справедливость выплаты налогов, а значит и честное отношение граждан к уплате налогов, от которой зависит стабильность экономических отношений внутри государства. Приведу пример из истории. Так, например, в девяностые годы в Российской федерации существовала прогрессивная налоговая система, согласно которой чем выше был доход граждан, тем больший налог они должны были платить. То, что богатые должны платить много, а бедные мало вызывало недовольство среди обеспеченных людей. Поэтому, чтобы не платить высокие налоги, люди скрывали свои настоящие заработки, переписывали имущество на чужих лиц, хранили свои сбережения за границей, что привело к снижению поступлений в государственный бюджет России. Следствием недостатка средств в бюджете страны стали серьезные экономические проблемы – работникам бюджетных сфер перестали выплачивать зарплаты, финансирование школ, больниц резко сократилось, произошел дефолт, экономика страны ослабла и перестала быть стабильной. Этот пример показывает, что от грамотной системы сбора налогов зависит стабильность государства, успех его экономической политики и добросовестное отношение граждан к власти и существующим порядкам.

В заключении хочется сказать, что налоги играют определяющую роль в деятельности и развитии государства, ведь именно на налогах основывается бюджет страны, от объемов которого зависит развитие всех сфер жизни людей, качество их жизни и положение государства на мировой арене.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.01.2017 2017-01-16

Статья просмотрена: 5477 раз

Библиографическое описание:

Волобуева, Д. В. Роль системы налогообложения в экономике государства / Д. В. Волобуева, А. А. Исаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 377-379. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38198/ (дата обращения: 20.05.2021).

В данной статье рассматривается роль налогов в экономике государства, их сущность, функции, основные виды и методы регулирования.

Ключевые слова: налог, налогообложение, инфляция, социальная дифференциация, теории

This article examines the role of taxes in the state economy, their nature, functions, main types and methods of regulation.

Keywords: tax, taxation, inflation, social differentiation, theory

Налоги — это обязательные платежи, принятые государством взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки для целей пополнения всех уровней бюджета страны.

Налоги являются важным и неотъемлемым элементом жизни каждого человека, следовательно, от налогов зависит и уровень жизни населения, и успешная деятельность предприятий, а значит и государства в целом.

Исторически, возникновение налогов связывают со становлением и развитием государственности, с самыми первыми общественными потребностями, а также с возникновением необходимости формирования централизованного фонда для осуществления деятельности государства. Налоги являются частью не только денежных, но и финансовых отношений. Это объясняется тем, что государству для полноценного функционирования необходимы финансовые ресурсы для осуществления им своих функций.

В общем, сущность налогообложения состоит в изымании государством части ВВП у налогоплательщиков в виде обязательных платежей в государственную казну, формируя бюджет РФ.

Экономическая сущность налоговых отношений заключается во взаимосвязи интересов государства с коммерческими интересами налогоплательщиков независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности.

При помощи налоговых сборов государство осуществляет свои функции. Функция налога — это меры, которые осуществляет государства для развития и поддержания стабильности нашей страны.

Единого мнения касаемо функций налогов не существует, поэтому приведем самые основные:

Данная функция позволяет осуществить главную цель налогов, а именно сформировать и перераспределить финансовые ресурсы, определяет формирование бюджета государства на всех уровнях.

При реализации фискальной политики, государство регулирует социально — экономические процессы, осуществляет контроль над финансово — хозяйственной деятельностью организаций и граждан.

2. Распределительная (социальная);

Суть данной функции состоит в передаче средств нуждающимся, менее защищенным гражданам, за счет более «сильных», обеспеченных слоев населения и выступает в качестве социальной помощи.

С помощью этой функции государство сопоставляет поступления в бюджет со своими потребностями, оценивает эффективность налогов в целом, определяет необходимость в реформировании налоговой и бюджетной политики.

Данная функция означает, что налоги выступают инструментом в распределении налоговых платежей между элементами налоговых отношений.

Регулирующая функция позволяет поддерживать стабильность доходов разных групп населения. В основном это происходит через систему льгот.

Пояснение данной функции вытекает из вышесказанной, а именно то что поощрение государства заключается в предоставлении различного вида льгот, тем самым отмечая особые заслуги граждан.

Регулирующая и фискальная функции имеют противоречие, которое заключается в том, что одна предусматривает увеличение налогов, а другая их снижение соответственно.

Кроме того, в налоговой системе существует экономический механизм системы налогообложения, который обеспечивает заинтересованность экономических субъектов в достижении большего дохода. Для этого используются такие элементы налогов, как ставки, льготы, сроки уплаты.

Благодаря данному механизму решается ряд важных задач, а именно:

‒ Насыщения услугами и товарами рынка потребления;

‒ Ускорения научно-технического прогресса;

‒ Возможность обеспечения различных социальных потребностей населения;

Влияние налогов на экономику страны происходит с определенным опозданием, так как осуществляется через участие государства в распределении и перераспределении ВВП.

Государство регулирует не только отношения по взиманию налоговых обязательств, но и отношений иных ситуаций в отношении налогообложения. В данном случае речь идет об ускорении накопления капитала в тех отраслях, где просматривается наибольшая перспектива с точки зрения научно-технического прогресса, а также в малорентабельных и непривлекательных, но социально необходимых сферах производства.

Определив основные функции налогов, можно сказать, что:

1) налог — экономическая ценность государства, способствующая его развитию;

2) налог необходимо рассматривать как существенный элемент финансовой и экономической политики государства, устанавливающий стимулирование предпринимательского сектора.

Налоги разделяют на различные группы по признакам:

1) прямые и косвенные (по источнику взимания);

2) пропорциональные, прогрессивные, регрессивные (в зависимости от налоговых ставок);

3) государственные и местные (в зависимости кто взимает налог, и в какой бюджет).

При определении влияния налогов на экономику страны определяется соотношение прямых и косвенных налогов. Прямые налоги — это налоги, взимающиеся непосредственно с доходов налогоплательщика. Косвенные налоги взимаются через надбавки к ценам на товары и услуги, оплачивающиеся покупателями, которые вводит государство. Все косвенные налоги являются регрессивными, иногда пропорциональными. Положительная сторона прямых налогов — это их прогрессивность. С помощью прямых налогов возможно сгладить распределения доходов и налоговой нагрузки. Поэтому они обладают наименьшей тенденцией неблагоприятного размещение ресурсов внутри негосударственного сектора. Налог является пропорциональным, если налоговая ставка постоянна, не зависит от объема дохода и от масштаба объекта налогообложения. Налог является прогрессивным, если налоговая ставка повышается по мере возрастания размера объекта налогообложения. Ставка регрессивного налога уменьшается по мере повышения объекта налогообложения. Такой налог используют для стимулирования роста дохода, прибыли, имущества. В зависимости от того, кто взимает налог и куда, то есть в какой бюджет он поступает, налоги подразделяются на федеральные, региональные, местные.

К федеральным относятся налоги и сборы, которые подлежат обязательному взиманию по всей территории РФ.

В региональные включаются налоги и сборы, которые, уплачиваются на территориях отдельных областей РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, которые представляют интересы граждан на территории конкретных городов.

Данная ситуация может изменяться при помощи методов, как кредитно-денежной, так и налоговой политики. Однако, налоговая политика представляет собой более эффективный инструмент управления инфляцией. Так как к основным причинам появления инфляционных процессов способствует резкое повышение налогового бремени субъектов экономической деятельности, производящих продукцию, которая выступает сырьем для производства большинства товаров в экономике. При росте налоговой нагрузки повышаются цены в различных отраслях экономики. Если данные отрасли относятся к производящим продукцию для малоимущего слоя населения, то возникает резкая социальная дифференциация.

В статье была изучена роль системы налогообложения в экономике государства. Налоги, прежде всего, представляют собой совокупность финансовых отношений, которые складываются в процессе перераспределения доходов, необходимых для решения общегосударственных задач. При определенных условиях налоговая политика может быть таким же эффективным инструментом борьбы с инфляцией, как и кредитно-денежная.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема очень актуальна в современной жизни. Люди, не интересуясь экономической стороной жизни, все чаще сетуют на власть за то, что на селе не ведется строительство детский садов, закрываются школы, не хватает средств не то, что на ремонт дороги, а даже на ее содержание в зимний период времени. А ведь в этом есть вина и каждого из нас! Стоит ли платить налоги? И откуда берутся деньги на содержание школ, садов, больниц и других бюджетных учреждений?Данная тема очень актуальна в современной жизни. Люди, не интересуясь экономической стороной жизни, все чаще сетуют на власть за то, что на селе не ведется строительство детский садов, закрываются школы, не хватает средств не то, что на ремонт дороги, а даже на ее содержание в зимний период времени. А ведь в этом есть вина и каждого из нас! Стоит ли платить налоги? И откуда берутся деньги на содержание школ, садов, больниц и других бюджетных учреждений?

Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему: Платить налоги - неприятная обязанность или финансовая сознательность»


Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»

636160, Томская обл., с.Кожевниково, ул.Гагарина, 36

в рамках II тура всероссийской олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг

«6. платить налоги – неприятная обязанность или финансовая сознательность?»

Студент 3 курса

«Механизация сельского хозяйства»

Борзунов Юрий Олегович

Морозова Любовь Владимировна

с. Кожевниково - 2019 г.

Многие люди задаются вопросом, зачем собственно платить налоги? Что это дает? Насколько реально общее благо, которое реализуется на средства налогоплательщиков?

Действительно, за что мы платим налоги (прежде всего НДФЛ)? Куда тратятся эти деньги и не воруют ли их? Почему часто российский налогоплательщик не чувствует угрызений совести, если утаивает от государства некоторую сумму?

Данная тема очень актуальна в современной жизни. Люди, не интересуясь экономической стороной жизни, все чаще сетуют на власть за то, что на селе не ведется строительство детский садов, закрываются школы, не хватает средств не то, что на ремонт дороги, а даже на ее содержание в зимний период времени. А ведь в этом есть вина и каждого из нас! Стоит ли платить налоги? И откуда берутся деньги на содержание школ, садов, больниц и других бюджетных учреждений?

Основная цель данной работы заключается в том, чтобы понять, платить налоги – это неприятная обязанность, или же финансовая сознательность?

Наиболее актуальными в современных условиях являются следующие задачи:

Изучить существующие налоги

Ознакомиться с порядком формирования бюджета МО Кожевниковский район

Определить приоритетные направления расходования бюджетных средств в МО Кожевниковский район

Изучить Стратегию социально-экономического развития Кожевниковского района до 2025.

В идеале, налоги нужны, чтобы государство смогло реализовывать социальные цели, в достижении которых заключается смысл существования всех демократических обществ. Речь идет о качестве жизни граждан, здоровья, уровня образованности и благосостояния нации. Кроме того, отдавая часть своих доходов в бюджет, мы по сути выступаем соучастниками создания благоприятной для жизни среды. Мы инвестируем в национальную безопасность, строительство дорог, программы борьбы с бедностью, образование.

Обязанность каждого гражданина!

Статья 57 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют»

Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.

Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.

Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Налог – как обязательный и безвозмездный платеж.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина;

10) налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Таким образом, формируются бюджеты разного уровня: федеральный, региональный и местный.

Своевременная уплата налогов, не смотря на то, являются ли они федеральными, региональными или местными, дает возможность на развитие территорий Российской Федерации. Если рассматривать в частности Кожевниковский район, то можно обозначить определённые приоритетные направления развития данной территории. Они прописаны в Стратегии по социально-экономическомуо развитию Кожевниковского района до 2025.

Система целей и приоритетов задают приоритетные направления социально-экономического развития Кожевниковского района:

1. Развитие экономической базы Кожевниковского района;

2. повышение качества жизни и развитие социальной сферы

3. Развитие инфраструктуры района

4. Совершенствование муниципального управления.

Согласно этому документу в районе прогнозируется рост объема поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Томской области с МО Кожевниковский район на 10 млн. руб. (на 83 % в 2025 году по отношению к 2013г). Динамика роста объема поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Томской области с МО Кожевниковский район представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика роста объема поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Томской области с МО Кожевниковский район (млн. руб.)

Заданное развитие сельской территории возможно только при полном выполнении заданного плана поступлений налоговых сборов.

Именно поэтому развитие Российской Федерации находится в руках каждого гражданина страны! Поэтому платить налоги – это все же финансовая сознательность, это уровень жизни населения и степень развития региона и страны в целом.

Подведя итог, хочется отметить, что без налогов не может существовать ни одно государство. Для повышения уровня жизни в стране очень важно, чтобы государственный бюджет своевременно пополнялся. Налоги являются основным источником доходов. С древних времен люди понимали, зачем их платить и как это важно. Налоги всегда были составляющей общественной жизни человечества. Государство не могло существовать без денежных средств, ни одна казна не могла бы обеспечить его всем необходимым без постоянного пополнения.

В современное время мы не просто говорим «налоги», у нас целая налоговая система, без которой невозможно представить нашу жизнь. Для управления государством, городом, селом нужны деньги: для постройки школ, детских садов, больниц, уборки улиц. Ведь каждый человек хочет, чтобы его дети учились в хороших условиях, каждый хочет гулять по зеленым скверам и паркам, ездить по новым ровным дорогам, получать бесплатное медицинское обслуживание по современным технологиям в своей стране. Все это невозможно без денег, поступающих в бюджет в виде налогов. Налоги собираются с целью обеспечения таких государственных институтов как армия, полиция, суды. Налоги обеспечивают охрану и защиту граждан и всего государства. Налоговые поступления идут на выплату пенсий, заработной платы, стипендий, организацию спортивных мероприятий. Пополнение государственной казны способствует выплате внешнего долга государства, выхода из кризиса, а это имеет прямое отношение к уровню жизни населения.

Это лишь некоторые направления расходования налоговых поступлений. Однако, уже на основании этого можно сделать вывод, что платить налоги необходимо для обеспечения финансовой независимости страны, улучшения жизни граждан и общества в целом, чтобы люди были уверены в завтрашнем дне!

Список используемых источников

1. Конституция Российской Федерации

2. Налоговый Кодекс российской Федерации

3. Устав Муниципального образования Кожевниковский район

4. Официальный сайт Администрации Кожевниковского района http://kogadm.ru/

5. Стратегия социально-экономического развития Кожевниковского района до 2025


-80%

Читайте также: