Какие налоги не платят автономные учреждения и бюджетные учреждения в развлекательно досуговой сфере

Опубликовано: 29.04.2024

экономические науки

  • Чехлатова Елена Анатольевна , студент
  • Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
  • НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Похожие материалы

  • Место и роль оценки эффективности финансовой деятельности в управлении предприятием
  • Анализ состава, динамики и структура бюджета домашних хозяйств
  • Проблемное кредитное поведение Россиян: разбор методического опыта
  • Необходимость разработки маркетинговой стратегии в муниципальных образованиях
  • Бюджет фонда обязательного медицинского страхования РФ: проблемы формирования и исполнения

Автономному учреждению, в соответствии с требованиями налогового законодательства, нужно создать учетную политику для налогообложения по налогу на прибыль и создать регистры налогового учета. В таком случае налогообложение деятельности автономных учреждений по налогу на прибыль и налогообложение коммерческих организации не имеют различий.

Образовательные и медицинские учреждения в соответствии с п. 1.1 ст. 284 НК РФ имеют право применять нулевую ставу но налогу на прибыль. При этом должны быть соблюдены следующие условия, определенные ст. 284.1 НК РФ:

  1. Если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. Если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой;
  3. Если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;
  4. Если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
  5. Если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами. [1]

При несоблюдении хотя бы одного пункта с начала налогового периода применяется ставка 20 процентов.

По п. 8 ст. 284.1 НК РФ организации, которые применяли льготную ставку и отказались от нее либо утратили право на нее, не вправе перейти на использование нулевой ставки в течение пяти лет с года, в котором налог вновь исчисляется по ставке 20 процентов. Срок действия льготы — до 1 января 2020 года. [2]

Можно отметить упрощенный налоговый режим автономных учреждений. Такие учреждения могут работать по упрощенной системе налогообложения, если они соответствуют общим требованиям, которые представлены по отношению к хозяйствующим субъектам, имеющим право на работу по упрощенной системе налогообложения. [1]

Автономные, бюджетные и казенные учреждения являются плательщиками транспортного и земельного налогов, так как могут иметь зарегистрированные транспортные средства и земельные участки, признаваемые объектом налогообложения.

Освобождаются от уплаты налога в отношении земельных участков, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных по договору аренды, организации, установленные ст.388 НК РФ.

В соответствии со ст. 395 НК РФ освобождаются о налогообложения:

  1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
  2. Организации — в отношении земельных участков, занятых государственными дорогами общего пользования;
  3. Религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. Общероссийские общественные организации инвалидов. [1]

Финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений имеет сходства, а налогообложение доходов от предпринимательской деятельности идентично. Поэтому проанализируем налогообложение бюджетных и автономных учреждений совместно.

Если доходы бюджетных и автономных учреждений имеют связь непосредственно с деятельностью, имеющей конечную цель получение дохода, то при исчислении налога на прибыль существует возможность уменьшить налогооблагаемые доходы таких учреждений.

Если же расходы данных учреждений связаны с некоммерческой деятельностью, то на их величину не могут быть уменьшены доходы, которые облагаются налогом на прибыль. Таким образом, они должны покрываться за счет целевых поступлений (таких как субсидии), а при их недостатке или полном отсутствии — за счет прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов.

Это и является особенностью ведения налогового учета учреждений данного типа. Из-за присутствия пробелов в налоговом законодательстве, фактически мешающих должным образом учесть спорные вопросы по расходам, можно предположить, что в ближайшее время будут скорректированы статьи в НК РФ и проведены дополнительные поправки, регулирующие данный вопрос.

Так поставщики материалов, подрядчики, исполнители работ (услуг) предъявляют данному учреждению к оплате сумму НДС, если осуществление указанных ценностей (работ, услуг) облагается НДС. Далее это учреждение отражает сумму НДС в счетах-фактурах, выставляемых ими же, в двух следующих случаях (п. п. 1 и 3 ст. 168 НК РФ):

  • при получении предварительной оплаты в счет поставки имущества (имущественных прав, работ, услуг);
  • при отгрузке имущества, передаче имущественных прав, сдаче выполненных работ, оказанных услуг. [1]

В случае, если учреждение данного типа осуществляет деятельность, приносящую доход и облагаемую НДС, то по п. 1 ст. 145 НК РФ оно не освобождено от обязанности уплатить НДС, но имеет право на налоговый вычет суммы «входного» НДС.

Также учреждениями учитываются некоторые суммы НДС, которые соответствуют требованиями пп. 3 и 4 п. 1 ст. 146 НК РФ (в случае, если данные суммы НДС учреждение вправе будет принять к вычету), а именно:

  • при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • при ввозе имущества на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если данное имущество предназначено для использования в деятельности, приносящей доход.

Расчет, начисление и уплата НДС осуществляется в общем порядке, предусмотренным НК РФ. Принятие к вычету сумм НДС осуществляется в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ. [1] Представление деклараций по НДС и налогу на прибыль осуществляется аналогично казенным учреждениям

Рассмотрим уплату налога на имущество и земельного налога.

Основной особенностью в уплате налога на имущество организаций и земельного налога является то, что автономные, бюджетные и казенные учреждения уплачивают эти налоги по факту не из собственных денежных средств. Плательщиком в данном случае выступает государство — Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования, которые создают государственные (муниципальные) учреждения, так автономные, бюджетные и казенные учреждения финансируются и бюджетов разных уровней.

В обеспечении выполнения государственного (муниципального) задания в соответствии с Федеральными законами N 7-ФЗ и 174-ФЗ закладываются расходы на уплату налога, объектом которого является соответствующее имущество, например, земельный участок.

Соответственно, для бюджетных и автономных учреждений расходы на уплату налога на недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, расходы на уплату земельного налога включены в сумму субсидии. С этой же целью выделяются лимиты бюджетных обязательств для казенных учреждений. [3]

Такое положение действует в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества. Как правило, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждения не имеют какого-либо иного имущества в собственности или на условиях ограниченного вещного права. Государство, рассчитывая и выделяя субсидии для автономных и бюджетных учреждений и лимиты бюджетных обязательств для казенных учреждений, изначально закладывает сумму, отведенную для уплаты налога. Таким образом получается, что учреждения фактически освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога. То есть государство само, посредством государственных (муниципальных) учреждений, уплачивает налог на имущество и земельный налог.

Отметим, что прямых указаний по налогообложению в регулируемых Налоговым кодексом и иными нормами налогового права, в том числе нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, мало. Проблемы в данном случае возникают из-за употребления законодателем терминов «государственные (муниципальные) учреждения», «автономные учреждения» или «бюджетные учреждения». В случае, если норма налоговым правом субъект отношений определяет, как «государственное учреждение», то под этим понимаются и автономные, и бюджетные, и казенные учреждения. Следует учесть, что большинство льгот в НК РФ и в региональных (муниципальных) правовых актах относится только к бюджетным учреждениям. Таким образом, если бюджетное учреждение меняет свой статус на автономное учреждение, то оно теряет право на определенные льготы. В этом заключается одна из проблем налогообложения государственных (муниципальных) учреждений. В таком случае в качестве решения проблемы можно предложить корректировку статей НК РФ. Предполагается, что в статьях, где использовано общее понятие «государственные (муниципальные) учреждения», будет произведено уточнение, т.е. прописано, какой тип учреждения какой налог уплачивает.

Также многие проблемы налогообложения возникают из-за различия и в представлении отчетности бюджетного и автономного учреждений. Так, бюджетные учреждения представляют бухгалтерскую отчетность достаточно большому кругу лиц (главному распорядителю (распорядителю), органу, организующему исполнение бюджета, органам государственной статистики и налоговым органам и пр.). Однако им не требуется аудиторского заключения о достоверности годовой отчетности.

Автономные учреждения при осуществлении бухгалтерского учета учитывают обособленно некоторые виды доходов, расходов, имущества:

  1. Получение средств за счет субсидий и расходование их;
  2. Доходы (расходы), полученные (произведенные) для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности,
  3. Недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

По п. 12 ст. 2 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность различным органам, а именно органам государственной статистики, налоговикам и иным органам и лицам в соответствии с законодательством и уставом автономного учреждения, а также учредителям. При сдаче отчетности для достоверности предоставляемых данных по годовой бухгалтерской отчетности согласно п.13 ст.2 Закона № 174-ФЗ автономному учреждению требуется аудиторское заключение. При этом должны соблюдаться, в том числе в отношении средств массовой информации открытость и доступность данных по плану финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения.

Многие государственные (муниципальные) учреждения сетуют на чрезвычайную занятость отчетностью по уплате налогов, что существенно отвлекает от содержания основной работы, тем самым снижает ее эффективность. В данном случае в качестве решения этой проблемы можно назвать лишь упрощение отчетности, использование специальной процедуры уплаты налогов, которая бы не снизила качество отчета, но значительно бы увеличило время для выполнения основной работы учреждения.

Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения имеют ряд проблем в налогообложении, что несомненно влияет на качество их работы. Каждая проблема имеет свое решение. Однако, все они каким-либо образом связаны со статьями НК РФ. Поэтому данные проблемы нужно решать несомненно в НК РФ. Например, корректированием статей, уточнением типа учреждения, претендующего на льготу, или упрощением системы налогообложения. Что несомненно приведет к повышению эффективности работы государственных (муниципальных) учреждений.

Список литературы

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС «Гарант»
  2. Спесивцева А.Л. Налогообложение государственных (муниципальных) учреждений в условиях реформирования бюджетной сферы // Проблемы учета финансов. — 2012. — №2 (6). — 44-47с.
  3. Ст. 146 НК РФ с Комментариями// stnkrf.ru интернет источник URL: http://stnkrf.ru/146

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Учет в госсекторе

    23 июля 2013 года принят Федеральный закон № 215-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса РФ» (далее – Федеральный закон № 215-ФЗ). Данным законом вводятся дополнительные налоговые льготы для учреждений культуры и искусства, а также некоторые особенности, связанные с отражением в налоговом учете имущества, приобретенного полностью (частично) за счет бюджетных средств. В статье рассмотрим, в отношении каких учреждений культуры снизится налоговая нагрузка и как изменится порядок налогового учета имущества, приобретаемого с использованием бюджетных средств.

    Льготы по НДС

    • по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг;
    • по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
    • по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
    • по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;
    • по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
    • по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства;
    • по распространению и реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
    • по реализации программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.
    Согласно изменениям, внесенным в указанный подпункт Федеральным законом № 215-ФЗ, к перечисленным услугам добавляются услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства. Стоит отметить, что указанные операции освобождаются от обложения НДС с 1 октября 2013 года.

    В целях применения пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

    Преференции по налогу на прибыль

    1. Стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями, являющимися бюджетными учреждениями, в Музейный фонд РФ, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов. Данное положение будет добавлено в пп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ.

    В настоящее время в п. 2 ст. 256 НК РФ перечислены виды имущества, не подлежащего амортизации в целях исчисления налога на прибыль. В частности, в соответствии с действующей редакцией пп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом отмечено, что стоимость таких изданий при определении налоговой базы включается в состав прочих расходов в полной сумме в момент приобретения. С 2014 года законодатели предлагают аналогичным образом учитывать в налоговом учете стоимость культурных ценностей, приобретенных в Музейный фонд РФ музеями, являющимися бюджетными учреждениями.

    2. Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, вправе будут применять особый порядок амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества.

    Напомним, что общие положения о порядке расчета амортизации по амортизируемому имуществу в целях налогового учета установлены ст. 259 НК РФ.

    Согласно новой редакции данной статьи, которая будет действовать с 2014 года, в отношении амортизируемого имущества театров, музеев, библиотек, концертных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, будет предусмотрен особый порядок начисления амортизации.

    В соответствии с п. 7, внесенным Федеральным законом № 215-ФЗ в ст. 259 НК РФ, перечисленные учреждения культуры и искусства будут вправе не применять общий порядок амортизации, преду-смотренный ст. 259 НК РФ, в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества. В этом случае осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы указанных учреждений на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.

    3. Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, а налоговую декларацию представляют только по истечении налогового периода (календарного года).

    Об этих особенностях свидетельствуют поправки, внесенные Федеральным законом № 215-ФЗ в ст. 286 и 289 НК РФ.

    Статьей 286 НК РФ устанавливается порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей: ежемесячных и квартальных. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что бюджетные учреждения уплачивают по налогу на прибыль только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Согласно новой редакции п. 3 ст. 286 НК РФ, которая вступит в силу в 2014 году, квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль будут уплачивать не все бюджетные учреждения. Исключение составят бюджетные театры, музеи, библиотеки и концертные организации. Указанные учреждения культуры не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, следовательно, они будут рассчитывать и уплачивать налог на прибыль только за налоговый период (календарный год).

    В связи с этим таким учреждениям не придется составлять и представлять в налоговый орган квартальные налоговые декларации (то есть декларации за I квартал, полугодие и девять месяцев). Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, начиная с 2014 года будут представлять налоговую декларацию только по истечении налогового периода. Данное положение закреплено в новом абзаце п. 2 ст. 289 НК РФ, внесенном Федеральным законом № 215-ФЗ.

    Особенности налогового учета амортизируемого имущества, приобретаемого с использованием бюджетных средств

    Вначале отметим, что большая часть амортизируемого имущества бюджетных (автономных) учреждений приобретается (изготавливается) либо полностью за счет бюджетных средств целевого финансирования, к которым относятся субсидии, либо частично за счет бюджетных и собственных средств (средств, полученных от приносящей доход деятельности).

    Согласно действующей редакции пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не подлежит амортизации. Следовательно, стоимость такого имущества при исчислении налога на прибыль не учитывается.

    В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом № 215-ФЗ в пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, с 2014 года не будет подлежать амортизации только то имущество, которое полностью приобретено (создано) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

    Имущество, приобретенное (созданное) частично за счет указанных средств (то есть с их использованием), будет подлежать амортизации. При этом в отношении такого имущества с 2014 года предусмотрены особенности определения первоначальной стоимости. А именно, первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, будет определяться как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования (редакция п. 1 ст. 257 НК РФ, действующая с 2014 года). Например, бюджетное учреждение, приобрело оборудование стоимостью 70 000 руб., из них:

    – 40 000 руб. были оплачены за счет целевой субсидии;

    – 30 000 руб. за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

    В данном случае в целях исчисления налога на прибыль в 2014 году первоначальная стоимость указанного оборудования будет равна 30 000 руб. (70 000 - 40 000). Исходя из этой стоимости и будет начисляться амортизация.

    Особенности налогообложения бюджетных и автономных учреждений культуры и искусства

    Общее понятие "учреждения культуры и искусства" для целей налогообложения не определено (ст. 11 НК РФ). Однако главы 21 и 25 НК РФ предусматривают ряд льгот или особенностей налогообложения для поименованных в специальных нормах учреждений, относящихся к сфере культуры и искусства.

    В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях этого подпункта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки. Указанный перечень хоть и является закрытым, но достаточно широк.

    Внимание

    Положения пп. 20 п. 2 ст. 149 не содержат ограничений ни по форме собственности, ни по типу учреждений.

    Перечень операций, не подлежащих налогообложению по пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, также достаточно широк. К ним относятся:

    - услуги по предоставлению напрокат предметов, используемых в сфере культуры и искусства (перечень см. в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);

    - услуги по изготовлению копий документов на различных носителях (перечень см. в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ), используемых в учебных целях, в сфере культуры и искусства;

    - услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

    - услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;

    - услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

    - услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства (см. также письма ФНС России от 22.05.2014 N ГД-4-3/9950@, Минфина России от 18.03.2014 N 03-07-08/11698);

    - услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства (с 1 октября 2013 года);

    - услуги по распространению билетов и реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности (формы бланков строгой отчетности "Билет", "Абонемент" и "Экскурсионная путевка" утверждены приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257).

    - реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

    Налог на прибыль

    С 1 января 2014 года глава 25 НК РФ дополнена положениями, направленными на поддержку бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры и искусства.

    Внимание

    Нормы пп. 6 п. 2 ст. 256, п. 7 ст. 259 НК РФ распространяются только на театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями.

    На основании пп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями , являющимися бюджетными учреждениями, в Музейный фонд РФ , включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов. Учитывая требования ст. 251 НК РФ, согласно которым не учитываются доходы и, соответственно, расходы, полученные (осуществленные) в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, эта норма может применяться только в отношении приобретений, осуществленных за счет средств от приносящей доход деятельности.

    В соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ театры, музеи, библиотеки, концертные организации , являющиеся бюджетными учреждениями, вправе не применять общий порядок амортизации, предусмотренный ст. 259 НК РФ, в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества. Расходы этих учреждений культуры и искусства по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности , признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.

    Если учреждение примет решение применять этот порядок признания расходов, то его следует утвердить в учетной политике учреждения для целей налогообложения.

    Кроме того, театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, а налоговую декларацию представляют только по истечении налогового периода (календарного года) (п. 3 ст. 286, п. 2 ст. 289 НК РФ).

    Внимание

    Автономные учреждения культуры и искусства применяют общие нормы главы 25 НК РФ с учетом положений ст. 251 НК РФ.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

    Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Информационный блок " Госсектор: учет, отчетность, финконтроль " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы

    Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.

    См. содержание Энциклопедии решений

    Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

    Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

    Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

    Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

    Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

    Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

    Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

    Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

    Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

    Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

    Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

    Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

    Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

    Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

    Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

    КБК - коды бюджетной классификации

    КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

    КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

    План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

    ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

    ПБС - получатель бюджетных средств

    Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

    С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

    А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

    В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

    Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

    А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

    Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

    Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

    Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

    А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

    Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

    В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

    А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

    Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

    О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

    О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

    А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

    Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

    В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

    Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

    А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

    Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

    Автономные учреждения руководствуются Федеральным Законом № 174-ФЗ, датированным 03.11.2006 г. Роль учредителя могут выполнять органы власти федерального уровня с субъектами РФ, муниципальные структурные образования. Главная особенность – наличие характерных признаков и льгот бюджетных учреждений при отсутствии большого перечня ограничений, действующих по отношению к другим разновидностям бюджетных структур.

    Что такое автономное учреждение

    В ст. 2 Закона № 174-ФЗ раскрывается понятие автономного типа учреждений. Законодатель определяет этот тип организаций как структуру, создаваемую для реализации функционала государственных органов в таких областях:

    • образовательные услуги;
    • научные исследования;

  • культуры;
  • система здравоохранения;
  • развитие спорта;
  • СМИ;
  • соцзащита физических лиц;
  • занятость трудоспособного населения.
  • СПРАВОЧНО! Автономные учреждения регистрируются только как юридические лица. Они наделяются набором имущественных и неимущественных прав, могут выступать в роли ответчика или истца на судебных процессах.

    Особенности и характеристика учреждений автономного типа

    Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.

    В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:

    1. Объекты, которые сданы автономной организацией в аренду, не содержатся за счет бюджетных средств.
    2. Такие структуры наделены правом оказывать широкий набор платных услуг. Для этого необходимо прописать желаемые виды работ в учредительной документации и привести эти нормы в соответствие с целями создания предприятия.
    3. Им разрешено пользоваться в процессе распоряжения денежными ресурсами услугами казначейства и кредитных организаций. Выбор одного из вариантов осуществляется органами управления без учета мнения учредителей.
    4. Могут участвовать в формировании капитала других юридических лиц.
    5. Могут осуществлять финансовые операции, связанные с оборотом ценных бумаг.
    6. На них не распространяется законодательство о госзакупках.
    7. Обладают правом перехода на упрощенный режим налогообложения.

    ВАЖНО! Протокол заседания наблюдательного совета автономного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

    Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.

    ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.

    Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:

    • имущественная ответственность подкрепляется имуществом учредителей, которым предприятие пользуется на праве оперативного управления (недвижимость и особо ценные активы являются исключением);
    • собственники имущественных объектов не несут ответственности за итоги хозяйствования учреждения;
    • ежегодная публикация отчетов об итогах хозяйствования и порядке эксплуатации вверенного имущества, площадки для публикаций выбираются учредителем среди функционирующих СМИ;
    • общественный контроль реализуется через полномочия наблюдательного совета.

    Классификация автономных учреждений

    Автономные учреждения могут классифицироваться по сфере хозяйствования и способу создания организации. По последнему критерию выделяют следующие разновидности:

    • новые организации, создаваемые сразу в форме автономных учреждений;
    • преобразованные организации, регистрируемые на основе казенной или бюджетной структуры путем изменения их типа.

    В первом случае требуется согласие Правительства, выраженное в письменном решении. Функции и полномочия учредителей в процессе создания учреждения и последующей реализации им деятельности прописаны в Постановлении Правительства от 10 октября 2017 г. под № 662. Все решения и задачи федеральных органов власти, являющихся учредителями автономной структуры, доводятся до предприятия в течение 7 дней с момента принятия руководящих норм.

    Пример выделения типов автономных учреждений в сфере образовательных услуг – сосуществование федеральных университетов с исследовательскими вузами.

    Система управления

    Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:

    • руководителем;
    • коллективом наблюдательного совета;
    • общими собраниями, учеными или художественными советами и другими внутренними органами, которые предусмотрены федеральным законодательством, при условии что их наличие предполагается уставом организации (ст. 8 Закона № 174-ФЗ).

    Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.

    Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.

    Список функций наблюдательного совета:

    • формирование рекомендательных положений в отношении внесения изменений в уставные документы;
    • согласование предложений об открытии филиалов, их закрытии;
    • разработка маршрутной карты при ликвидации или реорганизации;
    • обсуждение перспектив участия в капитале других организаций;
    • анализ перспективности сделок с недвижимостью;
    • формирует экспертное мнение о возможностях сотрудничества с конкретной кредитной организацией;
    • принимает решения по крупным сделкам и соглашениям с признаками заинтересованности;
    • инициирует проведение аудита отчетности и выбирает организацию, которой будет поручено такое задание;
    • утверждает проекты отчетности и положение о закупках.

    Бухгалтерский учет и налогообложение

    Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:

    • средств в форме субсидий и субвенций;
    • доходов и расходов, возникающих в процессе реализации хозяйственной деятельности;
    • недвижимости и особо ценных имущественных активов, находящихся в оперативном управлении;
    • объектов основных средств, приобретенных на средства, вложенные учредителем.

    Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:

    • приведение рабочего плана счетов с теми кодировками, которые предполагается использовать для учета всего спектра операций предприятия;
    • методы оценки в денежном выражении имущества и возникающих обязательств;
    • алгоритм и правила инвентаризационных мероприятий;
    • особенности организации документооборота;
    • рекомендации по систематизации информации;
    • формы документации для первичного учета с приведением обязательных реквизитов;
    • инструментарий контроля правильности учета через аудиторские проверки.

    КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).

    Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:

    • по ресурсам, получаемым из казны;
    • по внебюджетным средствам.

    Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.

    КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.

    Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.

    Налоговый кодекс предоставляет предприятиям малого бизнеса преференции в виде специальных режимов и наиболее популярным среди них является упрощенная система налогообложения (УСНО). Правом на ее применение обладают и автономные учреждения, если укладываются в установленные налоговым законодательством лимиты. Настоящая статья адресована тем АУ, которые ведут внебюджетную деятельность и рассматривают варианты снижения законными способами своей налоговой нагрузки.

    Какие автономные учреждения имеют право использовать УСНО?

    УСНО является добровольным налоговым режимом, порядок его применения регулируется нормами гл. 26.2 НК РФ. Поскольку «упрощенка» отличается от основной системы налогообложения пониженной совокупной налоговой нагрузкой и нацелена на стимулирование малого и среднего бизнеса, НК РФ предъявляет требования к желающим ее использовать налогоплательщикам.

    1. Организационно-правовая форма. Согласно пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО казенные и бюджетные учреждения. Как видим, в этом перечне отсутствуют АУ, что позволяет им использовать УСНО. Минфин в Письме от 07.10.2011 № 03-11-06/2/140 подтвердил правомерность этого вывода.

    2. Наличие филиалов. Если автономное учреждение имеет в своем составе филиалы, претендовать на право пользования УСНО оно не сможет (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). В случае, когда у АУ есть иные обособленные подразделения, не являющиеся филиалами, за ним сохраняется право на УСНО (письма Минфина РФ от 22.07.2011 № 03-11-06/2/108, от 16.05.2011 № 03-11-06/2/76).

    3. Предел годовой выручки. Право на УСНО утрачивается, если годовая выручка (для АУ это доходы от платной деятельности) превысит 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). При расчете не учитываются субсидии.

    4. Лимит численности. Если средняя численность работников АУ за налоговый (отчетный) период превысит 100 человек, учреждение также лишится права на применение УСНО (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При этом учитывается вся численность персонала, занятого как в основной, так и во внебюджетной деятельности.

    5. Лимит по основным средствам. Согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ упрощенную систему вправе применять налогоплательщики, у которых остаточная стоимость основных средств не превышает 150 млн руб. Учитываются только те основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Стоимость амортизируемого имущества, полученного АУ в оперативное управление, не учитывается в целях применения ограничения, предусмотренного пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Это подтверждают письма Минфина РФ от 06.07.2016 № 03-11-10/39450, от 09.08.2011 № 03-11-06/2/116.

    Итак, право на «упрощенку» получают те АУ, которые не имеют филиалов и у которых остаточная стоимость имущества, приобретенного за счет собственных средств (доходов от внебюджетной деятельности), не превышает 150 млн руб., среднесписочная численность – 100 человек, а доходы от внебюджетной деятельности – 150 млн руб. в год.

    В чем выгода УСНО?

    При упрощенной системе уплачивается налог по ставке 15% с налоговой базы «доходы минус расходы» или 6% с базы «доходы». «Упрощенка» освобождает от уплаты:

    • налога на прибыль организаций (ставка 20%);
    • налога на имущество организаций;
    • НДС (ставка 18%).

    Для начала в общих чертах прикинем экономическую выгоду применения УСНО. Допустим, что налогоплательщик создал добавленную стоимость в размере 1 000 руб., в том числе НДС по расчетной ставке 18/118 – 152,54 руб., налог на прибыль по ставке 20% – 169,49 руб. с базы 847,46 руб. (1 000 - 152,54). Тогда в распоряжении налогоплательщика остается 677,97 руб. (1 000 - 152,54 - 169,49). При УСНО же будет заплачено 150 руб. (1 000 х 15%), то есть останется 850 руб.

    Право на УСНО получают те АУ, которые не имеют филиалов и у которых остаточная стоимость имущества, приобретенного за счет доходов от внебюджетной деятельности, не превышает 150 млн руб., среднесписочная численность – 100 человек, а доходы от внебюджетной деятельности – 150 млн руб. в год.

    Для большинства коммерческих организаций УСНО однозначно выгоднее общей системы налогообложения. Но что касается автономных учреждений, для них общий подход неприемлем. Дело в том, что АУ традиционно работают в социально значимых отраслях, которые льготируются и по другим налогам, что снижает значимость УСНО в законной налоговой оптимизации.

    Альтернативные льготы по налогу на прибыль. Согласно п. 1.1, 1.9, 1.11 ст. 284 НК РФ по налогу на прибыль применяется ставка 0% к базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, социальное обслуживание граждан, туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа.

    Альтернативные льготы по НДС. В силу пп. 2 – 4, 14 – 15 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождены от НДС:

    • медицинские услуги;
    • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;
    • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования;
    • услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
    • услуги в сфере образования;
    • услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних;
    • услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей;
    • работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия.

    Экономия по налогу на имущество. Как следует из п. 2 ст. 346.11 НК РФ, «упрощенка» освобождает от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость). То есть если автономное учреждение обладает имуществом, налог с которого уплачивается по кадастровой стоимости, УСНО не поможет выводу из-под налогообложения этой части имущества. Однако согласно пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ объекты недвижимого имущества облагаются исходя из кадастровой стоимости, только когда организация владеет ими на праве собственности или хозяйственного ведения. На государственные (муниципальные) учреждения, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления, положения ст. 378.2 НК РФ не распространяются, поскольку собственниками этого имущества являются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования. Такая позиция изложена в письмах Минфина РФ от 28.07.2014 № 03-11-06/2/36924, от 21.05.2014 № 03-05-05-01/24062.

    «Упрощенка» по ставке 6% с базы «доходы» выгодна при высокорентабельной деятельности (такой как сдача имущества в аренду). Ставка 15% с разницы между доходами и расходами подходит для менее рентабельных видов деятельности (например, для оказания услуг).

    Напомним, что в силу п. 33 Положения № 640 в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения. Если федеральное АУ осуществляет платную деятельность, затраты на уплату налога на имущество распределяются между основной и внебюджетной деятельностью посредством использования коэффициента платной деятельности. Возникает вопрос: в какой части налога на имущество (в полной или лишь в той, что приходится на платную деятельность) полагается льгота по УСНО? Отвечая на него, контролеры в Письме № 03-11-06/2/36924 сообщили следующее. Нормы п. 2 ст. 346.11 НК РФ (о том, что УСНО предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций) применяется в отношении всего имущества АУ – вне зависимости от источника его приобретения. Значит, в размер субсидий автономных учреждений, использующих «упрощенку», не должны быть включены затраты по налогу на имущество. В противном случае произойдет изъятие средств из бюджета, а чем это чревато – наглядно демонстрируют судебные процессы по уплате страховых взносов АУ-«упрощенцами», к рассмотрению чего мы и переходим.

    Нюансы исчисления страховых взносов. Применяя «упрощенку», налогоплательщики в силу пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ имеют право на пониженные тарифы страховых взносов. В свою очередь, организации должны заниматься социально значимыми видами экономической деятельности, такими как:

    • научные исследования и разработки;
    • образование;
    • здравоохранение и предоставление социальных услуг;
    • деятельность спортивных объектов;
    • прочая деятельность в области спорта;
    • деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
    • деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
    • деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
    • деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.

    Пониженная ставка составляет 20% вместо базовых 30%. Для применения пониженной ставки требуется, чтобы доля доходов от льготируемой деятельности составляла не менее 70% в общем объеме доходов (п. 6 ст. 427 НК РФ). При этом пониженные взносы распространяются только на ту часть фонда оплаты труда (ФОТ), которая относится к платной деятельности. Как неоднократно указывали суды, применение учреждением пониженных страховых тарифов ко всему ФОТ дает организации, финансируемой за счет бюджета, преимущество по сравнению с иными субъектами предпринимательской деятельности, применяющими УСНО и претендующими на «страховую» льготу. У автономных учреждений отсутствует право на применение указанной льготы, поскольку в случае применения учреждением льготного тарифа происходит необоснованное удержание учреждением бюджетного финансирования, выделенного в том числе на уплату страховых взносов. Аналогично высказался Конституционный суд. В его Определении от 23.10.2014 № 2335-О разъяснено: порядок финансирования деятельности АУ предполагает необходимость выделения достаточных бюджетных средств, в том числе для оплаты труда работников с учетом уплаты страховых взносов в связи с выполнением муниципального задания на основе плана финансово-хозяйственной деятельности.

    Правила перехода к УСНО и возврата к общей системе налогообложения.

    Переход к упрощенной системе и возврат к иным режимам налогообложения является добровольным, но нужно учитывать ограничения, установленные НК РФ.

    Чтобы действующему АУ перейти на УСНО со следующего календарного года, ему требуется уведомить об этом решении налоговый орган по месту нахождения не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, с которого учреждение переходит на УСНО.

    В уведомлении отмечается выбранный объект налогообложения («доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов»). Кроме того, указываются остаточная стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого АУ переходит на «упрощенку». Автономное учреждение может перейти на УСНО, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подает уведомление, доходы от платной деятельности не превысили 112,5 млн руб.

    В рамках финансового планирования своей деятельности автономные учреждения могут ежегодно (по результатам работы за девять месяцев) рассчитывать налоговую нагрузку на предстоящий год по всем альтернативным налоговым системам.

    Вновь созданное АУ вправе уведомить о переходе на УСНО не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. В этом случае АУ признается налогоплательщиком, применяющим УСНО, с даты постановки его на учет в налоговом органе.

    Автономное учреждение, применяющее УСНО, может перейти на общую систему налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором оно предполагает перейти на иной режим налогообложения.

    Какой объект налогообложения выбрать?

    На выбор налогоплательщика «упрощенка» предлагает два объекта налогообложения:

    • доходы;
    • доходы, уменьшенные на величину расходов.

    Организация может менять объект налогообложения ежегодно, уведомив об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором она предполагает изменить объект налогообложения.

    Если таким объектом являются доходы, налоговая ставка составляет 6%. При объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» ставка равна 15%.

    В каком случае выбрать ту или иную базу по УСНО? «Упрощенка» по ставке 6% с базы «доходы» выгодна при высокорентабельной деятельности (например, сдача имущества в аренду). Ставка 15% с разницы между доходами и расходами подходит для менее рентабельных видов деятельности, таких как оказание услуг и торговля.

    Для определения точки безразличия кроме разницы баз и ставок следует учитывать, что из суммы налога при использовании базы «доходы» вычитаются страховые взносы. При этом страховые взносы не могут уменьшить сумму налога по УСНО более чем на 50% (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

    Точка безразличия определяется по формуле:

    Д х 6% - С = (Д - Р) х 15%, где:

    Д – доходы, признаваемые при УСНО;

    Р – расходы, принимаемые при УСНО;

    С – сумма страховых взносов.

    При этом необходимо соблюсти следующее условие: Д х 6% - С ≥ 0,5 х Д х 6%.

    Пример 1

    Автономное учреждение, предоставляющее медицинские услуги, выбирает наилучший налоговый режим на 2018 год. Плановые платные доходы составляют 10 млн руб., ФОТ – 2 млн руб., налог на имущество – 20 тыс. руб., прочие расходы – 1,5 млн руб. Какая система налогообложения наиболее выгодна, если АУ имеет право на льготы по налогу на прибыль и НДС?

    Читайте также: