Республика налоги и сборы конфедерация авторитаризм система законодательства

Опубликовано: 15.05.2024

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, который характеризует внутреннюю структуру страны, способ ее политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Формы государственного устройства

Суверенитет составных частей государства является ключевым элементом в определении формы государственного устройства. В зависимости от его наличия у субъектов страны государственное устройство делится на две формы:

  • простая форма (унитарное государство);
  • сложная форма (федерация, конфедерация).

Итак, различают четыре основных формы государственного устройства:

  • унитарное государство,
  • федерация,
  • конфедерация,
  • региональное государство.

Унитарное государство

Это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственной независимости.

Яркими представителями унитарных государств являются Албания, Дания, Болгария, Франция, Норвегия, Чехия, Афганистан, Швеция, Сербия, Япония, Тайланд.

Признаки унитарного государства:

Формальное деление государства на субъекты. Территория страны может быть разделена на области или районы, но они лишены самостоятельности и независимости.

Равный юридический статус административно-территориальных единиц по отношению к центральным органам государства. Однако, по степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство подразделяется на:

  • централизованное – глава местного управления назначается из центра (Финляндия, Чехия);
  • децентрализованное – местные органы избираются населением (Испания, Великобритания);
  • смешанное – имеет свойства централизованного и децентрализованного устройства (Франция).

Единая правовая система, в основе которой лежит Конституция. Нормы Конституции должны соблюдаться на всей территории государства.

Общая система законодательства.

Единая судебная система.

Единые для всей страны органы представительной и исполнительной власти.

Одноканальная налоговая система. Налоги сначала поступают в центр, а затем перераспределяются между административно-территориальными единицами.

Единое гражданство для всех жителей.

Общая денежная единица на всей территории.

Федеративное государство

Это добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, которое состоит из государственных образований (субъектов федерации).

Примерами стран с федеративным государственным устройством являются Германия, США, Российская Федерация, Объединенные Арабские Эмираты, Индия, Пакистан, Бразилия, Австралия.

Признаки федеративного государства:

  • реальное деление государства на субъекты. Субъекты федерации наделены правом принимать свои нормативно-правовые акты учредительного характера (конституции, уставы, основные законы);
  • единство суверенитета. Суверенитетом может обладать только федерация в целом;
  • право представлено в виде двойной системы: федеральная правовая система и правовая система субъектов федерации;
  • действует как федеральная Конституция, так и конституции (уставы) субъектов федерации;
  • правовые акты субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству;
  • полномочия между федерацией и ее субъектами разграничены в соответствии с конституцией на основе исключительной компетенции федерации, совместной компетенции и исключительных полномочий субъектов федерации;
  • двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в нее избираются со всей страны. Вторая палата представляет интересы членов федерации;
  • двуканальная налоговая система;
  • единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации;
  • национальность может определяться как по принципу гражданства (США), так и по принципу права на самоопределения нации (Российская Федерация);
  • отсутствие права сецессии, т.е. ни один субъект федерации не может выйти из ее состава.

Все федерации можно разделить на следующие виды:

По способу образования:

  • договорные – созданные на основе союза ранее самостоятельных государств (Танзания, США, ОАЭ);
  • конституционные – созданы посредством принятия нормативно-правовых актов учредительного характера, которые разделяют всю территорию государства на федеральные субъекты (Пакистан, Индия);
  • договорно-конституционные – имеют признаки как договорных, так и конституционных федерации (Российская Федерация, Мексика).

По признаку образования:

  • национальные, территориальные, комплексные. В основе данной градации лежат либо национальный (языковой) принцип образования федерации (Бельгия), либо территориальный (США, ОАЭ). Стоит заметить, что в большинстве случаев в основе образования федерации лежит комплекс признаков (Российская Федерация);

По правовому положению субъектов федерации:

  • симметричные – субъекты федерации обладают равным конституционно-правовым положением (Австрия);
  • ассиметричные – различный объем правовых полномочий субъектов (США).
Виды федераций
по способу образованияпо принципу образованияпо правовому положению субъектов
договорныенациональныесимметричные
конституционныетерриториальныеассиметричные
договорно-конституционныекомплексные

Конфедерация

Это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.

Признаки конфедерации:

  • отсутствие единой территории и государственной границы;
  • отсутствие системы управления и единого законодательства;
  • отсутствие единого гражданства;
  • отсутствие суверенитета;
  • конфедеративный орган представлен делегатами суверенных государств;
  • решения принимаются по принципу консенсуса (общего согласия);
  • наличие права выхода из состава конфедерации.

Региональное государство

В настоящее время выделяется еще одна форма государственного устройства, которая представляет собой промежуточную форму между унитарным государственным устройством и федеративным.

Региональное государство – государство, гарантирующее конституционное признание и политическую самостоятельность региональной автономии.

В отличие от федерации региональное государство создается путем осуществления политико-территориальной региональной реформы, в результате которой территория унитарного целостного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности в политической и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию.

Яркими примерами данной формы государственного устройства являются Испания, Италия, ЮАР.

Признаки регионального государства:

  • правомочность принятия законов территориальными автономиями в рамках своих компетенций;
  • отсутствие учредительных полномочий у территориальных автономий;
  • разграничение полномочий между центральной властью и региональными остаточной компетенции;
  • асимметричность правового положения территориальных автономий;
  • подконтрольность региональных органов власти органам конституционного уровня;
  • отсутствие представительства в верхней палате парламента;
  • отсутствие возможности участия территориальных автономий в пересмотре конституции страны;
  • отсутствие полномочий у территориальных автономий в области судоустройства.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Вывод

Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.

В классическом варианте выделяют три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Однако. современные реалии обусловили появление четвертой, промежуточной формы государственного устройства – региональное государство.

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориаль­ной организации государственной власти, который выражается в националь­но-государственном и административно-территориальном устройстве госу­дарства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособля­лись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно -через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства – наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная власть и государственное управление строятся но территори­альному принципу.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, историче­ские традиции, территориальные размеры государства и др.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. «унус» - один) государство - это одно, единое государство, которое под­разделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

- единый властный «центр» - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, од­но правительство, один верховный суд);

- одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;

- единая денежная система, одноканальная система налогов;

- территориальные элементы унитарного государства не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

Унитарные государства допускают внутри себя национально-территори­альную и законодательную автономию.

По степени зависимости местных органов от центральных органов госу­дарственной власти унитарное государственное устройство может быть цент­рализованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе го­сударства других государственных образований. К сложным формам государст­венного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

Наиболее распространенной формой сложного государственного устрой­ства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований.

Для федерации характерно следующее:

- двухуровневая система органов государственной власти:

а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;

б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принад­лежит федеральным государственным органам;

- компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается со­юзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

- существование федеральной системы законодательства и законодатель­ных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства обще­федерального закона;

- двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат представляет интересы субъектов федерации;

- наличие в большинстве федераций двойного гражданства;

- двухканальная система налогов;

- суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее го­сударственных единиц;

- после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях может быть различной;

- у субъектов отсутствует право выхода из федерации. Такое право призна­валось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.

Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной и национально-государственной.

Административная федерация является достаточ­но эффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе - демократизации общества.

Выделяют также симметричную федерацию и асимметричную, для которой характерно не­равенство правового положения субъектов.

Федерация может быть договорной и конституционной.

Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это «госу­дарственный союз государств». То есть при всей ее неустойчивости, конфе­дерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.

Конфедерации свойственны следующие черты:

- создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);

- создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;

- каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;

- члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на ос­нове юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на сво­ей территории;

- неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадают­ся после достижения целей, ради которых они создавались, либо превраща­ются в суверенное государство — унитарное или федеративное;

- у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой сис­темы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.

Конфедерация - достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство - США. В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и об­разовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распа­лась. До 1848 г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.), которая затем превратилась в федерацию.

Монархические государства могут быть объединены в унии — личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или не­скольких государств в одном лице.

date image
2015-06-05 views image
12045

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация
Территория Непосредственно делится на административно-территориальные единицы Субъекты федерации имеют собственное административное деление Отсутствие единой территории(конфедерация состоит из территорий входящих в ее состав государств)
Статус административно-территориальных единиц Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью, хотя в области хозяйственной, социальной и культурной деятельности их полномочия могут быть широкими Национальные и административно-территориальные единицы обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью Субъекты конфедерации-суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава
Гос.аппарат Единая структура госаппарата на всей территории страны. Компетенция высших гос.органов ни юоидически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов Существуют два уровня гос.аппарата:федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную стр-ру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории Конфедерация образует ет центральные органы,ко- торые обладают полномо- чиями, делегированными им гос. членами конфед. Эти органы не обладают прямой властью над госу- дарствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществ- ляются только с согласия органов власти соответ- ствующих государств
Гражданство Единое.Административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют Двойное. Каждый гражданин- гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации Отсутствует. Каждое госу- дарство- член конфедерац. имеет свое гражданство
Правовая система Единая система права. Одна конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий. Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на соответствующую территорию Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. У последних имеется право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству Конфедеративные органы могу могут принимать норма- тивные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непо- средственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратифика- ции их парламентами
Судебная система Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы- звенья единой централизованной системы Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды.Федеральная конституция устанавливает общие принципы судоустройства и судопроизводства Единая судебная система отсутствует
Налоговая система Одноканальная система налогов: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам Двухканальная система налогов: наряду с федеральными налогами, поступающими в казну, существуют и налоги субъектов федерации Налоги конфедерации отсутствуют. Бюджет формируется из доброво- льных взносов членов конфедерации

Формы государственного устройства-способ территориальной организации гос-ва, характер взаимоотношений гос-ва как целого с его составными частями.

Унитарные гос-ва-( от лат унус- один).Франция, Греция, Португалия, Украина, Белоруссия, Швеция, Япония, Великобритания, Польша, Италия, Дания, Финляндия.




- наличие единой Конституции, Единая система органов гос. власти, единое гражданство, нет деления на субъекты, единая система права, органов власти и управления, делится на административно-территориальные единицы, суверенитет не разделен, он сосредоточен в центре. Местные органы власти не обладают политической самостоятельностью.

Федерация-сложное государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью, которые наряду с наличием общих органов и структур могут иметь: собственную конституцию, свою правовую и судебную систему, свои органы власти, свое гражданство.

Австрия(земли), Бразилия( штаты), Германия(земли), Индия(штаты), Канада(штаты), Мексика(штаты), Нигерия, Россия(субъекты), США(штаты), Аргентина, Австралийский союз, Швейцария( кантоны). Субъекты федерации не являются полноправными гос-вами. Чаще всего не обладают правом сецессии-одностороннего выхода из союза. Сильный центр доминирует в политической сфере. Двухпалатный парламент. Верхняя палата из представителей субъектов федерации. Территория состоит из территорий субъектов. Два уровня законодательства- общесоюзный и субъектов. Два уровня органов гос.власти.деление по территориальному признаку(США), по национальному(Индия).

Конфедерация-временный союз суверенных гос-в, созданный для обеспечения общих интересов, для достижения ограниченных целей.

- гос-ва имеют свой суверенитет, собственные системы органов власти, правосудия;

- не имеют общих законодательных, исполнительных и судебных органов;

- осуществляют власть самостоятельно, имеют собственную конституцию;

- нет единой армии, единой системы налогов, единого госбюджета. Но могут выделяться средства из общего бюджета конфедерации. Армия может состоять из воинских контингентов гос-в- членов конфедерации;

- конфедерация сохраняет гражданство тех гос-в, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан упрощен;

- создается на определенный срок, они недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей или превращаются в федерации;

- каждое гос-во проводит свою внешнюю политику, но создаются общие сферы- единая валюта, таможня, внешняя политика, оборона;

- это не союзное гос-во, а союз гос-в, которые могут в любой момент выйти.

Политический режим-( с фр. управление)- тип политической власти с характерными способами, формами и методами ее осуществления, отражает способы борьбы между властью, обществом и личностью.

Демократические и недемократические.

Главное- отношение общества и государства. Англ. Мыслитель Локк- государство служит ночным сторожем, когда граждане спят. Или в Третьем рейхе- Фюрер думает за каждого из нас.

Wiki letter w.svg

  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Добавить иллюстрации.

Конфедера́ция — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Содержание

Особенности

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э.Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества [источник не указан 287 дней] . Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

История

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром [источник не указан 287 дней] . Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей конфедерации», выработанной в 1777 году: «Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи конфедерации» были «слабой» конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что когда в 1798-ом году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельветическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине девятнадцатого века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году.

Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений» дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующие. «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние». «… стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния , за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое — в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование.

Некоторые западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пример: ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил — равенство участников и единогласное принятие решений.

С точки зрения З. Махмудовой, важная черта конфедерации — её недолговременный и переходный характер. Причины распада этого государственного устройства или преобразования его в иную форму могут быть разными и зависят от конкретных исторических и других обстоятельств.

Залогом успешного существования и функционирования конфедерации является соответствие уровня правосознания населения целям и задачам создаваемого государства.

На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, а в результате объединения государств [источник не указан 287 дней] .

Государства-конфедерации

  • Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией.
  • Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.
  • В 1861—1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.
  • Фактической конфедерацией является Босния и Герцеговина. Дейтонское соглашение и основанная на нём конституция страны называют её субъекты этнитетами (ст. 1, п. 3), прямо не указывая связаны ли они федеративным или конфедеративным узами (под Федерацией, фигурирующей в документе, всегда подразумевается мусульмано-хорватская Федерация Боснии и Герцеговины, а не Босния и Герцеговина в целом). Де-факто БиГ является асимметричной конфедерацией без права субъектов на сецессию.
  • Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.
  • При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальных вариантах проекта Союзного договора (до ГКЧП) предполагался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.
  • Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958—1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958) , Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).
  • В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё в составе Северной и Южной Кореи.
  • Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.
  • Ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий бо́льшему государству.

Россия и Белоруссия с 26 января 2000 года по настоящее время.Союзное Государство.

Тема 6. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

  • форму правления,
  • форму территориального (государственного) устройства
  • политический (государственный) режим.

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками :

1) это, как правило, единоличное правление ;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству ;

Выделяют две разновидности монархической формы правления : абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки :

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок . Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий . Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную . Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы , например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.) , а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную .

Унитарное государство имеет следующие признаки :

1) полное территориальное единство государства . Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

2) для населения установлено единое гражданство , территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства , единая судебная система;

4) единая система законодательства для всего государства;

5) одноканальная система налогов , т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки :

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5) двухканальная система налогов , что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию . Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств . В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства . Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились . Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.

Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические . Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

Авторитарный режим . Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим . Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

Вопросы для самоконтроля

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1993, Гл. IV. с. 71- 82.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994 Тема 4.4, с. 38; тема 22, с. 255-2б9..

Теория государства и права. Вып. 2. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1994, с. 3-39.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993, Гл. V, параграф 2.,0.72-100.

Читайте также: