Роль налогового права рб

Опубликовано: 06.05.2024

В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно. Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т. д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

В современной России налоговая система нормативно определена в НК.

Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налоговых платежей, являются:

– обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

– безвозмездность передачи материальных ценностей;

– отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаками сборов являются:

– обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

– наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

Сущность налогового права следует одновременно рассматривать в нескольких аспектах:

– как отрасль права;

– как самостоятельную научную правовую теорию;

– как учебную дисциплину (учебный курс), изучаемую в юридических и налоговых высших и средних учебных заведениях.

Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.

Налоговое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права.

Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации налоговых правоотношений. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и кругу участников, но одной из сторон в них всегда выступает орган государственной власти.

В предмет регулирования налогового права могут при определенных условиях входить отдельные виды отношений, регулируемые смежными отраслями права. Например, в особо оговоренных случаях нормы налогового права могут распространять свое действие на отношения, возникающие в таможенной сфере.

Методом налогового права можно назвать те специфические способы, с помощью которых нормы налогового права регулируют поведение участников налоговых правоотношений.

Основным методом правового регулирования налогового права является метод «власти и подчинения». Этот метод применяется, как правило, при регулировании налоговых правоотношений, которые основаны не на принципе субординации – подчинения «по вертикали», а на исполнении властных предписаний соответствующих органов, от которых другие участники налоговых отношений не зависят в административном порядке.

Налоговое право, рассматриваемое в качестве самостоятельной научной правовой теории, изучает закономерности организационно-правовой регламентации деятельности в рамках налоговой системы и налоговых правоотношений. Результатом этого является разработка способов и методов, устраняющих недостатки существующего организационно-правового аспекта налоговой системы, создание эффективного правового поля в области налоговых правоотношений с целью поддержания состояния правопорядка в налоговой сфере и повышения уровня налоговой безопасности.

Учебная дисциплина «Налоговое право» является необходимой составляющей при подготовке специалистов для работы в налоговой сфере.

Основные научные концепции определения места налогового права в системе наук. В настоящее время в России получил распространение подход, согласно которому налоговое право рассматривается в качестве одного из элементов финансового права. Однако такая концепция на мировом уровне не является общепризнанной. Она конкурирует с иными научными концепциями, часть из которых имеет не менее сильную, а иногда и более логичную аргументацию. В числе таковых следует назвать:

1) швейцарскую налоговую доктрину (налоговое право как обособленная часть административного права);

2) неаполитанскую налоговую доктрину (концепция рассмотрения налогового права в качестве обособленной части финансового права);

3) итальянскую налоговую доктрину (концепция относительной автономии налогового права как комплексной отрасли);

4) французская налоговая доктрина (объединяет концепции, объясняющие автономию налогового права по причине:

– особого и даже исключительного положения в системе права, независимого от общих принципов как частного, так и публичного права;

– автономии налогового законодательства;

– интеграции в его рамках публично– и частноправовых начал).

Наиболее перспективной, на наш взгляд, считается получившая распространение в России концепция признания налогового права в качестве комплексной автономной правовой отрасли, формируемой на стыке государственно-правовых и экономико-финансовых правовых наук и входящей в состав единой комплексной налоговой науки – форосологии.

Форосология (от греч. foroc – налог и logos – учение) – это наука, изучающая современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений. Основной задачей форосологии является создание оптимальной системы налогообложения в отраслях как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историко-теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимается научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, разрабатывает методологические и нормативно-правовые вопросы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует математический расчетный аппарат и механизм автоматизации взимания налогов и сборов.

Система налогового права. В настоящее время налоговое право представляет стройную систему, состоящую из следующих уровней:

основ налогового права (общей теории налогового права);

международного налогового права, которое включает универсальные положения и принципы налогового права, признанные и получившие соответствующее правовое закрепление на международном уровне;

национального налогового права, которое составляют положения теории налогового права, признанные и подтвержденные нормами правовой системы государства и действующие на территории отдельно взятого государственного образования. Например, на этом уровне можно выделить российское налоговое право;

регионального налогового права, которое включает положения теории налогового права, признанные и получившие правовое закрепление на региональном или местном уровне и действующие в территориальных рамках этого региона, при этом не являясь общеобязательными на территории всего государственного образования.

Курс лекций по налоговому праву

Лекция 1 Предмет и метод налогового права / Lecture 1 the scope and method of the tax law

0:30 – План лекции

02:05 – Цели и задачи курса

07:30 – Список литературы

16:25 – Понятие предмета налогового права – критерии

36:30 – Отношения, регулируемые налоговым законодательством

44:35 - Определение предмета налогового права

48:55 – Практическое значение предмета налогового права

57:50 – Изменение предмета налогового права. Проблема параллельного налогового права («распредмечивание»)

01:10:45 – Императивный метод налогового права

01:15:35 – Диспозитивный метод налогового права

Лекция 2 Понятия налога и сбора / Lecture 2 the Concept of tax and fee

01:45 – План лекции

02:25 – Литература по теме

07:35 – классификация определений налога

09:40 – историческое развитие понятия налога

15:15 – Анализ понятия налога

28:10 – Понятие законно установленного налога

37:55 – Соотношение понятий сбора, пошлины, парафискалитета

41:25 – Понятие сбора и его отличие от налога

01:02:30 – современные тенденции при определении сбора и налога (параллельное налоговое право)

Лекция 3 Источники налогового права / Lecture 3 Sources of tax law

02:26 – План лекции

02:55 – Литература по теме

04:07 – Характеристика системы источников налогового права

20:45 – Акты субъектов и местного самоуправления по налогам

23:05 – Проблемы подзаконного нормативного регулирования

35:50 – Международные акты по налогам

41:45 – неофициальные источники налогового права

42:20 – Характеристика разъяснений фискальных органов

46:20 – Проблема оспаривания разъяснений ФНС и Минфина

52:38 – Оценка последствий оспаривания разъяснений ФНС и Минфина

01:02:00 – Характеристика судебной практики. Окончание

Лекция 4 Толкование налоговых норм / Lecture 4 the Interpretation of tax provisions

00:35 – План, литература по теме

03:30 – способы толкования налоговых норм

05:36 – толкование в пользу налогоплательщика

20:25 – Толкование понятий в Налоговом кодексе

21:15 – Толкование отраслевых понятий, терминов, институтов

33:40 – Толкование понятий с налоговым содержанием

43:10 – Последствия несоблюдения отраслевого законодательства

50:40 – Методология толкования налоговых норм

58:31 – Применение зарубежных источников для толкования налоговых норм. Окончание

Лекция 5 Пробелы в налоговом праве и их последствия / Lecture 5 Gaps in tax law

0:32 – План Лекции пробелы и аналогия в налоговом праве

02:09 – Литература по теме пробелы и аналогия в налоговом праве

07:45 – Соотношение толкования и аналогии, значительность пробелов в налоговом праве

13:01 – Понятие пробела в налоговом праве и его отличие от других явлений (квалифицированное молчание, ошибочность регулирования)

28:15 – Способы обнаружения пробелов в налоговом праве

41:33 – Последствия обнаружения пробелов в налоговом праве

47:15 – Аргументы за и против применения аналогии в налоговом праве

01:03:12 – Значение аналогии в налоговом праве. Принцип универсальности воли законодателя

01:07:31 – Алгоритм применения аналогии в налоговом праве (пределы аналогии, правила выбора нормы)

01:19:55 – Проблема отсутствия подзаконного акта, на который ссылается законодательная норма

01:28:22 – Варианты применения законодательной нормы в отсутствие подзаконного акта, на который ссылается норма

01:35:24 – Соотношение п. 7 ст. 3 Налогового кодекса, пробела и аналогии

01:39:03 – Тактика применения терминов пробел и аналогия в налоговом споре. Окончание

Лекция 6 Принципы налогового права / Lecture 6 Principles of tax law

0:30 – Общие замечания план

02:40 – Литература по теме

07:05 – Характеристика принципов, их функции

14:21 – Классификация принципов

24:40 – Принцип законности

31:37 – Принцип равенства

40:30 – Принцип экономической обоснованности

57:40 – Единство экономического пространства

01:00:22 – Тактика применения принципов в налоговом споре

01:04:45 – Примеры из практики

01:08:46 – Принцип определенности. Окончание

Лекция 7 Система налогов и сборов / Lecture 7 the system of taxes and fees

01:30 – План лекции

02:50 – Литература по теме

06:05 – Проблема Единого налога

14:20 – Понятие системы налогов и сборов

26:17 – Принципы построения системы налогов и сборов

37:30 – Нарушение системности при регулировании системы налогов и сборов

45:35 – Система налогов и сборов, закрепленная в Налоговом кодексе

55:45 – Классификация налогов

01:03:30 – Тенденции развития системы налогов и сборов

Лекция 8 Субъекты налогового права / Lecture 8. Subjects of tax law

00:27 – План Лекции

01:16 – Литература по теме

06:18 – Физические лица как субъекты налогового права

15:32 – Исполнение физическими лицами обязанностей налогоплательщика

28:12 – Прекращение обязанностей налогоплательщика у физического лица

34:42 – приобретение статуса налогоплательщика организациями

43:08 – Крупнейшие налогоплательщики, консолидированная группа налогоплательщиков

51:36 – Налоговые органы как субъекты налогового права

01:04:47 – Тенденции при определении полномочий налоговых органов

01:15:11 – Налоговые агенты как субъекты налогового права

01:20:28 – Тенденции в регулировании обязанностей налоговых агентов

01:29:09 – Банки как субъекты налогового права

Лекция 9 Налоговый контроль / Lecture 9 Tax control

00:27 – План лекции

01:25 – Литература по теме налоговый контроль

06:45 – Тенденции в налоговом контроле

30:00 – Формы налогового контроля

32:20 – Камеральная налоговая проверка (особенности, задачи)

38:28 – Тенденции при проведении камеральной налоговой проверки

50:14 – Выездная налоговая проверка (тенденции, особенности)

1:03:05 – Соотношение камеральной и выездной проверок

1:07:30 – Значение процедурных нарушение при проведении контроля

1:19:26 – Контроль за трансфертным ценообразованием

1:30:55 – Контроль цен в неконтролируемых сделках

1:39:13 – Налоговый мониторинг

Лекция 10 Налоговая ответственность / Lecture 10 Tax liability

00:25 – План лекции о налоговой ответственности

02:05 – Литература по теме налоговая ответственность

06:21 – Тенденции в развитии налоговой ответственности

09:25 – понятие налоговой ответственности

12:51 – Формализованность налоговой ответственности

18:08 – Соотношение пени и налоговой ответственности

37:13 – вина как условие привлечения к налоговой ответственности

52:22 – обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность

57:13 – налоговые правонарушения

01:07:25 – Соотношение административной и налоговой ответственности

01:16:00 – Соотношений уголовной и налоговой ответственности

01:29:25 – Практические рекомендации при оспаривании налоговой ответственности

Основные положения

Статья 1.Отношения, регулируемые настоящим Кодексом

Положения статьи раскрывают предмет правового регулирования НК и развиваются в последующих его главах и статьях.

Статья 2.Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

В статье более четко раскрыты принципы, на которых налоговая система была построена в прежние годы (принципы законности, обязательности, равенства и справедливости налогообложения), а также появились иные базовые правила функционирования и организации налогообложения.

Наряду с указанными принципами налогообложения в НК закреплен принцип презумпции добросовестности плательщика. Он означает, что до тех пор, пока налоговый орган не докажет документально, что плательщик совершил правонарушение, он будет считаться добросовестным.

Введен принцип стабильности налогового законодательства, который предполагает, что в течение финансового года любые элементы налогообложения не могут изменяться. Плательщик должен планировать бизнес-процессы и выстраивать работу с учетом законодательства, сформированного на финансовый год. Согласно принципу гласности нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством.

Появился и совершенно новый принцип экономической обоснованности налогообложения, который гласит, что налоги, сборы (пошлины) должны устанавливаться с учетом необходимости обеспечения сбалансированности расходов республиканского и местных бюджетов с их доходами, а объем доходов от уплаты налогов, сборов (пошлин) должен превышать затраты на их администрирование.

Статья 3.Налоговое законодательство Республики Беларусь

В статье закреплено, что положения нормативных правовых актов, принимаемых на основании и во исполнение НК, не могут противоречить его положениям, а равно и выходить за пределы содержания этих положений или предоставленных ими соответствующему органу полномочий.

В этой же статье установлена иерархия актов налогового законодательства по их юридической силе.

Так, в случае расхождения акта налогового законодательства с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция.

В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с НК или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, НК или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

В случае расхождения акта налогового законодательства с актом другой отрасли права, содержащим вопросы налогообложения, применяются положения акта налогового законодательства.

Во избежание неопределенности при формировании правоприменительной практики пунктом 7 статьи 3 НК определяется, что акты налогового законодательства, улучшающие положение плательщика, могут иметь обратную силу, только когда это прямо предусмотрено в таком акте.

Статья 4.Порядок исчисления сроков, установленных налоговым законодательством

Данная статья определяет порядок исчисления сроков. В новой редакции НК она откорректирована с учетом применения на практике актов налогового законодательства, в которых порядок отсчета срока для совершения действий (например, подачи налоговых деклараций (расчетов), уведомлений) может отличаться от порядка отсчета срока, установленного, например, для действия налоговых льгот. В частности, конкретизировано, что только последний день срока, установленного для совершения действия, который приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством выходным и (или) нерабочим праздничным днем, переносится на ближайший следующий за ним рабочий день, а вот последний день срока, которым определяется период использования льготы, не переносится.

Статья 5.Действие положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения

Особое место среди источников налогового права принадлежит межгосударственным соглашениям по вопросам налогообложения, имеющим статус международных договоров Республики Беларусь. Нормы ратифицированных соглашений являются приоритетными в регулировании налоговых правоотношений по сравнению с нормами национального законодательства. Большинство ныне действующих соглашений закрепляет нормы об устранении двойного налогообложения.

Статья 6.Налоги, сборы (пошлины)

Основные понятия «налог» и «сбор (пошлина)», их отличие друг от друга и от иных платежей в бюджет закреплены в настоящей статье. Правовое определение этих категорий, его четкость и однозначность понимания создает основу для формирования всей совокупности законодательных норм, регулирующих налоговые отношения.

К налогам могут быть отнесены только те платежи, которые отвечают следующим признакам:

  • обязательность для плательщиков. При возникновении налогового обязательства оно подлежит безусловному исполнению;
  • поступление в республиканский и (или) местные бюджеты. Вносимые плательщиками суммы должны зачисляться непосредственно на счета соответствующих бюджетов;
  • отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств. Предусматривается денежная форма расчетов с бюджетом, т.е. уплата налога посредством внесения определенной суммы денежных средств, находящихся в собственности плательщика или принадлежащих ему на праве хозяйственного ведения, оперативного управления;
  • индивидуальная безвозмездность. Под данным условием необходимо понимать отсутствие встречного получения плательщиком выгоды для себя, материальных или нематериальных благ либо преимуществ, пропорциональных внесенной сумме налога.

В соответствии с определением, приведенным во втором пункте ст. 6 НК, признаками сбора или пошлины являются:

  • обязательность для плательщиков;
  • поступление в республиканский и (или) местные бюджеты;
  • осуществление платежа, т.е., как и в случае с налогом, отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств.

Таким образом, основным отличием сборов и пошлин от налогов является то, что в отношении них отсутствует требование индивидуальной безвозмездности. Внесение плательщиком соответствующей суммы сбора и пошлины НК предусматривается в качестве одного из возможных условий совершения в его пользу уполномоченными органами, организациями и должностными лицами юридически значимых действий, таких как предоставление тех или иных прав, выдача специальных разрешений (лицензий), других документов.

Вместе с тем признак возмездности для сборов и пошлин установлен с оговоркой «как правило», что предполагает и наличие среди них платежей, не предусматривающих получение плательщиком взамен внесенной в бюджет суммы каких-либо благ.

Пунктом 3 статьи 6 НК оговаривается, что платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством, а также применяемых в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, в том числе и налогового, носят неналоговый характер.

Принципиально важным является требование безусловного и обязательного определения перечисленных в пункте 5 статьи 6 НК элементов налогообложения при установлении налогов. Нарушение этого правила не позволит считать налог законно установленным, а значит, и обязательным к уплате плательщиками. А вот аналогичных требований к определению всего перечня элементов налогообложения при установлении сборов и пошлин не предусматривается.

Статья 7.Виды налогов, сборов (пошлин)

Налоги, сборы и пошлины разделены на республиканские или местные на основании территориального признака, т.е. территории их обязательного применения, и полномочий властей различного уровня в отношении регулирования налоговых правоотношений (устанавливать, вводить, изменять или прекращать действие налоговых платежей).

Необходимо отметить, что сам статус налогового платежа (республиканский или местный) не означает, что все поступления от него зачисляются соответственно в республиканский или местный бюджет.

Статья 8. Республиканские налоги, сборы (пошлины)

Данной статьей установлен перечень республиканских налогов, сборов и пошлин. Состав плательщиков, а также содержание обязательных элементов налогообложения в отношении каждого из этих налоговых платежей устанавливаются Особенной частью НК.

Статья 9.Местные налоги и сборы

В статье установлен закрытый перечень местных налогов и сборов, исходя из которого местные Советы депутатов будут формировать состав местных налоговых платежей, применяемых на соответствующих административных территориях. Состав плательщиков, конкретные объекты налогообложения, механизм определения налоговой базы, предельный размер налоговых ставок устанавливаются Особенной частью НК.

Статья 10.Особые режимы налогообложения

В данной статье определен перечень особых режимов налогообложения, в числе которых упрощенная система налогообложения, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Такие режимы не являются новшеством для налоговой системы Республики Беларусь, так как уже применяются в существующей практике налогообложения.

Статья 11. Порядок установления, введения, изменения и прекращения действия республиканских налогов, сборов (пошлин)

В целях совершенствования правового регулирования порядка реализации налоговой политики установлено, что Президентом Республики Беларусь и (или) законами устанавливаются, вводятся, изменяются налоги, сборы (пошлины) (определяются плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка (ставки), порядок исчисления, порядок и сроки уплаты), особые режимы налогообложения, а также прекращается действие налогов, сборов (пошлин), особых режимов налогообложения, устанавливаются отдельным категориям плательщиков льготы по налогам, сборам (пошлинам).

Статья 12.Порядок установления, введения, изменения и прекращения действия местных налогов и сборов

Статья определяет порядок внесения корректировок в систему местных налогов и сборов. При этом виды таких корректировок аналогичны предусмотренным для республиканских налогов. Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налоговых платежей относятся к исключительной компетенции местных Советов депутатов. Одновременно Общая часть НК учитывает, что местные налоги и сборы являются составным элементом единой налоговой системы Республики Беларусь и, следовательно, должны основываться на единых правилах организации и функционирования такой системы. Для этого предусматривается обязательность соответствия решений местных Советов депутатов об установлении, введении, изменении и прекращении действия любого из местных налогов и сборов принципам, заложенным в НК.

Статья 13.Термины и их определения

Новая статья, определяющая понятия и термины, которые используются в двух и более главах НК, поскольку в целях системности и комплексности регулирования отношений, связанных с конкретным налогом, целесообразно термины, которые употребляются лишь для целей одной главы, сохранить исключительно в ней.

В данную статью вошли как уже имеющиеся в прежней редакции НК понятия и определения, так и новые, требующие более четкого понимания, например, «иное обязанное лицо», «счет», «трудная жизненная ситуация» и др.

Впервые появилось определение иного обязанного лица. Под такими лицами понимаются:

во-первых, лица, на которые в соответствии с НК и иными актами налогового законодательства возложено исполнение налогового обязательства плательщика;

во-вторых, лица, которые в соответствии с таможенным законодательством несут с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей.

В статьях 21 и 22 НК прописана общая норма о том, что иные обязанные лица пользуются правами и исполняют обязанности, которые предусмотрены НК и другими актами налогового законодательства для плательщика.

Налоговое право в системе права Республики Беларусь

Налоговое право является одним из наиболее динамично развивающихся институтов в системе права Республики Беларусь. Система права — это объективное, обусловленное общественными отношениями внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованной совокупности норм права на определенные части, называемые отраслями права и институтами права. Крупные по объему и сложные по структуре отрасли подразделяются на подотрасли права.

В современной литературе налоговое право рассматривается преимущественно как подотрасль финансового права, причем в целом структурообразующие институты налогового права более развиты, чем в той отрасли, к которой оно относится. Налоговое право и финансовое право соотносятся как часть и целое.

Следует отметить, что наиболее крупные подразделения системы права — отрасли права имеют только им присущие предмет, метод и специфический^режим правового регулирования (особый юридический режим). Институт права, в том числе и подотрасль права, регулирует определенный комплекс взаимосвязанных между собой однородных отношений и имеет особый режим регулирования, которому свойственны общие положения, принципы, специфические юридические понятия. Структурная единица системы права (переходная между отраслью и институтом) — подотрасль права представляет собой цельное по составу и предмету регулирования образование, регламентирующее особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса той или иной отрасли, чем институт права.

Финансовое право, будучи публичной правовой отраслью, равно как и входящие в него институты, в том числе налоговое право, тесно соприкасаются с другими публичными правовыми образованиями. Однако наиболее тесные связи существуют внутри институтов финансового права. Налоговое право, как система норм, регулирует, прежде всего отношения, связанные с формированием доходов бюджета. Потому у этих подотраслей финансового права много общего.

Государственное (конституционное) право является основой для всех отраслей права, поэтому взаимосвязь между государственным правом и налоговым правом не может быть сведена только к упоминанию в ст. 50 Конституции Республики Беларусь обязанности граждан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей. Эта связь гораздо глубже. Для целей налогообложения имеют важное значение и положения основного закона о государственном суверенитете, единстве экономического пространства, правовом государстве и некоторые другие. Эти положения находят отражение в налоговом кодексе (НК РБ).

Так статья 3 (п. 4) НК РБ является убедительным подтверждением сказанному: «Не допускается устанавливать налоги, сборы, пошлины и льготы по их уплате, наносящие ущерб суверенитету Республики Беларусь, ее национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающие единое экономическое пространство и единую налоговую систему Республики Беларусь, ограничивающие свободное перемещение физических лиц, товаров (работ, услуг) или денежных средств в пределах территории Республики Беларусь, либо создающие в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней Законодательных актов иные ограничения для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и юридических лиц кроме запрещенных законом».

Достаточно тесно налоговое право соприкасается с административным правом. Прежде всего это касается метода того и другого институтов. Это метод властных предписаний. Практически одни и те же производства и процедуры присутствуют в юрисдикционном, административном и налоговом процессах.

Гражданские правоотношения, связанные с экономической деятельностью, являются своего рода предпосылкой возникновения налоговых правоотношений. Объектом тех и других отношений является имущество, в том числе в виде денежных средств. Этим обусловлено проникновение элементов диспозитивности, присущей гражданскому праву, в преобладающий в налоговом праве метод государственных властных предписаний.

Осуществление субъектами налоговых правоотношений их субъективных прав и юридических обязанностей связано с их правоспособностью и дееспособностью, которые регулируются гражданским правом, равно как имеющие важное значение для налогового контроля такие гражданско-правовые конструкции, как притворные сделки, взаимозависимые лица, представительство.

Однако налоговое право является особым правовым образованием со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Об этом говорит п. 2 статьи 1 Общей части Налогового кодекса. Он касается использования в Налоговом кодексе (налоговом праве) институтов, понятий и терминов гражданского и других отраслей права. При этом, учитывая, что Налоговый кодекс является одной из составляющих системы законодательства Республики Беларусь, установлено единство значений, институтов, понятий и терминов иных отраслей права в случае их использования для регулирования налоговых отношений. Однако, учитывая особенности налоговых отношений, данным пунктом предусмотрена возможность определенного применения значений данных категорий в случаях, установленных Налоговым кодексом.

Понятие, классификация и функции налогов. Правовая конструкция налога. Характеристика, структура и принципы налоговой системы Республики Беларусь. Источники налогового права, порядок исчисления и уплаты налога. Особенности и значение налоговой базы.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.09.2017
Размер файла 22,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основы налогового права

1. Понятие, классификация и функции налогов

Согласно п.1 ст. 6 Общей части НК РБ налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Признаки налога:

2) индивидуальная безвозмездность, т.е. уплата налога не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, его вносящему.

3) денежная форма уплаты налога.

4) внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.

Основания отграничения сбора от налога:

1) сборы призваны компенсировать расходы органов государственной власти, произведенные при реализации соответствующей государственной услуги в виде юридически значимых действий. Налоги же призваны финансировать деятельность государства в целом.

2) сбор является относительно возмездным платежом - уплатив сбор, субъект получает взамен определенное право, разрешение и т.д., т.е. уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах субъекта. Признаком же налога является безвозмездность.

3) сбор является разовым платежом, а для налога характерна стабильность и длительность отношений.

4) вступление в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица добровольный характер, вступление же лица в отношение с государством по поводу уплаты налога носит для этого лица принудительный характер.

Виды налогов:

1) По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов:

- республиканские налоги - устанавливаются Налоговым кодексом либо Президентом РБ и обязательны к уплате на всей территории Республики Беларусь (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.).

- Местные налоги - устанавливаются решениями местных Советов депутатов и обязательны к уплате на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

2) По способу взимания:

- Прямые налоги - устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на прибыль, налог на недвижимость.

- Косвенные налоги - включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения налоговых платежей в бюджет возлагается на продавца (например, акцизы, налог на добавленную стоимость).

В свою очередь, прямые налоги подразделяются на:

- Реальные налоги - налоги, уплачиваемые с предполагаемого среднего дохода. При взимании реальных налогов финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание.

- Личные налоги - налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода, учитывающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль).

3) По субъекту уплаты:

- налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц);

- налоги с организаций (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности);

- смешанные налоги - уплачивают как организации, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).

4) По субъекту исчисления:

- окладные налоги - их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога (земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц).

- Неокладные налоги - исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций).

Функции налогов:

1) фискальная - состоит в изъятии части национального дохода для создания материальных условий функционирования государства и выполнения возложенных на него задач;

2) распределительная (социальная) - с помощью налогов через бюджет государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в непроизводственную, осуществляет финансирование программ, имеющих общегосударственное значение;

3) регулирующая (стимулирующая) - проявляется в использовании налогов как механизма управления экономическими процессами в обществе, стимулирования отдельных отраслей производства, регулирования уровня доходов населения (установление прогрессивной шкалы подоходного налога);

4) контрольная - выражается в осуществлении контроля за полной и своевременной уплатой налоговых платежей и исполнением субъектами налоговых отношений других обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физических лиц, а также за источниками доходов и расходов;

5) интегрирующая - проблемы налогообложения отдельной страны следует рассматривать во взаимосвязи в развитием налоговой политики мирового сообщества. При разработке национальной налоговой политики следует учитывать опыт и перспективы налоговых реформ в зарубежных странах.

2. Правовая конструкция налога

налог право беларусь

Установить налог - это не только дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если неизвестны обязанное лицо, размер налоговой обязанности, порядок ее исполнения, а также иные необходимые для ее исполнения элементы. В связи с этим, установить налог - это значит установить и определить все элементы его правовой конструкции.

Принято различать существенные и факультативные (дополнительные) элементы налога.

Существенные - те элементы, без которых налоговая обязанность и порядок ее исполнения не могут считаться определенными, и, соответственно, налог не должен взиматься.

Факультативные - те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налоговой обязанности.

Согласно п.5 ст.6 НК налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:

1. объект налогообложения;

2. налоговая база;

3. налоговый период;

4. налоговая ставка (ставки);

5. порядок исчисления;

6. порядок и сроки уплаты.

При установлении налога, сбора (пошлины) могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования плательщиком (п.7 ст.6 НК).

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица.

Под организациями понимаются:

1. юридические лица Республики Беларусь;

2. иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

3. простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования);

Под физическими лицами понимаются: граждане Республики Беларусь, граждане либо подданные иностранного государства, лица без гражданства (подданства).

Согласно ст.28 НК объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика связывается возникновение налогового обязательства.

С объектом налогообложения тесно связано понятие «налоговая база». Согласно ст. 41 НК налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (в руб, гектарах и др.). Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Согласно ст. 42 НК под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов. Отчетный период - это период времени, по итогам которого налогоплательщик должен самостоятельно составить и своевременно предоставить в налоговый орган налоговую декларацию.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст.41 НК). Налоговые ставки могут устанавливать в твердой (фиксированной) величине (экологический налог) и в процентном выражении (НДС).

Порядок исчисления налога - процессуальное действие, согласно которому налогоплательщик самостоятельно, на основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период.

Порядок уплаты налога - это установленные налоговым законодательством правила, в соответствии с которыми должен осуществляться переход предмета налогового платежа от налогоплательщика к государству.

Сроки уплаты налога - это определенный в налоговом законодательстве период времени (определенная календарная дата), в течение которого (до наступления которой) налогоплательщик должен исполнить обязанность по уплате налога.

Согласно ст. 43 НК налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы НК, определяющие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер.

3. Понятие, структура и принципы налоговой системы Республики Беларусь

Налоговая система - это система налогов, сборов (пошлин), обязательных к уплате на территории Республики Беларусь.

Принципы налоговой системы - базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере, основополагающие начала налогового права, руководящие положения, исходные направления, основные начала, определяющие суть налоговой системы.

Принципы налоговой системы:

1) Принцип справедливости.

2) Принцип всеобщности налогообложения.

3) Принцип равенства налогообложения.

4) Принцип установления налога законом.

5) Принцип определенности налоговой обязанности.

6) Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов налогового законодательства.

7) Принцип непридания налоговым законам обратной силы.

8) Принцип единства налоговой системы.

9) Принцип исчерпывающего перечня налогов.

10) Принцип подвижности - государство может повышать или понижать ставки налогов в зависимости от своих текущих потребностей.

11) Принцип стабильности налогового законодательства.

4. Налоговое право

Налоговое право - это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между различными субъектами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов.

Предмет налогового права состоит из двух основных групп общественных отношений:

а) отношений, складывающихся по поводу исчисления и уплаты налогов и сборов;

б) отношений, складывающихся по поводу осуществления контроля за полнотой и своевременностью уплаты сумм налогов и сборов.

Система налогового права - это его внутренне строение, объединение налогово-правовых норм в определенной последовательности. Система налогового права состоит из двух частей.

Общая часть налогового права включает в себя правовые институты, нормы которых регулируют отношения, складывающиеся по поводу исчисления и уплаты всех налогов, сборов, пошлин (основные понятия и термины, налоговое обязательство, налоговый контроль и др.).

- Особенная часть налогового права состоит из правовых институтов, нормы которых регламентируют отношения, складывающиеся по поводу исчисления конкретных видов налогов, сборов, пошлин (НДС, акцизов, подоходного налога и др.).

В налоговом праве определяющим является административно-правовой (императивный) метод. Подавляющее большинство норм налогового права являются императивными, то есть предоставляют субъектам только один тип правомерного поведения, при отсутствии каких-либо альтернатив.

Тем не менее, гражданско-правовой (диспозитивный) метод всё же присутствует при регулировании налоговых отношений. Некоторые нормы налогового права являются диспозитивными, то есть предоставляют плательщику несколько альтернатив правомерного поведения.

Источники налогового права в Республике Беларусь:

- Конституция Республики Беларусь.

- Налоговый кодекс РБ

- решения Конституционного Суда РБ.

- указы, декреты Президента РБ.

- акты Совета Министров Республики Беларусь.

- акты местных органов власти.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Изменения и дополнения Налогового кодекса Республики Беларусь: реализация направлений бюджетно-налоговой политики страны; обеспечение упрощения налоговой системы, порядка исчисления и уплаты налогов на добавленную стоимость, снижения налоговой нагрузки.

реферат [29,9 K], добавлен 17.02.2013

Источники и действия налогового права. Налоговый правотворческий процесс. Налоговая система и виды налогов в Республике Беларусь. Проблемы налогового права. Роль налоговой системы в регулировании экономики. Применение права в налоговых отношениях.

курсовая работа [42,7 K], добавлен 01.05.2016

Налоговый контроль как вид налоговой деятельности и как институт налогового права. Понятие, формы и методы налогового контроля. Значение налогового контроля для соблюдения налоговой дисциплины. Практика применения и проведения налогового контроля.

курсовая работа [36,2 K], добавлен 18.09.2012

Понятие, предмет и система налогового права Российской Федерации. Источники налогового права. Основные признаки, функции и виды налогов и сборов. Особенности содержания налогового правоотношения. Принципы построения налоговой системы Российской Федерации.

реферат [51,0 K], добавлен 21.11.2013

Финансовая система Республики Беларусь. Классификация и структура финансово-правовых норм. Система органов финансового контроля. Порядок составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета. Основные принципы налоговой системы Республики Беларусь.

курс лекций [264,9 K], добавлен 07.03.2013

Читайте также: