Ресурсные налоги виды и функции ресурсных налогов

Опубликовано: 20.09.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    4. Сущность, функции и виды налогов

    Если рассматривать функции налогов в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.

    Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:

    1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

    2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

    Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель – сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.

    В итоге происходит изъятие части дохода одних и передача его другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

    3. Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

    4. Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей, чем ведущей.

    5. Регулирующая функция налогов. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальное назначение – в некоторых случаях им придавалось и функции управления социальными процессами. Однако, вопрос о месте и значении налогов, как регулятора тех или иных общественных отношений, до сих пор не имеет единодушной оценки.

    Согласно классической теории налогов (теория налогового нейтралитета), разработанной Адамом Смитом (1723-1790 г.г.), Давидом Рикардо (1772-1823 г.г.) и их последователями налоги - есть один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. А.Смит считал, что поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собственности) существенно уменьшается, то основным источником покрытия указанных выше расходов должны стать поступления от налогов. Что касается затрат по финансированию иных расходов (строительство и содержание дорог, содержание судебных учреждений и т.д.), то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными в этом лицами. При этом считалось, что, поскольку налоги носят безвозмездный характер, то пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов.

    Позднее, представители неоклассических теорий, признавая лишь некоторое регулятивное значение налогов, тем не менее, исходили из того, что следует избегать такого искажения экономического процесса, при котором происходит благоприятствование одним отраслям производства во вред другим или иначе призывали к благоразумию при использовании налогообложения в экономических процессах.

    В то же время представляется, что классическая теория сегодня абсолютно несостоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, что бы это ни имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшают покупательную способность граждан и снижают инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а это уже само по себе влияет на многие экономические процессы в обществе.

    Противоположностью классицизма выступила кейнсианская теория, которая была основана на разработках английских экономистов Джона Кейнса и его последователей. Центральная мысль этой теории состояла в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономикой и выступают одной из слагаемых ее успешного развития. Кроме того, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. По мнению Дж.Кейнса, изложенному им в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.), экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Для того чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения должны изыматься с помощью налогов.

    Налоговая теория монетаризма была выдвинута в 50-х годах профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридменом, по мнению которого регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. При этом налогам не отводится такая важная роль, как в кенсианских экономических концепциях. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымаются излишнее количество денег. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором - излишние сбережения 6 .

    В последнее время практически все современные экономические теории признают огромное значение налогов в экономике. Так по теории экономики предложения сформулированная в начале 80-х годах американскими учеными М.Бернсом, Г.Стайном и А.Лэффером в большей степени, чем кейнсианская теория рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей. Поэтому предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту.

    Именно в настоящий момент следует признать, что регулирующая функция налогов направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач финансово-экономической политики государства.

    Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

    Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя российская налоговая система предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.

    История также знает примеры введения специальных налогов для достижения конкретных тех или иных экономических результатов. Так, в 1948 году во Франции был установлен "исключительный налог для борьбы с инфляцией". Его экономическая цель – уменьшить избыточную покупательную способность и была отражена в самом названии.

    Дестимулирующая подфункция напротив направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90 %), установлении налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

    Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.

    Многие зарубежные экономисты убеждены, что резкое и непродуманное снижение налогов может нанести серьезный ущерб экономике. Так, несмотря на широкое снижение налоговых ставок в 80-е годы, в Америке стремительно возрастал дефицит государственного бюджета, а норма сбережений в 1986 году, в разгар налоговой "рейгонимики", составляла всего 3,9 % - это самый низкий уровень этого показателя среди всех промышленных стран того периода.

    Необходимо отметить, что согласно теории, снижение ставок налогов может способствовать экономическому росту разными путями. Так, снижение предельных налоговых ставок может побудить людей работать более напряженно. Это определенно приведет к росту предложения рабочей силы и увеличению производительности труда.

    Как считают специалисты экономический рост доходов в США был также обусловлен тем, что в условиях низкого налогообложения у богатых американцев ослабел стимул скрывать свои доходы, которые ими декларируются и попадают в национальную статистическую отчетность. Таким образом, совсем не просто рассчитать, действительно ли снижение ставок подоходного налога способствовало ускорению экономического роста.

    В то же время немногие знают, что, несмотря на снижение налоговых ставок, в США параллельно осуществлялось частичное увеличение ставок налогов на капитал и налогов с доходов корпораций. Таким образом, как показывает практика развитых зарубежных стран снижение налогов само по себе малоспособно что-либо изменить в темпах экономического роста в долгосрочной перспективе.

    Однако наиболее наглядно регулирующая функция налогов проявляется при дестимулирующем налоговом подходе, когда те или иные мероприятия государства по ужесточению налогового гнета действуют сразу и непосредственно.

    А. Смит еще в 1776 г. обосновал ряд принципов налогообложения:

    - справедливость, т.е. всеобщность и пропорциональность налогообложения;

    - определенность – налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить;

    - удобство – каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика;

    - эффективность – административные расходы по взиманию налогов не должны превышать налоговые поступления.

    Налоги классифицируются по различным признакам.

    1. По способу изъятия различают два вида налогов:

    прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

    косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

    2. По воздействию налоги подразделяются на:

    пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

    прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

    дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения.

    3. По назначению различают:

    а) общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

    б) маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, ЕСН).

    4. По субъекту уплаты выделяют:

    а) налоги, взимаемые с физических лиц;

    б) налоги, взимаемые с юридических лиц.

    5. По объекту налогообложения разделяют:

    ресурсные налоги (рентные платежи);

    налоги, взимаемые от выручки или дохода;

    налоги на потребление.

    6. По источнику уплаты существуют:

    - налоги, относимые на индивидуальный доход;

    - налоги, относимые на издержки производства и обращения;

    - налоги, относимые на финансовые результаты;

    Донецкий национальный технический университет

    по дисциплине: Экономика общественного сектора

    на тему: Виды налогов, критерии оценки налоговых систем

    Слушателя Мирошниковой О.С.

    1. Виды налогов, критерии оценки налоговых систем в Российской Федерации

    2. Краткий экскурс по системам налогообложения других стран

    Список использованных источников

    Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

    Известно, что посредством налогов стала перераспределяться большая часть национального дохода в странах с развитой рыночной экономикой. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

    налог платежеспособность нейтральность экономический

    1. Виды налогов, критерии оценки налоговых систем в РФ

    В истории развития налогообложения зафиксировано довольно большое разнообразие налогов и сборов, которые в отдельные периоды входили в состав налоговых систем. Например, основным источником доходов княжеской казны в Древнерусском государстве была дань, а также взимались торговые и судебные пошлины. В эпоху Петра I в России кроме налогов с извозчиков, постоялых дворов, печей и многих других были установлены экзотические налоги за бороды и усы. Разные названия налогов в основном определялись объектом налогообложения. В XX в. перечень основных налогов стал более универсальным. Это – налоги с оборота, акцизы, налоги на прибыль, на имущество, подоходный налог с граждан и прочие. При этом, несмотря на разные названия, основным источником уплаты налогов в большинстве случаев является доход налогоплательщиков.

    Налоги, составляющие налоговые системы разных стран, принято классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, по способу изъятия налоги разделяют на:

    Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. К ним относятся налог на доходы физических лиц, на имущество, налог на прибыль и др. Косвенные налоги на товары и услуги обычно устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу. Они отличаются более широкими возможностями переложения их на конечного потребителя. Это НДС, акцизы, налоги с оборота, таможенные пошлины, регистрационные и лицензионные сборы и т.п.

    По соотношению прямых и косвенных налогов в совокупных налоговых поступлениях судят об особенностях налоговой системы. Согласно данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развимтия(сокр. ОЭСР,англ.Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD)– международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.), в экономически развитых странах обычно преобладает доля прямых налогов . В России, доля подоходных налогов (налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц) в налоговых доходах консолидированного бюджета превысила поступления НДС, изчего можно сделать вывод о преобладании прямого налогообложения. Если же в составе косвенных налогов учесть таможенные пошлины, становится ясным, что преобладание прямого налогообложения относительно невелико.

    По характеру налоговых ставок, который определяет соотношение сумм налога и налоговой базы, налоги делятся на:

    Пропорциональный налог предполагает использование единой налоговой ставки, которая не зависит от величины налоговой базы. Таков российский налог на доходы физических лиц, по которому установлена единая основная налоговая ставка 13%, НДС с его основной ставкой 18% и др. Прогрессивное налогообложение предусматривает рост ставки налога по мере увеличения налоговой базы. Во многих странах прогрессивные шкалы используются в подоходном налоге, а в России — при обложении налогом на имущество физических лиц.

    Регрессивное налогообложение, наоборот, предусматривает снижение ставки налога по мере роста налоговой базы. В России с 2001 г. регрессивные налоговые ставки установлены по единому социальному налогу. В то же время ряд налогов, особенно косвенных, несмотря на внешние признаки пропорционального налогообложения, имеют регрессивный или прогрессивный характер в отношении доходов населения, а НДС является регрессивным налогом для последних. В частности, акциз, установленный в виде фиксированной ставки в рублях на единицу товара, может быть регрессивным по отношению к лицам с высокими доходами и прогрессивным для малообеспеченных слоев населения.

    Если налог связан с конкретным видом общественных благ, средства на которые формируются за его счет, он называется специальным маркированным. Это платежи в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования, транспортный налог, идущий на содержание и развитие дорожной сети.

    Остальные налоги не имеют узкоцелевого характера, являются общими или немаркированными и могут использоваться на финансирование большей части различных общественных благ, предоставляемых государством. В современных налоговых системах доминирующее положение занимают общие налоги. Это обеспечивает гибкость бюджетной политики, возможность перераспределять налоговые доходы, не меняя налоговую систему. Федеративные государства обычно имеют трехуровневую налоговую систему, в которой налоги делятся на федеральные, или общегосударственные, региональные (налоги штатов, провинций, земель и т.д.) и местные. В Налоговом кодексе РФ эти группы налогов называются видами. Кроме того, налоги могут быть сгруппированы по субъекту уплаты (с юридических и физических лиц), способу обложения и ряду других классификационных признаков (см. табл1).

    Таблица 1. Классификационные признаки и виды налогов

    По способу изъятия

    По объекту налогообложения

    Имущественные Ресурсные или имеющие рентный характер Взимаемые с дохода, результатов деятельности Налоги на потребление Налоги со сделок

    По методу исчисления и характеру налоговых ставок

    Прогрессивные Пропорциональные Регрессивные

    По характеру связи с конкретным видом общественных благ

    Общие (немаркированные) Целевые (маркированные)

    По принадлежности к уровню власти и управления

    Федеральные Государственные (национальные) Региональные Местные

    По субъекту уплаты

    С юридических лиц

    С физических лиц

    По способу обложения

    Уплачиваемые на основе декларации

    Взимаемые у источника дохода

    Рассчитываемые на основе кадастра

    Российская налоговая система в соответствии с Налоговым кодексом РФ включает налоги трех уровней, в том числе:

    – 3 региональных (уровень субъектов Федерации) ,

    Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории страны. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единый социальный налог (ЕСН), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

    В состав региональных налогов входят налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес.

    К местным относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Кроме того, Налоговый кодекс РФ регламентирует применение 4 специальных режимов:

    – системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога);

    – упрощенной системы налогообложения;

    – системы налогообложения в виде единого налога на временный доход для отдельных видов деятельности;

    – системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В настоящее время основная часть налоговых доходов бюджетной системы России формируется за счет налога на прибыль организаций, НДС, налога на добычу полезных ископаемых и налоги на доходы физических лиц.

    2. Краткий экскурс по системам налогообложения других стран

    Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. По перечню налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, объектам налогообложения, льготам, фискальным полномочиям различных уровней власти налоговые системы существенно отличаются друг от друга.

    Несмотря на многообразие и сложность налоговых систем в разных странах, можно выделить две основные модели их построения. Одна модель налоговой системы базируется на налогообложении доходов. Так, основными источниками поступлений в федеральный бюджет США являются подоходный налог с физических ниц (свыше 45%), взносы в фонды социального страхования (около 37%), налог на прибыль корпораций (около 9%). Налогообложение потребления в США относительно невелико. Оно представлено региональным налогом с продаж, который обеспечивает около 30% дохода бюджетов американских штатов.

    Другая модель делает упор на налогообложение потребления — налоги взимаются в тот момент, когда доход тратится. Таков налог на добавленную стоимость, который обычно обеспечивает наибольшую долю бюджетных доходов. Доля поступлений НДС в бюджете Франции составляет более 41%, подоходного налога с физических лиц — более 18%, налога на акционерные общества (на прибыль) — около 11%.

    В налоговых системах ряда стран, таких как Италия, Скандинавские государства, сформировалась уравновешенная структура косвенных и прямых налогов. Теоретически, налоговые системы могут также строиться на основе преобладания ресурсных или имущественных налогов. Однако на практике эти налоги не являются ключевыми в доходах государств. Обычно они играют ведущую роль при формировании региональных и местных бюджетов.

    В современном мире происходит гармонизация налогообложения на территориях интегрирующихся государств путем определения основных принципов и правил организации налогового процесса в границах регионального экономического образования. Цель общей налоговой политики – выработка унифицированных форм и методов налогообложения, учитывающих как уровень развития и особенности модели национальной экономики отдельных государств, входящих в объединение, так и межгосударственные приоритеты объединенной экономики. Наглядным примером экономической интеграции государств с рыночной экономикой стало образование и развитие Европейского Союза (ЕС). Гармонизация и унификация налоговых систем в рамках ЕС прежде всего реализуется в отношении косвенных налогов, в частности НДС, для которого рекомендованы минимальная стандартная (на уровне 15%) и льготная (5%) налоговые ставки. Сохраняется применение нулевой ставки для товаров, экспортируемых за пределы стран ЕС, и освобождение от налога ограниченного круга социально значимых товаров.

    Чтобы смягчить влияние сближения действующих стандартных ставок НДС на величину бюджетных доходов отдельных стран, этот процесс происходит постепенно и допускает сохранение налоговых ставок в пределах установленного диапазона, например от 15 до 25%. В то же время сохраняются неравенство налогообложения для национальных корпоративных систем и налоговая конкуренция между регионами.

    При сравнении национальных налоговых систем с точки зрения эффективности выполняемых ими функций исходят из критериев их оценки, к которым можно отнести:

    -относительное равенство налоговых обязательств, экономическую нейтральность,

    – организационную простоту, гибкость и прозрачность для налогоплательщиков.

    Степень обеспечения равенства обязательств налогоплательщиков определяет уровень восприятия ими налоговой системы как справедливой. Поскольку налогообложение носит принудительный характер, необходимо стремиться к его равному воздействию им граждан и предпринимателей при сохранении определенной дифференциации на основе принципов полезности и платежеспособности. Принцип полезности или получаемых выгод увязывает величину налоговой нагрузки с объемами фактического потребления общественных и частных благ, получаемых от государства или с его помощью. Принцип платежеспособности предполагает соразмерность налогообложения и объективной способности налогоплательщиков уплачивать налоги, которая оценивается размером получаемых доходов, объемом покупок и другими показателями. Именно этот принцип во многом характеризует справедливость налоговой системы, но обеспечить полное равенство налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков весьма сложно.

    Критерий экономической нейтральности предполагает минимизацию искажающего воздействия налогов на рыночное поведение групп налогоплательщиков в различных сферах экономики. Однако именно налоги должны оказывать влияние на использование и распределение ресурсов общественного сектора, способствовать повышению эффективности их использования путем обеспечения сбалансированности налогового бремени с потребностями в общественных благах. Налоги являются инструментом более справедливого перераспределения доходов, изменения структуры и темпов развития производства, решения социальных задач, нейтрализации недостатков рыночной системы хозяйствования, например, в области противодействия загрязнению окружающей среды. Таким образом, нейтральность налогов следует понимать как минимизацию их негативного влияния на экономику и социальную сферу.

    Критерий организационной простоты предполагает снижение издержек налогового администрирования как у налоговых органов, гак и у налогоплательщиков. Это условие может быть реализовано при достижении ясности и единообразия налоговых обязательств, изложенных в налоговом законодательстве. Критерий гибкости предусматривает наличие способности налоговой системы быстро и адекватно реагировать на изменения экономических процессов. Оперативность реакции особенно важна в условиях избыточного роста или снижения экономических показателей, например для преодоления финансового кризиса. При этом характер налоговых ставок может выполнять функцию встроенного стабилизатора. Например, прогрессивные ставки налога на прибыль в определенной степени сдерживают стремление предприятий к по лучению сверхприбыли в период ее роста, а снижение ставок в пе риод спада обеспечивает опережающее снижение налогового бремени по сравнению с уменьшением массы прибыли.

    Критерий прозрачности налоговой системы реализуется в тех случаях, когда налогоплательщик способен самостоятельно или с минимальной помощью разобраться, понять особенности исчисления и уплаты действующих налогов, оценить влияние налоговой системы на достижение своих интересов. Этот критерий часто рассматривают в совокупности с критерием контролируемости; т.е. с наличием возможности для налогоплательщиков или их групп вносить коррективы в налоговую систему (например, через участие в выборах органов власти или референдумах), в той или иной сфере осуществлять контроль за формированием и функционированием бюджетной и налоговой систем, включая расходование бюджетных средств.

    При рассмотрении названных критериев в комплексе видно, что при их реализации могут возникать противоречия. Например, введение налоговых льгот может восприниматься как справедливое и, наоборот, как создание неравных условий для отдельных групп налогоплательщиков, как усложнение налогового администрирования, как нарушение критерия нейтральности. Поэтому на практике обычно принимаются компромиссные решения, отражающие баланс интересов различных сторон налоговых взаимоотношений.

    Основным источником доходов общественного сектора являются налоги, которые выполняют фискальную, регулирующую, контрольную, социальную и другие функции. Приоритетность различных функций налогов, принципов налогообложения, отдельных налогов в налоговой системе определяется экономической и социальной политикой государства. В демократическом обществе налоги выступают как отражение спроса налогоплательщиков на общественные блага.

    При оценке эффективности функций, выполняемых национальной налоговой системой, исходят из критериев обеспечения равенства налоговых обязательств, экономической нейтральности, организационной простоты, гибкости и прозрачности.

    Список использованных источников

    1. П.В. Савченко, И.А. Погосов, Е.Н. Жильцов. Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. — М.: ИНФРА-М,2010. — 763 с., 2010 – перейти к содержанию учебника

    2. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ Под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой – М.: Издательство Московского университета, 2014 – 440с.

    3. Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора. Учебник для магистров – М.: МИГСУ, 2011 – 348 с.

    Президент подписал Указ от 3 декабря «О дальнейшем совершенствовании ресурсных налогов и налога на имущество». Подробнее – в материале обозревателя norma.uz , эксперта «Нормы» по юридическим вопросам Олега ЗАМАНОВА:

    – По документу с 1 января 2021 года:

    а) Жокаргы Кенес Каракалпакстана и областные кенгаши народных депутатов устанавливают ставки земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе районов и городов в зависимости от их экономического развития на основе ставок, определяемых НК , с применением понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 2;

    б) кенгаши народных депутатов районов и городов вправе вводить понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 до 3 к ставкам земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения, установленным Жокаргы Кенесом и областными кенгашами, а по Ташкенту – к ставкам, определяемым НК , в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории.

    Основные ставки земельного налога в разрезе регионов закрепят в НК.

    Чтобы не допустить резкого роста налогового бремени в 2021 году:

    • сумма земельного налога, взимаемого с физлиц (кроме индивидуальных предпринимателей), не должна превышать сумму налога, начисленного в 2020 году, более чем в 1,3 раза;
    • сумма налога на имущество физлиц, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем в 1,3 раза.

    В рамках совершенствования ресурсных налогов и налога на имущество в 2021 году:

    • порядок налогообложения земель сельхозназначения унифицируется – на дехканские хозяйства и плодоовощеводческие с/х предприятия распространяется порядок исчисления земельного налога исходя из нормативной стоимости сельхозугодий и коэффициентов в зависимости от месторасположения и выращиваемых видов культур, а ставка земельного налога устанавливается как для земель с/х назначения;
    • из объекта обложения земельным налогом с юрлиц исключаются земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации;
    • налоговая база по налогу за пользование водными ресурсами для юрлиц, использующих воду в производственном процессе для охлаждения агрегатов (турбин), определяется исходя из разницы объемов воды, забранной из естественных водных объектов и обратно сбрасываемой туда, при наличии соответствующих приборов учета воды;
    • на уровне 2020 года сохраняются ставки налога за пользование водными ресурсами для предприятий коммунального обслуживания. В части объема воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, в том числе – дехканскими хозяйствами, – устанавливается единая налоговая ставка в размере 40 сум. за 1 м 3 ;
    • вводится раздельный учет объема водных ресурсов, используемого на различные цели, для исчисления налога за пользование водными ресурсами;
    • недропользователи представляют в налоговые органы отчет о движении запасов полезных ископаемых – в электронном виде через персональный кабинет налогоплательщика. Отчет представляется одновременно с годовой налоговой отчетностью по налогу за пользование недрами.

    ГНК получил право привлекать до 3 маркшейдеров и приобретать оборудование для контроля за достоверностью геолого-маркшейдерских данных, применяемых к фактической добыче (извлечению) полезных ископаемых, и о сверхнормативных потерях полезного ископаемого.

    Налоговые органы смогут инициировать в уполномоченном органе и судах отзыв или приостановление лицензии за систематические нарушения недропользователем налогового законодательства и (или) непредставление отчета движения запасов полезных ископаемых.

    С 1 января 2021 года выплаты субъектов предпринимательства в адрес ГУП «Хавфсиз даре» снижаются с 2% до 0,1% БРВ (на день заключения договора) за 1 м 3 песчано-гравийного материала, полученного в результате расчистки русел рек, за исключением территорий Ташкента и Ташобласти. Ставки налога за пользование недрами по нерудным полезным ископаемым тоже будут пересмотрены.

    Поэтапно внедряется механизм исчисления налога на имущество и земельного налога на основе кадастровой стоимости, приближенной к рыночной стоимости зданий, сооружений и земельных участков:

    • на I этапе (2021–2023 г.г.) механизм распространяется на объекты недвижимого имущества жилого фонда (квартиры, индивидуальные жилые дома, дачные домики) и земельные участки, занятые этими объектами;
    • на II этапе (2022–2024 г.г.) – на отдельные объекты недвижимости нежилого назначения и земельные участки, занятые этими объектами.

    Объекты недвижимости будут облагаться налогом исходя из кадастровой стоимости и назначения объекта, а не по признаку принадлежности юрлицу или физлицу.

    По земельному налогу введут адвалорную ставку.

    В 2021–2022 г.г. проведут эксперимент по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, основанной на рыночной стоимости, в зависимости от использования земельных участков и назначения объектов капитального строительства в следующих «пилотных» регионах:

    • объекты жилого и нежилого (коммерческого) назначения – Мирзо-Улугбекский район Ташкента;
    • объекты промышленного назначения – город Навои Навоийской области;
    • рекреационные зоны и объекты особо охраняемых территорий – Бостанлыкский район Ташкентской области;
    • объекты сельхозназначения – Ромитанский район Бухарской области.

    Природно-сырьевой сектор является базовым сектором экономики России, играющим важнейшую роль в экономическом развитии страны и формировании доходов государственного бюджета. В связи с этим чрезвычайно актуальной является проблема построения эффективной системы налогообложения природно-сырьевого сектора, обеспечивающей как изъятие в пользу государства части доходов, получаемых при использовании природных ресурсов, так и сохранение достаточных стимулов для инвестиций в данный сектор экономики.
    В настоящее время в России сложилась определенная система налогов, связанная с использованием и эксплуатацией природных ресурсов.
    Ресурсные платежи можно рассматривать как специфические налоги, взимаемые в связи с получение дохода от предпринимательской деятельности, связанной с добычей или использованием природных ресурсов и оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
    В настоящее время все больше внимания уделяется ресурсным платежам как важному источнику формирования доходной части бюджета. За последние годы наблюдается рост доходов от ресурсных платежей. Это увеличение рассматривается как условие для снижения поступлений по другим видам налогов. Кроме того, ресурсные платежи призваны совершенствовать природно-ресурсную политику государства, направленную на повышение эффективности использования и охрану земельных, водных, лесных и прочих ресурсов. Все это определяет актуальность выбранной темы работы.
    Целью работы является изучение ресурсных налогов, их видов и функций.
    Для достижения цели будут решены такие задачи:
    Рассмотреть понятие и сущность ресурсных налогов;
    Изучить виды и функции ресурсных налогов;
    Привести пример расчета ресурсных налогов.
    Теоретико-методологической основой настоящего исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков по налогам в Российской Федерации, Налоговый Кодекс РФ и статистические данные.
    Для решения поставленных в данной работе задач использовались общенаучные методы: анализ, синтез, систематизация, сравнительный анализ.


    1 Понятие и сущность ресурсных налогов
    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
    Сложность понимания природы налогов обусловлена тем, что налог – понятие не только экономическое, но правовое и социальное, жестко связанное с категорией «государство». Таким образом, изучая природу налогов, в зависимости от целей и задач исследования можно выделить различные аспекты, экономический, правовой или социальный.
    Экономическая сущность проявляется в том, что с помощью налогов государство осуществляет присвоение части созданных материальных благ, производит их перераспределение в процессе выполнения своих функций. Исходя из того, что сущность налога проявляется в нескольких взаимосвязанных аспектах, можно дать несколько определений налога.
    Социальная природа налога может быть закреплена в следующем определении: налог – это общественное отношение между государством и другими социальными субъектами по поводу распределения общественных продуктов (благ). С позиции его экономической сущности налог – это способ обобществления части индивидуальных доходов (части национального дохода) в целях удовлетворения общественных потребностей.

    2 Виды и функции ресурсных налогов
    Основными видами ресурсных налогов в Российской Федерации выступают:
    Водный налог;
    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
    Плата за негативное воздействие на окружающую среду
    Земельный налог
    Плата за использование лесного участка и лесные ресурсы
    Данная группа налогов и платежей, также как другие налоги, выполняет фискальную функцию. Государство при этом реализует свое право получать доход от принадлежащей ему собственности. Такой подход позволяет получить часть средств, необходимых для финансирования мероприятий по сохранению и восстановлению природной среды. В то же время этой группе налогов в большей мере, чем другим, присуща регулирующая функция, они являются финансовым инструментом государственного регулирования природопользования.
    Водный налог. Водный налог платят организации и предприниматели, использующие водные объекты РФ. Плательщиками водного налога могут выступать как юридические, так и физические лица (предпринимательский статус значения не имеет), осуществляющие в процессе своей деятельности:
    забор воды;
    использование акватории;
    использование гидроэнергетических ресурсов;
    сплав леса.
    В любом из вышеперечисленных случаев использования водных объектов ранее требовалась лицензия.
    Расчет налога производится в декларации, которая подлежит ежеквартальной сдаче в налоговую инспекцию по месту использования водного объекта. Неисполнение налогоплательщиками данных обязанностей грозит им различными санкциями со стороны контролирующих органов.
    Налог на добычу полезных ископаемых. Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью

    Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

    . Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности.
    Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых, а по углю и углеводородному сырью как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Налоговая база исчисляется исходя из количества добытых полезных ископаемых отдельно по каждому их виду.
    Налоговый период по налогу на добычу полезных ископаемых составляет календарный месяц. Ставки налога устанавливаются в процентах от стоимости добытого полезного ископаемого за исключением попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Размер ставки зависит от вида полезных ископаемых. Так, например, ставки составляют при добыче: подземных минеральных вод – 7,5%; алмазов, драгоценных и полудрагоценных камней – 8%; торфа и каменного угля – 4%; антрацита – 47 руб. за тонну; угля коксующегося – 57 руб. за тонну; угля бурого – 11 руб. за тонну. В некоторых случаях применяется ставка 0% (0 рублей в отношении попутного газа).
    Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории РФ. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов)водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген. Объектами обложения являются объекты животного мира и водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным в статье 333. 3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, выдаваемого в соответствии с законодательством РФ. Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в рублях за каждое животное. Примерставки сбора: медведь бурый камчатский 6000 руб., благородный олень/лось 1500руб.,соболь 120 руб., тетерев 20 руб.
    Ставки сбора за пользование объектами животного мира устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование ими осуществляется в целях:
    - охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира и водных биологических ресурсов; - изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, за исключением морских млекопитающих, устанавливаются дифференцированно по водным бассейнам и видам объектов. Пример ставки сбора приведен в таблице 5. Сумма сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта животного мира и водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора.
    В России из года в год усиливается контроль над природной обстановкой. Так, с 1 января 2002 года действует ФЗ «Об охране окружающей среды». В документе отдельным пунктом выделена плата за НВОС — негативное воздействие на окружающую среду.
    Согласно закону, НВОС делится на следующие категории:
    выбросы опасных веществ в воздух стационарными объектами;
    складирование твердых отходов, образовавшихся в ходе производственных процессов;
    загрязнение поверхностных и грунтовых вод, а также сбрасывание вредных веществ в водоемы, предназначенные для забора воды на нужды населения.
    Некоторые виды загрязнений природы не учитываются, так как не могут быть точно определены и измерены.
    Это такие виды: превышение шума; засорение почв; активное электромагнитное излучение; превышение вибрации и другое. На такие виды плата за НВОС в 2019 году не взимается, так как нет никакой возможности измерить уровень нанесения вреда природе.
    По этой причине и не рассчитаны нормы определения платы. Также предприятия не платят за свой автотранспорт, несмотря на выпускаемые в атмосферу выхлопные газы.
    Любые вопросы, касающиеся предоставляемой отчетной документации, регулируются Федеральной службой природопользования РФ.
    НВОС — это, по сути, одна из основных мер контроля государства за нанесением вреда природе. По закону этот налог должны выплачивать любые субъекты, чья работа ухудшает состояние окружающей природы. Под эту категорию подпадают как российские, так и любые зарубежные компании, ведущие деятельность на территории РФ.
    С 1 января 2019 года законодательно сдается декларация о плате за НВОС в 2019 году

    Читайте также: