Роль налогового контроля в системе государственного финансового контроля

Опубликовано: 04.05.2024



Аннотация. В статье речь пойдет о регулировании контроля в финансовой сфере, существующих на сегодняшний день органах, в компетенции которых находится проведение финансового контроля. Будут рассмотрены цели, задачи финансового контроля, а также проблемы, мешающие эффективному финансовому контролю в России.

Значимость рассматриваемой темы на сегодняшний день достаточно высока, поскольку система государственного управления в России немыслима без государственного финансового контроля. Наиболее остро встает вопрос о создании эффективного механизма финансового контроля. Это связано, прежде всего, с обострившимися проблемами в сфере управления и контролирования на всех уровнях – федеральном, региональном, так и местном.

Каково же основное назначение финансового контроля, в чем его сущность?

Среди первоочередных задач финансового контроля в РФ, проводимого на государственном уровне, выступают:
- оценка текущего состояния дел в государстве;
- сравнение целей и результатов: достигнуты ли поставленные задачи, или нет;
- выбор необходимых для улучшения мер при необходимости. [6]

Главной проблемой финансового контроля в России является несогласованность и неэффективность его системы. [4] Она включает в себя различные службы и ведомства, выполняющие определенные, возложенные на них законом функции. Но взаимодействие между органами финансового контроля в РФ не налажено: все ведомства и органы часто действуют разобщенно, а их деятельность регулируется таким огромным количеством нормативных актов, что это приводит к путанице, а не к порядку. Все вышеназванные несовершенства свидетельствуют о том, что современная система государственного финансового контроля в нашей стране разрозненна, не сформирована, и нуждается в глубоком совершенствовании.

Все это позволяют говорить о неэффективности проводимой работы по формированию системы финансового контроля, а также отдельных органов, ее образующих. Это обусловлено, по большей части, отсутствием необходимых образцов и стандартов, на которые можно было бы ориентироваться. Но с чего же нужно начинать работу в направлении совершенствования системы финансового контроля? Прежде всего, необходимо определить существующие проблемы, а также причины, их вызывающие. Остановимся на них более подробно.

Так, наиболее основной, на наш взгляд, является проблема в несовершенстве нормативной базы. Она выражается в неопределенности полномочий контролирующих органов, смешении их функций и компетенций, а также в том, что круг объектов, подлежащих финансовому контролю, не определен. Пока еще не создан четкий алгоритм реагирования компетентных органов на нарушения в финансовой сфере.

Это становится очевидным при анализе норм федерального законодательства РФ: например, Конституция только кратко затрагивает положения, касающиеся финансового контроля и органов, его осуществляющих, а Бюджетный кодекс не содержит такого определения, как «финансовый контроль», и контрольным органом названа только Счетная палата РФ [2], что, безусловно, неверно, так как контрольными полномочиями в финансовой сфере обладает и ряд других органов.

Помимо недостатков в нормативном регулировании, следует также выделить проблемы в работе органов, уполномоченных на осуществление финансового контроля. Самым ярким примером здесь являются неправомерные действия по сбору налогов, установлению льгот, действия, приводящие к увеличению задолженности перед бюджетом. [5] Более того, многими контрольными органами не выполняются требования нормативных актов, не проводится надлежащий контроль за расходованием государственных финансовых средств, что приводит к их нецелевому использованию.

Важно отметить, что система финансового контроля в России на сегодняшний день не может выполнять свое предназначение, в связи с чем, необходима ее скорейшая реструктуризация. Вышеизложенное свидетельствует о том, что такая система должна быть выстроена на надежной и стабильной нормативно-правовой базе.

Говоря об изменениях в системе государственного финансового контроля, также подчеркнем, что его эффективность может быть достигнута лишь при условии взаимодействии парламентского, административного и аудиторского финансового контроля. Таким образом, на наш взгляд, можно предложить ряд следующих мер по улучшению системы финансового контроля в России:
- первым шагом должно стать наведение порядка и установление иерархии в данной системе: сюда входит разделение компетенций, функциональных обязанностей между ними. Особо важна эта проблема на сегодняшний день в вопросах взаимодействия между подразделениями Министерства финансов России, налоговых и иных органов, в чьи обязанности входит проведение государственного финансового контроля за целевым расходованием бюджетных средств, а также средств внебюджетных фондов.
- необходимо создать специализированный орган, который бы координировал и направлял работу органов финансового контроля в России.[3] Это может быть специальный Совет, который бы включал в свой состав представителей различных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также должностных лиц контролирующих органов и их подразделений, налоговых и правоохранительных органов. Важно также, чтобы в состав Совета вошли опытные ученые – юристы и финансисты. Целью создания такого органа является объединение усилий субъектов финансового контроля, чтобы избежать разобщенности в их действиях.

Подводя итог, можно сделать вывод о необходимости решения важной задачи: устранение законодательных и практических проблем, существующих сегодня в рассматриваемой нами сфере. Это возможно путем создания в РФ унифицированной системы финансового контроля, с четким разграничением полномочий и функций каждого органа, регулирование которой осуществлялось бы такой же системой законодательных актов.

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019).
3. Денисенко В.В. Совершенствование правового обеспечения системы государственного финансового контроля // Современное право. 2006. N 3.
4. Клейменов Я.С. Проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / Я.С. Клейменов //Административное и муниципальное право. – 2010. – № 6.
5. Иванов М.Ю. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации: скрытый потенциал великой страны.// Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".-2013.-№4.
6. Шевченко А.А., Аюбов И.А. Актуальные проблемы государственного финансового контроля/Журнал Финансовые исследования.- 2008 №1.

Государственный финансовый контроль является существенным элементом управления государственными финансами и обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом.

Основная цель государственного финансового контроля - содействие успешной реализации финансовой политики государства в процессе формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

От эффективности государственного финансового контроля в значительной степени зависит экономическое и политическое благополучие государства.

Основными составляющими системы государственных финансов являются государственные доходы и расходы, поэтому финансовый контроль, в первую очередь, направлен на проверку своевременности и полноты мобилизации доходов, правомерности и целесообразности расходования государственных средств.

Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

· проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

· проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств, целевое финансирование и других средств);

· проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

· выявлении внутренних резервов производства;

· устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Государственный финансовый контроль основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ, федеральных законах, законодательных актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Налоговый контроль, являясь составной частью финансового и одним из видов государственного контроля, рассматривается в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельная функция управления, имеющая целевую направленность, определенное содержание способы его осуществления.

В соответствии с гл.14 «Налоговый контроль» НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим кодексом.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Задачи налогового контроля представлены на Рис. 7.

Рис. 7. Задачи налогового контроля

Раскрывая содержание налогового контроля, необходимо отметить, что он включает в себя определенные элементы, основными из которых являются предмет, субъекты, объект, формы и методы.

Предметом налогового контроля, по мнению одних ученых, являются различные (документальные, цифровые и т.д.) носители информации, применяемые налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными лицами для исполнения их налоговых обязательств, а по мнению других- различные нематериальные характеристики финансово-хозяйственных отношений: обоснованность, целесообразность, законность, достоверность и другие.

Субъектами налогового контроля являются стороны налоговых правоотношений. В экономической литературе принято выделять следующие группы субъектов налогового контроля:

1.Контролирующие субъекты - признаются те государственные структуры, которые наделены контрольными полномочиями в сфере налогообложения.

2.Контролируемые субъекты (налогоплательщики, налоговые агенты). В качестве контролируемых субъектов выступают лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности перед бюджетной системой государства.

3.Факультативные субъекты (понятые, свидетели, эксперты). К факультативным субъектам относятся те лица, которые своими действиями способствуют осуществлению контрольных мероприятий в сфере налоговых правоотношений.

Объектом налогового контроля является разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности.

Функции налогового контроля подробно представлены на Рис. 8.

Рис. 8. Функции, реализуемые налоговыми органами в процессе осуществления налогового контроля

Налоговый контроль принято классифицировать последующим признакам:

1. В зависимости от времени проведения налоговый контроль подразделяется:

· предварительный - проводится до отчетного периода либо до принятия определенного решения, характеризуется профилактической и предупредительной направленностью;

· текущий - проводится во время отчетного периода и направлен на быстрое реагирование на происходящие изменения в финансовой деятельности налогоплательщиков;

· последующий - проводится после окончания отчетного периода в форме проверки бухгалтерско-налоговой и финансовой документации с целью оценки своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными лицами своих налоговых обязательств.

2. В зависимости от контролируемых субъектов налоговый контроль подразделяется:

· налоговый контроль организаций;

· налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;

· налоговый контроль физический лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

3. В зависимости от степени охвата предметов контроля:

· сплошной - проверке подвергаются все предметы контроля;

· выборочный - проверке подвергаются определенные группы предметов контроля.




4. В зависимости от источников получения информации-:

· документальный - проверка осуществляется по данным бухгалтерского и налогового учета;

· фактический - проверка осуществляется путем осмотра, пересчета, взвешивания, обмера.

5. По периодичности проведения налоговый контроль подразделяется:

· первоначальный;

К методам налогового контроля чаще всего относят: истребование документов; осмотр территорий и помещений; выемку документов и предметов; инвентаризацию; проведение экспертизы; опрос свидетелей; получение объяснений налогоплательщиков.

Формы налогового контроля

Под формой налогового контроля - подразумевается способ конкретного выражения и организации контрольных действий, осуществляемых субъектами налогового контроля на постоянной основе в отношении всех подлежащих контролю субъектов.

В соответствии с действующим законодательством налоговый контроль реализуется в следующих формах:

1) налоговые проверки (камеральная и выездная);

2) получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

3) проверка данных учета и отчетности;

4) осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

5) другие формы, предусмотренные законодательством (подп. 5 п. 2 ст. 1 НК РФ): учет организаций (ст. 83 НК Р); обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 85 НК РФ); обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 86 НК РФ) и др.

В соответствии с НК РФ, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных.

Следовательно, налоговый контроль реализуется в формах, которые представлены на рис.9.

Рассмотрим их более подробнее.

Налоговая проверка - форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства посредством сопоставления реального состояния финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика отчетным данным.

Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов - право налоговых органов на вызов налогоплательщиков (налоговых агентов и плательщиков сборов) для дачи пояснений закреплено в п.4 п.1 ст.31 НК РФ.

Рис. 9. Формы налогового контроля

Вызов осуществляется на основании письменного уведомления о вызове в налоговые органы налогоплательщиков, налоговых агентов или плательщиков сборов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием или перечислением) ими налогов, либо в связи с налоговой поверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Проверка данных учета и отчетности. Во время проведения любого вида налоговой проверки сотрудники налогового органа нередко сталкиваются с необходимостью получения документальных подтверждений тех или иных операций, совершаемых налогоплательщиком. Для выяснения истинного характера осуществляемых налогоплательщиком действий необходимо истребовать у него необходимую информацию, которая смогла бы стать доказательством правомерности его действий.

Осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) . Должностное лицо налогового органа, выполняющее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий и помещений налогоплательщика, в отношении которого производится налоговая проверка, а также документов и предметов. Осмотру могут подвергаться любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанные с содержанием объекта налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории независимо от места их нахождения.

При осуществлении любых форм налогового контроля важна не только внутренняя информация налогоплательщика, но и внешняя, которую специалисты налоговых органов получают из различных источников.

Такую информацию налоговые органы получают из внешних источников в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений об обмене информацией с контролирующими или правоохранительными органами, органами государственной власти или органов местного самоуправления.

Внешними источниками информации могут быть сведения таможенных органов, органов ГИБДД, банков, федеральных служб государственной регистрации, кадастра и картографии, сведения лица, располагающего данными о поставках или закупках товаров, письма, звонки, жалобы, рекламная информация из средств массовой информации и сети Интернет.

Помимо вышеназванных форм контроля в Налоговом кодексе может появиться новая форма налогового контроля, подразумевающая расширенное взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами – горизонтальный мониторинг.

Горизонтальный мониторинг - новый способ расширенного информационного взаимодействия налоговой службы с налогоплательщиком, основанный на доверии.

Этот сценарий контроля предусматривает организацию совместной работы налогоплательщика и налогового органа, в процессе которой первый в режиме онлайн сообщает второму обо всех своих налоговых рисках, как бы советуется во избежание ошибок и их следствия-штрафных санкций.

При реализации этого механизма налоговые органы получают доступ ко всей бухгалтерской информации фирмы, а взамен отказываются от ее проверок.

Горизонтальный мониторинг может быть введен только с согласия предприятия и оформлен заключением специального соглашения. В России практика такого вида начала апробироваться совсем недавно.

Предполагается, что применение метода горизонтального мониторинга также помогает сократить издержки на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков и перераспределить ресурсы налоговиков для усиления контроля в отношении недобросовестных.

В процессе налоговой проверки производятся следующие процедуры налогового контроля:

· истребование документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

· выемка документов, представляющая принудительное изъятие документов и предметов, которые были истребованы налоговым органом и по которым положения ст. 93 НК РФ нарушены налогоплательщиком;

· осмотр территорий, помещений, предметов и документов с целью изучения обстоятельств, имеющих значение для полноты налоговой проверки;

· инвентаризация с целью выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;

· экспертиза с целью установления подлинности документов, уточнения рыночной стоимости товаров, работ и услуг.

Главная > Реферат >Экономика

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. Ошибка: источник перёкрестной ссылки не найден

Глава 1. Общая характеристика налогового контроля в Российской Федерации………………………………………………………………………………5

Понятие, содержание налогового контроля…………………….……….…5

Цель и задачи налогового контроля в РФ…………………………………..7

Нормативно-правовые акты, регулирующие проведение налогового контроля………………………………………………………………………………..11

Глава 2. Налоговый контроль в системе государственного контроля и налогового права…………………………………………………………………….13

2.1. Формы, методы и виды налогового контроля ……………………….13

2.2. Проблемы налогового контроля в России.………………………. ….21

2.3. Пути реформирования налогового контроля в Российской Федерации………………………….…………………………………………………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………31

Регулярное финансирование деятельности государства и его муниципальных образований требует постоянного пополнения финансовых ресурсов в государственную казну. Происходит это в основном за счет уплаты организациями и физическими лицами налогов, сборов и других обязательных платежей. В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами плательщики обязаны уплачивать указанные денежные средства в установленных размерах и в определенные сроки.

Но, к сожалению, в практике, организации и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов, сборов и других платежей, а также уклонение от их уплаты в связи с рядом причин. Причем сегодня стало естественным уклонение от уплаты налогов, как законными - когда удается полностью или частично избежать налогообложение, не нарушая при этом действующего законодательства, так и незаконными способами. Это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недоимки в бюджет налогов и сборов. Но с другой стороны, ошибки в исчислении, а затем их отражение в налоговых декларациях могут оказаться результатом частых изменений в законодательстве.

Таким образом, в настоящее время, перед налоговыми органами стоит серьезные задачи - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. В связи с этим, я считаю, что тема курсовой работы весьма актуальна .

Практическая значимость исследования заключается в обосновании особой значимости налогового контроля в системе государственного финансового контроля. Отсутствие внимания к механизмам контроля в налоговой системе РФ может привести к негативным последствиям для государства: уменьшение налоговых платежей, потеря финансовой устойчивости страны, сокращение возможностей для дальнейшего развития и процветания. Таким образом, налоговый контроль является важнейшей частью государственного финансового контроля.

Целью данной курсовой работы является определение роли налогового контроля в системе государственного финансового контроля. На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:

· раскрытие базовых понятий налогового контроля;

· рассмотрение цели и задач налогового контроля;

· определение роли налогового контроля, как основного инструмента государственного финансового контроля;

· изучение действующих форм и методов налогового контроля.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Объектом курсовой работы является налоговый контроль.

Предметом курсовой работы выступает система государственного финансового контроля.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют
труды отечественных ученых по проблемам налогового контроля.

Правовой основой работы выступает, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ, Федеральные Законы, а также информационной основой – работы таких авторов, как:

Грачева Е.Ю., Качур О.В., Крохина Ю.А., Лермонтов Ю.М., Майбуров И.А., Тимошенко В.А и другие источники, а также средства массовой информации, статьи, сайты в сети Интернет, в частности сайт Министерства финансов РФ, сайт Федерального Казначейства, сайт Федеральной налоговой службы РФ.

Глава 1. Общая характеристика налогового контроля в Российской Федерации

1.1 Понятие, содержание налогового контроля

Налоговый контроль – это установленная законом совокупность приемов и способов государства, посредством налоговых органов, по обеспечению соблюдения налогового законодательства, проверки правильности исчисления, полноту и своевременности внесения налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном налоговым кодексом РФ. 1

Налоговый контроль является элементом финансового контроля и налогового механизма. Налоговые контрольные мероприятия охватывают всю систему налогообложения и осуществляются в разрезе отдельных налогов, групп налогоплательщиков, территорий, тем самым обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского и налогового учетов и отчетностей.

Налоги должны обеспечить поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства. 2

Одно из главных требований к налоговому контролю вытекает из известных принципов налогообложения – контроль должен приносить значительно больше средств, нежели затрачивается на его проведение (принцип дешевизны и эффективности налоговой системы). Только административные налоговые меры воздействия на экономику, по опыту, дают лишь кратковременный результат в плане увеличения налоговых сборов. На самом деле эти меры обычно провоцируют уход от уплаты налогов и сборов, переток капиталов за границу в ущерб российской экономике.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли). 3 Также могут проводиться и в других формах, предусмотренных Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Таможенным кодексом РФ (в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением объектов налогообложения через границу РФ), а также другим законодательными актами РФ.

1.2 Цель и задачи налогового контроля в РФ

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Это явление известно с древности как реакция на чрезмерный налоговый гнет.

Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Налоговое законодательство в соответствии с Гражданским кодексом РФ установило определенные сроки исковой давности.

Одной из главных целей налоговой политики является повышение эффективности налогообложения. 4

Итак, налоговый контроль должен стремиться к созданию совершенной системы налогообложения и достижению такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно. Наряду с основной целью налогового контроля выделяются также цели отдельных его направлений. Так, целью контроля за расходами физических лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных расходов получаемым доходам, а контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин – обеспечение полноты учета выручки денежных средств в организациях.

Вхождение России в систему «Интернет» и создание национальной электронной системы сбора и обработки данных облегчают проведение налогового контроля, поскольку существенно расширяется информационное поле о состоянии контроля на мировом уровне, становится доступными прогрессивные методы контроля и координация действий контроллеров разных стран. 5

Серьезную проблему для налогового контроля составляют межнациональные корпорации. Если между странами заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, то эти проблемы менее остры.

Содержание налогового контроля включает следующие задачи :

-проверку выполнения физическими лицами и организациями обязанностей по исчислению и уплате налогов;

-проверку постановки на налоговый учет и исполнение налогоплательщиками связанных с ним обязанностей;

-проверку правильности ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;

-проверку соответствия крупных расходов физических лиц их доходам;

-проверку исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;

-проверку соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;

-проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;

-проверку правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

-предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

-выявление проблемных категорий налогоплательщиков;

-выявление нарушителей налогового законодательства и привлечения их к ответственности;

-возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

1. В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности.

Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000.

С другой стороны, важнейшим условием стабилизации финансовой системы государства является обеспечение устойчивого сбора налогов и других обязательных платежей.

2. Финансовый контроль можно рассматривать как управленческую деятельность, имеющую свои методы, способы, формы реализации. Раскрытию сущности контроля способствует рассмотрение его во всех аспектах своего проявления. Однако определяющим назначение в обществе служит выявление его соотношения с государственным управлением. В этой связи представляется, что наиболее полной характеристике финансового контроля способствует рассмотрение его в системе схемы "цель - средство - результат". Составной частью финансового контроля выступает налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.

Задачами налогового контроля являются:

- наблюдение за подконтрольными объектами;

- прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;

- принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

- выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Целью государственного управления является достижение в обществе правового порядка, деятельности, строящейся в строгом соответствии с требованиями закона, которая закрепляется в нормативно-правовых актах. Для достижения названной цели государство организует проведение контроля во всех сферах и областях общественной жизни, в том числе в процессе осуществления финансовой деятельности. Следовательно, финансовый контроль выступает средством достижения одной из стоящих перед государством целей - установление правопорядка. Соответственно, целью финансового (налогового) контроля является также достижение правопорядка, а не только соблюдение законности, как принято говорить об этом в специальной литературе. Подобный подход не отражает всех аспектов финансового контроля, ограничивает его социальное назначение. Поскольку обеспечение законности является не конечной целью правового регулирования, а условием достижения стабильности, урегулированности правом различных общественных отношений, значит, и финансовый контроль не сводится только к тому, как субъекты финансовых отношений соблюдают законодательство страны. Учитывая противоречивый характер последнего, цели государства были бы упрощены и сведены лишь к некоей констатации того, имеет место правонарушение или нет. Функции налогового контроля, направление его деятельности позволяют ему выступать средством "обратной связи", дающим информацию о необходимости изменения законодательства, правоприменительной практики, информационной работы и т.д.

3. Налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере.

Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 85.

Полагаю, что в узком смысле слова налоговое администрирование можно определить как повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей. Некоторые авторы дают иное определение налогового администрирования, где под налоговым администрированием понимается комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках . На наш взгляд, данный подход к понятию налогового администрирования можно определить в широком смысле слова.

Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб., 2002.

Разновидностью налогового администрирования является юрисдикционная деятельность налоговых органов. Юрисдикционные полномочия налоговых органов, включающие в себя право рассмотрения по существу и вынесения обязательных решений по делам отнесенных к компетенции налоговых органов играют особую роль в реализации функций этих органов. Система таких юрисдикционных воздействий обеспечивает быстрое и простое, своевременное и эффективное наказание нарушителей . Налоговое администрирование осуществляется в определенном, урегулированном правом порядке, который основан на процессуальных нормах, создающих в своей совокупности различные виды производств. В нем выделяются: производство по назначению и проведению налоговых проверок; производство по предъявлению требования об уплате налогов; производство по взысканию недоимок с налогоплательщика; право по предоставлению налоговых отсрочек, рассрочек; право по делам о налоговых нарушениях и др.

О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений: Указ Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 г. N 36 // Советская Белоруссия. 2004. N 15.

Установление и соблюдение процессуального порядка реализации налогового администрирования позволяет усилить гарантии прав граждан и организаций и обеспечить объективное и беспристрастное рассмотрение дела о налоговом нарушении, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины всеми участниками финансовых отношений.

Из всего сказанного следует, что налоговое администрирование позволяет реализовать цели финансового контроля, обеспечивающих полноту формирования финансовой базы государства.

1. В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности.

Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000.

С другой стороны, важнейшим условием стабилизации финансовой системы государства является обеспечение устойчивого сбора налогов и других обязательных платежей.

2. Финансовый контроль можно рассматривать как управленческую деятельность, имеющую свои методы, способы, формы реализации. Раскрытию сущности контроля способствует рассмотрение его во всех аспектах своего проявления. Однако определяющим назначение в обществе служит выявление его соотношения с государственным управлением. В этой связи представляется, что наиболее полной характеристике финансового контроля способствует рассмотрение его в системе схемы "цель - средство - результат". Составной частью финансового контроля выступает налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.

Задачами налогового контроля являются:

- наблюдение за подконтрольными объектами;

- прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;

- принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

- выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Целью государственного управления является достижение в обществе правового порядка, деятельности, строящейся в строгом соответствии с требованиями закона, которая закрепляется в нормативно-правовых актах. Для достижения названной цели государство организует проведение контроля во всех сферах и областях общественной жизни, в том числе в процессе осуществления финансовой деятельности. Следовательно, финансовый контроль выступает средством достижения одной из стоящих перед государством целей - установление правопорядка. Соответственно, целью финансового (налогового) контроля является также достижение правопорядка, а не только соблюдение законности, как принято говорить об этом в специальной литературе. Подобный подход не отражает всех аспектов финансового контроля, ограничивает его социальное назначение. Поскольку обеспечение законности является не конечной целью правового регулирования, а условием достижения стабильности, урегулированности правом различных общественных отношений, значит, и финансовый контроль не сводится только к тому, как субъекты финансовых отношений соблюдают законодательство страны. Учитывая противоречивый характер последнего, цели государства были бы упрощены и сведены лишь к некоей констатации того, имеет место правонарушение или нет. Функции налогового контроля, направление его деятельности позволяют ему выступать средством "обратной связи", дающим информацию о необходимости изменения законодательства, правоприменительной практики, информационной работы и т.д.

3. Налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере.

Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 85.

Полагаю, что в узком смысле слова налоговое администрирование можно определить как повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей. Некоторые авторы дают иное определение налогового администрирования, где под налоговым администрированием понимается комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках . На наш взгляд, данный подход к понятию налогового администрирования можно определить в широком смысле слова.

Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб., 2002.

Разновидностью налогового администрирования является юрисдикционная деятельность налоговых органов. Юрисдикционные полномочия налоговых органов, включающие в себя право рассмотрения по существу и вынесения обязательных решений по делам отнесенных к компетенции налоговых органов играют особую роль в реализации функций этих органов. Система таких юрисдикционных воздействий обеспечивает быстрое и простое, своевременное и эффективное наказание нарушителей . Налоговое администрирование осуществляется в определенном, урегулированном правом порядке, который основан на процессуальных нормах, создающих в своей совокупности различные виды производств. В нем выделяются: производство по назначению и проведению налоговых проверок; производство по предъявлению требования об уплате налогов; производство по взысканию недоимок с налогоплательщика; право по предоставлению налоговых отсрочек, рассрочек; право по делам о налоговых нарушениях и др.

О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений: Указ Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 г. N 36 // Советская Белоруссия. 2004. N 15.

Установление и соблюдение процессуального порядка реализации налогового администрирования позволяет усилить гарантии прав граждан и организаций и обеспечить объективное и беспристрастное рассмотрение дела о налоговом нарушении, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины всеми участниками финансовых отношений.

Из всего сказанного следует, что налоговое администрирование позволяет реализовать цели финансового контроля, обеспечивающих полноту формирования финансовой базы государства.

Читайте также: