Письмо о налоге на имущество организаций

Опубликовано: 26.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 июля 2020 г. N 03-05-05-01/62338 Об особенностях уплаты налога на имущество организаций

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на имущество организаций и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщается, что с 1 января 2020 года в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое па балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость имущества), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

В этом случае налог на имущество организаций исчисляется в отношении объекта недвижимого имущества с даты постановки его на учет в качестве основного средства по правилам ведения бухгалтерского учета.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения также признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.

Таким образом, в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения (учтенных на балансе как в качестве основных средств, так и в качестве других активов), налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты недвижимого имущества поименованы в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

Кроме того, в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, необходимо, чтобы эти объекты были также поименованы в определяемом в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на соответствующий налоговый период (далее - Перечень).

Поэтому налог на имущество организаций в отношении указанных в статье 378.2 Кодекса объектов недвижимости исчисляется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса с учетом даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости.

Если объекты недвижимого имущества не поименованы в законе субъекта Российской Федерации (или Перечне в рамках пункта 7 статьи 378.2 Кодекса), то такие объекты подлежат обложению налогом на имущество организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса исходя из балансовой (остаточной) стоимости, если они учитываются в качестве основных средств.

По вопросу применения Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" в соответствии со статьей 34.2 Кодекса следует обращаться в финансовый орган Санкт-Петербурга.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

В отношении недвижимости, принадлежащей организациям на праве собственности или хозяйственного ведения (учтенной как в качестве основных средств, так и в качестве других активов), налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, если объекты поименованы в законе региона.

Налог на имущество организаций исчисляется с учетом даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости.

Если объекты не поименованы в законе региона или региональном перечне, то они облагаются налогом на имущество организаций исходя из балансовой (остаточной) стоимости, если учитываются в качестве основных средств.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 14 декабря 2020 г. N БС-4-21/20578@

ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО

ОРГАНИЗАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ЛИЗИНГОВОГО ИМУЩЕСТВА

Направляем для сведения письмо Минфина России от 11.12.2020 N 03-05-04-01/108908 о порядке исчисления лизингополучателем налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении учтенного на балансе в качестве основных средств предмета лизинга (объекта недвижимого имущества), полученного по договору финансовой аренды (лизинга).

Доведите настоящую информацию до сотрудников нижестоящих налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций, включая проведение камеральных налоговых проверок.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 декабря 2020 г. N 03-05-04-01/108908

Департамент налоговой политики совместно с Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности, валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов рассмотрел письмо по вопросу исчисления лизингополучателем налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении учтенного на балансе в качестве основных средств предмета лизинга (объекта недвижимого имущества), полученного по договору финансовой аренды (лизинга), и сообщает.

Из пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) следует, что по договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю.

Исходя из пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 164-ФЗ лизингополучатель обязуется уплачивать лизингодателю лизинговые платежи, под которыми понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

В соответствии со статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01), согласно которому основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

При этом установлено, что первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством).

Согласно Указаниям об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденным приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15 (далее - Указания N 15), если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю в сумме затрат, связанных с получением лизингового имущества, и стоимости поступившего лизингового имущества отражается на счете 01 "Основные средства".

Исходя из взаимосвязанных положений Федерального закона N 164-ФЗ, ПБУ 6/01 и Указаний N 15, стоимость, по которой лизинговое имущество приходуется лизингополучателем на его баланс, определяется лизингополучателем как общая стоимость лизинговых платежей по договору лизинга, а в случае, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю - выкупная цена предмета лизинга (включающая лизинговые платежи).

Вопрос: О порядке налогообложения налогом на имущество организаций имущества организации, применяющей УСН.

Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 19.03.2021 о порядке налогообложения налогом на имущество организаций (далее - налог) имущества организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и рекомендует учитывать следующее.

Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).

Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 Кодекса, определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.

Налоговая база по налогу определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, следующих объектов недвижимого имущества:

- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса);

- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса);

- жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса).

Согласно вышеуказанным нормам статей 374, 375 и 378.2 Кодекса, указанные в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объекты недвижимости, принадлежащие организации на праве собственности или праве хозяйственного ведения, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, при условии, если указанные объекты поименованы в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Кодекса, и в случае наличия кадастровой стоимости.

При этом условием налогообложения по кадастровой стоимости объектов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, является включение их уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).

В соответствии с абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным статьей 378.2 Кодекса, до включения его в Перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Учитывая изложенное, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, признается налогоплательщиком налога в отношении следующих объектов недвижимого имущества, принадлежащих организации на праве собственности или праве хозяйственного ведения:

- включенных в Перечень;

- указанных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 Кодекса;

- указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 386 Кодекса установлена обязанность налогоплательщиков по истечении налогового периода представлять налоговую декларацию по налогу.

Настоящие разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

Если вы хотите в 2021 году сдавать единую отчетность по налогу на имущество организаций, то, заполняя уведомление для ИФНС, укажите в нем правильный год. Иначе уведомление придется подавать заново.

Кому разрешено отчитываться единой декларацией

В общем случае организации обязаны отчитываться по налогу на имущество по местонахождению каждого объекта недвижимости (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Но в некоторых случаях компания, у которой есть несколько объектов недвижимости, вправе сдать единую декларацию или единый расчет по налогу на имущество (п. 1.1 ст. 386 НК РФ).

Сделать это можно в том случае, если все объекты находятся на территории одного субъекта РФ, в бюджет которого налог на имущество зачисляется полностью.

Сдавать единую декларацию по налогу на имущество можно в том случае, если все объекты находятся на территории одного субъекта РФ, в котором отсутствует закон, устанавливающий нормативы отчислений от налога на имущество организаций в местные бюджеты.

Еще одно условие: подавать единую декларацию (расчет) разрешено только в отношении объектов, налог по которым рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости.

Что пишут в уведомлении

Порядок представления единой отчетности следует предварительно согласовать с региональным управлением ФНС, направив туда соответствующее уведомление. Форма такого уведомления утверждена приказом ФНС России от 19 июня 2019 г. № ММВ-7-21/311@.

В уведомлении необходимо указать:

  • наименование налогоплательщика, ИНН, КПП, номер контактного телефона;
  • налоговый орган, куда будет представляться единая налоговая отчетность;
  • налоговый период (отчетные периоды), в течение которого (которых) будет применяться единая отчетность;
  • сведения о руководителе или представителе налогоплательщика.

Кроме того, это уведомление не имеет отношение к платежам по налогу. Это условие исключительно для представления единой декларации. И налог, и авансовые платежи по нему перечисляются в сроки, установленные региональными законами.

Когда подавать уведомление

Порядок представления единой отчетности по налогу на имущество организаций предварительно согласовывают с региональным управлением ФНС. Уведомление нужно направлять ежегодно, заранее, до начала представления отчетности за первый отчетный период того года, который является налоговым периодом.

Подать уведомление о единой отчетности по налогу на имущество нужно до 1 марта года, в котором применяется предусмотренный пунктом 1.1 статьи 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации.

ФНС в письме от 30 июня 2020 г. № БС-4-21/10550 предупредила, что уведомление о единой декларации по налогу на имущество организаций, представленное в 2020 году с указанием в графе налогового периода 2020 года, не будет основанием для представления единой отчетности по налогу на имущество в 2021 году.

В этом случае до 1 марта 2021 года нужно будет успеть подать уведомление заново. И при этом заполнить его правильно, без ошибок.

Где часто ошибаются, заполняя уведомление

Перечень ошибок в уведомлении, из-за которых не разрешат составлять единую отчетность по налогу на имущество, опубликован в письме ФНС от 28 января 2020 г. № БС-4-21/1201@.

Уведомление не примут, если будет обнаружено:

  • нарушение установленного срока подачи;
  • указание «не того» налогового органа;
  • устаревшая форма уведомления и (или) указание ошибочных (недостоверных) реквизитов;
  • отсутствие постановок на учет налогоплательщика в нескольких инспекциях по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость;
  • наличие закона субъекта РФ, устанавливающего нормативы отчислений от налога на имущество организаций в местные бюджеты;
  • представление уведомления в отношении налоговой декларации по объектам, облагаемым по кадастру;
  • иные основания, предусмотренные законодательством РФ.

Итак, если вы хотите в 2021 году сдавать единую отчетность, то, заполняя уведомление, не допускайте ошибок. А в графе «Налоговый период, в котором применяется предусмотренный пунктом 1.1 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации порядок представления налоговой декларации» укажите не 2020, а 2021 год.


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

image_pdf
image_print

Если в 2021 году планируете сдавать единую отчетность по имущественному сбору организации, то в процессе заполнения уведомления для Федеральной налоговой службы нужно указать правильный год. В противном случае его придется подавать заново.

Кто вправе отчитываться, подавая единую декларацию?

Если рассматривать общий случай, стоит отметить, что предприятия обязаны подавать отчет по имущественному налогу везде, где находятся их объекты недвижимости (п. 1 ст. 386 НК РФ). Однако в ряде ситуаций фирма, располагающая несколькими объектами одновременно, может оформить единый расчет.

Сделать это можно в исключительных ситуациях: если все объекты располагаются на территории одного региона, в котором отсутствует закон, регламентирующий нормы отчислений от имущественного сбора в местные бюджеты.

Еще одно условие заключается в том, что подача единой декларации доступна исключительно в отношении объектов, по которым взнос определяется в соответствии со среднегодовой стоимостью.

Что указывается в документации?

Важную роль играет предварительное согласование порядка предоставления единой отчетности. Договариваться нужно с местным управлением Федеральной службы по налогам и сборам путем направления соответствующего уведомления. Его форма является унифицированной и закреплена в Приказе ФНС РФ от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@.

В заполняемой бумаге нужно указывать следующие сведения:

  • наименование организации
  • ИНН, КПП, контактный телефон
  • налоговый орган, в который будет происходить предоставление отчетности
  • налоговый период, за который подается документ
  • сведения о руководителе или представителе налогоплательщика

Стоит отметить, что рассматриваемое уведомление не имеет никакого отношения к платежам по налогу. Данное условие действует строго для представления единой декларации. Перечисление налога и авансовых платежей происходит в сроки, которые устанавливаются в рамках законов на уровне регионов.

Когда происходит подача уведомления?

Порядок сдачи единой отчетности требует предварительного согласования с ФНС, которая работает на региональном уровне. Направление документа осуществляется ежегодно и заблаговременно, по крайней мере, до того как начнется представляться отчетность за первый налоговый период года.

Подать уведомление о единой отчетности по налогу на имущество нужно до 1 марта года, в котором применяется предусмотренный пунктом 1.1 статьи 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации.

Федеральная налоговая служба в своем письме ФНС от 30.06.2020 № БС-4-21/10550 сделала предупреждение о том, что уведомление, которое представлено в 2020 году, не будет считаться основанием для предоставления единой отчетности по имущественному налогу в рамках 2021 года.

Ошибки при заполнении документа

Подробный перечень ошибок, из-за которых заявление не будет принято, описан в Письме ФНС от 28.01.2020 № БС-4-21/1201@. Так, в приеме откажут, если проверяющее лицо обнаружит следующие недочеты:

  • несоблюдение установленного срока подачи
  • ошибка в указании налоговой службы
  • применение устаревшей формы
  • допущение помарок в реквизитах
  • отсутствие постановки на учет в нескольких субъектах РФ, в которых имеется недвижимое имущество
  • действие в регионе закона, в рамках которого устанавливаются нормы отчислений от имущественного налога организаций в бюджеты местного типа
  • подача уведомления в декларации по объектам, которые облагаются взносами по кадастру

Таким образом, если в 2021 году налогоплательщиком планируется сдача единой отчетности в контролирующие органы, в процессе заполнения уведомления не стоит допускать ошибок. Что касается графы «Налоговый период», в которой используется порядок предоставления документа, описанный в п. 1.1 ст. 386, в ней нужно указать 2021 год.

Читайте также: