Резерв по судебным искам в налоговом учете

Опубликовано: 08.05.2024


ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Принята Комитетом по рекомендациям (КпР) 2019-12-11

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

У организации имеется дебиторская задолженность различных покупателей. Часть задолженности является просроченной. В отношении части не просроченной задолженности имеется информация, свидетельствующая о вероятности ее непогашения в установленный срок.

В этой связи необходимо определить подходы к оценке дебиторской задолженности в бухгалтерском учете, в частности, к созданию и последующему изменению резерва сомнительных долгов.

РЕШЕНИЕ

1. Организация создает резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, в отношении которой существует вероятность неполучения причитающихся сумм в установленные сроки. Резерв создается не только в отношении просроченной задолженности, но и той, срок погашения которой еще не наступил.

2. Величина резерва сомнительных долгов рассчитывается по контрагенту в целом, или по группе контрагентов, имеющих схожие кредитные характеристики.

3. Величина резерва сомнительных долгов пересматривается при составлении годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности.

4. При оценке величины резерва сомнительных долгов принимаются в расчет факторы и обстоятельства, влияющие на вероятность погашения задолженности в полной сумме в установленный договором срок. Такими факторами и обстоятельствами, в частности, могут являться:

- кредитная история должника (группы должников);

- наличие/отсутствие кредиторской задолженности организации перед должником по другим договорам;

- появление признаков неплатежеспособности, начало процедуры банкротства в отношении должника, либо в отношении его значимых дебиторов;

- информация об ухудшении показателей деятельности должника, таких как сокращение объемов продаж, сокращение денежных потоков от операционной (текущей) деятельности, значительный объем непроданной продукции, сопоставимый с объемом его задолженности перед организацией и т.п.;

- информация о финансовых проблемах должника, таких как оспаривание сделок в значительных объемах в суде, значительный объем просроченной дебиторской задолженности у должника; плохие показатели ликвидности, информация о возникновении дефолтов по исполнению обязательств должника перед иными кредиторами и т.п.;

- прошлый опыт организации по собиранию дебиторской задолженности с основных групп ее дебиторов;

- значительный рост размера необеспеченной дебиторской задолженности, не сопровождаемый пропорциональным ростом объема продаж;

- срок погашения задолженности.

5. При оценке величины резерва сомнительных долгов используются подходы, изложенные в IFRS 9.

6. Наличие/отсутствие актов сверки задолженности с покупателем не влияет на признание и оценку резерва сомнительных долгов.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

В соответствии с пунктом 3 ПБУ 21/2008 величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением. В соответствии с пунктом 2 ПБУ 21/2008 изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Иных норм, касающихся дебиторской задолженности, в федеральных стандартах нет. В соответствии с ч. 4 ст. 8 402 ФЗ в случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. В соответствии с ч. 3 указанной статьи при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. Организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 данного Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

По требованиям ранее действовавшего IAS 39 резерв под обесценение дебиторской задолженности создавался лишь в том случае, если уже произошли события, свидетельствующие о вероятном неполучении всей суммы долга в установленный срок с дебитора. Новый IFRS 9, в отличие от IAS 39, требует создавать резерв исходя из прогнозов возможного наступления указанных событий в будущем.

Исходя из параграфа 5.5.1 IFRS 9 организация должна признать оценочный резерв под ожидаемые кредитные убытки по дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.

В соответствии с параграфом 5.5.17 IFRS 9 организация должна оценивать ожидаемые кредитные убытки по финансовому инструменту способом, который отражает:

(a) непредвзятую и взвешенную с учетом вероятности сумму, определенную путем оценки диапазона возможных результатов;

(b) временную стоимость денег; и

(c) обоснованную и подтверждаемую информацию о прошлых событиях, текущих условиях и прогнозируемых будущих экономических условиях, доступную на отчетную дату без чрезмерных затрат или усилий.

В соответствии с параграфом 5.5.18 IFRS 9 при оценке ожидаемых кредитных убытков организация не должна обязательно идентифицировать все возможные сценарии. Однако она должна принять во внимание риск или вероятность возникновения кредитного убытка путем отражения возможности возникновения кредитного убытка и возможности невозникновения кредитного убытка, даже если возможность возникновения кредитного убытка очень мала.

Помимо вышеизложенных положений федеральных стандартов бухгалтерского учета в соответствии с пунктом 70 ПВБУ №34н организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

В соответствии с ч. 1 ст.30 402‑ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченным федеральным органом и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона.

В части, не противоречащей приведенным выше положениям ПБУ 21/2008 и ПБУ 4/99, а также подходам, изложенным в разделе 5.5 IFRS 9, вытекающим из ПБУ 1/2008, применимыми являются следующие положения п.70 ПВБУ №34н:

обязательность создания резерва в случае признания дебиторской задолженности сомнительной (абз. 1 п. 70 ПВБУ №34н);

исключение из резервируемой дебиторской задолженности сумм, обеспеченных соответствующими гарантиями (абз. 1 п. 70 ПВБУ №34н);

отнесение сумм резерва на финансовые результаты организации (абз. 1 п. 70 ПВБУ №34н);

определения величины резерва отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (абз. 3 п. 70 ПВБУ №34н).

Отнесение дебиторской задолженности к категории «сомнительной» в абз. 2 п. 70 ПВБУ №34н можно считать аналогом признания в соответствии с IFRS 9 наличия риска ожидаемых кредитных убытков. Исходя из абз. 2 п. 70 ПВБУ №34н сам по себе факт непогашения дебиторской задолженности в сроки, установленные договором, является (при отсутствии обеспечения соответствующими гарантиями) достаточным основанием для признания такой задолженности сомнительной. Соответственно по просроченной задолженности должен создаваться резерв. В этой части данное требование по существу совпадает с требованиями IFRS 9.

Что касается дебиторской задолженности, срок погашения которой еще не наступил, то по совокупности приведенных выше норм резервирование дебиторской задолженности должно осуществляться исходя из совокупности факторов и обстоятельств, влияющих на вероятность погашения должником задолженности в полной сумме в установленный договором срок.

17.12.2019, 18:08 | 5710 просмотров | 1153 загрузок

Резервы организации создаются, чтобы покрыть затраты или убытки, которые предположительно возникнут в будущем. Налоговый кодекс РФ разрешает включать резервируемые суммы в расходы. При этом формирование резервов в налоговом учете имеет ряд ограничений, которые нужно соблюдать для корректного расчета базы по налогу на прибыль.

Резерв по сомнительной задолженности в налоговом учете

Первый тип резервов, который может создавать компания, — это резерв по сомнительным долгам. Представим ситуацию: компания заключила договор с покупателем и отгрузила товар. Однако контрагент не произвел оплату в срок, а обеспечение задолженности не предусматривалось. Такая задолженность переходит в категорию сомнительной. Согласно ст. 266 НК РФ, организация-кредитор может создать резерв по такому долгу и принять эту сумму в качестве внереализационного расхода в текущем отчетном/налоговом периоде. Величина средств, которую разрешается учесть, определяется в ходе инвентаризации задолженности покупателей на отчетную дату.

На практике встречаются ситуации, когда вы имеете встречное обязательство перед контрагентом. В учете одновременно возникают дебиторская и кредиторская задолженности. Сомнительным долгом здесь может выступать только та часть, которая превышает ваше обязательство перед контрагентом.

Резерв сомнительных долгов в налоговом учете в 2021 году формируется в зависимости от числа дней просрочки оплаты:

  • более 90 дней: на всю сумму задолженности;
  • от 45 до 90 дней (включительно): на сумму, равную 50 % от долга;
  • менее 45 дней: задолженность не включается в сумму резерва.

Отчитайтесь по налогу на прибыль через интернет

Контур.Экстерн поможет выполнить расчеты, проверит декларацию на ошибки и передаст в налоговую. 3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна.

Попробовать

Если вы ведете учет кассовым способом, а не по методу начисления, резервы не предусматриваются. Это объясняется тем, что расходы в этом случае разрешено принимать только по факту оплаты.

По итогам налогового периода резервируемые суммы не могут составлять больше чем 10 % от выручки от реализации за этот же период. Если же резерв рассчитывается по окончании отчетного периода, в качестве предела берется наибольшая из двух сумм: 10 % выручки за истекший налоговый период либо 10 % выручки за настоящий отчетный период.

Контрагент-покупатель может перечислить вам неуплаченные суммы. В этом случае разница между резервом на предыдущую и на текущую отчетную дату учитывается как внереализационный доход.

Резерв может быть использован только на покрытие убытков, полученных в результате признания долга безнадежным, то есть нереальным для возврата.

Резерв на гарантийный ремонт в налоговом учете

Предприятия, реализующие товары или осуществляющие работы, зачастую несут ответственность за дальнейшее гарантийное обслуживание в течение определенного срока. Таким лицам разрешается формировать для данных целей резервы предстоящих расходов в налоговом учете. Это касается тех случаев, когда гарантия официально закреплена в договоре с клиентом. Максимальную величину резерва необходимо отразить в учетной политике.

Резерв начисляется при продаже товаров или работ. В этот же момент он включается в состав расходов (ст. 267 НК РФ). Размер резервируемой суммы ограничен и рассчитывается следующим образом:

  1. определяется доля фактических издержек на ремонт по гарантии и обслуживание в выручке от продаж данных товаров/работ за три предыдущих года (без НДС);
  2. исчисленная доля умножается на текущую выручку от реализации данных товаров и услуг за отчетный (налоговый) период.

Полученное значение и будет являться предельным значением резерва, который можно отнести на расходы. Если товары или работы с гарантией реализуются менее чем в течение трех лет, следует взять данные за фактические сроки их продажи. Если же такие реализации производятся впервые, за лимит принимается потенциальный размер расходов на обслуживание и ремонт.

Издержки на ремонт и обслуживание относятся к категории прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.

Когда вы прекращаете продажу продукции/работ с гарантией, весь оставшийся не использованным резерв следует отнести на доходы.

Резерв по отпускам в налоговом учете

Еще один вид резервов, создаваемых предприятиями, это резервы по отпускам (ст. 324.1 НК РФ). Они формируются в текущем периоде для их последующего расходования. Порядок определения резервов под отпуска в налоговом учете нужно прописать в учетной политике. Налоговый кодекс не предусматривает обязательного алгоритма для их вычисления.

Начисление резерва отпусков в налоговом учете осуществляется ежемесячно, а процент отчислений берется исходя из отношения планируемых расходов по отпускам, включая взносы, к планируемым расходам на оплату труда. Определить такие затраты можно, например, исходя из соответствующих издержек прошедшего периода. Полученная доля умножается на фактический объем расходов на оплату труда.

Расходы на создание резервов по отпускам следует относить на тот счет учета, где указывается заработная плата работника. Таким образом, выделяются группы: сотрудники производства, администрации и т.д.

В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.

  1. Если зарезервированных сумм не хватило на покрытие издержек по отпускам, эта разница учитывается как расход на оплату труда.
  2. Если в учете числится остаток, это значит, что сотрудники не полностью использовали свое право на отпуск. Здесь возможны два варианта:
    • когда вы не планируете создавать резерв в следующем году, остаток просто списывается как внереализационный доход;
    • если создание резерва по-прежнему целесообразно для предприятия, его остаток подлежит корректировке. Для этого сначала рассчитывается резерв по неиспользованным отпускам. Он равен произведению среднедневного заработка сотрудника и фактического числа неиспользованных дней отпуска. После этого определяется разница между остатком на отчетный день и уточненным резервом:

Уточненный резерв > Остаток резерва =>разница идет на расходы по оплате труда

Уточненный резерв разница идет на внереализационные доходы

Прочие резервы

Помимо вышеуказанных Налоговым кодексом предусматривается создание и других резервов. К ним относятся, в частности, резервы по ремонту основных средств предприятия, а также резервы по предстоящим расходам на НИОКР. Отметим, что некоторые виды резервов, которые предусмотрены бухгалтерским учетом, не затрагивают налоговый учет. Резерв по незавершенным судебным делам является оценочным обязательством наряду с прочими расходами будущих периодов, однако не создается в налоговом учете и не включается в расчет базы по налогу на прибыль.

Еще одним различием резервов в бухгалтерском и в налоговом учете является то, что во втором случае их создание является правом плательщика. Для бухгалтерского учета резерв — это обязанность, закрепленная ПБУ. Она обусловлена необходимостью максимально достоверно отражать финансовое положение и результаты деятельности.

• Время чтения: 6 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Эксперт БФТ Ирина Черная

В первой публикации этой серии эксперт Ирина Черная рассказала об особенностях применения стандарта «Влияние изменений курсов иностранных валют». Во второй части рассмотрим еще один утвержденный стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»: к каким объектам бухучета применяется, что представляет из себя «резерв», каковы критерии его признания и оценки.

Стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» определяет само понятие резервов и условных обязательств, устанавливает порядок признания и оценки резервов, порядок последующей оценки резервов, а также структурирует процесс раскрытия информации о резервах, об условных обязательствах и условных активах в бухгалтерской (финансовой) отчетности (начиная с отчетности 2020 г).

Данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2020 года.

Стандартом установлены объекты бухгалтерского учета, в отношении которых он не применяется, а именно:

  • публичные нормативные обязательства, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности;
  • обязательства по выплатам физическим лицам в связи с исполнением трудовых функций, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности;
  • обязательства, возникающие перед производителями товаров, работ, услуг, на основании соглашений сторон, если иное не предусмотрено Стандартом;
  • затраты, которые планируются к осуществлению исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учёта;
  • резерв под снижение стоимости материальных запасов, резерв по сомнительным долгам, и иные резервы.
    Рассмотрим основные положения, установленные данным стандартом.

    ВОПРОС: Что такое Резерв, и какие объекты бухгалтерского учета можно отнести к Резервам?

    Резерв – это обязанность по осуществлению расходов, обусловленных законодательством, с не наступившим сроком его исполнения, имеющая на момент признания в бухгалтерском учете расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем исполнения требования, в частности это обязанность:

  • по осуществлению гарантийного ремонта, текущему обслуживанию;
  • возникающая из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни;
  • возникающая при принятии решения о реструктуризации, реорганизации либо ликвидации субъекта;
  • по осуществлению расходов на исполнение обязательств по убыточным договорным обязательствам;
  • по демонтажу и выводу объектов основных средств из эксплуатации.
    ВАЖНО: В рамках формирования учетной политики, учреждения определяют единицы бухгалтерского учета по каждому виду резервов.

    Стандартом установлены общие Критерии признания резервов:

  • у субъекта учета имеется обязанность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
  • для исполнения обязанности потребуется выбытие активов;
  • размер обязанности может быть обоснованно оценен и подтверждён расчётно или документально;
  • момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер не зависят от действий субъекта учета.
    А также Критерии в зависимости от вида обязательства:
  • Резерв по гарантийному ремонту признается в момент передачи работ, услуг, товаров заказчику согласно договору гарантийного ремонта, текущего обслуживания.
  • Резерв по претензиям, искам признается на основании предъявленных претензий, исков на дату получения претензионного требования или на дату уведомления субъекта учета о принятии иска к судебному производству.
  • Резерв по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию признается в бухгалтерском учете в случае претензионного (досудебного) урегулирования предъявленных требований и (или) при наличии оснований для обжалования судебного акта.
  • Резерв по реструктуризации признается при соблюдении общих критериев признания резервов и в случае, когда субъект учета располагает планом реструктуризации деятельности или план реструктуризации деятельности будет реализован в обозримом будущем.
  • Резерв по убыточным договорным обязательствам признается на дату подтверждения убыточности дальнейшего исполнения договора.
  • Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации признается: - на дату признания в бухгалтерском учете объекта основных средств, условия эксплуатации которого согласно договору предусматривают осуществление субъектом учета расходов при выводе объекта основных средств из эксплуатации, а также по восстановлению участка, на котором объект расположен.
    - на дату признания объекта основных средств, полученного от другой организации государственного сектора, по которому существует обязанность по демонтажу и (или) выводу объекта из эксплуатации, предусмотренная договором, устанавливающим условия использования объекта.


    ВОПРОС: Как оценить Резерв в момент его признания в бухгалтерском учете?

    Резерв признается в сумме расчетно-документальной обоснованной оценки субъекта учета, проведенной на отчетную дату, либо на иную дату признания резерва.

    Если срок исполнения обязательства превышает 12 месяцев, то сумма резерва определяется с учетом дисконтирования его величины.

    При оценке величины резерва не принимаются в расчет:

  • суммы налогов, подлежащие уплате в связи с исполнением обязательства;
  • суммы ожидаемых встречных требований или суммы требований к другим лицам в возмещение расходов, планируемых при исполнении обязательства;
  • поступления, ожидаемые от выбытия активов, связанных с исполнением обязательства.
    ВНИМАНИЕ: Для отдельных видов резервов существуют свои особенности учета:

  • Порядок расчета резерва по гарантийному ремонту устанавливается субъектом учета самостоятельно в рамках формирования его учётной политики;
  • Резерв по претензиям, искам признается в полной сумме претензионных требований и исков;
  • Резерв по реструктуризации оценивается в сумме обязательств, возникающих вследствие реализации мероприятий по реструктуризации деятельности без учета обязательств, связанных с текущей деятельностью субъекта учета, в том числе обязательств по переподготовке и (или) перемещению персонала, не подлежащего сокращению;
  • Резерв по убыточным договорным обязательствам оценивается в размере ожидаемого превышения затрат на исполнение договора над экономическими выгодами от его исполнения, подтвержденного финансово-экономическим обоснованием исполнения договора;
  • Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации признается: - в сумме планируемых обязательств по демонтажу;

    - в сумме резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации, отраженной в передаточных документах.

    ВАЖНО: Стоимостная оценка резервов подлежит ежегодному пересмотру и, при необходимости, корректировке до текущей обоснованной оценки.

    Изменения в стоимостной оценке резервов, кроме резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации, относятся на финансовый результат текущего периода.

    По резерву на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации, относятся на увеличение или уменьшение стоимости будущих расходов, которые в свою очередь равномерно в течение срока полезного использования основного средства относятся на расходы текущего периода.

    Что касаемо дисконтированных резервов, то их стоимостная оценка пересчитывается при изменении ставки дисконтирования на годовую отчетную дату. Указанное изменение признается в качестве процентного дохода или расхода текущего периода.


    ВОПРОС: Как списать Резерв?

    Списание резервов происходит при признании затрат по обязательству, по которому резерв был создан.

    Если сумма признанного резерва оказалась больше, чем необходимо для исполнения обязательств, то неиспользованная сумма резерва списывается с отнесением на уменьшение расходов текущего периода. Если меньше – то разница между суммой признанного резерва и затратами по исполнению обязательства признается расходами текущего периода.

    Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации списывается в случае, когда у субъекта учета более не возникает обязанность по осуществлению расходов на демонтаж и (или) вывод объекта основных средств из эксплуатации. Балансовая стоимость будущих расходов относится на уменьшение ранее сформированного резерва. Разница между балансовыми стоимостями резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации и будущих расходов на демонтаж и вывод из эксплуатации относится на финансовый результат текущего периода.

    ВНИМАНИЕ: В составе пояснительной записки в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности информация о Резервах раскрывается по каждому виду резерва.


    ВОПРОС: Что такое Условное обязательство и Условный актив? Нужно ли раскрывать информацию об условных обязательствах и активах в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Условные обязательства и активы не являются резервами. Следовательно, и резервы по этим обязательствам и активам не принимаются к учету. По ним невозможно определить величину и срок исполнения.

    Условным обязательством признается обязательство, по которому субъект учета несет солидарную ответственность, и исполнение которого потребует выбытия активов субъекта учета только в случае отказа в исполнении другими участниками солидарной ответственности.

    Условный актив – это право субъекта учета на имущество, возникающее в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, при наступлении независимо от воли субъекта учета в обозримом будущем событий.

    В бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат раскрытию в текстовой части Пояснительной записки данные об условных обязательствах и активах.

    ВАЖНО: За утверждением федеральных стандартов последует изменение Минфином России соответствующих приказов и инструкций, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составления отчетности.

    Следовательно, учитывая высокую значимость вносимых изменений, бухгалтерам учреждений в установленные законодательством сроки необходимо будет обеспечить актуализацию документов учетной политики.

    Вопрос: Как отразить в учете организации затраты на капитальный ремонт объекта основных средств (ОС), если в налоговом учете создается резерв предстоящих расходов на ремонт? Стоимость капитального ремонта объекта ОС, осуществленного подрядной организацией, составила 960 000 руб. (в том числе НДС 160 000 руб.). Ремонт проведен и оплачен в III квартале. Иных затрат на ремонт объектов ОС в течение года организация не понесла. Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется ежеквартально. В налоговом учете применяется метод начисления, отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, сумма годового резерва на ремонт установлена в размере 700 000 руб. Посмотреть ответ

    Обязательные бухгалтерские резервы 2020–2021: классификация, виды, нормативные акты

    Резервы в бухучете можно разделить на 3 группы:

    • уточняющие — предназначены для корректировки балансовой стоимости некоторых активов (резервы под обесценение МПЗ и (или) финвложений, резерв по сомнительным долгам);
    • условные — резервы, связанные с появлением у фирмы условных фактов хозяйственной деятельности (обусловленные наступлением в будущем высоковероятных событий: заведомо проигрышного судебного разбирательства; реструктуризации фирмы и др.);
    • целевые — резервы предстоящих расходов на конкретные цели (например, на гарантийный ремонт, предстоящую оплату отпусков и др.).

    Первая группа резервов отражается на специально предназначенных для них счетах:

    • 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;
    • 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»;
    • 63 «Резервы по сомнительным долгам».

    С нюансами сомнительного резерва знакомьтесь с помощью материала «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».

    Каждый из указанных видов резервов этой группы подчиняется своим законодательным требованиям:

    • с 2021 года оценивать МПЗ и решать вопрос с созданием / корректировкой резерва под их обесценение нужно на каждую отчетную дату (разд. III ФСБУ 5/2019 «Запасы»). Ранее резерв создавался по результатам годовой инвентаризации (п. 25 ПБУ 5/01);

    Порядок работы с резервом под обесценение МПЗ по правилам нового ФСБУ 5/2019 подробно описан в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

    • при наличии признаков обесценения финвложений резерв создается в соответствии с пп. 37–39 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (утв. приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н);
    • появление сомнительных долгов требует от фирмы создания резерва в соответствии п. 70 положения по ведению бухучета и отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н), п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).

    Резервы из 2-й и 3-й групп носят название оценочных обязательств и формируются исходя из требований ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (утв. приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н).

    В следующих разделах остановимся на нюансах формирования одного из обязательных бухгалтерских резервов — по оплате предстоящих отпусков.

    Бухгалтерия.jpg
    524-основа.jpg
    526-основа.jpg

    Основной посыл

    В своем письме Минфин России напоминает, что в соответствии с пунктом 302.1 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н

    ) обязательства, неопределенные по величине и (или) времени исполнения, включая обязательства в счет предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения на указанные выплаты, подлежат отражению на счете
    40160
    «Резервы предстоящих расходов». Далее в Письме № 02-06-10/34914 содержится несколько уточнений:
    1)
    резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан;
    2)
    по истечении каждого месяца работы сотрудника учреждения у работодателя (учреждения) возникает перед ним обязанность по предоставлению выплат за соответствующие дни отпуска. Начисление данных обязательств подлежит отражению на счете 40160;
    3)
    работодатель вправе предоставить отпуск до отработки работником соответствующего периода, за который предоставляется отпуск. На такие выплаты на счетах резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, начисления не производятся;
    4)
    обязательства по начислению отпускных в текущем отчетном периоде, если работник фактически не отработал период, за который начислены отпускные, отражаются по кредиту счета 30200 «Расчеты по принятым обязательствам» в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 40150 «Расходы будущих периодов». Рассмотрим каждое из этих уточнений более подробно с практической точки зрения.

    1. Резерв покрывает только затраты, ради которых он создан

    В настоящее время в большинстве бюджетных и автономных учреждений осуществляется несколько видов деятельности, поэтому заработная плата может начисляться по каждому из них. В бухгалтерском учете начисление заработной платы конкретному работнику, в том числе и отпускных, может производиться одновременно по двум или более кодам финансового обеспечения (КФО): — 1 – бюджетная деятельность, — 2 – приносящая доход деятельность, — 4 – субсидия на выполнение госзадания, — 5 – целевые средства. Если начисление заработной платы сотрудникам в прошлом году осуществлялось за счет нескольких источников, то по каждому из них уже в текущем году на счете 40160 должен быть создан соответствующий резерв. Однако ввиду сложной экономической ситуации, снижения спроса и падения доходов у учреждений могут заметно сократиться поступления, в частности по КФО 2 и 5. Иными словами, объем таких поступлений может быть значительно меньше суммы сформированного по соответствующему КФО резерва. Следовательно, созданные на счете 40160 по КФО 2 и 5 резервы на оплату отпусков могут оказаться невостребованными. Напомним, что, согласно статье 139 Трудового кодекса РФ, для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Таким образом, начисление отпускных работнику производится с учетом всех выплат и оснований независимо от их источника, которые были произведены в расчетном периоде, то есть в течение последних 12 месяцев. В том случае, если, допустим, в 2021 году работнику производилась выплата заработной платы за счет КФО 2 (приносящая доход деятельность), а в 2017 году у учреждения поступления по КФО 2 значительно сократились или вовсе отсутствуют, то учреждение все равно будет обязано начислить и выплатить отпускные с учетом начислений по КФО 2, произведенные в прошлом году. При этом источником таких выплат в 2017 году станет, очевидно, КФО 4. Следовательно, в ряде случаев использование резерва, созданного на счете 40160 на выплату отпускных, только с учетом одного источника, например КФО 4, будет нецелесообразным. Однако, поскольку Минфин России не уточняет, о каких именно целях при создании резерва на выплату отпускных идет речь, то очевидно, что учреждение в рамках своей учетной политики может самостоятельно сформулировать цели создания соответствующего резерва по каждому коду финансового обеспечения (КФО). При этом, по мнению авторов, целесообразно при расчете и формировании резерва по основному источнику финансового обеспечения – как правило, у большинства учреждений это КФО 4 – учитывать объем выплат отпускных работникам, произведенных за счет всех источников финансирования. А в течение года при необходимости следует производить корректировку резерва, сформированного на счете 40160 по КФО 4.

    2. Обязанность и обязательства учреждения по предоставлению отпуска

    Произведя несложный расчет (28 календарных дней / 12 мес.), можно установить, что, отработав каждый полный месяц, работник «зарабатывает» 2,33 дня отпуска. Однако очевидно, что такое право он приобретает по истечении календарного месяца. При этом у работодателя возникает обязанность предоставить 2,33 дня отпуска работку с наступлением следующего календарного месяца. Заметим, что момент «отработки» календарного месяца у каждого работника свой, поскольку работники трудоустраиваются к работодателю не в один определенный день, а течение всего месяца: кто-то в начале месяца, кто-то в середине, а кто-то – в последних числах и т.д. Поэтому и у работодателя обязанность по предоставлению отпуска работникам наступает не одномоментно для всех, а для каждого работника – в день его трудоустройства. Очевидно, что производить начисление соответствующих обязательств по каждому работнику очень трудоемко, да и практически невозможно. Следовательно, работодателю целесообразно в рамках своей учетной политики в целях бухгалтерского учета определить «единый» день для начисления рассматриваемых обязательств перед работниками. Таким «единым» днем может быть, например, каждый последний день календарного месяца. Так как процесс расчета резерва отпусков достаточно трудоемкий и требует больших временных затрат при ручном расчете, целесообразнее использовать программные средства для создания резервов отпусков. Расчет значительно упростится и ежемесячное персонифицированное создание резервов будет осуществляться в автоматическом режиме при соблюдении некоторых условий:
    — во-первых
    , расчетный отдел бухгалтерии и отдел кадров работают в единой информационной системе. Информацию об остатках отпусков в систему вносит и следит за этим отдел кадров, а сотрудники расчетного отдела используют ее для расчета резерва;
    — во-вторых
    , если же отдел кадров работает в иной системе, не связанной с расчетом заработной платы, или без использования программного обеспечения, то необходимо обязать кадровиков передавать в письменном виде или в каком-то ином формате (например, для загрузки или сверки данных с текущей программой по расчету заработной платы) ежемесячно данные об остатках отпусков по каждому сотруднику;
    — в-третьих
    , необходимо обязать работников отдела кадров передавать в расчетный отдел бухгалтерии информацию о количестве «отгулянных авансом» отпусков за счет будущих периодов. Рассмотрим далее, как можно посчитать резерв отпусков с использованием программных средств.

    При расчете резервов рекомендуем использовать более точный вариант расчета – ежемесячную оценку индивидуальных обязательств учреждения перед работниками. В этом случае расчет резерва необходимо делать в текущем месяце по окончании начисления заработной платы. По каждому сотруднику (гр. 1) рассчитывается средний заработок на конец текущего месяца (гр. 4), а затем он умножается на количество положенных работнику дней отпуска на конец месяца (гр. 3). Тогда сумма «общего» резерва получается такой, какой была бы сумма компенсации отпуска при увольнении сотрудницы в последний день этого месяца. Затем, чтобы получить резерв текущего месяца, от «общего» резерва отнимается уже ранее накопленный по каждому работнику резерв (рис. 1).


    Рисунок 1. Пример расчета резерва отпусков индивидуально по каждому сотруднику

    Величина оценочного обязательства рассчитывается так:

    Сумма резерва (исчислено) — Сумма резерва (накоплено) = Сумма резерва (зачтено)

    Нет времени читать?

    Под какие обязательства формировать

    Государственные учреждения формируют резервы на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в соответствии с п. 302.1, введенным в Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета от 01.12.2010 №157н Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 №89н для обобщения информации о состоянии и движении зарезервированных сумм.

    Как следует из письма Минфина РФ от 20.05.2015 №02-07-07/28998 «О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами» резервы формируются в целях формирования полной и достоверной информации об обязательствах публично-правового образования (государственного (муниципального) учреждения) по методу начисления, предусматривающему отражение расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, в том числе для расчета налога на прибыль организаций.

    Резервы могут быть сформированы под обязательства, возникающие, во-первых, вследствие совершения сделки (заключения договора) события, операции, которые оказывают влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств:

    • по предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время или представлению компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника учреждения;
    • по предстоящей оплате по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
    • по иным аналогичным предстоящим оплатам.

    Во-вторых, при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры обособленных подразделений учреждения, изменении видов деятельности учреждения, а также при реорганизации либо ликвидации учреждения.

    В-третьих, обязательства, возникающие из претензионных требований и исков, в том числе в рамках досудебного или внесудебного рассмотрения претензий.

    В этом случае резерв будет рассчитан на размер сумм предъявленных к учреждению штрафных санкций, иных компенсаций по причиненным ущербам. Помимо этого, в резерв следует включать и сумму ожидаемых судебных издержек в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий или иных аналогичных ожидаемых расходов.

    В-четвертых, при принятии обязательств следует обратить внимание на факты хозяйственной деятельности, по начислению которых на отчетную дату существует неопределенность по их размеру, например, из-за отсутствия первичных учетных документов.

    Также при формировании резерва надо учесть все другие обязательства, которые не определены по величине и времени исполнения – в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

    Созданный резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

    Отражение в учетной политике

    Когда учреждение принимает решение о формировании резерва, данный факт необходимо закрепить в учетной политике (п. 302.1 Инструкции №157н). В частности, подлежат закреплению порядок и методы формирования оценочного значения, которые зависят от вида создаваемого резерва.

    Для этого необходимо определить:

    • виды резервов, которые будут создаваться в учете (например, резерв для оплаты отпусков, резерв на восстановление основных средств и т.д.);
    • дату, на которую будет формироваться резерв (отчетная дата, последнее число месяца или любая другая дата);
    • порядок формирования резерва (способ определения его оценочного значения).

    Следует отметить, что необходимо определить и порядок действий в случае избыточности суммы начисленного резерва. Относить остаток на следующие периоды или корректировать размер резерва.

    При недостаточности сумм начисленного резерва затраты по погашению обязательства отражаются в учете как текущие.

    Оценка обязательств

    Правовыми актами, регулирующими организацию бухучета в органах государственного сектора, методы оценки обязательств не определены.

    Порядок отражения оценочных обязательств предусмотрен Положением по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденным приказом Минфина РФ от 13.12.2010 №167н. Нормы ПБУ 8/2010 не распространяются на государственные (муниципальные) учреждения, но его положения можно применять в качестве рекомендаций.

    Оценочное обязательство признается в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству (п. 15, 16 ПБУ 8/2010). Наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения обязательства по состоянию на отчетную дату.

    Величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также, при необходимости, мнений экспертов. Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки.

    Примеры определения оценочного значения по отложенным обязательствам по оплате накапливаемых отпусков (создаваемому резерву на оплату отпусков за фактически отработанное время) приведены в приложении №3 к письму Минфина РФ от 20.05.2015 №02-07-07/28998. Согласно рекомендациям, указанное оценочное обязательство может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года), исходя из данных количества дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату, предоставленных кадровой службой.

    Резерв при этом рассчитывается ежемесячно (ежеквартально, ежегодно), как сумма оплаты отпусков работникам за фактически отработанное время, на дату расчета, и сумма страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

    Законодателем предложено несколько вариантов:

    1. Сумма расходов на оплату предстоящих отпусков может определяться:
      • 1.1. персонифицировано по каждому сотруднику:

    Резерв отпусков = (Кi*ЗПi) +…,

    где Кi – количество не использованных i–ым сотрудником дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

    ЗПi – среднедневной заработок i–ого сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка на дату расчета резерва.

    1.2. по учреждению в целом:

    Резерв отпусков = К*ЗПср,

    где К – общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

    ЗПср – средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом. 1.3. по отдельным категориям сотрудников (группам персонала):

    Резерв отпусков = К1*ЗПср1+К2*ЗПср2+К3*ЗПср3,

    где К1, K2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории работников (группы персонала),

    ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 – средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории работников (группе персонала).

    Сумма расходов на оплату страховых взносов может быть рассчитана:

      2.1. Соответственно с методикой расчета резерва на оплату отпусков, в том числе:

      – по каждому работнику индивидуально:

      Резерв стр.взн.= К*ЗП*С;

      – в среднем по учреждению:

      Резерв стр.взн.= К*ЗПср*С;

      – по каждой категории работников (группе персонала):

      Резерв стр.взн.= (К1*ЗПср1+К2*ЗПср2+К3*ЗПср3)*С,

      где С – ставка страховых взносов.

    • 2.2. С учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ на основании информации за предшествующий период, а также применяемого к нему повышающего коэффициента.
  • Отражение операций

    Корреспонденции по отражению операций при формировании резервов и начислении расходов за счет сумм резервов в бухгалтерском учете с использованием счета 401 60 предусмотрены соответствующими Инструкциями.

    Для казенных учреждений – п. 124.1, 124.2 Инструкции №162н, для бюджетных – п. 160.1 Инструкции № 174н (в редакции приказа Минфина РФ от 31.12.2015 N 227н) и для автономных – п. 189 Инструкции №183н (в редакции приказа Минфина РФ от 31.12.2015 N 227н).

    Пример корреспонденций приведен в таблице 1:

    Содержание операции Дебет Кредит
    Начислены суммы резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) 0 109 60 211
    0 401 20 211
    0 401 60 211
    Начислен резерв на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенные обязательства по перечислению страховых взносов) 0 109 60 213
    0 401 20 213
    0 401 60 213
    Начислены суммы резерва по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений) 0 109 00 000
    0 401 20 200
    0 401 60 ХХХ*
    Начислены суммы резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке 0 401 20 200 0 401 60 ХХХ*
    Начислены расходы по оплате обязательств, в том числе признанных в судебном порядке за счет резерва, созданного по судебным разбирательствам 0 401 60 ХХХ* 0 302 ХХ ХХХ
    0 303 ХХ ХХХ

    Наряду с отражением сумм начисленного резерва в учете необходимо одновременно формировать корреспонденции по отражению в учете расходных обязательств на счете 502 09 «Отложенные обязательства».

    Пример корреспонденций для казенных учреждений приведен в таблице 2:

    Содержание операции Дебет Кредит
    Отражение в учете расходных обязательств по формированию резервов на оплату отпусков,
    в том числе:
    - по выплатам работникам
    - по страховым взносам
    1 501 93 211
    1 501 93 213
    1 502 99 211
    1 502 99 213
    Отражение в учете расходных обязательств по выплатам начисленных отпусков (компенсации за неиспользованный отпуск), производимых за счет ранее созданного резерва. Одновременно производится уменьшение ранее отраженных обязательств методом «красное сторно» 1 501 13 211
    1 501 13 213
    1 502 11 211
    1 502 11 213

    Правильность образования резерва подлежит периодической проверке, по результатам которой сумма резерва может быть увеличена путем доначисления, уменьшена путем корректировки величины резерва в очередном отчетном периоде либо списана при прекращении выполнения условий признания оценочного обязательства, а также оставлена без изменения.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


    Автор: Наталия Субботина,
    методист проектов бюджетного направления компании «ГЭНДАЛЬФ»

    Читайте также: