Роль налогов в рыночной экономике

Опубликовано: 14.05.2024

date image
2020-01-14 views image
165

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: - регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано: - регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. В условиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей организации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно? Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди не получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то пособие, как правило, исчисляется на основе предыдущих средних заработков за определенный период. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем .



Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя функция налогов - фискальная, т.е. изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, и самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения. Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности. Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель. Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Опыт США и других развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том, что налоговая система в основном является функцией двух аргументов - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный период. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи, требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.

Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям. Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне. Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний ускорил эту замену и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в условиях неопределенности экономических взаимоотношений с государством, с бюджетом. Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется государством. Повышение роли налогов в стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства. Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность.

Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов. Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране систему экономических отношений, основанную на действии, прежде всего закона стоимости. При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

На основании всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

1. Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.

2. В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

3. Система налогообложения, принятая законодательством - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.Всего функций пять:регулирующая, стимулирующая, распределительная, социальная и фискальная.

От стабильности налоговой системы напрямую зависит прибыль предприятия, в которой заинтересованно все общество, поскольку обеспечивает расширение и совершенствование производства на предприятии и в стране, что влечет за собой увеличение рабочих мест, рост доходов населения.

Список используемой литературы.

1.Пушкарёва В.М. Генезис категории «налог» в истории финансовой науки // Финансы. – 2002.

2. Ходов Л.Г. Налоги и налогов регулирование экономи­ки: Учеб. пособие. - М.: ТЕИС, 2003.

3.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.

4.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2000.

5.Иванова Н.Г., Вайс Е.А., Кацюба И.А.Налоги и налогообложение, схемы и таблицы, СПб., Питер., 2001.

6.Лыкова Л.Н., Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: «Бек»., – 2001.

7.Мамбеталиев Н.Т. Робоев М.Р. Налогообложение в странах Евроазиатского экономического сообщества и проблемы его гармонизации // Налоговый вестник. – 2001.

8.Маркс К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» П.Прудона. М.: Госполитиздат, 2001.

9.Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц. – М.: Издательство «Экзамен»., 2004.

[1] Маркс К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» П.Прудона. М.: Госполитиздат, 2001. – С.31

[2] Благих И.А. Экономические взгляды С.Ю.Витте // Сергей Юльевич Витте - Государственный деятель, реформатор, экономист. - М., 2001. - Ч.1. - С.179-208.

[3] Пушкарёва В.М. Генезис категории «налог» в истории финансовой науки // Финансы. – 2002. – №6. – С.23-25.

[4] Ходов Л.Г. Налоги и налогов регулирование экономи­ки: Учеб. пособие. - М.: ТЕИС, 2003, с.56.

[5] Ходов Л.Г. Налоги и налогов регулирование экономи­ки: Учеб. пособие. - М.: ТЕИС, 2003, с.61.

[6] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. С. 371, 589

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, рассмотрение главных элементов налоговой системы и роли ее в экономике. Представляется необходимым охарактеризовать основные моменты налоговой системы РФ. Так же проанализировать функционирование налоговой системы на предприятии.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы налогов и налоговой системы в рыночной экономике 4
1.1. Налоги: понятие, сущность, виды 4
1.2. Принципы налогообложения и построение налоговой системы 8
1.3. Роль налогов в рыночной экономике 18
2. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации 21
2.1. Налоговая ответственность 21
2.2 Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств 24
3. Анализ функционирования налоговой системы на примере МУП ЖКХ «Южное» 29
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
3.2 Анализ учётной политики предприятия 33
Заключение 38
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа №1. Налоги в рыночной экономике.docx

1. Теоретические основы налогов и налоговой системы в рыночной экономике 4

1.1. Налоги: понятие, сущность, виды 4

1.2. Принципы налогообложения и построение налоговой системы 8

1.3. Роль налогов в рыночной экономике 18

2. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации 21

2.1. Налоговая ответственность 21

2.2 Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств 24

3. Анализ функционирования налоговой системы на примере МУП ЖКХ «Южное» 29

3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29

3.2 Анализ учётной политики предприятия 33

Список литературы 40

Введение

Посредством налогообложения изымаются финансовые средства предприятий и граждан в бюджет государства и регулируются условия производства и реализации товаров и услуг. Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций. Вся совокупность законов и правил, регламентирующих уплату налогов в данной отрасли, сфере хозяйства или регионе создают своеобразный «налоговый климат», который необходимо принимать во внимание при выборе сферы бизнеса и его текущей реализации.

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения в экономике в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, рассмотрение главных элементов налоговой системы и роли ее в экономике. Представляется необходимым охарактеризовать основные моменты налоговой системы РФ. Так же проанализировать функционирование налоговой системы на предприятии.

В работе использованы не только теоретические работы, но и определенные законы, имеющие практическое значение и регламентирующие налоговую систему России.

1. Теоретические основы налогов и налоговой системы в рыночной экономике

1.1. Налоги: понятие, сущность, виды

Налог – обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством.

Налоги одно из важнейших понятий экономической науки, являющееся экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений, и в силу этого в экономической теории их следует рассматривать как проблему налогообложения в целях определения их места в экономической системе. Вместе с тем проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог – понятие не только экономическое, хозяйственное, правовое, социальное, философское и историческое, но прежде всего понятие финансовой науки, жестко связанное с категориями «государство», «бюджет государства».

Налоги являются экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они меняются вместе с развитием государства.

В современном понимании налог – это обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных. [2 ст.13].Все налоги содержат следующие элементы:

  • объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;
  • субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • источник налога –доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог);
  • ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
  • налоговая льгота – снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога.

Налоги в зависимости от порядка взимания подразделяются на:

  • прямые – налоги, которые взимаются непосредственно с прибыли или имущества налогоплательщика (налог на прибыль, имущество, госпошлина, подоходный налог);
  • косвенные – налоги, которые включаются в цену товара в виде определенной надбавки; эти налоги оплачивают потребители товаров, и вносятся в бюджет продавцами товаров, которые выступают посредниками между государством и фактическими плательщиками налогов.

Прямые налоги подразделяются на:

  • реальные – налоги на имущество (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог);
  • личные – налоги на доход или прибыль плательщика (налог на прибыль, НДФЛ).

Косвенные налоги подразделяются на:

  • налог на добавленную стоимость – это универсальный косвенный налог, он устанавливается в процентах от стоимости товара, оплачивают все потребители продукции;
  • фискальная монополия – (взимаются при государственной монополии на производство и реализацию товара массового потребления – алкогольная, табачная продукция и т.д.). Уплачивается при получении лицензии, сертификата на данный вид деятельности;
  • таможенная пошлина – налоги, взимаемые государством с провозимых через границу товаров;
  • акцизы – это косвенный налог на отдельные товары, устанавливается решением правительства в виде надбавки к цене товара. Акцизы действуют в РФ по Налоговому кодексу РФ (вступил в силу с 01.01.2005 г.) на целый ряд товаров широкого потребления: спирт этиловый, спиртосодержащая и алкогольная продукция, вино, пиво, табачные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья.

По принадлежности к уровню власти и управления налоги подразделяются на:

  • федеральные, которые представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
  • налоги субъектов РФ (региональные налоги) – это обязательные платежи, право, устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
  • местные налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

По полноте прав налоги подразделяются на:

  • закрепленный налог, представляющий собой налог, который полностью в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступает в соответствующий бюджет, за которым он закреплен;
  • регулирующий - это налог, используемый для регулирования поступлений в бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на определенный период времени или на налоговый период.

По методу обложения (от ставки) налоги подразделяются на:

  • прогрессивные;
  • регрессивные;
  • пропорциональные;
  • линейные;
  • дифференциальные;
  • ступенчатые;
  • твердые.

В основе классификации лежит признак взимания определенного процента налоговой ставки.

По способу обложения налоги подразделяются на:

  • кадастровые;
  • декларационные;
  • налично-денежные;
  • безналичные.

В основе классификации заложен признак взимания налога по способу обложения налогом налогоплательщика.

По назначению налоги подразделяются на:

  • общие налоги, которые обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образования;
  • целевые налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды.

Из приведенного списка классификационных признаков видно, что не представляется возможным выделить один или небольшую группу признаков, по которым все виды существующих налогов можно было бы отнести к той или иной группе или свести их в единую группы. [1,ст. 3].

1.2. Принципы налогообложения и построение налоговой системы

В теоретическом плане принципам организации налогов уделяли значительное внимание зарубежные экономисты Юсти, Вери, Мирабо, А.Смит, А.Вагнер, М.Такер и др. Адам Смит сформировал четыре основополагающих принципа налогообложения: поданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно своему доходу; налог, уплачиваемый субъектом налога, должен быть точно определен; каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как это удобно плательщику; каждый налог должен быть разработан с учетом того, что может заплатить налогоплательщик.

А.Вагнер считал, что налогообложение должно базироваться на принципах: достаточности и подвижности, учете финансово - технических и народно-хозяйственных условий, справедливости или всеобщности и равнонапряженности. Он выделял следующие из принципов:

    • финансовые: достаточность обложения и подвижность;
    • народно-хозяйственные: выбор источника обложения, действие налога на налогоплательщика, кто действительно облагается налогом;
    • справедливости: общность обложения и равномерность;
    • налогового управления: определенность обложения, удобство платежа и минимум издержек при взимании налога.

М.Такер выделял принципы: уровня доходности; однократности обложения; обязательности уплаты; простоты, понятности и удобства системы налогообложения; гибкости системы; возможности системы по перераспределению ВВП.

В настоящее время основные принципы российской налоговой системы, вобравшей в себя мировой опыт, закреплены в Конституции РФ и в ч. I НК РФ.

Принципы как исходные, основополагающие положения любого процесса и системы позволяют характеризовать налоговую систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям и критериям в интересах оптимизации, эффективности и экономической целесообразности построения новой системы.

Принципы, лежащие в основе налогообложения, можно разделить на две группы:

  • принципы, определяющие отношение субъекта налога к налогообложению вообще;
  • принципы, определяющие построение налоговой системы в частности.

Среди множества принципов, положенных в основу налогообложения, можно выделить наиболее характерные, существенные, к которым можно отнести следующие:

  • однократность обложения объектов налоговыми платежами;
  • всеобщность охвата налогообложением или обязательность уплаты налога;
  • безвозмездность отчисления (изъятия) части дохода у субъекта налога в бюджет соответствующего территориального образования;
  • добровольность уплаты и исчисления налога;
  • установление минимума, свободного от обложения налогом;
  • возвратность налога субъекту налога;
  • территориальность налогообложения;
  • умеренность распределения налогов;
  • равномерность распределения налогов;
  • справедливость налогообложения;
  • социальная справедливость налогообложения;
  • пропорциональность взимания налога;
  • прогрессивность взимания налога;
  • дифференцированность взимания налога;
  • регрессивность взимания налога;
  • самообложение налогом;
  • резидентство или территориальность проживания субъекта налога;
  • сбалансировать финансовые интересы государства и налогоплательщика;
  • минимизация поступления налоговых средств в бюджет для покрытия расходов.

Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом (сбором) только одного вида и только один раз за установленный законом налоговый период. В практике налогового законодательства, в том числе России, данный принцип не соблюдается. В частности, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, являясь косвенными видами налогов, дублировали друг друга, и оба налога взимались с одного и того же объекта налогообложения. В настоящее время налог с продаж не существует.

1.2. Роль налогов в рыночной экономике.

Проведение рыночных преобразований в экономике немыслима без создания эффективной системы налогообложения. Эта система - основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании доходов бюджета, ограничении роста цен и торможении инфляции во всех странах с социально-рыночной экономикой. Выражая экономические интересы участников воспроизводственных процессов налоговая система обеспечивает их равновесие, а тем самым и общественный прогресс.

Активность налоговой системы выражается в выполнении ею функций.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Чем совершенней синтез функций, тем более доступна налоговая система для населения.

Налоги реализуют фискальную, регулирующую, стимулирующую, распределительную и контрольную функции.

Фискальная функция является исторически первой. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборотный, социальных, природоохранных и др.).

Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект. Фискальная функция налогов показывает обязанности налогоплательщиков перед государством.

Другая важная функция - регулирующая. Она выражается в использовании государством налогов для воздействия на процесс общественного воспроизводства. Необходимость налогового регулирования обусловлена объективными особенностями рыночного механизма, его неспособностью предотвращать негативное воздействие экономики на экологию, эффективно удовлетворять потребность в специфических товарах и услугах. Маневрируя налоговыми ставками и льготами, изменяя условия налогообложения, вводя один и отменяя другие налоги, государство создает условия для развития отстающих отраслей хозяйства.

Государственное регулирование осуществляется в двух направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений;

- регулирование развития народного хозяйства.

При более детальном рассмотрении регулирующих воздействий налогообложения на экономику можно отметить, что это:

1) Средство стабилизации экономики.

Суть стабилизационной политики состоит в том, что государство может использовать различные финансово-бюджетные рычаги в соответствующих фазах экономического цикла. В фазе оживления и подъема - усиливать налогообложение, искусственно сдерживая спрос и уменьшать государственные расходы, создавая резервы, а по мере приближения спада - стимулировать деловую активность путем уменьшения налогового изъятия и увеличения государственных расходов за счет создания резервов.

Для выравнивания циклических колебаний могут использоваться встроенные стабилизаторы: автоматические - прогрессивное подоходное налогообложение (налоговые поступления колеблются автоматически, изменяясь от величины доходов и налоговых ставок), а также некоторые, привязанные к динамике соответствующих макроэкономических показателей, бюджетные расходы; и управляемые - разнообразные налоговые и иные финансовые бюджетные методы.

2) Регулятор накопления.

Использование налоговых скидок на инвестиции (инвестиционный кредит, системы ускоренной амортизации и изменение методов амортизационных списаний стоимости основного капитала компаний, а также другие меры могут создавать благоприятный климат для новых инвестиций.

3) Выравнивание доходов.

Государство, используя прямые налоги (подоходный налог, налог с наследства и дарения, взимаемые по прогрессивным ставкам), с одной стороны и трансфертные платежи - с другой, может сглаживать имущественное неравенство, перераспределять доходы “богатых” к “бедным”. Граждане и частные предприятия, уплачивая налоги, могут получать взамен услуги общественного сектора, а также различные пособия, например, пособия на детей, пенсии, пособия по безработице и др. трансферты.

4) Регулятор производства и потребления.

Так, например, маневрируя ставками налога на прибавочную стоимость и устанавливая индивидуальные акцизы, правительства могут оказывать воздействие на уровень потребления отдельных товаров, а следовательно, и на уровень их производства.

5) Стимулирование экспорта.

Применение системы таможенных пошлин, льготного налогообложения экспортного производства позволяют создавать благоприятные условия для производства и экспорта соответствующих товаров.

6) Регулирование природоохранной деятельности.

Так, например, сокращению загрязнения окружающей среды способствует применение систем ускоренной амортизации очистного или экологического оборудования, предоставление налоговых льгот предприятиям, проводящим природоохранные мероприятия.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народохозяйственных программ. Регулирующая функция показывает обязанности государства перед налогоплательщиками. Следовательно, выражает разные стороны налоговых отношений, обе функции - фискальная и регулирующая - выступают в единстве: обязанности налогоплательщиков перед государством оборачиваются обязанностью государства перед налогоплательщиками.

Стимулирующая функция. В современных условиях стимулирование экономических процессов через налоговую систему осуществляется с помощью таких инструментов, как налоговые льготы (в США их насчитывается более 100, в Великобритании - около 80). Налоговые льготы выражаются в пониженных ставках налогообложения для некоторых предприятий (в основном связанных с научнотехническим прогрессом); в виде налоговых кредитов (вычетов из величины первоначальных налогов), в также в отсрочке уплаты налога или полном освобождении от налогов (в основном малых предприятий и вновь образованных).

Льгот по налогам в законодательства РФ о налогах занимают значительный удельный вес. Разделы о льготах по налогам содержит любой соответствующий закон: о налоге на прибыль, о налоге на добавленную стоимость, о налоге на имущество, о других видах налогов. Цели предоставления налоговых льгот заложены в каждом законе, ими являются стимулирование развития производства в целом, отдельных отраслей народного хозяйства, защита социально незащищенных групп населения РФ, привлечение иностранного капитала, расширение инвестиций в производственную сферу.

Больше всего возникает проблем при применении льгот по налогу на прибыль. Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

- финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;

- благотворительной деятельности в социально культурной и природоохранной сферах.

Среди плательщиков полностью освобожденными от налога на прибыль являются сельскохозяйственные предприятия по прибыли, которую они получат от производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Доля всех остальных в составе налогооблагаемой прибыли не учитывается та доля прибыли, по которой предоставляется льгота.

Распределительная функция. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных программ - как производственных так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экологических и других.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат. В современных условиях значительные средства должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Распределительная функция налоговой системы носит также ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Благодаря ей оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщик (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения не вносятся; состав налоговой системы должен быть стабилен в течение нескольких лет. Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения в виду его незаконности, преследуется государством.

Известно, что эффективно функционирующая рыночная экономика невозможна без развития малого бизнеса так как крупные предприятия плохо приспособлены к конкуренции, не обладают характерной для рынка гибкостью. Поэтому государство должно способствовать развитию малого бизнеса, поддерживать его, используя налоговую систему, как стимулятор.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

С помощью фискальной функции создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги являются активным участником перераспределительных отношений и оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, усиливая или ослабляя накопление капитала. Принципы построения налоговой системы эволюционируют вместе с рыночным хозяйством, изменяя свое содержание, однако основные принципы налогообложения желательны в любой экономической системе.

Всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы.

Стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

Обязательность - принудительность налога и неизбежность его выплаты.

Социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Легитимность - законодательно утвержденный размер налогов и порядок их взимания.

Объективность и системность - необходимость аккумуляции денежных средств для выполнения государством общественных защитных, хозяйственных и социальных функций.

Эффективность - превышение сумм налогов над затратами на их взимание и использование.

Сумма собранных налогов тесно связана с размером налоговых ставок. Повышение налоговых ставок только до определенного момента может вести к росту суммы собранных налогов Дальнейшее повышение налоговых ставок сверх определенного уровня может подорвать стимулы к деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений уменьшается. Зависимость налоговых поступлений от ставок налогов исследовал экономист А. Лаффер и выразил эту зависимость в "кривой Лаффера"

Налоги выполняют пять важнейших функций:

1.Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция)

2.Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

.Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию (фиск - государственная казна) - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Каковы бы ни были формы и методы регулирования, центральное место в системе регулирования принадлежит налогам. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Контрольная функция налогов.

Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление этой функции, ее полнота и глубина, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как они все переплетаются и осуществляются одновременно.

В рыночной экономике налоги играют важную роль. Без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика. Невозможно представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством. Центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя один и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Средство оказания содействия малому бизнесу – особые льготные условия налогообложения.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки финансовых операций и т.п. Неопределенность – враг предпринимательства. [1]

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству – и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявленным к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы вносятся необходимые изменения.

Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране.

Принципы как исходные, основополагающие положения любого процесса и системы позволяют характеризовать налого­вую систему с различных сторон, анализировать ее по различ­ным показателями и критериями в интересах оптимизации, эф­фективности и экономической целесообразности построения но­вой системы.

Принципы, лежащие в основе налогообложения, можно разделить на две группы:

- принципы, определяющие отношение субъекта налога к налогообложению вообще;

- принципы, определяющие построение налоговой систе­мы в целом.

Среди множества принципов, положенных в основу налогооб­ложения, можно выделить наиболее характерные, существенные:

- однократность налогообложения объектов налоговыми платежами;

- всеобщность охвата налогообложением или обязатель­ность уплаты налога;

- безвозмездность отчисления (изъятия) части дохода у субъекта налога в бюджет соответствующего территориально­го образования;

- добровольность уплаты и исчисления налога;

- возвратность налога субъекту налога;

- социальная справедливость налогообложения;

- пропорциональность взимания налога;

- прогрессивность взимания налога;

- дифференцированность взимания налога;

- регрессивность взимания налога;

- резидентство или территориальность проживания субъ­екта налога;

- минимизация поступления налоговых средств в бюджет для покрытия расходов и др.

Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться нало­гом (сбором) только одного вида и только один раз за установ­ленный законом налоговый период. В практике налогового за­конодательства, в том числе России, данный принцип не соблю­дается. В частности, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, являясь косвенными видами налогов, дублируют друг друга, и оба налога взимаются с одного и того же объекта налогообложения.

Принцип всеобщности охвата налогами или обязательности участия каждого гражданина государства, являющегося субъ­ектом налога, в поддержании государства частью своего дохода означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно пере­давать государству часть своих доходов в соответствии с законо­дательными нормами.-

Принцип безвозмездности отчисления (изъятия) части до­хода субъектом налога в бюджет соответствующего территори­ального образования означает, что налогоплательщик передает часть личного дохода государству безвозмездно и из этой части никакая часть не возвращается субъекту налога и никакие льго­ты ему не предоставляются взамен уплаты налога.

Принцип добровольности уплаты налога не является по своей сути добровольным, а носит не только обязательный, но и принудительный характер.

Добровольность можно рассматривать только под углом зрения добровольности исчисления сумм платежей по налогам в соответствии с налоговым законодательством. И, следовательно, данный принцип не может быть положен в качестве принци­па в систему налогообложения, хотя он и указывается в Налого­вом кодексе РФ.

Принцип возвратности или обеспеченности государством определенной части населения определенным набором «неде­лимых благ» (в виде пенсий, пособий, стипендий и т. д.) за счет налогов, поступающих в соответствующий бюджет территори­альных образований, означает, что налоги должны быть ис­пользованы во благо общества и государства, в их интересах, но никоим образом не в ущерб обществу и экономическому раз­витию государства.

Принцип территориальности налогообложения субъектов налога как юридических и физических лиц означает, что налогом облагаются только те доходы (объекты налогообложения) налого­плательщиков, которые связаны с деятельностью на территории данного государства, а доходы, полученные ими за пределами территории данного государства, налогами не облагаются. Одна­ко данный принцип не соблюдается ни одним из государств.

Принцип справедливости налогообложения субъектов на­лога означает, что каждый налогоплательщик должен платить с дохода только законно установленную часть своего дохода. Принцип справедливости не носит дискриминационного харак­тера по отношению к субъекту налога. Принцип справедливос­ти требует недопустимости установления дифференцированности ставок для отдельных субъектов налога, предоставления льгот отдельным налогоплательщикам или группам в зависимо­сти от форм собственности, гражданства или местопроисхождения капитала или предоставления аналогичных льгот отдель­ным территориальным образованиям.

Принцип социальной справедливости налогообложения по отношению к субъектам налога означает, что граждане с большими доходами должны нести большее налоговое бремя, чем граждане с малыми доходами, в том числе с учетом налого­вых льгот, что будет способствовать улучшению общего благосостояния наиболее малообеспеченной части населения государства. Критерием принципа может выступать платежеспособность субъекта налога, то есть соразмерность взимаемых платежей ре­альным доходам с учетом семейного прожиточного минимума и возможностей нести налоговое бремя платежей в фонд госу­дарства.

Принцип пропорциональности взимания налогов с субъек­та налога означает, что с каждого налогоплательщика взимает­ся единый процент налога с предмета обложения (дохода), то есть взимание налога производится в равных долях от дохода. Например, годовой доход субъектов налога составляет: перво­го - 30 тыс. руб., второго - 250 тыс., третьего - 2 млн., но со всех налогоплательщиков взимается по 13% подоходного налога. Данный принцип находится в противоречии с принципом соци­альной справедливости.

Принцип прогрессивности взимания налогов с субъектов налога означает, что с ростом доходов налогоплательщиков рас­тет и процент изъятия, образуя шкалу ставок с прямой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения (доход), а сложная - деление объекта обложения на части, из ко­торых каждая последующая часть облагается повышенной став­кой. Принцип прогрессивности находится в противоречии с принципом пропорциональности, но не противоречит принци­пу социальной справедливости.

Принцип дифференцированности взимания налогов с субъ­ектов налога предусматривает установление дифференцирован­ных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения капитала, носит дискриминационный характер и находится в противоре­чии с принципом пропорциональности взимания налогов.

Принцип регрессивности взимания налогов с субъектов нало­га означает, что процент изъятия налога сокращается по мере уве­личения дохода. Принцип находится в противоречии с принци­пом справедливости взимания налогов и другими принципами.

Принцип самообложения заключается в том, что субъект налога самостоятельно подсчитывает сумму налога с учетом всех вычетов налоговых окладов (льгот), разрешенных законодатель­ством, заполняет декларацию (баланс) и представляет ее в нало­говый орган, самостоятельно уплачивает оценочную сумму нало­га, а налоговый орган контролирует правильность уплаты.

Принцип соразмерности взимания налога с дохода субъек­та налога означает, что налог с дохода налогоплательщика не должен взиматься, если его доход не превышает прожиточно­го (семейного) минимума. Принцип находится в согласии с принципом социальной справедливости.

Принцип резиденства или территориальности проживания субъекта налога предусматривает деление всех налогоплатель­щиков на резидентов и нерезидентов (резидент - физическое ли­цо, проживающее более 6 месяцев на территории государства), то есть в системе налогообложения действует принцип прожива­ния или нахождения субъекта налога на территории данного го­сударства. Резиденты подлежат налогообложению по всем ис­точникам доходов, полученных в своей стране и за рубежом, а нерезиденты - платят налоги с источников дохода, получен­ных на территории только данной страны.

Принцип необходимого минимума поступлений средств от субъектов налога в бюджет соответствующего территориаль­ного образования для покрытия расходов заключается в том, что сумма собираемости по всем видам налогов в бюджеты соот­ветствующих территориальных образований должна удовлетво­рять требованию выполнения данным территориальным образо­ванием своих задач (функций), то есть, обеспечивать все необхо­димые расходы, связанные с обеспечением общества и выполне­нием планов развития экономики. Критерием принципа может выступать сумма собираемости налогов, поступающая в бюджет и идущая на покрытие расходов:


где Дб – общая сумма бюджета соответствующего террито­риального образования, необходимая для выполнения им своих задач (функций);

Дд – сумма средств, поступающая в бюджет соответствую­щего территориального образования за счет налоговых поступ­лений;

ДНР – расчетная сумма средств, поступающая в бюджет со­ответствующего территориального образования за счет налого­вых поступлений с субъектов налога;

Дс – реальная сумма налогов, поступающая в бюджет соот­ветствующего территориального образования с учетом собирае­мости налогов с субъектов налога;

Кc — коэффициент, учитывающий собираемость налогов на­логовыми органами;

ДСmin - минимально необходимая сумма собираемости на­логов со всех видов налогов и субъектов налога, необходимая для поступления в бюджет соответствующего территориального образования и обеспечивающая выполнение им своих задач (функций).

Данный принцип является основным для установления оп­ределенного количества видов налогов и их налоговых ставок в государстве, определения объектов налогообложения и субъ­ектов налога.

Проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог - понятие не только экономическое, правовое, социальное, философское и историческое, но и понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией "государство".

Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства.

В современном понимании налог - это обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

Признаками налога являются:

- императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;

- смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

- безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;

- легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.

Налоги как экономическую категорию, следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков).

Налоги исторически являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества. По своей сути налоги являются одним из самых доходных источников накопления казны, которые, во-первых, безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, являются той его частью, на которую государство не затрачивает средств. Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством эксплуатации общества и по своей сути выступают одним из элементов грабежа (безвозмездно изымается часть дохода). Особенно это характерно в условиях возрастания налогового бремени (увеличение числа налогов, расширение круга налогоплательщиков, расширение налоговой базы, повышение налоговых ставок и т.д.).

С точки зрения формирования бюджетов (федерального, субъектов федерации и местных), налоги - есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач (функций), возлагаемых на государство, а именно:

- удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем и т.д.;

- регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развитие инфраструктуры;

- решение вопросов освоения новых технологий, программ и производств;

- обеспечение международных договорных обязательств и т.д.

Функции налогов заложены в их сущности, проявляющиеся в способе действий или непосредственно через их свойства. Налогам свойственны две основные функции:

- экономическая или регулирующая.

Фискальная функция - предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти. Фискальная функция налогов является главной, основополагающей, т.к. именно она формирует основную часть бюджета.

Экономическая или регулирующая функция налогов заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т.е. регулируют рыночные отношения в государстве.

Вместе с тем налоги - одно из основных противоречий между налогоплательщиком как субъектом налога или обществом в целом, с одной стороны, и государственной властью, с другой стороны, в основе которого лежит принцип принудительного изъятия части дохода субъекта налога, приводящего к ухудшению его материального положения и порождению социального неравенства между различными группами налогоплательщиков (граждан в целом).

Иначе, изъятие части дохода у субъекта налога приводит к возникновению противоречия между потребностями государства в увеличении налоговых доходов в целях формирования бюджета и выполнения им своих функций и нежеланием налогоплательщиков безвозмездно отдавать часть своих доходов, ухудшающих их материальное положение. Данное противоречие является основным при формировании налоговой системы и принятии законодательной налоговой базы любым государством. Это противоречие внешнее по отношению к самой налоговой системе. Существуют и внутренние противоречия, заложенные в самой структуре налоговой системы.

Во-первых, многочисленность видов налогов и высокий уровень налогообложения не способствуют развитию экономики или производительных сил, побуждают хозяйствующие субъекты изыскивать возможные способы и изобретать различные механизмы уклонения от налогового бремени, в результате чего бюджет не дополучает огромные суммы денежных средств, снижается уровень собираемости налогов, растет недоимка и преступность, то есть усиливается противоречие между налогоплательщиком и развитием собственных производств самим налогоплательщиком.

Во-вторых, несправедливое распределение налогового бремени между различными группами налогоплательщиков ведет к возникновению противоречия между ними. В частности, неодинаковый уровень доходов может сопровождаться одинаковым уровнем (ставкой) обложения или предоставление отдельным группам и налогоплательщикам различных льгот ставит в неравные условия налогоплательщиков на едином экономическом пространстве и в конечном счете усиливает противоречие между самими налогоплательщиками.

В-третьих, многоуровневая налоговая система перераспределения налоговых ставок между федеральным бюджетом, региональными и местными бюджетами, с одной стороны, и между бюджетами регионов усиливает противоречие в сфере разделения налогов и налоговых ставок по уровням бюджетных систем.

В-четвертых, анализ видов налогов и их структуры (элементов налогов) свидетельствует, что введение новых налогов (при неизменном количестве ранее принятых) ведет к росту цен на товары (продукты), особенно облагаемые данным видом налога, а бремя налогов распределяется в конечном счете между продавцом и покупателем с учетом соотношения спроса и предложения; повышение налоговых ставок ведет к сокращению поступлений налогов в бюджет ввиду усиления тенденций ухода налогоплательщиков от уплаты налога и т.д., что в последующем приводит к усилению противоречия между налогоплательщиком и системой власти.

Разрешение приведенных противоречий имеет особую актуальность не столько в теоретическом, сколько в практическом плане. Вопрос состоит в том, каким должен быть уровень налоговых изъятий, чтобы воздействие на экономические процессы в обществе осуществлялись с максимально возможным положительным эффектом, то есть чтобы противоречия были минимальны или сведены до оптимального уровня. Эта задача должна решаться совместными усилиями законодательных и исполнительных органов государственной власти, с одной стороны, и экономической наукой, с другой стороны.

Читайте также: