Роль налогов в перераспределении национального дохода

Опубликовано: 14.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:43, реферат

Описание

Цель - исследование бюджетно-регулирующей функции налогов. Задачи:
- рассмотреть принципы распределительного процесса;
- рассмотреть порядок распределения доходов бюджета;
- изучить роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства.

Содержание

Введение_________________________________________________________2
1. Налоги как инструмент бюджетного регулирования___________________3
2. Принципы распределительного процесса____________________________6
3. Порядок распределения доходов бюджета__________________________10
4. Роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства ____11
Заключение_____________________________________________________16
Список использованной литературы________________________________17

Работа состоит из 1 файл

виногорова.docx

Введение______________________ ______________________________ _____2

1. Налоги как инструмент бюджетного регулирования_________________ __3

2. Принципы распределительного процесса______________________ ______6

3. Порядок распределения доходов бюджета_______________________ ___10

4. Роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства ____11

Заключение____________________ ______________________________ ___16

Список использованной литературы____________________ ____________17

Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета - есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами. Бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Исходя из вышеизложенного актуальность выбранной темы очевидна.

Цель - исследование бюджетно-регулирующей функции налогов. Задачи:

- рассмотреть принципы распределительного процесса;

- рассмотреть порядок распределения доходов бюджета;

- изучить роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства.

1. Налоги как инструмент бюджетного регулирования

Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно- финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства — бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги[4,с.56].

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества па классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.— Налоги, таким образом, - это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений. К примеру, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были различного рода натуральные поборы. Кроме того, основная масса населения вынуждена была выполнять натуральные повинности.

Государство устанавливало налоги в натуральном выражении с учетом специализации того или иного хозяйства, местности. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств (абсолютных монархий) возрастала роль налогов в формировании государственной казны, в проведении протекционистской политики. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства — с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Источником налоговых платежей (взносов) независимо от объекта налогообложения является валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе (и соорганизатора наряду с другими государствами регионального хозяйства): оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления — во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме подоходного налога (13% и более) и отчислений в пенсионный фонд (14%), а от хозяйствующих субъектов — в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов[7,с.67].

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

- стоимость определенных товаров;

- добавленная стоимость продукции;

- имущество юридических и физических лиц;

- передача имущества (дарение, продажа, наследование);

- операции с ценными бумагами;

- отдельные виды деятельности;

- другие объекты, установленные законом[1,с.98].

Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Бюджетно-налоговая политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный», т.е. относящийся к казне. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

2. Принципы распределительного процесса

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно- территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

- пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями[2,с.487].

Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного, чем прежде, бюджетного механизма.

date image
2015-04-06 views image
1789

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Налоги как инструмент перераспределения ВВП и ВНД оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи здесь эффективен только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее налоги являются важнейшим средством антицикличного развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (стимулирование в период депрессии и ограничение в период предельного экономического подъема).

Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации с целью повышения стимулов к инвестированию необходимо снижать налоги.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоговый механизм используется для выравнивания уровня развития страны по регионам, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренной амортизации основных средств и т.д.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.

Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения отдельных видов доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторых других. Государство применяет при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

Характерным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов, т. е. через использование налоговых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. В российской налоговой практике в самом начале экономических реформ в первой половине 1990-х годов предусматривалось в течение двух лет полное освобождение от налога на прибыль совместных предприятий с иностранным капиталом, что способствовало притоку в страну прямых иностранных инвестиций.

В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики.

Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не меняя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.




Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Налоговая политика во многом определяет ход и направления хозяйственно-финансовых процессов, поэтому государство должно учитывать реакцию экономических институтов на те или иные налоговые воздействия. Совершенствуя систему налогов и налоговых льгот, оно сдерживает или стимулирует определенные экономические тенденции, развитие различных отраслей хозяйства или отдельных товаропроизводителей, что, в конечном счете, сказывается на состоянии экономики и жизненном уровне населения.

Имея относительную самостоятельность, налоговая политика должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок.

Интересы государства и предприятий, фирм, компаний расходятся, когда речь идет о налогах. Вместе с тем общество не может не взимать налоги. Налоги есть необходимый атрибут государственности, вмененный к существованию фундаментальным законом распределения общественного продукта в условиях товарно-денежных отношений. Налоги — не деньги, а финансовые, причем не самые лучшие, отношения, когда созданное одним в большей части забирается другим. Налоги есть категория распределения. Налоговое противостояние государства и предприятий, фирм, компаний регулируемо. Сферы налогового регулирования всеобъемлющи. Граница налоговых изъятий по их уровню определяется не массой доходов, а потребностями хозяйства в обеспечении финансовой устойчивости и производственно-коммерческого развития.

В нестабильной экономике с дефицитом финансовых ресурсов налоговая политика закономерно ориентируется на изъятие по максимуму. Это и было сделано в России в предшествующие годы. Текущий момент характеризуется не снижением налогового бремени, а продолжающейся заменой источников народнохозяйственного развития и налоговых поступлений. Это связано с реформированием ЖКХ, пенсионной, военной реформами, реформами в отдельных отраслевых комплексах, пересмотром ставок, отменой ряда оборотных и введением новых налогов типа налога на имущество физических лиц. Такой подход обусловлен необходимостью на деле решать задачу по наиболее полному обеспечению потребностей в неотложных бюджетных расходах всех звеньев бюджетной системы страны.

По методике расчета налогового бремени, применяемой Федеральной налоговой службой, «налоговый пресс» определяется к выручке от реализации продукции. Показатель налоговой нагрузки в хозяйстве по этой методике в последние годы колеблется, составляя в среднем около 30%.

Сфера налогового регулирования производственного потребления и через него производства неразрывно связана с формированием бюджетного фонда страны. Бюджетная политика может рассматриваться и как налоговая политика. Бюджетный фонд включает налоговый фонд, сфера налогового регулирования производственного потребления выступает как сфера бюджетного регулирования через налоги. Принимая во внимание прямые и косвенные расходы бюджетного фонда на производство, всеобщность регулирующего воздействия бюджета на товарное производство не уступает, а превосходит налоговое. Это означает, что сферы бюджетного регулирования нельзя сводить только к бюджетным расходам, они производны и от доходов.

Существуют закономерности движения бюджетных ресурсов в части налогов. Главная из них — зависимость объема поступлений налогов от изменения уровня налоговой ставки.

Есть ли верхние пределы выплат для налоговых изъятий? В пользу определения налоговых пределов говорят тенденция к нарастанию бюджетных дефицитов, часто связанная с неуплатами налогов, финансовые кризисы, распространение теневого (безналогового) сектора, ухудшение налоговой дисциплины и в конечном счете падение темпов экономического роста.

Высота верхнего предела может быть разной. Если иметь в виду подоходные налоги, то здесь вырисовывается зависимость верхних пределов от уровней душевых национальных доходов, традиций, социально-политических факторов.

Анализом налоговой нагрузки занимаются сторонники теории предложения. Они исходят из корреляции между следующими процессами: снижение налогов ведет к росту располагаемого дохода и соответственно к увеличению предложения на рынках труда и капитала, к росту инвестиций. Результатом становится общий экономический подъем. В активе сторонников теории предложения находится «кривая, или петля, Лаффера» -американского экономиста, выступавшего с идеей установления предельной ставки подоходного налога. Связь между налоговой ставкой и налоговыми поступлениями в бюджет можно представить графически (рис. 3.1).


L – начальная ставка;

М – предельная плюсовая ставка;

N – ставка, при которой налоговые поступления снижаются до исходного уровня.

Рис. 3.1. Взаимосвязь изменения ставок и сумм поступления налогов.

Поступления зависят не только и даже не столько от ставки налога, сколько от налоговой базы.С ростом ставки достигается известный предел, после которого дальнейшее ее повышение сопровождается уже не увеличением, а сокращением производства, т.е. налоговой базы, снижением налоговых поступлений.

Меры, которые предлагают сторонники теории предложения относительно реструктуризации налоговых систем, можно свести к трем позициям:

• снижение налоговой ставки до предельного уровня;

• уменьшение ставок на высокие доходы, т.е. превращение налогов в менее «прогрессивные»;

• поощрение роста предложения товаров и услуг посредством повышения эффективности факторов производства.

Важной сферой налогового регулирования выступает ценообразование. Если производство формирует цену, то это происходит не иначе как в результате конкуренции, межотраслевого перелива капитала, через действие закона стоимости, закона соответствия спроса и предложения.

Поскольку прибыль не есть надбавка к стоимости, а выступает составной частью стоимости товара, в цене товара заключена прибыль, в виде которой выступает прибавочная стоимость. Так решали вопрос классики политэкономической теории. Объективных условий для образования средней нормы прибыли и превращения стоимости товара в цену производства в хозяйстве текущего периода не наблюдается. Норма прибыли производителя определяется не средней нормой прибыли в отрасли, а свободной отпускной ценой, механизм формирования которой уже не социалистический, но еще и не капиталистический. Лежащее, казалось бы, на поверхности признание прибыли целью производства не может быть однозначно истолковано как целеполагание, носящее всеобщий характер.

Возьмем автомобильную промышленность. Отпускная цена здесь регулируется акцизами. Акцизы, увеличивающие цену товара, вроде бы не затрагивают прибыль продавца (автозавода), и, казалось бы, здесь нет оснований говорить о налоговом регулировании. Но это не так. Не означает это и того, что в данном случае применение акцизов обеспечивает какую-либо среднюю норму прибыли. Норма прибыли производителя автомобилей определяется не средней нормой прибыли автомобильной отрасли, а свободной отпускной ценой и издержками производства с учетом реального покупательского спроса населения. Но если спрос здесь выступает ограничителем цены, то акциз на продажу легковых автомобилей в личное пользование граждан (в продажной цене автомобиля) выступает ограничителем спроса, а через него и прибыли производителя. Это с неизбежностью вызовет необходимость повышения нормы прибыли производителя автомобилей, и сделано это будет на базе нового повышения отпускных цен, но не на базе перераспределения дополнительной стоимости, получаемой производителями автомобилей в стране.

Следовательно, введенный в начале реформ акциз к отпускной цене автомобильных заводов регулировал не только уровень цены, ограничивая тем самым платежеспособный спрос на автомобили, но и прибыль производителей через сбыт продукции, причем делал это с поквартальной ритмичностью. При прочих равных условиях это, безусловно, способствует дальнейшему неоднократному увеличению отпускных цен производителей легковых автомобилей с определенным и различным по продолжительности временным шагом развития этого процесса. Отсюда вывод, что, регулируя уровень цены, акцизы падают не только на личные доходы населения, но могут падать и на прибыль производителя.

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней прежде всего целесообразно классифицировать доходы по их видам. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

* Прежде чем приступить к рассмотрению проблем налогового планирования, определимся с терминами.

• Бюджет – система императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства в процессе перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом национального дохода) для образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования.

• Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических,отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

• Бюджетный план – юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

• Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетов на соответствующей территории.

• Доходы бюджета – экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.

• Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. .

• Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

• Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

• Трансферты – финансовая помощь, предоставляемая нижестоящему бюджету из ФФП (фонда финансовой поддержки), образуемого в вышестоящем бюджете, для выравнивания бюджетной обеспеченности на душу населения до среднетерриториального уровня.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы.

Неналоговые доходы включают в себя:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

• доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

• иные неналоговые доходы.

К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и зачисляемые в соответствующий бюджет. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам*.

* Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами различных уровней: в случаях внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство РФ; при передаче полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона о бюджете и потому не учтенными в законе.

Доходы подразделяются также на собственные и регулирующие. К собственным доходам бюджетов относятся доходы, полностью или частично закрепленные на постоянной основе в соответствии с законодательством РФ за соответствующими бюджетами. Под регулирующими доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год, или на долговременной основе (не менее чем на 3 года), установлены нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.

Необходимость предварительного ознакомления с классификацией доходов по видам вызвана тем, что грамотная оценка роли налоговых поступлений в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе, т. е. применительно не только к особенностям структуры доходов по означенным видам, но и к конкретному уровню бюджета (федеральному, региональному или местному). Например, 30 % (здесь может быть любая цифра) НДС в структуре доходов федерального, регионального или местного бюджета – разные вещи. С другой стороны, мобилизация 100,0 тыс. руб. (и здесь можно поставить любую сумму) НДС, или 100,0 тыс.

Исходя из вышеизложенного проведем анализ значимости налоговых поступлений в структуре федерального и территориальных бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов. Обратимся к федеральному уровню. В табл. 19.1 представлена структура и динамика доходов федерального бюджета РФ в 1999-2000 гг. Прежде всего обращает на себя внимание высокий удельный вес налоговых доходов в общей сумме доходов – 84,34 % в 1999 г. и 84,70 % в 2000 г. Показатели весьма стабильны. Не менее устойчивы и доли основных регулирующих налогов: акцизы составляют 18,40 и 15,04 % соответственно, таможенные пошлины – 19,26 и 21,57 %, налог на прибыль (доход) предприятий и организаций – 7,61 и 8,00 %; и т. д. Таким образом, от научного обоснования налоговой политики государства* ; структуры налогов, порядка их исчисления и взимания, организации контроля за полной и своевременной мобилизацией налоговых поступлений по сути дела зависит 85 % объема основной государственной казны. Поэтому российские и зарубежные ученые и практики уделяют столь пристальное внимание исследованию актуальных проблем теории и реализации налоговых концепций в странах с переходной экономикой.

* Конечно, в первую очередь речь должна идти об экономической стабилизации, развитии реального сектора экономики, но вместе с тем перспективы стабилизация экономики во многом определяются возможностями (федерального бюджета.

Таблица 19.1. Структура и динамика доходов федерального бюджета

Изменение структуры доходов в 2000 г. по сравнению с 1999 г., %

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:43, реферат

Описание

Цель - исследование бюджетно-регулирующей функции налогов. Задачи:
- рассмотреть принципы распределительного процесса;
- рассмотреть порядок распределения доходов бюджета;
- изучить роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства.

Содержание

Введение_________________________________________________________2
1. Налоги как инструмент бюджетного регулирования___________________3
2. Принципы распределительного процесса____________________________6
3. Порядок распределения доходов бюджета__________________________10
4. Роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства ____11
Заключение_____________________________________________________16
Список использованной литературы________________________________17

Работа состоит из 1 файл

виногорова.docx

Введение______________________ ______________________________ _____2

1. Налоги как инструмент бюджетного регулирования_________________ __3

2. Принципы распределительного процесса______________________ ______6

3. Порядок распределения доходов бюджета_______________________ ___10

4. Роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства ____11

Заключение____________________ ______________________________ ___16

Список использованной литературы____________________ ____________17

Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета - есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами. Бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Исходя из вышеизложенного актуальность выбранной темы очевидна.

Цель - исследование бюджетно-регулирующей функции налогов. Задачи:

- рассмотреть принципы распределительного процесса;

- рассмотреть порядок распределения доходов бюджета;

- изучить роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства.

1. Налоги как инструмент бюджетного регулирования

Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно- финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства — бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги[4,с.56].

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества па классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.— Налоги, таким образом, - это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений. К примеру, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были различного рода натуральные поборы. Кроме того, основная масса населения вынуждена была выполнять натуральные повинности.

Государство устанавливало налоги в натуральном выражении с учетом специализации того или иного хозяйства, местности. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств (абсолютных монархий) возрастала роль налогов в формировании государственной казны, в проведении протекционистской политики. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства — с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Источником налоговых платежей (взносов) независимо от объекта налогообложения является валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе (и соорганизатора наряду с другими государствами регионального хозяйства): оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления — во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме подоходного налога (13% и более) и отчислений в пенсионный фонд (14%), а от хозяйствующих субъектов — в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов[7,с.67].

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

- стоимость определенных товаров;

- добавленная стоимость продукции;

- имущество юридических и физических лиц;

- передача имущества (дарение, продажа, наследование);

- операции с ценными бумагами;

- отдельные виды деятельности;

- другие объекты, установленные законом[1,с.98].

Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Бюджетно-налоговая политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный», т.е. относящийся к казне. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

2. Принципы распределительного процесса

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно- территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

- пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями[2,с.487].

Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного, чем прежде, бюджетного механизма.

Налоги – неотъемлемый элемент экономики. Они составляют основу государственных доходов, являются эффективным инструментом регулирования социально-экономических процессов в обществе. При помощи налогов государство воздействует на функционирование национального хозяйства и внешнеэкономическую деятельность.


Понятие

Налоги – платежи, осуществляемые физическими и юридическими лицами в пользу государства и поступающие в бюджеты различных уровней. Признаки налогов:

  • обязательность – выплаты взимаются принудительно;
  • безвозмездность – налоговые поступления имеют односторонний характер: часть дохода налогоплательщика безвозвратно переходит в собственность государства;
  • индивидуальная безэквивалентность – государство не несет обязательств по предоставлению налогоплательщику эквивалента, равного его платежу;
  • регулярность – платежи осуществляются периодически, в определенные сроки.

Налоги – это не только экономическая категория, но и правовая. Они устанавливаются на основании закона, уклонение от выплат влечет за собой юридическую ответственность.

Функции

Сущность налогов проявляется в их функциях:

  1. Фискальной – аккумулировании денежных средств для решения общественно значимых проблем: содержания государственного аппарата, развития науки и техники, обеспечения социальной поддержки тем, кто в ней нуждается.
  2. Экономической – регулировании процессов производства и обращения, поддержке занятости, стабилизации внутреннего рынка.
  3. Социальной – поддержании социального равновесия путем сглаживания неравенства между отдельными социальными группами.

Налоги воздействуют на экономику опосредованно, через участие государства в перераспределении ВВП. С их помощью государство направляет капитал в наиболее перспективные или малорентабельные, но социально важные отрасли.

Структура

Элементный состав налога закреплен законодательно. Это необходимо для того, чтобы граждане точно знали, какие налоги, как и когда они должны выплачивать. Элементы налога:

  • субъектналога– лицо, обязанное платить налог: работник, хозяйствующий субъект, владелец капитала;
  • объект налогообложения – товар, услуга, прибыль, имущество, действия или события, предполагающие уплату налога;
  • источник налога – доход или капитал;
  • налоговая база – стоимостная, количественная или физическая характеристика объекта налогообложения;
  • налоговая ставка – размер налога на единицу объекта налогообложения;
  • налоговый оклад – сумма налога;
  • налоговый период – отрезок времени, на который рассчитывается сумма налога;
  • порядок начисления – последовательность действий для определения суммы платежа;
  • порядок уплаты – последовательность действий, совершаемых налогоплательщиком для исполнения налоговой обязанности;
  • сроки уплаты – дата или период, в течение которого должна быть осуществлена выплата.


В законе о каждом налоге эти сведения должны быть конкретными и исчерпывающими. Неполнота, нечеткость формулировок может привести к уклонению от уплаты на законных основаниях.

Налоговая система

Совокупность действующих в государстве налоговых платежей образует налоговую систему. Ее элементами являются:

  • виды налогов – принимаются и утверждаются законодательно на различных уровнях государственного управления;
  • субъекты налогообложения – круг лиц, уплачивающих налоги и сборы;
  • законодательная база – законы, постановления, распоряжения, инструкции о правах, обязанностях и ответственности субъектов налоговых взаимоотношений;
  • институты изъятия и контроля – налоговая служба, таможенная служба.

Многообразие видов налогов классифицируют по различным основаниям:

  • по способу взиманияпрямые, выплачиваемые субъектами налога, и косвенные, переносимые на потребителя товаров и услуг;
  • по уровню налогообложения – в России принята трехуровневая система налогообложения, различают налоги федеральные, региональные и местные;
  • по субъектуналоги с граждан, с предприятий и организаций, смешанные налоги;
  • по порядку введенияобщеобязательные, взимаемые на всей территории страны, и факультативные, вводимые органами местного самоуправления;
  • по целевой направленностиобщие, формирующие бюджет, и специальные, вводимые для финансирования конкретных государственных затрат;
  • по методу исчисленияпрогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые, твердые;
  • по периодичности выплатрегулярные, взимаемые с определенной периодичностью, и разовые, связанные с определенными событиями.


Налоговая политика государства должна быть справедливой, эффективной и гибкой. Повышение налогового бремени снижает предпринимательскую активность, вызывает рост теневой экономики и налоговых махинаций, что в перспективе снижает экономический рост. Снижение налогов оказывает стимулирующее воздействие на экономическую деятельность, но влечет за собой потери налоговых поступлений в бюджет. Поэтому государству необходимо выстраивать налоговую политику таким образом, чтобы достичь баланса интересов государства и населения.

Роль налогов в обществе

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в государстве. Отчужденная и присвоенная посредством политического принуждения часть доходов населения превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, то есть в основу его жизнедеятельности. Благодаря аккумулированным денежным средствам государство влияет на рыночную экономику:

  • контролирует темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства;
  • воздействует на динамику и структуру общественного производства, на состояние научно-технического прогресса;
  • регулирует спрос и предложение через платежеспособность основной массы населения;
  • оказывает социальную поддержку малоимущим слоям населения;
  • ограничивает деятельность монополий;
  • регулирует инфляционные процессы;
  • оказывает поддержку развивающимся предприятиям;
  • стимулирует инвестиционную активность.

Государственный бюджет формируется главным образом за счет налоговых поступлений. Средства из него идут на бесплатное образование, здравоохранение, культуру, науку, охрану окружающей среды, содержание полиции и армии.

Заключение

Налоги необходимы для финансового обеспечения выполнения государством возложенных на него социально-экономических функций. Адекватная, продуманная налоговая политика способствует экономическому росту и социальной защищенности граждан.

План ответа по теме «Налоги и их роль в экономической жизни общества»

1. Налоги как элемент экономики.

2. Понятие налогов. Признаки:

  • обязательность;
  • безвозмездность;
  • индивидуальная безэквивалентность;
  • регулярность.

3. Функции налогов:

  • фискальная;
  • экономическая;
  • социальная.

4. Элементы налога:

  • субъект налога;
  • объект налогообложения;
  • источник налога;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый оклад;
  • налоговый период;
  • порядок начисления;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты.

5. Элементы налоговой системы:

  • виды налогов;
  • субъекты налогообложения;
  • законодательная база;
  • институты изъятия и контроля.

6. Классификация налогов:

  • по способу взимания;
  • по уровню налогообложения;
  • по субъекту налога;
  • по порядку введения;
  • по целевой направленности;
  • по методу исчисления;
  • по периодичности выплат.

7. Роль налогов в обществе.

8. Важность правильно выстроенной налоговой политики.

Читайте также: