Роль налогов в формировании доходов бюджетов курсовая

Опубликовано: 16.05.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение налоговой системы РФ. К задачам можно отнести изучение роли налогов, сущности налогов, их функций. Так же задачами работы являются рассмотрение проблем налоговой системы РФ, путей реформирования и совершенствования налоговой системы РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВ, НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………..5
1.1 Сущность и функции налогов……………………………………5
1.2 Принципы и концепции налогообложения в России…………. 8
1.3 Виды налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством РФ…………………………………………………………12
1.4 Роль налогов………………………………………………………17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ДОХОДНУЮ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА РФ………………………………………………………..22
2.1 Анализ динамики поступлений налоговых доходов в Федеральный бюджет РФ за 2008-2011 гг……………………………………………………22
2.2 Прогноз доходов Федерального бюджета в 2011 году…………27
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..46

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

Министерство образования и науки РФ

Восточно-Сибирский государственный технологический университет технологии и управления

Реферат на тему:

Роль налогов в формировании бюджетов.

Выполнила: Павлушкина А.А.

Проверила: Халгаева М.Б.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВ, НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ…… …………………………………………..5

    1. Сущность и функции налогов……………………………………5
    2. Принципы и концепции налогообложения в России…………. 8
    3. Виды налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством РФ…………………………………………………………12
    4. Роль налогов………………………………………………………17

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ДОХОДНУЮ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА РФ…………………………………… …………………..22

2.1 Анализ динамики поступлений налоговых доходов в Федеральный бюджет РФ за 2008-2011 гг……………………………………………………22

2.2 Прогноз доходов Федерального бюджета в 2011 году…………27

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..46

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

- налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

- отдельной группы налогов ( например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

- конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

- отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

- конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.

Объектом исследования являются налоговые доходы бюджета.

Целью работы является рассмотрение налоговой системы РФ. К задачам можно отнести изучение роли налогов, сущности налогов, их функций. Так же задачами работы являются рассмотрение проблем налоговой системы РФ, путей реформирования и совершенствования налоговой системы РФ.

Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации.

Данная работа состоит из трех частей:

  1. Общие понятия налогов, налоговой системы и налоговой политики
  2. Анализ налоговых поступлений в доходную часть бюджета РФ
  3. Современное состояние и перспективы бюджетно-налоговой политики РФ
  4. Состоит из 5 таблиц и 1 диаграммы.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВ, НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Cущность и функции налогов.

В течение многих веков на развитие налогов не оказывали какое-либо существенное воздействие теоретические соображения. Налоги, как правило, формировались из чисто практических подходов, прежде всего из потребностей пополнения доходов казны. Однако в начале XIX в. начинается формирование серьезных теоретических воззрений на природу и сущность налогов, их место в жизни общества. По мере становления налогов менялось представление об их месте и роли в обществе, углублялось и конкретизировалось и определение налогов. Например, русский экономист Н.И. Тургенев трактовал понятие налога чрезвычайно широко, подчеркивая, что «налоги суть средства к достижению цели общества или государства». В отличие от него А.А. Исаев отмечал, что «налоги суть обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления» 1 . В данном определении четко выражены ключевые признаки налога — обязательность, поступление в общую казну. Ключевыми в данном определении являются следующие позиции: налоги должны быть законодательно обоснованы, налоги — это денежные взносы, налоги должны идти на удовлетворение государственных нужд.

Не умаляя теоретических дискуссий по определению понятия налогов, подчеркнем, что с чисто практических позиций для обеспечения бюджета доходами важное значение имеет законодательное определение понятия налога с целью гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщика, однозначного толкования термина всеми налогоплательщиками. С этих позиций очень важным представляется закрепление определения налога в Налоговом кодексе Российской Федерации: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» 2 . Из данного определения следует, что, во-первых, налог — это обязательный платеж. Во-вторых, индивидуально безвозмездный, т.е. платеж односторонний, не предполагающий возврата налоговых платежей, за исключением законодательно предусмотренных случаев (возврат НДС, льготы и т.д.). В-третьих, налоги предназначены для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Сущность налогов проявляется в их функциях. При обосновании функций налогов отчетливо проявляются две тенденции — зауженная трактовка функций и расширительная. Согласно первой считается, что единственной функцией налогов является фискальная. Действительно, само появление налогов прежде всего было обусловлено необходимостью обеспечения доходами бюджета государства. Да и сам термин «фиск», означает казна. В Римской империи это понятие определяло императорскую казну, в последующем стало синонимом государственной казны. Действительно, об эффективности налоговой системы судят прежде всего с позиций того, насколько полно налоги наполняют бюджет.

Вместе с тем было бы ошибочно сводить все функции налогов к одной, хотя и весьма важной. Очевидно, что установленный налог, его ставки, выбор налогоплательщиков, льготы, механизм изъятия оказывают серьезное влияние на экономические интересы, распределение и перераспределение финансовых потоков. Следовательно, наряду с фискальной необходимо выделить как минимум еще одну функцию — распределительную. В экономической литературе имеются попытки выделить и другие функции — стимулирующую, контрольную, экономическую и др. Думается, что попытки расширительного толкования функций размывают сущность налогов, уводят усилия исследователей от выяснения глубинных свойств налогов, не позволяют выработать реальные предложения по формированию адекватной реалиям современного периода налоговой системы. Итак, целесообразно выделение двух функций налогов — фискальной и распределительной, отражающих сущность налогов, показывающих их характерные признаки.
Главной, определяющей функцией является фискальная. Оценивая эффективность налоговой системы, необходимо прежде всего анализировать, насколько успешно налоги наполняют доходами казну или бюджет. Однако, рассматривая фискальную функцию налоги, отдавая ей предпочтение, следует иметь в виду, что налоговое обложение не должно создавать трудностей и препятствий для экономического роста, гармоничного развития товаропроизводителей и сферы обращения. В противном случае будет значительно сужена налогооблагаемая база, вместо ожидаемых доходов бюджет получит только их часть со всеми негативными последствиями.
Для создания оптимальной налоговой системы, обеспечивающей государство финансовыми ресурсами в достаточном объеме, необходимо руководствоваться соответствующими принципами. Практически все национальные налоговые системы, несмотря на крупные различия в уровне развития стран, государственном устройстве, учитывают основополагающие принципы налогообложения, обоснованные А. Смитом 3 . Он выделял следующие главенствующие принципы налогообложения: всеобщность, определенность, простоту и удобство, минимальные издержки сбора налогов.
Существенные дополнения были внесены А. Вагнером 4 , выделившим финансовые принципы налогообложения, под которыми понималась достаточность налогообложения и эластичность. Действительно, для выполнения функций налоги должны приносить в казну достаточное количество финансовых ресурсов. Кроме того, налоги должны быть подвижны (эластичны), чтобы в зависимости от изменяющихся экономических и социальных условий обеспечивать доходами бюджет. В последующем были выделены принципы однократности обложения, стабильности,обязательности, справедливости.
Для того чтобы налоги выполняли свои функции в полном объеме, необходима выработка налоговой политики, адекватной объективным экономическим и социальным условиям.

1.2 Принципы и концепции налогообложения в России.

Многовековой опыт налогообложения подсказывает его главный принцип: ``Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца''. Как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность плательщиков в хозяйственной деятельности.

Современные принципы установления налогов 5 :

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможности плательщика выплатить налог. Так как эти возможности различны, то и налоговые ставки должны быть дифференцированы, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным. На практике этот принцип соблюдается далеко не всегда. Однако сама идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества. Она постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократных характер. Примером осуществления этого принципа явилась замена налога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Налоговая система не должна оставлять сомнений у плательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств.

4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными, удобными для плательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно - политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение ВВП и быть эффективным инструментом государственного регулирования экономики.

Существуют и другие формулировки принципов налогообложения. Так, немецкий экономист Х. Халлер считает, что налоговая система достигает рациональности, если соблюдаются следующие условия 6 :

1) налогообложение должно быть построено так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно (ориентация на так называемый принцип дешевизны обложения);

Распределение налоговых полномочий и ответственности между центральными и территориальными государственными структурами выражается в налоговом федерализме, от организации которого во многом зависит регулирование налоговых доходов между центром и регионами и формирование доходной части бюджета любого уровня.

Налоговый федерализм разных стран неоднороден и во многом зависит от выбранного экономического курса, существующей налоговой системы. На него оказывает влияние классификация налогов по иерархическому уровню, степени платежеспособности, источникам средств, необходимых для уплаты, принципам и методам сбора, величине ставки и направлению использования собранных налогов. Исходя из этого территориальное разделение налоговых полномочий и ответственности разных стран различается по масштабам налоговой базы, структуре и величине налогов, порядку сбора налогов, организации налогового контроля, видам несения ответственности за нарушение налогового законодательства, налоговым льготам и т.д.

Можно выделить следующие черты налоговых систем федеративных государств.

1) Правовые основы налоговой системы определены конституционными нормами и основанными на них иными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.

2) Все налоги и сборы разделены по уровням государственной власти на федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

3) Налоговые системы всех уровней построены по единым принципам.

4) Единый механизм взимания налогов действует на всех уровнях.

5) Налоговые полномочия разделены по уровням власти.

6) Налоговые поступления в бюджеты разных уровней дифференцированы на закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами, и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе[3].

В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления в федеративных и унитарных государствах формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

Разделение налогов по уровням власти целесообразно проводить с учетом следующих принципов:

1) налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;

2) чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой - природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях - налогообложение имущества;

3) большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;

4) косвенные налоги (взимаемые в виде надбавки к цене товара) - акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины - взимаются на федеральном уровне;

5) число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.

Выбор модели налогового федерализма зависит от разграничения функций между центром и регионами или от того, какие функции собирается выполнять центральная власть и какие функции она делегирует региональным и местным властям.

В главе 1 Конституции Российской Федерации содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфику российского федерализма определяет ст.5 Конституции Российской Федерации. В ее первой части указаны равноправные субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционные принципы федерализма перечислены в третьей части этой статьи - государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На этих конституционных принципах строится российская налоговая система.

Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.

Рассмотрим систему федеральных налогов Российской Федерации. Они создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается ст.13 Налогового кодекса Российской Федерации, эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации[4]. Объекты налогообложения, перечень плательщиков, виды налоговых льгот и ставок, порядок взимания налогов и их зачисления в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательным органом Российской Федерации.

Федеральными налогами являются:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

- налог на прибыль (доход) организаций;

- подоходный налог с физических лиц (согласно главе 23 части второй НК РФ - налог на доходы физических лиц);

- единый социальный налог;

- налог на операции с ценными бумагами;

- налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

- сбор за использование наименования “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

- федеральные лицензионные сборы;

- единый сельскохозяйственный налог;

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее компетенция субъекта Российской Федерации в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки (величины исчислений на единицу измерения налоговой базы, ст.53 НК РФ), которая полагается ему в соответствии с законодательством. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.

Бюджетное устройство России и других европейских стран одинаково предусматривает, что региональные и местные налоги служат только добавкой в доходной части соответствующих бюджетов, главной частью которой являются отчисления от федеральных налогов. Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет 80%; в Российской Федерации этот показатель колеблется от 0,7 до 17% и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Поскольку доходная база региональных и местных бюджетов в России недостаточна для покрытия бюджетных расходов, остро встала проблема зависимости региональных и местных бюджетов от централизованно выделяемых средств. В приложении к Указу Президента Российской Федерации от 8.05.96 г. N 685 (в ред. от 25.07.2000 г.) "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" были определены минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных уровней (см. таблицу 1).

Таблица 1

о расщеплении федеральных налогов и сборов между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации в 2004 году[5]

"О федеральном бюджете на 2004 год".

Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации

Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации:

Этиловый спирт из пищевого сырья, в т.ч. этиловый спирт-сырец из пищевого сырья

Этиловый спирт из всех видов сырья, за исключением пищевого, в т.ч. этиловый спирт-сырец из всех видов сырья, за исключением пищевого

Ювелирные изделия (в части погашения задолженности прошлых лет)

Бензин автомобильный, дизельное топливо, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей (в части погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся до 01.01.2003)

Легковые автомобили и мотоциклы

Природный газ (в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет)

Нефть и стабильный газовый конденсат (в части погашения задолженности прошлых лет)

Масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе теоретических источников, а также анализа практических данных рассмотреть роль федеральных налогов и сборов в формировании доходов федерального бюджета и выбрать приоритетные направления налоговой политики.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования налоговых доходов
федерального бюджета;
провести анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета РФ

Содержание

Введение 5
1 Теоретические формирования налоговых доходов федерального бюджета 7
1.1 Состав и общая характеристика основных видов федеральных налогов и
сборов 7
1.2 Роль федеральных налогов в формировании доходной части бюджета 12
1.3 Проблемы исчисления федеральных налогов и сборов 16
2 Анализ роли федеральных налогов в формировании федерального бюджета21
2.1 Исследование поступления федеральных налогов в федеральный
бюджет 21
2.2 Оценка структуры и динамики налоговых поступлений в федеральный
бюджет 27
2.3 Анализ поступлений федеральных налогов в региональный бюджет 33
3 Совершенствование собираемости доходов федерального бюджета 36
3.1Перспективы развития налогового законодательства в части уплаты федеральных налогов и сборов 36
3.2 Основные направления налоговой политики в области федеральных налогов и сборов 39
3.3 Использование зарубежного опыта формирования федеральных бюджетов 46
Заключение 51
Список использованных источников 54

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_nalogi.doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА»

Кафедра налогов и налогообложения

КУРСОВАЯ РАБОТА

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ, ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Автор курсовой работы Л.А. Юдина

Специальность 080105 финансы и кредит

Обозначение курсовой работы КР-02069964-080105-65-27-13

канд. эк. наук, доц. И.В. Аршинов

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА»

Кафедра налогов и налогообложения

Задание на курсовую работу

Юдина Л.А., группа 307

1 Тема “ Федеральные налоги и сборы, их роль в формировании доходов федерального бюджета ”

2 Срок представления работы к защите __________

3 Исходные данные для курсовой работы нормативно-правовые документы, научная и научно-методическая литература, периодические издания, статистические данные

4 Содержание курсовой работы

4.1 Теоретические аспекты формирования налоговых доходов федерального бюджета

4.1.1 Состав и общая характеристика основных видов федеральных налогов и сборов

4.1.2 Роль федеральных налогов в формировании доходной части бюджета

4.1.3 Проблемы исчисления федеральных налогов и сборов

4.2 Анализ роли федеральных налогов в формировании федерального бюджета

4.2.1 Исследование поступления федеральных налогов в федеральный бюджет

4.2.2 Оценка структуры налоговых поступлений в федеральный бюджет

4.2.3 Анализ поступления федеральных налогов в региональный бюджет

4.3 Совершенствование собираемости налоговых доходов федерального бюджета

4.3.1Перспективы развития налогового законодательства в части уплаты федеральных налогов и сборов

4.3.2 Основные направления налоговой политики в области федеральных налогов и сборов

4.3.3 Использование зарубежного опыта формирования федеральных бюджетов

Задание принял к исполнению

Курсовая работа содержит 55 страниц, 6 рисунков, 3 таблицы, 61 использованный источник.

НАЛОГ, СБОР, БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, НДС, АКЦИЗЫ, НДФЛ, НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, НДПИ, ВОДНЫЙ НАЛОГ, СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА.

Объект исследования – Управление Федеральной налоговой службой России.

Предмет исследования – формирование налоговых доходов федерального бюджета и роль федеральных налогов и сборов в этом процессе.

Цель работы – на основе теоретических источников, а также анализа практических данных, рассмотреть роль федеральных налогов и сборов в формировании доходов федерального бюджета и выбрать приоритетные направления их совершенствования.

Методы исследования: метод системного и структурного анализа, группировки, сравнения, абстрактно-логический метод, экономико-статистические методы.

В процессе работы проведены следующие исследования:

    1. Изучены теоретические основы формирования налоговых доходов федерального бюджета;
    2. Проведен анализ поступлений федеральных налогов в федеральный бюджет;
    3. Выделены перспективы развития налоговых доходов федерального бюджета.

Область применения – в учебном процессе в рамках курса «Налоги и налогообложение».

1 Теоретические формирования налоговых доходов федерального бюджета 7

1.1 Состав и общая характеристика основных видов федеральных налогов и

1.2 Роль федеральных налогов в формировании доходной части бюджета 12

1.3 Проблемы исчисления федеральных налогов и сборов 16

2 Анализ роли федеральных налогов в формировании федерального бюджета21

2.1 Исследование поступления федеральных налогов в федеральный

2.2 Оценка структуры и динамики налоговых поступлений в федеральный

2.3 Анализ поступлений федеральных налогов в региональный бюджет 33

3 Совершенствование собираемости доходов федерального бюджета 36

3.1Перспективы развития налогового законодательства в части уплаты федеральных налогов и сборов 36

3.2 Основные направления налоговой политики в области федеральных налогов и сборов 39

3.3 Использование зарубежного опыта формирования федеральных бюджетов 46

Список использованных источников 54

В условиях российской экономики резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить политику, направленную на развитие наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Применение налогов является одним из экономических методов управлен ия и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий с государственным бюджетом, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих функций. Система налогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми. В связи с этим проблема формирования доходов бюджетов за счет налогов актуальна в настоящее время и требует изучения.

Цель работы – на основе теоретических источников, а также анализа практических данных рассмотреть роль федеральных налогов и сборов в формировании доходов федерального бюджета и выбрать приоритетные направления налоговой политики.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические основы формирования налоговых доходов

  • провести анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета РФ;
  • предложить пути совершенствования налоговых доходов в федеральный бюджет РФ.

Объект исследования – Управление Федеральной налоговой службой России.

Предмет исследования – формирование налоговых доходов федерального бюджета и роль федеральных налогов и сборов в этом процессе.

Методы исследования: метод системного и структурного анализа, группировки, сравнения, абстрактно-логический метод, экономико-статистические методы.

Теоретико-методологической основой курсовой работы послужили работы отечественных ученых-экономистов по проблемам поступления федеральных налогов в федеральный бюджет и их роли в нем. В работе использовались учебные пособия, нормативные материалы и периодическая печать.

Цель и задачи определили структуру и содержание работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

В первой главе рассмотрены понятие и сущноть федеральных налогов.

Во второй главе изучено поступление федеральных налогов в бюджет РФ.

В третьей главе предложены пути совершенствования налоговых доходов в федеральный бюджет РФ.

В заключении определены основные выводы по курсовому проекту.

1 Теоретические основы формирования налоговых доходов федерального бюджета

1.1 Состав и общая характеристика основных видов федеральных налогов и сборов

Налоги, как форма отчуждения части собственности физических лиц, появились вместе с возникновением государства. Объективная потребность последнего в налоговых поступлениях понятна: содержание государственного аппарата и армии требует средств, которые государство не получает в достаточном количестве от эксплуатации собственного имущества и ссудных операций. Потребность же физических лиц платить налоги своему государству должна возникнуть с пониманием происходящих в стране процессов и наблюдением за последствиями действий государства во благо этих лиц.

Под налогом принято понимать обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая представление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [1].

Законодательство нашей страны о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законах (ФЗ) о налогах и (или) сборах. Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также определяет общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации:

  • виды налогов и сборов;
  • основания их возникновения;
  • порядок уплаты и сборов;
  • права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;
  • формы и методы налогового контроля;
  • систему ответственности за содержание налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования действий налоговых органов.

Перечень налогов и сборов, относящихся к федеральным, устанавливается статьей 13 «Федеральные налоги и сборы» НК РФ. В него входят:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС);
  • Акцизы;
  • Налоги на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • Водный налог;
  • Сборы за пользование объектами животного мира;

и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

  • Государственная пошлина.

НДС – косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. В России НДС действует с 1992г. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001г. регулируется главой 21 НК РФ.

1.2 Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

-третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). [24, с. 12-16]

Формирование параметров бюджетов всех уровней в составе консолидированного бюджета РФ (федерального, территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) и их исполнение – сложнейший, многофакторный процесс, качество которого определяет финансовую ситуацию в стране на следующий финансовый год, среднесрочную и долгосрочную перспективу. В рамках этой работы особые трудности связаны с планирование налоговых поступлений и их мобилизацией.

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней целесообразно классифицировать доходы по их видам. [32, с. 105-114]

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

Таблица 1 - Объем и структура доходов федерального бюджета на 2007 г

Акцизы по подакцизным товарам производимым на

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2)Сборы за пользование объектами животного мира

и за пользование

Доходы от использования имущества,

находящегося в государственной и муниципальной собственности

Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 г." Владимир Путин подписал 20 декабря 2006 г. В соответствии с этим документом, доходы составляют 6 трлн. 965,3 млрд. руб. (22,3% от ВВП), расходы - 5 трлн. 463,5 млрд. руб. (17,5% ВВП) исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 31 трлн. 220 млрд. руб. и уровня инфляции 6,5-8%. Профицит составляет 1 трлн. 501,8 млрд. руб. (4,8% ВВП).

Определив удельный вес каждого налога в формировании доходной части Федерального бюджета можно сделать вывод о том, что большая часть(35,2%) приходится на доходы от внешнеэкономической деятельности. Данные доходы объединяют в себе различные вывозные и ввозные таможенные пошлины, в основном на вывоз сырой нефти и газа. Также большое значение играет НДС, составляя – 29,7%, и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 15,3%. Налог на прибыль составляет – 8,3% [4.3]

Для определения роли налогов в бюджете Регионального уровня можно рассмотреть бюджет Республики Мордовия на 2007 г. на основании закона « О республиканском бюджете РМ на 2007 г.» принятый государственным собранием.

Доходы республиканского бюджета РМ на 2007 г составили 17 157 309 тыс. руб., расходы в свою очередь 18 686951,3 тыс. руб. Превышение расходов над доходами составило 1 529 642,3 тыс. руб., что без учета поступлений от продажи имущества -12,3% от доходов республиканского бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета, исходя из прогнозируемого среднегодового уровня инфляции - 7,5%.

Таблица 2 - Объем и структура доходов республиканского бюджета на 2007 г

Налог на имущество физ.лиц организаций

Налог на игорный бизнес

В структуре доходов республиканского бюджета преобладают в основном федеральные налоги: налог на прибыль, удельный вес которого 28,6%, так же НДФЛ (12,7%) и Акцизы (14,3%). Такие налоги, как налог на имущество организаций, лесной налог, транспортный, налог на игорный бизнес совсем незначительны их доля в доходах бюджета всего 4,1%. Таким образом, бюджет РМ формируется в основном за счет федеральных налогов. [17, с. 1-4]

Оценка общих итогов поступления налогов и сборов по Зубово-Полянскому району.

За 2006 год мобилизовано налогов и сборов во все уровни бюджетной системы 260511 тыс. руб. или на 28 пунктов выше уровня соответствующего периода прошлого года (203484 тыс. руб.) см. табл. - №3, в том числе:

- в федеральный бюджет 88382 тыс. руб., что составляет 164,4% к соответствующему периоду прошлого года (53741 тыс. руб.); Удельный вес в общем объеме поступлений составил 33,9%,

- в консолидированный бюджет – 172129 тыс. руб., что составляет 114,9% к соответствующему периоду прошлого года (149743 тыс. руб.); удельный вес в общем объеме поступлений составил 66,1%,

- в бюджет Республики Мордовия - 101998 тыс. руб., что составляет 179% к соответствующему периоду прошлого года (56979 тыс. руб.); удельный вес в общем объеме поступлений составил – 39,1%,

- в районный бюджет - 70131 тыс. руб., что составляет 75,6% к уровню соответствующего периода прошлого года (92764 тыс. руб.); удельный вес в общем объеме поступлений –26,9%.

Таблица 3 - Структура налоговых поступлений во все звенья бюджетной системы Российской Федерации за 2006 год по Зубово-Полянскому району (тыс. руб.)

Налог на прибыль

Налог на добавленную

Налог на доходы

Налог на имущество

Плата за пользование

ЕСН зачисляемый в

Таблица 4 - Структура налоговых поступлений во все звенья бюджетной системы Российской Федерации за 2006 год по Зубово-Полянскому району в % отношении.

Налог на прибыль

Налог на добавленную стоимость

Налог на доходы физических лиц

Налог на имущество

Плата за пользование природными ресурсами

ЕСН, зачисляемый в РФ бюджет

Как видно из таблицы 4 в отчетном периоде в структуре налоговых платежей преобладали такие виды налогов, как:

- налог на доходы с физических лиц в целом составил 48,9% в общем объеме поступления налогов, а по бюджетам колеблется от 69% в республиканский до 81,4% в районный;

-налог на добавленную стоимость в целом составил 19,2%, а в федеральном бюджете 56,6%;

-налог на прибыль- 4.5%, а по бюджетам - от 3,5% в федеральный до 8.4% в республиканский бюджет.

Налог на доходы физических лиц - самый крупный по величине источник налоговых поступлений как консолидированного бюджета Республики Мордовия, так и районного бюджета, который обеспечивает от 69% поступлений республиканского бюджета до 81,4% районного бюджета. Занимает наибольший удельный вес в общем поступлении налогов – 48,9%. Данный источник налоговых поступлений по сравнению с соответствующим периодом 2005 года возрос в абсолютном выражении на 28495 тыс. руб. За 2006 года поступление его составило - 127479 тыс. руб., за соответствующий период прошлого года 98984 тыс. руб. Основными плательщиками налогов и сборов во все уровни бюджета являются ОАО «Радиодеталь», ГУП Учреждения ЖХ-385, перечислено ими в бюджет в 2006 году соответственно: 19932 тыс. руб., 68472 тыс. руб. в т. ч. в федеральный бюджет 9953 тыс. руб., 30631 тыс. руб. [20]

Несмотря на довольно большое количество налогов и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют НДС, налог на прибыль, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

Подводя итоги роли налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней, можно сделать вывод о том, что доходная база местных бюджетов в основном определяется долями и суммами отчислений от налогов вышестоящих бюджетов, а так же финансовой поддержки в форме дотаций, субвенций, трансфертов. Самым весомым налогом в формировании доходной части региональных и местных бюджетах является налог на доходы физических лиц, его удельный вес в бюджете РМ составляет 12,7%, а по Зубово – Поляне -81,4%. Значительную роль так же играют налог на прибыль и НДС.

Налоговые поступления играют решающую роль в формировании доходной базы, как консолидированного бюджета РФ, так и бюджетов всех трех уровней. Объективное и эффективное распределение поступлений между бюджетами разных уровней представляет собой достаточно сложную задачу. Это связано с тем, что обеспечение темпов экономического развития страны может не совпадать с интересами и потребностями региональных властей для финансирования закрепленных сфер и предметов ведения, а также для решения локальных задач. В связи с этим неизбежно возникает проблема сбалансированности бюджетов каждого уровня. Одновременно с решением данной задачи распределения налоговых доходов должно обеспечивать и определенный уровень финансовой самостоятельности региональных и местных бюджетов, чего невозможно добиться без обеспечения их достаточным уровнем собственных налогов.

С 2005 года в РФ установлено распределение между бюджетами на постоянной основе всех федеральных налогов, но остаётся не решенной до конца проблема обеспечения собственными налогами и постоянными налоговыми доходами местных бюджетов. В частности, в систему местных налогов включено всего два налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Из закрепленных доходных источников местных бюджетов с 2005 года исключен налог на прибыль организаций, что серьёзно ослабевает эти бюджеты.

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что основным методом обеспечения региональных бюджетов постоянными доходными источниками в России являются установление с 2005 г. постоянных нормативов отчислений от поступлений федеральных налогов. Также следует констатировать, что роль собственных налогов, как в региональном, так и местных бюджетах невелика и за местными бюджетами не обеспечено стабильное закрепление доходных источников. [37, с. 166-169]

Налог - это обязательный, безвозмездный платёж, взимаемый индивидуально с хозяйствующих единиц различных форм собственности в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также государственных и муниципальных органов власти.

На сегодняшний день налоги выступают в качестве важнейшей экономической категории, которая непосредственно связана с возникновением, существованием и функционированием государства.

Стоит отметить, что метод, характер и масштабы мобилизации финансовых ресурсов и их расходования, в значительной мере зависят от этапа развития общества, который выступает в качестве базы развития государства.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоги и их роль в формировании бюджетов 420 руб.
  • Реферат Налоги и их роль в формировании бюджетов 270 руб.
  • Контрольная работа Налоги и их роль в формировании бюджетов 200 руб.

Налог в настоящее время представляет собой одно из наиболее важных понятий в финансах, в связи с чем его необходимо изучать как экономическое, социальное и политическое явление. Особенностью налогов является тот факт, что они возникают на высоком уровне развития общества.

Экономическая сущность налоговых платежей заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение финансовых ресурсов через государственные и муниципальные бюджеты в отношении ВНП.

На сегодняшний день в России функционирует трехуровневая налоговая система, которая является достаточно гибкой, т.е. легко поддается изменениям, в связи с чем за с начала ХХI претерпела значительные изменения. Реализованные изменения в большей части были вызваны необходимостью формированию современной налоговой системы, которая бы в наибольшей мере соответствовала новым условиям рыночной экономики и могла бы способствовать возникновению возможности каждому уровню власти на самостоятельной основе формировать доходную часть соответствующего бюджета государства, которая регулируется величиной налогов и неналоговых доходов. Конечно, функционирующую в настоящее время систему нельзя назвать идеальной, но все же ее развитие происходит посредством эволюции, обеспечивая преемственность и совершенствование налоговой системы государства.

Четкое распределение налогов по уровням государственного управления выступает в качестве одного из важнейших аспектов не только отдельных экономических субъектов, но налоговой системы в целом. Совершенствование налоговой системы на сегодняшний день должно быть реализовано по направлению распределения налогов.

Роль налогов в функционировании государства

На сегодняшний день налоговые платежи, поступающие в бюджет государства, выступают в качестве одного из государственных экономических рычагов, с помощью которого могут быть решены следующие достаточно сложные и неоднозначные задачи:

  • обеспечение поступления финансовых ресурсов в достаточном объеме в бюджеты муниципального и федерального уровня;
  • стимулирование объемов производства и реализации товаров и услуг;
  • прямое воздействие на процесс совершенствования и реального сектора национальной экономики;
  • оказание социальной помощи отдельным категории граждан, например, тем, чьи возможности адаптации к новым условиям являются ограниченными.

Налоги выступают в качестве одного из наиболее эффективных инструментов регулирования экономических отношений. Эффективно функционирующая налоговая система в обязательном порядке должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, муниципальных интересов и интересов граждан страны, содействовать развитию реальных секторов национальной экономики, предпринимательства и развития инвестиционной деятельности. Налоговые платежи и сборы, выступающие в качестве обязательных эквивалентов хозяйствующих единиц и частных лиц, которые взимаются для обеспечения эффективности производства и реализации, обязаны сглаживать последствия экономических кризисов и формировать достаточные стимулы для увеличения уровня эффективности производства.

Эффективно функционирующая налоговая система, отражающая сформированные в данной области как общие закономерности, так и особенности отдельных государств, положительно влияет на развитие национальной экономики, расширяет область деловой активности частных лиц.

Разделение существующих налоговых полномочий и ответственности между центральными и территориальными структурами отражается в налоговом федерализме, от организации которого в значительной мере зависит регулирование налоговых доходов между государственным центром и отдельными региональными центрами и формирование доходной части бюджетов любых уровней.

Как было отмечено ранее, в условиях переходной и рыночной типов экономики все виды налоговых платежей и сборов на всех уровнях образуют значительную часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает реализацию государством регулирующей функции, позволяя ему оказывать непосредственное на социальные и экономические процессы на как федеральном, так муниципальных уровнях.

Таким образом, налоговые платежи представляют собой одну из составляющих валового внутреннего продукта, изымаемую государством в форме различных принудительных платежей с хозяйствующих единиц и частных лиц в установленном на законодательном уровне размере и в строго определенные сроки в целях реализации общественных интересов.

На сегодняшний день государство, экономика которого базируется на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых невозможно в полной мере отрегулировать так называемой «незримой рукой рынка» или в случае, если такие интересы находятся вне рамок рыночных отношений.

Среди таких интересов можно выделить следующие:

  • существующая необходимость удовлетворения потребностей общества, граждан государства, среди которых можно выделить управление, обеспечение общественного правопорядка, безопасность, реализацию социальной политики;
  • существующая необходимость регулирования экономической деятельности хозяйствующих единиц и экономических субъектов в части нанесения вреда окружающей среде, и т.д.

Читайте также: