Родительская плата налог на прибыль

Опубликовано: 28.04.2024

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 18.05.2018 года

Организация фактически уплачивает вместо сотрудника плату за содержание в детском саду его ребенка.

Такая обязанность в настоящее время отсутствует в трудовом или коллективном договоре, но есть возможность указать ее в трудовом договоре с сотрудником.

Может ли организация принять указанные расходы при расчете налога на прибыль? Возникает ли у сотрудника обязанность уплаты НДФЛ и страховых взносов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

1. Организация может принять рассматриваемые расходы для целей налогообложения прибыли только при условии, что они будут включены в систему оплаты труда сотрудника в трудовом договоре (коллективном договоре, положении об оплате труда).

В противном случае перечисление родительской платы за сотрудника не может быть признано расходом для целей налогообложения прибыли.

2. Исчислять и удерживать НДФЛ нужно в любом случае, независимо от того, предусмотрена ли рассматриваемая оплата трудовым договором, или нет.

3. В случае включения в трудовой договор обязанности организации оплачивать вместо сотрудника родительскую плату за содержание в детском саду его ребенка на величину этой оплаты следует начислять страховые взносы.

Если же такая обязанность не будет фигурировать в трудовом договоре, то, по нашему мнению, обязанность начислять страховые взносы является спорной. Организация может попытаться не начислять взносы, опираясь на материалы судебной практики. Однако в этом случае организация должна быть готовой отстаивать свою позицию в суде, поскольку налоговые органы придерживаются противоположной точки зрения.

Обоснование позиции:

Для начала отметим, что производимая организацией оплата не соответствует понятию компенсационных выплат, предусмотренных ст. 129 или ст. 164 ТК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно п. 49 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли не учитываются.

В общем случае в составе расходов по налогу на прибыль производимая организацией оплата за детский сад вместо сотрудника не учитывается в силу п. 29 ст. 270 НК РФ.

Однако обращаем внимание, что установленный ст. 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда не является закрытым, и согласно п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.

Статьей 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, выплаты, осуществляемые на основании трудового договора, коллективного договора, локального нормативного акта (положения о порядке оплаты труда), в том числе на оплату содержания ребенка в детском саду, могут учитываться в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли организаций при соответствии критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и при условии, что подобные расходы не поименованы в ст. 270 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 22.09.2017 N 03-03-06/1/61518).

Следовательно, организация может принять рассматриваемые расходы для целей налогообложения прибыли только при условии, что они будут включены в систему оплаты труда сотрудника в трудовом договоре (коллективном договоре, положении об оплате труда).

В некоторых случаях получаемые родителями компенсации платы за содержание ребенка в детском саду могут освобождаться от НДФЛ.

Так, в соответствии с п. 42 ст. 217 НК РФ освобождены от налогообложения средства, получаемые родителями (законными представителями) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, в виде компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в указанных образовательных организациях, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ).

Здесь имеется в виду компенсация, выплачиваемая в соответствии с п. 5 ст. 65 Закона N 273-ФЗ. То есть в данной норме речь идет о компенсации, предоставляемой исключительно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ. Поименованная компенсация касается только государственных и муниципальных образовательных организаций, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, и ограничивается в зависимости от количества детей 20-70% среднего размера родительской платы в этих организациях.

Если компенсация или непосредственная оплата осуществлена за счет иных источников (например, работодателем), она не может рассматриваться как компенсация части родительской платы в смысле п. 5 ст. 65 Закона N 273-ФЗ, поскольку она названным законом не предусмотрена.

По мнению финансовых органов, такая оплата в полной мере облагается НДФЛ (письмо Минфина России от 08.02.2016 N 03-04-06/6374).

В то же время согласно п. 21 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо в иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.

Поскольку согласно указанной норме наличие или отсутствие трудовых отношений между организацией, оплачивающей обучение, и обучающимся лицом не влияет на освобождение от налогообложения сумм такой оплаты, суммы оплаты организацией стоимости обучения детей своих сотрудников не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 21 ст. 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных данным пунктом (письма Минфина России от 14.03.2018 N 03-04-06/15712, от 06.12.2017 N 03-04-06/81157).

В силу пп. 1 п. 2 ст. 23 Закона N 273-ФЗ дошкольная образовательная организация - это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Отметим, что в соответствии с п. 4 ст. 65 Закона N 273-ФЗ не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.

Иными словами, они должны быть разделены.

Таким образом, суммы платы организацией-работодателем за обучение детей своих сотрудников в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 21 ст. 217 НК РФ.

При этом от налогообложения НДФЛ освобождаются только суммы оплаты организацией непосредственно стоимости обучения детей ее сотрудников, а суммы оплаты организацией стоимости присмотра и ухода за детьми подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (письма Минфина России от 08.02.2016 N 03-04-06/6374, от 17.03.2015 N 03-04-06/14023).

В анализируемой ситуации организация уплачивает за сотрудника родительскую плату, в которую включены как образовательные услуги, так и услуги по воспитанию, уходу и оздоровлению ребенка.

Следовательно, организация должна облагать производимую за сотрудника оплату НДФЛ независимо от того, предусмотрена ли такая оплата трудовым договором, или нет.

Вопрос относительно обложения рассматриваемой оплаты страховыми взносами в настоящее время окончательно не урегулирован.

В период действия Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) специалисты Минтруда России, Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР) и Фонда социального страхования РФ (далее - ФСС России) утверждали, что на выплаты социального характера, произведенные работникам на основании трудовых и коллективных договоров, начисляются страховые взносы (письмо Минтруда России от 08.07.2015 N 17-3/В-335, смотрите также совместное письмо ПФР N НП-30-26/9660 и ФСС России N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014, письма ПФР от 06.06.2011 N 30-26/6232, от 18.10.2010 N 30-21/10970).

Известны судебные решения с аналогичным подходом (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 по делу N А45-13233/2011).

Однако в большинстве случаев суды придерживались противоположной точки зрения.

Так, Верховный Суд РФ, рассматривая вопрос об обязательных страховых взносах на суммы компенсации родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, указал, что выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Поэтому такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов (определение Верховного Суда РФ от 17.12.2015 N 306-КГ15-16073).

Аналогичная позиция приведена в постановлениях Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12, АС Северо-Западного округа от 04.08.2016 N Ф07-5508/2016, ФАС Уральского округа от 24.03.2014 N Ф09-1316/14.

Заметим, впрочем, что в указанных судебных решениях перечисления денежных средств в детские дошкольные учреждения на содержание детей работников не были предусмотрены трудовыми или коллективными договорами.

В настоящее время финансовое ведомство придерживается прежней точки зрения со следующей аргументацией.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в ст. 422 НК РФ, является исчерпывающим. Суммы оплаты работодателем родительской платы вместо работников за содержание детей в детских дошкольных учреждениях в ст. 422 НК РФ не поименованы.

Таким образом, расходы организации по оплате вместо сотрудника родительской платы за содержание детей в детском саду подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений работника и работодателя (письмо Минфина России от 22.09.2017 N 03-03-06/1/61518).

В письме ФНС России от 14.09.2017 N БС-4-11/18312@ налоговые органы поддержали позицию финансистов, заявив, что на компенсации за содержание в дошкольном учреждении детей работников нужно начислять страховые взносы.

Новая арбитражная практика на основе норм главы 34 НК РФ на данный момент еще не сложилась.

В этих условиях можем высказать следующее экспертное мнение:

В случае включения в трудовой договор обязанности организации оплачивать вместо сотрудника родительскую плату за содержание в детском саду его ребенка на величину этой оплаты следует начислять страховые взносы.

Если же такая обязанность не будет фигурировать в трудовом договоре, то, по нашему мнению, обязанность начислять страховые взносы остается спорной.

Организация может попытаться не начислять взносы, опираясь на материалы судебной практики. Однако в этом случае организация должна быть готовой отстаивать свою позицию в суде.

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В адрес нашей редакции пришло письмо: “Я вожу в детский сад двоих детей. Некоторые мамочки из нашей группы получают какие-то возвраты с родительской платы. Расскажите пожалуйста о ней подробнее. На сайте садика и местной администрации я не нашла информацию, а заведующей вечно нет на месте». Действительно, на федеральном уровне принят закон, по которому можно вернуть до 70%, а иногда и до 100% от родительской платы. Рассказываем: как вернуть часть платы за детский сад, сколько денег можно получить, какие документы и куда надо подавать.

  • О какой выплате речь?
  • Сколько садик вернёт денег?
  • Кто может воспользоваться выплатой?
  • Компенсация полагается только малоимущим?
  • Как рассчитать компенсацию за детский сад. Примеры
  • Документы, необходимые для получения компенсации
  • Куда нести документы?

Также можно подробнее прочитать о получении места в детском саду и компенсации за непосещение детского сада и прочих выплатах, связанных с этим, в первой части статьи.

О какой выплате идёт речь?

Выплата называется компенсация части родительской платы. Её получение регулирует Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Обращаем внимание, что закон принят на федеральном уровне, поэтому его должны исполнять все регионы страны. Однако местные власти могут вносить некоторые коррективы: размер возврата, условия и процедуру получения. Подробнее об этом можно узнать на сайте администрации, сайте детского сада или у руководства. Но об отдельных особенностях расскажем дальше.

За садик возвращают деньги. Фото: minsknews.by

Выглядит выплата так: родители вносят плату за детский сад, а потом её часть получают обратно на счёт.

Сколько садик вернёт денег?

Компенсация начисляется в процентах от внесённой платы в зависимости от количества детей в семье:

  • за первого — 20%;
  • за второго — 50%;
  • за третьего и всех последующих — 70%.

Это минимальный размер. Региональные власти не могут, например, снизить компенсацию за первого ребёнка до 10%. Зато могут увеличить.

Например, в Сахалинской области семьям, где более 3-х детей, возвращают 100% родительской платы.

Также могут быть установлены увеличенные размеры компенсации для отдельных категорий родителей. Например, в Санкт-Петербурге одинокому родителю дают возврат за садик 40% уже за первого.

Также возможны повышающие компенсации для сотрудников детского сада, ликвидаторов чернобыльской катастрофы, военнослужащих, многодетных, малообеспеченных и пр.

Кто вообще не платит за детский сад?

Некоторые категории семей вообще освобождаются от родительской платы за детский сад.

  1. Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС.
  2. Инвалиды любой группы и дети родителей-инвалидов.
  3. Дети без попечения родителей.
  4. Дети с туберкулёзной интоксикацией.

Тот, кто освобождён от уплаты родительской платы, компенсацию не получает.

Кто может воспользоваться выплатой?

Выплату могут получить родители (лица их заменяющие и законные представители). Количество детей в семье и количество детей, посещающих детский сад, не имеет значения.

Главное, чтобы садик был муниципальным. Частные сады не делают возврат.

Компенсация даётся только за фактически оплаченные дни. Фото: multiurok.ru

Например, в семье трое детей: Васе 16 лет, Вите 8 лет, Коле 5 лет. В садик ходит только младший, но он третий по счёту. Значит, компенсация придёт в размере 70% — за третьего ребёнка в семье, а не за единственного, посещающего детский сад.

Компенсация выдаётся не с начисленной родительской платы, а фактически уплаченной. Например, в январе ребёнок ходил в садик 10 дней. Плата составляет 1 500 рублей, но родитель внёс только 1 000. Получается, что 500 рублей задолженность. Компенсация вернётся только с фактически уплаченной 1 000.

Компенсация полагается только малоимущим?

Статус малоимущей семьи для получения компенсации за детский сад не нужен.

К г. Киров компенсация оплаты детского сада устанавливается по критерию нуждаемости. Прожиточный минимум в регионе на душу населения 10 330 рублей. Допустим, у нас есть семья из 4-х человек мама, папа и двое детей. Доход мамы по документам — 120 000 за три месяца, доход папы по документам — 36 390.

Считаем: 120 000 + 36 390 = 156 390 (общий доход за три месяца)

Делим на количество членов семьи, чтобы выяснить среднедушевой среднемесячный доход: 156 390/¾ = 13 032.

Сравниваем с прожиточным минимумом, умноженным на 1,5: 10 330*1,5=15 495. Семья получает компенсацию оплаты за детский сад.

В состав семьи включаются:

  • родители (даже если не состоят в браке, но отцовство признано);
  • несовершеннолетние дети.

В состав семьи не включаются:

  • совершеннолетние дети;
  • несовершеннолетние дети, признанные полностью дееспособными;
  • дети на полном государственном обеспечении;
  • супруг, проходящий военную службу по призыву;
  • супруг, отбывающий наказание в виде лишения свободы.

Обращаем внимание, что здесь состав семьи учитывается не так, как для назначения пособия малоимущим семьям или иных выплат от государства.

Для сравнения: в Москве критерия нуждаемости нет, поэтому компенсацию получают все родители.

Как рассчитать компенсацию за детский сад. Примеры

Компенсация рассчитывается в конце каждого месяца из нескольких показателей: количество дней, которые ребёнок посещал садик, размер внесённой платы, процент компенсации, льготы.

В декабре Саша ходил в садик 15 дней, остальные болел. Один день посещения стоит 168 рублей. За декабрь садик начислил родительскую плату 15*168 = 2 520. Папа заплатил за садик заранее всю сумму, без учёта пропуска — 3 696 рублей.

Поскольку Саша — единственный ребёнок в семье, компенсация назначается в 20%. За декабрь на счёт папы вернётся 2 520 *20% = 504 рубля.

Переплата возвращается в следующем месяце. Фото: m. ok.ru

Как видим, по оплате садика есть переплата. Она зачтётся в следующий месяц и в следующем же месяце по ней будет перечислена компенсация.

Кирилл — третий ребёнок в семье. Компенсация составляет 70%. Допустим, что в августе он ходил без пропусков 22 дня. Один день стоит 139 рублей. Итого общий размер платы — 139*22 = 3 058.

Компенсация: 3 058*70% = 2 140,6

Одному из братьев Кирилла в сентябре исполнилось 18 лет. Компенсация за садик снизилась до 50%. При тех же исходных данных, в последующие месяцы на счёт родителя Кирилла поступит не 2 140, а 3 058*50% = 1 529

В июне Даниил ходил в садик 15 дней. Ему начислили плату 2 250 рублей, но родители её не внесли. Компенсации в этом месяце не будет. Но, если в июле они оплатят сразу две квитанции, то компенсация вернётся сразу за два месяца.

Если есть долг, то компенсация придёт после его оплаты. Фото: yandex.ru

Выплата перечисляется ежемесячно в текущем периоде за предыдущий. В декабре за ноябрь. Дата перечисления определяется детским садом самостоятельно.

Доход, полученный в виде компенсации не облагается НДФл и не учитывается в назначении других выплат.

Документы, необходимые для получения компенсации

Для получения компенсации части родительской платы за детский сад требуются такие документы:

  • паспорт родителя, который подаёт заявление;
  • свидетельства о рождении детей;
  • свидетельство о браке или разводе;
  • реквизиты для перечисления компенсации (это должен быть счёт, открытый на имя заявителя).

Если компенсация назначается по критерию нуждаемости, то понадобится справка о доходе за три последние месяца.

Куда нести документы?

Весь перечень документов вместе с заявлением на имя заведующей надо подать в детский сад. Форму заявления утверждает детский сад, поэтому заранее ничего не надо заполнять.

Заведующая заверит все копии документов, сличив с оригиналами, и отправит на утверждение в вышестоящую инстанцию. После того, как выплата будет одобрена, документы вернутся в детский сад и будут там храниться.

В некоторых регионах могут быть другие процедуры подачи заявления. Например, в Москве — через портал Госуслуги.

Компенсацию назначат со следующего месяца после подачи заявления, если все документы оформлены верно.

Для создания статьи использован Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 11.1 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) определяет, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций.

Автономная некоммерческая организация является согласно п.3 ст.2 Закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях» организационно - правовой формой некоммерческой организации.

Деятельность государственных и негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством РФ.

Согласно ст. 12 Закона N 3266-1 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Следовательно, ваша организация признается образовательным учреждением.

Согласно п. 1 ст. 52.1 Закона об образовании учредители образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание ребенка в указанных организациях, если иное не предусмотрено данным законом и иными федеральными законами.

Согласно п.1 ст. 47 Закона N 3266-1 образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

  • торговля покупными товарами, оборудованием;
  • оказание посреднических услуг;
  • долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
  • приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
  • ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией (п. 2 ст. 47 Закона N 3266-1).

Таким образом, взимание родительской платы за содержание детей не может быть отнесено к предпринимательской деятельности образовательного учреждения. Данные операции связаны с ведением уставной деятельности вашего учреждения.

Порядок налогообложения некоммерческих организаций определен пунктом 2 статьи 251 НК РФ. Согласно этому пункту при определении налоговой базы некоммерческих организаций не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Вышеназванная норма законодательства содержит перечень видов целевых поступлений, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. Этот перечень является закрытым и расширению не подлежит. В данном перечне родительская плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях не поименована. Поэтому родительская плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях является доходом, облагаемым налогом на прибыль на общих основаниях (ст. 249 НК РФ).

Если дошкольное образовательное автономное учреждение находится на УСНО, родительская плата также включается в налоговую базу по единому налогу, поскольку при определении объекта обложения данным налогом учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Согласно п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации" выручка от оказания услуг является доходом от обычных видов деятельности. Указанное Положение некоммерческие организации, за исключением бюджетных учреждений, применяют в отношении доходов от предпринимательской и иной деятельности. Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним используется счет 90 (Инструкция по применению Плана счетов). При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от оказания услуг отражается по кредиту счета 90, субсчет 90-1 "Выручка", и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Муниципальный детский сад (бюджетное учреждение) заключает договоры с родителями на оказание услуг по присмотру и уходу за ребёнком на бесплатной основе на весь срок пребывания в дошкольном образовательном учреждении. «Родительская» плата взимается только за питание. Она устанавливается приказом управления образования (учредителем) и составляет 90 рублей в день.

Плата вносится авансом до наступления месяца оказания услуги. За дни болезни ребёнка плата не взимается. Поэтому ежемесячно осуществляется расчет платы в зависимости от количества дней посещения. Расчет производится автоматически в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» с применением специального блока программы. В результате формируется бухгалтерская проводка:

Д-т 2 205 31 567, К-т 2 401 10 131

Муниципальный детский сад (бюджетное учреждение) заключает договоры с родителями на оказание услуг по проведению занятий в определенном кружке на платной основе сроком на один год. На каждый кружок отдельный договор. Плата вносится ежемесячно, иногда родители производят оплату авансом. За дни болезни ребёнка плата не взимается. Поэтому ежемесячно осуществляется расчет платы в зависимости от количества дней посещения. В результате формируется бухгалтерская проводка:

Д-т 2 205 31 567, К-т 2 401 10 131

Нужно ли применять в 2019 году СГС «Доходы» и в 2020 году СГС «Долгосрочные договоры», то есть, нужно ли использовать счет учета доходов будущих периодов?

Муниципальная музыкальная школа (бюджетное учреждение) заключает договоры с родителями на оказание услуг по дополнительному образованию детей сроком на один год. «Родительская» плата устанавливается приказом управления культуры (учредителем) и составляет 250 рублей в месяц независимо от посещения занятий учащимся. Расчет платы производится ежемесячно автоматически в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» с применением специального блока программы. В результате формируется бухгалтерская проводка:

Д-т 2 205 31 567, К-т 2 401 10 131

Нужно ли применять в 2019 году СГС «Доходы» и в 2020 году СГС «Долгосрочные договоры», то есть, нужно ли использовать счет учета доходов будущих периодов?

Родительская плата: нормативное регулирование

Согласно Закону Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ), дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Дошкольные образовательные организации вправе также осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам, реализация которых не является основной целью их деятельности.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (п. 1 ст. 101 Закона № 273-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 54 Закона № 273-ФЗ в договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

Примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг по основным и дополнительным общеобразовательным программам, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, содержат срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения), размер платы за предоставляемые воспитаннику дополнительные образовательные услуги, а также платы за присмотр и уход за воспитанником.

Срок обучения (нахождения в учреждении) может составлять до года и более и, как правило, является переходящим – начинается в одном году, продолжается (заканчивается) в следующем.

Согласно договору начисление родительской платы может производиться из расчета фактически оказанной услуги по присмотру и уходу (дополнительному образованию), соразмерно количеству календарных дней, в течение которых оказывалась услуга, а может и не зависеть от фактического посещения занятий.

С 01.01.2019 при учете доходов от предоставления услуг следует руководствоваться федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н, далее – Стандарт «Доходы»).

Согласно пункту 7 Стандарта «Доходы» доходы, которые получены (начислены) в отчетном периоде, но относятся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов. При этом:

« Доход для целей бухгалтерского учета признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни (обменных операций или необменных операций) (далее в целях настоящего Стандарта - операции (события)) или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена».

Если стоимость услуги зависит от количества календарных дней, в течение которых оказывалась услуга, то родительская плата начисляется по итогам расчетного месяца в соответствии с Табелем учета посещаемости детей (ф. 0504608), далее - Табель (ф. 0504608). Форма 0504608 и Методические указания по ее применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н).

Согласно Методическим указаниям по применению и заполнению форм первичных учетных документов (часть 2 Приложения № 5 к Приказу № 52н) Табель (ф. 0504608) служит для учета посещаемости детей в учреждениях, в том числе в целях последующего начисления сумм, которые причитаются к уплате родителями за содержание детей в этих учреждениях.

Таким образом, доходы от оказания услуг, стоимость которых определяется на основании Табеля (ф. 0504608), не могут быть признаны доходами будущих периодов.

С 01.01.2020 применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н, далее - Стандарт «Долгосрочные договоры», СГС «Долгосрочные договоры»). Стандарт «Долгосрочные договоры» применяется при отражении в бухгалтерском учете доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения субъектом учета договоров подряда, возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год (далее - долгосрочные договоры) и выполнения субъектом учета работ (услуг) по долгосрочным договорам (п. 3 Стандарта «Долгосрочные договоры»).

При этом следует учитывать положения подпункта «б» пункта 4 Стандарта «Долгосрочные договоры», в соответствии с которыми:

«4. Стандарт не применяется при отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения субъектом учета договоров:

б) цена которых определяется для отдельного отчетного периода исходя из фиксированной стоимости единицы работы (услуги), при условии, что общий объем работ (услуг) по таким договорам не определен.»

Таким образом, несмотря на то, что с родителями заключается долгосрочный договор на оказание услуг за содержание (питание, присмотр и уход), дополнительное образование детей, если доход зависит от посещения занятий ребенком и определяется по Табелю ((ф. 0504608) по итогам месяца, следовательно, его размер не может быть надежно определен в момент заключения договора и не может быть признан доходами будущих периодов.

Если величина дохода не зависит от посещения занятий ребенком и не определяется на основании Табеля (ф. 0504608), значит, такой доход можно надежно оценить при заключении договора и признать доходами будущих периодов в соответствии со Стандартом «Долгосрочные договоры».

При этом следует учитывать положения пункта 5 Стандарта «Долгосрочные договоры»:

«5. Отражение в бухгалтерском учете доходов, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения субъектом учета договоров подряда, возмездного оказания услуг, срок действия которых не превышает один год, но даты начала и окончания исполнения которых приходятся на разные отчетные периоды, осуществляется в соответствии с положениями Стандарта в случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета.»

Таким образом, если срок действия договора не превышает 1 год, но даты начала и окончания исполнения договора приходятся на разные отчетные периоды (как в договорах о предоставлении образовательных услуг), признавать доходы в момент заключения такого договора доходами будущих периодов – это право, а не обязанность учреждения и зависит от его учетной политики.

При применении в данном случае Стандарта «Долгосрочные договоры» документами учетной политики должны быть установлены методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета в соответствии с СГС «Долгосрочные договоры» (письмо Минфина России от 28.10.2019 № 02-06-07/84752 «О Методических рекомендациях по применению СГС "Долгосрочные договоры"»).

Родительская плата в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для расчетов с родителями за услуги по содержанию и дополнительному образованию детей в детских дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и т.п., величина доходов от которых определяется ежемесячно согласно Табелю (ф. 0504608), применяются документы подсистемы Учет родительской платы.

Для расчетов по длительным договорам за услуги дополнительного образования и т.п., величина доходов от которых не зависит от посещения детей (не определяется согласно Табелю (ф. 0504608)), следует применять документы подсистемы Расчеты со студентами.

Поддержка требований Стандарта «Долгосрочные договоры» к учету долгосрочных договоров платного обучения реализована, начиная с версии 1.0.60.3 «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8».

Начисление доходов будущих периодов при подписании долгосрочного договора отражается новым документом Начисление (корректировка) ДБП (образование) с операцией Начисление доходов будущих периодов. Документ можно оформить на группу учащихся с указанием для каждого параметров списания доходов будущих периодов. При проведении документа формируются бухгалтерские записи:

Дебет 2 205 31 567, Кредит 2 401 40 131

Этот же документ применяется для корректировки доходов будущих периодов в случае изменения условий или досрочного прекращения долгосрочных договоров с учащимися (операции Корректировка доходов будущих периодов, Досрочное прекращение договоров).

Документом Начисление (корректировка) ДБП (образование) с операцией Начисление доходов будущих периодов с датой 31.12.2019 и флагом Ввод остатков при первом применении стандарта можно ввести остатки по счетам 205 31 и 401 40 131 в корреспонденции со счетом 401.30 при первом применении стандарта.

Признание доходов текущего периода, равномерно или неравномерно согласно графику, отражается документом Начисление за услуги студентам с операцией Начисление по долгосрочным договорам (СГС 2020). При проведении документа формируются бухгалтерские записи:

Дебет 2 401 40 131, Кредит 2 401 10 131

Следует отметить, что в отличие от подсистемы Учет родительской платы, в которой для ведения аналитического учета по счету 205 31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» применяется справочник Дети, в подсистеме Расчеты со студентами применяется справочник Студенты.

О формировании бухгалтерских записей при первом применении Стандарта "Долгосрочные договоры" в редакции 1 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» подробно в статье "Платное обучение – первое применение Стандарта "Долгосрочные договоры", публикуемой в разделе методической поддержки БГУ в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ.

Родительская плата в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» ред.2

В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для расчетов с родителями за услуги по содержанию и дополнительному образованию детей в детских дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и т. п., величина доходов от которых определяется ежемесячно согласно Табелю (ф. 0504608), применяются документы подсистемы Родительская плата (раздел Платное обучение).

Для расчетов по длительным договорам за услуги дополнительного образования и т. п., величина доходов от которых не зависит от посещения детей (не определяется согласно Табелю (ф. 0504608)), можно применять документы подсистемы Образовательные услуги (раздел Платное обучение).

Об отражении расчетов с родителями за услуги по содержанию и дополнительному образованию детей в детских дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и т. п., величина доходов от которых определяется ежемесячно согласно Табелю (ф. 0504608), в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» - в статье «Учет родительской платы», публикуемой в разделе методической поддержки БГУ2 в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ.

Поддержка требований Стандарта «Долгосрочные договоры» к учету долгосрочных договоров платного обучения реализована, начиная с версии 2.0.67 редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Начисление доходов будущих периодов при подписании долгосрочного договора отражается новым документом Начисление доходов будущих периодов (образование). Документ Начисление доходов будущих периодов (образование), как и документ Начисление за услуги образования, можно оформить на группу учащихся по конкретным договорам. В документе можно установить единый порядок учета доходов и порядок оплаты для всех учащихся (договоров), также можно установить особый порядок оплаты для некоторых учащихся (льготы, скидки и пр.). При проведении документа формируются бухгалтерские записи:

Дебет 2 205 31 567, Кредит 2 401 40 131

Документом Начисление доходов будущих периодов (образование) с датой 31.12.2019 и типовой операцией Ввод входящих остатков в межотчетном периоде (401.30) можно ввести остатки по счетам 205 31 и 401 40 131 при первом применении стандарта в корреспонденции со счетом 401.30.

Признание доходов текущего периода, равномерно или неравномерно согласно графику, отражается документами Начисление за услуги образования, Начисления учащимся за прочие услуги (вид начисления По долгосрочным договорам). При проведении документов формируются бухгалтерские записи:

Дебет 2 401 40 131, Кредит 2 401 10 131

Для изменения данных, учтенных на счетах 205 31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» и 401 40 «Доходы будущих периодов», в случае расторжения или изменения условий договора, применяется новый документ Корректировка доходов будущих периодов (образование) с видом операции Досрочное прекращение договора, Корректировка доходов будущих периодов соответственно.

Отметим, что в отличие от подсистемы Родительская плата, в которой для ведения аналитического учета по счету 205 31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» применяется справочник Дети, в подсистеме Образовательные услуги применяется справочник Учащиеся.

О формировании бухгалтерских записей при первом применении Стандарта "Долгосрочные договоры" в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» подробно в статье "Платное обучение – первое применение Стандарта "Долгосрочные договоры", публикуемой в разделе методической поддержки БГУ2 в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ.

В анкетах для проверки бухгалтеров на профпригодность вопрос “облагается ли налогом на прибыль родительская плата?“ предполагает единственный положительный ответ. Однако правильность короткого “да“ отнюдь не очевидна, причем не только для налога на прибыль, но и для налога на добавленную стоимость.

Мы уже затрагивали вопрос о возможности вывода родительской платы из-под обложения налогом на прибыль (см. “Бюджетный учет“ N 8/2005, стр. 7). Недавно в нашу редакцию позвонила директор муниципального учреждения дополнительного образования “Детская школа искусств“ из города Новотроицка Оренбургской области Л.В. Стриевич. Людмила Васильевна рассказала, что вверенное ей учреждение отстояло в двух судебных инстанциях свое право не облагать налогом на прибыль родительские деньги.

Однако ФАС Уральского округа (решение от 23 июня 2005 г. по делу N A-47-2817/2005АК 22) с этим не согласился. В настоящее время школа искусств ведет активную подготовку к обжалованию этого решения в Высшем арбитражном суде Российской Федерации.

Налоговые инспекторы зачастую принимают “дополнительное образование“ за “дополнительные платные образовательные услуги“. Правила оказания платных услуг, утвержденные Постановлением Правительства России от 5 июля 2001 г. N 505 (далее по тексту - Постановление N 505), при этом, почему-то игнорируются. Между тем, ключевыми словами при отнесении услуг учреждения к платным является следующая фраза: “осуществление сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий“.

Закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании“ (далее по тексту - Закон “Об образовании“) дает общее определение образования. Это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. При этом образовательные уровни (цензы) устанавливаются обязательными стандартами и программами, утвержденными Минобрнауки и Минкультуры России. Именно такой процесс образования - суть основной уставной деятельности бюджетных учреждений.

Заметим, что к родительским “пожертвованиям“ в рамках уставной деятельности, не отягощенной прилагательным “дополнительное“, налоговые инспекторы относятся лояльно. Впрочем, при этом они не забывают отслеживать, не превышают ли суммы родительской платы над фактическими расходами по организации учебного процесса и питания детей. Все превышения облагаются налогом на прибыль. Однако, как правило, стоимость содержания детей всегда выше, чем родительская плата.

Другое дело - дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ. Учреждения вправе оказывать их на основании:

статьи 45 Закона “Об образовании“;

пунктов 44 и 47 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства России от 7

марта 1995 г. N 233.

Конечно, просто ссылок на нормативную базу мало. Поэтому в уставах образовательных учреждений закреплено право оказывать следующие платные услуги:

обучение по дополнительным образовательным программам;

преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

углубленное изучение предметов;

другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

Такие услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. Зато учреждение без всяких оговорок может взимать плату за их оказание, а налоговая инспекция рассматривать как предпринимательскую деятельность.

Видимо, слова “дополнительного образования“ в наименовании Детской школы искусств сыграли с уральскими инспекторами злую шутку. Представители Межрегиональной инспекции ФНС РФ N 8 по Оренбургской области, не вчитываясь в устав учреждения и уж точно не приглядываясь к источникам финансирования школы, объявили основную деятельность школы: предпринимательством.

Конечно, у инспекции были и другие доводы, чтобы отстоять свою правоту. Однако твердая уверенность в необходимости противостояния со школой искусств возникла не в последнюю очередь при расшифровке аббревиатуры МУДО (см. заметку “Лингвистическая экспертиза - не роскошь“).

Если крыша потечет.

Из-за недофинансирования новотроицкая школа не сумела вовремя починить прохудившуюся крышу. Это стало причиной задержки при оформлении продления лицензии по образовательной деятельности. Проверяющие из налоговой инспекции не преминули отметить этот факт в суде.

По версии инспекторов, не имеющее лицензии учреждение, заявив о своем праве на освобождение от налога на добавленную стоимость, нарушило статью 149 Налогового кодекса. Школа же ни о каких льготах не просила и на суде настаивала на отсутствии у нее объекта налогообложения по следующим основаниям.

Статья 146 Налогового кодекса признает объектом налогообложения НДС операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передачу имущественных прав. Деятельность же школы подпадает под действие

подпункта 2 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса. Этот подпункт не признает реализацией передачу основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям, к которым относятся и бюджетные учреждения, на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

Внимание суда было обращено на неуместность именования родительских средств “платой за услуги“ при учете того очевидного факта, что себестоимость обучения в месяц одного ребенка в десятки раз превышает размер родительской платы. Лишь бюджетные средства, выделяемые Администрацией города Новотроицка, позволяли и позволяют школе выплачивать учителям зарплату, содержать здание школы, являющееся муниципальной собственностью, обеспечивать школу (а значит и каждого ученика) теплом, электроэнергией, горячей и холодной водой.

Таким образом, именно Администрация города, а не родители платят за обучение детей. Фактически учреждение лишь аккумулирует в единый фонд деньги родителей с их же согласия, чтобы обеспечить затем их разумное и целевое расходование.

Несмотря на вышеприведенные доводы, школа в своем отзыве на кассационную жалобу налоговиков дала пояснения, касающиеся отсутствия лицензии. Основная причина - недофинансирование. Впрочем, приведем цитату из отзыва:

“из-за протечки кровли здания школы, Заявитель (МУДО “ДШИ“ г. Новотроицка - прим. ред.) действительно не мог продлить лицензию на основную образовательную деятельность:“.

Если же следовать позиции Ответчика (МРИ ФНС РФ N 8 по Оренбургской области, настаивающей, что вся деятельность школы подпадает под определение “платные услуги дополнительного образования“ - прим. ред.) в части применения льготы учреждением без лицензии, то и в этом случае прав Заявитель. Как указал юрист школы, предоставление любых дополнительных платных образовательных услуг, не сопровождающихся выдачей документов об итоговой аттестации, лицензированию не подлежит вообще (см. Постановление Правительства от 18 октября 2000 г. N 796 “Положение о лицензировании образовательной деятельности“). А, следовательно, льгота по налогообложению таких операций может применяться свободно.

Разделить для наглядности

Вряд ли в МУДО “Информационно-методический центр“ г. Новомосковска (Тульская область) думали о налоговых инспекторах, когда составляли Положение об оказании дополнительных платных образовательных услуг (далее по тексту - Положение). Хотя в разделе “Общие положения“ этого документа и упоминается Налоговый кодекс, основная цель документа отнюдь не решение проблем налогообложения. Положение определяет:

порядок оказания дополнительных платных образовательных услуг;

формирование и расходование фонда заработной платы;

систему доплат и надбавок;

формирование и расходование средств резервного фонда.

На первый взгляд Положение может быть применено бухгалтером только при расчете единого социального налога с заработной платы сотрудников. И все же этот документ, снабженный приложением в виде перечня дополнительных платных образовательных услуг полезно составить даже тем учреждениям, которые как и новотроицкая школа искусств “коммерцией“ не занимаются.

Положение способно повлиять на внутренние убеждения проверяющих, наглядно показав различия между стандартными “программами дополнительного образования“ и “дополнительными платными образовательными услугами“. При составлении Положения обязательно воспользуйтесь перечнем услуг, которые никоим образом не могут быть отнесены к платным. Они указаны в Постановлении N 505:

снижение установленной наполняемости классов;

деление классов на подгруппы при реализации основных образовательных программ;

реализация основных образовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;

факультативные, индивидуальные занятия в группах, курсы за счет часов, отведенных на основные общеобразовательные программы.

Лингвистическая экспертиза - не роскошь

Новояз в сфере образования и науки поражает воображение непрофессионала:

педобраз (педагог дополнительного образования);

ПИДУ (портфель индивидуальных достижений учащегося);

УССУЗ (Управление средних специальных учебных заведений);

НИИССУ (научно-исследовательский институт систем связи и управления).

Если расшифровка аббревиатуры “ДО“ означает “дошкольное образование“ - ничего страшного, если “дополнительное образование“ - могут возникнуть проблемы с налоговой. Доказывать, что дополнительное образование конкретной школы не выходит за рамки госстандартов и относится к бюджетной деятельности, придется в суде. Ведь некоторые сотрудники налоговой службы следуют “букве“, а не духу (сущности) нормативных актов. Специалисты лингвистической экспертизы Торгово-промышленной палаты говорят об опасностях как неблагозвучных, так и двусмысленных наименований. Однако в министерствах и ведомствах по-прежнему не внемлют их словам.

В глубине души любой бухгалтер желает, пусть даже ценой некоторых потерь для бизнеса или бюджета, иметь поменьше проблем с налоговой инспекцией. Чтобы найти баланс между интересами учреждения и требованиями Налогового кодекса, бухгалтеры отправляют самые разнообразные запросы во все концы.

Судя по новотроицкой школе, быстрее всего ответы поступают из региональных управлений по культуре и искусству (далее по тексту - Управление).

Так, Оренбургское Управление целиком на стороне своего подведомственного учреждения. Более того, активная защита бюджетных интересов руководством новотроицкой школы искусств поставлена в пример остальным учреждениям.

Чтобы впредь все работали без ошибок, специалисты Управления разработали рекомендации по учету родительской платы. Приведем небольшую цитату из них:

“Руководителю образовательного учреждения необходимо создать положение о родительской плате, в котором он должен определить ее величину (согласовав с учредителем). В нем необходимо указать статьи, по которым средства родителей будут расходоваться. Средства родителей необходимо учитывать в смете доходов (расходов) бюджетного учреждения как внебюджетные средства. Также необходимо заключать договор с родителями (законными представителями детей) о целевых взносах (родительской плате).

. При соблюдении данных правовых и финансовых норм родительская плата налогом на прибыль облагаться не будет, и разночтений между Налоговым кодексом и Законом “Об образовании“ не возникнет“.

Если бы Управление находилось не в Оренбуржье, а на Ставрополье, такие разъяснения можно было бы использовать без опасений. Однако тысячи километров, которые разделяют две межрайонные инспекции с одинаковыми номерами неблагоприятно влияют на внутренние убеждения налоговых инспекторов (см. заметку “На Ставрополье судиться не будут“).

В условиях Новотроицка согласиться с оптимистичным утверждением оренбуржцев сложно. Складывается впечатление, что специалисты Управления плохо изучили материалы налоговой проверки. Налоговые инспекторы строили свои доказательства как раз, опираясь на наличие договорных отношений по возмездному оказанию услуг каждому родителю. Инспекция заявила, что “родители платят за обучение конкретного ребенка, а значит, такие поступления нельзя назвать безвозмездными взносами“, и они свидетельствуют о наличии договорных отношений.

Адвокату школы пришлось доказывать, что “договоры на возмездное оказание услуг между родителями и школой никогда не заключались по той простой причине, что обучение детей в муниципальном бюджетном учреждении бесплатное“.

Управление правильно отметило в своих разъяснениях незаконность “включения “родительской платы“ в консолидированный бюджет детских школ искусств“. Такие факты - прямое нарушение пункта 9 статьи 41 Закона “Об образовании“. В этом пункте сказано, что “привлечение дополнительных финансовых средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров: финансирования за счет средств учредителя“.

В конечном итоге при школе был создан попечительский совет в виде общественной некоммерческой организации с собственным расчетным счетом. В этом случае все суммы от добровольных благотворительных взносов можно спокойно направлять на нужды, связанные с учебным процессом. О том, почему родительскую плату лучше называть благотворительным взносом и о программе действий “единый благотворительный взнос“ читайте в “Бюджетном учете“ N 1/2005, стр. 32.

Единственная проблема, которая может возникнуть при таком подходе к разрешению спорной ситуации - недовольство родителей, которых лишают права воспользоваться социальным вычетом по налогу на доходы физических лиц (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ). Дело в том, что попечительский совет и иные благотворительные организации подобного типа не поименованы в подпункт 1 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса, а значит и взносы, зачисленные на их расчетные счета, не могут уменьшить налогооблагаемую базу по НДФЛ.

В нормативных документах, которыми руководствуется Федеральное казначейство, родительская плата включена в состав доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Учитывая, что местные и региональные финансы перешли под “патронаж“ федералов, возможны некоторые сложности для тех, кто по каким-либо причинам не хочет отказаться от наименования “родительская плата“.

Если никаких проблем с территориальными отделениями Федерального казначейства не возникает, то политику в отношении родительской платы можно изменить без особого труда. Так, например, Дума Ангарского муниципального образования на внеочередном заседании в конце января 2004 года внесла изменения в бюджет территории на текущий год, в том числе перераспределила 35 миллионов рублей родительской платы.

Стоящая раньше в строке “Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности“, родительская плата была перераспределена как целевые средства на организацию питания детей. Ангарская администрация открыто разъясняла, что если бы она не пошла на перераспределение, то родительская плата облагалась бы, согласно законодательству, налогами.

Заметим, что никаких неудобств для родителей при этом не возникло. Они, как и прежде, вносили плату через отделения Сбербанка или почтовые отделения. Поступающие при этом средства, как целевые, стали поступать в бюджет управления образования и расходоваться на оплату продуктов питания, закупаемых на конкурсной основе.

редактор-эксперт журнала “Бюджетный учет“

На Ставрополье судиться не будут

Средства, собранные с родительского комитета на содержание детей в детском саду, являются целевым финансированием и поэтому не подлежат обложению налогом на прибыль. Такой вывод сделан в Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 декабря 2005 г. N А68-АП-717/11-04. На решение судей повлиял отчет о целевом использовании средств. Согласно отчету родительская плата была использована в соответствии с ее целевым назначением. Отметим, что не все налоговые инспекторы ждут решение суда. Примечателен ответ межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Ставропольскому краю отделу дошкольных учреждений г. Невинномысска по поводу правильности оформления родительской оплаты за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города. Хотя в инспекции и считают, что в бюджетном учете родительскую плату необходимо относить к доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, однако заявляют, что “согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса родительская плата не облагается налогом на прибыль“.

Этот пример показывает, как полезно обращаться за разъяснениями в налоговую до проведения проверки.

Читайте также: