Роль государства в экономике налоги бюджет

Опубликовано: 03.05.2024


Экономические функции государства

В современном мире практически все экономические системы являются смешанными, то есть сочетают в себе рыночный механизм хозяйствования и государственное регулирование. Основными целями экономической политики государства являются обеспечение стабильного развития экономики на основе инноваций и рост благосостояния общества.

Во – первых, это борьба с монополизацией и защита конкуренции. Для этого создано антимонопольное законодательство и функционирует специальный орган Федеральная Антимонопольная служба РФ (ФАС РФ).

Во – вторых, это создание общественных благ, за производство которых частный сектор экономики не берётся, поскольку за пользование этими благами невозможно брать оплату. Поэтому государство должно платить за создание общественных благ или само их производить. К общественным благам относятся благоприятная окружающая среда, безопасность, правопорядок, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования и т.д. На создание общественных благ государство расходует налоговые поступления в государственный бюджет. Поэтому получается, что граждане вносят вклад в создание общественных благ.

В – третьих, это проблема внешних (побочных) эффектов, связанных с производством и потреблением благ. Внешние эффекты отражаются на людях, не участвующих в производстве и потреблении товаров и услуг непосредственно. Отрицательные издержки способствуют появлению у людей издержек, а в случае положительных эффектов появляются выгоды. К примеру, завод по обработке металла, расположенный вблизи населённого пункта, загрязняет воздух и воду в реке – отрицательный внешний эффект. Другой пример, благоуханный аромат доносящийся из цветочной теплицы позволяет насладиться всем жителям многоэтажного дома, расположенного рядом – положительный внешний эффект. Государство компенсирует внешние эффекты в обоих случаях. В первом случае оно вынуждено тратиться на строительство очистных сооружений для воды, а во втором будет стимулировать развитие тепличного бизнеса, предоставляя субсидии.


Другими экономическими функциями государства являются:

  • Перераспределение доходов – стремление сгладить неравенство между богатыми и бедными. Государство взимает налоги с предпринимателей и направляет их в сферу социального обеспечения (выплата пенсий, стипендий, пособий).
  • Регулирование вопросов занятости трудоспособного населения и борьба с безработицей.
  • Осуществление контроля цен и защита населения от инфляции.
  • Воздействие на структурные изменения в экономике – создание новых отраслей производства с целью обеспечения экономического роста.
  • Повышение показателей ВВП, ВНП и НД.
  • Выявление тенденций и прогнозирование экономического развития.
  • Регулирование внешней торговли, стимулирование или сдерживание экспорта и импорта.
  • Участие в решении глобальных проблем человечества.


Механизмы государственного регулирования экономики

Для реализации вышеперечисленных функций государство использует прямые и косвенные методы.

К прямым относятся правовые (административные) методы регулирования. Прежде всего это издание законов, регламентирующих отношения собственности (к примеру, Гражданский кодекс РФ), регулирующих отношения экономических субъектов (ФЗ «О правах потребителей»), конкретизирующих правила создания и ликвидации предприятий (ФЗ «Об акционерных обществах»). К административным методам относятся введение норм и стандартов качества, запреты или разрешения (лицензирование) на ведение определённых видов экономической деятельности, установление санкций, применение штрафов и многое другое.

К косвенным относятся финансово - экономические методы: денежно - кредитная (монетарная) политика и фискальная (бюджетно-налоговая) политика. Главным звеном денежно - кредитной политики является Центробанк. Вспомним, что он осуществляет эмиссию денег, регулирует валютный курс, устанавливает условия кредитования. Целью денежно - кредитной политики является регулирование денежной массы. На фазе экономического спада государство увеличивает денежную массу, а на фазе подъёма сдерживает её рост. Фискальная политика заключается в регулировании налогообложения, доходов и расходов государственного бюджета. Разберём на примере, для того, чтобы стимулировать мелкое предпринимательство, государство освобождает от уплаты налогов на первый год – это фискальная политика и выдаёт кредиты под низкий процент – это монетарная политика. И денежно – кредитная, и фискальная политика направлены на обеспечение устойчивого экономического развития, занятости трудоспособного населения и предотвращение инфляции.

Каким должен быть масштаб государственного вмешательства в экономику? Этот вопрос является предметом спора учёных – экономистов, поделившихся на два направления – монетаризм (Д. Юм, М. Фридмен) и кейнсианство (Дж. Кейнс). Согласно позиции монетаристов нужно позволить рыночному механизму самостоятельно обеспечивать устойчивость экономической системы и дать свободу от государственной опеки. Противоположная позиция кейнсианцев основана на неспособности рыночного механизма справляться со многими экономическими проблемами без вмешательства государства. Для российской экономики характерно использование государством мер как монетарного, так и кейнсианского характера.

Интеллект-карта по обществознанию №30


👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто - то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»
© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

Код ОГЭ: 3.12. Экономические цели и функции государства
Раздел ЕГЭ: 2.12. Роль государства в экономике

Государство в первую очередь контролирует происходящие политические процессы, следит за соблюдением своих интересов и служит гарантом сохранения общественного порядка. Однако общественная жизнь невозможна без экономики, поскольку она контролирует материальные отношения между людьми. Таким образом, нельзя проводить какую-либо политику, не затрагивая экономику.

Функции государства в экономике

Экономическая политика государства — это процесс реализации экономических функций государства. Государство в условиях смешанной экономики должно вмешиваться в экономику из-за несовершенства рынка, так как рынок не решает большинство социальных проблем.

Функции государства в экономике:

  • Обеспечение экономического роста и стабильности экономики.
  • Сдерживание инфляции.
  • Обеспечение полной занятости населения.
  • Обеспечение экономической безопасности.
  • Ограничение монополизации (поддержание экономической свободы).
  • Регулирование отношений в сфере труда (отношений работников и работодателей).
  • Производство общественных благ и трансфертов.
    • Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством всем гражданам на равных основаниях (оборона страны, бесплатное общее образование, организация работы общественного транспорта, первый канал телевидения ид р.).
    • Трансферт — односторонняя передача на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств и материальных ценностей в порядке оказания финансовой помощи или предоставления компенсации без расчета на дальнейшее возмещение. Государственные трансферты (пенсии, пособия и пр.) в отличие от общественных благ доступны не всем, а только определенным категориям населения (пенсионерам, малоимущим и др.).
  • Компенсация отрицательных внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты (экстерналии) — это побочный результат экономической деятельности людей. Внешние эффекты могут быть как положительными, так и отрицательными. Примером второго могут служить загрязнение окружающей среды, нарушение нормального режима жизнедеятельности жителей определенной территории и т. д.
  • Перераспределение доходов в обществе.
  • Защита прав собственности.
  • Достижение экономической эффективности.
  • Контроль над внешнеэкономической деятельностью.

Методы регулирования экономики

Государство осуществляет регулирование экономики следующими методами : правовыми, административными и экономическими.

  • Правовые методы — деятельность органов государственной власти по установлению правовых норм (законов), регулирующих экономическую сферу.
  • Административные методы — прямое вмешательство в деятельность производителей путем введения обязательных для выполнения требований.
    К административным методам относятся: санкции (мероприятия государства, направленные на наказание субъектов рынка, не выполняющих установленных правил деятельности). Лицензирование (лицензия — это специальное разрешение, которое субъект экономической деятельности обязан получить, чтобы иметь право на осуществление деятельности в определенной сфере.), установление квот (квота — это ограничение по количеству производимого или распространяемого товара на рынке, которое устанавливает государство.), установление стандартов качества, государственные заказы (относится и к административному, и к экономическому регулированию) и др.
  • Экономические методы — создание органами государственного управления финансовых или материальных стимулов влияния на экономические интересы субъектов (налоговая политика, денежно-кредитная политика и т. д.).

Иная классификация методов государственного регулирования экономики:

1. Прямые методы носят распорядительный и обязательный характер. Виды прямых методов регулирования экономики:

• определение стратегических целей развития экономики;
• государственные заказы;
• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
• нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;
• правовые и административные ограничения и запрещения относительно производства определенных видов продукции;
• установление лицензий на определенные виды деятельности.

2. Косвенные методы — государство, используя экономические стимулы, заставляет субъектов экономики подчиняться государственным интересам. Виды косвенных методов регулирования экономики:

• денежно-кредитная политика;
• бюджетно-налоговая политика;
• регулирование экспорта, импорта и валютных курсов.

Цели государства

В экономике любого государства есть две основные проблемы . Первая из них связана с тем, что экономика не развивается, вторая — с ростом инфляции. Это обуславливает основные цели экономической политики государства:

  1. развитие производства;
  2. сдерживание инфляции.

Обе цели достигаются преимущественно изменением объема денежной массы в обращении и реализуются методами денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Для понимания сущности бюджетно-налоговой политики необходимо раскрыть такое понятие, как государственный бюджет.

Иная классификация целей государства в экономике:

цели государства

Вы смотрели конспект «Роль государства в экономике». Выберите дальнейшее действие:

Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение.

Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания . публичной власти .» (К. Маркс). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Все налоги содержат следующие элементы:

¾ объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

¾ источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.


Капитал
Налоговая система
Экономика
Финансы и банковские услуги
Бюджеты
Политические организации
Госбюджеты
Бюджетно-налоговая политика
Государственная налоговая служба (ГНС)
Государственные налоги
Государственный бюджет
Государственный сектор в экономике
Налоговая политика
Государственная политика
Государственная экономика

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА.

Цель: охарактеризовать составляющие государственного бюджета, рассмотреть роль государства в экономике. Рассмотреть условия виды и функции налоговой политики.

роль государства в экономике государственный бюджет налоговая политика. задания.

Государство играет решающую роль в экономике страны.

Задачи государства в экономике.

регулирование денежных потоков защита конкуренции антимонопольное регулирование помощь социально не защищенным категориям населения формирование законодательной системы для защиты интересов контроль за качеством товаров регулирование и использование природных ресурсов контроль за сферой внешней торговли.

Способами воздействия государства на экономику является налогообложение и расчет и составление государственного бюджета.

Налоговая политика — это

- система мероприятий го­сударства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогопла­тельщиков.

Налогообложению подлежат: прибыль; доходы; сто­имость определенных товаров; стоимость, добавленная обра­боткой; имущество; передача собственности (дарение, прода­жа, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности.

Налоги — это

- обязательные платежи-физических и юридических лиц государству.

Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.

Налогоплательщиками являются: физические лица — работники, непосредственно своим трудом создающие мате­риальные и нематериальные блага и получающие определен­ный доход, и юридические лица — хозяйствующие субъекты.

Можно выделить три системы налогообложения:

Пропорциональный налог — сумма налога пропор­циональна доходам работников. Регрессивный налог — налог тем выше, чем ниже доход. Прогрессивный налог — налог тем выше, чем выше доход.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физи­ческих лиц (подоходный налог с населения и налог на при­быль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, финансовые операции).

Косвенные налоги — устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частич­но налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт).

При формировании налоговой системы необходимо учи­тывать принципы налогообложения — правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой сис­темы.

Функции налогов

Наименование функции

Ее сущность

Обеспечение финансирования государствен­ных расходов на содержание государственно­го аппарата, обороны страны и той части не­производственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фунда­ментальной науки, многих учебных заведе­ний, библиотек и т. д.

Распределитель­ная

Перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе

Стимулирую­щая (антиин­фляционная)

Стимулирование развития научно-техниче­ского прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения

Наименование функции

Социально-вос­питательная

Сдерживание потребления вредных для здо­ровья продуктов путем устанавления на них повышенных налогов

Конкретно-учет­ная

Осуществление учета доходов граждан, пред­приятий и организаций

Виды налогов.

Направления совершенствования налоговой системы в России

- Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий.

- Уменьшение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и иму­щества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соответственно, сокращения доли, приходя­щейся на бизнес.

- Сокращение налоговых льгот.

- Расширение налогооблагаемой базы за счет перекры­тия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, ко­шелек) —

- это смета доходов и расходов государства на оп­ределенный период времени, составленная с указанием ис­точников поступления государственных доходов и направ­лений, каналов расходования денег.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами. В на­шей стране проект государственного (федерального) бюджета ежегодно обсуждается и принимается в виде закона Государ­ственной Думой Федерального Собрания РФ. По окончании финансового года Правительство Российской Федерации дол­жно отчитаться об исполнении бюджета.

Важнейшие части государственного бюджета — это его до­ходная и расходная части.

Бюджетная политика включает в себя определение со­отношения между доходной и расходной частями государ­ственного бюджета. Здесь возможны три различных вариан­та: 1) расходы государственного бюджета равны доходам. В этом случае государственный бюджет является сбаланси­рованным. Это самое оптимальное состояние бюджета; 2) расходы бюджета больше, чем доходы. В этом случае госу­дарственный бюджет является дефицитным. Разность между доходами бюджета и его расходами называется бюджетным дефицитом; 3) доходы бюджета больше, чем расходы. В этом варианте разность между доходами и расходами называется профицитом бюджета.

Источники покрытия бюджетного дефицита

1. Привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг, в которые они вкла­дывают свои сбережения. В этом случае увеличивается госу­дарственный долг, так как лица, купившие облигации и другие долговые обязательства государства, предоставили госу­дарству кредит и через какое-то время оно обязано вернуть эти деньги своим кредиторам. Государственные займы оказы­вают благотворное влияние на экономику, если финансирова­ние государственных расходов компенсирует сокращение ча­стных инвестиций. Эта политика получила название дефицит­ного бюджетного финансирования. Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов ча­стных инвестиций и потребления, а значит и против сокраще­ния занятости.

2. Использование кредитов Центрального банка, который в обмен на государственные обязательства выпускает опреде­ленную сумму банкнот, вливая тем самым в каналы денежно­го обращения дополнительную массу денег, В данном случае возникает угроза инфляции, так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угро­жающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджет­ные расходы.

На состояние бюджета и размер его дефицита влияют сле­дующие факторы: долгосрочные тенденции налоговых пос­туплений и государственных расходов; фаза экономического цикла в стране; текущая политика государства.

Государственный долг — это

- сумма задолженности го­сударства по выпущенным и непогашенным займам, вклю­чая начисленные по ним проценты.

Помимо проблемы погашения государственного долга, су­ществует необходимость его обслуживания.

Обслуживание долга — это выплата процентов по за­долженности и постепенное погашение основной суммы долга.

- Получение государством кредитов от коммерческих бан­ков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.

- Осуществление государством внутренних займов (раз­мещение ценных бумаг от лица государства).

- Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюд­жетной системы другому.

Внешний государственный долг является более серьезной проблемой, чем внутренний, так как с его появлением возни­кают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государст­венный долг подразумевает жесткие сроки погашения креди­та, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.

Реструктуризация долга — процесс, при котором пере­сматриваются условия обслуживания долга (процент, сум­мы, сроки начала возврата).

Реструктуризация производится тогда, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначаль­ными соглашениями о предоставлении займа.

Меры по управлению государственным долгом

- Недопущение долговой ловушки, при которой все ресур­сы работают на выплату долга, а не на увеличение националь­ного богатства.

- Поиск средств для выплаты долга.

- Нейтрализация негативных последствий государствен­ного долга.

- Эфективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позво­лят обеспечить доходы, превышающие размер долга и про­центы по нему.

В России использовалась особая финансовая политика, направленная на формирование бюджетного излишка (про­фицита). Профицит, построенный на сдерживании государст­венных расходов, сокращал совокупный спрос, что тормозило экономический рост. При растущей экономике от профицита можно отказаться, так как темпы роста обеспечат прирост на­логовых поступлений, а значит, и источники погашения госу­дарственного долга.

а) профицит государственного бюджета

понижение курса национальной валюты высокий уровень инфляции отказ исполнять долговые обязанности превышение расходов над доходами

б).Верны ли следующие суждения о государственном бюджете.

А. Государственный бюджет РФ обсуждается и утвеждается Государственной Думой, а исполняет его Правительство РФ.

Б. Государственный бюджет отражает основные направления внутренные йи внешней политики государства.

верно только а верно только б верны оба суждения оба суждения не верны.

С.3 Найдите в приведенном ниже списке характеристики, присущие любому налогу, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1. обязательность уплаты

3. пропорциональность доходу

4. возвратный характер

5. законодательное установление

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 125.

С.4. Установите соответствие между видами статей госу­дарственного бюджета и их конкретным выражением: к каж­дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответст­вующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ СТАТЕЙ ГОСУДАР­СТВЕННОГО БЮДЖЕТА

а) акцизные сборы

б) обслуживание государствен­ного долга

г) личный подоходный налог

д) выплата жалования госслужащим

1) расходные статьи

2) доходные статьи

С 5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­ние которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

1. Государственное регулирование экономики. Средства регулирования

2. Государственный бюджет как основа системы государственных финансов.

3. Налоги, их виды и функции.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка не только дают положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике. Как Вы думаете, какие? (деятельность студентов – высказывают мнения: монополизм, безработицу).

Только государство в состоянии формировать и осуществлять долгосрочные программы развития целых отраслей и регионов, поддерживать научные исследования, обеспечивать правопорядок в стране и обороноспособность, развивать здравоохранение, организовывать комплексную социальную поддержку населения. Роль государства в экономике проявляется и в поддержании международного экономического сотрудничества, международной торговли, которая приносит выгоду всем участвующим в ней странам.

В условиях рыночной экономики производитель и потребитель выступают самостоятельными субъектами экономической жизни, тем не менее, государство вынуждено оказывать влияние на экономику. Под государственным регулированием экономики понимается воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства.

Цель государственного регулирования экономики – формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития и сохранения стабильности общества. Регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Основная цель частных предпринимателей – получение прибыли, вопросы безработицы, инфляции, экологии их не интересуют. Также в условиях рынка и экономической свободы могут возникать монополии (фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов, единственный продавец данной товара или производитель определенной услуги) которые, как правило, наносят ущерб благосостоянию общества. Государственное вмешательство в рыночной экономике необходимо.

Средства регулирования экономики:

1. Правовые средства. Как вы думаете, в чем они выражаются? Деятельность студентов – высказывают мнения. Правила поведения в экономической сфере закрепляются в различных государственных документах (законы, указы и т.п.). Эти правила общеобязательны.

В т. ч. антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов.

2. Административные средства. Реализуются через деятельность компетентных государственных органов, которые могут применять меры воздействия к участникам экономических отношений. (министерства, правоохранительные органы).

3. Финансово-экономические средства:

Регулированиеналогов. Налоги – обязательные платежи государству, устанавливаемые им для граждан и предприятий. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его.

Регулированиетаможенных пошлин.Пошлина - это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Управлениеденежной массой и кредитами.

Ещё одним средством регулирования являются государственные финансы – это средства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета.

Государственный бюджет – ежегодный финансовый план доходов и расходов государства.

Структуру бюджета и соотношение доходов и расходов студенты рассматривают самостоятельно работая с раздаточным материалом.

Итак, основным из источников пополнения бюджета являются налоги. Налог – обязательный взнос в государственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

| следующая лекция ==>
Экономика как наука и хозяйство | Понятие ВВП и его структура

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: