Роль налогов в распределении валового национального продукта

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Для измерения национального продукта используются различные показатели: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), чистый национальный продукт (ЧНП).

ВВП – измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период.

ВНП – рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных факторами производства, находящимися в собственности данной страны, в том числе и на территории других стран за определенный период времени (год).

Существуют три способа измерения ВВП (ВНП):

1. Производственный – суммирование добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны. Добавленная стоимость – это стоимость, созданная в процессе производства, не включающая стоимость потребленного сырья и материалов.

2. Распределительный (по доходам) – использование потоков доходов средств. Доходы получают владельцы факторов производства. Различают два вида доходов: трудовые и на собственность (предпринимательский). Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата. Предпринимательские доходы включают: ренту (Р), доходы от собственного (частного) предприятия (Дс), прибыль корпораций (Пк), включающую налог на прибыль корпораций (НПк), чистую прибыль (ЧПк), дивиденды (Д); проценты по вкладам (%). По данному методу расчета учитываются два компонента, не относящиеся к выплатам: амортизация (А) – износ капитала и косвенные налоги (Кн = таможенные пошлины, налоги с продаж, НДС):

В анализе движения доходов различают следующие фазы: образование доходов, первичное распределение, перераспределение, формирование конечных (располагаемых) доходов, использование располагаемых доходов для финансирования конечного потребления и сбережения. Так, чистый национальный продукт (ЧНП) – это действительный объем конечных продуктов, произведенных за год, т. е. ВНП за исключением износа факторов производства:

Национальный доход (НД) – это совокупный доход, который зарабатывают владельцы факторов производства (заработная плата, процент на капитал, рента):

Заработанные владельцем каждого фактора производства доходы всегда больше реально получаемых, так как национальный доход на пути движения к каждому собственнику фактора производства претерпевает изменения – вычитания и прибавления. После внесения этих поправок в НД образуется еще один макроэкономический показатель – личный доход (ЛД):

ЛД=НД-НПк – ЧПк – взносы на соцстрах+Т,

где НД – национальный доход;
НПк – налог на прибыль корпораций;
ЧПК – чистая (нераспределенная) прибыль корпораций;
Т – трансферты (пенсии, стипендии, пособия);

Однако эта сумма не полностью используется гражданами страны. Как и прибыль предпринимателей, личные доходы граждан облагаются налогами, важнейшим из которых является подоходный (индивидуальный) налог (ИН). И только после его уплаты оставшаяся часть личных доходов поступает в распоряжение индивидов – личный располагаемый доход (персональный доход – ПД):

ПД = НД – НПк – ЧПк – взносы на соц. cтрах. + Т – ИН,

где ИН – индивидуальные (подоходные) налоги.

3. Конечного потребления (по расходам) – сумма расходов всех экономических агентов, т.е. совокупный спрос на национальный продукт

где С – личные потребительские расходы, включающие расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления;
Ig – валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложения в основные производственные форды, в жилищное строительство. Валовые инвестиции – это сумма чистых инвестиций (In), увеличивающих запас капитала в экономике и амортизации (А);
G – государственные закупки товаров и услуг на строительство и содержание бюджетных организаций;
Xn – чистый экспорт товаров аи услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта (Ех) и импорта (Im).

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Налоги как инструмент перераспределения ВВП и ВНД оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи здесь эффективен только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее налоги являются важнейшим средством антицикличного развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (стимулирование в период депрессии и ограничение в период предельного экономического подъема).

Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации с целью повышения стимулов к инвестированию необходимо снижать налоги.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоговый механизм используется для выравнивания уровня развития страны по регионам, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренной амортизации основных средств и т.д.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.

Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения отдельных видов доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторых других. Государство применяет при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

Характерным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов, т. е. через использование налоговых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. В российской налоговой практике в самом начале экономических реформ в первой половине 1990-х годов предусматривалось в течение двух лет полное освобождение от налога на прибыль совместных предприятий с иностранным капиталом, что способствовало притоку в страну прямых иностранных инвестиций.

В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики.

Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не меняя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Налоговая политика во многом определяет ход и направления хозяйственно-финансовых процессов, поэтому государство должно учитывать реакцию экономических институтов на те или иные налоговые воздействия. Совершенствуя систему налогов и налоговых льгот, оно сдерживает или стимулирует определенные экономические тенденции, развитие различных отраслей хозяйства или отдельных товаропроизводителей, что, в конечном счете, сказывается на состоянии экономики и жизненном уровне населения.

Имея относительную самостоятельность, налоговая политика должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок.

Интересы государства и предприятий, фирм, компаний расходятся, когда речь идет о налогах. Вместе с тем общество не может не взимать налоги. Налоги есть необходимый атрибут государственности, вмененный к существованию фундаментальным законом распределения общественного продукта в условиях товарно-денежных отношений. Налоги — не деньги, а финансовые, причем не самые лучшие, отношения, когда созданное одним в большей части забирается другим. Налоги есть категория распределения. Налоговое противостояние государства и предприятий, фирм, компаний регулируемо. Сферы налогового регулирования всеобъемлющи. Граница налоговых изъятий по их уровню определяется не массой доходов, а потребностями хозяйства в обеспечении финансовой устойчивости и производственно-коммерческого развития.




В нестабильной экономике с дефицитом финансовых ресурсов налоговая политика закономерно ориентируется на изъятие по максимуму. Это и было сделано в России в предшествующие годы. Текущий момент характеризуется не снижением налогового бремени, а продолжающейся заменой источников народнохозяйственного развития и налоговых поступлений. Это связано с реформированием ЖКХ, пенсионной, военной реформами, реформами в отдельных отраслевых комплексах, пересмотром ставок, отменой ряда оборотных и введением новых налогов типа налога на имущество физических лиц. Такой подход обусловлен необходимостью на деле решать задачу по наиболее полному обеспечению потребностей в неотложных бюджетных расходах всех звеньев бюджетной системы страны.

По методике расчета налогового бремени, применяемой Федеральной налоговой службой, «налоговый пресс» определяется к выручке от реализации продукции. Показатель налоговой нагрузки в хозяйстве по этой методике в последние годы колеблется, составляя в среднем около 30%.

Сфера налогового регулирования производственного потребления и через него производства неразрывно связана с формированием бюджетного фонда страны. Бюджетная политика может рассматриваться и как налоговая политика. Бюджетный фонд включает налоговый фонд, сфера налогового регулирования производственного потребления выступает как сфера бюджетного регулирования через налоги. Принимая во внимание прямые и косвенные расходы бюджетного фонда на производство, всеобщность регулирующего воздействия бюджета на товарное производство не уступает, а превосходит налоговое. Это означает, что сферы бюджетного регулирования нельзя сводить только к бюджетным расходам, они производны и от доходов.

Существуют закономерности движения бюджетных ресурсов в части налогов. Главная из них — зависимость объема поступлений налогов от изменения уровня налоговой ставки.

Есть ли верхние пределы выплат для налоговых изъятий? В пользу определения налоговых пределов говорят тенденция к нарастанию бюджетных дефицитов, часто связанная с неуплатами налогов, финансовые кризисы, распространение теневого (безналогового) сектора, ухудшение налоговой дисциплины и в конечном счете падение темпов экономического роста.

Высота верхнего предела может быть разной. Если иметь в виду подоходные налоги, то здесь вырисовывается зависимость верхних пределов от уровней душевых национальных доходов, традиций, социально-политических факторов.

Анализом налоговой нагрузки занимаются сторонники теории предложения. Они исходят из корреляции между следующими процессами: снижение налогов ведет к росту располагаемого дохода и соответственно к увеличению предложения на рынках труда и капитала, к росту инвестиций. Результатом становится общий экономический подъем. В активе сторонников теории предложения находится «кривая, или петля, Лаффера» -американского экономиста, выступавшего с идеей установления предельной ставки подоходного налога. Связь между налоговой ставкой и налоговыми поступлениями в бюджет можно представить графически (рис. 3.1).


L – начальная ставка;

М – предельная плюсовая ставка;

N – ставка, при которой налоговые поступления снижаются до исходного уровня.

Рис. 3.1. Взаимосвязь изменения ставок и сумм поступления налогов.

Поступления зависят не только и даже не столько от ставки налога, сколько от налоговой базы.С ростом ставки достигается известный предел, после которого дальнейшее ее повышение сопровождается уже не увеличением, а сокращением производства, т.е. налоговой базы, снижением налоговых поступлений.

Меры, которые предлагают сторонники теории предложения относительно реструктуризации налоговых систем, можно свести к трем позициям:

• снижение налоговой ставки до предельного уровня;

• уменьшение ставок на высокие доходы, т.е. превращение налогов в менее «прогрессивные»;

• поощрение роста предложения товаров и услуг посредством повышения эффективности факторов производства.

Важной сферой налогового регулирования выступает ценообразование. Если производство формирует цену, то это происходит не иначе как в результате конкуренции, межотраслевого перелива капитала, через действие закона стоимости, закона соответствия спроса и предложения.

Поскольку прибыль не есть надбавка к стоимости, а выступает составной частью стоимости товара, в цене товара заключена прибыль, в виде которой выступает прибавочная стоимость. Так решали вопрос классики политэкономической теории. Объективных условий для образования средней нормы прибыли и превращения стоимости товара в цену производства в хозяйстве текущего периода не наблюдается. Норма прибыли производителя определяется не средней нормой прибыли в отрасли, а свободной отпускной ценой, механизм формирования которой уже не социалистический, но еще и не капиталистический. Лежащее, казалось бы, на поверхности признание прибыли целью производства не может быть однозначно истолковано как целеполагание, носящее всеобщий характер.

Возьмем автомобильную промышленность. Отпускная цена здесь регулируется акцизами. Акцизы, увеличивающие цену товара, вроде бы не затрагивают прибыль продавца (автозавода), и, казалось бы, здесь нет оснований говорить о налоговом регулировании. Но это не так. Не означает это и того, что в данном случае применение акцизов обеспечивает какую-либо среднюю норму прибыли. Норма прибыли производителя автомобилей определяется не средней нормой прибыли автомобильной отрасли, а свободной отпускной ценой и издержками производства с учетом реального покупательского спроса населения. Но если спрос здесь выступает ограничителем цены, то акциз на продажу легковых автомобилей в личное пользование граждан (в продажной цене автомобиля) выступает ограничителем спроса, а через него и прибыли производителя. Это с неизбежностью вызовет необходимость повышения нормы прибыли производителя автомобилей, и сделано это будет на базе нового повышения отпускных цен, но не на базе перераспределения дополнительной стоимости, получаемой производителями автомобилей в стране.

Следовательно, введенный в начале реформ акциз к отпускной цене автомобильных заводов регулировал не только уровень цены, ограничивая тем самым платежеспособный спрос на автомобили, но и прибыль производителей через сбыт продукции, причем делал это с поквартальной ритмичностью. При прочих равных условиях это, безусловно, способствует дальнейшему неоднократному увеличению отпускных цен производителей легковых автомобилей с определенным и различным по продолжительности временным шагом развития этого процесса. Отсюда вывод, что, регулируя уровень цены, акцизы падают не только на личные доходы населения, но могут падать и на прибыль производителя.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода страны(НД). В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования , ко всему прочему воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Пример тому - косвенные налоги и разветвленная система налоговых льгот, скидок и кредитов при подоходном обложении физических лиц. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства. Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты перераспределения ВВП и НД, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования.

5.Хар-ка общих теорий н/о 16-19 вв.

Объект-природа и эк сущность налогов и н/о. Общ теории - первые нал теории, основой кот послужило признание возмездного хар-ра н/о и договора м/у гос-вом и насел- за оказываемые услуги в обмен на налоги.

разновидности: •теория обмена: 1.Т экв-го обмена: времена ср/век хоз-ва. Н – экв-ая платой граждан за услуги по охране границ, поддерживанию правопорядка и осущ-е судопр-ва. 2.Атомистическая т: теория общ-го публичного договора. рубеж 17-18 вв. Н – плата, вносимая гражданами согласно договору, условно заключаемого м/у ними и гос-вом, носит публичный хар-ер, не явл-ся актом свободного волеизъявления граждан, а явл-ся обяз-ным. Выгода для граждан опр-ся как экономия на издержках для самозащиты, кот осущ-ет гос-во. 3.Т фиск-го договора: рубеж 16-17 вв. Каждый гражданин уплачивает из своего им-ва опр часть для того, чтобы получить охрану остальной части им-ва и свободно пользоваться ею. Обмен д.б. не обяз-но эквивалентен, но выгоден. 4.Т налогов как «наслаждения»: Нач 19 в. Сисмонди. Каждый плательщик получает за уплату налога наслаждение, кот он извлекает из обществ порядка, правосудия, обеспечения личности и собств-ти. Н –пожертвования, приносимые индивидуумом в интересах гос-ва. 5.Т налога как страх премии: Кон 19 в. Гос-во образует своеобразную страх компанию, а н - страх платеж, кот уплачивается гражданами на случай наступления какого-либо страх события. Итог: Все теории обмена опр-ют налог как обяз- индивидуально-эквивалентный платеж индивида гос-ву, осущ-мый с целью покрытия объявленных общ-ву расходов гос-ва, посредством кот фин-ся оказание конкретных услуг, предоставляемых гос-вом индивиду в обмен на получение от него налога.

•Клас т н. (т нал нейтралитета): 1.Смит и Рикардо. Н должны собираться с учетом труд стоимости и цены любого товара. гос-во с помощью налогов должно регулировать эк-ку, кроме исключит ситуаций по защите страны и граждан. Авторы разделили платежи на нал и ненал, в зав-ти от напр-я расходования поступающих ср-в. Любые налоги в конечном итоге перекладываются на граждан и предпринимателей, снижая их доходность, прибыль и возможности раз-я. Н/о должно исходить их след фундаментальных принципов: справ-ти, опр-ти, удоб-ти, экономии при уплате. 2. Жан Бастист Сэй и Милль. Сэй считал, что размер налогов должен опр-ся от производ-ти, т.е. от рез-та деят-ти. Труд людей - производительный и должен облагаться налогами. Милль считал, что налог становится платой со стороны пр-ва за обеспечение нормальных условий хозяйствования. Итог: налог –обяз индивид экв-ный платеж индивида гос-ву, осущ-мый с целью покрытия расходов гос-ва на обществ оборону и поддержания достоинства верх власти, взимание кот должно осущ-ся с соблюдением принципов справ-ти, опр-ти, удоб-ти и экономии.

•Т н как жертвы: Кон 18 в. Н воспринимался как жертва, кот должен приносить каждый гражданин своему гос-ву, т.е. н - принуд прав и безэкв-ный платеж.

•Т удовл-я коллективных потребностей: Кон 19 в. Маршалл, Кларк, Вальрас. Разделили потр-ти на индивид и коллективные, Для удовл-ния коллективных потр-тей необх собирать налоги. Признаками коллект потр-тей: 1.их возн-е обуславливается общ- заинтересованностью группы людей, 2.удовл-ся эти потр-ти не индивид., а коллект способом, 3.коллект. потр-ти могут быть делимыми и неделимыми. Итог: Они предприняли попытку обоснования производ-го хар-ра гос. услуг, аргументируя это тем, что без хозя деят-ти гос-ва, направленной на удовл-е коллект потр-тей, с-ма частных хоз-в не могла бы сущ-ть.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс.

Номер урока и название темы: урок №2 «Валовой внутренний продукт»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • валовой внутренний продукт;
  • компоненты, включаемые в состав ВВП;
  • как измерить ВВП;
  • номинальный ВВП;
  • реальный ВВП;
  • ВВП на душу населения;
  • валовой национальный продукт.

Глоссарий по теме: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки, чистый экспорт, номинальный ВВП, реальный ВВП, уровень благосостояния, ВВП на душу населения.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Экономика любой страны производит товары и услуги для своего населения, тем самым образуя определённое национальное богатство. Но как определить размер этого богатства? Количеством автомобилей или объёмом добытых ресурсов? Стоимость товаров и услуг, произведённых в стране за один год, образует важнейший макроэкономический показатель – валовой внутренний продукт или ВВП. Экономическую активность в стране также оценивают по валовому национальному продукту (ВНП). ВНП – это стоимость товаров и услуг, произведённых в стране отечественными производителями, без учета иностранных инвесторов. Но именно уровень ВВП показывает состояние экономики в целом – идёт она на спад, если ВВП снижается, или, наоборот, растёт, если ВВП увеличивается.

Огромное количество разнообразных экономических событий одновременно происходит в масштабах государства. Семья Васильевых покупает одежду в магазине, продукты – на рынке у частника, а мелкий ремонт приобретённого на вторичном рынке автомобиля глава семьи делает самостоятельно. Все ли эти события можно включить в ВВП?

Давайте вспомним схему экономического оборота: финансовые потоки идут навстречу материальным, то есть деньги обмениваются на товары и услуги. Именно товары и услуги включаются в состав ВВП. Но не каждый материальный продукт идёт в состав ВВП.

Семья Васильевых купила автомобиль на вторичном рынке – это значит, что его стоимость не может быть включена в ВВП этого года, её учли в том году, когда автомобиль был продан новым.

Приобретая одежду для школы, мама семьи Васильевых прекрасно понимает, что оплачивает только конечные продукты – сарафан для дочери и костюм для сына. Стоимость ткани, молний, пуговиц уже включена в стоимость товара – промежуточных продуктов для пошива одежды. Стоимость конечных товаров будет включена в ВВП, а промежуточных – нет, так как это приведёт к двойному счёту тех же товаров.

Сын Васильевых очень любит перекусывать в школе домашними булочками, а дочь покупает выпечку в столовой. В состав ВВП войдёт булочка из столовой, ведь она имеет рыночную стоимость, в отличие от домашней.

Васильев-старший мечтает о новом автомобиле – иномарке, произведённой в г. Калуге. Сборочная линия и комплектующие детали – иностранного производства, но стоимость такой иномарки обязательно войдет в ВВП, как и все иностранные товары, произведённые на территории нашей страны.

Подведём некоторые итоги. ВВП – это рыночная стоимость всех конечных продуктов, произведённых в стране за один год.


Рисунок 1 – Валовой внутренний продукт

Как измерить валовой внутренний продукт?

В экономике существует несколько способов:

  • по сумме добавленной стоимости, которая образуется при увеличении стоимости товара на определённом производственном этапе. Так, типография для печати учебника купила бумагу за 150 руб., готовый экземпляр продаёт в издательство за 300 руб., чтобы окупить затраты и оплатить труд авторов, издательство продает учебник книжному магазину за 400 руб., а магазин делает торговую наценку и продает учебник за 470 руб. Таким образом, из первоначальной стоимости в 150 руб. мы видим создание добавочной стоимости: 470 – 150 = 320 руб.;
  • по доходам – суммируя следующие доходы: от ренты, заработной платы, процента за капитал, дохода от собственности, прибыли фирм и налогов государства;
  • по расходам – суммируя расходы всех макроэкономических агентов. Обозначим их как:

С (consumption) – домашние хозяйства;

G (government) – государство;

I (investments) – инвестиции (расходы фирм);

Xn (X netto) – расходы иностранного сектора;

Xn = Ex – Im – разность между экспортом и импортом, может быть как положительной, так и отрицательной величиной. Если величина экспорта больше величины импорта, показатель чистого экспорта положительный. Если величина импорта больше величины экспорта, показатель чистого экспорта отрицательный.

На схеме представлены расходы всех макроэкономических агентов и формула расчёта ВВП по расходам.


Рисунок 2 – Расчёт ВВП

Например, если расходы макроэкономических агентов в стране N выглядят следующим образом:

личные потребительские расходы – 1500 млн. у.е.,

экспорт – 107 млн. у.е.,

импорт – 122 млн. у.е.,

инвестиции – 110 млн. у.е.,

гос. закупки товаров и услуг – 620 млн. у.е.,

то, подставив значения в формулу, мы получим:

ВВП = 1500 + 620 + 110 + (107 – 122) = 2230 – 15 = 2215 млн. у.е.

Номинальный и реальный ВВП

Необходимо понимать отличия номинального от реального ВВП.

Номинальный ВВП (НВВП) – это внутренний валовой продукт, рассчитанный в ценах текущего года. Это важно учитывать, поскольку уровень цен может вырасти из-за высокой инфляции, и сам по себе номинальный ВВП будет выглядеть весьма внушительно даже при уменьшении выпуска продукции и не отражать в должной мере ни экономический рост, ни уровень благосостояния населения в стране.

Реальный ВВП (РВВП) – это внутренний валовой продукт, измеренный в неизменных ценах базового года, отношение номинального ВВП к индексу цен. Реальный ВВП – объективный показатель, который можно использовать для анализа динамики экономической ситуации в стране.

где Р – индекс цен.

Допустим, что при неизменном уровне производства цены выросли на 10%. Тогда индекс цен = 1,1, а реальный ВВП мы выразим так:

При этом реальный ВВП будет меньше номинального.

Если при тех же условиях цены снизятся на 3%, то индекс цен = 0,97, а реальный ВВП будет равен:

РВВП = НВВП : 0,97.

Теперь реальный ВВП уже выше номинального.

Для понимания уровня благосостояния населения страны в экономике используется показатель ВВП на душу населения. Он равен сумме всех товаров и услуг, произведённых в стране, разделённой на численность населения этого государства.

Уровень благосостояния = ВВП / численность населения

Кроме уровня благосостояния, есть более широкое понятие – средний уровень жизни. Это понятие включает не только экономические показатели, но и социальные: уровень образования, здравоохранения, безопасности, гражданских свобод, социального капитала и экологии. По данным 2017 года, в список стран-лидеров по уровню жизни входят развитые страны Европы, Америки, Австралии.

Резюме теоретической части

Уровень развития экономики определяется показателем внутреннего валового продукта, который включает рыночную стоимость конечных товаров и услуг, созданных в стране за один год. Номинальный ВВП измеряется в текущих ценах, реальный ВВП измеряется в неизменных ценах и позволяет увидеть, как фактически изменяется ВВП. Душевой показатель ВВП отражает уровень благосостояния населения страны.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Найдите шесть слов, относящихся к теме урока.


Рисунок 3 – Пример задания практического модуля

Для выполнения задания необходимо найти ключевые слова внутри квадрата из букв:

Культура – одно из направлений финансирования государства.

Фирма – один из агрегированных субъектов макроэкономики.

Доходы – финансовые или материальные результаты экономической деятельности.

Расходы – затраты хозяйственной деятельности.

Реальный – один их видов валового внутреннего продукта.

Национальный – валовой продукт, созданный только отечественными производителями.

Ответ: на рисунке 4.


Рисунок 4 – Пример решения задания практического модуля

2. Выберите правильные ответы.

Из предложенного перечня выберите названия конечных продуктов:

Для выполнения задания необходимо вспомнить материал урока и определить, что нефть и сталь мы не можем использовать сразу, значит, они являются промежуточными товарами. Свеча и наушники – конечные товары, так как мы можем использовать их сразу после приобретения.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся об-щеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 100–108.
  2. Бойко М. Азы экономики / Мария Бойко – М. : Издатель «Книга по Требованию», 2015. – 470 с., ил. – С. 283–298.
  3. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования / под ред. С. И. Иванова. – в 2-х книгах. – М. : Вита-Пресс, 2016. – Кн.2 – С. 3–35.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Читайте также: