Роль налогов в формировании бюджета

Опубликовано: 18.09.2024

Курсы налогообложения в Москве

Государственный бюджет Российской федерации, являясь основным механизмом расходования и перераспределения денежных средств, дает право власти оказывать колоссальное влияние на отечественную экономику страны, и побуждать становление важных отраслей экономики, снабжать социальной защитой наименее уязвимые слои населения.

Основные инструменты налоговой политики

Отношения государства в управлении экономики при работе налоговой политики может реализовываться при наличии таких налоговых инструментов, как налоговые ставки, налоговые льготы, налоговые санкции, налоговая база. В стране при этом может действовать такая налоговая система, при которой могут использовать и прямые, и косвенные методы регулирования налоговой политики.

Стоит отметить, что экономическое развитие страны по мере степени зависимо от того, в какой степени бюджетная политика, готова отвечать требованиям времени. Для пополнения бюджета, государство, в основном применяет следующие инструменты:

  • налоговые сборы, в том числе акцизы;
  • продажу государственной собственности: государственные предприятия, земельные участки, водные ресурсы;
  • аренда государственной собственности;
  • продажа товаров;
  • экспортная продажа ресурсов страны.

Стоит рассмотреть более подробно вопросы о подобном денежном заработке. Процент их поступления в высокоразвитых государствах определяется на уровне от 80 до 90%.

Основные налоги, действующие на территории России

НДФЛ — уплачивается официально трудоустроенными гражданами в главный бюджет страны. В уровень НДФЛ составляет 13% для всех категорий граждан (вне зависимости от стажа работы, возраста, размера ежемесячного получаемого дохода). По законодательству в бюджет субъектов страны поступает 85% от общей собранной суммы налога на доход физических лиц, остальные 15% зачисляются непосредственно в нижестоящие, то есть в местные бюджеты страны.

В современной налоговой системе действуют как прямые, так и косвенный налоги, крупнейшим из которых считается НДС. Он активно действует на территории России начиная с первого января тысяча девятьсот девяносто второго года и существенно заменил налоги, которые раньше действовали на территории страны.

Одним из главнейших среди налогов, которые взимаются непосредственно с юридических лиц, интерпретируется налог на прибыль организаций. Его использование, главным образом взаимосвязано с тем, что при функционировании рыночной экономики в стране значение прибыли увеличивается в разы, она становится центром взаимодействия государства с населением. Налог на прибыль применяется не только в осуществлении целей и задачах государства, но и для стимулирования интереса у предприятий. Банки и различные небанковские кредитные учреждения, которые функционируют на коммерческих основах, должны, в свою очередь, осуществлять взносы в бюджет Российской Федерации.

Система подоходных налогов также затрагивает деятельность страховых компаний, которые непосредственно получают прибыль.

Значимость налогов в бюджетной системе страны

Главный и непоколебимый смысл вышеуказанных платежей в том, что они выполняют не только фискальную, но и стимулирующую задачу, ориентируя, при этом участников экономической деятельности на большую эффективность применения подходящих ресурсов и экономии невозобнавляемых запасов страны. Нуждаемость в таком стимулировании вызвана увеличившимися объёмами общественного производства, которые требуют втягивания в производственные обороты огромного объёма новых ресурсов.

Иные налоговые поступления

  1. В бюджет Российской Федерации поступают и иные налоговые платежи. К ним имеют отношения: Денежные доходы от эксплуатации государственной собственности, а в ситуации перехода к рыночным отношениям физическим лицам;
  2. Прибыль от продажи облигаций государственных займов, а также иных цб. Планируется что, по анализу статистических данных ведущих экономистов, прибыль от реализации государственной собственности в сфере программы приватизации в ближайшее время займут главенствующую роль в экономической сфере.

Заключение

Подводя итоги, следует сказать, что налоговые поступления играют важнейшую роль в развитии и успешном функционировании государственного бюджета Российской Федерации. Стоит также отметить, что любое пополнение консолидированного бюджета требует грамотного распределения и перераспределения в те сферы жизнедеятельности, где средств недостаточно. Государство должно следить за правильной работой налогового механизма и своевременно регулировать его.

Свой образовательный уровень в области налогов и налоговых сборов необходимо постоянно повышать, в связи с чем, настоятельно рекомендуем пройти наши образовательные курсы бухгалтерского учета, где вы узнаете много нового из современных тенденций налогообложения и возможно, обретете себе новую профессию.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

К федеральным налогамРоссийской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.

К республиканским налогамотносятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

К местным налогам и сборамотносятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и ряд других налогов и др.).

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

- налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

- отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

- конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

- отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

-конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Бюджетный федерализм, его основные принципы. Содержание и формы межбюджетных отношений отношений.

Бюджетный федерализм - это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей.

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:

- единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

- сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;

- высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;

- активное участие членов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов.

Разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации согласно Бюджетному кодексу РФ, характеризуется следующим: (3)

- федеральные налоги и сборы, а также налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, полностью или частично закрепляются за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, бюджетами муниципальных районов, бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений;

- региональные налоги полностью закрепляются за бюджетами субъектов РФ;

- местные налоги полностью закрепляются за бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений, на территории которых они взимаются; за бюджетами муниципальных районов закрепляются местные налоги, взимаемые на межселенных территориях;

- неналоговые доходы полностью или частично закрепляются за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, бюджетами муниципальных районов, бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений.

Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации согласно порядку, установленному Бюджетным кодексом РФ, осуществляется следующим образом: (3)

- органы государственной власти субъектов РФ в законодательном порядке могут устанавливать для муниципальных образований субъекта РФ нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

- органы местного самоуправления муниципальных районов своими решениями могут устанавливать единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района;

- органы государственной власти субъектов РФ (законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год) могут устанавливать дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ.

17.

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ — состояние бюджетов хозяйственной системы предприятия, региона, государства, при котором доходы и расходы уравновешены, близки или равны друг другу.

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.

3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.

7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

Существуют следующие виды бюджетного дефицита:

1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.

2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

1. Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду.

2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет.

3. Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года.

ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА [budget surplus] — превышение доходов бюджета над его расходами (положительное сальдо бюджета). Различается профицит первичный — когда текущие доходы бюджета покрывают его текущие расходы, и вторичный — когда доходы бюджета покрывают все расходы, включая выплату внутренних и внешних государственных долгов.

Полесский государственный университет

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент, Полесский государственный университет

УДК 336.2

Введение. Государственный бюджет – это самый главный финансовый документ в стране. Он включает в себя сметы каждого ведомства государства, а также госслужб и программ правительства. В государственном бюджете определяются потребности, которые необходимо удовлетворить за счёт казны страны. Также в данном документе непременно указываются все ожидаемые поступления в казну и их источники.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоговые доходы выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования государственного бюджета и нуждаются в постоянном совершенствовании для формирования полноценной доходной базы государственного бюджета.

Цель исследования – выявить роль налогов в формировании доходов государственного бюджета РБ.

Основная часть.

Доходы и расходы государственного бюджета являются важнейшим элементом бюджетной системы. Существует несколько основных вариантов формирования доходов:

  1. Доходы от налогов – взимаются как центральными органами власти, так и региональными;
  2. Неналоговые доходы – относятся доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от имущества, которое находится в распоряжении государства;
  3. Целевые бюджетные фонды.

Наибольший удельный вес в формировании государственного бюджета занимают налоги. Как правило, налоги составляют более 80% всего бюджета государства, которые взимаются как центральными органами власти, так и региональными [1].

Рассмотрим структуру платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами за последние 3 года.

Таблица 1 – Структура платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами

Поступления, млн. рублей

Удельный вес в доходах бюджета, %

Налоговые доходы

15 730,3

17 251,5

19 011,3

81,4

83,8

85,0

Налог на прибыль

Налог на недвижимость

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов

Налог при упрощенной системе налогообложения

Налог на доходы

Единый налог для производителей с/х продукции

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

Налог на игорный бизнес

Прочие налоги, сборы, пошлины

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2].

Из таблицы 1 видно, что с каждый годом налоговые поступления в государственный бюджет увеличиваются и тем самым удельный вес налогов в доходах бюджета растет. Так, налоговые поступления в 2017 году увеличились на 3 281 млн. рублей или 3,6 % по сравнению с 2015.

Наибольшие доли в налоговых поступлениях в государственный бюджет занимают НДС, подоходный налог, налог на прибыль, акциз. Самую наименьшую долю занимает налог на игорный бизнес.

Реализуемая бюджетно-налоговая политика направлена на повышение устойчивости бюджетной системы и эффективности использования бюджетных средств.

Сегодня по обычной деятельности уплачивается только 5 платежей: НДС (основная ставка – 20 %), налог на прибыль (18 %), налог на недвижимость (1 – 2,5 %), земельный налог (в зависимости от вида земель и местонахождения), отчисления в ФСЗН (для организаций – 34 %, для граждан – 1 %). Все прочие платежи уплачиваются разово, при наступлении соответствующих обстоятельств (госпошлина, оффшорный, гербовый и консульский сборы и др.) или при наличии объектов налогообложения (таможенные пошлины, акцизы, экологический налог, налог за добычу природных ресурсов).

Реализуемые в 2018 году меры налоговой политики направлены как на упрощение порядка применения и либерализацию отдельных норм налогового законодательства, так и на обеспечение дополнительных доходов бюджета. Доходная база бюджета сформирована с учетом реализации мероприятий в области налоговой политики по следующим направлениям:

1. Соблюдение моратория на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин), за исключением адаптации ставок налогов к инфляционным процессам.

Налоговая нагрузка в 2018 году прогнозируется не более 25,5 % к ВВП и не превысит уровня, предусмотренного в программных документах социально-экономического развития на пятилетку.

2. Улучшение условий ведения бизнеса. С этой целью в рамках отдельного Указа Президента Республики Беларусь «О налогообложении» предусматривается:

- увеличение на 20 % критериев валовой выручки для целей применения упрощенной системы налогообложения;

- сокращение с 60 до 30 дней срока действия 12 ограничения по принятию к вычету сумм «входного» НДС по потребительскому импорту;

- продление на три года «нулевой» ставки НДС в отношении работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств [3].

Заключение.

Таким образом, доходная часть бюджета Республики Беларусь формируется в основном за счет налоговых платежей. Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть характеризуется множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

27.03.2018, 20:55 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М.П и Пастушковой Д.П. на основе соответствующих данных проанализировано поступление налоговых доходов в государственный бюджет Республики Беларусь за период 2015-2017 гг. Рассмотрена структура платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами, определена их роль. Работа дает вполне определенное представление о налоговом обеспечении доходной части бюджета. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.

экономические науки

  • Нещадимова Анастасия Алексеевна , бакалавр, студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • Лапина Елена Николаевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Ставропольский Государственный Аграрный Университет
  • НАЛОГ
  • ГОСУДАРСТВО
  • ДОХОД
  • СБОРЫ
  • ПОШЛИНЫ
  • АКЦИЗЫ
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • БЮДЖЕТ

Похожие материалы

  • Особенности формирования учетной политики в целях налогообложения
  • Особенности начисления оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы РФ
  • Анализ деятельности некоммерческих организаций
  • Особенности использования налоговых расчетов в качестве элемента учетной политики в целях налогообложения
  • Экспресс-диагностика корпоративной отчетности

Взимание налогов является одной из древнейших функций и неотъемлемым атрибутом развития общества и существования государства. Основой необходимости существования налогов выступает то, что без изъятия части доходов у населения и субъектов экономической деятельности в пользу казны невозможно формирование централизованных ресурсов в форме бюджета, без существования которого государство не смогло бы реализовывать возложенные на него функции.

Данная статья посвящена роли налогов и сборов в формировании доходной части бюджета РФ и проблеме наполняемости бюджета России за счет налоговых поступлений.

Целью данной работы является изучение роли налогов в формировании доходной части бюджета России, существующих проблем в процессе поступления налоговых доходов в бюджет и путей их решения.

Ключевые слова: налог, бюджет, государство, доход, сборы, пошлины, акцизы, Российская Федерация.

В любом государстве государственный бюджет является основным звеном финансовой системы, объединяющем все финансовые категории, к которым относятся налоги, государственные кредиты, доходы и расходы. Под бюджетом понимается совокупность экономических отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных финансовых ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

Его роль заключается в обеспечении и поддержании деятельности государства, реализации региональной и национальной политики, направленной на достижение стабильного экономического роста и удовлетворение потребностей различных экономических субъектов, осуществляемой через перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, функции правовой и военной защиты общества, создание социально значимых объектов, содержание административного аппарата и т.д.

Формирование доходной части бюджета происходит за счет различных источников, которые делятся на 2 группы: налоговые и неналоговые доходы. На сегодняшний день основным способом пополнения бюджета для всех без исключения государств являются налоговые доходы. Так, основу формирования федерального бюджета Российской Федерации составляют федеральные налоги и сборы, обязательные платежи юридических и физических лиц, устанавливаемые федеральными нормативными актами.

Согласно бюджетному законодательству России к федеральным налогам и сборам относятся: акцизы; налоги на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; государственная пошлина; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Стоит отметить, особенность налогов заключается также в том, что они представляют собой не только инструменты фискальной политики, но и метод косвенного регулирования экономических процессов на макроэкономическом уровне, вследствие этого они являются одним из основных инструментов государственного вмешательства в экономику страны. Доходы федерального бюджета от налоговых и неналоговых поступлений представлены в таблице 1.

Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета по видам доходов в 2011–2015 гг.

Показатели доходов в %

Налог на прибыль организаций

Вывозные таможенные пошлины

Ввозные таможенные пошлины

Данные таблицы 1 таблицы подтверждают, что основу доходов бюджета составляют налоговые доходы. Наиболее значительными по доходности, как видно из данных таблицы, являются налоги НДПИ и НДС. В динамике выросли значения НДПИ, в том числе и по причине повышения базовой ставки НДПИ на нефть с 530 до 766 рублей и введения повышающего коэффициента в размере 4,4 к ставке НДПИ на газовый конденсат (увеличение с 42 до 185 рублей за тонну). В итоге при средних значениях за 2011–2014 гг. 19,8% в 2015 г. показатель достиг 23,1%

В 2015 году произошло заметное увеличение прочих неналоговых доходов, при средних значениях в 2011–2014 гг. в 9,9% в 2015 году показатель достиг 13,5%. Но снизились поступления от вывозных таможенных пошлин, при среднем показателе за 2011–2014 гг. 31,93%, в 2015 году их доля снизилась до 20,4%. Это может быть связано как с действиями правительства России, выразившимися в так называемом «налоговом маневре», в результате чего вывозные пошлины были снижены на нефть с 57% до 42%, на «темные нефтепродукты» с 100% до 76%, дизельное топливо с 63% до 48%, бензины прямогонные с 90% до 85%, бензины товарные с 90% до 78%, прочие светлые нефтепродукты с 66% до 48%, так и с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках.

В итоге если в 2011–2014 гг. доля налоговых доходов составляла в среднем 52,8%, то в 2015 году доля налоговых доходов составила 62%. Налицо положительная динамике в роли налоговых доходов при формировании федерального бюджета РФ.

Таблица 2. Поступление доходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации за 2014 – 2015 год (млрд. руб.)

Налоговые и неналоговые доходы

Налог на прибыль организаций

Налог на товары (работы и услуги), реализуемые на территории РФ

НДС на товары (работы и услуги), реализуемые на территории РФ

Акцизы по подакцизным товарам (продукции) производимым на территории РФ

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Ввозные таможенные пошлины

Вывозные таможенные пошлины

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Платежи при пользовании природными ресурсами

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

Административные платежи и сборы

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

Прочие неналоговые доходы

Данные, отраженные в таблице 2 показывают, доля налоговых доходов бюджета в 2014 году составляла 54,1%, в 2015 году – 62,2%. А также то, что при валовом снижении налоговых и неналоговых доходов бюджета России на 784, 5 млрд. рублей доходы от налоговых поступлений выросли в натуральных показателях на 790,8 млрд. рублей.

Это позволило избежать катастрофического падения доходов бюджета, вызванного различным спектром экономических проблем и, в то же время, служит доказательством не только роли налогов в доходной части бюджета, но и того, что налоги могут использоваться государством в качестве инструмента регулирования экономических и бюджетных процессов.

Очевидно, что в сложившихся условиях мобилизация федеральных налогов является одной из важнейших проблем государства. Главной проблемой налоговой системы является то, что ее основное направление – фискальная политика. Это сопровождается жестким регламентированием налоговой базы, обособлением налогового учета из общего бухгалтерского. Стоит отметить, что бремя налоговых платежей в России гораздо выше подобного в развитых государствах.

Так как налоговые поступления составляют большую часть при формировании бюджета Российской Федерации, с помощью их преобразований возможно значительное изменение объема привлекаемых средств в краткосрочном и долгосрочном периодах. Предпринимаемые действия, в зависимости от их характера, носят как положительное, так и отрицательное воздействие на социально – экономическую обстановку в стране. Увеличение поступлений экстенсивным методом за счет повышения налоговых ставок, введения новых налогов, увеличения акцизного налогообложения, обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования по большей мере носит отрицательный характер, так как приводит к увеличению бремени налоговых платежей, основная часть которых ложится на население страны. Подобная политика ограничивает деятельность налогоплательщиков различных уровней, что приводит к возрастанию доли теневого сектора в экономике. Практика частых изменений налоговых ставок проводится, в подавляющем числе случаев – в сторону их увеличения. В результате, на начало 2013 года задолженность только по налогам, без учета пеней и штрафов и задолженности по ЕСН составляла 728 млрд. рублей. Задолженность по уплате пеней и штрафов составляла еще 319 млрд. рублей. В итоге, по оценке, в федеральный бюджет ежегодно не поступает до 40% от запланированных доходов.

Также увеличение налоговых поступлений интенсивным путем может осуществляться за счет изменения правил исчисления и уплаты отдельных налогов, принятия ряда мер в области налогового администрирования и его совершенствование, противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низко налоговых юрисдикций, создания оптимальной системы налоговых льгот и освобождений (в том числе сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений), совершенствования налога на прибыль организаций, применения прогрессивной ставки налогообложения. В данном случае рациональная и грамотная политика государства может привести к уменьшению налогового бремени граждан, сглаживанию тенденции социального расслоения общества, способствовать более высокому уровню дохода, в том числе за счет сокращения теневого сектора экономики, способствовать развитию перспективных и инновационных направлений деятельности и т.д.

В части мер стимулирования налогообложения в среднесрочном периоде необходимо снести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям: поддержание инвестиций в человеческий капитал; совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операций; развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях; совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса и т.д. Таким образом перед государством стоит серьезная задача по принятию мер на повышение эффективности налогового пополнения федерального бюджета. Наиболее вероятными шагами в данном направлении могут быть следующие:

  • снижение налогового бремени;
  • увеличение размера выручки, позволяющей применять упрощенную систему налогообложения;
  • разработка действующих механизмов по рассрочке налоговых платежей по инициативе налогоплательщика;
  • коррекция деятельности налоговых органов, с целью препятствования злоупотребления полномочиями.

Одновременно необходимо проводить большую работу по снижению налоговой «недоимки» путем принудительного взыскания и повышения ответственности за уклонение от уплаты налогов. Данную работу необходимо проводить по трем направлениям:

  1. Выявление и пресечение правонарушений в сфере налогового законодательства;
  2. Обеспечение возмещения материального ущерба государству путем взыскания недоимок по налогам, пени, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством;
  3. Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение налоговых нарушений.

Проблема ответственности за нарушение налогового законодательства решается на уровне государства, но степень ответственности за налоговые правонарушения и преступления в России не достаточно высока. Примером здесь может служить практика США, где ответственность за налоговые преступления карается «жестко». В результате исследования установлено, что налоги являются важнейшей составляющей доходной части бюджета государства, но в то же время требует внимания и тот факт, что в России велика доля косвенных налогов, что не типично для государств с развитой экономикой. Необходимо ответственно подходить к их использованию. Недочеты в системе налогообложения и законодательства, желание извлечь максимальную выгоду, неверное использование налоговогоинструментария может спровоцировать обратный эффект и нанести ущерб бюджету.

Результатом применения указанных выше мер должно стать повышение прозрачности налогообложения и возможность их уплаты без чрезмерной обременительности для налогоплательщиков и, в то же время, недопущение уклонения от уплаты налогов. Это, в свою очередь, позволит качественно наполнять доходную часть бюджета Российской Федерации.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Налоговый кодекс (1998, 2000). Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: офиц. текст // СПС «Консультант Плюс».
  2. Алиева, Б. Х. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие / Б. Х. Алиева, Х. М. Мусаева; под ред. Б. Х. Алиева, Х. М. Мусаевой. – М.: Юнити–Дана, 2014. – 439 с.
  3. Кулешова, Л. В. Налоги и налогообложение: учебно-практическое пособие / Л. В. Кулешова, Е. Н. Лапина, Е. А. Остапенко ; Ставропольский гос. аграрный ун-т. – Ставрополь, 2014. – 96 с.
  4. Лапина Е. Н. Налоговые преступления: уклонения физического лица от уплаты налога и страховых взносов: Экономика и социум / Лапина Е. Н., Шумская В. Ю., 2015 – С. 916–919
  5. Лапина Е.Н. Оптимизация налогового потенциала как основы формирования финансовых ресурсов Ставропольского края / Е.Н. Лапина, Л.В. Кулешова, Р.В. Мирошниченко // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2014. – №1 (123). – С. 74–81.
  6. Лапина Е.Н. Роль специальных налоговых режимов в формировании бюджета РФ: Финансово–экономические проблемы развития региона и учетно–аналитические аспекты функционирования предпринимательских структур / Лапина Е. Н., Кулешова Л. В., 2013. – С. 256–261.
  7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ – http://www.nalog.ru

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Тюпакова Нина Николаевна, Литовкина Алена В.

    1. док.экон.наук, профессор кафедры финансов
    ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный
    университет имени И.Т. Трубилина
    2, магистр 2 курса, направления подготовки 38.04.01 Экономика
    профиль «Финансы»
    ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный
    университет имени И.Т. Трубилина
    г. Краснодар
    Tupakova Nina, LitovkinaAlyona
    1. Doc.Ekon.Sciences, Professor of the Department of Finance
    IN FGBOU "Kuban state agrarian
    University named after I. T. Trubilin
    2, master 2 course, areas of training 38.04.01 Economy
    profile of "Finance"
    IN FGBOU "Kuban state agrarian
    University named after I. T. Trubilin
    Krasnodar

    Аннотация: Статья отображает механизм реализации фискальной функции налогов в распределении прибыли хозяйствующих субъектов, по средствам налога на прибыль организаций, между уровнями бюджетной системы России. Проводится оценка динамики налоговых доходов в целом по России и на территории Краснодарского края. Дана оценка доли налога на прибыль в совокупных налоговых поступлениях и показателю налоговой нагрузки на экономику через систему налогообложения прибыли организаций.

    Abstract: The article shows the mechanism of realisation of the fiscal function of taxes in the profits of economic entities by means of the profit tax of the organisations, between levels of the budget system of Russia. Assessment of the dynamics of tax revenues in the whole of Russia and Krasnodar territory. The estimation of the share of profit tax in total tax revenue and total tax burden on the economy through taxation profit organizations.

    Ключевые слова: прибыль, налоги, бюджет, налоговые доходы, валовой внутренний продукт.

    Keywords: income, taxes, budget, tax revenues, gross domestic product.

    Налог на прибыль организаций занимает особое место в налоговой системе России, поэтому от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Поэтому основная задача государства заключается в создании благоприятных условий осуществления хозяйственной деятельности с возможностью расширения и развития. В этом случае достигается обоюдная выгода – максимизация налоговых доходов бюджета и создание предпосылок для снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов.

    По мнению М.Ю. Малкина и Р.В. Балакина: «Динамика базы налогообложения отражает влияние разных факторов:

    1) изменения масштабов легальной экономики, т. е. экономики, попадающей в сферу налогообложения. В то же время рост любой экономики включает как инфляционную составляющую, обусловленную увеличением цен на производимую продукцию, так и реальную составляющую, отражающую рост физических объемов производства;

    2) структурных сдвигов в экономике, в частности, изменений доли прибыли в добавленной стоимости, а также динамики рентабельности производства в различных отраслях и регионах;

    3) качества налоговой политики и налогового администрирования. Одним из показателей качества налоговой политики является обоснованный уровень налогообложения. Логично утверждать, что, чем выше уровень налогообложения, тем меньше у хозяйствующих субъектов желание платить налог и тем выше теневая составляющая их деятельности. Кроме того, высокий уровень налогообложения подавляет стимулы к предпринимательской деятельности, а также уменьшает ресурсы для будущего развития, что отрицательно сказывается на росте базы налога в долгосрочном периоде. В то же время качество налогового администрирования измеряется рядом показателей, к числу которых относится удельный вес теневой экономики, находящейся вне сферы налогообложения» [1].

    Л. Лыкова в свою очередь отмечает, что: «Российская модель налога на прибыль (в том виде, в котором она сложилась к 2010 г.) представляет собой нечто среднее между моделью распределения (расщепления) налоговых доходов и моделью совместной или параллельной эксплуатации налоговой базы. Обе эти модели широко известны мировой практике.

    Будучи федеральным (ст. 13 Налогового кодекса РФ), он предполагает возможность установления ставки, в соответствии с которой его суммы подлежат зачислению в доход региональных бюджетов. При этом НК ограничивает пределы снижения ставки. С точки зрения установления отдельных ставок федеральной и региональной (федеральной и региональной составляющих) данная модель может быть отнесена к моделям, предполагающим параллельную эксплуатацию налоговой базы. В то же время отсутствие реальной возможности повлиять на процесс формирования этой налоговой базы сближает используемую модель с моделью «распределения налоговых доходов» [2].

    При соблюдении традиционных критериев разграничения налоговых полномочий в части налога на прибыль отечественная модель формирует и определенные сложности при реализации закрепленных за ней функций, а роль налога на прибыль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации различается весьма существенно [3].

    Проведем оценку динамики поступления налога на прибыль организаций в бюджетную системы в целом по России и по Краснодарскому краю (рисунок 1 и 2).

    Оценивая динамику налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в целом по России можно отметить стабильный рост поступлений в 2016 г. на 1779719 тыс.руб. или 14,1% по сравнению с 2014 г. и на 665708 тыс.руб. или 4,9% по сравнению с 2015 г.


    Рисунок 1, Динамика поступления налогов и сборов и налога на прибыль организаций в целом по России, млн руб.


    Рисунок 2. Динамика поступления налогов и сборов и налога на прибыль организаций на территории Краснодарского края, млн руб.

    Динамика поступлений по налогу на прибыль составила 397310 тыс.руб. или 16,7% по сравнению с 2014 г. и на 171304 тыс.руб. или 6,6% по сравнению с 2015 г.

    Оценивая динамику налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в целом по Краснодарскому краю можно отметить стабильный рост поступлений в 2016 г. на 74706 тыс.руб. или 34,2% по сравнению с 2014 г. и на 35219 тыс.руб. или 13,7% по сравнению с 2015 г.

    Динамика поступлений по налогу на прибыль составила 5696 тыс.руб. или 10,1% по сравнению с 2014 г. и на 8639 тыс.руб. или 19,46% по сравнению с 2015 г.

    Поступления по региональным налогам увеличились на 6546 тыс.руб. или 26,% по сравнению с 2014 г. и на 2441 тыс.руб. или 8,4% по сравнению с 2015 г.

    Чтобы оценить участие налога на прибыль в доходах бюджета необходимо провести оценку структуры налоговых поступлений (таблица 1).

    Таблица 1

    Структура поступления налогов и платежей в бюджетную систему РФ, %

    ПоказательРоссияКраснодарский край
    2014 г.2015 г.2016 г.2014 г.2015 г.2016 г.
    Федеральные налоги и сборы89,989,789,677,378,779,7
    Налог на добавленную стоимость18,318,919,54,516,319,6
    Акцизы8,07,49,013,913,412,9
    Налог на прибыль организаций18,818,919,322,217,318,2
    Налог на доходы физических лиц21,320,521,033,128,626,5
    Ресурсные платежи23,323,720,53,32,72,2
    Государственная пошлина0,20,30,20,50,40,4
    Региональные налоги6,06,36,411,511,310,8
    Налог на имущество организаций5,05,25,39,18,88,7
    Транспортный налог0,91,01,12,32,32,0
    Налог на игорный бизнес0,0040,0040,0060,10,10,1
    Местные налоги1,61,61,54,13,53,0
    Земельный налог1,41,31,23,52,92,4
    Налог на имущество физических лиц0,20,20,30,60,50,6
    Специальные режимы налогообложения2,52,52,67,16,56,6
    Единый сельскохозяйственный налог0,040,10,10,40,40,6
    Упрощенная система налогообложения1,81,92,05,04,64,6
    Единый налог на вмененный доход0,60,60,51,71,51,3
    Система патент0,00,00,10,020,00,0
    Всего налогов и сборов 100,0100,0100,0100,0100,0100,0

    В структуре налоговых поступлений в целом по России наибольший удельный вес приходится на федеральные налоги и сбор – 79,7%, в том числе на налог на прибыль приходится 18,2%.

    Доля региональных налогов стабильно находится на уровне 11%.

    Доля местных налогов сокращается с 4% в 2014 г. до 3% в 2016 г.

    Удельный вес поступлений от специальных режимов налогообложения составляет 6,6%.

    Наибольшую долю занимают поступления от налога на доходы физических лиц – 26,5%.

    В структуре налоговых поступлений по Краснодарскому краю наибольший удельный вес так же приходится на федеральные налоги и сбор – 89,6%, в том числе на налог на прибыль приходится 19,3%. Доля региональных налогов стабильно находится на уровне 6%. Доля местных налогов находится в приделах 1,5%. Удельный вес поступлений от специальных режимов налогообложения составляет 2,5%.

    Наибольшую долю занимают поступления от налога на доходы физических лиц – 21% и ресурсные платежи – 20,5%.Для оценки роли налога на прибыль в формировании доходной части бюджетов различного уровня необходимо провести оценку динамики распределения поступлений данного налога по уровням бюджетной системы в целом по России и по Краснодарскому краю (таблица 2).

    Таблица 2

    Динамика распределения налога на прибыль организаций по уровням бюджетной системы, млн руб.

    Распределение налога на прибыль происходит в соответствии с закрепленным НК РФ распределением: до 2017 г. ставка 20% распределялась 2% от налоговой базы в федеральный бюджет и 18% от налоговой базы в региональный бюджет, а с 2017 г. 3% от налоговой базы в федеральный бюджет и 17% от налоговой базы в региональный бюджет.

    Поступления налога на прибыль организаций в целом по России имеют стабильную динамику роста на уровне от 7 до 10%. Однако можно отметить отрицательную тенденцию по поступлениям в местные бюджеты, что вызвано концентрацией доходов в региональных центрах.

    По данным Краснодарского края наблюдается неоднозначная тенденция: в 2013 и 2015 гг. сокращение поступлений в приделах 10%, а в 2014 и 2016 г. роста поступлений в приделах 15%.

    Следующим шагам является оценка структуры распределения налога на прибыль по уровням бюджетной системы (таблица 3).

    Таблица 3

    Структура распределения налога на прибыль организации по уровням бюджетной системы, %

    Оценивая структуру распределения налога на прибыль по уровням бюджетной системы можно отметить преобладание доли, зачисляемой в региональный бюджет – 80-82%. В целом по России доля налога на прибыль зачисляемая в муниципальный бюджет достаточно небольшая – менее 0,5%, а в Краснодарском крае 4,5% поступлений от налога на прибыль организаций остаются в местном бюджете.

    Следующим шагом является оценки доли налога на прибыль организаций в совокупных налоговых платежах [4] (таблица 4).

    Оценивая долю налога на прибыль организаций в налоговых доходах бюджета можно отметить сокращение участия данного налога с 22 % до 18-19% в целом по России, а в Краснодарском крае с 24% до 17-18%. Что связано с предоставлением дополнительных льгот (нулевой ставки, увеличения перечня расходов учитываемых для целей налогообложения, доходов освобождаемых от налогообложения и т.д.) как по отраслям так и сферам деятельности.

    Таблица 4

    Динамика доли налога на прибыль организации в налоговых доходах

    Показатель2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.
    Россия
    Налоговые доходы, млн руб.1095401011321617126063421372035314386061
    Налога на прибыль организаций, млн руб.23554112071666237284325988562770153
    доля в налоговых доходах, %21,518,318,818,919,3
    Краснодарский край
    Налоговые доходы, млн руб.197766206129218123257610292829
    Налога на прибыль организаций, млн руб.4676142032563224458053218
    доля в налоговых доходах, %23,620,422,217,318,2

    Для оценки влияния налогообложения прибыли организаций проведем оценку уровня налоговой нагрузки от налога на прибыль на экономику России и Краснодарского края [5] (таблица 5).

    Таблица 5

    Динамика уровня налоговой нагрузки от налога на прибыль на экономику

    Показатель2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.
    Россия
    ВВП, млн руб.6816388373133895791996588323261886043649
    Налога на прибыль организаций, млн руб.23554112071666237284325988562770153
    Доля налога на прибыль организаций в ВВП, %3,52,83,03,13,2
    Доля налоговых доходов в ВВП, %16,115,515,916,516,7
    Краснодарский край
    ВРП, млн руб.14594911662969178563319467602166744
    Налога на прибыль организаций, млн руб.4676142032563224458053218
    Доля налога на прибыль организаций в ВРП, %3,22,52,72,32,5
    Доля налоговых доходов в ВРП, %13,612,412,213,213,5

    Оценивая долю изъятия в бюджет части ВВП (ВРП) по средствам налога на прибыль организаций можно отметить, что в целом по России значение варьируется от 2,8% до 3,5%, а по Краснодарскому краю значение ниже и варьируется от 2,3% до 3,2%, что объясняется агарной направленностью региона.

    Таким образом, налог на прибыль организаций можно отнести к бюджетаобразующим налогам регионального уровня, а также инструментом регулирующего воздействия на экономику через изменение уровня налогового изъятия (налогового бремени) со стороны как федеральных так и региональных органов власти посредствам изменения налоговой ставки или предоставлением налоговых льгот отдельным отраслям и сферам деятельности.

    Читайте также: