Результаты контрольной работы налоговых органов

Опубликовано: 18.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Чагин М.Ф. Анализ контрольной работы УФНС России по Свердловской области за исчислением и уплатой налога на прибыль организаций // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/10/15327 (дата обращения: 12.04.2021).

В Российской Федерации в настоящее время сформирована такая налоговая система, которая подразумевает под собой ведение налоговой политики, ведение системы налогового контроля по уплате всех установленных налогов и сборов, а также систему органов, контролирующих данные процессы. Именно работа налогового контроля в рамках налогового администрирования позволяет охарактеризовать всю работу налоговой системы в целом.

В этой связи одним из направлений развития налоговой системы России является реформа системы налогового администрирования. Исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года, наша страна стремится достичь лидирующих позиций по всем направлениям развития. Достижение указанной цели возможно в случае, если налоговое администрирование станет стержнем налогообложения государства. Именно поэтому в настоящее время все силы должны быть направлены на совершенствование системы налогового администрирования, повышение качества его основного элемента – налогового контроля.

Эффективность контрольной работы налоговых органов выражается в соотношении поставленных контролирующим органом целей и достигнутого им результата.

Данным результатом являются суммы доначисленных и взысканных сумм налогов, сборов и пени, по результатам проверок, однако эти доначисления должны быть правомерны, а штрафные санкции должны применяться правильно.

Повышение эффективности налогового контроля способствует увеличению налоговых доходов и стимулированию производства с целью компенсации издержек, возникающих при реформировании налогообложения, направленном на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Преобразования в налоговой системе без ущерба для доходной базы бюджета возможны лишь в сочетании с эффективным налоговым администрированием.

Так, при определении эффективности налогового контроля используется ряд критериев.

1. Уровень оптимизации организационных структур и технологии работы налоговых органов. В этих целях осуществляется переход территориальных налоговых органов на функциональный принцип деятельности с перераспределением численности персонала в пределах установленных Правительством РФ численности и фонда оплаты труда работников налоговых органов. В последние годы проведены мероприятия по разработке и внедрению стандартизированных технологических процессов, укрупнению ФНС России. В результате достигаются унификация процессов управления, повышение производительности труда, усиление блока, выполняющего контрольно-аналитические функции и обслуживание налогоплательщиков.

2. Эффективность расходов на содержание налоговых органов. Данный аспект подразумевает, что налоговая система должна обеспечивать стабильное поступление доходов государственного бюджета и рациональное расходование бюджетных средств на собственное развитие и содержание.

Анализ деятельности УФНС по Свердловской области целесообразно начать с показателя, характеризующего динамику и структуру налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Первым этапом работы налоговой инспекции при камеральной проверке налоговых деклараций является их прием от налогоплательщиков и ввод полученных данных в автоматизированную информационную систему (АИС) налоговых органов. Налоговые декларации, бухгалтерская отчетность и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, могут быть представлены налогоплательщиком в налоговую инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде.

Документы могут быть переданы как лично налогоплательщиком, так и через уполномоченного представителя. Либо же направлены в виде почтового отправления с описью вложения; или по телекоммуникационным каналам связи. Право выбора того или иного способа сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности предоставлено налогоплательщику.

Таблица 1- Количество налогоплательщиков – ИП за 2013-2015 гг. [1]


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 25.05.2020 2020-05-25

Статья просмотрена: 536 раз

Библиографическое описание:

Фадеева, Н. Ю. Налоговый контроль и оценка его эффективности / Н. Ю. Фадеева, Н. В. Палкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 195-199. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70610/ (дата обращения: 20.05.2021).

В настоящей статье рассмотрено понятие «налоговый контроль», представлена характеристика камеральных и выездных налоговых проверок. Проведена оценка показателей контрольной работы, осуществляемой ИФНС России по городу Кирову за период 2017–2019 гг. Проанализирована эффективность деятельности исследуемого налогового органа.

Ключевые слова: налоги, налоговый контроль, налоговый кодекс (НК РФ), камеральная проверка, выездная проверка, налоговые органы, оценка эффективности, результативность, доначисления.

Организация эффективной системы налогового контроля — важный фактор успешной модернизации экономики РФ, что объясняется значимостью налогов для формирования доходов, обеспечивающих функционирование государства. Налоговый контроль следует рассматривать как одну из составляющих государственного финансового контроля, который является элементом управления государственными финансами и обязательным условием успешного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом.

От эффективности организации контрольной работы налоговых органов зависит состояние бюджета всех уровней, что напрямую влияет на благосостояние страны в целом. Именно поэтому важно знать, насколько эффективен налоговый контроль на практике.

В ст. 82 НК РФ [1] налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

При осуществлении проведения налогового контроля и выявлении фактов нарушения организациями налогового законодательства налоговые органы способствуют эффективному формированию налоговых доходов государства и обеспечению целевого использования организациями налоговых льгот и выполнение финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями [3, с. 17].

Одной из наиболее эффективных форм налогового контроля являются налоговые проверки. Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ [1].

Существует два типа проверок: камеральные (проводятся по месту нахождения налогового органа) и выездные (проводятся по месту нахождения организации, исключение — в налоговом органе, если проверяемое лицо не может предоставить помещение проверяющим).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся у него в распоряжении документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего. В случае появления в процессе анализа сомнений правильности исчисления налоговой базы налогоплательщиками или обоснованности применения налоговых ставок или льгот проводятся дополнительные мероприятия по проверке указанных сведений.

При осуществлении выездной налоговой проверки налоговый орган контролирует то, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с заработной платы, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Осуществлению выездных налоговых проверок предшествует комплекс мероприятий предпроверочного анализа, в ходе которого производится отбор проверяемых налогоплательщиков и определение основных параметров проведения процедур проверки: предполагаемые сроки осуществления проверки, подлежащие проверке виды налогов, проверяемый период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [2, с. 61].

Как пример оценки эффективности работы налоговых органов РФ по проведению камеральных и выездных налоговых проверок рассмотрим результаты контрольной работы ИФНС России по городу Кирову и дадим оценку ее эффективности.

В ходе исследования на основании статистической и аналитической отчетности ИФНС России по городу Кирову были составлены аналитические таблицы, содержащие необходимую для проведения анализа информацию. Динамика дополнительно начисленных налогов по результатам налогового контроля ИФНС России по городу Кирову за 2017–2019 гг. представлена в таблице 1.

Динамика дополнительно начисленных налогов по результатам налогового контроля ИФНС России по городу Кирову за 2017–2019гг.

Контрольная работа налоговых органов, которая заключается в осуществлении контроля за правильным и своевременным исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджеты всех уровней, за соблюдением налогоплательщиками платежной дисциплины, безусловно является необходимым условием функционирования налоговой системы в государстве.

В налоговых органах Российской Федерации, как правило, контрольная работа отождествляется с налоговым контролем. Ежеквартально Управлениями ФНС России по субъектам РФ и межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам готовится статистический отчет о результатах контрольной работы налоговых органов по форме 2-НК, в котором собираются сведения: о количестве проведенных камеральных и выездных проверок; о суммах доначислений и уменьшений по камеральным и выездным проверкам; о мерах, принятых к нарушителям законодательства о налогах и сборах и валютного законодательства; о суммах уменьшенных, восстановленных и приостановленных к взысканию платежей по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов [1].

Основной формой своей контрольной работы налоговые органы считают налоговые проверки, что, как было уже сказано выше, подтверждается составом показателей статистическим отчетом по форме 2-НК.

Необходимо также подчеркнуть, что в налоговом законодательства, проблема разграничения форм и методов налогового контроля окончательно так и не решена, не взирая на многочисленные поправки к соответствующим разделам НК РФ.

Отталкиваясь от данной дискуссионной проблемы, анализ эффективности контрольной работы нами был осуществлен на основе показателей указанного выше статистического отчета на примере одной из Межрайонных Инспекций ФНС России.

В таблице 1 приведены основные показатели объема контрольной работы Межрайонной Инспекции ФНС России за период 2015-2016гг.

Анализ данных табл.1 позволяет нам сделать следующие важные выводы:

- увеличение числа проведенных выездных налоговых проверок (на 13%) сопровождается одновременным уменьшением числа проведенных камеральных налоговых проверок (на 23%) в рассматриваемом периоде. При этом, снижение числа последних по-видимому обусловлено снижением числа налогоплательщиков,

Таблица 1

Показатели объема контрольной работы Межрайонной ИФНС России в 2015-2016гг.

Общая сумма налоговых поступлений по Инспекции, тыс. руб.

Общее количество организаций, состоящих на учете, ед

Общее количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, ед.

Количество проведенных выездных проверок, ед., всего

Количество организаций, проверенных на выездных проверках, ед.

Количество ИП и лиц, занимающихся частной практикой, проверенных на выездных проверках, ед.

Количество проведенных камеральных проверок, ед.

Сумма доначисленных платежей, всего, тыс. руб.

- стоящих на учете в данном налоговом органе, а также изменением законодателем периодичности сдачи отчетности, а также в связи с основной задачей ФНС России – при уменьшении количества налоговых проверок увеличить их эффективность [2]. Однако, оценивать эффективность работы налоговых органов только по количеству камеральных проверок однозначно нельзя, поскольку данный показатель напрямую зависит только от налогоплательщиков;

- увеличение роста числа выездных налоговых проверок способствовало росту доначисленных платежей по результатам проведения всех видов проверок в относительном выражении на 23%. Вместе с тем в Инспекции наблюдается снижение общей суммы налоговых поступлений на 14%.

В таблице 2 приведены общие показатели оценки эффективности контрольной работы (налоговых проверок) Межрайонной ИФНС за период 2015-2016гг.

Детальный анализ показателей эффективности организации и проведения налоговых проверок Межрайонной ИФНС свидетельствует в целом об улучшении ситуации по данному виду контрольной работы. Так, в 2016 году произошло увеличение процента результативности проверок с 15 до 19%, а также прослеживается весьма положительная тенденция в увеличении суммы доначислений на одну результативную проверку, которая в 2016 году составила 82,26 тыс. руб. против 52,24 тыс. руб. в 2015 году. Резкое снижение удельного веса взысканных платежей в общей сумме доначисленных также по нашему мнению

свидетельствует о положительных тенденциях, которые связаны, прежде всего, с повышением правовой культуры налогоплательщиков, а также с проводимой Инспекцией эффективной разъяснительной и консультативной работы на подведомственной ей территории.

Таблица 2

Общие показатели оценки эффективности контрольной работы (налоговых проверок) Межрайонной ИФНС России в 2015-2016гг.

Сумма доначисленных платежей, всего, тыс. руб.

Число камеральных проверок, выявивших нарушения

Количество проведенных камеральных налоговых проверок

4

Процент результативности камеральных налоговых проверок

(стр.2/стр.3)*100%

15

19

Количество проведенных налоговых проверок

6

Сумма доначислений на одну результативную проверку, тыс. руб.

(стр.1/стр.5)

52,24

82,26

Взыскано платежей по результатам проверок, тыс. руб.

8

Удельный вес взысканных платежей по сумме доначисленных

(стр.7/стр.1)*100%

42

19

Количество выездных налоговых проверок, всего

Количество выездных налоговых проверок, выявивших нарушения

11

Процент результативности выездных налоговых проверок

(стр.10/стр.9)*100%

38

43

Вместе с тем, в контрольной работе Инспекции возможно проследить и ряд

недостатков, среди которых большинство связано именно с проведением выездных налоговых проверок:

- налицо слабо отработанная процедура осуществления аналитической работы на этапе предпроверочного анализа, о чем свидетельствует нестабильные тенденции в количестве проведенных за период 2015-2016гг. выездных и камеральных налоговых проверок, а также рост числа выездных налоговых проверок, проведенных Инспекцией в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Дополнительным фактом служит и достаточно слабая организация выездных налоговых проверок, о чем нам говорят невысокие проценты результативности данных проверок с небольшой положительной динамикой в рассматриваемом периоде. О слабой организации процесса выездных налоговых проверок говорит нам и показатель доначисленных платежей по результатам их проведения, а точнее его снижение на 68% в 2016 году по сравнению с 2015 годом;

- недостаточная автоматизация процедуры организации и сопровождения выездных налоговых проверок.

В этой связи, сформулированные направления повышения эффективности контрольной работы налоговых органов, должны касаться, главным образом, совершенствования организации и проведения налоговых проверок.

Безусловно, выездная налоговая проверка является наиболее результативной формой налогового контроля, поскольку в ходе ее проведения помимо общих для камеральных и выездных проверок методов налогового контроля могут быть применены такие методы, существенные для выявления налоговых правонарушений, как отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок; предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, включенного в план проведения выездных налоговых проверок; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); выемка документов и предметов; инвентаризация имущества налогоплательщика; методы контроля и в рамках взаимодействия с органами внутренних дел и др.

Однако, неоспорим и тот факт, что выездная налоговая проверка представляет собой дорогостоящее и трудоемкое мероприятие, которое требует больших бюджетных затрат на его осуществление, затрат рабочего времени, а также высокого уровня квалификации сотрудников налоговых органов и в меньшей степени поддается алгоритмизации и автоматизации, нежели чем камеральная проверка.

Вместе с тем, в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 года №137-Ф3 [3] возможности по проведению камерального контроля ограничены, поэтому выявление налоговых правонарушений перемещается в плоскость выездных проверок. Ограниченность кадровых и материальных ресурсов, равно как и ограничения по проведению выездных проверок, установленные ст.89 НК РФ [4], ставят в зависимость результативность контроля от результативности процесса подготовки к выездным проверкам, состоящего из следующих этапов:

1) получение и анализ информации о деятельности налогоплательщиков из внутренних и внешних источников с последующим формированием на ее основе «Досье налогоплательщика»;

2) отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок, по результатам которого формируется список кандидатов для проверки;

3) комплексная работа по углубленному анализу информации о включенных в план налогоплательщиках с целью создания условий для более эффективного проведения контрольных мероприятий – так называемый «предпроверочный анализ».

По нашему мнению, планирование и организация проведения выездной налоговой проверки должно осуществляться по определенной схеме (рисунок 1).

И здесь основным этапом должен стать предпроверочный анализ.

Этап подготовки и проведения предпроверочного анализа включает следующие элементы:

  • структурирование информационного досье о налогоплательщике;
  • осуществление предпроверочных мероприятий;
  • формирование выводов и рекомендаций по проведению выездной проверки;
  • оформление результатов аналитических исследований [5].

Конечной целью предпроверочного анализа является выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки, обеспечивающей рациональное использование всех необходимых методов налогового контроля.

Именно на этапе предпроверочного анализа сотрудникам налоговых органов следует собрать максимально полную информацию о налогоплательщике как из внешних, так и из внутренних источников, осуществить анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика. Данный анализ включает в себя следующие существенные моменты:

1) анализ динамики сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей (оцениваются рост (снижение) сумм исчисленных налогов, своевременность и полнота их уплаты, причины неуплаты);


Рисунок 1 Этапы планирования и назначения выездной налоговой проверки

2) финансовый анализ организации (исследуются показатели рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, платежеспособности);

3) анализ динамики налоговой нагрузки;

4) сравнительный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с показателями аналогичных налогоплательщиков по отраслевому признаку;

5)анализ соответствия налогоплательщика общедоступным критериям самостоятельной оценки риска; различным видам налогов и бухгалтерской отчетности.

На этапе формирования выводов и результатов предпроверочного анализа целесообразно производить ранжирование налогоплательщиков по критерию вероятности обнаружения налоговых правонарушений для обоснования необходимости проведения выездных налоговых проверок в отношении экономических субъектов.

Заключительным этапом предпроверочного анализа выступает оформление результатов аналитических исследований [6]. Аналитическая записка по результатам проведенного предпроверочного анализа должна включать в себя следующие пункты [7]:

1. Выводы по всем этапам проведения предпроверочного анализа, которые должны содержать суть основных предполагаемых нарушений налогоплательщика по конкретным видам налогов с указанием отчетного (налогового) периода и норм налогового законодательства.

2. Предполагаемые направления проведения выездной налоговой проверки, а также перечень основных вопросов, подлежащих обязательному исследованию при проведении выездной налоговой проверки.

3. Перечень мероприятий налогового контроля, которые необходимо провести в ходе выездной проверки в целях сбора недостающей информации для доказательства совершения вменяемых плательщику налоговых правонарушений.

4. Предложения о необходимости привлечения сотрудников правоохранительных органов.

5. Предложения по предполагаемому количественному составу проверяющей группы (с учетом определенных оптимальных направлений предстоящей проверки, а также масштабов деятельности и организационной структуры налогоплательщика).

6. Предполагаемые сроки проведения проверки.

7. Предложения о необходимости проведения проверки валютного законодательства, законодательства о применении контрольно-кассовой техники и т.п.

1. Об утверждении форм статистической отчетности Федеральной налоговой службы на 2014 год: приказ ФНС России от 12.12.2013г. № ММВ-7-1/591@ (с изм. и доп.).

2. Михасева, Е.Н. Пути совершенствования организации контрольной работы налоговых органов России на основе адаптации зарубежного опыта / Е.Н. Михасева, Б.А. Шенкаренко // Science Time. 2014. №11 (11) С.219-227.

3. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования: федеральный закон от 27.07.2006г. № 137-ФЗ.

2.2 Анализ отчета о результатах контрольной работы налоговых органов

Выездные налоговые проверки, проводимые с участием МВД за период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года.

2005 2006 2007
Выездные налоговые проверки 259 158 68
Выездные налоговые проверки проводимые с привлечением МВД 30 18 5
в том числе:
Выездные налоговые проверки проводимые с привлечением МВД, с начала проверки. 27 11 5
Выездные налоговые проверки проводимые с привлечением МВД, после начала проверки. 3 5 0
Всего выездных налоговых проверок 289 176 73

На основании проведенного анализа выездных налоговых проверок проводимых налоговыми органами при участии МВД за период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года, можно сделать следующие вывод: что выездных налоговых проверок проводимых с привлечением МВД на протяжении рассматриваемого периода становится все меньше, главным образом это связанно с самим уменьшением выездных налоговых проверок, понимание налогоплательщиков непредотвратимости процесса, и уверенностью в правильности выполнения возложенных на них обязанностей в налоговой сфере, тем не менее, в некоторых ситуациях остается необходимость привлечения МВД при проведении выездных проверок. Анализируя представленную информацию мы видим что в 2007 году не наблюдается не одной проверки проводимой с привлечением МВД, после начала проверки, этому сопутствует отсутствие проявления агрессии со стороны проверяемого, нежели чем по сравнению приведушими периодами. Но все же мы видим тот факт что не всех проверяемых устраивает данная процедура, поэтому налоговым органам все же приходится обращаться к МВД чтобы обезопасить проверяющих лиц, выявить и пресечь нарушения законодательства о налогах и сборах.

Информация, предоставляемая таможенными органами в налоговые органы за период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года (в единицах)

2005 2006 2007
в единицах
Данные о возврате плательщиком денежных средств 34 27 17
Материалы о нарушении налогового законодательства 62 56 45
Информация об изъятии таможенной службой этилового спирта из всех видов сырья спиртосодержащей продукции. 15 11 6

Данные об информации, предоставляемой таможенными органами в налоговые органы, свидетельствуют о том что, за период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года, количество предоставляемой информации сокращается по всем анализируемым пунктам, так данные о возврате плательщиком денежных средств, плавными темпами с 2005 года по 2007 сократились на 50%, это свидетельствует о правильности составления необходимой документации плательщиками, и повышении их грамотности в налоговой сфере. Рассматривая информацию об изъятии таможенной службой этилового спирта из всех видов сырья спиртосодержащей продукции можно сделать вывод, что уменьшение количества предоставления данных связанно с правильностью заполнения таможенных деклараций и достоверности предоставляемой документации относительно перевозимой продукции.

Меры, принятые к нарушителям законодательства о налогах и сборах

2005 2006 2007
Протоколы об административных правонарушениях должностными лицами организаций, направленных в судебные органы 736 23 1
Протоколы об административных правонарушениях физическими лицами, направленных в судебные органы 54 30 12
Случаи приостановки операций в финансово-кредитных организациях 2831 5006 858

В результате проведенного анализа мер, применяемых налоговыми органами к нарушителям законодательства о налогах и сборах, можно сделать следующий вывод: что протоколов об административных правонарушениях должностными лицами организаций, направленных в судебные органы с каждым годом становится все меньше, это связанно с применением для должностных лиц более жестких мер ответственности за грубое нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации. При анализе представленных сведений также можно наблюдать снижение составленных протоколов об административных правонарушениях совершенными физическими лицами, которые направленные в судебные органы, это свидетельствует о повышении грамотности налогоплательщиков в налоговой сфере, а тот факт, что в 2005 году было столько много нарушений обусловлен тем, что налоговое законодательство меняется год за годом, и физические лица, не подозревая, допускают правонарушения. Также в представленных данных можно наблюдать сокращение случаев приостановки операций в финансово-кредитных организациях в 2007 г. по сравнению с 2006г этому свидетельствует понимание налогоплательщиков непредотвратимости выявления правонарушения и последствиях за их совершение.

Проанализировав отчета о результатах контрольной работы налоговых органов можно сказать, что налогоплательщики исполняют свои обязанности, и главным образом это связанно не только с повышением грамотности налогоплательщиков в налоговой сфере, но и детально организованным и активным взаимодействием с другими федеральными органами исполнительной власти.

Система российского законодательства ежегодно пополняется новыми законами, подзаконными нормативными актами, в числе которых множество посвященных налогам и сборам. Они призваны регулировать сложные общественные отношения. Нормы налогового права призваны регулировать, направлять действия субъектов правоотношений в нужном русле, исходя из принципов разумности и справедливости. Требования данных норм должны точно и безусловно выполняться субъектами права, а их нарушители непременно должны привлекаться к ответственности.

Одной из основных обязанностей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Каждый законопослушный гражданин Российской Федерации обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги являются одним из важнейших признаков государства. В любом обществе они служат материальной основой исполнения общих дел по защите от внешнего врага и поддержанию порядка внутри государства.

Рассматривая органы государственного контроля, осуществляющие управление и контроль в сфере налогообложения, их функции и полномочия, можно сделать следующий вывод, что Федеральная налоговая служба России активно взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, повышая налоговую дисциплину в сфере экономики и обеспечивая правильность полноту и своевременность поступления налоговых платежей в государственный бюджет и во внебюджетные фонды.

Успешное решение данной обязанности, стоящей перед налоговыми органами, достигается по средствам четкой системы управления и разграничения функций взаимодействующих сторон.

Развитием системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками и другими организациями, становится неотъемлемой частью общего процесса планирования для всех профильных подразделений Федеральной налоговой службы России и подведомственных организаций.

Так по средствам информационного взаимодействия с налогоплательщиками в целях повышения уровня обслуживания налоговые органы представляют информацию по различным средствам телекоммуникаций и периодических изданий, способствуя пониманию неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов и сборов.

Предоставляемая информация облегчает работу налоговых органов тем, что всю необходимую информацию налогоплательщик при желании может получить очень быстро с необходимыми разъяснениями и комментариями. Осведомленность налогоплательщиков о законодательстве, и о мерах которые предусмотрены за их нарушение, позволяет сократить число налоговых преступлений.

Нормативно правовые акты

1) Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Спарк, 2001;

2) Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Принят ФЗ РФ от 30.12.2001 года №196 – ФЗ // Российская газета. – 1998. - № 148,149;

3) Отчеты о результатах контрольной работы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Хакасия за период с 2005-2007года

4) Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27.07.2006 N 149-ФЗ // ФЗ РФ, 2006 №5 Ст 28

5) Приказ Федеральной налоговой службы "Об Интернет-сайте ФНС России" от 2 июля 2007 г. N ММ-3-18/407.

1) Костин А.А. Информирование налогоплательщиков налоговыми органами // Бухгалтерский учет 2005 г. №9, 120 с.

2) Кустова Н.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России: Общая часть: Учебник. – М.: Юрист, 2001. – 73 с.;

3) Ваш налоговый адвокат // Под редакцией А.В. Казакова – М..; Бюро правовых экспертиз N 3, май-июнь 2005 г.

4) М.В. Истратова, эксперт "РНК" // "Российский налоговый курьер", март 2003 г. N 6, март с 9-11.

5) В.Н. Васильев О судебных приставах в сфере налогов // Налоговый вестник, 2002 N 12, с 23-24.

[1] Приказ МНС РФ от 03.08.2004 N САЭ-3-25/457@

[2] Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27.07.2006 N 149-ФЗ // ФЗ РФ, 2006 №5 Ст 28

[3] Приказ Федеральной налоговой службы "Об Интернет-сайте ФНС России" от 2 июля 2007г. N ММ-3-18/407.

2.2 Анализ отчета о результатах контрольной работы налоговых органов

Выездные налоговые проверки, проводимые с участием МВД за период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года.

2005 2006 2007
Выездные налоговые проверки 259 158 68
Выездные налоговые проверки проводимые с привлечением МВД 30 18 5
в том числе:
Выездные налоговые проверки проводимые с привлечением МВД, с начала проверки. 27 11 5
Выездные налоговые проверки проводимые с привлечением МВД, после начала проверки. 3 5 0
Всего выездных налоговых проверок 289 176 73

На основании проведенного анализа выездных налоговых проверок проводимых налоговыми органами при участии МВД за период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года, можно сделать следующие вывод: что выездных налоговых проверок проводимых с привлечением МВД на протяжении рассматриваемого периода становится все меньше, главным образом это связанно с самим уменьшением выездных налоговых проверок, понимание налогоплательщиков непредотвратимости процесса, и уверенностью в правильности выполнения возложенных на них обязанностей в налоговой сфере, тем не менее, в некоторых ситуациях остается необходимость привлечения МВД при проведении выездных проверок. Анализируя представленную информацию мы видим что в 2007 году не наблюдается не одной проверки проводимой с привлечением МВД, после начала проверки, этому сопутствует отсутствие проявления агрессии со стороны проверяемого, нежели чем по сравнению приведушими периодами. Но все же мы видим тот факт что не всех проверяемых устраивает данная процедура, поэтому налоговым органам все же приходится обращаться к МВД чтобы обезопасить проверяющих лиц, выявить и пресечь нарушения законодательства о налогах и сборах.

Информация, предоставляемая таможенными органами в налоговые органы за период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года (в единицах)

2005 2006 2007
в единицах
Данные о возврате плательщиком денежных средств 34 27 17
Материалы о нарушении налогового законодательства 62 56 45
Информация об изъятии таможенной службой этилового спирта из всех видов сырья спиртосодержащей продукции. 15 11 6

Данные об информации, предоставляемой таможенными органами в налоговые органы, свидетельствуют о том что, за период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года, количество предоставляемой информации сокращается по всем анализируемым пунктам, так данные о возврате плательщиком денежных средств, плавными темпами с 2005 года по 2007 сократились на 50%, это свидетельствует о правильности составления необходимой документации плательщиками, и повышении их грамотности в налоговой сфере. Рассматривая информацию об изъятии таможенной службой этилового спирта из всех видов сырья спиртосодержащей продукции можно сделать вывод, что уменьшение количества предоставления данных связанно с правильностью заполнения таможенных деклараций и достоверности предоставляемой документации относительно перевозимой продукции.

Меры, принятые к нарушителям законодательства о налогах и сборах

2005 2006 2007
Протоколы об административных правонарушениях должностными лицами организаций, направленных в судебные органы 736 23 1
Протоколы об административных правонарушениях физическими лицами, направленных в судебные органы 54 30 12
Случаи приостановки операций в финансово-кредитных организациях 2831 5006 858

В результате проведенного анализа мер, применяемых налоговыми органами к нарушителям законодательства о налогах и сборах, можно сделать следующий вывод: что протоколов об административных правонарушениях должностными лицами организаций, направленных в судебные органы с каждым годом становится все меньше, это связанно с применением для должностных лиц более жестких мер ответственности за грубое нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации. При анализе представленных сведений также можно наблюдать снижение составленных протоколов об административных правонарушениях совершенными физическими лицами, которые направленные в судебные органы, это свидетельствует о повышении грамотности налогоплательщиков в налоговой сфере, а тот факт, что в 2005 году было столько много нарушений обусловлен тем, что налоговое законодательство меняется год за годом, и физические лица, не подозревая, допускают правонарушения. Также в представленных данных можно наблюдать сокращение случаев приостановки операций в финансово-кредитных организациях в 2007 г. по сравнению с 2006г этому свидетельствует понимание налогоплательщиков непредотвратимости выявления правонарушения и последствиях за их совершение.

Проанализировав отчета о результатах контрольной работы налоговых органов можно сказать, что налогоплательщики исполняют свои обязанности, и главным образом это связанно не только с повышением грамотности налогоплательщиков в налоговой сфере, но и детально организованным и активным взаимодействием с другими федеральными органами исполнительной власти.

Система российского законодательства ежегодно пополняется новыми законами, подзаконными нормативными актами, в числе которых множество посвященных налогам и сборам. Они призваны регулировать сложные общественные отношения. Нормы налогового права призваны регулировать, направлять действия субъектов правоотношений в нужном русле, исходя из принципов разумности и справедливости. Требования данных норм должны точно и безусловно выполняться субъектами права, а их нарушители непременно должны привлекаться к ответственности.

Одной из основных обязанностей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Каждый законопослушный гражданин Российской Федерации обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги являются одним из важнейших признаков государства. В любом обществе они служат материальной основой исполнения общих дел по защите от внешнего врага и поддержанию порядка внутри государства.

Рассматривая органы государственного контроля, осуществляющие управление и контроль в сфере налогообложения, их функции и полномочия, можно сделать следующий вывод, что Федеральная налоговая служба России активно взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, повышая налоговую дисциплину в сфере экономики и обеспечивая правильность полноту и своевременность поступления налоговых платежей в государственный бюджет и во внебюджетные фонды.

Успешное решение данной обязанности, стоящей перед налоговыми органами, достигается по средствам четкой системы управления и разграничения функций взаимодействующих сторон.

Развитием системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками и другими организациями, становится неотъемлемой частью общего процесса планирования для всех профильных подразделений Федеральной налоговой службы России и подведомственных организаций.

Так по средствам информационного взаимодействия с налогоплательщиками в целях повышения уровня обслуживания налоговые органы представляют информацию по различным средствам телекоммуникаций и периодических изданий, способствуя пониманию неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов и сборов.

Предоставляемая информация облегчает работу налоговых органов тем, что всю необходимую информацию налогоплательщик при желании может получить очень быстро с необходимыми разъяснениями и комментариями. Осведомленность налогоплательщиков о законодательстве, и о мерах которые предусмотрены за их нарушение, позволяет сократить число налоговых преступлений.

Нормативно правовые акты

1) Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Спарк, 2001;

2) Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Принят ФЗ РФ от 30.12.2001 года №196 – ФЗ // Российская газета. – 1998. - № 148,149;

3) Отчеты о результатах контрольной работы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Хакасия за период с 2005-2007года

4) Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27.07.2006 N 149-ФЗ // ФЗ РФ, 2006 №5 Ст 28

5) Приказ Федеральной налоговой службы "Об Интернет-сайте ФНС России" от 2 июля 2007 г. N ММ-3-18/407.

1) Костин А.А. Информирование налогоплательщиков налоговыми органами // Бухгалтерский учет 2005 г. №9, 120 с.

2) Кустова Н.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России: Общая часть: Учебник. – М.: Юрист, 2001. – 73 с.;

3) Ваш налоговый адвокат // Под редакцией А.В. Казакова – М..; Бюро правовых экспертиз N 3, май-июнь 2005 г.

4) М.В. Истратова, эксперт "РНК" // "Российский налоговый курьер", март 2003 г. N 6, март с 9-11.

5) В.Н. Васильев О судебных приставах в сфере налогов // Налоговый вестник, 2002 N 12, с 23-24.

[1] Приказ МНС РФ от 03.08.2004 N САЭ-3-25/457@

[2] Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27.07.2006 N 149-ФЗ // ФЗ РФ, 2006 №5 Ст 28

[3] Приказ Федеральной налоговой службы "Об Интернет-сайте ФНС России" от 2 июля 2007г. N ММ-3-18/407.

Читайте также: